5 июля 1931 г. построенную за год с небольшим часовню освятили Сербский Патриарх Варнава (Росич) и митрополит Антоний. На ее стенах с внешней стороны в особых нишах были помещены два больших образа: свт. Николая – в память императора Николая II и свт. Алексия – в память цесаревича Алексея, доставленные с Афона. В часовне были собраны святыни главных городов России: в память Москвы – Иверская икона Божией Матери (привезенный с Афона список), в память Киева – икона Успения Божией Матери (из Иерусалима) и в память Петрограда – список образа Нерукотворного Спаса (бывшего в домике Петра Великого), подаренный афонским Свято-Пантелеимоновским монастырем. Часовня имела алтарь и в 1930-е – 1950-е гг. служила вторым приходским храмом Белграда. В крипте были помещены саркофаги с костями русских воинов, павших на Салоникском фронте, а также в составе двух русских батарей, защищавших Белград в 1915 г., на полу разложены артиллерийские снаряды, винтовки, медали и ордена погибших солдат. Две иконы для крипты позднее написал будущий архиепископ Антоний (Бартошевич): «Сошествие в ад» и св. ап. Иоанна Богослова. В этой усыпальнице были погребены: скончавшийся в 1936 г. Первоиерарх Зарубежной Русской церкви митрополит Антоний (Храповицкий) и его келейник архимандрит Феодосий (Мельник). Слева от входа в часовню похоронили умершего в 1932 г. епископа Лондонского Николая (Карпова) и скончавшегося в 1940 г. протопресвитера Петра Беловидова. Вскоре после освящения часовни полковник Михаил Федорович Скородумов, георгиевский кавалер, раненый 11 раз, потерявший на войне правую руку, выступил с идеей установки рядом с ней памятника русским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. Он же организовал сбор необходимых средств, каждый камень, пошедший на строительство памятника, был оценен в 300 динаров, а на нем выбивалась фамилия дарителя. Сам Скородумов писал позже в своих воспоминаниях: «Дабы остановить развивавшиеся симпатии сербов к Совдепии и вернуть их к царской России, я затеял постройку памятника русским воинам и переноску останков русских офицеров и солдат с Салоникского фронта в Белград. Казалось бы, что это в интересах всех русских эмигрантов, предлог объединиться и устроить обще-Югославянско-Русскую манифестацию в честь национальной России».

http://sobory.ru/article/?object=43620

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: " Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет " . Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса - Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне - Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил. В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен. В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. " ...Собрав всю свою братию... сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону " .

http://zavet.ru/kalendar/bm/iver-001.htm

Около 1758 года настоящая Иверская икона Божией Матери была еще более украшена драгоценными камнями и жемчугом от привесных вещей. Над челом Ее на убрусе стали блистать звезды из бриллиантов. По описи 1763 года по обеим сторонам короны Богоматери были два ангела серебряные, чеканные, местами позолочены, на обоих ангельских венцах 16 алмазов; весу серебра в ризе и венцах было 35 фунтов 24,5 золотника. На новый список иконы Богоматери сделана серебряная позлащенная риза из тех же привесков, да госпожа Татьяна Абрамова Юшкова собрала на этот предмет от разных деталей 100 рублей. На ризе этой иконы была сделана следующая надпись: «Совершися риза сия при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны всея России и при наследнике ея внуке Петра I благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и благоверной Государыне и Великой Княжне Анне Петровне, сделана же от подаяния доброхотных и добролюбивых дателей и к Ней Божией Матери усердие имеющих, в бытность игумена Кирилла, искусством и художеством благолепия церковного производителя Василия Матвеева сына Щукина от Р. X. 1758 года месяца Ианнуария». Весу серебра в этой ризе было 27 1/2 фунтов; из украшений ее особенно выдавались две фигуры на убрусе Богоматери: одна на подобие солнца, другая на подобие 12 звезд; в средине их была луна, все это из бриллиантов и дорогих каменьев. В 1782 году найдено было необходимым разобрать прежде устроенную каменную Иверскую часовню: вместо нее сделана деревянная более вместительная. В 1801 году она была одета снаружи со всех сторон белою английскою жестью с бронзовыми по местам барельефами, покрыта белым же листовым железом, а наверху поставлен ангел с крестом, вылитый из меди и вызолоченный чрез огонь. Еще в 1777 году донесено было перервинским начальством митрополиту Платону, что низанный жемчугом убрус на образе Божией Матери, находящемся в Иверской часовне, от долгого времени и частого ношения иконы в дома осыпался.

http://pravicon.com/info-587

Сердце нашего Отечества Первопрестольный град Москва имел очень тяжелую судьбу, сложную историю. В течение 300-летнего татаро-монгольского ига время от времени орды противника нападали на столицу и разоряли ее, были и другие случаи, когда Москва стояла на краю гибели. В правление царя Алексея Михайловича по совету Патриарха Никона россияне обращаются сюда, на Святую Гору Афон в Иверский монастырь, с просьбой, чтобы была привезена икона в Первопрестольный град Москву. Русские люди верили, что с пришествием этой иконы прекратятся нашествия и нападения на Первопрестольный град. Братия монастыря написали чудную копию с чудотворного образа и отправили ее к царю Алексею Михайловичу. В 1648 году этот образ был торжественно встречен в Москве. Позже был написан еще один список, он был установлен в часовне на Красной площади у врат, которые ограждали самый центр столицы. В самых тяжелых случаях москвичи прибегали к молитвенному покрову Матери Божией и перед святым образом Ее Иверским просили Царицу Небесную о помощи. Первый список, прославившийся многими чудесами, был помещен в Новодевичьем монастыре Первопрестольной столицы нашей и находился там до самой революции. Но когда был закрыта обитель, образ был изъят, помещен в музей, и не было никакой возможности вернуть эту икону. Ее не хотели отдавать по разным поводам, и один из доводов был такой: якобы Церковь не сумеет сберечь этот шедевр иконописи, как будто не сберегала она на протяжении тысячелетий свои святыни. А если кто-то и разрушал храмы и иконы, то это была не Церковь. Хотел бы рассказать вам о радостном событии, которое произошло год назад. В ответ на мою просьбу по личному указанию Президента нашей страны В.В. Путина эта икона была торжественно возвращена Церкви и сейчас находится на своем исконном месте в Новодевичьем монастыре. Возвращение святыни было великим событием, мы встречали ее торжественно крестным ходом, в котором вместе с Патриархом участвовал также и Президент страны. Сегодня тысячи людей поклоняются чудотворному списку Иверской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/3022595.ht...

Будучи тайновидцем Промысла Божия, Иосиф во всех жизненных обстоятельствах руководствовался исключительно волей Божией . Это и есть ключ к познанию его личности. Тут мы опять должны признаться, что не знаем, как Иосифу открывалась воля Божия. Известно, впрочем, что иногда это были явления из горнего мира: явления Матери Божией и святых угодников. Также никогда не прекращалась связь Иосифа с его духовными наставниками. По крайней мере, двое из них – владыка Леонтий и игуменья Магдалина – после их блаженной кончины являлись Иосифу и общались с ним. В других случаях воля Божия открывалась Иосифу через внутреннее тайнозрение души, постоянное молитвенное общение с духовным миром. Перед каждой поездкой с иконой Иосиф опускался на колени и просил Матерь Божию открыть волю Ее Сына. И когда Иосифу открывалась эта воля, то он от нее уже ни за что не отступал. Поэтому случалось, что Иосиф неожиданно отменял предполагаемую поездку с иконой и отправлялся в совершенно ином направлении, чем вызывал удивление и непонимание. Одна мудрость земная, иная – небесная. Иосиф выбрал небесную. Он всегда повторял свой любимый стих из пророка Исаии: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис.55:8–9 ). Некогда спросили Иосифа: «Не трудно ли Вам сочетать бытовую деятельность и духовный подвиг?». Он ответил: «Я не виноват, что во мне две личности». Но одна мудрая старица, отвечая на вопрос об Иосифе, сказала, что он жил исключительно духовно. II. Духовная жизнь Молитва Связь брата Иосифа с вышним миром осуществлялась, главным образом, через непрестанное молитвенное делание. Молитве Иосифа мы обязаны тем, что нам была явлена Иверская Мироточивая икона. Ведь он, привезя икону с Афона в Монреаль, стал ежедневно читать перед ней акафист, и тогда она замироточила. Иосиф вымолил икону, но не оставил святыню сокрытой под спудом, дав обет не использовать ее для обогащения. Он пошел с чудом к людям. К сожалению, люди зачастую принимали это чудо, как должное, а между тем Иосиф говорил: «Многие думают, что икона всегда будет мироточить, но она очень легко может перестать источать миро».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

При подъезде к селу Жестылёво со стороны Дмитрова, виден уникальный пейзаж, от красоты которого невольно перехватывает дыхание. Подмосковные просторы, лес, перелески и уходящая вдаль дорога... И вдруг, откуда ни возьмись, перед путником возникает озёрная гладь водохранилища и на холме возвышающийся белоснежный храм с позолоченными куполами. В водной глади огромного водохранилища и небольшого пруда, что возле храма, отражаются маковки с позолоченными главками и крестами храма Покрова Пресвятой Богородицы. Село, что вольготно расположилось на высоком холме, старинное. Известно, что в конце XVI века Жестылёво состояло из 14 крестьянских дворов, а в деревянной Покровской церкви был " поясной деисус из семи икон, икона Рождества Пресвятой Богородицы " с деяниями на золоте " , икона Богоматери Одигитрии, икона Святителя Николая " с деяниями на золоте " . На святом престоле находился благословляющий деревянный крест, обложенный медью, рукописное Евангелие, обложенное медными изображениями евангелистов. При храме были выделенные кельи, в которых жили нищие, питающиеся " от церкви Божией " . Этот храм не дошёл до нашего времени - его сожгли поляки в годы Смутного времени. На протяжении XVIII-XIX вв. на месте сожжёного храма строились часовни, сменяя друг друга из-за ветхости. В 80-х гг. XIX века крестьяне стали писать прошения, чтобы им разрешили перестроить деревянную часовню в церковь. После того, как было получено, наконец-то положительное решение, " всем миром " стали жестылёвцы строить в своём селе храм. В Афонском Иверском монастыре на средства крестьянина Григория Демидова были приобретены две иконы - Иверской иконы Божией Матери и святого великомученика Пантелеймона. В ноябре 1890 года Покровский деревянный храм освятили, а в 1891 году пришло разрешение при храме отвести место для кладбища. Итак, в Жестылёве появилась церковь. " Построена в 1890 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка, крыта железом " , - сообщает " Клировая ведомость " 1899 года.

http://sobory.ru/article/?object=01843

14 марта 1854 г. в С.-Петербурге П. был хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. 25 июня прибыл в Томск. В первую очередь он озаботился открытием новых приходов и строительством храмов. По данным отчета обер-прокурора Синода Д. А. Толстого за 1873 г., если в 1854 г. в епархии было 316 церквей, то в 1860 г.- уже 533 церкви (Заслуги. 1875. С. 288). В 1858 г. в Томске усердием П. была возведена и освящена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построенная по подобию Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Для этой часовни епископ заказал в Москве список с Иверского образа. Томская Иверская часовня стала святыней города - его «духовными вратами», а Иверская икона - Томской Градодержательницей. По свидетельству томского краеведа К. Н. Евтропова, «кроме ежедневного служения молебнов в часовне и ношения святой иконы по домам, поднятия ее в дни особых торжеств» П. «успел в свое время привить томичам благочестивый обычай, который строго соблюдался в Москве с 1669 года: при въезде в город и выезде из него - обязательно помолиться в Иверской часовне». Сам П. также перед поездками и при возвращении в город всегда молился перед чтимой иконой. В связи с открытием новых приходов и со строительством храмов Томская епархия испытывала нужду в священнослужителях, поэтому по ходатайству П. 7 дек. 1857 г. последовало Высочайшее повеление об учреждении Томской ДС. 21 сент. 1858 г. при торжественном открытии семинарии П. отслужил литургию в кафедральном Благовещенском соборе, а затем возглавил крестный ход. Преосвященный благословил семинарию иконой свт. Иннокентия (Кульчицкого) , написанной на доске с гробницы святого. На должность ректора был назначен проф. КазДА архим. Вениамин (Благонравов) , буд. преемник П. на Иркутской кафедре. Учебный процесс состоял из 3 двухгодичных курсов: высшего (богословского), среднего (философского) и низшего (словесности). В учебном плане значилось 32 учебных предмета. В 1-й год обучения ректор архим. Вениамин преподавал догматическое богословие и гомилетику, инспектор иером. Владимир (Петров) - Свящ. Писание на высшем и среднем отд-ниях, а также логику и евр. язык. Член правления семинарии И. П. Домский преподавал словесность и историю. Первый выпуск состоялся в 1860 г. Архиерей не переставал заботиться о семинарии до конца жизни, перед кончиной пожертвовал Томской ДС свою б-ку.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано: " Часослов " , два издания, (1657 и 1658 гг.); " Рай мысленный " , сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.); " Брашно духовное " , (1661 г.); грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.). В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

http://sobory.ru/article/?object=00327

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010