Слава: С любовию воздвигаемой тебе божественной обители/достичь удела вышнего моли;/с верою святилищу твоему служащих/храмами Духа Божественного соделай,/Креститель и Предтеча, посредничеством твоим. И ныне: Веселился Предтеча,/носимый во чреве материнском,/и поклонялся Господу, носимому/во чреве Твоем, Богоблагодатная;/Его умоляй от всякой скорби избавить меня. Господи, помилуй, трижды. Седален, глас 8 Глас Захарии явно разрешил,/родившись, Слова Глас – Предтеча,/и бесплодие Закона всем показал, взывая:/«Покайтесь, на земле живущие,/ибо пришел и явился Иисус/с тем, чтобы всех избавить от древнего проклятия, Крещением просвещая»./Воистину чудо Слава, глас 4. Подобен: Удивися: Как солнце светлое, из чрева Елисаветы/воссиял нам Захарии сын;/и разрешает он отца безгласие,/и всем людям взывает со дерзновением великим:/«Исправьте пути Господу, ибо Он придет/и спасет к Нему обращающихся!»/Кого ты предвозвестил, о Иоанн,/моли о спасении нашем! И ныне, Богородичен: Обновила Ты, Чистая, Божественным Рождением от Тебя/в страстях истлевшее мертвенное естество рожденных на земле/и воздвигла всех от смерти к нетленной жизни./Потому Тебя, как должно, «Блаженной» именуем все,/Дева Препрославленная, как Ты Песнь 4 Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник,/ни Ангел, но Сам Господь во плоти,/и спас всего меня, человека./Потому я к Тебе взываю:/«Слава силе Твоей, Господи!» Припев: Святой великий Иоанн, Предтеча Господень, моли Бога о нас. Главу Преклонившего небеса/и со смертными Общавшегося,/преклонил ты десницею твоею, всеблаженный;/ею и меня огради,/во смирении соблюдая сердце мое. Пустыня непроходимая имела гражданином/тебя, блаженный Предтеча./Потому взываю тебе:/«Душу мою, оказавшуюся лишенной/всякого божественного деяния, сохрани!» Как Закона божественного защитник/был ты беззаконно умерщвлен./Потому молю тебя:/«Меня, беззаконие творящего всегда/и уловляемого обманами демонов, исправь». Слава: Построив самого себя храмом Владыке,/ты ныне перешел, Предтеча,/к божественным обителям./Моли, да достигнет их/тот, кто дом всесвятой тебе воздвиг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

1. Суббота. Начало индикта – церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы. Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители. Мч. Аифала диакона. Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их. Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена. Прав. Иисуса Навина. Иконы Божией Матери, именуемой «Всеблаженная». Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери . Совершается славословная служба по Минее. Примечание. По Типикону, служба на «Начало индикта, сиречь новаго лета» имеет знак полиелея, но на утрене полиелей не полагается. На великой вечерне поется «Блажен муж» (1-й антифон), читаются паримии, а утреня совершается с великим славословием. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: индикта, глас 1-й – 3, преподобного, глас 5-й – 3, и ины стихиры преподобного, глас 2-й – 4. «Слава» – индикта, глас 6-й: «Иже со Духом Святым...» , «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Примечание. Допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: индикта, глас 1-й – 3, преподобного, глас 5-й – 3, и ины стихиры преподобного, глас 2-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Божественная благодать...», «И ныне» – индикта, глас тот же: «Иже со Духом Святым...» . Вход. Прокимен дня. Паримии индикта – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры индикта, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – индикта, глас тот же: «Ты, Царю, сый присно...». По Трисвятом – тропарь индикта, глас 2-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Радуйся, обрадованная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь индикта, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Радуйся, обрадованная...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. По 1-м стихословии – седален индикта, глас 4-й: «Яко Владыце всех...». «Слава» – седален преподобного, глас 8-й: «Крест Господень взем...», «И ныне» – седален индикта, глас 4-й: «Яко Владыце всех...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-14/

Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ища: Свысоты приим Божественное откровение,/изшел еси, мудре, от среды молв/и, монашествовав преподобно,/чудес приял еси действо/и недуги исцеляти благодатию,/Василие всеблаженне священнейший. Песнь 7 Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей,/любовию благочестия паче,/нежели пламенем, опаляеми, взываху:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Укреплен Божественною силою, отче,/обличил еси вся, честнаго образа Христова отметающияся, яко пребезумны,/благословен еси, вопия, в храме славы Твоея, Господи. Возделанна и очищена воздержанием, отче,/и пощением возсиявша терпеливно, Христос тя прият,/благословен еси, зовуща, в храме славы Твоея, Господи. Богородичен: Яко Богородицу и Царицу всея твари, вси вернии, поем Тя, Чистую,/и –еже радуйся,– Тебе взываем:/благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице. Песнь 8 Ирмос: Руце распростер, Даниил/львов зияния в рове затче:/огненную же силу угасиша,/добродетелию препоясавшеся, I благочестия рачители, отроцы, взывающе:/благословите, вся дела Господня, Господа. Тело, Богоносе, и ум во всеплодие Христу принесл еси,/яко всесожжение совершено огнем сведения, и пламенем ран всесожегаемь, и зовый:/благословите, вся дела Господня, Господа. Погнав твоя враги и гоним, отче, низложил еси/и попрал еси, преподобне, безумие высокомудреннаго,/неукротимы видя тебе мучащия, взывая:/благословите, вся дела Господня, Господа. Якоже некий художник, нам ученьми изряден явился еси, пребогате:/первее бо воздержание к страданием мужественнейше предложил еси,/сострадальца имея ученика Прокопия, и вопиюща:/благословите, вся дела Господня, Господа. Богородичен: Дверь светоносну Небесную Тя именуем,/еюже пройде Бог и воплотися, Пречистая, безплотный первее,/яко Бог и Отцу Сый Единосущен,/Емуже вопием:/благословите, вся дела Господня, Господа. Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы Тебе, Дево, I краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот что говорит об этом Ориген в XIII томе толкования на евангелие от Иоанна, направляя свою речь против гностика Гераклеона, но высказывая мысли, сложившиеся у него в борьбе с еретиками, отвергавшими различие божественных лиц. «Подумаем, не безбожно ли говорить, что единосущны нерожденному и всеблаженному естеству поклоняющиеся Богу Духом, о падении коих сам Гераклион незадолго рассказывал, говоря, что самарянка, бывшая духовной природы, занималась блудом. Следуя Спасителю, Который говорит: Отец пославый Мя, болий Мене есть (Иоанн. XIV, 28), Который даже названия благим ( Марк. Х, 18 ) – в особенном, истинном и полном смысле этого слова – не принимает на Себя, но благоговейно относит оное к Отцу, сделав упрек желавшему почтить Сына выше меры, – мы говорим, что Сын и Дух Святой превосходят без всякого сравнения, в чрезвычайной степени превосходства, все происшедшее; но насколько Они превосходят все остальное и не худшее притом из остального, настолько же, или даже более, превосходит Их Отец 3 . Ибо какова должна быть слава превосходящего престолы, господства, начала, власти и всякое имя, именуемое не только в сем веке, но и в грядущем, и при этом – св. ангелов, духов и души праведных! И однако, превосходя такое множество и таких существ по природе, старшинству, силе и божеству, Слово ни в чем не равняется Отцу. Ибо Оно есть образ благости Его и сияние, но не Отца, а только славы Его и вечного света, и дыхание, но не Отца, а только силы Его, неврежденное истечение вседержительного величия Его и беспорочное зерцало могущества Его» 4 Этих и других подобных изречений Оригена нельзя согласить с православным учением об единстве лиц Св. Троицы по существу и о равенстве их по божественному величию. Если бы Ориген разумел здесь только превосходство Отца, как причины, над Сыном и Духом, как от Него происшедшими, то он не употребил бы того сравнения, что как Сын и Дух Святой превосходят все остальное, в такой же мере, или даже более, и Отец превосходит их; ибо Сын Божий и Дух Святой, без сомнения, превосходят сотворенный мир по природе и существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Антоние,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 4/17 Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408–450). Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (1717). Тропарь семи отрокам, иже во Ефесе, глас 4 Велия веры чудесе,/в пещере, яко в чертозе царском,/святии седмь отроцы пребыша,/и умроша без тли,/и по мнозех временех восташа яко от сна,/во уверение воскресения всех человеков./Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Ин тропарь, глас 8 Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители,/Церкви столпи седмочисленныя,/отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/всем возвестиша Яве мертвых востание. Кондак, глас 4 Мира сущая тленная презревше,/и нетленныя дары приемше,/умерше, кроме тления пребыша./Темже востают по многих летех,/все погребше лютых неверие,/яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще, Христа воспоим. Ин кондак, глас тойже Прославивый на земли святыя Твоя,/прежде Втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/преславным востанием отроков/показал еси Воскресение неведящим е,/нетленна одеяния и телеса явив,/и царя уверил еси вопити:/воистинну есть мертвых востание. Величание Величаем вас,/святии седмь отроцы, иже во Ефесе,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Казанская-Пензенская, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/и всем твориши спастися,/в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/и сокрушенным сердцем/пред пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево:/Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот в сей короткий век нашей жизни, в последние дни и времена, явилось сие знамение и чудо среди нас, коим провидение Божье пожелало украсить святую церковь венцом из цветов, возрадовать отроков нового Сиона и укрепить могущество святой церкви. Узрев это, заколебавшиеся и убоявшиеся из паствы Христовой пробудятся от спокойного сна смерти, раскаются и придут к разумению истины и чрез учение, проповеданное в Евангелии, утвердятся в святой вере и в исповедании св. Троицы. И сие сотворил он в скудное праведниками и в бесплодное избранниками Божьими время, когда распространились и умножились многоразличные злодеяния на земле, засеянные злым сеятелем плевелы. Это случилось] в царствование великого царя Тачкастана 1094 Сулеймана шаха Рукн-эд-дина 1095 , который совершил множество геройских поступков, одержал во дни свои немало побед в войнах, в глазах многих возвысился и нагнал страх на всех царей мира. Он был сыном великого и побеждающего самодержца султана Хлич Аслана 1096 . Он подчинил своей власти северные земли начиная со столицы Кесарии 1097 до великого Византиона, ныне именуемого Константинополем, подчинив своей власти Понт 1098 и Себастию 1099 , все владения ементийцев 1100 и Трапизона 1101 , дошел до великого и прославленного города Феодосии, который называется Карнокалак 1102 , объединил под своей эгидой области Екелеац 1103 и Даранали 1104 , достиг широко раскинувшегося города Мелитены 1105 , близ пределов Эдессы 1106 . И дерзну сказать, что он овладел всем миром, распространив свою власть над всей своей отцовской землей. [Как раз] после этого, на втором году его царствования 1107 , появился великий и чудесный, славный и известный мученик Христов, блаженный страстотерпец св. Теодорос. Он родился в области Гамирк 1108 в стране Каппадокийской, в городе Кесарии, где находится патриарший и царский престолы. Главенствуя над всеми греческими городами, она дала много солнцеравных [мужей], множество святых мучеников, светом пламенеющих факелов освещающих церкви христиан. Достаточно упомянуть Меркурия 1109 или Гордия 1110 , великого Василия 1111 . Одним из них был всеблаженный мученик Христов святой Теодорос. И Христос Бог наш благословил названный город Кесарию, которая взрастила подобных светочей и светил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Это может опытно испытать решительно всякий человек, кто только захочет и возопиет к Богу, называя Его Именем, коим Он благоволил назваться (как и мы именуемся каждый своим именем) именно для того, чтобы призывали Его люди этим именем, Имя это: Господь Иисус Христос... Возымею ли я наглость сказать, что Бог доступен лишь для меня одного? Не только не осмелюсь, но и не усомнюсь исповедать, что и мою окаянную и блудную душу помиловал Господь Христос от истребления и вечной муки в геенне лишь ради молитв и молений Богородицы, всех Святых Своих на небе и на земле, молящихся Ему, хвалящих Его, благодарящих и любящих Его. Утверждаю и исповедую, что всё, что я испытал и в чём убедился, может быть испытано и дознано опытно и непосредственно всяким, кто только именуется высоким именем – «человек». И атеист, и сектант, и язычник, и иновер – все, призвав имя Господне в час скорби с верой, что Он существует, везде присутствует и всё может, получать внутреннее, ясное, сладостное удостоверение, что Он именно тот, как им поверилось и каким описывает Его Священное Писание : вездесущий, всеблагий, премудрый, всемогущий, всеблаженный, всеправедный, единый Человеколюбец, сердцеведец, кроткий и смиренный сердцем, пречистый, всесвятой, прекраснейший самого, Им уготованного для нас, рая. Пусть не утомятся и после того звать в душе Его по Имени, чтобы убедиться всем, что Ему единому может быть угодна и вера единая. Да убедятся, что должна быть одна, а не тысячи вер, разъединяющих людей, призываемых Христом к любви, согласию и миру, на тысячи сект, расколов, философий. Все таковые удостоверяются непосредственно от Самого Духа Божия, что истинный, Сам себе всегда равный, смысл Евангелия непорочно соблюден во святой Его Церкви, правильно именуемой, поэтому, православной, и соблюдён в ней именно потому, что святая Церковь заведуется, наставляется, освящается, просвещается Самим Духом Святым во веки и до ныне и впредь себе самому равным и Себе Самому верным. «Dixi et animam levavi», – вот я сказал, и с души скатилось бремя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Празднование, именуемое Похвалой Пресвятой Богородицы, в субботу пятой недели Великого поста, установлено в память чудесного избавления столицы Византийской империи, Константинополя, от нападения персов и аваров, бывшего в 626 году. И не случайно обращаем мы свой мысленный взор и устремляемся душой к Владычице нашей в последние дни святого поста, когда человеческие силы, казалось бы, на исходе, но нужно и дальше достойно идти поприщем воздержания, молитвы и покаяния. Она, Матерь Божия, поддерживает и укрепляет нас, подбадривает и вдохновляет на дальнейший духовный подвиг. Как же можно остановиться, если перед глазами встает славный пример Ее мужества, терпения и самоотверженности? Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим , совершенством Своим превосходящая Ангелов и Архангелов, – нашего рода, братья и сестры, рода человеческого. Она имела ту же немощную человеческую плоть, подверженную болезням, страданиям, Она так же чувствовала и переживала. Она отнюдь не являлась небесной гостьей на земле, как это пытаются внушить миру римо-католики, утверждая ложный догмат о том, будто бы праведная Анна непорочно зачала Деву Марию от Святого Духа. Пресвятая Богородица была земной Дщерью, но чистотою Своей свела на землю чистоту небесную. А духовная красота Ее раскрылась настолько полно и всеобъемлюще, что освятила весь мир. И даже сам тот факт, что рожденная от человеков Дева явилась светом человеков, – зримое и ярчайшее свидетельство о спасении и помиловании рода человеческого, из которого произошла Она Сама. И хотя окружающий Ее мир и в то время не меньше, чем в наши страшные дни, был пронизан разными пороками и греховностью, в Пресвятой Богородице преизобиловала такая Божественная благодать и Она пребывала в такой полноте Божией любви, что все грязное и злое отступало от Нее, будто бы и вовсе не существовало. Конечно же, в дни Великого поста мы не можем не вспомнить стояние Божией Матери у креста Христова. Своими страданиями и смертью искупил Господь наш Иисус Христос погрязший в грехах род человеческий. Но разве соизмеримы с чем-либо страдания Пречистой Его Матери, Которая не только претерпела эти муки у креста Божественного Своего Сына, но и Сама духовно сораспялась Господу, выстрадала искупительную жертву вместе с Ним?! Вот почему Она не просто Мать наша, Царица Небесная, Она – наша Заступница. Через Ее пречистое тело пришел в мир Господь. Она явилась тем духовно-телесным храмом, в Котором пребывал Бог-Младенец. Всей Своей чистой, возвышенной и самоотверженной земной жизнью Богородица показала, что всякой человеческой сущности свойственно подобие Божие, что изначально именно это качество в людях являлось основным достоинством, но потом было утрачено из-за грехопадения. И вот, во многом благодаря Ее подвигу, Ее смирению перед волей Божией, благодаря рождению Ею Сына Божия род человеческий обрел возможность восстановить всеблаженное воссоединение с Отцом Небесным, надежду на вечную жизнь и спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 14 сентября 2024 года 1. Суббота. Начало индикта – церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы. Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители. Мч. Аифала диакона. Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их. Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена. Прав. Иисуса Навина. Иконы Божией Матери, именуемой «Всеблаженная». Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери . Совершается славословная служба по Минее. Примечание. По Типикону, служба на «Начало индикта, сиречь новаго лета» имеет знак полиелея, но на утрене полиелей не полагается. На великой вечерне поется «Блажен муж» (1-й антифон), читаются паримии, а утреня совершается с великим славословием. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: индикта, глас 1-й – 3, преподобного, глас 5-й – 3, и ины стихиры преподобного, глас 2-й – 4. «Слава» – индикта, глас 6-й: «Иже со Духом Святым…» , «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Примечание. Допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: индикта, глас 1-й – 3, преподобного, глас 5-й – 3, и ины стихиры преподобного, глас 2-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Божественная благодать…», «И ныне» – индикта, глас тот же: «Иже со Духом Святым…» . Вход. Прокимен дня. Паримии индикта – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры индикта, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – индикта, глас тот же: «Ты, Царю, сый присно…». По Трисвятом – тропарь индикта, глас 2-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Радуйся, обрадованная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь индикта, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же: «Радуйся, обрадованная…». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. По 1-м стихословии – седален индикта, глас 4-й: «Яко Владыце всех…». «Слава» – седален преподобного, глас 8-й: «Крест Господень взем…», «И ныне» – седален индикта, глас 4-й: «Яко Владыце всех…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса: Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – воспряньте! Пой Господу, вся земля и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился! Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей. Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа: Хор свирельщиков поражался, необыкновенным образом удостоившись узреть то, что превыше ума: от Невесты пречистой всеблаженное рождение и полк бесплотных, воспевавших без семени воплощающегося Царя-Христа.   Кондак После шестой песни второго канона в тексте рождественской утрени находится песнопение, озаглавленное словом кондак, а вслед за ним – икос. О двух этих строфах следует сказать подробнее. Эти кондак и икос не являются частью канона. Это – всё, что осталось в нынешней службе от очень интересного произведения еще одного сирийского автора – Романа Сладкопевца . Роман родился во второй половине V века, то есть он жил позже, чем Григорий Богослов, но заметно раньше Иоанна и Космы, Германа и Кассии. Он был автором многострофных гимнографических произведений, которые мы так и назывались – кондаки. То, что мы сейчас именуем этим словом, – это лишь вступительная строфа Романова песнопения. А то, что нынче называется икосом, – это первая из ряда многих строф, содержавшихся в кондаке. Однострофный кондак (т. е. кондак в современном смысле слова) – это, наряду с отпустительным тропарем, одно из главных песнопений любого праздника. Приведем церковнославянский текст кондака и его русский перевод. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют:

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010