Эта последняя работа, то есть, классификация памятников на основании сходства их основных форм и сделана Н. В. Покровским отчасти в самом сочинении, отчасти в обширном введении, в котором, после указания главных задач и метода исследования евангельской иконографии, автор обозревает византийские, русские и западные источники последней и вместе дает обстоятельную и цельную характеристику уцелевших греческих, русских, сирийских и армяно-грузинских кодексов лицевых евангелий, лицевых русских сборников и других важнейших, но мало известных произведений миниатюрной живописи. Чтобы дать наглядное представление читателю о новом исследовании проф. Покровского и предоставить всякому возможность самому судить о содержательности труда его, перечислим здесь одни заглавия отделов книги. Соответственно хронологическому порядку евангельских событий, исследование разделено автором на три части. Первая из них, озаглавленная: «Иконография, детства Иисуса Христа» содержит в себе историю изображений благовещения пресв. Богородицы, посещения праведной Елизаветы, явления ангела Иосифу, путешествия Иосифа и Марии в Вифлеем, рождества Христова, обрезания, сретения Господня, поклонения волхвов, бегства в Египет, возвращение святого семейства из Египта, избиение младенцев Вифлеемских и двенадцатилетнего Иисуса Христа в храме Иерусалимском; вторая часть, озаглавленная: «Общественное служение Иисуса Христа в памятниках иконографии», обнимает собой крещение Иисуса Христа, искушение Его в пустыне, преображение Господне, учение Иисуса Христа и чудеса евангелия; третья часть, озаглавленная: «Конечные события евангельской истории в памятниках иконографии», самая обширная и заключает в себе воскрешение Лазаря, вход Иисуса Христа в Иерусалим, изгнание торговцев из храма, тайную вечерю, омовение ног, молитву Иисуса Христа в саду Гефсиманском, предательство Иуды, суд над Иисусом Христом, бичевание Иисуса Христа, отречение ап. Петра, раскаяние и смерть Иуды, распятие Иисуса Христа, испрошение у Пилата тела Иисусова, снятие тела И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В Минске открылась выставка «Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы», посвященная 1025-летию Крещения Руси 18 сентября 2013 г. 12:46 17 сентября 2013 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске открылась выставка «Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы», посвященная 1025-летию Крещения Руси. В экспозиции представлено около 100 произведений конца XIV — начала XIX века из собраний девяти музеев четырех стран: Государственной Третьяковской галереи и Музея русской иконы (Москва, Россия), Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (Киев, Украина), Национального музея в Белграде (Сербия), а также белорусских музейных фондов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, Национального художественного музея, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и Гродненского государственного музея истории религии. Церковно-исторический музей Белорусской Православной Церкви , образованный решением Синода БПЦ в мае этого года, передал для экспонирования ряд предметов, связанных с именем митрополита Минского и Слуцкого Филарета , в частности, богослужебные облачения. 10 октября в рамках экспозиции будет отмечено 35-летие архипастырского служения Его Высокопреосвященства в Белоруссии. Выставка расположилась в трех залах. Иконы, размещенные в первом зале, посвящены Рождеству Господа Иисуса Христа и Его земному служению. Во втором зале находятся иконы Страстей Христовых. В третьем — иконы апостолов и других святых. Ведущим церемонии открытия выставки был директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов. Министр культуры РБ Борис Светлов зачитал поздравление Президента страны Александра Лукашенко . Как отмечает глава государства, уникальный международный проект, проходящий в год празднования 1025-летия Крещения Руси, свидетельствует о неразрывном духовном и культурном единстве братских народов, их приверженности православным традициям и ценностям. «Знаменательно, что в Национальном художественном музее впервые собраны шедевры иконописного наследия четырех славянских государств, связанных многовековой историей дружбы и добрососедства», — говорится в поздравлении Президента. Епископ Бобруйский и Быховский Серафим вручил организаторам выставки грамоты Синода Белорусского экзархата в честь 1025-летия Крещения Руси. Собравшихся приветствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в РБ Александр Суриков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в РБ Стоян Евтич, генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, директор Национального музея в Белграде Бояна Борич-Брешкович, генеральный директор Национального Киево-Печерского заповедника Любомир Михайлина, директор Музея русской иконы Николай Задорожный. Выставка будет открыта до 5 декабря. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3241851.ht...

Эта последняя работа, то есть, классификация памятников на основании сходства их основных форм, и сделана Н.В. Покровским отчасти в самом сочинении, отчасти в обширном введении, в котором, после указания главных задач и метода исследования евангельской иконографии, автор обозревает византийские, русские и западные источники последней и вместе дает обстоятельную и цельную характеристику уцелевших греческих, русских, сирийских и армяно-грузинских кодексов лицевых евангелий, лицевых русских сборников и других важнейших, но мало известных произведений миниатюрной живописи. Чтобы дать наглядное представление читателю о новом исследовании проф. Покровского и предоставить всякому возможность самому судить о содержательности труда его, перечислим здесь одни заглавия отделов книги. Соответственно хронологическому порядку евангельских событий, исследование разделено автором на три части. Первая из них, озаглавленная: «Иконография детства Иисуса Христа», содержит в себе историю изображений благовещения пресв. Богородицы, посещения праведной Елизаветы, явления ангела Иосифу, путешествия Иосифа и Марии в Вифлеем, рождества Христова, обрезания, сретения Господня, поклонения волхвов, бегства в Египет, возвращения святого семейства из Египта, избиения младенцев Вифлеемских и двенадцатилетнего Иисуса Христа в храме Иерусалимском; вторая часть, озаглавленная: «Общественное служение Иисуса Христа в памятниках иконографии», обнимает собою крещение Иисуса Христа, искушение Его в пустыне, преображение Господне, учение Иисуса Христа и чудеса евангелия; третья часть, озаглавленная: «Конечные события евангельской истории в памятниках иконографии», самая обширная и заключает в себе воскрешение Лазаря, вход Иисуса Христа в Иерусалим, изгнание торговцев из храма, тайную вечерю, умовение ног, молитву Иисуса Христа в саду Гефсиманском, предательство Иуды, суд на Иисусом Христом, бичевание Иисуса Христа, отречение ап. Петра, раскаяние и смерть Иуды, распятие Иисуса Христа, испрошение у Пилата тела Иисусова, снятие тела И. Христа со креста и положение Его во гроб, воскресение Иисуса Христа, явления Иисуса Христа по воскресении св. женам и Марии Магдалине, уверение Фомы, вознесение Иисуса Христа на небо и сошествие св. Духа на апостолов. Из приведенного перечня заглавий легко видеть, что все главнейшие и даже второстепенные события евангельской истории, почти вся земная жизнь Господа, были изучаемы Н.В. Покровским по памятникам иконографии. Не все изображения, относящиеся к евангелию, одинаково тщательно и подробно исследованы им в сочинении; с большим интересом и обстоятельностью, как и следовало ожидать, он говорит об изображениях важнейших евангельских событий, который легли в основу праздников православной церкви и во все времена привлекали и сосредоточивали на себе внимание византийских, русских и западных художников. Можно без преувеличения сказать, что чем богаче тот или другой иконографический сюжет силою религиозно-художественной мысли, чем труднее под-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На сложение богородичной иконографии оказал влияние и Ветхий Завет, вернее, та богословская традиция, которая видела в Ветхом Завете прообразы Нового Завета. Так, например, образ Богоматери зеркален образу Евы в Библии: как через женщину вошел грех, а с ним смерть, так и через женщину входит в мир спасение, рождается Спаситель. Точно так же и Христос называется Новым Адамом. Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета, начиная с Неопалимой Купины, из которой вещал Бог Моисею, вплоть до видений пророков, в той или иной степени богословская традиция относит к образу Богородицы (на этих библейских реминисценциях построена поэтика Акафиста Богоматери). Со времен Бл. Августина образ Богоматери ассоциировался также и с образом Церкви: как через Ее тело воплотился Бог для того, чтобы стать одним из нас, так и мистическое Тело Христово связывается с Богородицей. Экклезиологический аспект образа Богоматери тесно связан с Софией. «Премудрость созда себе дом» (Пртч. 9.1) — тема Премудрости из книг Соломоновых Притч разнообразно преломляется в иконографии, но именно христоцентризм иконы не позволил перейти рубеж: в иконографии София не смешивалась с Богородицей, София в иконе тождественна Логосу (Христу).   Жития святых, писания св. отцов также были материалом для создания иконографии Богородицы. Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II b.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна III-IV вв.). Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства мы также находим сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху мы видим вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т. н. Ампулы Монцы из Боббио — серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых мы узнаем иконографические схемы, хорошо известные до сих пор. Сцены Благовещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и др. вполне каноничны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Среди царей - Давид и Соломон Как считает А. Картсонис, включение царственных отца и сына в иконографию связано с напряженной христологической полемикой Вселенских Соборов и богословскими размышлениями о Богоотцовстве и Богосыновстве. Такая интерпретация подтверждается и тем, как описывает образ епископ Иоанн Евхаит (XI в.): «Встречайте собственного родоначальника , Адам, Давид и мудрый Соломон, отцы Давшего Воскресение» (курсив мой – С. И. ). После VIII в. появляются новые действующие лица – Авель , первый ветхозаветный праведник, и Иоанн Креститель , последний Ветхозаветный пророк. Оба они – невинноубиенные мученики. Авель – первый из людей, испытавший смерть; причем не просто умерший, но убитый, убитый в момент своего жертвоприношения Богу. Как правило, он изображается за своей матерью Евой, в одежде пастуха из овечьих шкур. Образ Иоанна Крестителя напоминает слова, сказанные им про Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Сопоставление Крещения с Воскресением не раз имеет место, как в Писании, так и в церковных песнопениях. Крещение осознается как смерть для греха и одновременно начало новой жизни – воскресение, и этот параллелизм объясняет появление Иоанна в иконографии Воскресения. Пророй Моисей со скрижалями В XIII веке в состав иконографии включается образ Моисея , держащего в руках рог – трубу юбилея. Звуком этого инструмента в Ветхом Завете возвещается юбилейный год, означающий отпущение долгов и свободу, провозглашается победа и восшествие нового Царя. На древнерусских иконах Моисей изображается со скрижалями, оборачивающийся к праведникам, стоящим за ним. Как мы видим, состав иконографии довольно строго определен; образы постоянных ее участников связаны с определенной идеей. При довольно важной для этой иконы теме Сыновства и Отцовства и Авель, и Иоанн Креститель являются только сыновьями: их образы актуализируют Сыновство Христа и жертвенность Его служения. Одновременно привносится тема братских отношений. Тема «братства», столь прозрачная в образе Авеля, в случае Иоанна Крестителя становится еще и естественным родством Христа (согласно преданию, Богородица и св. Елизавета были двоюродными сестрами). Позже появляются образы других праведников, но они не являются неизменными.

http://pravoslavie.ru/145822.html

Крещение Господне — данный тип иконографии относится непосредственно к жизни Господа Иисуса Христа и очень распространен в православной традиции. Однако, так как Господа крестил святой пророк Иоанн Предтеча, то и он тоже присутствует на этих иконах. Святой Иоанн Предтеча изображается стоящим на одном из берегов реки Иордан. Его тело склонено к Господу Иисусу Христу, а руки подняты. Центральной фигурой иконы является, конечно же, Сам Господь, однако помимо Него и святого пророка на иконе также изображаются ангелы (в качестве свидетелей Крещения и восприемников Господа), а также образы Пресвятой Троицы — Бог Отец в виде края неба, откуда был слышен глас: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:22) и Бог Святой Дух, Который снизошел на Господа Иисуса Христа в виде голубя. Данный тип иконографии очень многогранен и имеет множество скрытых смыслов. Усекновение главы Иоанна Предтечи Усекновение главы Иоанна Предтечи — еще один широко распространенный тип иконографии святого пророка Божия. Можно сказать, что на иконах данного типа представлено сразу несколько связанных воедино сюжетов. Центральной частью иконы является изображение воина царя Ирода Антипы, который замахивается мечом на склоненную фигуру пророка Иоанна. Здесь же, как правило, изображается и честная глава пророка — уже после казни, помещенная на блюдо. На некоторых (но не на всех) разновидностях икон данного типа рядом с основными сюжетами помещается еще один — воин подносит девице Саломии на блюде отрубленную главу пророка. Все эти сюжеты основаны на тексте Евангелия от Марка (Мк 6:21–28), где и рассказывается о мученической кончине святого Иоанна Предтечи. Честная глава святого Иоанна Предтечи Честная глава святого Иоанна Предтечи — на данном типе икон честная глава пророка изображается достаточно крупно — лежащей на блюде; часто над ней помещаются склоненные фигуры ангелов и изображение (вверху иконы, по центру) Самого Господа Иисуса Христа. Честную главу опоясывает нимб — как символ того, что пророк Божий своим служением и мученичеством стяжал Царствие Божие и Господню благодать. Этот иконографический тип также достаточно распространен в православной традиции.

http://foma.ru/ikonografiya-ioanna-predt...

Христа со креста и положение Его во гроб, воскресение Иисуса Христа, явление Иисуса Христа по воскресении св. женам и Марии Магдалине, уверение Фомы, вознесение Иисуса Христа на небо и сошествие св. Духа на апостолов. Из приведенного перечня заглавий легко видеть, что все главнейшие и даже второстепенные события евангельской истории, почти вся земная жизнь Господа, были изучаемы Н. В. Покровским по памятникам иконографии. Не все изображения, относящиеся к евангелию, одинаково тщательно и подробно исследованы им в сочинении; с большим интересом и обстоятельностью, как и следовало ожидать, он говорит об изображениях важнейших евангельских событий, которые легли в основу праздников православной церкви и во все времена привлекали и сосредоточивали на себе внимание византийских, русских и западных художников. Можно без преувеличения сказать, что чем богаче тот или другой иконографический сюжет силой религиозно-художественной мысли, чем труднее поддается он церковно-археологическому разъяснению, тем усерднее занимается им автор. Рассуждения последнего об изображениях Благовещения, Рождества и Крещения Христова, Тайной вечери, Распятия и Воскресения Христова и некоторых других выдающихся событий евангелия составляют в сочинении обширные трактаты, которым нельзя отказать ни в систематичности изложения, ни тем более в обилии содержания; в них представлена действительно полная художественная история названных событий, в которой трудно отметить существенные пробелы без предварительного специального ознакомления с памятниками евангельской иконографии. Изучение каждого иконографического сюжета автор обыкновенно начинает с отыскания первых опытов его прямого или символического представления в произведениях катакомбной живописи, в скульптуре саркофагов, в мозаиках древнейших римских и равеннских церквей. Указавши памятники с древнейшими изображениями интересующего его сюжета, он описывает их, определяет по ним типические черты первоначальной композиции и затем уже отправляется от нее, как исходного пункта, к обозрению позднейших произведений христианского искусства, к иллюстрированным кодексам евангелий, псалтырей, слов Григория Богослова , миней, акафистов, к византийским мозаикам, стенописям греческих и русских храмов, иконам, к новейшей византийской и русской скульптуре и, наконец, к лицевым и теоретическим иконописным подлинникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Среди русских памятников следует назвать прекрасно сохранившуюся фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502—1503 гг.). Но брак честен  — лишь начало того совместного пути, который супругам предстоит пройти, чтобы старости маститей достигнути . В благословении священника, завершающем последование венчания, содержится просьба к Господу о ниспослании новобрачным «долгожития, благочадия, преспеяния живота и веры, и всех сущих на земле благих». «Все сущие на земле благие», т. е. полнота супружеского общения, также находит отражение в иконографии событий, связанных с семейной жизнью. Здесь хочется отметить принципиально иной подход к тому, что связано с плотской стороной супружества, в православной иконографии по сравнению с искусством Запада. Изображения всего, что связано с супружеской жизнью, в православной иконографии всегда целомудренны — при том, что эта тема для нашей иконописи вовсе не запретна, но подается она так, что никогда не может стать «советованием ко греху». (Заметим в скобках, что Дионисий писал свои фрески примерно в то же самое время, когда Босх — свой «Сад земных наслаждений».) Наиболее известными сюжетами, иллюстрирующим чистоту и целомудрие супружеских отношений, являются сцены, связанные с зачатием праведной Анной Пресвятой Богородицы. Это не только клейма икон Рождества Богородицы, но и самостоятельные изображения, посвященные этому отмеченному в церковном календаре событию (9 декабря), когда «зачатся палата Царева, двери неплодные отверзаются, Божия бо дверь благочадие добродетелей вводит». Суть празднуемого события донесена до нас в мельчайших подробностях Священным Преданием: Ныне Дева Матерь рождается от неплодной матери и соделывается жилищем для пребывания Господа. Ныне разрешаются узы неплодства и утверждаются ключи девства, ибо утроба нерождающая неожиданно принесла зрелый плод. Ныне Анна избавляется от позора неплодия и вселенная пожинает колосья радости… Ныне Дева исходит из неродившего чрева и неплодие получает в удел рождение,  — писал b IX b. cbяmumeль Фотий, Патриарх Константинопольский (именно при нем принимали крещение первые русские люди, попадавшие в Царьград).

http://pravmir.ru/semejnaya-zhizn-v-pamy...

В искусстве готики особенно сложной была ветхозаветная символика чистоты и непорочности Девы Марии: к ней относились и руно Гедеона, и образы трех отроков в пещи огненной или Даниила во рву львином.  И, разумеется, в прообразовательном смысле понималась и тема Жертвоприношения Авраама, где Исаак, несущий дрова, на которые он будет положен отцом, трактовался как прообраз Спасителя, смиренно несущего крест на Голгофу. Мазаччо, «Изгнание из Рая» — от Венеры к Еве В эпоху Возрождения в сферу христианской символики входит огромный материал античной мифологии и художественной культуры.  Произведения на библейские темы наполняются тонкими ассоциациями с шедеврами греко-римского искусства, что придает им особую глубину и новый смысл.  На фреске Мазаччо «Изгнание из Рая» в капелле Бранкаччи храма Санта Мария дель Кармине во Флоренции рыдающая обнаженная Ева показана в иконографии Venera pudica («Венера стыдливая», которая в античном искусстве связана и историей рождения Венеры из пены морской. Мазаччо. «Изгнание из Рая» В античном сознании этот миф тесно связан с размышлениями о нисхождении  на землю духовной любви (Венеры Урании). И именно через позу Венеры мотив нисхождения становится скрытым смыслом изображения первых людей, обозначая нисходящую траекторию их духовного пути от Рая к земной жизни и удаленности от Бога. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» — античный миф или христианское таинство А знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», по мнению немецкого ученого Аби Варбурга, может быть истолкована, как символ… Таинства Крещения, поскольку Венера и стоящая на берегу нимфа Ора поставлены в ту же композицию, что и Христос с Иоанном Крестителем в иконографии Крещения Господня. И античный миф в данном случае становится элементом сложного языка, созданного уже не художником, а заказчиками — рафинированными интеллектуалами, способными зашифровать под античными образами свои ученые беседы и размышления о столь же сложных тайнах христианской жизни. Боттичелли. «Рождение Венеры» Образы святого Себастьяна

http://pravmir.ru/chto-skryivayut-mikela...

Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г. В Баптистерии ариан (ок. 520) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображён безбородым, над Ним — голубь, от клюва которого исходит сноп света, справа от Него — св. Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева олицетворение Иордана — полуобнажённый старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v) Миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) является сокращённым вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей — символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «...Сей есть Сын Мой Возлюбленный...» (Мф 3: 17; Мк 1: 11; Лк 3: 22). Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) С конца VI в. в композиции Крещения Господня вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора г. Монца (VI в.) — ангел; в клейме на живописной крышке сирийского реликвария (VI в., Музеи Ватикана) — два ангела и две фигуры учеников св. Иоанна Крестителя с нимбами (Ин 1. 35). На резной пластине из слоновой кости с трона архиеп. Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне) Христос изображён безбородым, св. Иоанн облачён во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют два ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс. 113: «...море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в. Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, например, таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест св. Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника и отражает практику таинства Крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко — в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», то есть умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши».

http://bogoslov.ru/article/6172058

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010