Первые образцы такой иконографии сохранились в купольных мозаиках Баптистериев православных и ариан в Равенне. В Баптистерии православных (сер. V в.) Христос-средовек (с бородой) стоит по пояс в воде, слева на скалистом берегу - св. Иоанн Креститель в короткой тунике с крестом на длинном древке в левой руке. Композиция была искажена позднейшей реставрацией - в правой руке св. Иоанна Крестителя появилась чаша, в то время как во всех известных ранних памятниках он изображается возлагающим руку на голову Христа. Над головой Спасителя - белый голубь. Справа в воде - фигура старца, олицетворяющего р. Иордан, а также надпись лат. буквами: «IORDANN». Он держит стебель тростника, опираясь левой рукой на опрокинутую урну, из к-рой вытекает вода. Это изображение восходит к античным олицетворениям речного божества - таковы скульптуры Нила и Тибра в виде полулежащих муж. фигур (I в., Музеи Ватикана). В Баптистерии ариан (ок. 520) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображен безбородым, над Ним - голубь, от клюва к-рого исходит сноп света, справа от Него - св. Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева - олицетворение Иордана - полуобнаженный старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Миниатюра из сир. Евангелия Раввулы 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) является сокращенным вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей - символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «...Сей есть Сын Мой Возлюбленный...» (Мф 3. 17; Мк 1. 11; Лк 3. 22). С кон. VI в. в композиции К. Г. вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора г. Монца (VI в.) - ангел; в клейме на живописной крышке сир. реликвария (VI в., Музеи Ватикана) - 2 ангела и 2 фигуры учеников св. Иоанна Крестителя с нимбами (Ин 1. 35). На резной пластине из слоновой кости с трона архиеп. Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне) Христос изображен безбородым, св.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Обетование (ср.) — На церковном языке: обещание. Обитель (ж.) — см.Монастырь. Облачение (ср.) 1)- Одежды и принадлежности клира (внебогослужебные и богослужебные) и монашества. К священническому облачению относятся: аналав, епитрахиль, камилавка, клобук, куколь, мантия, митра, набедренник, наперсный крест, омофор, орарь, палица, панагия, параман, подрясник, подризник, поручи, пояс, ряса, саккос, скуфия, стихарь, фелонь, хитон. 2) — Покрывала (верхнее и нижнее) на престол. Образ (м.) — см.Икона. Обрезание Господне — Один из великих православных праздников, отмечаемый 1 (14) января в память о совершении древнеиудейского обряда над младенцем Иисусом на восьмой день после Его рождения. Обручение (ср.) — Богослужение, предшествующее венчанию, совершаемое в притворе и состоящее из благословения, великой ектении, иерейских молитв, собственно обручения (троекратного обменивания кольцами жениха и невесты) и отпуста. Обряды (мн.) — Символические действия, составляющие внешнюю сторону культа, символизирующие общение верующих с Богом (поклоны, возжение свечей, каждение, определенная последовательность молитв и т.п.); форма осуществления таинств. Община (ж.) — Совокупность верующих, принадлежащих одной конфессии. (см.Приход.). Оглашенные (мн.) оглашенный (ед.) (м.) оглашенная (ж.) — Люди, еще не принявшие таинства крещения, но готовящиеся к нему. Одигитрия (ж.) — Иконографический тип Богородицы: Ее изображение поясное, в рост или сидящей на троне, держащей Богомладенца Иисуса на левой руке. Окормление (ср.) — Духовное попечение. Окропить, окроплять — Обрызгать (святой водой) при освящении, на водосвятном молебне и т.п. Октоих (м.) — Книга, содержащая недельные службы в порядке следования восьми гласов. Омофор (м.) — Часть архиерейского облачения — широкая лента с изображениями крестов, огибающая шею и спускающаяся одним концом на грудь, а другим на спину (великий омофор) или обоими концами на грудь (малый омофор). Оранта (ж.) — Иконографический тип Богородицы: Ее изображение в полный рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями и с младенцем Иисусом на лоне.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

последовательности сцен Страстного и Воскресенского циклов по ходу солнца - от сцен «Тайная вечеря» и «Омовение ног» (начало циклов, юж. сторона) до сцены «Сошествие во ад» (окончание циклов, сев. сторона). В росписи главы и свода структура иконографической программы остается прежней, следует отметить лишь возможное наличие в барабане сцены «Небесная литургия» (к-рая предполагается также и в Ильинской ц.) и сосредоточение в данном пространстве цикла двунадесятых праздников (в тимпанах косых арок представлены сцены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и «Крещение Господне», на больших парусах - «Преображение Господне» на юго-восточном и «Вход Господень в Иерусалим» на юго-западном; композиции на 2 других не поддаются определению). Цикл продолжается в конхах боковых апсид: в южной - «Пятидесятница», в северной - «Распятие Христово», на тимпане зап. стены - «Успение Пресв. Богородицы». Главной особенностью Страстного цикла является представление его композиций не в виде отдельных сцен, как ранее, а в виде непрерывного фриза. Эта особенность стала характерной для всех памятников того времени (за исключением Вознесенской ц. Нямецкого мон-ря) и для росписей XVI в. Размещение Страстного цикла в виде фриза было известно в визант. искусстве (росписи в храме Погановского монастыря в Болгарии), а хронологически ближе к росписям в Хырлэу. Количество сюжетов во фризе увеличилось: появились известная по памятникам Охридской Архиепископии сцена «Кавалькада Св. Креста» с изображением Пилата во главе группы всадников перед сценой «Крестный путь», а также сцена «Поругание Христа», характерная для памятников касторийской школы и получившая чрезвычайно динамичное решение. Роспись купола и сводов нартекса близка к иконографической программе кафоликона мон-ря Воронец, на вост. стене к-рого, а также на срединных регистрах сев. и юж. стен представлен в довольно полном виде житийный цикл вмч. Георгия. В этих же регистрах на сев. и юж. стенах выделяются увеличенными размерами 2 сцены: «Битва вмч.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Житийные циклы И. П. условно можно разделить на 4 типа. Первый посвящен событиям детства И. П. и включает сцены «Благовестие Захарии», «Встреча Марии и Елисаветы» (П. П. Рубенс, 1611-1614, триптих кафедрального собора в Антверпене), «Рождество св. Иоанна Предтечи», неотъемлемой частью иконографии к-рой являлось изображение св. Елисаветы на ложе. Эта композиция, восходящая к античным образцам, постепенно расширялась за счет введения дополнительных персонажей и бытовых подробностей (Джотто, между 1304 и 1310, капелла дельи Скровеньи в Падуе; «Рождение Иоанна Крестителя», Я. Тинторетто, 50-е гг. XVI в., ГЭ). «Рождество св. Иоанна Предтечи» нередко включало дополнительный эпизод - «Наречение имени Иоанна Захарией» (миниатюра из т. н. Великолепного (Турино-Миланского) часослова Богоматери, Я. ван Эйк, ок. 1422-1423, Городской музей старинного искусства, Турин). Менее распространенными композициями были «Обрезание св. Иоанна Предтечи» - сцена, возникшая как парафраз сюжета восточнохрист. искусства «Сретение Господне» (рельеф капители, XII в., Музей истории Лиона); «Избиение младенцев и бегство св. Елисаветы в Египет» - апокрифический сюжет, игнорирующий тот факт, что св. Елисавета и ее сын в этот период были далеко от Вифлеема; «Встреча Иисуса и Иоанна при возвращении из Египта»; «Удаление в пустыню после прощания с престарелыми родителями». Второй цикл, проповеднический, включал композиции «Проповедь св. Иоанна Крестителя», «Крещение народа», «Крещение Христа». Первая иллюстрирует момент явления И. П. перед толпой: люди поражены его словами и обликом пустынника. В сцене «Крещение народа» И. П. показан стоящим на берегу, один или неск. крещаемых находятся в водах Иордана; нередко изображены фигуры, стоящие на противоположном берегу, а также эпизодические подробности: раздевающиеся люди, ныряющие в реку отроки. Иконографическая схема этого сюжета во многом повторяется в композиции «Крещение Господне», где центральной фигурой является Иисус Христос, И. П. изливает на Его голову воду из чаши; нередко изображаются ангелы и свидетели (или крещаемые) («Крещение Христа», Пьеро делла Франческа, 1448-1450, Национальная галерея, Лондон; крестильная купель, Ренье де Юи, между 1107 и 1118, ц.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Такое сопоставление возможно потому, что в древности изображение рыбы использовалось и как Евхаристический символ, и вообще как символ Христа. Кроме того, апостолы (некоторые из которых были причастны к рыбацкому промыслу) именовались ловцами (людей). Опять же, и Царство Небесное уподобляется в Евангелии неводу: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» ( Мф. 13:47–48 ). Иногда Иордан изображается, как река, образованная из двух соединенных потоков. Визуально это выглядит так, будто она раздваивается в верхней части композиции. На других вариантах Иордан бывает представлен изгибающимся кверху в мощную, крутую дугу. Первый способ изображения Иордана связан с древним преданием о происхождении этой реки в результате слияния потоков: Иор и Дан. Второй вариант оттеняет идею о том крутом повороте в жизни вселенной, который был совершён Иисусом Христом. Отметим, что географически истоки Иордана берут начало на склонах горы Ермон. На отдельных иконах возле фигур, олицетворяющих море и Иордан, обозначается Крест: иногда в виде упрощенного знака; а иногда – водруженным на камне или особой колонке. При ближайшем объяснении оказывается, что этот символ знаменует освящение вод и спасение человека через Крест (Крестные Страдания и смерть Искупителя). В то же время допускается и такое толкование: возможно, когда-то аналогичным знаком обозначалось действительное место Крещения Господа. Согласно преданию, географически оно находилось возле Иерихона (со временем в том районе была образована обитель во имя святого Иоанна Крестителя). Уместно добавить, что место предполагаемого Крещения Иисуса известно ещё и тем, что во времена Ветхого Завета там был совершен чудесный переход еврейского народа через Иордан (после завершения сорокалетнего странствования по пустыне). Тогда, в память о событии, со дна реки были взяты двенадцать камней и уложены, в качестве памятника, на берегу. Двенадцать же других камней, взятых с берега, были уложены на дне Иордана. Поскольку тот исторический переход через реку служил прообразом Крещения Господня и Крещения как Церковного таинства, постольку знак Креста на иконах Крещения может интерпретироваться как первообраз того ветхозаветного знака-памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Иоанн облачен во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют 2 ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс 113: «...море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, напр. таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест св. Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника ( Покровский. 2001. С. 270-271) и отражает практику таинства Крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко - в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», т. е. умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши». О присутствии ангелов в момент крещения в Евангелиях не сообщается, но об этом упоминают песнопения службы: «Како обнажение Небеснии видят Ангели?», «Ужас бе видети Небеси и земли Творца, на реце обнажщагося и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. И лицы Ангельские дивляхуся страхом и радостию», «Якоже на Небеси, с трепетом и чудом предстояху во Иордане силы Ангельские». Склоненные фигуры ангелов и их покровенные в знак почтения к святыне руки указывают на то, что они являются восприемниками при таинстве Крещения (эту роль в древней Церкви иногда играли диаконы и диакониссы) (Там же. С. 273). Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д, Л. 117) Крещение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д, Л. 117) Крещение Господне. Пелена. 1580–1590 гг. (ГРМ) В средневизант. период иконография К. Г. обогащается еще неск.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества — обычно датируется III веком. 18 января, 2014 Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества — обычно датируется III веком. Крещение Господне: иконы и картинки Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком. Фреска из римских катакомб. III в. Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества. Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

С течением времени традиции изображения главных действующих Лиц постепенно сводились ко всё большему и большему единообразию. При этом само содержание композиции расширялось, обогащаясь образами дополнительных лиц, деталями пейзажа и символическими элементами. Так, например, в верхней, купольной части баптистерия православных в Равенне образ Христа представлен в чертах, достаточно близких к современным. Положение Его корпуса – фронтальное, обращенное к богомольцам. Возраст соответствует тридцатилетнему мужу. Лик узнаваем, взгляд – выразительный, проникновенный. Вокруг головы – нимб. Христос стоит погруженным по пояс в воде, а на берегу, по правую руку от Него, несколько выше – Иоанн Креститель. В правой руке Предтеча Господень держит тарелку, из которой на Мессию изливаются струи воды (в этом усматривается признак распространившегося к тому времени обычая крестить через обливание). В левой руке Иоанна Крестителя – Крест. По другую сторону от Мессии, в реке, – муж, олицетворяющий Иордан, в его руках – тростник – один из символов этой реки. Сверху на Иисуса спускается голубь, символизирующий Святого Духа. Несколько позже на Православных иконах и фресках Крещения наряду с фигурой мужа, символизирующего Иордан, утвердилась фигура женщины – персонификация, олицетворяющая море. Обе эти фигуры, мужская и женская, расположенные вместе, одна подле другой, служат иллюстрацией к ветхозаветному провозвестию: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» ( Пс. 113:3 ). При дальнейшем формировании иконографической схемы Крещения в качестве важнейшего элемента верхней части композиций утвердился сегмент Небесной сферы, из которого изливаются лучи Славы Единотроичного Божества. На некоторых старинных изображениях Крещения из сферы выходит не луч, но благословляющая десница Отца. Примерно с VI века, как считается, в композициях утвердились образы ангелов. Обычно они бывают воспроизведены по противоположную сторону от Иоанна Предтечи, на другом берегу Иордана. Число ангелов может варьироваться. Чаще всего их три или четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Нижняя Князь-Владимирская церковь в отличие от общей тональности убранства, ориентированной на воинский пафос - выглядит камерной и уютной. " Нам хотелось передать эффект водной стихии " , - комментирует преобладающие здесь мерцающие синий и золотой оттенки главный архитектор проекта Дмитрий Смирнов. Иконографическая программа нижней церкви связывает Великую Победу с тысячелетней историей христианства на Руси. Её стены представляют собой сплошные переходящие друг в друга мозаичные панно площадью свыше 2 тыс кв. м на темы Крещения Господня, крещения святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и Крещения Руси. Всю эту красоту мастера фирмы " Домострой " под руководством Алексея Лаврентьева по эскизам московских художников Михаила Леонтьева и Дарьи Шебалиной сумели выложить за рекордные три месяца. Керамические киоты икон украшены гжелью. Из фарфора и белой глины в отдельном баптистерии сложена крестильная купель. Рядом установлена и маленькая купель для крещения новорождённых. Мраморные полы церкви несут в себе оригинальные вставки двух материалов: из литой латуни и из не вызревшего минерала оникса зелёной расцветки, добытого на Кольском полуострове. Главная икона верхнего храм - образ Спаса Нерукотворного создан полностью на личные средства Президента России, Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина. Работавшие над ним мастера задействовали как редкие старинные технологии - паволоку и яичную темперу, так и привычные левкас и сусальное золото. Позолоченный серебряный чеканный оклад ручной работы украшен полудрагоценными и драгоценными камнями. Рельефы киота изображают узловые события отечественной истории. На двух внутренних створках складня попарно размещены чудотворные иконы Божией Матери, заступавшейся за православную Русь во время войн и вражеских нашествий: Владимирская и Смоленская (слева) и Казанская и Тихвинская (справа). Главная икона храма написана на досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьём от автоматической винтовки Токарева АВТ-40. Впечатляет крупнейшее в мире каноническое мозаичное изображение Господа Иисуса Христа размером 16,5 х 12 м. Оно закреплено на 80-метровой высоте в верхней точке интерьера. За основу при работе над ним московский художник Василий Нестеренко взял традиционные изображения Нерукотворного образа на русских воинских хоругвях и боевых знамёнах. Впервые в практике отечественного храмостроения центральная апсида выполняется из металлического рельефа.

http://sobory.ru/article/?object=49250

В живописи проявились тенденции, характерные для европ. искусства эпохи в целом. Мастерами была использована вся пригодная для росписи поверхность: внутренние углы крещатых столбов, оконные откосы, даже деревянные стасидии. Одна и та же композиция иногда размещается на перпендикулярных плоскостях. Нередко реальная архитектоника помещения дополнена иллюзорными архитектурными элементами. Интерьер не воспринимается замкнутым - в большинстве крупных композиций создано глубокое пространство. Крещение эфиопа ап. Филиппом. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Крещение эфиопа ап. Филиппом. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Одна из главных особенностей системы росписей - сопоставление больших плоскостей и мелкой формы. В иконографической программе акценты распределены так, что в зависимости от момента богослужения нек-рые композиции меняют смысловое значение. Отдельные росписи сводов, стен нефов и трансепта, алтарных апсид особо выделены благодаря размерам или местоположению, напр. «Первый Вселенский Собор» (зап. стена центрального нефа), «Литургическая композиция» (центральная алтарная апсида), «Крещение Господне» и «Сошествие Св. Духа» (своды трансепта), «Иисус Христос с апостолами» и «Отослание учеников на проповедь» (стены нефов) и др. Каждая «ключевая» композиция окружена сюжетами меньшего размера. Росписи стен, сводов и подпружных арок выполняют в тематических циклах роль вступления или заключения. Иконостас Троицкой ц. 1734–1735 гг. Фотография. 2013 г. Иконостас Троицкой ц. 1734–1735 гг. Фотография. 2013 г. Создавая живопись Троицкой ц., мастера пользовались большим количеством образцов. К известным европ. эталонам восходят «Крещение евнуха ап. Филиппом» (сев. стена трансепта), «Жертвоприношение Авраама» (апсида жертвенника), росписи цикла «Евангельские заповеди блаженства» и др. Источниками композиций являлись иллюстрации Библий Н. И. Пискатора, К. Вайгеля, М. Мериана, а также отдельные эстампы. Росписи Троицкой ц. едины в стилистическом отношении, однако в ансамбле можно выделить неск.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010