Основная причина этого бедственного положения — оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в наше монашеское братство, как об этом мы уже сообщали и ранее в Московскую Патриархию. Нас осталось сейчас всего 50 человек. Самому молодому из нас 54 года. Большинство семидесяти и восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение. Кроме как с нашей Родины, из России, ниоткуда не может прибыть к нам пополнение. И вся наша надежда на сохранение нашего монастыря, после Бога, Пречистой Богородицы и святого великомученика Пантелеимона на Русскую Православную Церковь, Московскую Патриархию. Нам известно, что Московская Патриархия обратилась с просьбой к Вселенскому Патриарху, в канонической юрисдикции которого находится наш монастырь, допустить из России приезд десяти человек для поступления в братство нашего монастыря. Мы глубоко благодарны всегда Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Алексию и Вам за этот шаг и всецело его приветствуем. Но нам известно, что Вселенский Патриарх не счел возможным ответить на Ваше письмо. Причина тому — давление, оказываемое на него со стороны греческого правительства, противящегося приезду на Афон русских. Формальный предлог для того, чтобы не отвечать, — Афон пользуется известной церковной автономией, и Вселенский Патриарх не является первой инстанцией в такого рода делах. Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен на погибель. Испрашивая Ваших святых архипастырских молитв и святейшего благословения, остаемся Вашими смиренными послушниками и богомольцами — Игумен архимандрит Илиан со всею о Христе братиею». Именно во время игуменства отца Илиана наконец для пополнения рядов братии монастыря прибыли первые монахи из России. Радости старца не было границ. Теперь в его чуть было не отчаявшемся уже сердце зародилась твердая надежда, что Русская обитель на Афоне не погибнет, а будет и далее стоять как оплот Православия на многие века.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач) В 1965 году отец Гавриил был избран наместником Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, помогая во всем старенькому игумену обители схиархимандриту Илиану (Сорокину). После кончины игумена Илиана схииеромонах о. Гавриил был в числе претендентов на игуменство, но поначалу избран был не он, а прибывший из СССР архимандрит Авель (Македонов). Однако Священный Кинот не утвердил это избрание, поскольку о. Авель подвизался на Афоне ещё недостаточно времени. Поэтому вторично игуменом обители был избран о. Гавриил. Его интронизация состоялась 26 апреля 1971 года, а 13 мая он был возведен в сан архимандрита. Годы его игуменства были очень непростыми. В обители, несмотря на поступление небольшого числа новых иноков, подвизалось всего 12–13 монашествующих. Политическая обстановка в Греции оставалась непростой: у власти стояла военная хунта (правительство «чёрных полковников»), продолжавшая политику недопущения новых иноков в славянские монастыри. Новый игумен продолжил линию своего предшественника, схиархимандрита Илиана (Сорокина), укрепляя связи с Русской Церковью. В письме на имя Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил писал: «Наш монастырь находится в крайне затруднительном положении и особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число братии уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет. Такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь русского народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека». 4 июля 1975 года по причине ухудшения здоровья и склонности к уединению схиархимандрит Гавриил подал прошение об уходе на покой. Новым настоятелем Свято–Пантелеимоновского монастыря стал архимандрит Авель (Македонов), а о.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

Бумага с резолюцией навести порядок пришла к псковскому архиерею, которому ничего не оставалось делать, как выехать в Псково-Печерский монастырь. Владыка устроил «разбор полета», словесно отдубасил «недоумка и провокатора», с позором выбросил о. Илиана (так тогда звали о. Илия) из монастыря, поставил всем на вид, предупредив о более тяжких последствиях для всех и каждого при повторении подобных происшествий. Люди старшего поколения могут представить себе, что в тот момент мог чувствовать молодой иеромонах, получивший хорошее духовное образование, выпускник Ленинградской Духовной Академии, постриженник самого митрополита Никодима (Ротова) : всё, жизни больше не будет, можно сразу в петлю лезть — снятие священства, никаких монастырей и монашества, никакой приличной светской работы, постоянный надзор органов, как за неблагонадежным… Владыка кричал и топал ногами, разве только не избил. Его понять можно, тогда было такое время, иначе он и не мог поступить. Но уже выезжая из монастыря, владыка тихонько, чтобы никто не видел, взял иеромонаха Илиана в свою машину и отправил его к себе на дачу, а потом спустя какое-то время умудрился сплавить на  Афон в качестве ссылки-наказания. Т. е. даже не испугал волка лесом, а просто в лес выпустил, да еще и заповедный, где охотников нет и зверей не стреляют. На Афоне о. Илиан прожил довольно много лет, стал духовником обители и кроме всего прочего начитался всякой антисоветской литературы, коей там было в избытке. Там-то о. Илий и стал окончательным и убежденным антисоветчиком, полагающим, что все зло в нынешней России от коммунистов. Все, кто много общался с батюшкой, знают его твердую и непримиримую позицию по этому вопросу. Даже какие-то попытки взглянуть на ситуацию под другим углом зрения пресекаются мгновенно: «Ууу, это же коммунисты, их надо всех удалять от власти». Одним словом, если хотите возбудить о. Илия, скажите слово «коммунист» и сразу увидите перемену. И вот однажды, в начале 90-х годов, о. Илий приехал ко мне в гости, в Питер. Он очень любит Петербург, с Питером связана его молодость, учеба в Духовной Академии, постриг… Я решил показать один храм, в котором он не был при советской власти — Казанскую церковь Новодевичьего женского монастыря, построенную великим русским архитектором Василием Антоновичем Косяковым, автором самых значительных петербургских храмов конца XIX — начала ХХ века.

http://pravmir.ru/vragi-cerkvi/

И.Д. Письмо 73 Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко, святительски благословите! Милостивое Ваше письмо мы имели утешение получить. Примите нашу искреннейшую благодарность за Ваше соболезнование по случаю смерти нашего любимого батюшки отца Илиана и за выраженные Вами чувства благоволения к нашей обители, за благожелания, молитвы и благословения нам, недостойным и очень нуждающимся в духовном утешении, так как со смертью отца Илиана мы духовно осиротели. Святый Владыка, осмелюсь Вам, хотя кратко и неумело, описать последние дни нашего незабвенного старца игумена. Последний раз он был в соборе в день Скоропослушницы. По слабости не мог из потира принять причастие; пришлось ему преподать из лжицы. С 12 ноября у него отнялись ноги: видно, паралич. Каждый день после литургии ходили мы его причащать. С каким он умилением принимал Святые Таины и с особым усердием и смирением просил, чтобы и на другой день его не лишили Божественного причастия! Носили к нему в келью чудотв. икону Иерусалимской Царицы Небесной, св. мощи, совершали над ним таинство елеосвящения, читали ему канон на исход души. За день (до) смерти он уснул и не просыпался до последнего вздоха, хотя видно по всему, что он был в памяти: когда после литургии и освящения воды я ему дал испить св. воды, он проглотил, и из глаз выкатилась слёзка. Вечером в начале бдения с последним ударом колокола он как бы вздрогнул и уснул навечно. Тут же мы трое одели его, как прилично его сану, положили на носилки, отпели первую литию и понесли с пением в Покровский собор, принесли как раз к величанию. После бдения, совершив литию, начали чтение Евангелия. Две ночи он стоял в Покровском соборе, и накануне 3-го дня вечером после трапезы, отпев литию, торжественно под перезвон колоколов с пением понесли в Нижний собор, останавливались у каждого параклиса и пели литию. Совершив заупокойное бдение и наутро Божественную литургию соборне и затем чин отпевания при участии всей братии и прибывших из других монастырей, обнесли вокруг собора и предали тело земле, как он и желал, без гроба 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

2394. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 февраля 1986 года: Для пастырского служения в храме подворья РПЦ во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла направить свящ. А.Решетняка, преподавателя ОДС. – 1986, 3, 6. 2395. ВЛЛАДИМИР, еп. Петропавловскому храму в Карловых Варах- 90 лет. – 1988, 5, 18. 2396. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 1988 года: 1. Освободить еп. Подольского Владимира от обязанностей настоятеля подворья РПЦ в Карловых Варах. 2. Назначить на эту должность еп. Каширского Феофана. – 1988, 10, 3. 2397. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 10 января 1989 года: Освободить прот. А.Решетняка от обязанностей клирика подворья и отпустивть в юрисдикцию Чехословацкой Православной Церкви для временного прохождения пастырского служения. – 1989, 6, 4. 2398. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 марта 1991 года: Назначить еп. Илиана, находившегося в заштате, епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, настоятелем Подворья РПЦ в Карловых Варах. – 1991, 6, 10. 2399. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 5 мая 1995 года: Освободить прот. С.Трухачева от обязанностей клирика Подворья. – 1995, 5, 15. 2400. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 27 декабря 1995 года: 1. Освободить еп. Серпуховского Илиана, настоятеля Подворья, от занимаемой должности. 2. Назначить в этой должности прот. В.Тарасова. – 1996, 1, 13. 23. Представительство в Нью-Йорке (США) 2401. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 февраля 1985 года: 1. Освободить прот. Л. Махно от обязанностей настоятеля Представительства в Нью-Йорке и направить в распоряжение архиеп. Тульского Германа. 2. Назначить на эту должность прот. С. Суздальцева, клирика г. Москвы.. – 1985, 4, 6. 2402. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 марта 1987 года: 1. Освободить прот. С. Суздальцева от обязанности настоятеля Представительства и направить в распоряжение Святейшего Патриарха. 2. Назначить на эту должность клирика Представительства Г. Дзичковского с освобождением его от обязанностей настоятеля храма Всех святых, в земле Российской просиявших. – 1987, 5, 4

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодарю за Ваше дорогое письмо, я почувствовал Ваше святительское благословение, очень рад. Живем – слава Богу Очень прискорбно, что нет Вас с нами. Братии осталось очень мало, и нету того братского отношения, которое было при Вас. Новые братия живут, и всё не нравится им. Они из города, и правило для них тяжёлое. Святейший Патриарх Алексий и Высокопреосвященнейший Никодим выслали пенсию родственникам новой братии, которые приехали на Св. Афон из России. Покров теперь праздновали скромно. Архандарика 183 уже нет, всё в трапезе. Гостей всего было 50 человек, в трапезе 70 человек. Желал бы увидеть Вас, чтобы Вы прочитали разрешительную молитву, мне уже 82 года. Испрашиваю Вашего святительского благословения и святых молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец игумен архимандрит Илиан 24. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Августа 4 (старый стиль), 1966 г. Ваше Высокопреосвященство, святительски благословите! Извещаю Ваше Высокопреосвященство, что я с великой радостью получил Ваше дорогое письмо. Очень благодарю за Ваше поздравление и дорогие пожелания. Слава Богу, мы дождались новых братий 184 . Вы всегда желали и ходатайствовали. Теперь они у Покрова поют и читают, и служат. Слава Богу что Господь Вас сподобил посетить Св. Иерусалим как предвкушение будущей жизни. Праздник прошел скромно – уже на архандарике не набирали столов, всё было в трапезе. Архиерея в настоящее время нет на Святой Горе. Я всегда помню о Вас как члене и собрате нашей обители. Может быть, когда-нибудь будете в Салониках, могу посетить Вас, – я уже постарел – 82 года, и тяжеловато стало жить. Испрашиваю Вашего Святительского благословения и святых молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец игумен архимандрит Илиан со всею о Христе братиею 25. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Наша афонская жизнь всё по-старому. Андреевский скит совсем ослаб. У нас многие померли: последний – отец Мисаил 130 . Осталось приблизительно 35 человек. Испрашиваю Вашего святительского благословения и святительских молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец игумен архимандрит Илиан с братией 2. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Июня 26, 1961 г. Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, святительски благословите! Ваше Высокопреосвященство, простите, долго не писал Вашему Высокопреосвященству, всё ждал Вашего письма, но у Вас премножество дел, потому нет времени. Мы живем всё по-старому. Посетителей много. 19 июня по старому стилю посетил нас сербский епископ Павел 131 из Призрена и с ним архимандрит, 2 протоиерея, иеромонах, дьякона и мирские преподаватели, всего 12 человек. Приехали вечером в субботу, утром в воскресенье я служил для них раннюю литургию у Успенья. Владыка остался доволен и немедленно уехал в Лавру 132 , Сергей Николаевич Большаков собирается приехать с Высокопреосвященнейшим митрополитом Николаем Корсунским 133 , ещё собирается приехать архимандрит Августин 134 , начальник Русской Миссии в Иерусалиме, но ещё пока не слышно. Лавра Святого Афанасия готовится к встрече праздника, проделывают дороги для автомобилей и разные проекты для встречи гостей. Мы живем всё по-старому. Дело с крушением автомобиля кончилось для нас благополучно. Отец Давид остался оправдан. В Андреевском скиту очень ослабли. Ильинский скит поклоняется Анастасиевским 135 долларам. Теперь русскую переписку я пишу сам. Епископам заграничным никому не пишу. Отвечаю только на письма благотворителей. Ваше Высокопреосвященство, не забывайте нас, пока что-нибудь переменится. Испрашиваю Вашего святительского благословения и святых архипастырских молитв. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник и богомолец: Игумен Архимандрит Илиан со всею о Христе братиею 3. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

На этом кончаю, дабы не задерживать отправку письма. На днях пошлю Вам вырезки из газет о церковных делах. Испрашивая Ваших молитв, с братской о Христе любовью архиепископ Василий, Париж 7. Без подписи (предположительно: архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свяш-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана) Июня 22, 1962 г. Ваше Преосвященство, святительски благословите! Извещаю Ваше Высокопреосвященство, что нас 29 июня нового стиля посетили дорогие, давно жданные гости: Высокопреосвященнейший Никодим, архиепископ Ярославский и Ростовский, и архимандрит Питирим 154 , и ещё один профессор, и ещё один греческий профессор – Антоний Каоадис – сопровождал. Гости были сначала в Киноте, где их хорошо встретили, потом ночевали в Андреевском скиту, утром спустились в Ивер, а потом на своем катере прибыли на час в Лавру. Утром случилась фортуна – северный ветер – и они выехали по нашему времени в семь часов в Дионисиат, там их тоже очень любезно встретили, им понравилось. И уже в пятницу вечером, в час, прибыли к нам, уже было темно. Встречи не было, ужин был хороший. Наутро гости пришли помогать читать и петь. В субботу утром осматривали церкви и библиотеку, обедали, а после, перед бдением, отдохнули. На бдении Владыка канонаршил, служба была святым афонским и новым русским святым. Утром в воскресенье Владыка служил в нижнем соборе. Пели греческие певчие, нанятые. Служба была очень торжественна, поминали Святейшего Патриарха и Высокопреосвященнейшего Никодима. Так что для меня было отрадно до слез. Владыка служил очень хорошо. Было много мирян. Потом пошли на трапезу. По окончании трапезы Владыка наградил меня золотым крестом. Пропели «аксиос». По окончании всего Владыка пожелал видеть Старый Руссик 155 , и его отвезли на автомобиле. Оттуда приехали и стали собираться в Трипети на своем катере. Все провожали до моря. Всё как будто было хорошо. Отец Питирим очень любезный и симпатичный человек. Подарил я им иконы и книги. Владыка обещал принять все меры, чтобы помочь нам. Обещал прислать грузовой автомобиль и в России дать Подворье. 8. Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

(Май 1967 г) «подпись» P.S. Думаю, что необходимо хлопотать, чтобы все знали об этом. «его же подпись» Письмо 51. Перевод с греческого Александр И. Папаянни и К о (Копия) Амарусион 8/6 1967 Лесные разработки Дафни – (Святая Гора) Его Высокопреподобию архимандриту о. Софронию 51 , Лондон Выше Высокопреподобие и возлюбленный старец, Из письма Вашего к сестре моей Гавриилии 52 я вижу, что Вы не только не забыли меня, но, напротив, осведомляетесь, питаю ли я по отношению к Вам дружеские чувства. Я уверяю Вас, что сохраняю всегда наилучшие воспоминания о годах пребывания Вашего на Святой Горе, в св. монастыре Руссике, св. Павла и т. д. Я помню ещё и уроки греческого языка, которые давал Вам по рекомендации моей и блаж. памяти Митрофана, моего дорогого незабываемого друга, мой кузен покойный Филат. Пользуясь прибытием сюда сестры моей Гавриилии, я посылаю Вам один экземпляр журнала «Преподобный Григорий», в котором напечатана статья высокопреп. Илиана, настоятеля русского монастыря святого Пантелеимона, о святогорских меньшинствах. Эта статья произвела большой шум и обсуждения как в Священном Киноте, так и в Министерстве иностранных дел. Его предыстория такова: по прошению настоятеля о. Илиана в Министерство иностранных дел и во Вселенский Патриархат последнему было дано разрешение на приезд из Советской России 19 монахов для населения св. монастыря Руссика. Министерство иностранных дел снизило число до 13, а Священный Кинот – всего до 5. Старец Давид написал мне два письма с просьбой составить черновик письма к Священному Киноту. Я это сделал немедленно и с удовольствием, поскольку думал и думаю, что вопрос пребывания иностранных православных монахов был не только личным делом этих св. монастырей, но интересовал в первую очередь Афон и Грецию. Поскольку Греции посчастливилось иметь свой собственный общеправославный греческий центр, в то время как, к сожалению, влияние Вселенского Патриархата ослабевает, долгом всех греков является воспрепятствовать потере Святой Горой этого статуса, который придаёт ей такое сияние в душах всех православных независимо от национальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В жизни монаха Илиана мы видим, как с помощью Божией Матери, Которой он слёзно молился и Которую он почитал и верил в Ея Игуменство и Заступничество, в нем произошло прекрасное преображение души… К сожалению, он пришёл в обитель, имея склонность к винопитию. Но, как рассказал однажды мне сам монах Илиан, он просил Божию Матерь о том, чтобы при появлении даже мысли о том, чтобы выпить вина, у него бы повышалось давление… Так и произошло… Он отошёл от своей греховной страсти, победил ее силою Божией и Заступничеством Пресвятой Богородицы и помогал своим опытным советом другим утвердиться в покаянии. Например, некоторые люди, которые прошли реабилитацию от наркозависимости в реабилитационном Обществе «Возвращение», работали у него. Он обучал их профессии, трудолюбию. После того как они возвращались к нормальной жизни, он продолжал встречаться с ними и их родителями. Помогал им советом и молитвою. Добрая была у него душа и доброе сердце! И мы восхищаемся его духовной победой над собой, совершившейся с помощью благодати Божией. Было желание постричь в схиму монаха Илиана, но Господь судил .так, что он перешёл в вечность простым монахом 3 февраля 2008 года. Вот пример достойного покаяния, по слову святого Иоанна Предтечи Господня: «Сотворите же достойные плоды покаяния» ( Лк. 3:8 ; Мф. 3:8 ). Вечная ему память! Нескончаемое дело Апостол и евангелист Иоанн Богослов закончил святое Евангелие удивительными глубокими словами: «…Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» ( Ин. 21:25 ). Эти слова можно отнести и к жизни Церкви Христовой, и к чудесам Божией Матери в обители Псково-Печерской… Глава Церкви – Христос Спаситель мира, Небесная Игумения обители – сама Божия Матерь… Многие люди получают здесь благодатную помощь и исцеление души и тела от святынь монастыря, через духовные книги, Псково-Печерские листочки, знакомятся с историей Псково-Печерского монастыря – духовной жемчужины Северо-Запада России, одного из семи чудес России! Можно всегда писать и рассказывать о старцах и благочестивых людях, о чудесах Промысла Божия и помощи от святых небожителей… И всегда это будет востребовано, всегда это будет интересно, всегда это будет назидательно, всегда это будет нескончаемое дело… «Монастыри призваны стать той средой, в которой насельники будут созидать себя как граждане Небесного Отечества» – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010