Там преподобный Никита совершал чудеса: по молитвам святого были избавлены от плена два его соотечественника; три человека, попавшие в кораблекрушение, были чудесно спасены от смерти. Шесть лет преподобный Никита томился в ссылке и был освобожден только после смерти Льва Армянина при его преемнике императоре Михаиле II Косноязычном (820–829). Преподобный Никита не вернулся в свой монастырь, но, желая хранить безмолвие, поселился недалеко от Константинополя в уединении. В скором времени он мирно скончался (13 апреля 824 года, в Неделю 4-ю Великого поста). Накануне смерти преподобный Никита причастился Святых Христовых Таин. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом (1830; память 26 января). На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса. Житие преподобного Никиты написано его учеником Феостириктом, иноком Мидикийской обители. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Неувядаемый Цвет» Тропарь, глас 5: Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/Цвет Неувядаемый процветший,/радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/и жизнь наследствуем. Икона Божией Матери, именуемая «Неувядаемый Цвет» На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемость девства и непорочность Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь : «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. Читать далее Источник: Минея : В 12-и том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-./Апрель. - 2002./Ч. 1. – 310 с.; Ч. 2. - 397 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О Введенском монастыре, основанном в г. Бежецке пр. Нектарием у В. Зверинского сообщены следующие сведения; «Введенский мужской монастырь, ныне приходская церковь в г. Бежецке, Тверской губернии, основан пр. Нектарием, скончавшимся в 1494 г.; мощи его почивают под спудом. С 1722 г. по 1727 и с 1730 по 1744 г. этот монастырь был приписан к Антониеву Краснохолмскому монастырю, в 1764 г. был упразднён. По описи 1727 г. в нём были церкви: Введения Пресвятой Богородицы – каменная и Преподобного Серия Радонежского – деревянная, колокольня и три кельи (Материалы для историй монастырей, выпуск 2-й, Ныне существует только каменная Введенская церковь и отдельно от неё стоящая также каменная (конусообразная) колокольня. По поводу прошения Бежецкого живописца М. Яковлева, обращавшегося к Тверскому Епархиальному Начальству о дозволении ему писать иконы пр. Нектария, Архиепископом Димитрием в феврале 1904 года потребованы были от Настоятеля Бежецкого собора (Протоиерея Н. Стратонитского) и городского благочинного (священника Г. Сорогожского) сведения о пр. Нектарии Бежецком и об иконах его. На что были получены такие сведения: а) «Жителям г. Бежецка, по преданию, известно, что мощи пр. Нектария находятся под спудом Введенской церкви, существующей на месте бывшего монастыря. При той означенной церкви 3 апреля, в день его кончины, ежегодно совершается панихида при незначительном числе почитателей угодника Божия... б) В Введенской церкви имеется икона пр. Нектария, написанная на доске (18 вершков высоты и 14 вершков ширины). На иконе пр. Нектарий изображён в рост, стоящим в молитвенном положении пред ликом Божией Матери, именуемой «Неувядаемый Цвет», празднество которой совершается 3 апреля... Икона написана в 1895 г. 1 апреля (упомянутым А. Яковлевым). в) Имеются иконы пр. Нектария в Бежецке: в церквах Вознесенской, Пятницкой, духовного училища, каковые иконы писаны по святцам Ф. Солнцева». При этом нельзя умолчать, писали члены Комиссии, об иконе пр. Нектария, виденной ими в доме А. Яковлева, что на иконе Нектарий изображён с коленопреклонением молящимся пред иконой Божией Матери. На вопрос, почему так изображён пр. Нектарий, Яковлев рассказал о бывшем ему видении во сне (в 1902 г.). «Шёл я в храм Введения Пресвятой Богородицы (при коей он состоит прихожанином) и при входе на паперть увидел пр. Нектария, молящимся на коленях пред иконой Божией Матери Неувядаемый Цвет; пред ним была открыта книга, лежащая на столе. Я почувствовал страх и вскоре проснулся. Этот момент мной был и воспроизведён на картине», – закончил свою речь Яковлев (Копия с неё находится в Апостольской церкви Тверского архиерейского дома).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

1990. Vol. 1. P. 134, 135, 138). В кадомском Милостиво-Богородицком монастыре В кадомском Милостиво-Богородицком монастыре находилась почитаемая икона «Н. Ц.» особого извода (не сохр.). Согласно преданию, икона была привезена из Грузии семьей Богдановых и подарена монастырю. Она стала одной из самых почитаемых святынь города. Икона находилась в соборе мон-ря, в 1870 г. для нее был заказан серебряный оклад, в 1872 г. над ней был устроен особый балдахин. Образ (11/2 аршина × 11/4 аршина) был написан на полотне, наклеенном на доску. Изображение Богоматери было поясное, в руках Она держала скипетр и «шар» (державу?). Богоматерь и Христос были в венцах. Главной иконографической особенностью являлось изображение св. Иоанна Предтечи над головой Богомладенца. Икона пользовалась особым почитанием прп. Серафима Саровского ( Кобяков И., свящ. Ист.-стат. описание Кадомского жен. Милостиво-Богородицкого мон-ря. Тамбов, 1875. С. 20-21). В Благовещенском соборе г. Кунгура Пермской губ. В Благовещенском соборе г. Кунгура Пермской губ. почиталась одна из древнейших святынь города - чудотворная икона «Н. Ц.» (празд. 16 апр.; не сохр.). На этой иконе полуфигурное изображение Богоматери «покоилось» на гирлянде цветов (Рус. паломник. 1895. 16). Младенец Христос был представлен сидящим на руках Богоматери прямолично, с державой в левой руке и благословляющей десницей, Пресв. Дева придерживала ноги Сына, в Ее правой руке была ветвь с цветами. Близкая икона, поновленная, как следует из надписи на ней, мстёрским иконописцем и реставратором Я. В. Тюлиным в 1891 г., хранится в собрании ГТГ. Изображение сходной иконографии есть на двусторонней иконе XIX в. (ГИМ). Прототипом данного, более позднего по сложению варианта извода «Н. Ц.», на который оказала влияние зап. иконография Rosenkranzmadonna, также являются гравюры с изображением Богоматери «с розой» (напр., ряд гравюр, отпечатанных в Венеции и на Св. Горе Афон с 1819 по 1868 - см.: Papastratos. 1990. P. 133, 136, 137). В Рождество-Богородицкой церкви Воронежа В Рождество-Богородицкой церкви Воронежа в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Икона Божией Матери «Августовская Победа» 14.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: икона Божией Матери Августовская победа День празднования 14 сентября Икона Божией Матери «Августовская» или «Августовская Победа» — удивительным образом раскрывает таинственный смысл всех Богородичных икон. Эта икона прославилась дарованием победы русскому воинству в середине Первой мировой войны, в 1915 году. Перед решающим боем русские воины, попавшие в окружение и ожидавшие неминуемой гибели, увидели в небе явление Царицы Небесной, Которая в левой руке держала Богомладенца Христа, а правой указывала на запад. Сотни людей в благоговении опустились на колени при виде Божией Матери. Появилась твердая надежда, что этим явлением Она обещает им скорую победу над превосходящими силами неприятеля. Утром русские войска пошли в атаку и нанесли врагу сокрушительное поражение. О чудесном явлении Божией Матери русским воинам в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — императору Hukoлaю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии. По благословению митрополита Московского Макария (Невского), ныне также прославленного в сонме новых мучеников и исповедников Церкви Русской, была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа» или «Явление Божией Матери на войне». Но что последовало за этой победой? Какое наступило поражение России, кажется, почти полное ее уничтожение! Где сегодня великие победы, посланные Божией Матерью через Ее чудотворные иконы Казанскую, Владимирскую, Тихвинскую, Смоленскую? Дело не только в том, что дарованное Богом должно быть воспринято. А в том, что в основании всех наших подлинных, в том числе земных побед, должно быть положено приснопамятное поражение Спасителя мира на Кресте, у которого всегда стоит Божия Матерь. «Судьба обошлась с Россией безжалостно. Ее корабль затонул, когда до гавани оставалось не более полумили», — всем известно это высказывание У. Черчилля. Судьба? Для нас это Промысл Божий, всемилостивый и всемудрый, который означает, что только в Кресте Христовом — непобедимая победа. Как раскрывается эта победа в истории и в конкретных событиях и в чем смысл поражения России и последовавшей за этим крушение православной монархии? О просвещении главной тайной нашей жизни мы должны прежде всего молить Божию Матерь перед Ее иконой «Августовская Победа».

http://moral.ru/august/

Женские: Ахтырско-Богородицкий , общ., при с. Феодоровке, в 63 в. от уез. г. Козлова. Учрежден в 1893 г. из женской общины, существовавшей с 1876 г. При мон. школа, приют и богадельня. Боголюбов , общ., в г. Козлове. Основан в 1875 г. из существовавшей с 1858 г. женской общины. Здесь находятся местночтимая Боголюбская икона Божией Матери. При мон. двухклассная школа и иконописная мастерская. Боголюбов Тишениновский , общ., в 20 в. от г. Кирсанова, при с. Оржевке. Основан в 1881 г. из женской общины, устроенной в 1864 г. помещицей Тишениновой. При мон. школа и приют. Вознесенский , 3 кл., общ., в Тамбове. Основан в 1690 г. Здесь находится чудотворная икона Всех скорбящих Радость. В день Вознесения в мон. совершается крестный ход из собора. При мон. двухклассная школа с общежитием, больница, странноприимный дом и приют. Димитриевский , общ., в с. Троекурове, в 11 в. от г. Лебедяни. Основан в 1871 г. из существовавшей с 1854 г. женской общины. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, писанная более 200 лет тому назад. Хранится в мон. и другая Владимирская икона, именуемая «Явленной»; по преданию, она обретена была одним полесовщиком в нач. XIX в. в росшем на занимаемом ныне мон. месте густом лесу в урочище, называемом Лепяги, на дереве, с струившимся из-под него источником, где ныне устроен колодезь, из которого богомольцы благоговейно почерпают воду. В мон. находится также келия затворника Илариона 93 , над могилой которого в 1893 г. выстроен новый храм. При мон. школа. Иоанно-Казанский , общ., в с. Сезенове, в 12 в. от г. Лебедяни. Основан в 1853 г. из существовавшей с 1840 г. женской общины. Здесь жил затворник Иоанн († 14 дек. 1839 г.), который погребен в нижнем этаже Троицкого храма. В мон. находится местночтимая Казанская икона Божией Матери. При нем школа и приют. Кадомский Милостиво-Богородицкий , общ., в зашт. г. Кадоме, Темниковского у. Основан в 1868 г. из существовавшей с 1797 г. женской общины. Здесь находится икона Богоматери «Неувядаемый Цвет». При мон. школа и приют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

эпитетах Богородицы, такие, как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII-XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом к-рых является Божия Матерь, напр. стихира «Что Ти принесем, Христе» ( «Собор Богоматери» - фреска ц. Спасителя мон-ря Жича (Сербия), XIII в.; фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля); богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы» , основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,- «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР). Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово ап.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Икона была в Ильинском монастыре. Современник этой иконы, святой Димитрий Ростовский (родился в 1651 г.), после писал: «На сие чудо вси людие города Чернигова с многим ужасом смотреша» (16 апреля). Есть еще иконы: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Прежде рождества Дева», «Сладкое лобзание», «Слово плоть бысть», «Утешение», или «Отрада», – Ватопедская Афонская икона (21 января), «Утешение в скорбех и печалех» и другие. Закончим это краткое перечисление упоминанием о Боголюбской иконе. Когда князь Андрей Юрьевич в 1157 году шел в назначенный ему Суздальский удел, неся икону Владимирской Божией Матери, ему явилась ночью Владычица стоящею над его шатром со свитком в руке, повелевая ту икону отнести во Владимир, а на месте явления – построить Ей храм. Князь повиновался и велел написать икону Богоматери так, как он Ее видел, стоящею во весь человеческий рост. На свитке Ее в правой руке написаны следующие слова, которые можно отнести ко всем иконам Богородицы: «Царю Небесный! Приими всякаго человека, славящаго Тя и призывающаго имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Моего. Освяти место оно и прослави прославляющаго Тя, именем Моим приемля их всяку молитву и обет». Новые знамения Божией Матери Поведаем читателям о некоторых знамениях и чудесах Ее, бывших в наше время и мало известных большинству православных людей. Между тем, весьма утешительно для сердца и утвердительно для веры знать, что Божия Матерь и доселе не оставляет мир Своим чудесным покровом и совершенно явно открывает Себя. Правда, иногда эти знамения и не велики по человеческому размеру; но нам дорого то, что они действительно были. Не поднимаем мы здесь вопроса о том, – как возможны чудеса? Но только ясно и с точки зрения веры и разума, что эти знамения воистину были. А свидетели тому несомненные современники наши, или и мы сами. Бог же пусть будет поручителем, что все дальнейшее говорится неложно! «Не спрашивай же меня более, – скажу словами древнего святого отца, Феодота Анкирского, – каким образом Бог производит знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " Кассопитра " Артская Кассопитра (греч. Κασσωπτρα), икона Божией Матери Празднование 8 мая - " Кассопитра " Керкирская (Греч. ) и " Кассопитра " Артская (Греч. ), 21 ноября - " Кассопитра " Керкирская (Греч. ) Прославилась в 1530 году на острове Керкира . В то время, когда остров находился под венецианским господством, там безвинно пострадал благочестивый юноша Стефан. По приговору судьи он был ослеплён за преступление, которого не совершал. С тех пор Стефана, неспособного передвигаться самостоятельно, водила за руку его мать. На северо-востоке острова, в 18 милях от столицы находилось когда-то небольшое приморское поселение Кассиопея , на месте которого стоял знаменитый храм, посвящённым Пресвятой Богородице . Стефан решил отправиться в этот храм, остаться при нём и просить милостыню. Поклонившись находящемуся в церкви чтимому образу Божией Матери " Неувядаемый цвет " и горячо помолившись Ей, они с матерью остались ночевать в храме. Ночью Стефан почувствовал, как кто-то коснулся рукой его лица и стал ощупывать пустые глазницы. Внезапно прямо перед собой он увидел Женщину в ослепительном сиянии. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла. А Стефан обрёл зрение, только глаза у него стали теперь голубыми, тогда как до казни они были чёрными. Со слезами радости мать и сын благодарили Пресвятую Богородицу за Её скорое вмешательство и помощь. Весть о чудесном исцелении Стефана быстро разнеслась по острову. Правитель спросил палача, действительно ли тот вырвал глаза у юноши. В доказательство палач показал правителю пару лежащих в тазу черных глаз. Пригласив Стефана к себе, правитель просил у него прощения и, желая возместить его страдания, богато одарил. Также он обновил ограду святого храма Пресвятой Богородицы в Кассиопее. Икона Божией Матери " Кассопитра " в кафоликоне монастыря Пресвятой Богородицы Кассопитры, пос. Фигаретон Канониу, о. Корфу Чудо послужило поводом для создания множества посвящённых Богородице Кассопитре храмов не только на Керкире, но и в Арте - ближайшем городе на материке, а также в городе Химара в Северном Эпире (ныне в Албании ). В память о чуде была также написана икона, чтимая в посвящённом ей монастыре Пресвятой Богородицы Кассопитры Керкирской (Ιερ Μον Υπεραγας Θεοτκου Κασσωπτρας Κκρυρας) в местечке Фигарето (сейчас это район в пригороде города Керкиры на полуострове Канони) , на которой изображён момент исцеления Богородицей отрока Стефана.

http://drevo-info.ru/articles/10566.html

был XII век, к которому относится наибольшее их количество (см.: Шалина. 2005. С. 565). Однако неясно, было ли развитие иконографии выносных И. последовательным, или разные программы складывались одновременно. Грабар полагал, что композиция «Распятие» или родственные ей «Оплакивание», «Поклонение Кресту» пришли на смену изображению Креста, прежде единственному варианту оформления оборотной стороны И. Одна из древнейших 2-сторонних выносных икон болг. происхождения из ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Мелнике имеет на лицевой стороне изображения Божией Матери «Одигитрия», архангелов и сцены «Благовещение» (нач. XIII в.,), а на обороте комплекс сюжетов: «Снятие с Креста», «Оплакивание» со сценами из НЗ (кон. XII в.) (см.: Бакалова. 2002. С. 64-65, 67-68). Однако иконографический репертуар выносных И., прежде всего 2-сторонних, особенно поздневизант. времени (XIII-XV вв.), гораздо богаче намеченных исследователями типологий и труднее поддается классификации. Достаточно рано появились редкие варианты 2-сторонних И. с образами святых на обеих сторонах (икона с рельефным образом вмч. Георгия в окружении живописных житийных сцен на лицевой стороне и святыми Мариной и Ириной (?) в молении Спасителю на оборотной, 2-я пол. XIII в., Византийский музей, Афины), или с образами святых на лицевой стороне и «Распятием» на обороте («Святые Иерусалима и 3 отрока. Распятие», 3-я четв. XIV в., Византийский музей, Афины), или с образом святого на лицевой стороне и сюжетной сценой на обороте («Вмц. Екатерина. Прп. Зосима причащает прп. Марию Египетскую», 2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины). Известны выносные И. с образами Божией Матери на обеих сторонах, как правило разного времени (икона с образом «Одигитрии» на лицевой стороне (ок. 1315, иконописец Георгий Каллиергис?) и «Одигитрии» же с эпитетом «Παμμακριστος» (Всеблаженнейшая) на обороте (2-я пол. XVI в.) или икона с образом «Умиление» (ок. 1400) на лицевой стороне и «Неувядаемый цвет» (1-я пол. XVIII в.) на обороте (обе - Византийский музей, Верия).

http://pravenc.ru/text/389040.html

В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к «теплой Заступнице мира холодного». То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Ее – вот что звучит во многих из наименований святых икон Ее: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». Если бы мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении. Но человек не есть чистый дух. Он – дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Вот это свойство душ – возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображение – и дало повод к возникновению почитания святых икон. Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее, по уходе Ее из мира. И вот Она решила в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями – иконами Ее – пребудет всегда Ее благодать. В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты Ее духовной жизни. Вот она со скорбию взирает на крест Своего Сына – «Ахтырская»; вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца – «Касперовская»; вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове (обычный жест тяжко страдающих людей) – «Утоли моя печали»; вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что отнимут Его от Нее: так готова она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира – «Взыскание погибших»; вот, как безгранично любящая Мать, Она держит на правой руке Своего Божественного Младенца, Который так крепко, доверчиво приник к щеке Своей Пречистой Матери, обвив Ее шею Своей ручкой – «Владимирская». Сколько ласки, любви во взоре! По преданию первой иконой, которую написал святой апостол и евангелист Лука, была эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010