Всё это было глубоко чуждо иудейскому закону о казни, по которому повинного смерти побивали камнями (Исх. 21. 28-29; Лев. 20.27).На основании этого Даниэлу считает, что в понимании между «знаком Иезекииля – Тав» и крестом для распятия «крест – σταυρς – crux» среди иудео-христиан первых нескольких лет существовало полное различие . Для них «крест-распятие» – это прежде всего орудие пыток, казни, позорной смерти, применяемое римскими узурпаторами. В свою очередь знак Иезекииля «Тав-крест» – знак победы над смертью, знак славы Яхве. Осмысление этой славы и победы на кресте, озвученное апостолом Павлом в послании к Коринфянам: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1.23-24), – позволило начать отождествлять знак креста-распятия как знак славы Яхве и победы Его Мессии над смертью. (Традиция Западной Церкви, передающая распятие как образ страдания и казни, не соответствует его пониманию ранней иудео-христианской традиции. Для неё распятие – это прежде всего символ славы и победы, так оно и осталось в Православной Церкви, где Христос «парит» на кресте; но не изображен образ мучения, где Он конвульсивно висит и агонизирующе страдает, как Его привык изображать Запад). В первой иудео-христианской колонии происходит бурное формирование новых христианских терминов, некоторые из которых не будут повсеместно приняты Церковью. Так, к примеру, первые последователи Христа сами себя называли «святыми», но вскоре в Антиохии сформировалось понятие «христиане» (Χριστιανο). То же можно с уверенностью сказать и относительно формирования термина «крест». Позднее, в эпоху развитой богословской терминолонии, Церковь, в лице преподобного Ефрема Сирина, напрямую свяжет крест (ставрос) и крещение (погружение): «Два крещения оказались у Господа, Очистителя всех, одно крещение воды и другое крещение креста, дабы крещением страдания научились крещению воды» . Христиане из иудеев видели в кресте – тав – знак духовного возрождения, чем, собственно, и было крещение. Однако отождествить эти два образа «capitata crux – immissa crux» и «тав» было весьма сложно, поэтому в древней иудео-христианской традиции слово «крест» ещё нередко заменяется словами « имя, след, знак, печать или лицо». Эти термины становятся неотъемлемой частью крещальной традиции. «Яви, Владыко, Лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся» . В этом смысле слова из молитвы Господней «да святится имя Твое» понимаются ещё и как желание распространения Церкви как славы Божией.

http://bogoslov.ru/article/4431673

Два материала о Богоявлении: Богоявление: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография . Диакон Алексей Ремизов: Правда ли, что в древности Рождество Христово и Крещение праздновали одновременно? В чем различия богослужения на Рождество и Богоявление? Разбираемся вместе. Крещение Господне . Дарья Сивашенкова: омовение водой — это окончание Ветхого Завета, приготовление к завету Новому. Новозаветное крещение, которое примут люди из рук Христа, соединит их со Спасителем гораздо крепче, чем омовение в водах Иордана. Два просветительских материала: Откуда в христианстве священники . Сегодняшняя церковная реальность существенно отличается от атмосферы ликования и радости вокруг Христа во время Его проповеди: вместо свободы появляется Устав. Как появились священники в Церкви? Разбираемся вместе с протоиереем Димитрием Сизоненко. Клайв Льюис. Путешествуя по труднодоступным местам . Сочинения Клайва Льюиса предсказали деспотический потенциал мнения большинства, основанного на искусственно созданной морали, оторванной от реальности. Как взгляды Льюиса проецировались на его творчество? И можно ли его считать «анонимным православным»? Об этом размышляет Эдит Хамфри в книге «Ввысь и вглубь. Христианские беседы с К. С. Льюисом». Статьи в «Новом Граде» и «Пути» . Собрание статей великого христианского философа Николая Бердяева в журналах «Новый Град» и «Путь». 20–30-е гг. XX в.: эпоха нарастающей полномасштабной катастрофы после Первой мировой — перед Второй мировой. Абсолютная классика политической, религиозно-философской публицистики. Вот несколько заголовков: «Война и эсхатология »; «Христианство и социальный строй »; «Персонализм и марксизм »; «Многобожие и национализм »; «Утопический этатизм евразийцев »; «Спор о монархии, о буржуазности и о свободе мысли »; «О духовной буржуазности »; «Христианство и революция »; «О социальном персонализме »; «Парадоксы свободы в социальной жизни » и т. д. и т. п. Довыложили собрание сочинений Салтыкова-Щедрина, классика сатиры XIX века, о котором игумен Петр (Мещеринов) говорил: «Салтыков-Щедрин — писатель сложный, трагический и при всех его сатирических уколах в адрес современного ему клира писатель глубоко христианский».

http://blog.predanie.ru/article/klassich...

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Подробнее здесь Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа. Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. Особенности богослужения Крещения Господня Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

А. А. Турилов Иконография Исключительное почитание И. П. в странах христ. мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения И. П. появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя находится в рим. катакомбах Каллиста (1-я пол. III в.). И. П. изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так И. П. представлен на т. н. Арльском саркофаге (IV в., Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (сер. V в.); на пластине кафедры Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне); на реликварии из Санкта-Санкторум (ок. 600, Музеи Ватикана) и на мн. др. Самый ранний из известных единоличных образов святого - икона «Св. Иоанн Предтеча» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется 2-й пол. VI в. (?) (о датировке см.: Этингоф. 2005. Кат. 1. С. 542). И. П. представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери. В X-XI вв. образ И. П. был включен в деисусную композицию, где он показан со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII в. изображение И. П. помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII в.- в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в юж. галерее собора Св. Софии К-польской, 1261-1282, и мн. др.). Крещение. Икона. Кон. XIV в. (собрание Греческой Патриархии в Иерусалиме) Крещение. Икона. Кон. XIV в. (собрание Греческой Патриархии в Иерусалиме) Крещение Господне. Мозаика Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г. В системе декорации крестово-купольного храма образ И. П. занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

17.01.2023 #Богоявление #Двунадесятые праздники #Двунадесятые праздники: история #Крещение new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × О событии Крещения Господня говорится во всех четырех Евангелиях (см.: Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22; Ин 1:29–34). При этом каждый из евангелистов по-разному говорит об этом эпизоде, акцентируя внимание на различных подробностях. Будучи около 30 лет от роду, Христос приходит к святому Иоанну Предтече и принимает от него крещение в реке Иордан. И в этот момент совершается важное библейское событие: голос с небес произносит, что Иисус — Сын Божий, и на Христа сходит Святой Дух в виде голубя. Из этого эпизода происходит второе название праздника — Теофания, или Богоявление. После того как Святым Духом было указано на Иисуса как на Мессию, началось общественное служение Спасителя и провозглашение Его благой вести — Евангелия. Литургическое почитание Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня появляются на христианском Востоке в IV столетии: в Египте, Сирии и Малой Азии 6 января совершалось празднование Богоявления. Изначально праздник включал в себя два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Но со временем западная традиция празднования Рождества Христова в отдельную дату распространилась и на Востоке. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за воспоминанием событий Крещения Спасителя. Богослужебные особенности Богослужение праздника Богоявления во многом сходно с рождественским. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. Накануне праздника утром совершаются Великие (Царские) часы — особое последование 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с чтением Священного Писания , пением стихир и тропарей, раскрывающих смысл евангельского события. После этого следуют чтение изобразительных и совершается великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого . Во время вечерни читаются 13 паремий. В древности в это время совершалось крещение новых членов общины, после чего они полноценно участвовали в Божественной литургии и дальнейшей церковной жизни.

http://blog.predanie.ru/article/bogoyavl...

Цитаты из псалмов в Новом завете приводят, таким образом, миниатюристов к изображению новозаветных событий в соответствующих местах псалтири. Далее, многие изречения псалмов нашли свое место в составе богослужебных песнопений, особенно праздничных: в стихирах, канонах и в виде особых стихов перед стихирами на стиховне; отсюда миниатюристы, иллюстрируя Псалтирь и зная, что известное изречение псалма приурочивается к богослужению того или другого праздника, изображали при этом изречении соответствующий праздник; отсюда явились в псалтири следующие миниатюры: Пс. 88:13  – «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» – преображение Господне (ср. стих. на стиховне и стих); Пс. 76:17  – «видеша тя воды и убояшася» – крещение Иисуса Христа (стих. на стиховне); Пс. 73:13  – «стерл еси главы змиев в воде» – крещение Иисуса Христа (стих. на «Господи воззвах»); Пс 131:7  – «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его» – воздвижение Честного Креста (стих. на стиховне); Пс. 109:3  – «из чрева прежде денницы родих тя» – рождество Христово (тропарь канона); Пс. 46:6  – «взыде Бог в воскликновении» – вознесение Господне (стих. на стиховне); Пс. 113:3  – «море виде и побеже…» – крещение Иисуса Христа (стих и стих. на стиховне); Пс. 73:12  – «содела спасение посреде земли» – воздвижение Честного Креста (стих и стихира); Пс. 4:7  – «знаменася на нас свет лица Твоего Господи» – распятие Иисуса Христа (стих на праздник Воздвижения креста); Пс. 44:11  – «слыши дщи и виждь» – благовещение Пресв. Богородицы; Пс. 23:7  – «возмите врата князи ваша» – вознесение Господне (самогласен на вознесение) и др. Некоторые из новозаветных миниатюр псалтири не находят изъяснения в названных источниках и подходят по своему содержанию к древним толкованиям на псалмы: укажем для примера на изображение отречения Петра при словах псалма Пс. 37:12  – «друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа», – также на изображение Евхаристии при словах псалма Пс. 110:5  – «пищу даде боящимся его», – соответствующие изъяснению этих мест в творениях Блаж. Иеронима и Августина 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА церковные двери, заказанные для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. архиеп. св. Василием Каликой ; памятник средневек. новгородского искусства. В 1570 г. В. в. были вывезены царем Иоанном IV Грозным в Александровскую слободу и помещены в ц. Покрова Пресв. Богородицы, в 60-х гг. XVII в. освященной во имя Св. Троицы; ныне находятся в юж. портале собора александровского Успенского мон-ря. Васильевские врата Васильевские врата Созданные в Новгороде местными мастерами (по мнению В. Н. Лазарева, их было 4) В. в. свидетельствуют о сохранении в Др. Руси XIV в. домонг. технологий, напр. золотой наводки (огневого золочения), известной только по рус. памятникам (юж. и зап. врата собора Рождества Богородицы в Суздале, 1-я треть XIII в.). На медную пластину наносился рисунок, закреплялся специальным составом (смесью ртути и золота), при нагревании ртуть испарялась, на медной пластине оставалось золотое изображение. В. в. состоят из 2 створок прямоугольного формата с закругленной верхней частью (высота 320 см, общая ширина 103,5 см) и включают 26 пластин (средний размер 35,5 ´ 26,7 см), расположенных в 7 рядов по вертикали, попарно на каждой створке, валики между пластинами, украшенные бляшками с образами святых и орнаментами. Для древнейших частей В. в. характерны графичность, изобилие линий и ассиста, напряженность художественной формы, выраженная в удлиненности пропорций и резких контурах фигур. Крещение Господне. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Крещение Господне. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. В разработке иконографической программы, по мнению исследователей, активное участие принимал ктитор, архиеп. Василий. возможно, он ориентировался на памятники Иерусалима и К-поля, известные ему как паломнику. К древнейшим изображениям относятся фигуры на внешнем валике, разделяющем створки: Господь Вседержитель на престоле, Богоматерь Оранта и предстоящий Христу архиеп. Василий. Большее число композиций посвящено праздничному циклу, земному пути Христа (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Распятие, Снятие со креста, Гроб Господень/Явление ангела женам-мироносицам, Сошествие во ад, Вознесение Господне, Успение Пресв. Богородицы, Сошествие Св. Духа). Среди сюжетов также «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)» и назидательные образы на пластинах нижнего ряда, библейские сцены с эпизодами из истории царей Давида, Соломона и апокрифического Китовраса; нек-рые из этих сцен, напр. «Притча о сладости мира» (см. ст. Варлаам и Иоасаф ), близки образам лит. произведений, созданных архиеп. Василием, напр. из «Послания о рае». В традициях визант. искусства здесь помещены фигура заказчика, пространная молитва и обширная вкладная надпись.

http://pravenc.ru/text/149823.html

Вышел в свет 38-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 3 августа 2015 г. 18:36 Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет 38-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «К» и открывается статьей «Коринф», посвященной одной из столиц древнего мира, которая сыграла важную роль в становлении раннехристианской Церкви. В статье рассматривается как история Коринфа в дохристианский период, так и история города в эпоху, связанную с появлением в нем христианской общины. В тесной связи с предыдущим материалом находится и статья «Коринфянам послания», рассказывающая о двух посланиях святого апостола Павла. Тему Коринфа продолжает очерк «Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия», повествующая об истории и современном состоянии одной из крупнейших епархий Элладской Православной Церкви . Среди наиболее значимых публикаций нового тома «Православной энциклопедии» — обширная статья «Крест». Тема Креста Господня рассмотрена в ней в самых разных разрезах — с точки зрения истории, богословия, гимнография, археологии и т.д. С данным материалом также тесно связана статья «Крестное знамение», из которой можно узнать об истории формирования традиции совершения крестного знамения в христианской Церкви и его различных формах в тех или иных поместных традициях. Еще один масштабный материал 38-го тома — статья «Крещение», повествующая об одном из главных таинств Церкви. Читатели могут подробнее узнать о богословском содержании таинства, истории формирования его чинопоследования и  особенностях его совершения в различных Поместных Церквях. Статья «Крещение Господне (Богоявление)» рассказывает об одном из главнейших праздников Церкви, раскрывая его догматическое содержание, литургические особенности, иконографию и проч. Из статьи «Крещение Руси» читатель может узнать об исторических событиях, связанных с подвигом святого равноапостольного великого князя Владимира. 38-й том содержит значительное число статей, посвященных различным персоналиям, прежде всего — христианским святым и церковным деятелям. В частности, читатели могут ознакомиться с большой статьей, посвященной Папе Римскому Корнелию (+253 г.), который почитается как святой и в Православной, и в Католической Церкви. Значительный массив статей отражает агиографические и биографические данные лиц, носивших имя «Корнилий». Среди них — знаменитые русские преподобные: Корнилий Александровский (+1681 г.), Корнилий Олонецкий (XIV — нач. XV вв.), Корнилий Переяславский (+1693 г.), Корнилий Комельский (+1538 г.), Корнилий Крыпецкий (+1903 г.), преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (+1570 г.). Отдельные статьи посвящены св. Корнилию Сотнику (I в. от Р.Х.), о котором повествует книга Деяний святых апостолов, а также митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию (р. 1924 г.), одному из старейших иерархов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

“Крещение Господне в дальнейшем развитии событий ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом”, – говорит владыка Антоний 16 . Недаром иконы Крещения Господня и древние изводы Воскресения Христова, иначе называемые Сошествием во ад, иконографически сходны – и там и там Христос погружен в глубокую пропасть. И ад не выдерживает Его чистоты, врата его разверзаются, и Сам Господь протягивает руку праведникам, чающим спасения. Таким образом, крещение становится залогом нашего спасения, ибо отныне для нас появляется альтернатива рая и ада, которую не имел мир дохристианский 17 . И мы исповедуем едино крещение во оставление грехов, однажды, – но на всю жизнь. Крещение начинается с чина оглашения, когда человека в полный голос представляют всей Церкви, а он, в свою очередь, изъявляет готовность следовать пути правды 23 . Священник читает заклинательные молитвы, которые запрещают нечистой силе властвовать над человеком 24 : Запрещает тебе, диаволе, Господь, пришедый в мир, и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство… Отныне бес не имеет власти над человеком и может действовать только путем соблазна. И когда ко мне приходят крещеные люди и начинают уверять, что их сглазили, порчу навели или что-нибудь в этом роде, я их попросту не могу понять. Для этого необходимо, чтобы сам человек проявил некоторую активность и дозволил бесу действовать в своей душе. Он должен раскрыть свое сердце и сказать: “Диаволе, заходи!”. Но это может произойти только в том случае, когда человек своей волей или духовным бездействием лишает себя помощи Божией, отрывает себя от Тела Христова, потому что «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится!» ( Пс 90:1 ). Покровом этим и является Церковь , и вхождение в нее есть необходимое условие духовного самосохранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Далее: «Духа, как голубя» – это прекрасный библейский мотив, который отсылает нас к самому началу Священного Писания, книге Бытия, где говорится, что «Дух Божий носился над водой» (в греческом тексте: «парил»). То есть происходит некий новый акт творения в Крещении Иисуса, Иисус – это Новый Адам. Последняя и самая важная иконографическая черта – тот голос с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Перед человеком, знакомым со Священным Писанием, сразу возникает множество образов, где это есть. Например, книга Бытия, жертвоприношение Авраамом сына своего «возлюбленного»: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь» или «Как ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя» (Быт. 22:16-17). Господь открывается здесь не как Вседержитель, Царь – Он открывается как жертвенный Агнец, раскрываются первые черты Мессии: Он идет освободить Свой народ – но как, но от чего? В моменте Крещения важно именно это – начало пути Сына Божьего на Голгофу. Событие Крещения Господня по-разному осмыслялось в святоотеческой литературе. Акт Крещения осмыслялся троически: Глас – Отца, послушание – Сына, помазание – Духом Святым. Также Крещение Христа осмыслялось как прообраз крещения всех христиан. Еще с древности крещение ассоциировалось с Искупительной Жертвой – принятие Крещения Христом понималось как принятие на Себя грехов, которые Господь принесет на Крест. Крещение осмыслялось и как акт нового творения: Адам своим грехопадением затворяет небо, а Христос, как Новый Адам, вновь отворяет эти ставни, открывая небо для нас. Для современной Церкви в центре богослужения этого дня должна быть, мне кажется, попытка поговорить именно об этом. До Крещения мы почти ничего не знаем о Христе – этот момент был переломным. Как мы можем применить это в своей жизни – об этом стоит говорить. «Играть» во Христа или подражать Христу? – Но мало кто из приходящих креститься людей может вместить все эти смыслы. Мне кажется, что смысл соумирания и совоскресения со Христом в крещении более понятен людям. Мне попалось рассуждение одного человека : « Может быть, стоит взглянуть на самоотождествление с Иисусом по-простому, без науки, а так, как дети играют в индейцев или солдат? Провозглашая «падай, а то я играть не буду», ребенок по-своему реагирует на ту же тайну смерти, которая является центральным пунктом нашей веры. Может быть, когда Иисус хочет, чтобы мы были «как дети», Он как раз и имеет в виду, что мы должны «играть в Него» как дети, просто потому, что так надо, что это здорово, что Он Сам этого хочет и помогает тем, кто так делает.

http://pravmir.ru/ne-zatvoryayte-ot-lyud...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010