Человек в одно и то же время может быть только в каком-нибудь одном месте, а Бог в одно и то же время находится везде, на всяком месте: и на небе, и на земле, и в храме, и в доме, и на поле, и в лесу, и нет такого места, где Бога не было бы. Поэтому мы говорим, что Он вездесущ. Человек изменяется: сперва он растет, крепнет, мужает; в старости слабеет; в молодости он приобретает знание, в старости, когда слабеет память, он забывает, что знал прежде. Человек то бывает добр, то сердится... Бог никогда ни в чем не изменяется. Поэтому мы и называем Его неизменяемым. Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недоволен, несчастлив. Бог ни в чем не нуждается: Он Сам дает людям и прочим Своим твореньям жизнь и все, что им нужно, – довольство и блаженство. Поэтому Бог называется вседовольным и всеблаженным. Бог один, но Он – в трех Лицах: первое Лицо – Бог Отец, второе – Бог Сын, третье – Бог Дух Святой. И эти три Лица не три Бога, а один Триединый Бог , называемый Святой Троицей. Поэтому мы говорим, что Бог один по существу, но троичен в Лицах. Люди не могут понять, как это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой суть один Бог: это выше человеческого ума, это тайна Божия; но мы должны в это верить по слову Самого Бога. 2. Первые люди на земле и их грех. Обетование Спасителя Сотворив весь мир, Господь Бог создал и людей, – сперва мужчину, которого Он назвал Адамом , потом женщину, которую Адам назвал Евой. Бог создал их душу похожей на Свою, как говорит Св. Писание, по образу Своему, то есть бессмертной, разумной и доброй. Бог поселил первых людей в прекрасном саду, который назывался раем, и дал им во владение всю землю со всем, что на ней есть. В раю они жили счастливо: не было у них ни болезней, ни нужд, ни горя. Господь позволил Адаму и Еве питаться прекрасными, вкусными плодами всех деревьев, которые росли в раю, кроме одного. С этого дерева Бог запретил им есть плоды. Но они не послушались: сперва Ева поела, затем дала Адаму, и он поел. Этим они оказали непослушание Богу, то есть совершили очень тяжелый грех. За это Господь наказал Адама и Еву: Он изгнал их из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Бог один. Он есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный 44 . Когда мы говорим о сердце, глазах, ушах, руках Божиих, то под сердцем разумеем благость Божию, любовь, – под глазами и ушами – всеведение Божие, под руками – всемогущество. Бог один по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность Божия, при единстве Божием, есть тайна, которую слабый человеческий ум понять не может. О Святой Троице сказал Сам Иисус Христос, посылая Апостолов на проповедь : «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» 45 . Апостол Иоанн говорит: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино». Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий (Бог-Слово) предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы суть равного Божественного достоинства: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог и Бог Дух Святой есть истинный Бог. Бог называется Вседержителем, потому что Он все содержит в Своей силе и власти. Он называется Творцом небу и земли, видимым же всем и невидимым, потому что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога. Под именем «невидимых» разумеется духовный мир, к которому принадлежат Ангелы 46 . Весь видимый мир сотворен Богом в шесть дней. В шестой день Он закончил творение, создав человека. Человека Господь сотворил по образу Своему и по подобию, т. е. вдунул в него душу бессмертную, одарил разумом, способным познавать Бога, и дал ему свободную волю, способность любить своего Творца и ближних, стремиться к правде и истине, дал память, дар слова 47 . Сотворив мир и человека, Господь, по Своей благости, премудро сохраняет все, созданное Им; направляет ко всему доброму; помогает всякому добру; пресекает зло, исправляя его или обращая к добрым последствиям. Это управление Божие миром и заботы Его о нем называются промыслом Божиим, о котором сказал Спаситель: «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в запас; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» 48 О втором члене

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В книге Иова сказано, что Бог «и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его» ( Иов. 15, 15 ). А св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит определенно: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1, 8 ). И чем более чист и праведен человек, тем сильнее чувствует он свою греховную немощь и нечистоту перед Всевидящим и Всесвятым Богом, Который Один только чужд греха и какой-либо скверны. Поэтому слова ап. Павла (см. Рим. 7, 18–24 ) следует понимать, как относящиеся к каждому человеку, и с тем большей силой, чем меньше этот человек пользуется помощью освящающей Божественной благодати. Итак, грех как сила, постоянно увлекающая человека ко злу, живет в нашем сердце. Он соблазняет нас на каждом шагу нашей жизни. Он тормозит процесс нашего нравственного совершенствования. Зная святую волю Божию, мы, тем не менее, очень часто делаемся ее дерзкими ослушниками, да еще и стараемся оправдать себя, говоря, что «все грешны, а потому и нам невозможно быть праведными», или, что «Бог милостив, а потому и мы можем рассчитывать на Его снисхождение», или, прибегая к таким лукавым рассуждениям, как следующее: «какое значение имеет для Всемогущего, Всеблаженного и Любвеобильного Бога греховное падение немощного и ограниченного человека? Разве может оно нанести какой-либо ущерб величию и святости Божией? Да и не являются ли наши грехи, в сущности, чем-то почти неизбежным для нас, поскольку мы рождаемся с немощной и наклонной ко греху волей?» Все такого рода рассуждения не только крайне неразумны, но и весьма гибельны для нас. Они служат лишь тому, что еще более ослабляют нашу волю к добру, вводят нас в пагубный самообман и закрепляют то греховное рабство, о котором говорит нам в вышеприведенных словах св. апостол Павел. Вот почему каждый вечер пением или чтением 140-го псалма («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...») святая Церковь призывает нас молиться Господу следующими словами: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (по славянскому тексту: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» – Пс. 140, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В 1749 году я спрашивал об этом всеблаженнейшего Патриарха Антиохийского кир Сильвестра, при светлейшем лице Его величества господина Константина Николаевича, князя Угровлахийского. И тогда Его святительство дал худости моей благословение говорить и писать против тех, кто учит монахов вкушению мяса. Основываясь на этом, я дерзнул, хотя и лишен всякого дерзновения перед Богом, собрать из Священного Писания и из книг учителей церковных и из типиков великих монастырей, которые Святая Соборная Церковь принимает и которых придерживается, доказательства того, что ныне вовсе не подобает монахам, оглядываясь на древность, есть мясо. И не для того, чтобы обличать или осуждать других, собрал я это, но только для того, чтобы поучать братьев моих, уверяя, и укрепляя, и отводя их от такого попрания совести и боясь праведного суда и отмщения Божия, постигшего того древнего архиерея Илия из-за сыновей его Офни и Финееса (см. 1Цар.1–4 ). Недостойный старец, Василий схимонах Исследование. О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало? Божественный апостол назвал все ветхозаветное тенью будущего и умопостигаемого (см. Кол.2:17 ; Евр.10:1 ), как говорит и священнейший Григорий Богослов : «потому и три этих города, созданные людьми израильскими в Египте: Пифон, Рамессин и Он, прообразовали три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие, первую из которых, то есть сластолюбие, словно некую плату за свою работу, израильтяне вынесли с собой из Египта и из-за нее много раз, более же побуждаемые ею, пытались снова возвратиться в Египет, как показывается во второй и четвертой книгах Моисеевых, называемых Исход и Числа». «Ибо возроптал, – говорит Писание, – весь сонм сынов Израилевых на Моисея и Аарона, говоря: О, лучше бы мы умерли, пораженные Господом в земле Египетской, когда сидели над котлами мясными» (см. Исх.16:2–3 ). И еще: «и сев, плакали сыны Израилевы и говорили: кто накормит нас мясом, ибо душа наша иссохла, ничего, кроме манны, нет пред очами нашими. И сказал Моисей: откуда у меня мясо, чтобы дать всем этим людям, ибо они плачут предо мной, говоря: дай нам есть мяса. И повелел Бог Моисею сказать им: очиститесь к утру, и будете есть мясо, ибо вы плакали пред Господом, говоря: кто накормит нас мясом? Как хорошо было нам в Египте! И даст вам Господь есть мяса, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и станет вам мерзостно» (см. Чис.11:4–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Церковь не могла возникнуть из несуществующего, как возникают разные человеческие общества или государства, она не могла быть основана, как основываются человеческие учреждения, которые могут быть и не быть. Ея возникновение и основание подчинено высшей внутренней необходимости, заложенной в самом сотворении мира и человека. В осуществлении своем Церковь возникает во времени, но в основании своем она существует предвечно, как божественная первооснова и цель мироздания. Это тайна боговоплощения, недоведомая даже ангелам. Господь создал мир для человека, а человека он создал, чтобы иметь в нем себе друга, соделать его чадом Божиим, приобщить его к божественной жизни. Пресвятая Троица, единосущная любовь Трех Ипостасей, самозамкнутая и самодовлеющая Взаимность, Божественное Тричислие, всеблаженная и вседовольная, не могущая иметь никакого восполнения, в щедродательной любви Своей творит из небытия по образу и подобию Своему ипостасного человека, и эту человеческую ипостась хочет приобщить к любви Своей и к жизни Своей, дабы ее совершенно обожить, сотворить из человека «бога по благодати». Это и означает – сотворить его для Церкви и ради Церкви, ибо она и есть благодатная жизнь обоженной твари. Так возлюбил Бог мир, что в предвечном Своем совете предопределил воплощение единородного Сына, дабы дать верующим в Него жизнь вечную, спасти мир ( Ин. 3: 16–17 ). Боговоплощение и есть свершение Церкви через обожение человеческой природы, а вместе с нею и освящение и преображение всей твари, создание нового неба и новой земли, в них же оправдание всего. «Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу детей Божиих» ( Рим. 8. 20–21 ). «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3, 13 ). 3. Церковь Ветхозаветная Адам и Ева, созданные по образу и подобию Божию, в нем должны были найти силу для свободного уподобления этому образу, иначе говоря к полному воцерковлению своей жизни, а вместе с собой и всей твари, судьбы которой были поставлены в зависимость от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Итак, Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ). Находящий на Деву Святой Дух явил в Ней действие Своей Божественной силы двояко. Он очистил Ее уже от всей нечистоты пороков настолько, насколько позволяет человеческая природа, чтобы Она была достойна Божественного плода, и лишь одним Своим действием создал в Ее чреве тело Святого и Досточтимого Искупителя нашего, то есть образовал Плоть от плоти непорочной Святой Девы без какого-либо привходящего касания мужа. Того, Кого Ангел прежде открыто назвал Духом Святым, он снова прославил как Силу Всевышнего, согласно тому, что Господь сказал, когда обещал пришествие этого же Духа Апостолам: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь Силою свыше ( Лк 24:49 ). Сила Всевышнего осенила Блаженную Богородительницу: когда Святой Дух наполнил Ее сердце, Он умертвил в ней всякий пыл плотского похотения, освободил Ее от желаний этой временной жизни и Небесными дарами освятил одновременно и ум Ее, и тело. Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ), ибо То, Что зачато от освящения Духом, родится святым. Соответствовало зачатию и рождение: “Ты, зачинающая не по свойству человеческого состояния, будучи Девой, родишь Сына Божия в нарушение обычая человеческого супружества”. Конечно мы, все люди, зачаты в муках и рождены во грехах, и хотя мы предназначены для жизни вечной по дару Божию, – но рождаемся мы вновь только водою и Духом Святым (см. Ин 3:5 ). Истинно, только лишь наш Искупитель, соизволивший за нас воплотиться, от начала родился святым, ибо был зачат без мук. Мы действительно можем постичь нечто более глубокое о таинстве Божественного воплощения в том, о чем говорится: И сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк. 1:35 ). Мы тогда говорим, что нас осеняет тень, когда, в то время как печет полуденное солнце, между нами и солнцем находится или дерево, или нечто вроде навеса, благодаря чему солнечный жар или свет делается для нас более терпимым. Искупитель же наш, Который освещает нас знанием истины и воспламеняет любовью, не без причины обозначается как солнечный свет или жар; поэтому Он Сам через пророка говорит: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды ( Мал 4:2 ). Разумеется, Всеблаженная Дева приняла лучи этого Солнца, когда зачала Господа. Но это же Солнце, то есть божественность нашего Искупителя, окутало Себя покровом человеческой природы, словно неким навесом для тени; и чрево Девы-посредницы было избрано, чтобы носить Его. И таким образом сила Высшего осенила Ее, в то время как Божественная сила Христа немедленно наполнила Ее и, чтобы человеческая природа могла быть воспринята от Нее, окутала Себя облаком нашей немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его ( Лк. 1:32 ). [Ангел] называет престолом Давидовым царство народа Израильского, которым в свое время Давид верно и преданно правил по воле Божией, а равно и с помощью. Итак, Господь дал нашему Искупителю престол Давида, отца Его, когда определил Ему воплотиться от рода Давидова, чтобы Он Сам духовной благодатью вел к Вечному Царству народ, которым Давид управлял, имея временную власть. Об этом и Апостол говорит, благодаря Бога избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол 1:13 ). Поэтому этот же народ, побуждаемый Божественным внушением, радуясь, пел Господу в похвалу: благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин 12:13 ), когда Тот спешил, собираясь войти в Иерусалим. И, согласно другому Евангелисту: Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида ( Мк 11:10 ). Ибо приближалось время, когда Он будет признан Царем искупленного Его Кровью мира – не только дома Давидова, но и всей Церкви, более того, Создателем всяческих и Царем Веков. Отсюда следует, что Ангел говорит верно: и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его ( Лк. 1:32 ), и непосредственно после этого добавляет: И будет царствовать над домом Иакова вовеки ( Лк. 1:33 ). Ибо он называет домом Иакова Вселенскую Церковь , которая посредством веры и исповедания Христа простирается до сонма патриархов, или в лице тех, кто плотию ведет свой род от корня патриархов, или в лице тех, кто, исходя плотию от других народов, вновь рожден во Христе духовной баней [кре­ще­ния]. Конечно, в этом доме Он будет царствовать в вечности, и Царству Его не будет конца. Несомненно, Он царствует в оном и в настоящей жизни, когда правит сердцами избранных, живя в них посредством Своей веры и любви, и постепенно покрывая от бед, направляет [их как добрый Кормчий] к принятию дара высшего воздаяния. Он царствует и в будущей жизни, когда по окончании временного изгнания Он вводит тех же в жилище Небесной родины, где они, побуждаемые постоянным созерцанием Господа, оставили все прочее и радостно посвятили себя Его восхвалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Но, если опять впадет в те же или подобные грехи, – то наказание ему уже усугубляется, удваивается и утраивается за то, что отвергнул благодать Божию и явился неблагодарным к Богу Благодетелю. Итак, видите, братья, сколь великого дара удостоен был расслабленный, упоминаемый в читанном ныне Евангелии: ему прощены все грехи его, бывшие причиной его болезни, он исцелел и от самой болезни, примирен с Богом, со своей совестью, и, как надобно полагать, уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия, сделался христианином, чадом Христовым и наследником Небесного Царствия. Видите, какого великого дара Божия удостаиваются за свою веру кающиеся грешники. Да сподобимся и мы, братья, от Господа великой Его милости – прощения всех грехов наших и будущего всеблаженного наследия Его, и радости со святыми. Аминь. 3. Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице Приступиста к Нему два слепца, и глагола има Иисус: веруете ли, яко могу сие сотворити? Глаголаста Ему: ей, Господи. Тогда прикоснуся очию их, глаголя: по вере ваю буди вама ( Мф.9:28–29 ). Какая изумительная сила веры в Господа! По одной вере в Его всемогущество два слепца мгновенно получают прозрение. Об этом читано было сегодня в Евангелии. Повторим, что в нем говорится. «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» ( Мф.9:27–31 ). Итак, повторяю: какая сила веры! Какое драгоценное сокровище – искренняя, твердая и несомненная вера во Христа, если через нее можно получить всякие блага от Источника Приснотекущего всех благ – Господа Бога! В самом деле, кто из нас не получал от Господа, если только он приступал к Нему с искренней верой и искренним покаянием, – всякие блага душевные и телесные, – и при том в один день многократно? Христиане, живущие всегда по вере и во всяких нуждах привыкшие обращаться к Господу, громко свидетельствуют, что по вере их Господь совершает для них, в их внутреннем мире, а нередко и вне их – бесчисленные чудеса Своей благости и силы, что они переставляют горы Божией благодатью, не горы земные, хотя и они повинуются верующему, – но горы скорбей и прилогов вражьих, налегающих на душу, – что они врачуют ею свои немощи душевные и телесные, побеждают страсти, очищаются от скверны грехов, получают нравственные силы, которых прежде не имели, совершают всякую правду. Но если такое благо для человека есть вера, то отчего не все ею обладают; отчего не все стараются стяжать это сокровище, дражайшее всех земных сокровищ? Отчего больше встречается неверующих, чем верующих? Ведь Бог нелицеприятен и готов всем расточать Свои сокровища, всем, усердно желающим и ищущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

пустые споры между людьми развращенного ума, потерявшими смысл истины: такие люди ищут только прибытка в благочестии. Удаляйся от таковых. Об истинном богатстве А в том и есть великое приобретение – в благочестии и довольстве. Ведь ничего не принесли мы в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея же пропитание и одежду, тем довольны будем. А кто желает обогащаться, те впадают в искушение и в сеть и во многие похоти безрассудные и вредные, приводящие людей в разорение и погибель. Сребролюбие – корень всякого зла: погнавшись за богатством, некоторые люди уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Наставления Тимофею Ты же, человек Божий, избегай сего, но снискивай себе правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость; подвизайся добрым подвигом веры, устреми душу свою к вечной жизни; к ней ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, свидетельствовавшим великое исповедание веры пред Понтием Пилатом, завещаю тебе соблюсти заповедь чистую и неукоризненную даже до явления Господа нашего Иисуса Христа. Явит Его в свое время всеблаженный и Единый Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имущий бессмертие, Иже во свете живет неприступном, егоже никтоже видел из человеков, ниже видети может. Емуже честь и держава вечная. Аминь. Богатым в нынешнем веке завещай, чтобы не высоко о себе мудрствовали и уповали бы не на богатство погибельное, но на Бога живаго, подающего нам все обильно в услаждение; чтоб они добро творили, богатели бы добрыми делами, щедры были и общительны, собирали себе сокровище, доброе основание для будущего, да приимут вечную жизнь. О, Тимофей! храни, что тебе предано, уклоняясь от негодного суесловия и прекословий лжеименного разума. Славились им иные, и уклонились от веры. Буди благодать с тобою. Аминь. 38 Может быть, в этом слове разумеются люди, промышляющие захватом невольников и торгующие рабами – «νδραποδιστα». Читать далее Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Во второй половине прошедшего столетия во Франции развилось неверие и распространилось по всей Европе, но вот Господь Бог из той же Франции поднял бурю воинских бедствий, Она далеко пронеслась на восток и снова возвратилась туда, где зародилась, причинив множество бед и скорбей народам Европы, но мгла неверия ослабела на довольно долгое время. Итак, по слову премудрого царя Соломона, который ни в чем не отказывал своему сердцу и чрез то причинил много бед своему царству, будем «больше всего хранимого хранить наше сердце, ибо из него источники жизни» ( Притч. 4, 23 ). Да не потекут из него для нас источники смерти. Если мы будем подчинять его желания голосу ума и совести и возгревать в нем пламень любви к Богу, то Бог будет с нами и в нас. Чрез рассмотрение и исследование предметов видимой природы и сил духа человеческого мы не только убеждаемся в бытии Божием, но и познаем свойства Божественного естества. Общие законы тяготения, света и теплоты, действующие во всем мире, гармония и порядок во вселенной говорят о единстве Творца и Промыслителя вселенной. Неисчислимое множество светил небесных, громадностью и отдаленностью от нас поражающих умы естествоиспытателей, свидетельствует о всемогуществе Создателя миров. Мудрое устройство предметов видимого мира, наконец, высокий разум, данный человеку, громко говорят о высочайшем, премудром и всеведущем уме Виновника существ. Всюду распространенная жизнь на земле, и в земле, и в воздухе, и в водах, и в малых каплях воды ясно свидетельствует о благости Творца. Свобода и совесть человека уверяют в том, что Господь Бог есть Существо всесвободное, всесвятое и правосудное. Сердце говорит о Нем, как о всесовершенной любви, как о Существе всеблаженном и вседовольном. Возблагодарим Господа за то, что Он сотворил нас по образу Своему, даровал нам силы к познанию Его, соделал царями и иереями природы, чтобы мы от себя и от всех тварей неразумных возносили Ему молитвы, хвалы и славословия и, уподобляясь Ему добрыми делами, достигали вечной славы на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010