В последние годы из Иерусалима привезена частица мощей преподобномученицы Елисаветы. В обители появился образ Божией Матери Почаевской (подарок С.Н. Ровина). Монастырь получил в дар икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (1902 г., Афон). В правом приделе Знаменского храма помещена восстановленная икона Знамение Божией Матери. 23 мая 2009 года, в первый день торжеств, посвященных Дням Славянской письменности и культуры на Алтае, на Знаменский храм поднят главный купол и крест. Монастырь является правопреемником Барнаульского Богородице-Казанского монастыря, полностью разрушенного в годы советской власти, и духовно окормляет узниц следственного изолятора, который размещен в здании, где располагались кельи монастыря. Монахини занимаются благоустройством находящегося на территории Богородице-Казанского монастыря Никольского источника, вода которого считается целебной. Наиболее почитаемые святыни монастыря – икона священномученицы Елисаветы с частицей мощей, Иверская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение». Монастырь имеет подворье – Иоанно-Предтеченский скит в селе Сорочий лог Заринского района Алтайского края. Сегодня в Знаменском женском монастыре 20 насельниц и исполняющая обязанности настоятельницы монахиня Илария (в миру Любовь Михайлова). Каждый наступающий день освящается в обители общей молитвой. В шесть часов утра по звону колокола сестры собираются в храм, где читается полунощница и монашеское правило, заканчивающееся чтением акафиста. Ежедневно в храме совершаются Божественная литургия и вечернее богослужение. Храм открыт для всех - любой может помолиться, поставить свечу, купить иконы. Монашеская община крестным ходом обходит вокруг храма с последующим пением Величания Божией Матери. Проходя мимо могилы матушки Евлогии, сестры поют " Вечную память " и просят ее святых молитв. Сестры монастыря несут различные послушания - в церкви, на просфорне, в трапезной, на огороде, в цветнике, в рукодельной мастерской, где шьют монашескую одежду, облачения для священнослужителей и различные предметы церковного обихода. Усердием сестер создана библиотека для насельниц, которая периодически пополняется новыми изданиями.

http://sobory.ru/article/?object=19897

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности. С самых древних времен Церковь видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, чувствовала глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Она - Заступница Усердная, нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных, Благодатное Небо, Живоносный Источник, Нечаянная Радость, Умягчение злых сердец, Спорительница хлебов, Утоли мои печали, Взыскание погибших, Неувядаемый Цвет, Недремлющее Око, Избавительница, Утешительница скорбящих, Скоропослушница, Благоуханный Цвет, В скорбях и печалях Утешение, Помощь в родах, Сладкое Лобзание. Она - Прибежище всех матерей мира и учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Не страхом, не угрозами, а одной любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богородица, Она жалеет человечество великим всепрощающим состраданием. Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу. Пред Успением Своим Богородица говорила плакавшим перед Нею христианам, что теперь, всегда видя Сына Своего, Ей будет легче помогать людям. Время лишь усиливает почитание Пресвятой Девы. Иногда, чувствуя свою греховность, мы не смеем обращаться к Богу. В эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией, убежденные в том, что Она никогда не отвернется от нас. Благословенна сила веры, преклоняющая во прах нашу суетную гордыню и разливающая Божественный свет и небесную тишину в душах пред простым образом Святой Богоматери. Литература 1. Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Цекрви. М., 1989. 2. Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М., 1992. 3. Н.А.Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. 4. Философия русского религиозного искусства XVI-XX веков. Антология. М., 1993. 5. Икона. Секреты мастерства. М., 1993. 6. Большой путеводитель по Библии. М., 1993. 7. Икона древней Руси XI-XVI веков. СПб., 1993. 8. С.Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль, 1994.

http://pravicon.com/text-15

Прп. Паисий Угличский. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова (Преображенский собор, Углич) Прп. Паисий Угличский. Икона. Ок. 1706 г. Артель Ф. Н. Рожнова (Преображенский собор, Углич) Поясной вариант иконографии П. встречается на иконе артели Ф. Н. Рожнова (ок. 1706, УИХМ), находящейся в круглом картуше над юж. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над сев. вратами - прп. Кассиан Учемский). П. представлен прямолично, в мантии, с непокрытой головой, правой рукой именословно благословляет, левой сжимает свиток, волнистая борода с обильной проседью раздвоена; надпись: «С, ПРП(Д)БН: NAUCIЙ.». Редкий деисусный образ П. входит слева (на сев. стене) в иконостас ц. арх. Михаила «в Бору» (ок. 1787?, видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): П. с более густыми волосами и бородой, преклонил голову в молитве, в левой приподнятой руке держит свиток. Необычный образ преподобного в молении (голова покрыта куколем, напротив - прп. Игнатий Прилуцкий) помещен также на левом поле иконы прп. Кассиана Учемского (раскрытый слой живописи - посл. треть XVIII - нач. XIX в., ц. арх. Михаила «в Бору»). Прп. Паисий Угличский. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия, Углич) Прп. Паисий Угличский. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия, Углич) Существовал тип иконографии П. как основателя мон-ря - с видом угличской Покровской обители. На старообрядческой иконе нач. XIX в. (УИХМ; из ризницы Покровского мон-ря) он изображен в правой части композиции в молении Божией Матери с Младенцем в небесном сегменте, персты правой руки святого сложены для крестного знамения; в надписи именуется Углецким. У ног преподобного - вид обители с Покровским, надвратным Никольским и Богоявленским храмами, колокольней и входным порталом, фланкированным башнями. Слева под сводами собора показано богослужение перед престолом, справа - явление ангела П. во время молитвы в келье перед основанием обители (с подписью из текста Жития). Редкий извод представлен в композиции «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», как на иконах кон. XIX - нач. XX в. (Музей икон Пресв. Богородицы «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; частное собрание). В таких композициях восседающей на престоле Божией Матери предстоят ангел, прп. Герасим Иорданский и Угличские преподобные (П.- в коленопреклоненном молении).

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Андреевский кафедральный собор пользуется большой популярностью среди ставропольских православных жителей и имеет свои традиции. Традиционным праздником собора является день Андрея Первозванного, собирающий в стенах храма верующих со всей Ставропольской и Невинномысской епархии. Во время проведения этого праздника по традиции торжественное богослужение обычно возглавляет Архиепископ Феофан. На таких праздниках можно заметить прихожан самых разных возрастов - как детей, так и людей преклонного возраста. Люди молятся соборно, ставят свечи. На деревянном постаменте рядом с Андреевским собором — пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного. В последний раз он звонил в 1995 году и единственный уцелел после бомбежки храма во имя Михаила Архангела. Сегодня храм восстановлен, но вырванный язык колокола не дает забыть, как зыбко мирное благополучие. Посетить этот собор просто необходимо при посещении Ставрополя, так как это, плюс ко всему, еще и одна из самых главных исторических достопримечательностей города. Святыни [ править править код ] В Андреевском храме, чудом уцелевшем в эпоху гонений, находятся многие чтимые иконы. По учению церкви, каждая икона чудотворна. Из икон, заслуживших особое внимание, следует отметить те, которые написаны в Афонском Русском Пантелимоновом монастыре. Особо почитаемой иконой храма является образ Божией Матери «Троеручица» и «Утоли моя печали». Эти большие образа - ещё и свидетельство благочестия наших предков, поскольку принесены они были на руках с далёкого Афона. Мощи св. ап. Андрея Первозванного прибыли в Ставрополь Икона благоверного князя Александра Невского отличается хорошим письмом, основательностью. Она прошла страшную эпоху гонений и могла погибнуть просто от неблагоприятных условий. Но икона выстояла! В главном храме епархии находятся много и более поздних икон. Они создавались в военное и послевоенное время. Кто писал эти иконы? По сути те, кто умел хотя бы немного держать в руках кисточку, - ведь большинство иконописцев погибли вместе со своими произведениями, разделив их участь. К иконам того времени относится ростовая икона Спасителя, икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

Наибольшее число исторических воспоминаний связано в России с Владимирской иконой Божией Матери — древнейшей из чудотворных образов Пречистой Девы Марии. Эта великая святыня, украшенная в прошлом золотым окладом с жемчугами и драгоценными камнями, подвергалась ограблениям, пребывала в горящем храме, страдала вместе с народом православной Руси. Но глубочайшее почитание Владимирской иконы Божией Матери, укрепленное этими страданиями, стало воистину той живой водой, которая взрастила неувядаемый цвет — бесчисленные списки образа Владычицы, дорогого каждому чаду Церкви Христовой, глубоко верящему в заступничество Пресвятой Богородицы пред Господом нашим Иисусом Христом. По преданию, икона была написана апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым принимало пищу Святое Семейство — Спаситель, Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года, когда при императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В 1131 году патриарх Лука послал ее в Киев, в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в великокняжеском селе Вышгороде, расположенном в окрестностях Киева. В 1155 году Вышгород стал уделом святого князя Андрея Боголюбского. Князь Андрей был горячим почитателем Богоматери, и имя Ее, как говорит летописец, не сходило с его уст. В то время князь замышлял с юга России перебраться в землю Суздальскую, где хотел основать независимое от Киева княжество. И когда он выехал из Вышгорода на север, то взял с собой и икону, которая была ему дороже всяких сокровищ. Добравшись до Владимира на Клязьме, он хотел было направиться в Ростов, но лошади, везшие икону, остановились и не хотели идти дальше. Никакой силой их нельзя было сдвинуть с места. Князь долго молился перед иконой, и наконец Богоматерь открыла ему Свою волю, чтобы икона осталась во Владимире. Тогда святой Андрей заложил во Владимире собор, чтобы в нем с честью водворить святыню. Уже через два года, в 1160 году, великолепный храм был закончен. Его освятили в честь Успения Богоматери и поместили в нем икону, украсив ее драгоценной ризой. С тех пор икона стала называться Владимирской и от нее проистекало множество чудес.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Ныне Богоявленский храм - единственная действующая церковь в обители. От большой каменной паперти с колоннами и сводом, увенчанным крестом, крутая лестница ведёт к входу в храм. Стены лестничного пролёта расписаны в 2012 году иконописцем Н. Бердниковым. Внутри храма всё просто, отсутствует вычурность, стены не расписаны. Небольшие оконца и высокие сводчатые потолки создают приглушённое мягкое освещение даже в самые солнечные дни. В центральном приделе Богоявления Господня службы совершаются по праздникам и воскресным дням. В алтаре придела находится большая часть мощей преподобного Корнилия в латунном мощевике. На стене алтаря располагается икона Рождества Пресвятой Богородицы (список XIX века), хранившаяся до 1994 года у верующих деревни Исаевки. Место для братии монастыря отделено от трапезной части храма небольшим возвышением, на котором находится клирос, место игумена, и устанавливается праздничная икона. Обращает внимание расположенное здесь трёхъярусное латунное свечное паникадило на 32 свечи. В трапезной части придела на западной стороне второго столпа - большая икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в 1998 году на основе информации об утраченном чудотворном образе. У южной стены трапезной части храма, справа от входа, в деревянном резном киоте хранится главный почитаемый в обители образ Рождества Пресвятой Богородицы XIX века, обнаруженный в Успенском монастыре в 1990-х годах. Северный придел, освящённый во имя Феодора Стратилата, используется для проведения служб в течение недели. Иконостас придела трёхъярусный, написанный в тёмно-зелёных тонах. Местные иконы - Господа Вседержителя и Божией Матери " Смоленская " (последняя сохранилась неповреждённой после почти полувекового запустения первого деревянного храма в начале XVII века вместе с явленной иконой Рождества Пресвятой Богородицы). На северной стороне второго от входа столпа находится икона Божией Матери " Неувядаемый Цвет " XVIII века. Эта часть храма используется также для проведения таинства крещения и великого освящения воды в праздник Богоявления.

http://sobory.ru/article/?object=05202

После революции 1917 года монастырь был разорен: монахини, священники и дети-сироты выселены, имущество национализировано, многое просто уничтожено. Здание храма превратили в зернохранилище, а затем – в учебный корпус швейного техникума. Обезлюдел и сам Кадом: в ходе коллективизации кулаки и состоятельные жители ссылались в северные и восточные районы страны. Крестьяне, не выдержав голода и репрессий, целыми общинами уезжали во Владимир, в Крым, в Ленинград… До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле! Нелегко идут работы по восстановлению и благоустройству обители, но с Божией помощью, трудами добрых людей вновь созидается в Кадоме монастырь, в прежние века бывший центром не только духовной, но и культурной жизни города. В конце 1990-х мало кто верил, что обезображенное здание храма, десятилетия служившее зернохранилищем, можно восстановить и вновь обустроить для совершения богослужений. Ныне служба в обители совершается ежедневно. Архимандрит Афанасий (Культинов) со своей матерью (ныне схимонахиней) Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов) – личность поистине незаурядная. «Кадом – это благословенное место, – говорит батюшка. – Есть предание, что здесь, на кадомской земле, явилась преподобному Серафиму Матерь Божия. Она благословила Кадом и доселе хранит его». Отец Афанасий, среброволосый монах, похожий на былинного старца-исполина, с оптимизмом смотрит на будущее любимого города: «И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Нам потребно усердие и терпение. И еще хотелось бы, чтобы благочестие прежних времен сохранялось и сегодня. У нас мало насельниц, скудное содержание. Опыта у нас нет, и мы часто унываем. Но Матерь Божия знает, в какое время что сделать и как сделать. Просто надо положиться на Ее святую волю. Если кадомская обитель возродится, прежде всего, духовно, то возродится и сам Кадом. Матерь Божия явно готовит это место для важных дел. Здесь перекрещиваются дороги, ведущие к разным святым местам: 90 километров до Дивеева, 60 – до Санаксарского монастыря, да и Выша недалеко. Кадом может стать паломническим центром, прекрасным местом для отдыха, где могли бы останавливаться приезжающие к нашим святыням. Надо нам о людях своих заботиться, Россию поднимать».

http://pravoslavie.ru/31381.html

Женские: Алексиевский , 1 кл., в Москве, на Красносельской улице. Основан был в 1360 г. св. Алексием, митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, где ныне Зачатиевский мон. После пожара в 1547 г. он был перенесен ближе к Кремлю, на место, где ныне храм Христа Спасителя. В 1837 г., по соизволению имп. Николая I, желавшего построить на месте обители храм Христа Спасителя, мон. переведен был на нынешнее место (прежде Красное село), к приходской Крестовоздвиженской церкви. В мон. находятся Тихвинская и Грузинская чудотворные иконы Божией Матери. Эта последняя, по сохранившемуся в мон. письменному известию, во время бывшего в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1654 г. морового поветрия, обретена была во впадине церковной стены за шкафом (по сонному видению одной инокини монастыря); по перенесении ее в церковь многие получили исцеление; день обретения ее, 15 окт., празднуется в мон. с особенной торжественностью. В мон. также хранится третья чудотворная икона Божией Матери. прославившаяся в XVIII в. и именуется «Целительница»: на этой св. иконе изображена во весь рост Богоматерь (без Богомладенца), стоящей у одра больного юноши; по свидетельству св. Димитрия Ростовского , поводом к этому изображению послужило исцеление от тяжкой болезни одного благочестивого клирика, имевшего обыкновение всегда при входе и выходе из церкви совершать с преклонением колен краткую молитву пред образом Божией Матери; празднование этой св. иконе совершается 18 сент. Находится в мон. также чтимая св. икона Богоматери, празднуемая 3 апр. и именуемая «Неувядаемый Цвет», на которой изображена Божия Матерь в короне, с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем и держащею в левой руке лилию 84 (символ Ее девства и непорочности). В 1891 г. в мон. был освящен новый обширный и великолепный храм во имя Всех Святых. При мон. имеется школа, больница и богадельня. При этой обители находится благоустроенное кладбище, служащее одним из источников для ее содержания. Борисоглебский Аносин , 3 кл., общ., в 16 в. от г. Звенигорода, при с. Аносине, на бер. р. Истры. Основан в 1823 г. из существовавшей с 1820 г. женской общины. Здесь находится чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

Святыни в церкви: чтимая икона Божией Матери, именуемая " Неувядаемый цвет " . Иконы с частицами святых мощей святителя Амвросия Медиоланского, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, преподобного Пимена Великого, преподобной Евфросинии Полоцкой, великомученика и целителя Пантелеимона, праведного воина Феодора Ушакова, святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. Ковчег с частицами святых мощей Радонежских и иных святых угодников Божиих. Икона Успения Божией Матери с вложенными частицами святых мощей Киево-Печерских преподобных. В 2007 году в храме велись ремонтно-реставрационные работы: была заменена кровля, изготовлен и установлен шатер главной башни, установлены кресты на малых башнях, произведен ремонт свода и стен в алтаре храма, отремонтированы крыша придела прп. Сергия Радонежского, фасад храма и трапезной. В 2008 году ремонтно-реставрационные работы были продолжены. В 2009 году в храме установлена противопожарная система, заменена система отопления, произведен ремонт кровли храма, вентиляции в трапезной, ремонт и покраска двух приделов и алтарей «Утоли моя печали» и Сергиевского, отремонтирован фасад здания. Храм признан объектом культурного наследия регионального значения. К храму приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенная на Театральной площади Саратова. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии . Церковь-часовня при Архиерейском доме была построена попечением будущего священномученика епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Проект, являющийся уменьшенной копией московского собора Василия Блаженого на Красной площади, был разработан саратовским архитектором П. М. Зыбиным в 1903–1904 годах. Среднюю башню венчает высокий восьмигранный шатёр с золотой маковкой, окружённый тремя рядами изящных кокошников и разноцветными небольшими луковичными куполами. По бокам симметрично расположены два притвора. Здание церкви окрашено в яркие цвета: белоснежный фасад, розовые кокошники, многоцветные маковки - всё это делает храм нарядным и праздничным, напоминающий пасхальный кулич.

http://sobory.ru/article/?object=07134

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010