Мы уже имели случай 37 указать, что в византийской иконографии Крещения Господня, начиная с VII–VIII веков, появляется в воде реки Иордана поставленный на ступенчатом пьедестале крест, по-видимому, мраморный, монументальный. Изображение этого креста, по нашему мнению (кажется, принятому без возражений), воспроизводит реальную деталь: крест, действительно, поставленный в настоящем Иордане, на месте омовения паломников и предполагаемого Крещения Господа. Но мы считаем также сирийского происхождения и композицию «Крещения» в равеннской мозаике арианского баптистерия или ц. S. Mariain Cosmediis нисходящий там на Главу Спасителя в водах небесных Св. Дух виде голубя изображен по тексту Ев. от Евреев, составленного в Берее: descendit fons omnis Spiritus Sancti. Композиция изображения «Воскресения Господня» или греч. «Анастасиса» в виде двух жен у гроба и Ангела, им возвещающего, должна была сложиться под специальным впечатлением празднования дня «Воскресения» у гроба в Иерусалиме. Тоже должно сказать о сценах: Благовещения у источника и Рождества Христова. Безусловный палестинский характер имеют изображения и символы Спаса Эммануила, Уготованного Престола, Победного Креста и Звезды Вифлеемской. Известное изображение Адамовой главы (черепа с двумя костями, накрест положенными) у подножия Распятия также ведет свое происхождение от чисто местных, иерусалимских преданий, мало по малу слагавшихся в силу нравственной близости первого человека и его искупителя Богочеловека, и сблизивших по месту страдания и смерти «ветхого» Адама и «Сына человеческого». Данная подробность вошла в иконографию Распятия приблизительно в период VII – VIII стол., так как от IX века мы имеем уже памятники такого изображения (в парижском кодексе Григория Богослова за 510, изображение неясно), именно под влиянием натверженных паломниками рассказов о погребении Адама на Голгофе 38 . «Адамова книга» (появившаяся около V века) рассказывает, что Ной, по повелению Божию, принял останки праотца в ковчег, а Сим похоронил их, по указанию ангела, «в среде земли», там, где совершилось искупление всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Существующие фрески наоса выполнены в 1803 г. От первоначальных росписей XIV в., относящихся, по-видимому, ко времени сербского владычества, в наосе сохранились кресты-никитрионы на откосах прохода в юж. галерею (макринарикион). Фрагменты более поздней живописи (предшествовавшей росписи 1803 г.) видны в юго-вост. и юго-зап. углах наоса (изображения преподобных Симеона Дивногорца и Онуфрия). В 1803 г. был сооружен новый иконостас, в который были вставлены из предшествующего царские врата (1555) и 2 большие иконы Христа Вседержителя и Божией Матери (1612) из местного ряда. Богоматерь с Младенцем. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. Богоматерь с Младенцем. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. Большинство фресок нартекса датируется 1805 г. К нач. XIV в. относятся «Крещение Господне» в нише южной части восточной стены и Деисус ктиторским изображением еп. Иоанникия (?) в люнете сев. стены. Ксингопулос считал, что «Крещение Господне» выполнено при жизни прп. Иоанна - Иоакима (1300-1333), а портрет ктитора, отождествляемого им с членом семейства Мастигадов,- в сер. XIV в. В. Джурич высказал мнение, что это портрет серрского деспота Иоанна Углеши. Страти указала на близость этих фресок к росписям парекклисиона свт. Николая Чудотворца в И. П. м. (1360-1370), а также на сходство композиции «Крещение Господне» с аналогичной сценой в соборе Преображения Господня мон-ря Влатадон (1360-1380) в Фессалонике. На юж. стене нартекса находилось ктиторское изображение Стефана IV Душана с женой Еленой и сыном Урошем. В наст. время на этом месте изображены прп. Иоанн-Иоаким, св. Иоанн Предтеча и свт. Спиридон. Лучше всего фрески XIV в. сохранились во внутреннем экзонартексе. Прослеживаются 2 фазы росписей: выполненные при жизни прп. Иоанна-Иоакима, в 1-й четв. XIV в., и в период серб. господства, скорее всего в 1358-1364 гг. К древнейшему слою росписей относятся обнаруженные в 1986 г. фрески на вост. стене в 2 аркосолиях по обеим сторонам входа. В сев. аркосолии изображены 40 Севастийских мучеников (особенность иконографии - венцы с драгоценными камнями на головах мучеников, а не над ними, согласно видению стража Аглаия), в юж. аркосолии - Богоматерь с Младенцем на престоле с предстоящими арх. Михаилом и св. Иоанном Предтечей, у ног к-рого изображен коленопреклоненный монах. Х. Бакирдзис предположил, что это основатель И. П. м. Иоанникий, гробница которого, вероятно, могла находиться в юж. аркосолии. На внутренних сторонах ниши юж. аркосолия представлены великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон (небесные покровители г. Серры, во имя к-рых был освящен митрополичий собор), на внутренних сторонах сев. аркосолия - святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, над сев. аркосолием - Иисус Христос с ктитором. К этому же периоду относятся изображения 2 неизвестных святых в нижней зоне по обеим сторонам входа в нартекс.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Иконография Крещения Господня — от крипты Лукины до церкви Спаса на Нередице Как сложилась иконография праздника Крещения? Откуда на иконе крест, масличная ветвь и древний старец в воде? Почему Иоанн Креститель возлагает руку на голову Христа, хотя в Евангелии это не упомянуто? Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи «Крещение Господне» из «Православной энциклопедии», посвящённый иконографии праздника. Статья Раннехристианская иконография Крещения Господня иллюстрирует евангельский сюжет лаконично: показаны Иисус Христос, св. Иоанн Креститель и голубь Святого Духа. Одними из наиболее ранних считаются изображения Крещения в крипте Лукины (начало III в.) и «капелле Таинств» (вторая четверть III в.) в катакомбах св. Каллиста в Риме. На плохо сохранившейся фреске в крипте Лукины представлен обнажённый юноша, которому помогает выйти из воды человек в тунике; слева вверху — летящая птица с ветвью в клюве. Исследователи трактуют изображение крещения Иисуса Христа св. Иоанном Крестителем . Росписи «капеллы Таинств» выполнены на белом фоне, сцена Крещения помещена в центре левой от входа стены, обрамлена тонкой красно-коричневой линией. Крещаемый обнажённый Отрок без нимба, Которого идентифицируют как Иисуса Христа, стоит по колено в воде. Справа представлен муж в коротком препоясании (св. Иоанн Креститель), возлагающий Ему на голову правую руку. Струи воды Иордана, расплёскивающиеся вокруг головы Спасителя, схематично переданы длинными мазками. Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в. Сцена Крещения в росписи римских катакомб Марцеллина и Петра (первая половина IV в.) частично утрачена. От фигуры св. Иоанна Крестителя, стоящего справа от обнажённого отрока Христа, сохранилась только возложенная на Его голову правая рука. Выше изображён голубь, от клюва которого на Спасителя падают струи воды (лучи?), намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, принёсшем Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (ср. молитву на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчёркивает тему очищающего воздействия воды, многообразно варьируемую в чтениях и песнопениях праздника.

http://bogoslov.ru/article/6172058

Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине. Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании. В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция Крещение Господне: иконы, иконография   Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

По обету он заказал в Болхове список иконы для своей приходской церкви в с. Бор. Сохранилось имя иконописца, выполнившего список,- болховский мастер Н. П. Гуров (Там же. С. 380), упомянутый в «Реестре входящих и выходящих бумаг Белобережской пустыни» за 1815 г. в связи с написанием 39 икон для иконостаса больничной церкви Белобережской обители (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 18. Л. 17; Злотникова И. В. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. XX в.//Религия, умонастроения, идеология в истории. Брянск, 1996. С. 99-108; сведения о том, что икона была написана в «половине» XVIII в., к-рые приведены в публ.: Рождественский А., свящ. Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор»//Калужские ЕВ. 1864. 24. С. 436; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 152, неточны). Икона была известна под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «Взыскание погибших» Богородица была изображена на ней стоя, в традиц. мафории, покрывающем голову, поддерживающей стоящего рядом Младенца. Положение кистей рук Богоматери сходно с изображением на болховской иконе: левая придерживает Младенца, а правая указывает на Него. Об особенностях иконографии борской иконы можно судить по сохранившемуся списку (ок. 210×120 см) кон. XIX - нач. XX в. в Воскресенской ц. г. Таруса. Так, в верхней части списка изображено «Крещение Господне» - в воспоминание чуда спасения Обухова. Предположение прот. А. Георгиевского, что «Крещение Господне» было помещено и на болховской иконе, не имеет оснований (см.: Рождественский А., свящ. Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор»//Калужские ЕВ. 1864. 24. С. 378-380), т. к. на списках болховской иконы этот сюжет не встречается, но является устойчивым признаком списков борской иконы. Кроме того, на списке из Воскресенской ц. по обе стороны головы Божией Матери изображены головки 5 ангелов, а Младенец Христос стоит на парапете с надписью: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Генезис и эволюция иконографии Креста в ранней Церкви О связи Креста Господня с последней буквой еврейского алфавита и о многообразии значений, передаваемых ею, а также об изменениях в восприятии данного символа как в ветхозаветные времена, так и после пришествия Христа пишет протоиерей Павел Недосекин. Статья   Печать дара Духа Святаго «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них  иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5.39).   В чине Таинства Крещения священник после изведения крещаемого из воды читает молитву и просит Бога, Который благоволил «водою и Духом» заново родить просвещённого, простив ему все грехи, даровать ему « печать» дара Святаго Духа. «И по молитве помазуетъ крестившегося святымъ миромъ творя креста образъ». «Сначало на челе», (на лбу) потом на других частях тела, при этом говоря «Печать дара Духа Святаго. Аминь» . Церковь осмысляет печать (гр. σφραγις, лат. signature) как собственный знак Бога (Святого Духа). Рассмотрим, какие основания для такого осмысления есть в Священном Писании.   – печать как личная подпись В Апокалипсисе тайновидец повествует: «И видел я (…) Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого» ( χοντα σφραγδα θεο ζντος ) (habentem signum Dei vivi) (Ап. 7.2), и далее возглас четырём Ангелам повелевает не делать вреда ни земле, ни морю, ни деревьям до тех пор, пока не будут положены « печати на челах рабов Бога нашего» (Ап. 7.3). Здесь «печать» (σφραγις) – знак собственности, принадлежности Богу, в латинском «signature» имеет ещё и оттенок «личной подписи». Она ставится на праведниках, которые «пришли от великой скорби» и «убелили одежды свои Кровию Агнца» (Ап. 7.14). Эта «печать Бога живого» узнаваема ангелами и изображается определённым знаком. Его собственным знаком. Но каким?   – как изображается печать

http://bogoslov.ru/article/4431673

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010