Богословские и полемические сочинения: Opuscula theological et polemica. PG 91, 9–285. Вопросоответы ­­ Вопросоответы к Фалассию: Quaestiones ad Thalassium. PG 90, 243–786; Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990. Главы о любви: Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963. Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Послания: Epistulae. PG 91, 362–650. Толкование на 59?й Пс ­­ Толкование на Псалом 59: Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 856–872.Русские переводы: Добротолюбие. Т. 3. С. 134–288. Творения ­­ Творения преподобного Максима Исповедника /Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова . Кн. 1–2. М., 1993–1994. Амбигва ­­ Книга недоуменных вопросов (Амбигва): S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418. Богословские и полемические сочинения: Opuscula theological et polemica. PG 91, 9–285. Вопросоответы ­­ Вопросоответы к Фалассию: Quaestiones ad Thalassium. PG 90, 243–786; Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990. Главы о любви: Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963. Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Послания: Epistulae. PG 91, 362–650. Толкование на 59?й Пс ­­ Толкование на Псалом 59: Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 856–872. Марк Ефесский Русский перевод избранных творений в кн.: Амвросий (Погодин) , архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994. Мефодий Олимпийский (Патарский) О воскресении: Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424.Русский перевод: Святой Мефодий, епископ и мученик. Полное собрание его творений/Пер. Е. Ловягина . СПб., 1905. О воскресении: Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424. Ориген Беседы на Иер ­­ Беседы на Книгу пророка Иеремии: Origene . Homelies sur Jeremie. SC 238. 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

26   Максим Исповедник , преподобный. Opusc. 1//PG. 91. Col. 25AB. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный. Трактат 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру. С. 310. 27   Максим Исповедник , преподобный. Opusc. 1//PG. 91. Col. 25C. Русский перевод:  Преподобный   Максим Исповедник.  Трактат 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру. С. 311. 28  Там же. 29   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 59//PG. 90. Col. 609C. 30   Апокатастасис  – всеобщее восстановление; в богословской системе Оригена апокатастасис еретически трактовался как неизбежность и всеобщность спасения в эсхатологической перспективе всех разумных тварных существ – не только праведников, но и грешников, и даже бесов и самого сатаны.  – Прим. ред. 31  См.:  Флоровский Георгий , протоиерей. Воскресение жизни//  Георгий Флоровский , протоиерей. Догмат и история. М., 1998. С. 247–248;  Он же.  О воскресении мертвых//Там же. С. 442–443. 32   Онтологический  – природный, сущностный.  – Прим. ред. 33   Максим Исповедник , преподобный. Ambigua//PG. 91. Col. 1080BC. 34   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 59//PG. 90. Col. 609BC. 35   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones et dubia. Qu. 173//  Maximus Confessor . Quaestiones et dubia. S. 120. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный .  Вопросы и недоумения. 173. С. 181. 36   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 59//PG. 90. Col. 608BC. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный Вопросоответы к Фалассию. 59//Патристика. Труды отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород, 2007. С. 75. 37   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 65//PG. 90. Col. 760B. 38   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones ad Thalassium, 65//PG. 90. Col. 757C. 39   Максим Исповедник , преподобный. Ambigua//PG. 91. 1313А. 40   Максим Исповедник , преподобный. Quaestiones et dubia. Qu. 173//  Maximus Confessor . Quaestiones et dubia. 120. Русский перевод:  Максим Исповедник , преподобный. Вопросы и недоумения. 173. С. 181.

http://pravoslavie.ru/93234.html

Напротив, провозвестники слова Господня говорят: «Господь возложил на Него» – Раба Господа – грехи всех нас», праведники же видят, что страдания их «не доставили спасения земле», и «мертвецы Господа» восстанут из праха лишь силою Божией (26:16–21), следовательно, не в силу подвига («каков труд» Раба Господа, 49:4; 53:11, ради «оправдания многих»). Так, глава 50 и 49-я, очевидно, есть изображение тех же страданий (50:6–7; 49:7; ср. 53:3, 7) и подвига (49:4; ср. 53:11) «Раба Господня», о которых пророк говорит в главе 52:13–53 (ср. особ. 52:14–15 и 49:7), и к подвигу того же Раба Господня относится глава 42-я (ср. особ. 42:4 и 50:4, 7; 42:6, 7 и 49:6, 8–9). А после изображения страданий Раба Господня (т. е. после 49–53 глл.) начинается (именно в главах 55:4; 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6) изображение последующей за Его страданиями славы (ср. 52:13). Что к «Рабу Господа» относится не только 55:4 (ср. 49:6; 42:6), но и 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6, – это видно из сходства означенных мест с главами 42, 49, 50 и 52:13–53. Особенно важно при решении вопроса место из Ис.61:1–3 : «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (1 ст.), проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (2 ст.). Здесь говорит, очевидно, не Сам Господь, но иное Лицо; а так как Оно говорит о Себе то же, что сказано было ранее о «Рабе Господа» 341 и притом без предварительного объяснения, то, очевидно, говорит «Раб Господа» (ср. Луки 4:17–22 ). Но и в главе 63:1–6 говорит никто иной, как «Раб Господа», потому что слова (опять в первом лице): «день мщения в сердце Моем, и год искупленных Моих настал» суть те же, что и в 61:1–2. Кроме того, образ «величественного», «изрекающего правду», «Сильного», «попирающего народы» прямо напоминают образ «Раба Господня», Который после страданий «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13), «оправдает многих», получит «часть с великими и с сильными будет делить добычу» (53:11–12). Если же глава 63:1–6 относится к «Рабу Господа» (ср. Откр.19:11–16 ), то к Нему же относится конец главы 62-ой, ст. 11–12 (ср. Мф.21:4–5 ) и конец гл. 59:20 ст. (ср. Рим.11:26 и 27 ст.); так как во всех этих местах говорится о пришествии Спасителя Сиона 342 , и тем более, что этот Спаситель отличается от Господа: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:11). – Итак, исходя из контекста речи, верующие современники пророка отчасти могли возвыситься даже до разумения Божественной природы «Раба Господня». Он носит те же имена, как и Господь: «Искупитель, Спаситель» (62:11; 59:20; ср. 43:3; 47:4) и именно Он был «Ангелом Лица» Господня, «спасавшим Израиля» (ср. 63:9 и 1). Он «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13) 343 ; в Своем унижении истинный «род Его неизъясним»? ибо Он совечен самому Богу (48:16) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

9). В Брянском уезде в 180 верстах от гор. Орла, имеется Клетневское Архиерейское подворье, основанное с разрешения Епархиального Начальства в 1851 году казаком Черниговской губернии Мглинского уезда деревни Зикеевой Стефаном Климовым Фещенко и другими благотворителями. При оном подворьи имеются две церкви, несколько келлий, трапезная, гостинница для приезжих богомольцев и хозяйственный инвентарь. Земли при означенном подворьи с лесом по частному плану значится 688 десят. 840 кв. саж. IV. Личный состав служащих при Архиерейском доме и при Клетневском подворье Эконом – Протоиерей Мих. Никольский, 59 лет, состоящий на службе с 1866 года, и здесь с 14 февр. 1897 г. Духовник Иеромонах Виссарион, 59 лет. В монашестве он состоит с 1881 года, а здесь служит с сентября 1898 года. Священник Гавриил Бунин, 55 лет. Состоит на службе с 19 ноября 1872 года, а при Архиерейском доме с 28 мая 1900 года. Иеродиакон Поликарп, 52 лет. Состоит в монашестве с 17 февраля 1879 года, а при Архиерейском доме служит с 1-го июля 1895 года. При Архиерейском доме служат четыре послушника: 2 из них псаломщиками, 1 – пономарем и 1 звонарем. В Клетневском Архиерейском Подворье служат: Заведующий Подворьем Иеромонах Иона, 56 лет. В монашестве состоит с 1879 года, при Подворье Заведующим служит с 1893 года. Иеромонах Феофил, 63 лет. В монашестве состоит с 1871 г., а в Подворьи служит с 1855 г. В сане Иеромонаха – с 1874 года. Иеромонах Онуфрий, 59 лет. В монашестве – с 1873 г. Иеромонахом с 1884 года. В Подворьи служит с 1891 г. Иеромонах Иоанн, 42 лет. В монашестве – с 1887 года, в сане Иеромонаха с 1892 года. В Подворьи служит с 1899 года. Иеродиакон Софроний, 77 лет. В монашестве с 1863 г., в сане Иеродиакона с 1874 года. В Подворьи живет с 1856 года. Иеродиакон Варлаам, 72 лет. В сане Иеродиакона – с 1857 года. Перемещен в Подворье из Болховского монастыря в 1885 году. Диакон Василий Косминский, 59 лет. Служит в Подворьи с 1887 года. Монах Платон определен в Подворье в 1895 году, а в монашество пострижен в 1898 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В церковной литературе призывов к покаянию много: «Душа моя, душа моя, зачем во грехах обретаешься... Восстань... и плачь о делах своих горько» («Стихи покаянные», 12:553). «Да не ленимся по вся дни, молящеся Ему за вся грехи, еже есмы сотворили» (Пролог, 4:79). «Потщися покаятися и спасешися. Готов Бог на милость и на исцеление» (св. Ефрем, 4:93; срав. 4:97–98). Покаяние предшествует величайшему Таинству – Святому Причащению. Верные «поновляются» «крещением, покаянием и причащением» («Измарагд», 3:110). Совершать Таинство Святого Причащения научил Сам Господь. «Взгляни, – пишет старец Филофей, – как испил вино, с водой смешав... Да и то пойми, Господа ради, что тридцать лет Своей жизни каждый год ел Спаситель ветхозаветную пасху и никогда не сказал: «С желанием Я возжелал есть пасху эту», и только об этой новой и благодатной Вечери Тайной, на которой устроил Он смотрение нашему спасению» (10:453). К Святому Причащению приступать должно приготовившись. «Кто свят, – рассуждает св. Иоанн Дамаскин , – да приступает. Не просто рече: чист, но свят... Тем же и священник провозглашает, глаголя: святая святым» (4:135). Приготовлением служит говенье. «Аще Петрово говенье будет или Филиппово, то в понедельник рыбы не ясти, и в среду, и в пяток, но хлеб со овощем... А поклонов в великое говенье 50 на заутрени... Господи, помилуй, по 50» («Слово святых отец», 3:59). У православных русских людей был обычай говеть всю первую неделю Великого поста. В пятницу вечером они исповедовались пред духовным отцом, в субботу же принимали «святое Тело и Кровь Христа, Бога нашего» (10:59). А у преподобного Пафнутия Боровского, когда он хотел причаститься, было правило, строго соблюдавшееся им много лет: всю неделю пребывать в молчании, не говорить ни с мирянами, ни с братией, ни «с живущим с ним в келье» «даже о необходимых делах» (9:489). Следуя святоотеческим наставлениям, старец считал, что всякому если и великая нужда будет, все равно три дня следует поститься ради причащения Святых Тайн» (9:489). Особенно требовалось отвергнуть всякую злобу, зависть, клевету, всенеподобное деянье» («Слово на Пятидесятницу», 1:174). Иначе, принимающие Святые Тайны, не очистившись, становятся «повинни огневи вечному» (1:174), осуждаются «в муку» (3:59). И после Святого Причастия, придя домой, полагалось воздержно есть и спать, а об упивающихся в этот день сказано: «Погубят мзду» («Слово святых отец», 3:58, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Пс.59:11.   Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; Пс.59:12.   Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших. «Кто» же иной «введет» нас во «град ограждения» — т.е. в святую Церковь, кроме Тебя Самого, Бога Спасителя нашего, «отринувшего нас» за беззакония наши (Афанасий). Пс.59:13.   Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. Пс.59:14.   О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам. Убедим себя во время искушения прибегать не к человеческим надеждам, и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моление со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, потому что тот только получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и полагает всю надежду во Христе (Василий В.). 1 В конец, в песнех, Давиду, 60 Божественный Давид по внушению Святаго Духа побуждает с твердым упованием на Бога претерпевать искушения. Показывает моление человека праведного, находящегося в искушении, и научает, какую молитву надлежит приносить Богу (Василий В., Феодорит, Иероним, Августин). Пс.60:2.   Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. Не в словах надобно заключать «молитву» , но в душевном мысленном произволении и чистом устремлении ума при добродетельной жизни, ибо сказано: «аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, — вся в славу Божию творите» (1 Кор. 10:31) (Василий В.). Пс.60:3.   От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Иудеи, находясь в Вавилонском плену, представляли, что живут на «конце» Вселенной, поскольку центром «земли» считался Иерусалим. В высшем значении под «концами земли» можно подразумевать удаленность человека от Бога, который «унывает» , изнемогая от скорби. «Камнем» Давид называет здесь надежду на Христа, Которого апостол наименовал «камнем» (1 Кор. 10:4) (Феодорит, Афанасий, Иероним). Пс.60:4.   Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Уповающему на Бога должно всегда иметь смиренномудрие: ибо оно есть «столп крепости от лица вражия» (Лествичник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Чтобы молиться нужен определенный настрой. А если тебя обхамил сам служитель церкви как вообще можно молится и соединится с БОГОМ. Смирится можно но какой осадок остается в душе, ты пришел в ХРАМ для чего: молиться или чтобы смиряться и в итоге прийти из ХРАМА оплеванным. 6. Работа служителей ХРАМА ВСЕХ является на отторгнуть человека из ХРАМА, не разрушить то самое лучшее что осталось в нем, а наоборот усилить его веру в БОГА и приходить в СВЯТОЕ МЕСТО как можно чаще, ведь без ХРАМА мы погибнем, ЭТО НАШЕ СПАСЕНИЕ!!! 7. А смирятся можно и в обычной жизни, где тебя и обхамят, толкнут и т.п. Мария 20 февраля 2009, 10:59 Здравствуйте! С удовольствием прочитала Вашу статью. На мой взгляд она очень своевременная. Вы упомянули Западную Церковь, тенденция развития которой несколько пугает. В частности, размышляя об инаугурации Б.Обамы, в которой принимал участие епископ-гей (две вещи несовместимые). Очень не хотелось бы думать, что и Православная Церковь в условиях быстро развивающейся " демократии " , в своем стремлении идти навстречу людям, уступая им поначалу в малом, может придти к тому же финалу в ближайшие несколько десятилетий. С уважением, Мария Валерий 20 февраля 2009, 10:59 На мой взгляд, замечательная статья. Было бы очень хорошо, если бы ее смогли увидеть не только посетители этого сайта. Может быть даже в виде небольшой брошюры. Если бы у меня были на это средства, я бы обязательно помог Вам ее выпустить. Светлана 20 февраля 2009, 10:59 Столько критики в статье и нападок. А где же милосердие? Ваша статья провоцирует на жестокость. Не осуждайте, не укоряйте... Умудри Вас Господь. Архангел Михаил препирался с диаволом о теле пророка Моисея, и при этом не дерзнул произнести на него осуждение и укоризны, но сказал ему: «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 9). Волкова Татьяна Евгеньевна 20 февраля 2009, 10:59 Хорошая статья. Есть над чем поразмыслить, подумать, а кое с чем и не согласиться. Александр 20 февраля 2009, 11:00 Полностью согласен с авторами этой статьи. Люди стремительно деградируют - это ужасно. Но, а как их выдернуть из этого положения, как им помочь? Телевидение свою работу делает: передачи об экстрасенсах, злобный и пошлый юмор, фильмы со смертоубийством, в которых людей рубят на куски, сжигают заживо, разрывают на куски... Если раньше даже в самых жестких боевиках не показывали эти моменты, то теперь во всех ракурсах. Отвратительные реалити-шоу, где эгоизм - самое главное. Передачи, вкрикивающие в тебя информацию… просто жуть. Помню, когда пожар был на Останкино, люди были сняты с этой иглы и мысли правильные появлялись. Заметили, какие красивые у них закаты и что вечерами можно гулять на воздухе всей семей или с друзьями, а не у ящика сидеть. Но, к сожалению, продолжилось это телевизионное нашествие, и люди снова все опустились на иглу. Все-таки одних правильных и разгромляющих статей мало. Мне кажется, что ответ на мой вопрос «что делать и как помочь?» такой: исправься сам, и твоим примером спасутся тысячи.

http://pravoslavie.ru/28951.html

...Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий , 89, 133). Источник. Если во время подвига успешно противишься искушению... да не порадуется сердце твое, ибо демоны и в бегстве своем готовят брань, опаснейшую первой (прп. авва Исаия , 59, 30). Если будешь молить Бога, чтобы Он освободил тебя от искушения, и не будешь услышан, не унывай душою, ибо Он знает более тебя, что тебе полезно (прп. авва Исаия , 59, 30). Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя неготовым (прп. авва Исаия , 59, 185). ... в том, что ежедневно предстоит тебе какое-либо искушение или со стороны смерти, или скорби, или какого-либо великого бедствия (прп. авва Исаия , 59, 186). В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка только колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела сделаются многочисленнее и важнее, тогда, по мере возрастающих грехов, и волнение обыкновенно в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что вырванные с корнем бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души, на которых она утверждалась Божественною верою (свт. Василий Великий , 5, 330). Источник. Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (свт. Василий Великий , 7, 370). Источник. Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а, напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (свт. Василий Великий , 7, 371). В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (свт. Василий Великий , 7, 372). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совесть Если же не захотим повиноваться ей , то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас... (прп. авва Исаия , 59, 31–32). Соперником называется совесть: ибо она сопротивляется человеку, желающему исполнить волю плоти своей (прп. авва Исаия , 59, 32). ...Если человек не послушает ее внушений, то она предает его врагам (прп. авва Исаия , 59, 32). Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели (прп. авва Исаия , 59, 94). ...Утвердись в страхе Божием, храня и исполняя все, что должно тебе делать, не полагая преткновений совести своей, но будь к ней внимателен, чтобы и она была стражем твоим и показывала каждый раз, во что ты впадаешь, а не оставляла тебя, попуская впасть в руки врагов твоих (прп. Ефрем Сирин , 31, 595). Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению (прп. Ефрем Сирин , 32, 155). Источник. Совесть имеет естественное к Нему стремление и отвергает вкравшуюся прелесть. Часто грех бесстыдно вторгается, но совесть, воспользовавшись обстоятельствами времени, берет верх (прп. Ефрем Сирин , 32, 157). ...Блажен, кто отрекся от мира, пребывает в сообществе святых мужей, в подчинении духовным отцам, и проводит жизнь свою с чистой совестью, потому что не будет он постыжен в воскресение праведных (прп. Ефрем Сирин , 32, 230). Источник. ...Невозможно убежать от сего одного – от внутреннего в нас самих судилища , на которое одно взирая можно идти прямым путем (свт. Григорий Богослов , 14, 209). Видишь, что совесть не дает своего согласия на... помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда (прп. Макарий Египетский , 67, 127). Источник. ...(Наша) природа имеет способность точно отличать хорошее от нехорошего... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 122). ...Подлинно нет между людьми ни одного судии, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь; и хотя бы прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно – по совершении... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 832). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

57 Эти эпиграммы относятся к отдельным частям церкви св. Иоанна Крестителя в Студийском монастыре. Они датируются относительно спокойным временем, до возникновения нового иконоборческого спора (815 г.), и, судя по названиям, предназначались для размещения на различных частях церкви. Эта группа имеет внутреннее членение (от алтаря до входа в храм) (см.: Speck. S. 192). – Ред. 58 Речь идет о купольной завесе (греч. κιβοριον, лат. ciborium) над престолом в церкви св. Иоанна Предтечи, существование которой доказано исследователями. Очень вероятно, что эта эпиграмма служила надписью на этом покрове (см.: Speck. S. 192; Lampe. Р. 753). – Ред. 59 Подобно тому как Херувимы охраняют престол Божества, так и ciborium (купольная завеса) охраняет святой престол храма. Ciborium символизирует трон с Херувимами, и не исключено, что на самой завесе были изображены ангельские чины (см.: Speck. S. 193). – Ред. 60 Название эпиграммы (автор названий работал над ними около ста лет спустя после смерти преп. Феодора) расходится с ее содержанием. Некто стоит перед алтарной преградой и видит святой престол, отсюда и название эпиграммы (см.: Speck. S. 194). – Ред. 61 Здесь, так же как и в других эпиграммах, содержание и построение стихотворения наводят на мысль о том, что оно было надписано так, чтобы стоящий пред алтарем (причащающийся) мог непосредственно его видеть, т. е., скорее всего, на алтарной преграде или же на алтарной апсиде, как в случае с сохранившейся пятистрочной эпиграммой на своде апсиды в храме Панагия Халкеон ( Παναγα των Χαλκων – «Богоматерь медников», XI в.) в Фессалониках, которая в отдельных выражениях соприкасается с эпиграммой преп. Феодора (см.: Speck. S. 195). – Ред. 63 Имеется в виду средний вход ( πρτη εσοδος) в храм, ведущий из нартекса в главный неф; в целом из нартекса в храм вели пять входов. Эпиграмма и была, по всей вероятности, надписана над главным входом (см.: Speck. S. 198). – Ред. 64 Эти эпиграммы имеют своей темой реальные, вещественные изображения святого Креста (вряд ли креста с распятием). Исключениями могут быть лишь эпиграммы 57 и 59. Поэтому, как считает немецкий комментатор, можно предположить, что они служили надписями при том или ином изображении Креста. Большинство из них было создано до начала второго иконоборческого гонения в 815 г.; эпиграмма 59, очевидно, появилась уже в ходе этого гонения. Эпиграммы к святому Кресту можно подразделить на три группы: те, где святой Крест говорит как бы сам от себя (47, 48, 57, 59, 60); те, в которых кто-то обращается к нему (49, 50, 53, 54, 55, 56, 58); и те, в которых показывается роль святого Креста в Божественном Домостроительстве (52, 53) (см.: Speck. S. 199). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010