Иларий Пиктавийский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Иоанна Кассиана Римлянина («О воплощении») , ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Кассиана Римлянина («О воплощении») , Викентия Леринского («Памятные записки») , Факунда, еп. Гермианского («В защиту Трех Глав», «Против Мокиана») , Кассиодора («Наставления в науках божественных и светских») , Алкуина («Поэмы», «Против Феликса») и др. (собрание фрагментов см. : PL. 9. Col. 203-208) . Сохранилось древнее Житие И. (Vita et virtutes S. Hilarii; BHL, N 3885-3887; CPL, N 1038; PL. 9. Col. 185-200) = PL. 88. Col. 439-454 (; критическое изд. : MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11) , написанное Венанцием Фортунатом - зап. церковным писателем и поэтом ( VI в. ; впосл. епископ Пиктавийский ) ( см. : Greg. Turon. ) Glor. conf. 2 PL. 71. Col. 830-831 (. Ему также принадлежит похвала И., помещенная им в «Житии св. Мартина») Venant. Fort. Vita Mart. I PL. 88. Col. 369-370 (. Наиболее важные исследования Нового и новейшего времени, рассматривающие жизнь И. : Tillemont.) Mémoires. T. 7. P. 432-469, 745-758; Coustant. 1844; Borchard. 1966; Kannengiesser. Hilaire. 1968; Meslin. 1969; Brennecke. 1984. S. 223-247, 335-367; Smulders. 1984; Rocher. 1987. P. 9-67; Doignon. 1971; Idem. 1991; Idem. 2005. P. 15-42; Williams. 1991; Iidem. 1992; Henne. 2006. P. 15-146. ... далее ...
Иларий, епископ Пиктавийский, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... биографии Илария Сохранилось древнее Житие св. Илария Vita S. Hilarii a Fortunato Scripta. Оно состоит из двух книг. В первой излагается биография святого, во второй повествуется о чудесах, которые совершались при его гробе в VI веке. Та и другая книги предваряются особыми предисловиями автора. Не подлежит сомнению, что автором второй книги был Ванций Фортунат, известный западный писатель и поэт VI в., проведший большую часть своей жизни в странствованиях и окончивший ее в сане епископа Пиктавийского. О составлении им книги, посвященной описанию чудес, совершавшихся у гробницы св. Илария, упоминает 2его современник. Этому свидетельству соответствует и содержание книги, так как в ней описываются события VI в., как, например, исцеление еп. Бордоского Прабиана, умершего в 568 г., и его ежегодное путешествие в Пуатье для молитвы у мощей исцелителя. Но и первая книга – собственно биография Илария своими литературными особенностями указывает на того же автора. Кроме имени Фортуна в посвящении к ней, она не отличается от второй по своему языку, стилю, писательским приемам. Кроме того, из самого повествования о жизни Илария ясно, что автор книги жил значительно позднее ... далее ...
Беседа на Вход Господень в Иерусалим / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Писания, чтобы и нам стать нечувственным седалищем для Нашего Господа — как Он и восседает на Херувимах. Сказано: Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его; и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра ( 2 Цар. 22, 10–11 ) . Воссесть на осла — означает смирить его животное упрямство и подчинить воле хозяина Если осел — символ упрямства и бестолковости, то воссесть на осла — означает смирить его животное упрямство и подчинить воле хозяина. Дай Бог, чтобы Господь смирил бы и наше ослиное упрямство, ослиную похотливость и бестолковость! Латинский отец IV века Иларий Пиктавийский пишет: «Все происходящее указывает на будущее, и в форме параболических знамений события теперешние предвосхищают события будущие. Господь овладевает народами, сияние славы Его приближается, умы народов подчиняются Ему — а Он здесь седок! О Нем возвещала вся вереница патриархов, пророков, апостолов. Всю славу свою расстилают одеждами перед Господом патриархи (их поколениями, именами и гонениями на них пророчествовалось о Господе) . Идя к Нему со всей красотой собственного достоинства и становясь под седло Его, они показывают, что вся их слава отдана на приготовление Его ... далее ...
Крещение: почему и зачем Бог открыл Себя людям?Искать в Источникеprihod.ru
... Эта Жизнь, которая также существует самостоятельно, это самостоятельное Божественное дыхание называется Святым Духом. Бог вне времени, но внутри Него существует некое вневременное движение. Бог-Отец в вечности рождает Сына и Святого Духа, но и Сын, и Дух обращены снова к Отцу. Сын извечности пребывает у Бога и к Богу устремлен, вечно двигается к Богу, возвращается к Богу в любви Святого Духа. У богословов Церкви часто встречается образ огня как некая аналогия Троичности Божества. Огонь дает одновременно свет и тепло, которые между собой разные, но в то же время имеют один источник. Епископ Иларий Пиктавийский, рассуждая об этом образе, замечал, что земное не может в полной мере отразить божественное. Как бы мы не старались подобрать пример, в точности не удастся объяснить образ Святой Троицы. Очень важно знать учение о Троице и правильно понимать его. Почему перед крещением Церковь так жестко требует от человека веры в Троицу? Потому что, если мы неправильно знаем Бога, неправильно верим, то и не будем вовлечены в Его жизнь. Высшая задача человека – открыться навстречу Богу, когда Его жизнь станет нашей жизнью, Его мысли – нашими, Его воля – нашей волей. Апостол Павел в I ... далее ...
Основы православной антропологии.Искать в Источникеrop.ru
... отцы, чтобы не исказить словами суть явлений, не торопились создавать определения и антропологические формулировки, предоставляя возможность людям познавать глубины человеческого бытия не через внешние рассуждения, но через личный опыт духовной жизни. Для Православия вообще характерна богословская сдержанность и предпочтение апофатического (отрицательного) богословия катафатическому (положительному) . Часто лишь опасность возникновения ереси (из-за превратного толкования тех или иных моментов) заставляла святых отцов излагать свой духовный опыт. Замечательно эту мысль выражает св. Иларий Пиктавийский: Злоба еретиков понуждает нас облекать в слова то, что открывается в созерцании и о чём следовало бы молчать ¹. Этим объясняется некоторая неопределённость и порой двусмысленность святоотеческой терминологии. Все святые отцы жили единым Богом, в единой Церкви, в единой благодати Божией, но когда они приступали к изложению личного духовного опыта, то часто вкладывали в известные слова свои смыслы, создавали свою терминологическую систему, которая лишь отчасти совпадает с подобными построениями предшественников или современников. Несомненно, что святоотеческое учение ... далее ...
Отцы шести Соборов / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Спросим мы: для чего же трудились столь многие люди, для чего они занимались этими сложными и отвлеченными от необходимых потребностей делами? Ведь есть же Священное Писание, в котором находим слова Христа Спасителя, которыми и руководствуемся в своей жизни, ожидая спасения и наследия вечных благ. Для того, чтобы показать свой ум и красноречие? Для тщеславия и гордости? Нет! Не ради славы и не по причине праздности трудились вспоминаемые нами отцы Вселенских Соборов. «Только злоба еретиков вынуждает нас говорить о том, о чем лучше бы молчать», – сказал один из них – святитель Иларий Пиктавийский. «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим. 16: 17–18 ) , – такими словами предупреждает апостол Павел римских христиан I века. Но как часто забываем мы это и поддаемся соблазну, в том числе и соблазну льстивого ложного учения и лжи. Ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума «Не собирают с репейника смокв» ( ср. : Мф. 7: 16 ) , и ... далее ...
«Трость надломленная» и «лен курящийся» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и притом уже надломленную» [11]. «Он мог, говорит, сокрушить иудеев, – вторит святителю Иоанну Златоустому блаженный Феофилакт Болгарский, – как надломленную трость… но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем» [12]. Об этом пишет и Евфимий Зигабен: «Тростью назвал иудеев как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что, будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению» [13]. Святитель Иларий Пиктавийский в образе надломленной трости увидел языческие народы, противопоставляемые Израилю: «Он возвещает суд язычникам, и трость надломленная не переломлена… то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены» [14]. «Лен курящийся» Толкование нравственное Лен курящийся – это покаянное чувство грешника, но недостаточное, неполное Поскольку отмеченная выше надломленность человека обусловлена грехом, то вторая часть рассматриваемого предложения, прежде всего, связывается с покаянием. «Лен курящийся – следы в нем стремления к добру, Богу, покаянное чувство грешника, которое ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... бы, почти невозможно утешить человека, который узнал, что у него запущенный рак. Однако преподобный Паисий Святогорец, когда узнал, что у него рак, чуть ли не в пляс пустился: обрадовался, что кончается эта жизнь, и впереди — вечность. Господь Иисус Христос в Евангелии говорит, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9: 12-13 ) . Этими словами Спаситель многое объяснил. Остается очевидным факт, что встреча с Богом в искаженном грехом мире возможна по большей мере лишь в формате Врача и больного. Святитель Иларий Пиктавийский в связи с этим писал, что Господь «оказывает помощь больным и дает лечение нуждающимся, а считающим себя здоровыми нет никакой нужды в исцелении». Однако и те, кто считает себя вполне здоровыми и потому будто бы не нуждается в Боге, не забыты у Него, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1 Тим. 2: 4 ) . Тем не менее нельзя сказать, что Господь всех тех, кто сам к Нему не обращается, бичует, чтобы добиться подчинения воли каждого. Он создал человека свободным, будучи Сам Милосердным, и можно лишь рассуждать, исходя из опыта Священного ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... Этот забавный собачий диалог, несмотря на внешнюю легкомысленность, указывает на серьезный культурологический феномен: единство текста определяется исключительно единством традиции его толкования. Иначе говоря, смысл любого текста не существует автономно, вне всякой связи с восприятием читающего или слушающего, но — всякий раз вновь и вновь возникает на стыке авторского посыла и того, как этот посыл был воспринят. Каждый читатель будет понимать одни и те же слова по-своему, неизбежно налагая на них отпечаток своего жизненного, культурного и духовного опыта. Поэтому еще в древности св. Иларий Пиктавийский говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании. Рассуждая из собственного опыта о ветхозаветных «гневе» и «ярости» Бога, мы рискуем уклониться от смысла, вложенного в эти слова теми, кто их написал. Ведь писали их пророки, то есть люди, с которыми Бог общался непосредственно и у которых было не просто теоретическое знание о Боге, но — знание Самого Бога, основанное на их личной встрече с Ним. А у большинства современных читателей Библии реальный опыт богопознания, к сожалению, очень сходен с представлениями Бобика и Барбоса о настенных ... далее ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... обозначая наставника или учителя истины. В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Василий Великий, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин. С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов. Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения) , святость жизни, признание Церкви и древность. Все эти критерии ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Иларий Пиктавийский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"