58 . Все вообще церкви по постройке их, вчерне должны быть свидетельствуемы по распоряжению губернатора и только, по удостоверению таким образом в прочном их устройстве и безопасности входа в оные может производиться чистая отделка (ук. Св. Син. 25 июля 1873 г. 31). 54 . Освидетельствование построек насчет казны на сумму свыше 1500 р., а не на счет казны не свыше 5000 р., а также и мелочные на такое же количество сумм должны быть производимы: по соборам и церквам, под наблюдением благочинных, с тем, чтобы лица сии, осматривая сколь возможно чаще производимые постройки и починки, как во время самого производства работ, так и по окончании оных, наблюдали за исправностью и прочностью построек и за умеренности цен на материалы и работы, и о всем замеченном ими при таковых осмотрах, доносили по порядку, на законном основании, куда следует (уст. дух. конс. ст. 143 и 144). Глава V. Отчетность по постройке церквей 55 . Отчетность в суммах, собственно употребляемых на таковые здания, поверяется в консисториях, a расходование сумм, отпускаемых из казны, подлежит поверке общих контрольных учреждений (Там же ст. 145). 56 . Остаток сумм, ассигнованных из казны на строение, должен быть также обращаем в казну и употребление оного на предметы, не назначенные по сметам, строго воспрещается. В случае особенной в том надобности дозволяется входить о том с представлением в Св. Синод (там же ст. 146). 57 . О приходе и расходе вообще строительных сумм буде оные ассигнованы в распоряжение консистории, шнуровые книги и частные отчеты представляются к назначенным срокам (там же ст. 147; уст. стр. ст. 190 т. XII по пр. 1886 г.). 58 . Все места и лица, от коих зависели распоряжения по хозяйственным постройкам и работам имеют строго наблюдать и выполнять побудительные меры к представлению в свое время отчетов производителями таковых построек, починок или заготовлений (уст. строит. ст. 192 т. XII. по прод. 1886 г.). 59 . Относительно материалов и вещей, которые могут остаться по совершении строительной операции, начальство наблюдает, чтобы оные небыли проданы без надлежащего разрешения и, без соблюдения узаконенного порядка; чего не должно опускать из вида и место ревизующее отчеты. (Там же ст. 198).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50. Заставка из Филаретовского Евангелия 1537 г. (Моск. Синод. Библ. 62) заглавных букв (рис. 50) и заставок, окруженных фряжским бордюром, в так называемом Филаретовском Евангелии, по рукописи 1537 г., в Синод. Библ. 62) 70 .Замечательно, что Евангелие это опять южнославянского письма, с большими юсами и с ь вместо ъ на конце слов, а также с флексиями древнеболгарской грамматики. Возрождению и у нас, и у южных славян византийского стиля в связи с фряжским соответствовало и возрождение древней славянской грамматики, которая распространяла в нашей письменности XVI в. болгаризмы и сербизмы. И в такого рода орнаменте Виолле-ле-Дюк упорно продолжает видеть Индию и Персию. Что бы сказал южнославянский писец Филаретовского Евангелия, может быть, с Афонской горы, если бы послушал, как издевается над свято-чтимым им делом какая-то французская книга в таких необдуманных выражениях: «Le retour à l’art byzantine est marquee dans ce dernier ornement (pl. XV) avec une harmonie de tons plus brillante et certains détails qui rappellent les dessins hindous et persans. C’est plus tard seulement que le gout allemande vient se mêler de la manière ia plus fâcheuse à cette ornementation remarquable par son unité d’allure et ses harmonies» (стр. 124). Итак, и здесь, как во всем мною рассмотренном выше, та же органическая, тесная связь русского орнамента с письменностью, с южными славянами, Афоном и с развитием нашей литературы и иконописи. Много говорил я об орнаменте потому, что он дает содержание большей части книги г. Виолле-ле-Дюка, проходит по всем ее отделам, как основная, связующая нить. Теперь перехожу к архитектуре; а так как об этом предмете у меня под руками монография графа С.Г. Строганова, то обращаюсь к этому сочинению, заключая свое мнение о рецензии аббата Мартынова следующими двумя замечаниями. Во-первых, где говорит он от себя, не соглашаясь с Виолле-ле-Дюком и опровергая его, там излагает он солидные сведения по истории русской культуры и просвещения, и здравые взгляды на русское искусство, как, например, об истории русского иконостаса, по исследованиюг. Филимонова (стр. 59); где же соглашается с разбираемой им книгой, там по большей части впадает в ошибки, как, например, о русском орнаменте XV в. (стр. 39). Во-вторых, попытка достоуважаемого аббата исправить книгу французского архитектора, дополнивши ее, чем следует, и, устранив из нее уже сильно вопиющие промахи и несообразности, решительно оказалась тщетной. Из рецензии явствует, что книга эта неисправима. Здравая критика, налагая на нее руку, разрушает ее до основания. Потому почтенному аббату следовало бы написать для французской публики совсем новую книгу о русском искусстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

„Бог дивный во святых Хранит вся кости их, И ни единая от вих не сокрушится, Да имя Божие святится. Зреть тленное нетленным существо Неверию – соблазн, а вере торжество” 335 . 308 Никон. л. 2, 1511. «Смущашеся (Андрей) о нестроении братии своея братаничев и сродников и всего племени своего, яко всегда в мятежи и в волнении вси бяху и много крови лияшеся, вси желающе великого княжения Киевского, и нет никому ни с кем мира. И от сего вси княжения опустеша, – а от поля Половцы выплениша»... 309 Летоп. под 1152 г. Андрей же (отцу): «на том есми целовали крест яко поити ни Суждалю – и иде во свою волость Владимерю». Собр. л. 2, 144. 310 Летоп. у Карамз. 2, прим. 383. «Прииде из Киева в град Володимер князь Андрей Юрьевич без отча повеления, его же лестию подьяша Кучковичи». 311 Собр. л. 144. 148. 2, 77. 78. Переслав. л. 66. 72. Ркп. житие св. кн. Андрея у Доброхотова: древний Боголюбов город и монастырь, М. 1852 г. Слава Богоматери III, 1, 32–46. III, 2, 42–44. О пути кн. Андрея из Вышгорода во Владимир – во Владимирском сборнике 58. 59. 313 Ныне в иконостасе Моск. Успенского собора; надпись говорит, что икона была при войске Боголюбского 1164 г. и что «князь с воинством его видеша от сего образа лучи огненны и весь полк покры». Икона писана не в России, а в Греции: это показывают Греческие слова, написанные на ней. Древн. Гос. Рос. VI, 44. 314 Собр. л. I, 150. 151. V, 162. IV, 11. VII, 77. Степ. кн. 1,299. Пролог авг. 1. «Аз же написах сие малое писание повелением ц. Мануиля и всего причта, да празднуем праздник сей во славу Спаса нашего и Пречистые Его Матери». Сочинитель повести, хотя и видел ц. Мануила, но он Владимирец, а не Грек. Праздник Спасу в 1 д. авг. – в кондакаре XII в. Чтен. Общ. Ист. М. 1846 г. 3. 318 Собр. л. I, 149. 150. II, 81. 82. 111. 112. Пересл. л. 74 и 83. Никон. л. II, 175–177. 179–889. 326 Козма, оплакивая благ. князя, говорит: «бывало придёт гость из Царя-града или из иной какой страны, из Руси ли, Латинянин ли, христианин ли, или язычник, ты приказываешь: ведите его в церковь и ризницу, пусть смотрит на истинное христианство и крестится, что и бывало; крестилось много». Собр. л. II, 115. Ркп. житие у Доброхотова, стр. 74. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

58 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви воскресенье) день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2). Глава 59 59 рука. См. ком. к 40,10. ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19). 59 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие. ложь ...неправду. Ср. Мк. 7,21–23 ; Рим. 3,10–18 ; Гал. 5,19–21 ; 1Пет. 2,10–19 . 59 за правду... за истину. См. ком. к 1,21. 59 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства. 59 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными ( Иов 8,14.15 ). 59 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь ( Притч. 1,16 ), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос ( Рим. 3,15–17 ). 59 Пути мира. См. ком. к 26,3. суда. См. ком. к 1,21. 59 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исаия обращает к своему народу. 59 слепые. См. ком. к 29,18. 59 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7 . суда. См. ком. к 1,21. спасения. См. ком. к 12,2. 59 преступления... беззакония. Исповедание грехов. 59 нет человека. См. Иез. 22,30 . Человек не в силах спастись без помощи Божией. мышца. См. ком. к 40,10. правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21). 59 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3 ). броню... шлем. См. Еф. 6,14–17 . 59 Искупитель. Пророчество Исаии о пришествии Искупителя Иисуса Христа приводит в своем послании апостол Павел ( Рим. 11,26.27 ). 59 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6). с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20. Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15–20; 44,3.4; Иер. 31,31–34 ; Иез. 37,1–14 ; Зах. 12,10 ) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Какая часть храма называется собственно храмом или настоящим храмом? (Собственно храма или настоящего храма рис. см. на рис. и плане хр.) Какое назначение сей части храма? Она назначена для стояния при богослужении одних, так называемых, верных, т. е. крещенных и не отлучённых от причащения за грехи. Какие предметы мы видим в настоящем храме? Во 1-х, возвышение пред всем иконостасом, называемое солеею, на нем: во 2-х, против царских врат, выдавшееся в храм от солеи, иногда с несколькими ступенями, возвышение, называемое амвоном, и по сторонам, близ северных и южных врат огороженные места для чтецов и певцов, называемые клиросами (См. рис. иконост.) Что такое солея? (Солеи рис. см. выше.) Какое назначение солеи и что значит название сие? Солея на русском языке значит престольное место, т. е. место на одинаковом возвышении простирающееся от престола; потому и назначена она для того, чтобы на ней причащать мирян, подобно как священнослужители причащаются в алтаре у самого престола, и чтобы священнослужащим дать удобство во время отправления богослужений совершать входы из алтаря в храм и отсюда туда, а молящимся в храме мирянам лучше видеть и слышать совершаемые здесь священнодействия и моления, напр. великий вход, чтение Евангелия, Апостола на литургии. Как важно место солеи? Солея, как ближайшее к алтарю место, есть место более священное, нежели прочие места, ближайшие ко входу в храм; потому большею частью ограждают его решеткой; восходить на это место без нужды и стоять здесь во время богослужения воспрещается мирянам. Что такое амвон? (Амвона рис. см. выше.) Какое назначение амвона и что значит название сие? Священно и церковнослужители восходят на него возглашать ектеньи, читать Евангелие, Апостол и произносить поучения. Для того, чтобы чтения с него были слышнее и внятнее, он устраивается особенным возвышением, как и самое название амвон с греческого значит: место, на которое восходить нужно. Не имеет ли какого значения амвон? Он изображает собою те возвышенные места, напр. горы, корабли, с которых Господь И. Христос нередко проповедовал народу свое Евангелие, и тот отваленный от дверей гроба Господня ангелом камень, с которого возвестил Он мироносицам о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Удивляюсь предположению Вашему просить у канонического органа правительства и у местного турецкого – право, чтобы русским служить у Св Гроба. Просить – значило бы идти на категорический отказ (не говоря уже о неприличии), который дал бы только Патриарху силу и право отказывать нам в своем разрешении. Иерусалим, видно, полон всяких лжей и сплетен. Вы пишете, будто сторонними путями дошло до Вашего сведения, что Патриарх получил от меня письмо по предмету того же служения и еще будто бы каких-то двух русских церквей! Удивительно, откуда эти сплетни родятся. Ничего подобного я не писал Патриарху – вся моя переписка вот уже год – ограничивается делами Московского Иерус подворья! Итак, да хранит Вас Господь и да умудряет Вас! Душевно преданный, К. Победоносцев Архив РДМ, п. 8, д. 144. 2 л. 268. Письмо помощника Председателя Императорского Православного Палестинского Общества М.П. Степанова к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину) С.-Петербург 12 июня 1890 г. На верхнем поле запись к пронумерованным абзацам: «1. По вопр о размежев земли Русс Постр . 2. О высылке денег на сод Мисс . 3. По вопр постр иконост для русс церкви в Яф садах. 4. По вопр об устр чтений для палом и участии иеромон Михаила в вождении палом по св м . Глубокоуважаемый отец архимандрит, С величайшим удовольствием спешу препроводить к Вам при сем копию с Высочайше утвержденного плана размежевания старого Русского подворья и выделения в оном в непосредственное Ваше заведование Троицкого собора, дома Духовной Миссии с окружающим их участком земли. Вероятно, Вами также уже теперь получены следующие Духовной Миссии деньги по новым штатам, по крайней мере, причитающаяся на нашу долю часть с 27 января для Высочайше утвержденного штата по 1 сентября с. г. передана в Хозяйственное управление Св. Синода. Таким образом, мы счастливы, что были в состоянии, с Божией помощью, исполнить Ваши давнишние и вполне справедливые пожелания. Искренно счастлив я также, что могу сообщить Вам, что Общество в общем собрании 17 с мая, памятую 25-ую годовщину начала Ваших неоценимых трудов и заслуг в Св Земле 441 , постановило просить Вас дозволить ему принести свою лепту для Ваших благих дел и поднести Вам для Вашей строящейся церкви св Тавифы в Яффе иконостас, образа для которого принял на себя изготовить известный Вам А.З. Ледаков 442 . При изготовлении иконостаса приняты в соображение все указания, которые Вам угодно было дать Антону Захаровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Не имеют ли какого духовного значения царские врата? Они образуют собою врата, т. е. вход на небо, в царство небесное; так как алтарь изображает собою небо, царство небесное. Как называются другие двое дверей в иконостасе? ТЕ из них, которые находятся против левого клироса, ближе к северной стороне храма, называются северными, а которые – против правого, ближе к южной – южными. Какие изображения пишутся бол. част, на дверях иконостаса? На царских дверях – в середине изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, а по сторонам четырех Евангелистов. На северных дверях больш. частью – еврейского первосвященника Аарона с свящ. хлебами храма, а на южных – св. Ангелов или св. диаконов: архидиакона Стефана, Лаврентия и др. (См. рисун. иконост.) Почему такие изображения бол. частью пишутся на сих дверях? . На царских дверях – Благовещения, потому что воплощением и рождением Спасителя отверзся для нас вход на небо, образ которого суть царские врата; евангелистов, потому что они, подобно архангельскому благовестию Пресвятой Богородице, благовествовали и благовествуют миру в св. Евангелиях о воплотившемся и родившемся Господе и о спасении Им рода человеческого. На северных дверях-Аарон с свящ. хлебами, потому что они ведут к св. жертвеннику, на котором во время литургии обыкновенно полагаются служебные хлебы, т. е. просфоры, как и в еврейском храме находились на трапезе 12 хлебов. На южных дверях – св. дьяконы, или св. ангелы, чин которых носят в себе дьяконы, потому что двери сии вели прежде, ведут и теперь в некоторых храмах в так называемый дьяконник, или ризницу, вверенную смотрению дьяконов. Над царскими вратами не помещается ли какой известной иконы? Икона тайной вечери, когда И. Христос установил таинство св. причащения и в первый раз причастил апостолов. Для чего эта икона помещается здесь? Чтобы показать, что здесь за царскими вратами в алтаре во время литургии совершается тоже самое таинство, какое было совершено самим Господом Иисусом Христом на тайной вечери. 3. Настоящий храм

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Безмолвствовать по наружности, а мысленно мешаться в житейские ухищрения и мятежи – это и чувство наполняет омрачением, и прежние труды обращает в ничто, и страстям пролагает путь к победе, а воина заставляет бросить щит (прп. Исидор Пелусиот , 61, 18). Источник. Безмолвие есть отсечение зла (прп. Марк Подвижник , 67, 31). Источник. Невозможно безмолвствовать умом без тела, ни разорить средостения без безмолвия и молитвы (прп. Марк Подвижник , 67, 31). Блажен, кто ради Бога пребывает в безмолвии, и один ест хлеб свой, потому что всегда он беседует с Богом (прп. Исаак Сирин , 59, 52). Источник. Ты же, если намерен держаться безмолвия, будь подобен Херувимам, которые не заботятся ни о чем житейском (прп. Исаак Сирин , 59, 66). Источник. Безмолвие есть начало очищения души (прп. Исаак Сирин , 59, 99). Источник. Когда же придет человек в безмолвие, тогда душа может различать страсти и разумно изведывать свою мудрость (прп. Исаак Сирин , 59, 100). Источник. Безмолвие умерщвляет внешние чувства и возбуждает внутренние движения (прп. Исаак Сирин , 59, 101). Источник. Если человек в начале своего безмолвия не ощущает силы... созерцаний, по причине парения ума своего, то да не приходит в уныние и да не оставляет тишины безмолвной жизни своей (прп. Исаак Сирин , 59, 109). Источник. ...Хранение уст заставляет совесть воспрянуть к Богу... (прп. Исаак Сирин , 59, 148). Источник. Всякий человек, который опытом не изведал продолжительного безмолвия, пусть не ожидает сам собою узнать что-либо большее о благах подвижничества, хотя он и велик, и мудр, и учителен, и имеет много заслуг (прп. Исаак Сирин , 59, 174). Если любишь безмолвие – матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малый телесный вред, и укоризны, и обиды, какие польются на тебя за безмолвие (прп. Исаак Сирин , 59, 179). Источник. Приверженность к безмолвию – есть непрестанное ожидание смерти (прп. Исаак Сирин , 59, 179). Источник. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства (прп. Исаак Сирин , 59, 179). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Оскорбление Не тот несчастен, кто терпит, а тот, кто наносит оскорбление... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 263). Источник. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: «Я достоин того, чтоб все братия презирали меня» (прп. Антоний Великий , 89, 113). Источник. Если кто скажет тебе жестокое слово, не попусти сердцу твоему вознестись над ним, но скорее старайся сделать ему поклон (испрашивая прощения), прежде нежели воздвигнется страсть (гнева) в душе твоей... (прп. авва Исаия , 59, 14). Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, переноси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои пред Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил (прп. авва Исаия , 59, 41). ...От благотворения оскорбившим мир... (прп. авва Исаия , 59, 50). Прежде пригвождения ко Кресту Иисус предан был на биение. Это служит нам наставлением, что мы должны равнодушно переносить от людей всякое оскорбление и обиду (прп. авва Исаия , 59, 73). Источник. Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (прп. авва Исаия , 59, 83). Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей (прп. авва Исаия , 59, 83). Не желай слышать о бедствии того, кто оскорбил тебя, дабы сердце твое не усладилось мщением (прп. авва Исаия , 59, 95–96). Гордый в сердце своем думает, что он мудр и никогда не оскорблял никого (прп. авва Исаия , 59, 180). Жестокосердый при оскорблении ближнего говорит, что я нисколько в этом не виноват, а смиренномудрый, слыша порицание брата, возлагает вину на себя (прп. авва Исаия , 59, 180). подвергся за нас позорнейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо или несправедливо оскорбит нас, или нанесет бесчестие (прп. авва Исаия , 59, 183). ...Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ (прп. авва Исаия , 59, 184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

сердце его не занимается житейским, разве только будет он ленив и нерадив к своему долгу (прп. Исаак Сирин , 59, 106). Источник. Если приобучим себя к доброму размышлению, то будем стыдиться страстей, как скоро встретимся с ними (прп. Исаак Сирин , 59, 168). Источник. Прежде всех страстей – самолюбие; прежде всех добродетелей – пренебрежение покоем (прп. Исаак Сирин , 59, 228). Источник. ...Человеку всегда должно отвращать мысль свою от страстей к естественному добру, какое Создателем вложено в природу (прп. Исаак Сирин , 59, 240). Источник. Страсти суть дверь, заключенная перед лицом чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца (прп. Исаак Сирин , 59, 255). Источник. ...Кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития препобедил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здравие... (прп. Исаак Сирин , 59, 260). Источник. Если же отъяты от души будут страсти, то ум просвещается, и поставляется на первом месте естества, и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретаемые на своем месте (прп. Исаак Сирин , 59, 261). Источник. Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением... (прп. Исаак Сирин , 59, 310). Источник. Находятся и такие, которые стараются остановить страсть, но по внушению другой страсти: один молчит по тщеславию, другой по человекоугодию или по иной какой-либо страсти; сии злым хотят исцелить злое. Но авва Пимен сказал, что зло никак не истребляет зла. Таковые принадлежат к действующим по страсти, хотя и сами себя обольщают... Иной радуется, когда его оскорбляют, но потому, что имеет в виду награду. Сей принадлежит к искореняющим страсть, но неразумно. Другой радуется, получая оскорбление, и думает, что он должен был претерпеть оскорбление, потому что сам он подал повод к тому; сей разумно искореняет страсть. Ибо принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать (все) находящее на нас за наше собственное – есть дело разума...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010