Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е.Ф. Рожновой и Е.Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С.М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 г.). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной - во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. В 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая, образ Божией Матери " Неувядаемый Цвет " древнего византийского письма. После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем - в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали. В 1990-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами - во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского - освящен 31 августа 1997 года. В монастыре имеется один жилой корпус – на первом этаже расположены комнаты для паломников, трапезная и пекарня, на втором – кельи сестёр. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается.

http://sobory.ru/article/?object=10016

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как бы ни были велики наши скорби 05.11.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: Всех скорбящих радосте Слово в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Никто из нас не может предстать перед Божией Матерью, перед Пречистым Ее ликом, перед светом Ее благодати, кроме тех, кто свят. Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, которым неоднократно являлась Божия Матерь, имели силу предстоять перед Ней. Но Божия Матерь хочет встретиться со всеми нами, поэтому Она предлагает нам Свои иконы. И свидетельство о подлинности этой встречи — чудотворность Ее икон. Вот икона «Всех скорбящих Радосте». Жизнь человеческая, а тем более жизнь христианская, исполнена многих скорбей. Однажды к святителю Феофану Затворнику пришла некая женщина и просила, чтобы он сказал ей, какая у нее будет жизнь. «Что ты спрашиваешь меня, — ответил ей святитель Феофан. — Когда к святому Иоанну Златоусту обратились с тем же вопросом, он ответил: «Я не пророк и не сын пророка. Одно только могу сказать, что с тобой будет все не так, как ты думаешь, и тебе не избежать скорбей»». Многими скорбями надлежит нам пройти по земле и многими скорбями, как свидетельствует Сам Господь, надлежит нам войти в Его Царство. И вот наше Отечество. Те скорби, которые пророчески предварила Божия Матерь Своей иконой «Всех скорбящих Радосте», и в которых Она, несомненно, участвовала Своим предстательством за наш народ, раскроются сегодня еще большими скорбями, потому что на смену государственного атеизма приходит худшее, во исполнение Писаний и пророчеств святых, — сатанизм. Приближается и начинается уже последняя схватка зверя с Церковью Христовой. И самые великие испытания вследствие умножения греха в мире и все большего утверждения его как нормального явления — как того, в чем не следует каяться, — ждут наш народ. Не прекращается физическое и духовное уничтожение нашего народа, нет ни одного дома, который бы обошли скорби.

http://moral.ru/nashi-skorbi/

Влияние барочной культуры проявляется не только в усвоении зап. художественной и архитектурной стилистики, но и в синтезе иконного изображения с текстами, к-рые получают самостоятельное оформление наряду с изобразительными элементами. Об этом свидетельствуют популярность и распространение таких икон, как «Распятие («Плоды страданий Христовых») (1-я пол. XVIII в., ГМИИРТ), повторяющая композицию, известную по иконам и гравюрам московских мастеров, напр. Василия Андреева (нач. 80-х гг. XVII в., ГИМ). Казанскую икону отличают подчеркнуто страдальческая поза провисшего тела Господня и затемненный колорит. На иконе «Рождество Христово» с композицией поклонения волхвов на 1-м плане, образом Вифлеемской базилики вдали много картушей с текстами рождественских гимнов. Среди портретов «с виршами» сохранился портрет имп. Петра I (тип Каравакка) (1-я четв., НМРТ). Наследие московских изографов рубежа XVII и XVIII вв. дополнилось влиянием укр. иконописи, напр., цветные фоны и «живоподобное» личное письмо на парных иконах прор. Иоанна Крестителя и Божией Матери «Неувядаемый цвет», на иконе «Богоматерь Тихвинская, с предстоящими святыми на полях» (1-я треть XVIII в., все в ГМИИРТ). С помощью тиснения и раскраски по левкасу мастера стремились воспроизвести прототип - икону в драгоценном окладе, напр. «Христос Царь Царем» (кон. XVII - нач. XVIII в., ГМИИРТ), где Спаситель представлен в короне, далматике; корона и узоры на фоне сделаны тиснением по грунту. Вероятно, при архиереях-малороссах в деревянной ц. Св. Троицы свияжского Троице-Сергиева мон-ря появились царские врата с подписями не только на церковнославянском, но и на латинском языке (ныне ГМИИРТ; см. также: Юдин. 1897. С. 32). Повторением европейских архитектурных мотивов, напоминающих голл. жанровые пейзажи, украшена икона «Рождество Христово», написанная, судя по врезной надписи на тыльной стороне доски, в Алатыре (1746, ГМИИРТ). Среди мон-рей К. и Т. е. митр. Тихон уделял особое внимание Раифской обители, продолжая отстраивать ее в камне после пожара (1689).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

седые волосы и небольшая курчавая борода (2-я пол. XIX в., СГХМ; см.: Госкаталог РФ. 2578254). На иконе этого извода нач. XX в. (поновлена в нач. XXI в., Паисиев Галичский мон-рь) в правой руке П. четки. Вероятно, в XVIII в. или позднее сложился тип изображения П. как архимандрита в рясе, мантии и епитрахили, с наперсным крестом, на голове митра. На иконе предположительно XVIII в. (частное собрание) полуфигура святого показана вполоборота влево, правой рукой он благословляет, в левой - держит раз-вернутый свиток с упомянутым текстом; слева вверху - Овиновская икона Божией Матери. Сохранилось неск. «раздаточных» икон этого извода 2-й пол. XIX в. (частные собрания). В этом же типе П. (правая рука в молении, в левой - жезл) представлен на хромолитографии 1883 г. (цензор прот. Филарет Сергиевский), исполненной в мастерской Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; см.: Госкаталог РФ. 8212689; см. также цензурные экземпляры: ЦГИАМ. Ф. 2394. Оп. 1. Д. 4440. Л. 21, 440; Григоров А. И. Мат-лы по истории рус. фамилий. М., 2006. Т. 1: Овиновы. С. 247). Святой в правой части композиции предстоит Овиновской иконе Божией Матери (слева в облаках), за ним слева - узнаваемый вид белокаменной Паисиевой обители с сев.-зап. стороны. На подобных иконах П., как правило, изображали седобородым старцем с длинными, спадающими на плечи волнистыми волосами. На фотографии нач. XX в. (фототека ИИМК РАН) запечатлен надгробный комплекс святого: над ракой располагалась большая композиция с ростовым образом П. в богослужебном облачении во главе крестного хода с Овиновской иконой Божией Матери в руках. На редкой иконе нач. XIX в. (из собрания В. Н. Строковского; Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.) святой предстоит в коленопреклоненной молитве Богоматери с Младенцем возле престола (тип Овиновской) на фоне пейзажа с монастырскими постройками, справа вверху в небесах - Господь Вседержитель на престоле. Фигуру П. вводили и в др. списки Овиновской иконы Божией Матери. Существовали иконы с изображением П., припадающего в молении к Спасителю (Спас Смоленский), как свидетельствует прорись с образа XVII в. ( Успенский В. И. Переводы с древних икон из собр. А. М. Постникова. СПб., 1898. Л. 27; иконный образец с образа XVII в. с коленопреклоненным П. хранится в ГРМ). У П. длинная, выступающая вперед, острая на конце и раздвоенная борода.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

На Святой Земле. Часть 2 Часть 1 Перед Пасхой страданий Исполнились сроки. Иисус готовился к Своим вольным страданиям и искупительному подвигу. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мк. 10: 33). Прежде чем совершить Свое последнее путешествие, Иисус с тремя апостолами (Петром, Иоанном и Иаковом) поднялся на гору и преобразился пред ними (см.: Мф. 17: 1–2; Мк. 9: 2; Лк. 9: 28–29; 2 Пет. 1: 17–18). Согласно древнему преданию, это был Фавор – гора с крутыми обрывистыми склонами. Высота ее почти 600 м. Арабское название горы – Джебель-эт-Тор, еврейское – Хар-Тавор. Находится она примерно в 8 км на восток от Назарета. В этот город, где Святое семейство проживало почти 30 лет, мы прибыли в последний день нашего путешествия. Подъехали к подножью прославленной горы. На ее вершину поднялись пешком ночью. Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор В Священном Писании она впервые упоминается в книге Судей. С горы Фавор сошел Варак и одержал победу над ассирийским полководцем Сисарой (см.: Суд. 4: 14–15). О ней говорится в трех синоптических Евангелиях и в соборном послании апостола Петра (см.: 2 Пет. 1: 18), хотя название и не указано. На этом святом месте равноапостольная Елена построила трехпрестольный храм. Сейчас на Фаворе находится небольшой греческий женский монастырь. Устроителем обители был подвижник благочестия архимандрит Иринарх. Его стараниями в 1862 году был построен Спасо-Преображенский храм на месте древнего. В приделе святых пророков Моисея и Илии видны камни древней базилики, сооруженной святой Еленой. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Чтимым образом является также икона, на которой изображены патриарх Авраам и Мелхиседек. Встреча их описана в книге Бытия. Вид с горы Фавор Рядом с православным монастырем находится францисканская базилика Преображения, построенная в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Рядом с собором – остатки храмовых строений византийского периода и церкви, построенной крестоносцами в XII веке. Базилика разделена на три нефа. В апсиде центрального нефа – мозаика, посвященная Преображению Господню.

http://pravoslavie.ru/30087.html

Корабль попал в шторм, и Феодор, опасаясь, что тот может затонуть, стал просить Богородицу о помощи. Шторм прекратился, а Феодор, когда лег спать, увидел во сне последовательно все события чуда исцеления Стефана и саму икону в церкви в Касьопи. Феодор никогда там не был и впоследствии специально приехал в Касьопи удостовериться в истинности своего сна. После этого он написал икону с изображением этого чуда. Вскоре после чуда со Стефаном храм в Касьопи был разрушен во время безуспешной осады берегов Корфу турками. В 1590 году один из адмиралов венецианского флота восстановил и расширил его, после чего и сам храм, и чудотворная икона Богородицы оказались в руках католиков на двести лет. Икону перенесли на хранение в Керкиру и поместили в католическом храме в Тенедосе, где она оставалась до 1797 года – до того момента, когда Корфу захватили французы. Они возвратили икону православным, которые поместили ее в церкви архангела Михаила (XIV b.) в Керкире. Город Керкира имел укрепления, а Касьопи, находящаяся прямо напротив албанского берега, от которого ее отделяет узкий пролив, открыта всем ветрам. Во время Второй мировой войны икона для безопасности была перевезена в резиденцию архиепископа; как оказалось, не зря, поскольку итальянские бомбы потом разрушили храм святого Михаила. 3 апреля 1967 года состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери в Касьопи, где она сейчас и пребывает. Издревле престольный праздник храма в Касьопи отмечается в пятницу Светлой седмицы. Его называют праздником Живоносного Источника. Праздник иконы «Неувядаемый Цвет» и святого Иосифа, Сицилийского Песнописца, автора канона, который стал источником вдохновения для создателя иконы, отмечается 3 апреля ст. ст. Воспоминание о чуде, связанном с Касьопийской иконой, празднуется 8 мая. «Золотая страна счастливых людей», родина танцев и песен, сказочный, мифологический остров, воспетый Гомером в «Одиссее», легендарная страна феаков – остров Корфу – пленяет красотой и богатой историей, но, что наиболее важно, до сих пор является местом чудесного пребывания Божиих святых и покровителя острова – святителя Спиридона, именно «пребывания», потому что по вере и по молитвам святитель неотступно продолжает помогать всем обращающимся к нему так, как будто пребывает на острове, и сам ходит по нему, и окормляет его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Неопалимая Купина, на Синайской горе, в Аравии, 20 Сентября. В России, с 1696г. в Вологде; в селе Кубенском; в Москве в церкви её имени в Хамовниках, две иконы; первая икона древнего греческого письма; вторая пожертвована в храм в 1835г., прославилась в 1837г. Празднование 4 Сентября и в 6 неделю по Пасхе, в память перенесения иконы с Сеней при Грановитой Палате в созданную во имя её церковь в 1680г. Того же названия чтимые иконы в Москве, в церкви святого Климента, папы римского, на Пятницкой улице, в приделе её имени; в Славянске, Харьковской епархии, 1822, здесь празднование во вторник на Троицкой неделе; в селе Волчке, Козловского уезда, Тамбовской епархии (Русский Паломник 1892, стр. 577; Кормчий 1892, и 1896, Нерукотворенная-Камулианская, явилась 392г. в Каппадокии Кесасийской, в 574г. перенесена в Царь-град; празднование 15 Мая. В Царь-граде был и храм во имя её. Она упоминается в житии преподобногоВасилия нового (26 Марта). Нерукотворенная Лиддская, чудесно изобразившаяся на одном из столбов храма в г. Лидде (Диасполе), в храме Апостолов; празднование 12 Марта. Нерукотворенная Молдавская, см. Молдавская. Нерушимая Стена, 1049г. в алтаре Киево-Софийского собора, выложенная из мозаичных камней и уже около 855 лет стоящая неповреждённой. (Русский Паломник 1888, стр. 401). Не рыдайте Мене, Мати... Это итальянская Pieta или Богоматерь, оплакивающая Спасителя во гробе. Несгораемая, см. Утоли моя печали. Несгоревшая в огне, на Афоне, в монастыре Григориате; два раза была в огне и не сгорела. Приношение молдавской деспотиссы Марии Палеологины. Несгоревшая во время пожара, на Афоне в Хиландаре. в 1722г. страшный пожар истребил половину обители, но икона осталась невредимой. Неувядаемый Цвет, Апрель 3, в Москве, в церкви Успения на Могильцах; в г. Кунгуре, Пермской епархии (Русский Паломник 1895, Кормчий 1896, Нечаянная Радость, 1838г., Январь 25, в Москве, близ Девичьего поля, в церкви Неопалимой Купины, в приделе её имени; в церкви Благовещения на Житном дворе, близ Тайницких ворот; в церкви Константина и Елены, в Кремле, здесь празднуется ей 9 Декабря; в церкви святого Феодора Стратилата, Почтового ведомства; в церкви Архангела Гавриила, у Чистых прудов; в селе Сельгах, в 5 вёрстах от Симбирска, где празднуется ей 1 Мая.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Под 1635 г. упоминается Василий Иконник - иконописец из мценских пушкарей и чертежник при мценском, затем орловском воеводе (автор чертежа Орловской крепости; см.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ч. 1: Столбцы Белгородского стола. Стб. 65. Л. 131-132; Неделин В. М. Орел изначальный. Орёл, 2001. С. 79-80). Иконы создавали местные мастера-самоучки либо их привозили из Москвы, что в дальнейшем обеспечило, судя по оставшимся произведениям, зависимость от школы Оружейной палаты 2-й пол. XVII в. на 1-м этапе становления местной традиции. Иконописцы на востоке края, очевидно, следовали рус. иконописной традиции. Тогда как на западе буд. Орловской губ., в сер. XVII в. встречались как привозные иконы с укр. земель и предположительно из Белоруссии, так и местные произведения, созданные под их влиянием. Не ранее XVII в. развивается копирование чтимых образов. Привозные произведения способствуют распространению определенных иконографических изводов (иконы Божией Матери Свенская Печерская, Владимирская, Казанская, Смоленская, «Троеручица», Тихвинская, икона свт. Николая (тип - Можайский)). В нач. XVIII в. иконопись края по-прежнему не имела единой культурной традиции. На севере к Орловщине прилегал активно развивающийся в художественном отношении регион (Тула и Калуга) с ярко выраженной иконописной и живописной традицией, но до Орловщины доходили лишь «осколки» этой культуры. Нельзя не отметить определенную зависимость региона от укр. культуры: в частности, это выразилось в почитании икон Богородицы, культ к-рых был распространен на Черниговщине (напр., Балыкинской, «Неувядаемый Цвет», «Взыскание погибших» киевской иконографии), и производстве их списков. В то же время иконопись, прежде всего центральных и восточных уездов буд. Орловской губ., находившихся в ведомстве разных викарных епархий с центром в Москве, сохраняла близость к московской культуре и продолжала традиции мастеров Оружейной палаты и их последователей, чьи иконы по-прежнему привозили в Орловский край (напр., икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», тип «Римская Снежная», 1723, Никольская ц., Кромы).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

В народном сознании, склонном к фольклоризации православия, нередко смещались акценты и утрачивался христоцентризм, присущий евангельскому откровению. Так в XVII веке мы видим, как разрастается культ Богородицы. В России всегда образ Богоматери пользовался любовью и почитанием, но именно в это время наблюдается наибольший подъем. Это подтверждает статистика: например, число явленных икон Богоматери значительно увеличивается, пик знамений и чудес, связанных с образами Матери Божьей, приходится как раз на XVI–XVII вв  . Появляется множество иконографий, некоторые из них, например, Иверская  , дар Константинопольского патриарха Парфения II царю Алексею Михайловичу, являются списками с древних чудотворных икон, другие, как «Богоматерь Всех скорбящих радость», появляются во свидетельство частных молитв и исцелений простых людей. Образ Богородицы в каждой иконе получает какую-то индивидуальную окраску, чему немало способствует новая иконописная манера, так называемое «живоподобие». Некоторые иконы выглядят почти портретными (и в этом большое отличие от бесстрастной отстраненности ликов XVI века). Так нежная и изящная Богородица Кикская кисти Симона Ушакова, написанная в утонченной колористической гамме зеленого, алого и золотого, совершенно не похожа на Смоленскую Божью Матерь работы Федора Зубова — сдержанную, полную трагической скорби в лике и напряженного драматизма в цвете. Икона «Богоматерь — Неувядаемый цвет» решена в яркой декоративной несколько лубочной манере с обилием цветов, в духе украинского барокко. Напротив, Богоматерь Казанская (автор — Тимофей Ростовец) написана напряженно-сдержанно и даже аскетично, с изысканным применением золота в ассисте одежд Богомладенца и на кайме мафория Богородицы. Прежде в иконах больше выявлялась каноническая основа, на это и были направлены индивидуальные способности иконописца, как скажем, от церковного чтеца или певчего требуется, чтобы красота его голоса служила не его собственной славе, а выявлению смысла слова, отчего и чтение и пение в Церкви носит характер бесстрастный. В XVII веке личное мастерство начинает цениться намного больше, чем раньше, поэтому каноническая основа рассматривается только как повод для выявления индивидуальных особенностей художника. Икона приближается к картине, как церковное пение со сменой знаменного пения на партесное становится концертным. Эмоционально душевная стихия искусства становится преобладающей, духовное уходит на второй план.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Посвящена икона красоте Божьего мира. Сейчас под Москвой одно богатое декоративное хозяйство построило храм в честь иконы «Неувядаемый Цвет». О б этом образе и рассказывает книга Стрижёва. А на письменном столе писателя уже новая работа о явленной в 17 веке иконе «Звезда Пресветлая». Признаться, я даже не слышала о ней. Находится она в музее Андрея Рублёва. Это большая икона с двенадцатью клеймами, в которых расписана и очень продуманно изображена вселенская похвала образа Божией Матери, о чём писали Владимир Соловьёв, Сергий Булгаков, Павел Флоренский… Открытие новых имён не всегда безопасно. В начале перестройки, тогда ещё молодой человек Евгений Константинович Никифоров, председатель общества «Радонеж», предложил Стрижёву провести в «Меридиане» вечер, посвящённый Сергею Нилусу. Почему именно ему? Да потому, что творчеством Сергея Нилуса он занимался с начала 1980-х годов. Можно даже сказать, что поистине он был открывателем его имени. Архивным и библиотечным разысканиям предшествовали самые настоящие поисковые экспедиции: исследователь не раз посещал места жизни Нилуса, нашёл могилу его в селе Крутец, близ города Александров. Личность Нилуса вызывала крайне негативную реакцию у многих. В каталоге библиотеки Конгресса США, например, опубликовано четыреста книг с резкой критикой Нилуса. Взяться в те годы за исследование творчества такого «сакраментального» автора, - требовалось немалое мужество. И тому подтверждение такая история. -Полторы тысяч человек пришло в тот вечер в «Меридиан», - вспоминает Александр Николаевич, - у меня ещё не было опыта выступлений перед такой огромной аудиторией, а потому я смущался и даже побаивался: вдруг провалюсь. Вышел на эстраду, глянул в зал, сердце так и зашлось. Слева сидели люди из общества «Память», справа – баркашовцы, а в середине - родной православный народ. Три часа рассказывал о мало известном тогда Нилусе. Вечер прошёл успешно. Пора расходиться. Я вышел за сцену в узкий, тёмный проход, чтобы снять портрет писателя. И, о, ужас! На меня шёл человек с ножом.

http://radonezh.ru/analytics/khronika-od...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010