— Сын мой, ты должен бежать от смерти, я же останусь и приму мученическую кончину – Господь меня не оставит. А святую икону мы отдадим на волю Божью… Последний раз сын вместе с матерью вышел на морской берег. Они упали на колени и взмолились: — Пресвятая Богородица! Ты Царица Небес и земли! Не оставь чудесный образ свой, избавь его от потопления и сохрани в его целости! Молим тебя, Пречистая! Женщина вошла с иконой в руках в воду и пустила ее по волнам. И свершилось чудо – святыня поднялась из воды, стала прямо, как бы поддерживаемая невидимыми ангельскими руками, и понеслась вдаль на запад, вскоре растаяв на горизонте… Дома, обнимаясь и плача, мать благословила сына бежать в Грецию и проводила его, оставшись ожидать возвращения стражи. Больше ничего не известно о судьбе этой мужественной женщины. Скорее всего, ее постигла та же участь, что и многих других христиан, принявших мученичество за иконопочитание. А ее сын благополучно добрался до Салуна, затем отправился в Афон, принял иночество и подвижничал в местах, в которых сейчас находится Иверская обитель. …Прошло два века. Память афонских монахов сохранила его рассказ о необыкновенной матери и бесследно исчезнувшей иконе. И вот однажды, во вторник Пасхальной недели, близ Иверской обители, прогуливались по берегу и вели беседу старцы. Вдруг в море возник ослепительный огненный столб, уходящий в небо. — Господи, помилуй! Они пали на колени, со страхом перед таким божественным видением повторяя молитву: — Помилуй, Господи! Со всех окрестных монастырей собрались иноки посмотреть на такое чудо. — Смотрите, братья! Этот свет исходит от иконы Божьей Матери! Читайте также — Иверская икона Божией Матери «Вратарница» — с пронзенным ликом И действительно – на волнах стояла икона, с кровью на рассеченном императорским солдатом лике. Вот тогда то и вновь вспомнили о пострадавшей во время иконоборства женщине и ее сыне. Но не так-то просто было взять эту святыню – стоило к ней приблизиться, как та удалялась от берега, не подпуская к себе братию. Со слезами удалились иноки в Храм и долго молились Господу, прося даровать им чудесную икону. Она же несколько дней и ночей так и стояла в море, будучи неприступной, освещая воду своим неземным светом.

http://pravmir.ru/istorija-iverskoj/

Молим Бога, чтобы Курская икона снова приехала в Россию – В нынешнем году Курская икона впервые за много лет не смогла посетить Россию. Многие верующие ждут ее, специально приезжают в другие города, чтобы поклониться ей. Когда у них вновь появится такая возможность? – В этом году из-за пандемии и связанных с нею ограничений икона почти не покидала Нью-Йорк и прилегающие к нему штаты, лишь изредка мы выезжали в некоторые приходы неподалеку, но поехать в Россию или в другие страны было невозможно. Мы молим Бога, чтобы Он помог нам продолжить замечательную традицию посещения Курска и, возможно, других городов России. Вероятнее всего, рассмотрим этот вопрос на заседании Синода в декабре. Курская икона и копия Монреальской Иверской иконы Божией Матери в соборе святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне – Во время пандемии вы и другие священники посещали с Курской иконой не только храмы, но и больницы, частные дома, даже проводили воздушный крестный ход над Нью-Йорком. Случались ли в это время какие-то откровения, чудеса – явные или неявные? – Многие получали утешение. И я чувствую, что в городе становится немного спокойнее. Думаю, Покров Божией Матери имеет здесь особое значение. Конечно, все знают, что мы молимся за всех людей в Америке и в мире, совершаем молебны и акафисты, и народ Божий понимает это, чувствует и за это благодарит. Нам удалось сохранить веру – На ваш взгляд, в чем главный итог, которого РПЦЗ удалось добиться за 100 лет? – Милостью Божией, нам удалось не только сохранить православную веру, но и, как мне кажется, распространить ее по всему миру, утвердить Православие в Европе, США, Южной Америке, Австралии, Канаде. Это просто чудо Божие, что русские люди заграницей не только сберегли свою веру, культуру, язык и традиции, но еще и сумели просветить другие народы. Мы видим, как и сейчас наша православная вера утверждается и продолжает жить, и с Божией помощью будет здесь уже всегда. – Трудно было этого добиваться? – Я думаю, что трудности были. Создавать новые общины и приходы, собирать людей всегда непросто. Но, опять же, всё, что кажется невозможным человеку, возможно Богу. Господь так благословлял наших предков не падать духом, укрепляться в вере и созидать, продолжать вести церковную жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/episko...

Из документов Николо-Перервинскаго монастыря видно, что часовня между Неглиненских (теперь Воскресенских) ворот построена от этого монастыря около 1659 и не позднее 1660 года для подаяния, православных христиан того монастыря в церковь, и при ней постоянно находился старец. По всей вероятности, прямо или вскоре после построения часовни поставлен был в ней список Иверской иконы Богоматери. Эта часовня обращена была лицом к Красной площади или находилась при внутренней стене ворот до 1680 года. Снаружи же в простенках этих ворот стояла лавка, сначала принадлежавшая вдове Василисе Афанасьевой, а потом перешедшая к Перервинскому монастырю. Эта монастырская лавка стояла до 1680 года, когда Неглиненския ворота за ветхостью были разобраны. На месте прежде бывшей снаружи ворот и разобранной лавки Перервинскаго монастыря поставлена часовня этого монастыря с Иверскою иконою Богоматери: эта последняя уже тогда была благоговейно чтима и носима по домам граждан и даже самое место около часовни было особенно чтимо. В 1735 году образ Иверския Богоматери в Иверской часовне был облечен серебряною ризою на подаяния доброхотных жертвователей. В 1738 году переведена с греческого на славянский язык служба Иверской Божией Матери, учителем московской славяно-греко-латинской академии иеромонахом Димитрием Раевским (или Раиеским) и греком монахом Иоакимом. Из двух самых древних описей Иверской часовни, относящихся к 1748 году, видно, что на главном, среднем месте в часовне стояла (как и ныне) настоящая икона Иверской Божией Матери: ризы на Спасителе и Богоматери были серебряные накладные, также и поля серебряные чеканные и вызолочены. Убрус и венцы украшены дорогими каменьями и жемчугом. Затем описаны привески: один российский золотой и другие монеты, серьги, два креста. По левую сторону стоит новый образ Иверския Богоматери, списан с настоящей иконы: на нем поля и оплечья серебряные чеканные. Венец на Спасителе чеканный серебряный, венец на Богоматери чеканный серебряный с изображением херувимов и ангелов; убрус и ожерелья, низанные жемчугом, украшены дорогими каменьями, внизу у Богоматери и Спасителя поднизаны изумруды (46 штук), рублевики, полтинники и другие монеты. Так как этот список называется в описи 1748 года новым, то, значит, сделан незадолго до этого времени.

http://pravicon.com/info-587

Одной из главных святынь К. м. является ковчег с частицей мощей вмч. Феодора Тирона, доставленный из серб. мон-ря Ново-Хопово, где хранятся мощи святого. Кроме того, имеются иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, преподобных Серафима Саровского, Антипы Афонского, Иова и Амфилохия Почаевских, св. блгв. кнг. Анны Кашинской, свт. Игнатия (Брянчанинова) и др. Имеется также ковчег с частицами мощей 36 преподобных Киево-Печерских. В главном храме К. м. находятся чтимые списки Гербовецкой, Иверской и Казанской икон Божией Матери, икона свт. Луки Крымского с частицей мощей, вышитая икона свт. Николая Чудотворца, доставленная из г. Бари (Италия) и переданная в дар обители. В часовне пребывает список Иверской иконы Божией Матери, доставленный с Афона 2 мая 2008 г. В б-ке К. м. хранится более 3 тыс. томов, в т. ч. Евангелие, на к-ром приносил присягу 1-й Президент Республики Молдова М. Снегур. В экспозиции музея церковного искусства К. м. представлены старинные священнические облачения, Евангелия и др. богослужебные книги, оклады к иконам и различная церковная утварь, имеющая как историческую, так и художественную ценность. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером, на 2 языках - молдавском и церковнославянском. На воскресной литургии также читаются ектении и на греч. языке - в память о строителях и ктиторах собора братьях Чуфлях, греках по происхождению. К февр. 2014 г. в К. м. проживало 9 насельниц: схимонахиня, 7 монахинь, инокиня, 4 трудницы на испытательном сроке, а также 5 священников и 2 диакона. Место старшей сестры оставалось вакантным, послушание духовника-администратора исполнял архим. Николай (Рошка). Насельницы и служители обители окормляют Республиканский дом престарелых (Кишинёв), Республиканскую психиатрическую больницу и приемник-распределитель, расположенный поблизости от монастыря. В МВД Республики Молдова открыты домовые церкви либо построены храмы, в к-рых служат клирики обители. Арх.: АКММ. Д.: Ф.-Т. жен. мон-рь. Лит.: Mnstiri i schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chiinu, 2013. Р. 736-744.

http://pravenc.ru/text/1841181.html

По благочестивому желанию тогдашнего царя Иоанна Васильевича Грозного снят был список с новоявленной иконы и прислан в Москву. С того времени и установлено было церковью празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля в честь её явления. Когда в 1612 году, было нашествие на Москву поляков и когда все сыны русского отечества ополчились против врагов, тогда все обратились с молитвой к Божией Матери и о помощи и заступления; причём заповедан был трёхдневный пост. Чрез несколько времени, греческий архиепископ Арсений удостоился в сонном видении получить извещение свыше, что Господь по молитве Божией Матери, низложит врагов, а первопрестольный град российский Москва будет возвращён православным христианам. Ободрённые таким утешением, русские воины мужественно встали против врагов. Поляки, потеряв надежду, оставили Кремль и Москву. В следующий воскресный день совершён был крестный ход с Казанской иконой Богоматери на лобное место, для благодарственного Господу Богу молебствия, за избавления Москвы от врагов. В память сего избавления Москвы от поляков, 22 октября каждогодно празднуется церковью Казанской иконе Богоматери и совершается крестный ход в Казанский собор. До построения Казанского собора , чудотворная икона Богоматери находилась в доме князя Пожарского, близ церкви Введения, что на Лубянке, поэтому и крестный ход совершался первоначально из Кремля в эту церковь . Когда же устроен был Казанский собор, то сюда перенесена была и чудотворная Казанская икона Богоматери. С тех пор и крестный ход начал совершаться в этом соборе 82 В Казанском соборе находится придел, во имя святого равноапостольного Аверкия епископа Иеропольского. Иверская часовня 83 (У Воскресных ворот, близ Кремля) Вблизи Казанского собора находится Иверская часовня, устроенная для Иверской иконы Богоматери, принесённой из Афонского монастыря в Москву в 1648 году. Она поставлена была первоначально в Никольском Греческом монастыре, потом в 1669 году перенесена была в устроенную для неё часовню, названную по имени иконы, Иверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Теплая церковь Святителя и Чудотворца Николая по своему происхождению древнее Благовещенской церкви; но время основания ее неизвестно. В 1783 году, вместо бывшей деревянной церкви, в честь Святителя и Чудотворца Николая усердием прихожан построена каменная церковь ; эта церковь существует до настоящего времени. Со времени ее построения в ней сделаны изменения: в начале текущего столетия вместо старинного иконостаса, перенесенного из бывшей деревянной церкви, поставлен новый иконостас; в двадцатых годах – этот иконостас был вызолочен; а в 1867 году стены в церкви расписаны священными картинами. Из св. икон, хранящихся в сей церкви, по своей древности замечательны две: икона Рождества Христова с апокрифическим изображением женщины, обмывающей новорожденного Младенца Иисуса, и икона Иверской Божией Матери, на ризе ее вырезана следующая надпись: «сей образ писан с чудотворного образа Иверской Божией Матери во граде Москве у Воскресенских ворот»... Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 гола и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и хранится в церковной ризнице. Земли при церкви: усадебной одна десятина 1,768 кв. саж., сенокосной одна десятина 200 квадр. саж. и пахотной 31 десятина 665 квадр. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице. Причта по штату назначено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание свое причт получает годового дохода до 1,021 р. в год. Церковно-общественных домов для членов причта не имеется. Приход: село и деревни: Знамово, Калинкино, Логиново, Стункино, Ситниково, Голянищево, Ширяево, Федино, Чиганово, Никулино, Зиново, Берлово, Вантино, Рождество, Иваньково, Романцево, Клинцево, Пелгусово, Антилофьево и усадьба Пустошка. – Всех дворов в приходе 299, душ мужеского пола 954 и женского пола 1,052 души; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 5 душ. С 1882 года в селе существует земское народное училище и помещается в собственном доме. Афанасьево

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Храм посвящен св. Параскеве, издавна чтимой жителями, создавшим ей часовню в центре деревни Средней Верховины. Храм снаружи очень красив, а внутри — светел и благолепен. Он греческой архитектуры, устроен крестообразно и, по стрельчатым выступам с южной и северной стороны, имеет 14 больших окон с огибами, деревянный фонарь, с просветами, и одну большую главу. Высота храма с куполом 13 саж., ширина - 6 саж. 2 арш., длина - 11 саж. 2 арш. Крест на куполе, с шаром, 4 арш. Внутри стены и своды храма покрыты живописными изображениями страданий Господа, Евангелистов и херувимов. Иконостас в 3 яруса, с позолоченною резьбою по красному полю. В храме достопримечательны иконы: Иверской Божией Матери с предстоящими, Знамения и Распятия. Первая помещена за левым клиросом, в резной киоте из бука. Икона Знамения помещена вне храма, на горнем месте. Распятие, на восьмиконечном кресте, находится в паперти. Длина креста 5 арш. Распятие и икона Знамения устроены ктитором Козьмою Захаровым, для привлечения к церкви здешних раскольников беспоповцев [Надежды на привлечение не оправдались. Раскольники большею частию проходят мимо св. церкви в моленную, смежив очи и не сняв шапки с головы. А одна из раскольниц, как уверяют, вышедши утром из дома своего и быв поражена сиянием иконы Знамения, как пресветлого солнца, воскликнула: «Ай, как бы хотелось перекреститься при взгляде на эту икону, но боюсь»]. Он же устроил икону Иверской Божией Матери, с предстоящими Александром Невским и Марией Магдалиной. Поводом к сооружению иконы послужили покушения на драгоценную жизнь Императора Александра II. На полях иконы, в клеймах, изображены Воскресение и Вознесение Господне и лики святых, воспоминаемых 4 апреля, 25 мая, 2 апреля и 19 ноября (дни злодейских покушений), а в одном из клейм, внизу иконы, написано: «В знак благоговейных чувств беспредельной благодарности Господу Богу, сотворшему многообразные и дивные чудеса, во спасение драгоценной жизни благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича, и в память потомству, жертвуем сию икону Козьма Захарович и Агафия Васильевна Захаровы в церковь св. мученицы Параскевы, в которой состоим прихожанами. 1880 года, ноября 1 дня».

http://sobory.ru/article/?object=02426

В Никольском приделе, по духу и происхождению как бы более строгом, византийском, в иконостасе находится Иверская икона Божией Матери, перед солеей справа – Казанская икона Божией Матери. Здесь расположены также образа святых Иоанна Воина, Гурия, Самона и Авива, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В Сергиевском приделе – иконы священномученика патриарха Гермогена, святых Власия, Флора и Лавра, преподобной Анны Кашинской и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1451 году село Воробьёво покупает великая княгиня Софья Витовтовна. Примерно тогда здесь строится храм, освящённый в честь Троицы Живоначальной. Первое упоминание о деревянной церкви содержится в письменных источниках, относящихся к XVII веку, к периоду правления первого царя из рода Романовых, примерно к 1628-1632 годам. " Церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешний 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 г. - на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег " - так сказано в приходных книгах Патриаршего Казённого Приказа. Разумеется, в те времена, как и в более древние, церковь была деревянной и числилась как " жилая московская церковь за деревянным городом " . В 1720 году ветхий деревянный храм был снесён и на его месте построен новый: " Апреля въ 6 день, запечатан указ о строении церкви, по челобитью великаго государя дворцоваго села Воробьева, церкви Живоначальныя Троицы попа Ивана Васильева с прихожаны, велено им в том селе Воробьеве, вместо ветхой церкви, на том же церковном месте построить вновь церковь древяную во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе преподобнаго Алексия, человека Божия, пошлин две гривны взято " . В 1786 году и этот новый храм пришёл в совершенно ветхое состояние, да такое, что службы здесь были запрещены. Но только в середине 1790-х годов по повелению императрицы Екатерины II Троицкий храм был разобран. Так начался новый период в истории этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02278

В этом Прошении было сказано: «В обозримом будущем на местах Поклонных крестов могут появиться храмы и часовни, посвященные известным чтимым иконам Божией Матери (Владимирская, Державная, Знамение, Иверская, Казанская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Умиление и др.) и, таким образом, образовать символический «ПОЯС БОГОРОДИЦЫ». Все часовни будут находиться в административно-церковном ведении епархиального Сурского женского монастыря. Центральным образом каждой из них будет икона Божией Матери, Которой посвящена часовня. Икона будет иметь клейма с изображением святых, имена которых носят или носили члены семьи жертвователя-строителя часовни». Эта икона должна находиться внутри часовни, а над ее входом будет помещена небольшая резная копия этой иконы с «неугасимой лампадой» – красным огоньком светодиодной лампочки, круглосуточно питаемой солнечной энергией. Такое решение уже технически продумано и готово к реализации. Благословение на Прошение было получено, и таким образом, положено начало благому церковному делу на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского. Совсем скоро, после подписания Прошения, молитвами Божией Матери нашлась добрая семья, жертва которой положила начало строительству Пояса, и в сентябре 2017 года появилась первая часовня. Она посвящена Казанской иконе Божией Матери и построена в д. Засурье, на территории «Иоанновского городка», где ежегодно нами проводится Православный военно-патриотический лагерь «Архистратиг» для подростков Иоанновской семьи. То, что случилось далее, иначе как чудом назвать нельзя. Через шесть месяцев, в марте 2018 года, появились сразу шесть благодетелей, готовых участвовать в строительстве еще четырех часовен и двух храмов, а через год – после Пасхи 2019 года – два человека изъявили желание поддержать это богоугодное дело: они взяли на себя попечение о строительстве еще двух часовен. Таким образом, за неполные полтора года вопрос строительства всего Пояса Богородицы был решен, а обозримое будущее, о котором было сказано в Прошении владыке Даниилу, оказалось действительно обозримым даже «невооруженным глазом».

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

Указом Синода от 28 сент. 1872 г. община была переименована в общежительный мон-рь с количеством насельниц, позволяющим обители содержать их самостоятельно. 24 февр. 1874 г. еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский; 1887) возвел мон. Таисию в сан игумении с вручением ей жезла. К 1875 г. в О. У. м. проживали 104 насельницы, в т. ч. игумения, 15 мантийных и 15 рясофорных монахинь. В повседневной жизни сестры ориентировались на общежительный устав митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . В 1868-1875 гг. по проекту архит. К. А. Тона и под рук. архит. Г. Монтерот дю Шона был возведен 2-этажный 8-главый Успенский собор в т. н. русско-визант. стиле. Высота храма до креста составляла 18 саж. На нижнем этаже была освящена ц. в честь Воздвижения Креста Господня с правым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (19 окт. 1875) и левым - во имя св. Илии Пророка (26 марта 1876). 20 сент. 1881 г. еп. Оренбургским Митрофаном была освящена верхняя холодная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца (20 сент. 1881) и левым - во имя вмч. Пантелеимона (30 сент. 1881). В 1913-1914 гг. в росписи храма помимо насельниц принимал участие известный жанровый живописец Л. В. Попов (1873-1914). Верхнюю церковь украшал иконостас, полностью написанный иноками Св. Горы Афон в 1879-1881 гг. и построенный на средства благотворительницы, купеческой вдовы А. Ф. Введенской, решившей по смерти мужа и сына поступить в эту обитель. В соборе находилась икона Успения Пресв. Богородицы - дар Киево-Печерской лавры. Как особая святыня почиталась Иверская икона Божией Матери, написанная в Русском во имя великомученика Пантелеимона мужском монастыре на Афоне и 23 мая 1874 г. переданная в дар сестрам крестьянской девицей А. Суркиной. Перед этим образом в память сохранения обители от губительного пожара 16 апр. 1879 г., истребившего почти весь Оренбург, сестры читали акафист. Рядом с иконой помещался позолоченный футляр с частицами Креста Господня, мощей вмц. Варвары, преподобномучеников Афонских Евфимия Нового из Димицаны ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия Нового из Нивори ( 1816), подаренный монахиням в 1874 г. схиархим. афонского Пантелеимонова мон-ря Макарием (Сушкиным) и присланный стараниями уроженца Оренбургского у. афонского мон. (с 1888 архимандрит) Паисия (Балабанова; 1834-1906). В мон-ре также почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в Оренбурге живописцем Михаилом (впосл. принял на Афоне постриг в схиму с именем Макарий) и в 1864 г. пожертвованная сестрам купчихой А. А. Килимовой, а также Козельщанский образ Божией Матери, присланный 8 окт. 1870 г. гр. М. В. Капнист по благословению прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

http://pravenc.ru/text/2581507.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010