Владимир Хажомия Авторитет апостолов в Церкви Свои рассуждения об истории формирования Священного Писания Нового Завета священномученик Иларион начинает, как и протоиерей Александр Горский , со значения апостольского служения в жизни Церкви, а также говорит о причине появления священных книг. Апостолы, как преемники и ученики Господа, посылались Им на проповедь: «… как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20:21 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). По этой причине апостольское служение надо признать исключительным, так как на это служение их поставил Сам Господь. Книга Деяний святых апостолов повествует об избрании вместо отпавшего Иуды другого мужа, который находился с апостолами всё то время, пока с ними был Господь, «начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся…» ( Деян. 1:22 ). Выбор делался не голосованием человеческим, а жребием, с такими словами к Господу: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства…» ( Деян. 1:24–25 ). Священномученик Иларион объясняет это тем, что если Господь избрал число двенадцать для этого исключительного служения, то значит оно кем-то после отпадения Иуды должно было быть восполнено. И еще один момент, подмеченный им и подтверждающий особое избранничество в этом служении, состоит в прибегании именно к жребию, через который выбирает не человек, но Бог. Юноша Савл, гнавший Церковь Божию, а затем ставший «избранным сосудом» Божиим для проповеди Евангелия, часто говорил язычникам о своем избранничестве Самим Иисусом Христом: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем…» ( Гал. 1:1 ). Есть места в Священном Писании , в которых Господь говорит о его апостольской миссии: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян. 22:21 ). Поэтому в иконографии так часто встречаем изображение апостола Павла вместе с двенадцатью апостолами во время Тайной вечери, как бы находившегося с ними в тот момент, хотя исторически его присутствие невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

После этих событий было слово Господа к Авраму в ночном видении. Ему было сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика (Быт 15, 1). В ответ патриарх сказал, что он бездетный. Бог сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (15, 5). Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Авраму было семьдесят пять лет, когда Господь впервые обещал произвести от него великий народ. Когда родился Измаил, Авраму было уже восемьдесят шесть лет. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Бог еще тринадцать лет испытывал терпение праведника и только тогда исполнил Свое обетование. Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое через долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее» (Беседы на книгу Бытия. 39. 2). Бог повелел Аврааму совершать в восьмой день обрéзание младенцев мужского пола, как знамение завета между Богом и потомками Авраама. Обрезание было зримым, отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу. В духовном смысле обрезание, состоящее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий. В таинственном значении обрезание предзнаменовало новозаветное Таинство крещения, смывающее эту наследственную прародительскую поврежденность. Вскоре Авраам удостоился нового богоявления, которое признается одним из самых значимых в ветхозаветной истории. Господь явился ему у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер во время дневного зноя. В видении трех странников Авраму была явлена тайна трех Лиц Божественной Троицы. Авраам побежал навстречу трем, а поклонился как одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего . Библейское повествование о явлении трех мужей Аврааму нашло выражение в иконографии. Патриарх Авраам устроил трем посетителям трапезу, проявив страннолюбие. После трапезы два Ангела пошли в Содом, а один остался. Жители города были заражены мерзким грехом. Патриарх обращается к оставшемуся Ангелу, как к Господу, с мольбой сохранить город, в котором жил его племянник с семьей. Вся беседа патриарха с Богом, которую можно также назвать молитвой, чрезвычайно назидательна. Она показывает великое Божие снисхождение и смысл высшей Божественной правды, не допускающей незаслуженной гибели праведников. Беседа эта свидетельствует и о молитвенном дерзновении Авраама.

http://pravoslavie.ru/103629.html

Таким образом, концепция двоеверия, не находит серьезных подтверждений. То, что обычно приводят в пример как смешение язычества и христианства, на самом деле является народной христианской мифологией на базе христианского вероучения, переданного в форме, характерной для традиционной культуры. Искать здесь остатки язычества, пытаться выделить языческий элемент для последующей реконструкции – не более чем самообман. Приведем пример со святым пророком Илией, которого «двоеверцы» отождествляют с Перуном на основании того, что по народным поверьям он ездит по небу на колеснице, повелевает дождем и молниями, наказывает грешников. «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» ( 4Цар. 2, 11 ). «И сказал Илия не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар. 17, 1 ). «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог , и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» ( 3Цар.18, 37–38 ). «И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его» ( 4Цар. 1, 12 ) 51 . Народные представления об Илии пророке основаны на Библии , и в них нет и никогда не было никаких языческих элементов. Не менее интересно отождествление святого Власия со «скотьим богом» Велесом. История та же, что и с Перуном, мол, функции Велеса как покровителя животных перешли на святого Власия, мол, даже имена похожи... Однако как нам известно из жития святого Власия, он, будучи епископом, принял мученическую смерть за Христа. При жизни он лечил и оберегал животных, совершил несколько чудес, связанных с домашними животными, и в иконографии он изображается в окружении зверей. Но его житие написано за несколько веков до Крещения Руси, и авторы жития уж точно не могли приписать ему свойств далекого варварского бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

Христос завещал нам любить друг друга, Он сказал, что по этой любви будут узнавать Его учеников . И эта святая, заповеданная Им любовь действует в Церкви, соединяющей Небо и землю, Богородицу, Ангелов, святых и нас с Возлюбившим и Усыновившим нас Богом. И именно эта любовь и Благодать Святого Духа побуждают Пресвятую Богородицу, Ангелов и святых, видящих наши нужды, помогать нам, грешным. И эта любовь должна побуждать нас обращаться не только к Богу, но и к пребывающей вместе с Ним Его Пречистой Матери и святым. Если нет в нас любви, мы должны жаждать ее обрести, так как без нее нет и Бога, ибо Он есть Любовь. Господь сказал, что идущего к Нему Он не прогонит. Но если мы, со своими нераскаянными грехами, и особенно лицемерием, будем скрываться от Света в темноте и отлучать себя от любящего Бога, то нам никто не сможет помочь, так как это наш личный выбор – страшный суд над своей несчастной душой. Человек призван переродиться, приближаясь к Богу. Изменение и есть содержание и смысл покаяния. С призывом к покаянию вышел на проповедь великий пророк Иоанн Предтеча. Это был необычный человек, недаром Церковь называет его земным Ангелом. Он был призван приготовить людей к Пришествию Спасителя. Иоанн приходился родственником Пресвятой Богородице. И они во многом схожи друг с другом: оба родились у святых и престарелых родителей, перед рождением обоих небесный посланник – Ангел возвещал родителям о причастности их детей к Тайне спасения мира. О сослужении этих людей Спасителю предсказывали ветхозаветные пророки. И Мария, и Иоанн воспитывались вне родительского дома: Она в Иерусалимском храме, он в пустыне. И в роскоши храма, и среди лишений пустыни в становлении личностей этих детей принимали участие Ангельские Силы. Каждый из них в дальнейшем старался умалиться перед Христом, обоих Бог возвеличил особенным образом, что отражено в Предании, Богослужении и иконографии: в иконостасе они всегда возле Господа Иисуса Христа, по правую и левую руку от Него . Иоанн вел жизнь аскетическую и праведную, он был известен и почитаем среди людей в Иудее, многие становились его учениками. Ветхозаветный пророк Исаия говорил об Иоанне, что ему надлежит приготовить путь Господу, прямыми сделать пути Ему. Это составляло главный смысл служения Иоанна, его второе имя – Предтеча, что значит – Предшественник. Он крестил людей в водах реки Иордан , при этом они исповедовали Богу свои грехи. Это еще не было тем благодатным Новозаветным Таинством Крещения, через которое мы входим в Церковь Христову теперь. Нет. Это было подготовкой к принятию людьми Спасителя. Иоанн говорил приходящим к нему людям: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3: 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Христианин – духовный воин В Послании к Ефесянам апостол Павел приводит целый абзац с воинской терминологией. Вот он: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы (κρτος – potentia) Его. Облекайтесь во всеоружие (πανοπλα) Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань (πλη) не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие (πανοπλα) Божие, дабы вы могли противостоять (νθστημι) в день злый и, все преодолев, устоять (στημι). Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню (θραξ) праведности и обув ноги в готовность благовествовать миру; а паче всего возьмите щит (θυρες) веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы (βλος) лукавого; и шлем (περικεφαλα) спасения возьмите, и меч (μχαιρα) духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6.10-17). А во втором послании к Тимофею он прямо призывает последнего быть как «добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2.3). У священномученика Игнатия Богоносца та же воинская терминология: быть христианином значит «воинствовать». Он обращается к пастве словами: «Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера – как шлем, любовь – как копье, терпение – как полное вооружение» . Тертуллиан в первой «Апологии» говорит, что христиане собираются для общей молитвы, чтобы окружить Бога «как бы войском» собранном в одном месте (manu facta), и эта сила угодна Богу (haec vis deo grata est)» .      У Оригена термин «христианин» отождествляется с термином «воин»: «Доблестным Христовым воинам надлежит всячески подвизаться за истину и, насколько возможно, никоим образом не допускать входа ложного убеждения» . А сама Церковь отождествляется с воинством Божиим, расположенным в своем стане. Так, святитель Лев Великий в толковании на Второе послание к Тимофею говорит: «Тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя» .

http://bogoslov.ru/article/6194948

  – полисемичность образа креста Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия «печать Бога Живого» (Ап. 7.2), «тав» – «знак Иезекииля» (Иез. 9.4), то есть «личный знак Бога» и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Ап. 14. 1), славу Яхве (Иез. 43. 2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1. 23-24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (Ап. 19. 12). Имя Ему «Слово Божие» ( λγος το θεο ) (Verbum Dei) (Ап. 19. 13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? – только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флпс. 2. 9-10). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через Крест. Здесь крест не только как форма, но и как образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: «Да сокрушатся подъ знамениемъ образа креста твоего вся сопротивныя силы» . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест – образ славы Божией и образ имени Яхве, явленном в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: «Радуйся Живоносный Кресте...» или «Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень» , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко Кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди «О Страстях Господних», возможно, одним из первых сохранившихся до нас авторов прямо говорит о «живом кресте»: «иногда не верят живому кресту и Слову, распятому на нём (…), но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог, (…) этот человек, который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах» .

http://bogoslov.ru/article/4431673

Об этом же несколько веков спустя и у преподобного Иоанна Дамаскина: «должно поклоняться знамению Христа. Ибо всякий раз как где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то случилось, не должно поклоняться. И так, всему тому, что посящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Самому Ему» . О тождественности Христа и Его знака здесь говорит и сам текст данного пассажа. В большинстве сохранившихся греческих манускриптов здесь стоит Χριστου, тогда как в большинстве латинских crucis (то есть σταυρου).   – необходимость даров Духа Божия для последователей Мессии В крещальной традиции апостольского века крещение принимают для прощения грехов, чтобы потом иметь доступ к дарам Святого Духа. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (Деян. 2.38). Так же мыслит и Ерм. В контексте «Пастыря», принявшие «печать Сына Божия» должны принять и «дары Духа». «А кто, господин, эти девы?» «Это, – говорит, – святые духи; человек не может войти в царство Божие, если они не облекут его в свою одежду. Ибо никакой пользы не будет тебе, если примешь имя Сына Божия, и вместе не примешь от них одежды. (…) Принявшие эти дары Духа, (…) укрепились и были в числе рабов Божиих» . Здесь прямое свидетельство о древней практике Таинства Миропомазания (или подтверждения даров – конфирмации).   – новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии Итак, печать Бога согласно книгам Ветхого Завета должна выглядеть как знак Иезекииля «тав», сообщать человеческое имя Месии и говорить о победе Яхве. В откровении Иоанна Богослова знак Яхве тождественен знаку Мессии. Они употребляются в парном сочетании как образ спасения, единства и промыслительности над миром самого Бога. «Я есть (Алеф) и (Тав) начало и конец…» (Ап. 21.6), что в переводе на греческий передано как «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Ап. 22.13).

http://bogoslov.ru/article/4431673

Для верующих, которым верой дано понять всё значение этого события, Воскресение Господне — ослепительное торжество жизни над смертью, освобождение от проклятия, тяготевшего над потомством Адама. Вот отчего Пасха — праздник неудержимой радости, о чем православная литургика говорит в этот день особенно красноречиво: «Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха, двери райские нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных» (стихиры «На хвалитех»). Для древнего Израиля Пасха была воспоминанием освобождения от египетского ига, для Церкви — нового Израиля — Пасха христианская есть напоминание об освобождении от ига смерти; она также есть благовестие всеобщего воскресения, которое действительно началось с Воскресения Христова. Не только в пасхальной службе Церковь говорит нам о великой тайне Воскресения, но и на каждой службе недельной. Темой Пасхи проникнут весь обряд крещения: новообращенный духовно переходит от рабства сатане к жизни во Христе. «Неужели не знаете , — говорит апостол Павел,- что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4). Самый момент Воскресения Господня ускользает от всякой человеческой пытливости (ведь у евангелистов нет никакого описания этого события), вот почему православная иконография, верная Преданию, не изображает момента Воскресения, а только явление Воскресшего Христа, Которого видели многие свидетели. Святой апостол Павел даже говорит, что Господь наш явился «...более нежели пятистам братиям в одно время» (1 Кор. 15, 6). Добавив, что «большая часть доныне в живых» (там же), апостол дает понять коринфянам, которые могли сомневаться в реальности Воскресшего Христа, что они могли бы расспросить этих свидетелей. Тем не менее, Христоявление (Christophanie) не было столь грандиозным, чтобы заставить всех людей, или хотя бы всех жителей Иерусалима, поверить в Воскресение Господа. Таким всеобъемлющим будет Второе Пришествие Иисуса Христа, когда Он явится во славе судить живых и мертвых. До того времени каждому человеку дана свобода выбора, и для тех, кто хочет стать сосудом Божественной благодати, звучат утешительные слова Христа воскресшего:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Не только в пасхальной службе Церковь говорит нам о великой тайне Воскресения, но и на каждой службе недельной. Темой Пасхи проникнут весь обряд крещения: новообращенный духовно переходит от рабства сатане к жизни во Христе. «Неужели не знаете,– говорит апостол Павел,– что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6, 3–4 ). Самый момент Воскресения Господня ускользает от всякой человеческой пытливости (ведь у евангелистов нет никакого описания этого события), вот почему православная иконография, верная Преданию, не изображает момента Воскресения, а только явление Воскресшего Христа, Которого видели многие свидетели. Святой апостол Павел даже говорит, что Господь наш явился «...более нежели пятистам братиям в одно время» ( 1Кор. 15, 6 ). Добавив, что «большая часть доныне в живых» (там же), апостол дает понять коринфянам, которые могли сомневаться в реальности Воскресшего Христа, что они могли бы расспросить этих свидетелей. Тем не менее, Христоявление (Christophanie) не было столь грандиозным, чтобы заставить всех людей, или хотя бы всех жителей Иерусалима, поверить в Воскресение Господа. Таким всеобъемлющим будет Второе Пришествие Иисуса Христа, когда Он явится во славе судить живых и мертвых. До того времени каждому человеку дана свобода выбора, и для тех, кто хочет стать сосудом Божественной благодати, звучат утешительные слова Христа воскресшего: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20, 29 ). Поэтому целые поколения христиан, даже почти через 20 веков со времени апостольского свидетельства, дерзновенно восклицают: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим». И вот, подобно женам-мироносицам, христиане духовно восходят ко Гробу, чтобы услышать слова Ангела, несущего благую весть. Христианин не может ограничиться интеллектуальным признанием действительности Воскресения. Каждый крещёный должен суметь сказать вместе с Апостолом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 19–20 ). Положение христианина парадоксально. Он живет в мире сем, но по своей связанности с Христом он с миром порывает, поскольку «мир сей» не желает подчиниться главенству Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Возможно, здесь полезно вспомнить, как душа изображается в иконографии Церкви. Если вы помните, в иконографии душа часто изображается как спеленутый младенец на руках у нашего Отца во Христе. Таким образом, мы вспоминаем о нашей зависимости от Бога и стремимся к Отцу, находя покой в Его объятиях и Его любви. Во время Крещения и Миропомазания мы являемся свидетелями нашего единения со Христом. Например, отрекаясь от сатаны и плюя на него, мы трижды объявляем, что соединились со Христом. Именно православное Крещение – и только православное – начинает совершать спасительное дело Господа в человеке. Здесь начинается восстановление истинного «я», выход из состояния тления – распада; мы даже могли бы сказать, что это искра, которая побуждает «зародыш» к жизни. Противопоставим все это явлению, получившему название «йога». В то время как в Православной Церкви мы призваны и утверждаем непрерывное единение со Христом, йога – что означает «иго», «ярмо», «связывать» или «запрячь» себя кому-либо, установить союз с кем-либо – это выражение единения с кем-то или чем-то, отличным от Христа. Йога является физической, умственной и духовной дисциплиной, которая построена на философии Вед и индуистской религии Образованный и посвященный практик йоги разбирается в техниках, многие из которых включают заклинания, обращенные к индийским богам, телесные позы, посвященные индийским богам и богиням и названные их именами, и пробуждение «Кундалини Шакти» – сотворенной энергии, изображаемой в виде свернувшейся змеи, дремлющей в позвоночнике. Согласно йоге, ее создатель – это Шива, бог-разрушитель. В интересах маркетинга в Америке йогу представляют как комплекс упражнений на растяжку, но йога – это не растяжка. Йога является физической, умственной и духовной дисциплиной, которая построена на философии Вед и индуистской религии. Она предлагает инструменты для раскрытия, а точнее, разблокирования таинственных энергий, весьма чуждых православному христианину. В то время как растяжка – это просто физическое расслабление мышц, и ничего более.

http://pravoslavie.ru/157178.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010