Впрочем, иконографическая программа Софии Охридской содержит несколько уникальных особенностей, которые не могут быть истолкованы иначе как буквальное отражение актуальной проблематики. Они достаточно давно замечены исследователями. Внимание привлекло изображение стоящего за алтарем Христа в «Причащении апостолов», который как бы демонстрирует евхаристический хлеб 79 . В нем иногда видят огромную просфору 80 , что, видимо, не совсем верно – скорее представлен Агнец в центре дискоса 81 . Однако это не меняет символического смысла – Христос провозглашает превосходство квасного хлеба над опресноком. Не очень плодотворными кажутся попытки связать жест Христа с конкретным литургическим обрядом 82 . Думается, его значение – более общее и символически емкое: Христос-архиерей, благословляя, передает благодать Св. Духа на православный евхаристический хлеб – «Новую Пасху», «истинное Тело Господне». В этой связи не случайной представляется зрительная паралель диска в руке Христа и расположенного прямо над ним, в конхе, диска мандорлы, несущей иконный образ Евхаристической жертвы – Эммануила в одеянии архиерея, освящающего храм. Другая особенность Софии Охридской, видимо, также прямо продиктованная архиепископом Львом, состоит в изображении уникального ряда из шести римских пап в диаконнике Церкви, по обе стороны от окна 83 . В этой, не имеющей аналогов, римской теме видно желание охридской архиепископии утвердить свое место и значение в христианской ойкумене, основные церкви которой были представлены в многочисленных портретах святителей на стенах алтарной части храма. Кроме того, отмечалось, что римским папам отведено место в диаконнике, тогда как значительно превышающие их числом константинопольские патриархи показаны в центральной апсиде. Однако оставалось непонятным, зачем в эпоху схизмы понадобилось так выделять римских архиереев, которых больше, чем всех представителей восточных патриархатов. Новое истолкование стало возможным после правильной идентификации образа под окном диаконника, где был представлен «Христос-священник» 84 . Этот образ символически связан с изображенным в конхе апсиды Иоанном Крестителем, держащим в руке посох с крестом как знак духовного пастыря. Правой рукой он как бы благословляет Христа-священника. Демонстративно сопоставляя два образа, автор иконографической программы напоминает о Крещении как своеобразном рукоположении Христа, акте передачи наследственного священства Ветхого Завета первосвященнику Новой Церкви. Примечательно, что Лев Охридский в одном из своих посланий рассматривает Крещение как важнейший рубеж, отделивший ветхозаветные жертвы от Новой Пасхи; святое Крещение – непременное условие таинства Евхаристии 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Церковное, литургическое толкование. Диодор Тарсский был строгим аскетом и человеком глубоко церковным. В деталях его толкований часто можно встретить элементы литургического, аскетического, житийного и иконографического предания Церкви. В своих Комментариях на Псалмы он преследовал чисто практическую цель, чтобы «во время псалмопения братия не увлекались бы благозвучностью, и, не понимая смысла, не занимали мысль посторонними предметами, но, вникая в последовательность произносимого пели разумно, согласно написанному, из глубины разумения, а не внешне и одними кончиками губ» 881 . Известно, что в своем монастырском и образовательном центре Диодор впервые стал практиковать антифонное пение Псалмов: «...распространившийся от нас обычай так называемых антифонов» 882 . В особенности при истолковании мессианских Псалмов и свидетельств Ветхого Завета Диодор часто руководствуется литургической практикой Церкви, видя в них прообразы и «предначертания» ее таинств. Так, «кровь гроздов» в Быт.49:11 он без колебаний соотносит «благочестия ради» (εσεβεας νεκα) с «Кровью и таинством Спасителя» (ες τ το σωτρος αμα κα μυστριον) 883 . Благословение потомству Авраама ( Пс.71:17 ), которое главным образом относится к Господу Иисусу Христу, Диодор прилагает также к новозаветному народу, справедливость чего доказывается «самим положением дел, посредством благодати Крещения» (π ατν τν πραγμτων, δι τς κατ τ Βπτισμα χριτος) 884 . Классические цитаты из Рим.6:1–5, 9–11 он объясняет на основании чинопоследования и благодатного действия таинства Крещения (отрицание мира, греха и диавола; соединение с Господом в Его смерти) 885 . Антиохийский вариант чтения Рим.12:13 («в памяти святых принимайте участие» вместо «в нуждах...») Диодор относит к почитанию святых и подражанию их подвигам 886 . Свой опыт монастырской жизни он вкладывает в толкование Быт.25:22 («И пошла [Ревекка] вопросить Господа»): «Поскольку чисто молящиеся имеют обыкновение удаляться и уединяться и собирать мысли, чтобы получить помощь от Бога» 887 . Несмотря на то, что Диодор решительно отвергает «науку о числах» (ριθμητικ πιστμη) и александрийское понимание тайны восьмого дня, он не отказывается «благочестно» соотнести число восемь с воскресным днем 888 . Наконец, в мессианском толковании Пс.44:10 он приводит в качестве примера обычай изображать царей на иконах 889 . В заключение следует заметить, что главным условием успешного толкования Диодор считает помощь и просвещение от Бога 890 . 5.6. Общий вывод

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Левой рукой господин Арнольфини держит за руку свою жену, а правую поднял в жесте клятвы. Эта жестикуляция указывает на момент принесения супружеского обета верности во время венчания, которое в ту эпоху не всегда совершалось в храме.  Горящая свеча – Христос, соединяющий мужчину и женщину в святом супружестве. И в итоге парадный портрет купеческой семьи с помощью сложной символики превратился в богословское размышление о таинстве брака, в котором господа Арнольфини тоже стали живыми символами идеальной христианской семьи, созданной Богом. А то, что автор, как сказано в его подписи, «был здесь» — скорее всего еще одна символическая деталь, обозначающая его присутствие в пространстве изображения в качестве одного из свидетелей, без которых в католической церкви не обходится бракосочетание, так как они олицетворяют своим присутствием приходскую общину, молящуюся за молодоженов.  Потому-то и подписался художник в «неподобающем» месте. И именно поэтому ученые предполагают, что мужчина и женщина, стоящие лицом к чете Арнольфини и отразившиеся вместе с ними в зеркале – скорее всего сам Ян ван Эйк и его жена, соучаствующие как свидетели  в великом Таинстве супружеского посвящения. Караваджо, «Воскрешение Лазаря» — все совсем не так Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря» создавалась на сюжет, имеющий четкие, отшлифованные многовековым опытом  иконографические традиции. Как в иконописи, так и в европейской монументальной живописи или станковой картине Иисус и выходящий из гробницы Лазарь  обычно изображаются vis-a-vis (что косвенно напоминает иконографию Благовещения),  у ног Иисуса – поклоняющиеся Ему Марфа и Мария. Фигура Лазаря,  как правило обвита белыми пеленами, а протянутая вперед рука Иисуса (известный еще с античных времен ораторский жест) — обозначение Его слов  «Развяжите его, пусть идет» (Ин. 11, 44). Свидетели  происшедшего чуда  могут находиться, как за спиной Иисуса, так и возле гробницы, причем в  западноевропейской традиции в их изображении иногда встречаются любопытные  бытовые детали (например, на фресках Джотто могут находиться женщины, закрывающие носы от трупного запаха).

http://pravmir.ru/chto-skryivayut-mikela...

к той эпохе, в которой для нас так важно найти печать или, лучше, типическое выражение наших верований, именно, к первой половине III века. На стене одной из погребальных пещер два раза начертано изображение рыбы, плывущей по воде и несущей на хребте корзину с хлебами, и под хлебами, внизу корзины, виден красный и продолговатый предмет, очень ясно распознаваемый сквозь корзину, это сосуд стеклянный, наполненный вином. Объяснением этого изображения может служить место блаж. Иеронима, указывающего на обычай первых христиан уносить с собою тело Господа в кошницах, а кровь – в стеклянных сосудах 247 . Благодаря соединению двух символов Иисуса Христа – хлеба и рыбы, памятник является иллюстрацией мысли, выраженной еп. Павлином: Panis ipse verus et aquae vivae piscis 248 . Рыба, олицетворение Спасителя, носит и предлагает верующим хлеб и вино, два вещества, под которыми Он благоволил дать им Свои плоть и кровь 249 . Евхаристия служила действительным залогом воскресения и жизни вечной, даруемой Иисусом Христом верующим. С представлением рыбы поэтому в сознании верующих соединялась мысль о бессмертии возрожденной в крещении души, о воскресении и загробной жизни. Мысль эта особенно наглядно выражена в одной надгробной надписи на недавно (в 1839 г.) найденном памятнике глубокой христианской древности: он сооружен древнехристианским обществом или, скорее, его предстоятелем некоему Пекторию. В греческой надписи его говорится: «рыба небесного, божественного рода, бессмертная здесь (на земле), освященным сердцем должна ты из иного источника почерпать для себя божественную воду. Ты должен, друг, утолять жажду души твоей в текущей от вечности премудрости Господней. От Спасителя благочестивых прими в руку сладчайшую пищу, пищу и питие, рыбы утешительный образ. Кровь проливает земля, я молюсь Тебе, Господь и Спаситель; Ты один приносишь покой, Ты свет мертвых в гробу. О, начальниче спасения, услада моего сердца, если Тебе приятны сосвидетелп, милостив буди и к моим (пасомым), и помяни душу нашего Пектория».

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Самые дикие и утрированные позы и движения не помогают различить выражение и смысл композиции, и, конечно, становятся возможными самые уродливые в эстетическом и нравственном отношении сцены. Эта монашеская забава, развлечение для праздного взора более погубили искусство, чем все внешние беды. Иные сцены столь наивны в своем воспроизведении буквы текста, что стоят того, чтобы их отметить как немногие образчики чудовищного направления искусства: выражение «ввергнуть во тьму внешнюю: там будет плач» и пр. иллюстрируется в виде ямы, в которой видны торчащие из тьмы головы; двое со страхом, наклонившись, глядят туда. Или, перед Христом с учениками волк хищный, или же три патриарха, и пр. Рождество разбилось на две сцены: в первой, когда две женщины моют младенца, Богородица лежит по слабости естества человеческого, а в другой, где являются пастухи, она уже сидит. Сцена Христа с хананеянкой, по Мф. 15:26 , изображена так, что рядом представлены псы, подбирающие крохи со стола господ. Христос везде держит в левой руке свиток белый, свернутый трубкой, и всегда благословляет; в одной только сцене Страстей [Он] в безрукавном колобии. К XIII же веку относятся две греческие рукописи Евангелий с крупного размера миниатюрами. Одна из них есть греческий кодекс Парижской библиотеки за 54, замечательный тем, что к Евангелию Матфея и Марка помещен сбоку греческого текста латинский, писанный с ним в одно время, но ýже и мельче. Фигуры евангелистов с их уродливой драпировкой, синей мертвенной кожей, тучным телосложением, говорят за позднее происхождение, хотя припись указывает на XII век и техника мелких миниатюр отличается нежными красками, блестящим золотом и нежной моделировкой, правда, белесоватых фигур. 386 Но иллюстрация евангельских сюжетов (20 миниатюр оконченных) представляет еще некоторую художественную жизнь и движение как в реалистических стремлениях, так и в развитии сюжетов. В Крещении – Море в барке и Река с рогом изобилия. Живописные изображения чудес отличаются сложностью: чудо пяти хлебов в три пояса, ученики делят хлеб, дети дерутся из-за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

714 Змий этот был уничтожен вместе со статуями языческих богов при Езекии в виду того, что евреи стали чтить по-язычески этого змия. Они возжигали пред змием курения и кадили тому, что видели их глаза, т. е. самому змею, не имея при этом в мысли Бога, Которого отверглись и Который спасал ужаленных змеями ( 4Цар. 18:4 ). 715 Свидетельства о нерукотворенном образе Спасителя древни и сильны. Говорят об этом: Юлий африканск ий, писатель начала III в. (хроника Синкела, 215 г.), историк Евсевий (Ц. истор. 1, 13), Моисей Хоренский, армянский писатель (ок. 460 г.), Евагрий схоластик (Церк. ист. IV, 26–27), И. Дамаскин (Точн. изл. прав. в. IV, 16). Во времена иконоборчества на этот образ указывали императорам иконоборцам не только восточные патриархи, но и западные, напр., Григорий II (см. 1-е посл. его в Деян. всел. соб. в рус. пер. VII т. 17 стр.). Особые сочинения по этому предмету; З. М. (Мсерианца). Подробное сказание о нерукотворенном образе Господа и Спаса И. Христа. Москва, 1865 г. Катанского А. Л. проф. Сказания о нерукотв. образе Спасителя восточные и западные (Хр. Чт. 1874 г. дек.). Христофора еп. Образ Иисуса Христа (ІІриб. к твор. отц. ц. в рус. пер. 1886 г. 4 кн.). Родникова В. К сказанию о сношениях эдесского кн. Авгаря со Христом (Тр. Киев. Ак. 1903 г. 7 кн.). 717 Таких катакомб найдено доселе в разных местах Европы, Азии и Африки свыше 70-ти, в том числе в Риме и его окрестностях до 60-ти. Описание и снимки с найденных в римских катакомбах изображений см. у проф. Н. И. Покровского . Очерки памятников христ. иконографии и искусства. Спб. 1900 г., а также у А. фон-Фрикена. Римские катакомбы и памятники первонач. христ. искусства. I–IV т.. Москва, 1872–1880 гг. См. еще в Богосл энцикл. IX т. ст. Редина Е. Катакомбы. 718 Такое изображение делалось на стенах катакомб, на гробницах, на сосудах, на лампах, на кольцах и других предметах. Очевидно, христиане желали постоянно иметь это изображение пред своими глазами. 719 Рыба служила образом Христа потому, что в греческом наименовании ее 1ΧΘΥΞ заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском языке означающих: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водою и дающего плоть Свою в снедь, т. е. была символом таинств крещения и причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Святой мученик Христофор Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения.

http://pravoslavie.ru/48431.html

686 Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1879, ч. 1-я, с. 308). 688 Беседа первая о сотворении человека по образу. Гл. 5. Изд. с французским переводом. Париж, 1970, с. 176–179. 689 Напрасно В.Н. Лазарев оспаривает влияние на композицию «Отечество» образа Богоматери Никопеи на том основании, что идейное содержание «Отечества» в корне иное (Об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Культура Древней Руси. М., 1966, с. 107–108). Оно как раз не иное, поскольку показывает одно и то же соотношение, в одном случае с Матерью, в другом случае с Отцом. 690 Митрополит Сергий. Тот же указ, с. 3. Нам кажется, что нельзя понимать как положительный отзыв митрополита Филарета Московского об изображении «Отечество» по сообщению И. Снегирева (Воспоминания о посещении Святыни Московской государем-наследником. СПб., 1838; Памятники московских древностей. М., 1841, с. 11) при объяснении иконостаса кремлевского Успенского собора наследнику престола: «Ряд Праотцев и Патриархов, по обеим сторонам Господа Саваофа, Который из лона Своего рождает предвечное Слово». Традиционно православные высказывания митрополита Филарета по поводу икон Нерукотворного Спаса (Слово на освящении храма Нерукотворного Образа, 17 ноября 1855//Слова. М., т. 5, с. 340–341) и Успения (Слово на Успение, 1846 г.) не дают основания полагать, что он, будучи замечательным богословом, не видел противоречия образа «Отечество» литургическим текстам. Нам кажется, здесь следует учитывать, что митрополит объяснял содержание иконостаса в целом, не входя в догматический разбор отдельных изображений. Существовавшая в то время практика уже настолько вошла в сознание, что затмила подлинное понимание образа, и богословское объяснение «Отечества» было бы излишне и могло бы только повести к смущению. 691 Schulz H.J. Die Höllenfahrt als Anastasis//Zeitschrift für katholische Theologie, Band 81 (1959), Heft I, S. 12. 692 Отправным моментом для этой иконографической темы послужила иллюстрация Пс.109:1 : «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Праотец наш Каин – так повествуется – сквернав родился: голова на нем, как на прочих людях, а на персях и на челе двенадцать голов змеиных. Когда Евва кормила его своей нрудью, змеиные головы терзали ее чрево, от того лютого мучения она окраставела. Адам, видя страдания своей жены, много скорбел о ней. И пришел к нему дьявол в образе человека и обещал исцелить Каина и освободить Евву от мучения, если только Адам даст ему на себя рукописание. Адам согласился и по повелению дьявола дал ему рукописание в следующем порядке. Дьявол принес ему большую каменную плиту, а Адам заклал козлища, источил кровь его в сосуд, омочил обе руки в крови той, и потом наложил их на плиту белого камня, и отпечатались на ней руки Адамовы. Тогда дьявол оборвал с Каина двенадцать голов змеиных, положил их на камень, на то рукописание, и опустил в Иордан, заповедав змеиным головам стеречь то рукописание. И было оно так охраняемо до пришествия Иисуса Христа. Когда же Христос пришел на Иордан креститься, тогда змеиные головывосстали в струях Иорданских против Господа, и он сокрушил их в воде. Так как многие подробности старинной иконографии обязаны своим происхождением не только апокрифам, но и мифологии древних народов 284 , почему и устранены они были впоследствии из церковного обихода, то вовсе не удивительно встретить и на Востоке, и на Западе в изображениях Крещения не только следы приведенного сейчас апокрифа, но и эранский его вариант. Дидрон, в своем Иконографическом руководстве, свидетельствует 285 , что раз двадцать случалось ему встречать в разных местах Греции, на мозаиках и фресках, в изображении этого сюжета, фигуру Христа, стоящего в Иордане на четвероугольном камне, «с четырех углов которого поднимаются четырезмеи, угрожая Христу своим жалом, с очевидною яростью, но бессильною». Если эти змеи, удержанные в приведенном апокрифе, соответствуют зловредной ящерице эранского предания, то с другой стороны и охранительные рыбы, вместе с ней в нем упоминаемые, не только не забыты в средневековом искусстве для того же иконографического сюжета, но даже они вовсе вытеснили собой змей, заняв их место кругом камня, на котором стоит в Иордане Христос: так что этот вариант был некогда принят в основу иконописного подлинника, как византийского, так и русского, и встречается в древней живописи не только у нас, но кое-где и на Западе 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Первое освящение воды происходит после Литургии 18 января. Оно называется великим освящением, а освященная вода — «агиасмой» (с греч. яз. — «святыня»). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил о чудесных свойствах богоявленской воды: В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей. В сам день праздника на Литургии поются праздничные антифоны, диакон на входе с Евангелием произносит входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам» («Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас»). После Литургии, как и накануне, совершается великое освящение воды. Освящения 18 января и в сам день праздника совершаются по одному чину, поэтому вода, набранная в крещенский сочельник, ничем не отличается от воды, набранной на Богоявление. Иконография праздника Уже в III столетии появляется иконография евангельского сюжета Крещения Господня. На ранних изображениях Христос представлен обнаженным безбородым юношей, стоящим в воде, с возложенной на голову правой рукой святого Иоанна Крестителя. Иногда присутствует фигура голубя. Одно из самых ранних изображений сохранилось в катакомбах святого Каллиста в Риме. Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в. Сцена Крещения Господня была распространена на рельефных саркофагах. В композицию могли включать фигуру некоего мужчины со свитком в руках. Исследователи считают, что это изображен пророк Исаия, который пророчествовал о Христе. Рельеф саркофага из церкви Санта Мария Антиква. Рим, III в. Справа изображено Крещение Современная иконография праздника берет свое начало в V–VI веках. Конечно, она время от времени менялась: появились дополнения и отличия в деталях. Новая иконография сохранилась в мозаиках баптистериев в Равенне. На них фигура старца олицетворяет реку Иордан. Иисус изображен на некоторых мозаиках как безбородый юноша, на других, наоборот, с бородой. Баптистерий ариан в Равенне. Мозаика купола. Конец V — начало VI в.

http://blog.predanie.ru/article/bogoyavl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010