607 De sacro templo с. 140, у Миня р. 349. В Уставе патриарха Алексея говорится о возжигании свеч на «грезнех» (грезновие, грезне), Синодальная рукопись л. 278 оборот и 279. Если под грезном должно разуметь грозн, виноградную ветвь, виноградную кисть, то нужно будет понимать дело так, что ламны устраивались в виде последних.– Не мешает заметить, что у Греков название λαμπδα и в древней форме λαμπς употреблялось в двух значениях: в смысле нашей лампады, висячего подсвечника для свеч, и в смысле большой свечи в отличие от малой, которая κηρς, что собственно значит воск,– об употреблении слова λαμπδα, λαμπς, во втором смысле см. Устав монастыря Κεχριτωμνης, гл. 59, у Миня р. 1080 и Кодина у Дюканжа в Gloss. Gr.noд словом λαμπς. 609 В настоящее время у Греков есть особого рода свечи, употребляемые при браках, крещениях и, если не изменяет нам память, дьяконами при кажденьях, которые украшены так сказать восковой резьбой, наподобие резных и витых колонок в наших прошлого века иконостасах, производимой посредством отливки свеч в фигурные формы. Очень может быть, что эти красивые свечи ведут своё начало из древности и что в прежнее время бывали и у нас. (В настоящее время подобным образом иногда делаются у нас маленькие свечи в пасхальные трикирии или дикирии священников). 610 Сейчас описанные нами вощаницы половины XVII века сохранились до настоящего времени в одной из Владимирских церквей, см. Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей Иеромонаха Иоасафа, Владимир, 1857, стр. 112. Весьма вероятно, что иногда вощаницы делаемы были и не вощаные, а деревянные.– Вощаница с вином, которая уцелела в Ростове в пожар 1211г. (Лаврентьевская летопись) как будто наша вощаница, но что такое значит, что она была с вином, сказать не можем (cfr о вощаниках, в которых возилась святая вода, архимандрита Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, index). [Деревянное масло употреблялось у Греков для освящения церквей разбавленное водой, см. Дюканж. Gloss. Graecit. под словом Κρατ ρ.– Нестор в житии преподобного Феодосия, по изданию Бодянского л. 21 оборот, строка 17, даёт знать, что у нас деревянное масло заменяли иногда льняным.– Даже в XVI веке бывало у нас, что вместо восковых свечей употребляли в церквах сальные,– Описание Синодальных рукописей стр. 396 начало.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

64 Богоматерь на престоле с двумя ангелами, лоно Авраамово и благоразумный разбойник написаны на западной стене в Нередицах (XII в.), во Владимирском Успенском соборе (XV в.), в притворе ярославской Ильинской церкви (в 1680 г.; здесь собственно изображена только Богоматерь с двумя ангелами и лоно Авраама, причем эти изображения буквально сходны с таковыми же – на северных дверях Петропавловской церкви) и др. (Стен. росп., стр. 59, 74 и 128). 65 Напр. в изображении Страшного Суда на западной стене в новгородском Знаменском соборе (1702 г.). 66 В лавре св. Афанасия, в притворе (XVI в.); в притворе Дохиарского собора (XVI в.) и др. (Стен. росп., стр. 86 и 90). 67 См. подробное описание местного яруса иконостаса московского Успенского собора в памятн. Москов. Древн. Снегирева. 68 Мы нарочно ссылаемся здесь на письменные памятники старины, а не на вещественные. Основанием для сего служит следующее соображение: местный ярус старинных иконостасов более всего подвергался переделкам и перестановкам, о которых, по большей части, нет никаких исторических записей; поэтому нельзя поручиться ни за один старинный иконостас в том, что его местный ярус сохранился до наших дней в первоначальном виде. 69 Рукоп. Кирилло-Белозерского монастыря в библиот. с.-петербургской дух. акад. Точки обозначают те пропущенные нами места из описи, в которых описываются украшения на перечисляемых в ней иконах. 70 Для подтверждения сказанного приведем еще несколько свидетельств из церковных описей. По описи Угличского Покровского монастыря за 1763 г., в соборной монастырской церкви над местной иконой Спасителя в том же киоте было помещено 5 шестилистовых образов, под иконой Покрова Пр. Богородицы – 4 и под иконой Иерусалимской Богоматери – 4 (Углич. Матер, для ист. города. Москва 1887 г.). По переписным книгам Суздальской соборной церкви Рождества Богородицы за 1683 г., в ней над двумя местными иконами Богоматери, стоящими в одном киоте, было помещено вверху и внизу 11 пядничных образов (Влад. Губ. Вед. 1875 г. и 37). По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1718 г., в Кирилловской церкви около образа преп. Кирилла были помещены две пядничные иконы Владимирской Богоматери, и образ Покрова Пр. Богородицы, а внизу под тем же образом – пядничные иконы свв. Косьмы и Дамиана, Бориса и Глеба (Рук. Кирил.-Белозер. мон. в библ. Спб. Дух. Ак.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

48 Праздник происхождения древ честного Креста установлен князем Андреем Боголюбским в 1164 году. 49 Так как тогда книгопечатание было еще неизвестно, то для написания и одной книги требовалось не мало времени и труда, отчего книги и были дороги. 52 В сказании о сретении чудотворной иконы пр. Димитрия, встречавший епископ назван Стефаном, – но тогда епископом был Никон, посвященный 5 мая 1502 г. Подобные ошибки и древних наших рукописях не редкость. 53 Калугер, калуер, калогер – монах, инок, отшельник. Словарь цер,-слав, и русс, языка императ. ак. наук т. I–II, буква К. 54 Близ нынешней сенноплощадской Никольской церкви, в которой верный этаж посвящен нерукотворенному образу Спасителя и при которой доныне находится придел пр. Димитрия Прилуцкого. 56 Братья затвора во время архиерейских служений в соборе стояли на левом клиросе и пели службу по-гречески. 57 В списке ростовских архиереев архиеп. Нила нет Парфения, так же как и в степенной книге нет его в числе архиереев, посвященных митр. Алексием. Муравьев считает Парфения за одно лице с Петром. Верне, что Парфений был преемником Петра и предшественником Арсения, как значится в воскресенской летописи: 30-й Петр, 31-й Парфений, 32-й Арсений (полное собр. лет. т. VIII, стр. 69). Петр скончался в 1365 г., a Арсений возведен на кафедру в 1374 г. Ужели же в течении 9-ти лет не было архиереев в Ростове? 58 Неподалеку от запад, ворот ростовского кремля на правой стороне примыкает к стене пятиглавый храм ап. И. Богослова, построенный митр. Ионою Сысоевичем в 1673 г. на месте бывшего тут и древние времена монастыря. Когда при копании рвов для закладки собора обретены были мощи святителей Исаии и Леонтия, то они во все время строения соборной церкви находились в семь монастыре. Древняя монастырская икона Апостола И. Богослова находится в юго-западном углу собора. 59 Предсказание Прокопия было известно всем, не мог же познать его один тот, к кому оно относилось. 60 На образ св. Стефана XVII в., находящемся в кремле у Спаса на бору, в иконостасе, составление зырянской азбуки и начало перевода кннг показано в лето 6880 (1372).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

51       На репорте настоятельницы от 23 мая, указ Орл. Дух. Констист. От 29 мая 1870 года за 4922. 53       Указ Свящ. Синода От 27 сентября 1879 года за 3340. Указ Орл. Дух. Констист. От 23 октября 1879 года за 5691. 56        Указ Орл. дух. Консист. От 22 Декабря 1889 г, за 14530. Игумения Клеопатра из фамилии дворян Головочевых, Курск. губ. Дмитросвятск. уезда. Поступила послушницей в Севский Троицкий девичий монастырь 1844 г. Сент. 5 д, – в монашество пострижена 1856 г. Авг. 7 д. Указ. Орл. дух. Коисист, 1858 г, Апр. 23 д. Архиеписк. Смарагдом бывшим Орл. и Севским произведена в игумении. За ревностное и полезное служение в 1862 г, Авг. 7 д. Всемилостивейше пожалована наперсным крестом. 1866 г. Февр, 27 д. указ. Орл. дух. Консист. за 2086 перемещена из Севского Троицкого на покой в Брянский Петровский, а 1867 г. в Елецкий Знаменский девичий монастырь настоятельницею. Скончалась в 1890 г. 25 декабря на 72 г. от рождения. Могила её находится ниже памятника игумении Павлины. Украшена чугунной доской с надписью. 58       Пособия эти продолжают выдаваться монастырём бедным девочкам не одними необходимыми книгами, но часто и одеждой и проч. 59       Игумения Валерия назначила в учительницы грамоте двух рясофорных послушниц: Фелониду Криворотову и Варвару Стефанову; послушницу Раису Калинникову; а для преподавания рукоделия – рясофорную послушницу Марию Попову. 60       Освящение возобновлённой верхней церкви совершено 21 сентября 1890 г. благочинным архимандритом Гоасафом. 62       Образ этот 1 аршина вышины (ок. 70 см. – прим. Редакции) и 13 верш. Ширины (ок. 60 см. – прим. Редакции) в вызолоченном киоте и за стеклом. 66       Образ вышины 1¼ арш.(ок. 90 см. – прим. Редакции) и Ширины 13½ верш. (ок. 60 см. – прим. Редакции). Этот св. образ принесён был в эту обитель первым её основателем, монахом Савватием, вероятно, в начале XVII в., перешедшим из Коренской Пустыни Курской губ. В Елецкий Троицкий мужской монастырь в число братства. 67       Первая же древняя икона Б. М. Троеручицы, уцелевшей от пожара, бывшего здесь в 1769 г., находится в главном среднем иконостасе местною, по левую сторону царских ворот (см. жизнеописание затв. Мелании стр.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

58). И что достойно удивления, что в XV главе своего романа Л. Н. Толстой обнаруживаем и знакомство с настоящею литургическою терминологией: здесь у него и «золотой иконостас», и «паникадило», и клиросы «с добровольцами певчими, с ревущими басами и тонкими дискантами мальчиков», и «священники в светлых серебряных с золотыми крестами ризах, и дьякон и дьячки в праздничных серебряных и золотых стихарях», я даже «благословение народа священниками тройными убранными свечами, с все повторяемыми и повторяемыми возгласами: Христос воскресе! Христос воскресе! Все было прекрасно». (Стр. 58–59). Пред нами Л. Н. Толстой в одном и том же романе является, таким образом, как бы в виде древнего римского бога Януса двуликого. На первых страницах своего романа он пишет о христианском богослужении людей верующих и находящихся на свободе духовной и физической, а поэтому здесь мы видим во всем величии его гениального таланта. На этих художественных страницах все на своем месте, и каждый предмет называется своим настоящим собственным именем. При описании же богослужения и, в частности, чина нашей литургии в тюрьме, Л. Н. Толстой имеет дело уже с людьми, лишенными не только свободы физической, но и умственной и моральной, скованными, можно сказать, по рукам и ногам предвзятыми идеями самого крайнего либерализма. Поэтому на этих страницах он выступает или в роли их единомышленника и учителя, или даже в более некрасивой роли, рыночного потешника толпы, направо и налево отпускающего грубые циничные каламбуры, злонамеренно все переворачивающего на изнанку и, ради красного словца, не щадящего ничего святого, лишь бы снискать у этой толпы одобрительные рукоплескания и сатанинский смех. Мы кончили свое тяжелое, горькое слово. Из сказанного нами об евхаристическом каноне можно теперь видеть, какую величайшую святыню, какую драгоценную жемчужину хранит от лет древних, от времен апостольских, наша православная церковь в книге Служебник, оберегая ее всячески от дерзновенных поползновении и покушении на нее со стороны людей неверующих и легкомысленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

59 Послание к Смирнянам. VIII, 2: «opou an fanh o episkopoj, ekei kai to plhqoj estw, wsper opou an h Cristoj " Ihsouj, ekei h kaqolikh ekklhsia». 61 Книга правил. 4-е правило Гангрского собора. Идея достоинства священнодействий в зависимости от личного достоинства епископа, их совершающего, повидимому, была впервые выдвинута Оригеном . «Те, которые претендуют на епископское достоинство, учат, что то, что они связывают, связано на небесах, и «то, что они отпускают, отпущено на небесах. Но мы говорим, что они правильно говорят при условии, если они совершают дело, ради которого сказано Петру: Ты камень и на этом камне созижду Мою церковь . Врата ада не одолеют того, кто желает связывать и развязывать. Но если он сам связан узами греха, то напрасно он связывает и развязывает» . (in Matth: XII, 14). См. J. Daniélou, «Origène», Paris, 1948; р. 83. 62 О времени возникновения иконостаса см. статью K. Holl, «Die Entstehung der Bilderwand in der griechischen Kirche» в «Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte», II (Osten). Tübingen, 1927. 69 Н. Милаш, «Правила православной Церкви с толкованиями, СПБ, 1911, т. 1, стр. 558. Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже и тогда, когда стоят священнодействующие» (Вальсамон, Толкование 69-го правила Трулльского собора). 74 Различие в образе причащения лаиков в православной и католической церкви не качественное, а количественное. Важно не это различие, важно различие в образе причащения клириков и мирян, одинаково существующее в католической и православной церкви. 76 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественныя тайны, когда есть епископ или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что либо таковое, какь поступающий противу чиноположения,на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем, не мудрствовать паче, еже подобаете мудрствовати . (Книга подавил, 58-е правило Трулльского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В Руссике имеется икона Жития пустынника Ефрема, 0,30 и 0,23 м, хорошего письма XVII века, подобная той, которая издана в известном атласе Даженкура на табл. 82. В Лавре, в приделе свят. Николая на столбах повешено 4 иконы, уцелевших от прежнего иконостаса, XVII века, по 0,60 и 0,65 м выш., изображающих: Деяния 40 мучеников, Житие св. Меркурия, Житие Евстафия Плакиды и св. Сисоя. На последней, как на описанной фреске, св. Сисой, стоит в горной пустыне, среди скал, дивясь над разверстым каменным гробом, в котором виден покойник, следует вышеприведенная надпись. То же изображение находим во внутреннем притворе Дохиара, в нише, причем в другой нише изображения ктиторов: молдовлахийского воеводы Александра с сыном Константином и дочерью. В Ксенофе большая икона (рис. 70) изображает Спасителя на троне, и перед ним (по песнопению) преклоняющегося Иоанна Богослова; икона переписана, что особенно заметно в нимбах, которые были металлические и по этому случаю сняты и остались незамещенными. 47 Иконы приносились в покои императора на праздник Рождества Христова поутру и подвешивались на переносном иконостасе для совершения литии: Codinus, De off. ed. Bonnae, 44, 3. 54 См. Опись имущества обители Ксилургу (Руссик) на Афоне, в Актах Русского на Св. Афоне монастыря св. вел.-муч. Пантелеймона, Киев, 1875, стр. 51–69. 59 Русские сочинения: «Об изображениях Богородицы», Гр. Свешникова (1838 г., 1846 г., 1863 г.), книга: «Слава Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы», изд. Москва, 1858 г., составленная прот. Боголюбским и проф. П. С. Казанским , Список чудотворных икон Богородицы, С. И. Пономарева, заимствованный из «Сказаний о земной жизни Богородицы», изд. Паителеймоновской (Русской) обители иа Афоне, и изданный в «Русском Паломнике» за 1889 г.; в 1891 г. вышедшая в свет книга Софии Снессоревой: Земная жизнъ Пр. Богородицы и описанге святых чудотворных Ея икон и в том же году книга: Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ея святыя иконы, в которой описано 176 икон; наконец в Месяцеслове преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Розанов. История Московского епархиального управления. Ч. 3. Кн. 2. 95 стран. 57 Нужно заметить, что барон Боде еще в 1842 г. представлял министру Двора докладную записку о том, что в ризнице церкви Спаса на Вору сохраняется серебрено-золоченый с алмазами и другими камнями оклад с иконы Нерукотворенного Образа Спасителя, который находится в церкви Спаса за Золотою Решеткой уже в другом серебрено-золоченом окладе с драгоценными украшениями и был сделан по усердию госпожой Салтыковой с разрешения епархиального начальства, в ведении которого в то время находилась церковь . К сему докладу Боде присоединил свое мнение о том, чтобы, по исправлении сего древнего образа, принесенного в Россию супругою Uoahha III Софией Фоминишной, на него возложить прежний его оклад, а снятую с сего образа копию украсить окладом Салтыковой и поставить в иконостасе Рождественской церкви, по возобновлении его. На это тогда же последовало согласие Государя. Оп. 29. 187. 59 К сему времени прибавилось от выжиги еще 16 пудов 37 фунтов серебра и золота 7 фунтов 27 золотников. Выжига – серебро или золото, добываемое выжиганием из поношенных галунов и т.п. (прим. ред.) 60 При исполнении сей работы, Молчанов за 32 р. снял старую слюду и покрыл новою, выписанною из-за границы, за неимением в то время оной в Москве, а Полтавцев исправил древний оклад с сего образа за 50 р. 61 1 аршин=71,12; 1 вершок=4,445 см, стало быть ширина иконостаса была 9,64 м., а высота 7,51 м. (прим. ред.) 64 Доля – единица веса русской системы мер, которая равна 1/96 золотника или 0,044 грамма (прим. ред.) 66 Оп. 29. 1673. Сам Полтавцев за свою работу был награжден золотою медалью на Владимирской ленте для ношения на шее. 73 В описи 1282 от XVIII века записана такая надпись на сей иконе: к сему образу 7 сентября 1713 г. по указу Императора Петра и по приказу адмиралтейского Комиссара Андрея Беляева из адмиралтейской канцелярии отданы короны, сделанные в приказе Морского флота, весом одна корона, включая золото и каменья – 1 фунт 68 золотников, меньшая – 52 золотника, да еще к одной короне был приделан ангел золотой, весом 5 золотников. 78 Снегирев совсем не упоминает о времени закрытия сей церкви, а Строев в своей книге «Выходы царей» указатель. 47 стр. ошибочно относит его к XVIII веку. Читать далее Источник: Церкви во имя рождества Пресвятыя Богородицы и праведнаго Лазаря в Большом Кремлевском дворце в Москве/Прот. Н. Извеков. - Москва : Рус. печатня, 1911. - 44 с. (Отд. оттиск из журн. " Чтение в общ. люб. духовного просвящения " за 1912 г.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

64 См. „Описание находящихся в Императорской публичной библиотеке старопечатных книг 1564–1640 годов“ в „Христ. чтении“ 1857 г. за август, сентябрь, октябрь и ноябрь. 66 Некоторые из наших духовных писателей (например, свящ. К. Никольский – „Пособие к изучен. устав. богосл“., стр. 574; свящ. Д. Смо лодович – „Литургика“, стр. 314) отсутствие вопросов о добровольном взаимном согласии жениха и невесты в последовании о второбрачных считают особенностию сего чиноположения. Но это едва ли сделано с особенным намерением, а, кажется, произошло просто: включив эти вопросы в первое чинопоследование, не включили во второе. 68 Zhishman находит это учение и в „Правосл. испов“., ч. 1, ответ на вопр. 115. Das Eherecht der orient. Kirche, S. 135. 69 Это учение вошло в западной России, как утверждает г. Неволин („Ист. гражд. зак“., ч. I, кн. 1, стр. 140), в нашу Кормчую (гл. 50). 76 Св. Исидор Пелус, письмо 136. Препоясуется и диакон пред освященными Святыми Дарами и обвязуется накрест. 96 В древности делались омофоры из чистой агнчей волны. На омофоре кресты нашиваются в напоминание того, что Христос понес на раменах Своих Крест Свой, претерпел страдания. 99 Подобно Моисею, доведшему народ Израильский до земли обетованной, жезл архиерея доносится до иконостаса пред алтарем. 100 См. „О жизни клириков“ – Творения бл. Иеронима, ч. 2, стр. 55–73. – О принадлежности чтецов и певцов к клиру говорят еще апостольские правила (ср. пр. 26 и 43; ср Лаод. 15 и др.); ныне это псаломщики. О качествах клириков – ср. 1 всел. 9, Вас. Вел. 12, 59, 89, Григ. нис. 6, Феоф. 3, 6 и Ап. пр.—17—19, 22, 79, 82 и др.; об их обязанностях – см. Ап. пр. 15, 20, 55; 1 всел. 3; 4 всел. 3, 7; 6 всел. 17, 33, 34; 7 всел. 10; Сард. 14, 16; Карф. 10, 19 и др. 101 Таковое благословение, составляющее преподавание освящения (Трул. 26 и Вас. Вел. 27), совершается и пред чтением обеих молитв. Благословение и рукоположение изначальный способ поставления в церковные должности и возведения в священные степени (см. Нов. скриж. 7, 3, гл. 1, 1, §§ и 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

52 Обычай этот на Афоне выродился несомненно под влиянием предписания Церковного Устава, который требует чтобы очередной священник или иеромонах во время повседневных служб – вечерни, полунощницы и утрени без нужды не входил в алтарь, а когда наступает время произнесения ектений, подходя к царским вратам, надевал бы на себя епитрахиль, висящую с боку этих врат (глава 7 Типикона) у иконы Богоматери на гвоздочке, нарочито для сего вбитом в иконостас. 53 Лицо, прислуживающее священнослужителям в алтаре (Βμα) и заведующее богослужебными принадлежностями, ковчегами с мощами и облачениями, необходимыми для богослужения на известный день, обычно хранимыми в скевофилакии или сосудохранильнице под ключем старца – скевофилакса, который внутрь этой сокровищницы, по принятому на Востоке обычаю всюду, не допускает даже игумена обители. 54 По форме кацея похожа на кадильницу, но без цепочек, вместо которых к нижней ее чашечке приделывается рукоятка, покрытая тонким металлическим резным листом, расширяющимся по мере удаления от чашечки, с закруглением в конце, к которому на трех небольших цепочках прикреплены большие бубенцы, звенящие при всяком ударе их о локоть екклисиарха. К рукоятке прикрепляется точеная короткая ручка в вертикальном направлении, за которую и держит кацею екклисиарх. Каждение ею екклисиарх совершает на литургии, когда поется Трисвятое протяжное, после возгласа диакона «δναμις», на утрени, при чтении царских псалмов, на каноне, на повечернице, на параклисе (молебне) в честь Богоматери и на молебнах вообще, на малой вечерне пред бдением, на полиелее и во время чина панагии. Екклисиарх во время каждения кацеею одет в мантию, имея пелену, приколотую к правому плечу ее, и на левом плече наметку, снятую с камилавки. Иногда кацея употребляется при богослужении и великим архимандритом (Τυπικν, Αϑην. 1885 σελ. 205, 208). Кацея малых размеров находит себе место у нас в России ныне лишь в частных домах, при чтении Псалтири над покойниками, и в некоторых других случаях домашнего богослужения. (Древности. Труды Моск. Археол. Общ. т. VI, в. 11, М. 1874, стр. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010