Увидим же, что Всеблаженная Мария пребывала на вершине величайшего смирения, когда Ею была принята столь великая благодать. Она сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк. 1:38 ). Конечно, Та, Которая называет Себя только служительницей Своего Творца, в то время как избирается Матерью, имеет великое постоянство смирения. Ей, благословенной между женами, возвещается ангельское предсказание; Ей открываются в полной мере тайны нашего Искупления, неизвестные до того времени прочим смертным; и однако, против общепринятого, Она не возвеличивает Себя исключительностью необыкновенной награды, но, что более подобает, помня во всем Свое положение и Божественное достоинство, Она смиренно присоединяет Себя к сонму служительниц Христовых и, совершенно преданная служению Христову, исполняет предписанное. “Да будет Мне, – говорит Она, – по слову твоему ( Лк. 1:38 ); да будет так, что находящий на Меня Святой Дух сделает Меня достойной Небесных тайн; да будет так, что во чреве Моем Сын Божий облечется покровом человеческой природы и выйдет, словно Жених из брачного чертога, во искупление мира”. Мы же, возлюбленные братия, беря за образец Ее слова и образ мыслей, вновь вспоминаем, что мы рабы Христовы во всех наших делах и душевных движениях. Предадим же Ему послушанием члены нашего тела, направим же все внимание нашего ума к исполнению Его воли; и если воспримем Его дары, воздадим Ему благодарение добродетельной жизнью, чтобы стать достойными принятия полноты Его милостей. Помолимся же усердно вместе с Всеблаженной Богородительницей, да будет нам по слову Его, – согласно Тому Слову, Которое говорит, излагая смысл Своего воплощения: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин 3:16 ). Не следует сомневаться в том, что Он скоро соблаговолит услышать нас, из глубины к Нему взывающих – тех, еще не ведавших Его, ради которых Он соблаговолил сойти во глубину сей юдоли слез – Сам Иисус Христос Господь наш, Который живет и царствует вместе со Отцем и Богом Духом Святым во все веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

А Святая Церковь призывает: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют... прииде бо Чаяние языков» (На литии, стих. 1). Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. С того дня вся история человечества была подобна виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором было написано: плач, и стон, и горе ( Иез.2:10 ). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал, а зло и развращение возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения. Многое требовалось, чтобы вывести людей из такого состояния – и Господь это совершил. С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. Оправдание закона (по слав.: Не едино убо ныне осуждение...), – говорит святой апостол Павел, – исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим.8:4 ). Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя всё бремя наших грехов и всё наказание за них. Он добровольно страдает за нас и переносит все тяжести мучений, что в совокупности должны были перенести люди (см. Ис.53 ) «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведе», – учит Святая Церковь (Акафист Иисусу Христу. Кондак 8). Христос Господь принёс людям и высочайшую истину. В Нём воссиял «мирови свет разума» (Из тропаря Рождеству Христову). Пришёл Господь – и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог наш, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в лицах, есть Дух, вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, есть Бог святости и любви. Всё это открыл нам Сам Господь наш Иисус Христос. Возьмите в руки святое Евангелие, почитайте его – и свет Христов, доступный и мудрецу и простецу, озарит ваши сердца Нужно было сообщить людям новую жизнь – и Он сообщил её. Он дал нам в снедь Свое честное Тело и Свою пречистую Кровь как источник воскресения и вечной жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – учит Он, – имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Но здесь еще не конец словам его. Чтобы показать великое могущество Младенца, он тотчас присовокупил: Он будет велик и наречется Сыном Вышняго – и даст Ему Господь престол Давида отца Его, и воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царству Его не будет конца (ст. 32–33). Видишь, как он изгнал из Девы страх? Как ободрил дух Ее? Назвав имеющего родиться Сыном Всевышнего и наименовав Давида Его отцом, Он вдруг возвысил ум Ее, как видно из последующего. Смотри, какой разум имеет Дева! Она, услышав сие и зная непреложность высочайшей власти воли Божией, сказала Ангелу: как это будет, когда Я не знаю мужа? Ты обещаешь Мне – говорит Она – что-то странное; ты возвещаешь Мне то, что превосходит естество: Я браку не причастна, Я обручилась жениху, но браком не сочеталась; Я знаю только в Иосифе обрученника, но не мужа; со Мною живет жених, но не разделяя брачного ложа. Как будет сие, когда Я не знаю мужа? Неужели природа одну Меня сделает Материю без брака? Неужели Я одна, вопреки природе, покажу новый для нас образ рождения? Бракосочетания не было; сообщения с мужем Я не имела; Иосифа Я не познала; Я признавала в Нем Своего защитника, но не мужа. Итак, каким образом это будет со Мною? Гавриил тотчас ответствует и высоким ответом своим утончает простой Ее вопрос, говоря: почему Ты, всеблаженная, говоришь это? Почему произносишь эти слова? Я с неба пришел возвестить Тебе о новом образе зачатия: не земнородный говорит с Тобою. Я сказал: Господь с Тобою; а Ты с сомнением говоришь: как это будет со Мною? Я благовествую Тебе о Том, Который был прежде моего пришествия и Который вошел во чрево Твое, а Ты говоришь мне о муже, о земном рождении, спрашивая: как это будет с Тобою? Размысли, как процвел жезл ( Чис. 17, 8 ), как камень источил воду и откуда он исполнился ею ( Исх. 17, 6 ), как огонь купины обнял кустарник, не сожигая его ( Исх. 3, 2 ). Если ты веришь этим событиям, то верь и мне. Виновник чудес, и тех, и этих, Один и тот же, Которого Ты во чреве носишь; Ты особенным образом будешь питать носимого Тобою Младенца – не так, как Елисавета или Анна, мать Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Он есть Бог бесконечный, вседовольный и всеблаженный, храмы же и жертвы Ему нужны для людей, для выражения их служения Ему. 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». 26–28. Раскрыв в общих чертах учение о Боге, апостол излагает далее учение о человеке и человеческом роде. Вопреки общеязыческому представлению о различии народов по их происхождению и вопреки горделивому понятию греков о себе как народе образованном, а о всех прочих народах как варварах, апостол говорит, что весь род человеческий имеет одного Отца Небесного – Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, и одного отца земного: от одной крови Бог произвел весь род человеческий и потом расселил их по всему лицу земли для обитания. После этого апостол определяет высшую цель, для которой обитают на земле в различных местах народы. Не случайно, говорит он, те или другие народы живут в те или другие времена, в тех или других странах: все это предназначается и распределяется Промыслителем – Господом неба и земли, и именно для того, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, не найдут ли, Сам Бог, правда, недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, – без Бога и вне Бога немыслимо никакое существование. По Его творческому слову мы получаем бытие, по Его же всесильному, хотя и невидимому действию совершается и каждый шаг, каждое дыхание нашей жизни, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили, – напоминает апостол афинянам: – «мы Его и род» 37 . Однако же предлежит людям искать Бога. С тех пор, как человек грехопадением омрачил свой разум и сердце, он лишь с трудом усматривает следы присутствия около себя вездесущего Бога и нечувствителен к Его промыслительному о себе действию. Поэтому потребны были целые времена, в течение которых народы, путем естественного развития своих духовных сил более и более возвышаясь в своих религиозных представлениях, приходили бы к большему и большему уяснению для своего сознания идеи Бога Единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Ты для них и пища крепкая, и питие неисчерпаемое, и одежда светлая, и солнце, и мир, превосходяй всяк ум (Филин. 4, 7), и веселие неизреченное, и все. С Тобою все земное прах, тлен.Хорошо молиться мне о людях, когда причащусь достойно, т.е. сознательно: тогда Отец и Сын, и Святый Дух, Бог мой во мне, и я имею великое пред Ним дерзновение. - Царь тогда во мне, как в обители: проси чего хочешь. К нему приидем и обитель у него сотворим. Егоже аще хощете, просите, и будет вам (Ин. 14, 23; 15, 7).Отверзая другим дверь в Царствие Небесное чрез крещение, сами ужели не войдем? Очищая других покаянием и разрешая грехи чужие, ужели не получим оставления своих грехов? Соединяя других со Христом в таинстве причащения, ужели сами не соединимся с Ним приискренне в невечернем дни Царствия Христова? Подавая в миропомазании укрепляющую благодать Духа Святаго, ужели сами не получим крепости и силы от Всесвятаго Духа и не возрастим дарования своего духа? Воистину твердо надеемся получить обетованная благая по благодати, щедротам и человеколюбию Спаса нашего Бога. Дай Бог и всем получить их! Только да не разленимся, не уныем, не будем творить плоти угодия в похоти (Рим. 13, 14), да храним таинство веры в чистой совести (Тим. 3, 9) и да преуспеваем в любви к Богу и ближнему.Благодарю Тя, Господи, яко даруеши мне новую жизнь каждый раз, когда я слезами покаяния и благодарения совершаю божественную литургию и причащаюсь пречистых и животворящих Тайн Твоих. Твоим святым Тайнам я обязан доселе продолжением бытия моего, непорочностию путей моих и доброю славою в людях Твоих. Да святится убо имя Твое великое паче и паче во мне и во всех людях Твоих, на них же имя Твое святое нарицается, - и во всем мире Твоем; да приидет царствие Твое, царство правды, мира и радости во Святом Духе, во все сердца наши, как сказал Ты: вселюся в них и буду ходить в них, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери (2 Кор. 6, 16; Левит. 26, 12; Иер. 3, 19), и да будет воля Твоя святая, премудрая, всеблагая, всесовершенная, всеблаженнотворная, яко на небеси и на земли во всех людях Твоих, и во мне грешном, ибо собственная воля наша ошибочна, близорука, ибо греховна, гибельна, нелюбовна, зла, завистлива, горделива, ленива, роскошелюбива, сребролюбива, скупа.Как в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1012...

Посему хотим знать, что это такое?» ( Деян. 17:19–20 ). «Афиняне! – говорит им святой Павел на их запрос, – по многочисленным храмам, идолам богов и жертвенникам в вашем городе можно подумать, что вы (по-видимому) как бы особенно набожны. У вас я заметил жертвенник, на котором написано Неведомому Богу. Вы чтите Бога, не зная Его. О Нем я и буду говорить вам. Этот неведомый вами, есть единый истинный Бог , Творец мира и всего, что в нем. Он – невидимый и вездесущий, не в рукотворенных храмах обитает Он, вседовольный и всеблаженный, и потому не имеет нужды в служении рук человеческих. Он Сам дает всем и жизнь, и дыхание, и все. Он – Творец первой человеческой пары, от которой произошел весь род человеческий. Он – Промыслитель людей, назначивший каждому время и место для обитания на земле. Дав человеку свободу воли, Он предоставил ему свободу обратиться к Нему, как к Творцу и Господу, запечатлев в духе его Свой образ, чтобы человеку легче было найти и ощутить Его. И ваш собственный поэт почувствовал это и сказал: мы род, родные Ему, потому что мы Им одним все и движемся, и существуем. Если мы, люди – Его род, то нет никакого смысла уподоблять Бога чему-либо материальному, или сделанному из материального руками человеческими. Несмотря на все это, люди в течение долгих веков не познали Его. Но теперь прошло это мрачное время неведения. Господь посылает возвестить неверующим, чтобы они раскаялись в своих заблуждениях и познали Его, ибо приближается день праведного суда, в который Господь будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, того самого Иисуса, дело Которого Он запечатлел и удостоверил, воскресив Его из мертвых». Но слушатели святого Павла не дали ему сказать им о самом главном в его проповеди – о Христе, Его учении, Его искупительной жертве на кресте. Им показалась его речь неинтересной. Они стали расходиться, и только некоторые из них, как бы из вежливости, сказали ему: «Об этом послушаем тебя в другое время» ( Деян. 17:32 ). Оставив Ареопаг, Апостол вынес крепкое убеждение, что слово крестное для погибающих, для тех, которые ищут человеческой мудрости – юродство есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Живем, живем свой краткий земной век, затем умрем, и настанет вечность! Какова она будет? – Какую приготовили сами. Смотря на крест, говори в себе: вот доказательство и залог любви ко мне Божией! Погибну ли я при такой любви ко мне Самого Господа Бога? – Не погибну. Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [ Ин. 3, 16 ]. Архиерей носит сан Христов, и царь носит сан Христов – оба величайшей чести на земле достойны ради Иисуса Христа, Сына Божия, Архиерея вечного и Царя вечного. Бедным мальчикам надо с удовольствием подавать милостыню: они просят от крайней нужды и, получив достаточную сумму, долго не приходят. О, бедные! Они не имеют, где главу подклонити, не имеют, что есть и пить и чем одеться; среди изобилия горожан города, при виде многоразличных щедрых даров Божиих, снедомых и пиемых или употребляемых на одежду, ходят, как жаждущие танталы 66 как голодные овцы, как нагие. Мы всякими благами преизобилуем: едим, пьем всё лучшее, одеваемся богато, изящно, изысканно, а у них всё наоборот. Как их не жалеть! Как не отказать себе в лишнем, чтобы подать им милостыню! Стужаемого от нечистых духов, кроме молитвы о нем, надо причастить, да прекратят злые духи коварство над ним. (Жена Потапова.) Крест учит нас самоотвержению для славы Божией и для блага ближних! Есть свет временный, есть свет и вечный; есть огонь временный, есть и вечный. Потому, смотря на свет временный и огонь временный, помышляй об огне вечном и о свете вечном. Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их [ Мф. 13, 43 ]. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный [ Мф. 25, 41 ]. Напоминай себе во время молитвы, чтобы тебе молиться немногословно, чтобы ни одно слово не выговаривалось легкомысленно, но каждое было обдумано, оценено, прочувствовано! Как сладостно таким образом молиться! Желай жизни с Богом, потому что она свята, безгрешна, безмятежна, всеблаженна, нескончаема. Доколе нам пить эти беззакония, как воду [ Иов. 15, 16 ]? В Духе Святом нет дальности расстояния: все близко, все одно – и Божия Матерь, и Ангелы, и святые человеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Лк. 22:70 ; Ин. 18:37 ), заклинает Тимофея, а в лице его и все пастырство Церкви Христовой, соблюдать заповедь Господню – истинную веру, и жизнь по вере, чисто и неукоризненно, «чтобы ни за верования, ни за жизнь не навлекать на себя ни малейшего укора» (Златоуст), до явления Господа наш его Иисуса Христа, то есть до твоей кончины, до исхода твоего. Или в таком же смысле сказал здесь святой Павел, в каком Господь сказал Апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). В лице Апостолов Господь видел всех верующих, и утешил их таким обетованием. Так и здесь, святой Апостол в лице Тимофея, видел все пастырство, и поставил им в закон преемственно блюсти, как заповедь – веру Христову, и святую жизнь по вере, до явления Господа, до второго Его пришествия, всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех. Явится Он в свое время, предназначенное в Предвечном Совете. Тогда всем явно будет, что Бог триединый, всеблаженный, желание Которого даровать блаженство всем достойным его, единый сильный всех воскресить, собрать воедино, произвести суд, разделить одесную. Одних утешить, а других предать вечным мукам, и все это утвердить на вечные времена, Своим неизменным решением и определением. Ибо кто может противиться Его воле? Один Он – Царь царствующих и Господь господствующих. Один Он – бессмертный, имеющий в Себе источник жизни. От Него и все прочее имеет жизнь (см. Деян. 17:25 ). По существу Своему, Он никому не доступен, окружен неприступным светом, так что Его никто не может видеть, не только люди, но и самые ангелы. «Слава Ему вечная! Мы можем только это говорить, это только делать, не испытуя, что Он есть в Себе» (Златоуст). Г). Внушение богатым употреблять богатство на добрые дела (ст. 17–19) Апостол учит, чтобы богатые не высокомудрствовали, чтобы надеялись не на богатство, а на Бога, и чтобы обогащались добрыми делами. 6:17. Поскольку ничто так не противно духу Христову, как те недобрые расположения, какие внедряет богатство, при неразумном отношении к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010