После закрытия монастыря, 1919 году, Иверский храм отдали под клуб завода «Металлист». Позже здесь разместились мастерские «Самараоблобувьбыта». Долгие годы простоял красавец-храм в непотребном состоянии. В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола. Восстановление собора стало продвигаться быстрее, когда в 2000 году Правительство Самарской области приняло план комплексного возрождения Иверского монастыря. Согласно этому плану целевым назначением выделялись средства на восстановительные работы, за которыми с отеческой заботой всегда следил глава Самарской епархии Высокопреосвященнейший Сергий (Полеткин). К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора. 26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в со­служении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году. Летом 2010 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия московские мастера монументалисты приступили к росписи храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Поскольку этот собор посвящен Царице Небесной, центральное место в росписи занимают Богородичные сюжеты. Придерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались творчески ее продолжать и развивать традицию. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художественный руководитель иконописной мастерской. – Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура. Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства XV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».

http://sobory.ru/article/?object=48141

После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор начал приходить в упадок, а во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от немецко-фашистских оккупантов. В 1942 году после одной из бомбардировок четыре малых купола и сводчатые перекрытия над галереей вокруг собора были полностью разрушены. Кроме того, во время оккупации из храма бесследно исчезла чудодейственная Иверская икона Божьей Матери. Когда немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Моздока, здание собора, к сожалению, восстанавливать не стали. А в июле 1958 года решением исполкома Моздокского горсовета остатки когда-то величественного храма были полностью снесены. Так погиб бесценный памятник архитектуры. Позднее на его месте построили здание райкома. Сергей Алагаты. Комментарии и обсуждение В 1913 г. священник С. Быстров обращал внимание, что Моздокская икона Божией Матери, имеющая за собой 700-летнюю историю, представляет самобытную кавказскую святыню, ничего общего не имеющую с Иверской Афонской или Московской. «Хотя в сказании и говорится, что образ писан по образцу Иверской чудотворной иконы Божией Матери, но это не совсем правильно. На последней вверху, по сторонам Богоматерного венца, в углах изображены два архангела: Гавриил и Михаил, а на двух боковых полях двенадцать апостолов, по шести на каждой стороне. На правой ланите лица Б.М. виден след от раны (сказание об иконе Божией Матери Иверской-портаитиссы). В бытность свою в г. Моздоке я и о. диакон Сергий Кукушкин, промывавший снятую серебряную ризу с Моздокской чудотворной иконы Божией Матери, тщательно осматривали самую живопись и ничего подобного там не нашли. Даже короны, которая вычеканена на серебряной ризе, на подлиннике не оказалось. Так как с того времени прошло уже около 7 лет, то, не доверяя своей памяти, для проверки я запросил бывшего сослуживца, о. диакона Моздокского Успенского собора Иоанна Павильонова, и он ответил то же самое, прислав в доказательство фотографический снимок без ризы, который там имеется теперь для продажи. Очевидно, таким образом, художник писал лик Моздокской иконы Богоматери по вдохновению. Иверской же она вполне самостоятельно называется потому, что свое происхождение получила в Иверии, т. е. Грузии и имеет грузинские надписи…

http://sobory.ru/article/?object=42523

Святой образ иконы помогает нам, грешным, окончательно не погибнуть в мире лукавой суеты сердец. Икона, по словам Л. Успенского , как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Действительно, в истории всех времен Православия Святая Церковь бережно хранит Предания о св. явлениях, о чудотворных иконах, о св. подвижниках из века в век, из поколения в поколение, передавая животворящий дух Православия. Три св. жребия Божией Матери – страна Иверская, св. гора Афон и Земля Русская – в те далекие времена своего земного устроения, по благословению и освящению Самой Божией Матери, чудно сочетались, принимая, опекая и взращивая своих духовных чад, промыслительно объединяя подвижников Христовых в их великих подвигах домостроительства. Пройдут века и тысячелетия, но, преданный Заповедям Христа, их кроткий труд с Божией помощью возсияет, окормляя Православие. У восточных берегов Македонии безконечная лазурь неба и светлых вод Архипелага окружают гору Афон, освященную в первоевангельские времена самой Божией Матерью. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы неразлучно с Матерью Божией пребывали в Иерусалиме до получения обетованного Святого Духа. Ученики Христовы с Матерью Божией бросили жребий, кому и какая страна дана будет для проповеди Евангелия. По сошествии Святого Духа Божия Матерь хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий удержал ее, велев не отлучаться от Иерусалима до времени, так как страна, выпавшая ей, просветится в последние дни, и Ее владычество утвердится там: «По прошествии некторого времени Тебе предстоит труд благовестия на земле, в какую направит Тебя Бог». И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Пути Господни неисповедимы: Матерь Божия отплывает на остров Кипр. Епископ острова – Четырехдневный Лазарь – ожидал уже давно Божию Матерь, и вот, наконец, долгожданная встреча приближается. Но вдруг сильный порыв противного ветра пригнал корабль в гавань близ горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

В обители пять храмов: соборный, в честь Боголюбской иконы Богоматери, соборная церковь во имя Св. Сергия Радонежского, храм во имя Св. митрополита Московского Петра , церковь в честь Толгской иконы Божией Матери и Покровский храм в колокольне. В монастыре находятся следующие замечательные иконы: Боголюбская икона Богоматери, Влахернская икона Божией Матери и Толгский образ Царицы Небесной. Управляет обителью архимандрит. Греческий Николаевский монастырь. Необщежительная Греческая обитель помещается на Никольской улице. Впервые она упоминается в летописях под 1890 годом. Исторически обитель становится известной со времен Иоанна Грозного. Раньше этот монастырь назывался «Николою Старым» и «Большими Главами». При царе Алексее Михайловиче обитель получила разрешение совершать богослужения на греческом языке, так как монастырь этот еще Грозным подарен был инокам Хилендарского Афонского монастыря и в нем жили греческие монахи. В Греческой обители пребывала три года икона Иверской Божией Матери до перенесения ее в часовню. Хотя монастырь этот в 1892 году и причислен к синодальному ведомству, но остается по-прежнему приписным в непосредственной зависимости от Афонского Иверского монастыря. Храмов два, и оба каменные: соборный двухэтажный, в честь Св. Николая Чудотворца и Успения Богокатери, и во имя Свв. Константина и Елены. Особенным торжеством в монастыре отличаются дня: вторник Светлой седмицы, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, а в первый день Св. Пасхи по веточному обычаю за вечерней читается Евангелие на разных языках. Управляет обителью архимандрит. Данилов монастырь. На южной окраине Москвы, в 4 верстах от Кремля, вот уже 640 лет существует один из известнейших русских монастырей – Данилов. Обитель не славится обширными соборами, высокими колокольнями и многочисленностью братии, но зато известна каждому грамотному человеку как ковчег, хранящий умственную святыню русской земли. Здесь похоронены дорогие останки знаменитых представителей литературы, поэзии, музыки, бывших в то же время и истинными христианами. Достаточно назвать имена Гоголя, Языкова, Венелина, Хомякова, кн. Черкасского, Рубинштейна и Самарина, чтобы понять, какое сокровище русской мысля, русской славы вмещает в своих стенах Даниловская обитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=03395

— А есть у вас любимая икона? — Образ Иверской Божией Матери. Её память празднуют 25 февраля — в мои именины, поэтому считаю её родной. Когда приезжаю в Москву, хожу на Красную площадь к Иверской «Вратарнице». А ещё очень почитаю образ «Всех скорбящих радость». Заметил, что русская икона ценится не только православными людьми. Её молчаливое богословие затрагивает очень многих. Анна ПЕСТЕРЕВА Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/pisatel-evgenij-vodola...

С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась. Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города. На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня. После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам. О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию. Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография – Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, она просуществовала в монастыре 8 лет и в 1665 году по повелению Никона была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. С приездом в Иверский монастырь кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатное, переплетное, переводческое. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. В 1656 году была закончена первая постройка монастыря – Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. Будущий патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах, источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию в 1648 году. Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифору. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В то же время Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше. В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1951-м Курская-Коренная икона прибыла в Нью-Йорк. Здесь, в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви Заграницей, она пребывает и поныне, и посещает, к утешению верующих, православные приходы Америки и всего мира. Во время молитвы перед Курской-Коренной отошел ко Господу 2 июля 1966 года в Свято-Николаевском приходе Сиэтла дивный угодник Божий – святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В 1981-м года в Знаменском соборе в присутствии Курской-Коренной иконы было совершено Русской Православной Церковью Заграницей прославление Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских. ...Отец Фома позвонил за несколько минут, и мы вышли на улицу встречать Царицу Небесную. Меня через три дня после операции покачивало, но мама крепко держала под руку. Курская-Коренная икона, в небесно-голубых ризах, шла навстречу. Сквозь слёзы мне казалось, что наш огромный красно-кирпичный дом на берегу реки Чарльз – бывшая хлопчатобумажная мэдвеевская фабрика, памятник промышленной архитектуры конца XIX века, переделанная в квартиры с деревянными балками, – должен немедленно как-то преобразиться, а лучше и вовсе раствориться в воздухе вместе со всеми нами и нашими глупыми заботами и проблемами. Но икона была уже в нашей квартире, и мы на совершенно одеревеневших от волнения ногах клали поклоны и прикладывались, а отец Фома служил молебен. В огромные окна заглядывало солнце, и мне казалось, что даже воздух стал прозрачным. Мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья – Можно, я ещё раз приложусь, батюшка? – Можно, я ещё постою одну минуту рядом с Ней? Можно? Потом мы просто плакали втроём. От радости и потрясения. От благодарности и надежды. От счастья. «Много позднее я поняла, что настоящее счастье невидимо, – писала Евгения Дмитриевна Руденко. – Это не деньги, наряды и дорогая еда, а что-то такое в тебе, когда ты ходишь как по воздуху, и тебе хочется обнять весь мир». ...В Москве до революции так посещала дома горожан чудотворная Иверская икона Божией Матери .

http://pravoslavie.ru/138178.html

В XVIII веке род Милославских начал угасать и в 90-х годах пресекся. Усадьба вместе с храмом перешла к Нарышкиным. В середине XIX века село Шеметово стало усадьбой церемониймейстера, действительного статского советника князя Александра Сергеевича Долгорукого (1809-1873). При нем в 1867 году по благословению святителя Феофана Затворника (Говорова), тогда епископа Владимиро-Суздальского, в храме была расширена трапезная с приделами и построена четырехъярусная колокольня. До ее построения использовались деревянные «била». История сохранила свидетельства об особо почитаемых иконах. Примечательно, что их появление – есть свидетельство почитания прихожанами царя, как помазанника Божия, и их любви к храму, как дому Божию. Так, в 1886 году, появилась икона преподобного Сергия Радонежского, написанная в Троице-Сергиевой лавре в память об убиении императора Александра II. Другая чтимая икона – святителя Николая Чудотворца, написанная по случаю венчания на царство царя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны. В память о царских особах на иконах имеются надписи. Храм, построенный в виде креста, внутри украшен росписями и резьбой по дереву. Главный пятиярусный иконостас выполнен во второй половине XVIII века и украшен золоченой резьбой в виде виноградных лоз. Иконостасы приделов устроены позднее, через сто лет, но украшены по подобию главного. Под сенью, у Никольского придела находится деревянная рака с частицами мощей угодников Божиих. Среди них святые мощи апостола Андрея Первозванного, великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Алексия, Митрополита Московского. В центре раки – в деревянном кресте — помещены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, священномученика Ермогена, Патриарха Московского, святителя Митрофана Воронежского и других святых. Под сенью у Знаменского придела находится Плащаница. Наиболее чтимой иконой в храме является Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная во второй половине XVII века, в эпоху Всероссийского Патриарха Никона. До 1764 года она находилась в Успенском Дубенском монастыре, что на Острову (Шавыкина пустынь), основанном преподобным Сергием Радонежским по просьбе святого благоверного князя Димитрия Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем. Затем в других приходских церквях. А в годы Великой Отечественной войны при настоятеле протоиерее Михаиле Богородском икона была перенесена в Казанский храм.

http://sobory.ru/article/?object=00070

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010