Св. изображения на иконах иконостаса написаны с обеих сторон. Этот иконостас сооружен иждивением инокинь сей обители Феофании Готовцевой и Александры Бердяевой. Св. иконы писаны сестрами монастыря. Здесь за левым клиросом помещается особочтимая икона Божией Матери, т.н. " Неувядаемый цвет " , пред которою горит неугасимая лампада и читают непрестанно Псалтирь. Сохранилось предание, что в 1812 году, пред нашествием Наполеона, появились слезки из очес сей Царицы Небесной, которыя одна благочестивая старица собрала на ватку и от которых потом получались исцеления. После сего усердием сестер сооружена была фольговая риза на нее, сделана приличная рамка со стеклом и возжена неугасимая лампада. К сей церкви с южной стороны примыкает трапеза, почему и церковь называется трапезною. В столовой также имеется несколько особочтимых икон, из коих считается чудотворною икона Святителя Николая, во весь рост, с чудесами; она имеет 1 1/2 арш. вышины, в серебряной ризе; пред нею горит неугасимая лампада и ежедневно, по окончании вечерняго правила, читается акафист Святителю. Другая икона недавно чудесным образом поновившаяся, Господа Вседержителя, с изображениями на ней Царевича Димитрия и Вел. Екатерины, а ниже на одной стороне Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский, а на другой преп. Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Вышина образа 1 1/2 арш., ширина 1 аршин. б) Троицкий собор Вблизи Воскресенскаго летняго собора, с восточной стороны, имеется второй величественный теплый храм в честь св. Троицы. Храм этот каменный трехпрестольный, устроен усердием и иждивением игумений Маврикии Ходневой и сестер обители в 1821 году, на месте погребения царских узниц, княгини-инокини Евдокии и Александры, где прежде была деревянная часовня. Храм устроен в виде продолговатого квадрата с выдающимися полукружиями в восточную и западную стороны, немного пониженными. С южной и северной стороны храма устроены фронтоны, поддерживаемыя четырьмя полуколоннами. Над полукружиями деревянные карнизы поддерживаются шестнадцатью каменными круглыми колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=04074

И. Златоустого на Евангелие Иоанна, слово на латинов о Святом Духе, четыре слова – „о еже како подобает блюсти символ веры “, исследование Православной веры и об исправлении книг Русских, рассуждение о пользе грамматики, риторики, философии и другие. Оригинальные сочинения пр. Максима многочисленны и разнообразны по своему содержанию, но большей частью очень незначительны по объему, так что все вместе (около 134) составляют небольшие три книжки; они изложены то в форме размышлений и рассуждений, то в форме церковных слов и бесед, то в виде посланий, разговоров, исторических рассказов, молитв и св. песнопений, отрывков, заметок, иногда в несколько строк. Сочинения эти пользовались большим уважением: собирались в сборники, списывались в XVI и XVII в., цитировались последующими писателями наряду о святоотеческими творениями и вносились в другие сборники. 84 Известны также именуемые «Неувядаемый цвет» иконы Богоматери, находящиеся: в Московской приходской церкви Успения, что на Могильцах (празднуемая здесь 31 дек.), в г. Воронеже, в Богородице-Рождественской церкви, в г. Кунгуре, Тамбовской губ. (см. также о Кадомском мон., Тамб. еп.). С подобным же наименованием имеется местно чтимая древняя (поновленная в 1795 г.) икона в Никольской церкви с. Будищ, Полтавской губ.; на этой св. иконе, представляющей собою копию с Владимирской иконы, Богоматерь изображена держащею в правой руке цветок розы с листьями. 85 На именуемых Живоносный Источник иконах Богоматерь изображается, держащею в руках Богомладенца и сидящею в большой чаше (на подобие купели). Местно чтимые иконы с таким наименованием еще находятся: в г. Уржуме, Вятской губ., в Билярске, пригороде Чистопольского y., Казанской губ. (где эта икона называется также и «Источная»), в с. Валявке, в 12 в. от г. Пензы, в г. Липецке, Тамбовской губ., в г. Туле – в Старо-Никитской церкви (прославившаяся приблизительно в 1771 г.) и в Николаевской церкви, за Валом. 86 По преданию, эта Корсунская икона Божией Матери, принесенная св. кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Конец XIX – начало XX в. Одна из самых любимых икон – «Всех скорбящих Радость». Впервые образ с таким названием прославился в Москве в XIX веке. Списки с него разошлись по всей России. При этом они нередко существенно отличались друг от друга: на одних Богородица изображена с Богомладенцем, на других Одна, разнятся и группы предстоящих. Иконографию определяют слова молитвы, которая написана на вьющихся вокруг Божией Матери лентах: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех вспоможение и заступление». Каждая молитвенная строка расположена над иллюстрирующим её изображением. Здесь и алчущие, обретающие пищу, и нагие, получающие одежду, и исцелённые и т.д. Икона Божией Матери «Целительница». Прорись Так же развернут сюжет и в других иконах. «Нечаянная Радость» и «Целительница» были созданы как иллюстрации к духовной книге о Богородице свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» 146 . Явления Пресвятой Богородицы картинно запечатлены в образах Божией Матери Пюхтицская, где мы видим Её стоящей у источника, и «Спорительница хлебов», где Она с облаков благословляет пшеничное поле. К иконам, основанным на литературной аллегории можно отнести «Прибавление ума», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Неупиваемая чаша», Козельщанская, «Взыскание погибших», Леньковская – именуемая «Спасительница утопающих», «Недремлющее Око», «Прозрение очес», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Тучная Гора» и другие. 141 Подробнее об иконографии: Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 41–51. 144 «Древнейшее известное на сегодня изображение Богоматери Неопалимой Купины восходит к XIV в.», – пишет Г.И. Вздорнов в комментариях к публикации работы А.И. Анисимова «Владимирская икона Божией Матери»//Материалы и Каталог выставки «Богоматерь Владимирская». М., 1995. С. 66. К сожалению, подобного изображения не имеем и вынуждены опираться в своих рассуждениях на более поздние списки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

10 ½, в шир. 8 ½, верш. Венцы на ней, золотые, в два ряда убраны мелкими яхонтами и изумрудами, а риза серебряная с жемчужным ожерельем. На правой руке у Богоматери киотец золотой со св. мощами (ныне с частью ризы Ее), а у Богомладенца к правой благословляющей руке Его приделана золотая с финифтью, прорезная подвеска наподобие серьги. На полях и на самой ризе вычеканен синаксарь из Постной Триоди, читаемый в день Похвалы Божией Матери, т. е. в субботу на пятой седмице великого поста. Кроме того замечено, что подлинный Влахернский чудотворный образ 20 «принесен бысть в царствующий град Москву и поставлен в велицей церкви, и до сего дне, его же по самому подобию и мере, и сей настоящий (описываемый нами) образ Пречистой Богоматери, в заступление, по самой той благодати к Сыну Ее и Богу нашему, во обстояниях наших, и покровение и невпреборимую помощь от враг видимых и невидимых, устроен в лето от сотворения мира 7210, от Рождества же Христова 1701, индикта 10, месяца октоврия в 1 день; венец же и цка у сего святого образа (под ризой) вся исполненна святых мощей мно(го)численно, в предстательство наше и в заступление» 21 . В Высокопетровский монастырь икона поступила в 1704 г., из дома Федора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских 22 . На большой дске, в которую вставлена она, по сторонам Божией Матери изображены Благов. князь Михаил (какой?) и муч. Наталия, как тезоименитые родным стольника Ф. П. Дубровского. На той же дске написан лицевой акафист Пресвятой Деве. Образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемый «Цвет Неувядаемый», в выш. 13 и 3 / 4 , в шир. 11 верш. На нем серебро-позолоченная риза. Внизу на передней стороне дски надпись: «1733 году писал сей образъ 9-ти Myчehukobckiй (в Москве) дiakoh Bacuлiй Ивановъ». Толгская икона Божией Матери, в выш. 14, в шир. 11 верш., в серебряном чеканном окладе. Венцы чеканные, серебро-позолоченные с коронками, а убрус и ожерелье на Богоматери писаны по красной материи мелким кафимским жемчугом. Внизу на окладе вырезаны слова: «Списанъ сеи святый образъ съ подлинаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, яже въ Толской обители...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В службе Рождества Христова Божия Матерь прославляется отдельно. Ей посвящен второй день праздника (26 декабря, 8 января по нов. стилю), именуемый Собором Пресвятой Богородицы. «Что Тя наречем, о Благодатная?» (Как назвать нам Тебя, о Благодатная?), – риторически вопрошает Церковь . Небом? Раем? «Из Тебя воссияло Солнце Правды», расцвел «Цвет нетления», – все эти, и другие эпитеты Рождественской службы стали основанием для появившихся в XVII–XVIII веках богородичных икон, таких как «Благодатное Небо», «Неувядаемый Цвет» и другие. Дионисий. «Светоприимная свеча» Фреска. 1502 г. Музей фресок Дионисия, Вологда Традиция писать художественные образы на темы церковных гимнов (подобная иконография так и называется – гимнографической) зародилась среди южных славян. Примерно с конца XIII века в монументальной живописи Балкан появляются первые художественные циклы, составленные на основе гимнов Богородице. Один из таких образов был написан на слова рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе». На основе этого образа, на Руси в XIV веке появляется новая иконография – «Собор Богоматери». Древнейший, дошедший до нас праздничный образ этой иконографии, был создан на рубеже XIV–XV веков в Пскове и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Текст рождественской стихиры прей. Косьмы Маюмского, который лег в основу этой иконы, звучит так: " Что Tu принесем, Христе, яко явился ecu на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву». Стихира посвящена Христу, однако икона посвящена Богородице. Почему? «Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы», – говорит святитель Феофан Затворник . Отделенный от Бога в грехопадении мир, весь, и земной, и ангельский, вновь получил возможность соединения с Богом только через Богородицу. В Лице Приснодевы Марии выражается вся божественная тайна Ипостаси Иисуса Христа, – учит Церковь , но, с другой стороны, утверждает, что Богородица в Своем Лице представляет перед Богом всех людей и все творенье. Все эти богословские построения святых отцов трудно пересказывать, их проще увидеть в иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Лучшая часть для Избранной от всех родов 15.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: Калужская икона Божией Матери Слово в день празднования Калужской иконы Божией Матери Калужская икона Божией Матери. Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии. Калужская икона Божией Матери прославилась многими чудесами. Среди них выделяется строгое вразумление тех, кто неблагоговейно относится к святыне и дерзко отвергает послушание слову Божию. Пресвятая Богородица изображена на иконе с книгой Священного Писания в руках. В этот праздник, как и в другие Богородичные праздники, мы слышим Евангелие о Марии, которая села у ног Господа и слушала слово Его. Точно так же другая Мария, трехлетняя Отроковица, вошла во Святое Святых, чтобы быть всегда в присутствии Божием. Это первое, что мы узнаем о Ней, это то, что определяет Ее. Евангельская Мария вся устремлена к Богу, ее взор обращен к Нему. Она у ног Господа, чтобы лучше слушать слово Его. Он — Сам Слово, и она хочет не просто слушать Слово, но, слушая, принимать Господа в Себя. Она принимает Его в доме видимом, чтобы принять Его в доме, который есть она сама. Она исполнена любви, для нее естественно сидеть у ног Его. И Господь говорит в ответ на ее любовь. Чтобы стать зримой, любовь, исходящая от Господа, должна иметь любовь приемлющего ее. Его любовь подобна светильнику, который Он доверяет ее хранению. Она — хранительница Его любви, потому что она уже любит. Господь дает Ей, потому что она уже имеет. Как Он Сам говорит: «Имеющему будет дано». Она слушает слова — в их совершенстве и новизне. Каждое слово отмечено тем, что оно Господне. Каждое слово исполнено вечного значения, оно всегда совершенно, и всегда исходит из своего источника. Господь открывает Себя любовью. Он без конца дает людям новое выражение любви, которое они могут понять. Его слово будет хранить это сияние до скончания мира. Потому что Господь — в том, что Он говорит. Она восприемлет в слове Господа Его Самого. Через слово она питает свою душу Господом. Точно так же Пречистая Дева будет жить у ног Господа, внимая Его словам, рядом с Его Божеством.

http://moral.ru/kaluzhskaya_icona/

М., 1982. С. 214). В «Слове на Рождество Богоматери» прп. Иоанна Дамаскина Богоматерь воспевается как «облеченная благолепием добродетелей, как златотканными одеждами» (Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресв. Богородицы. СПб., 1868. С. 16-32). Радость, торжество, звучащие в каждой строке канона и в др. источниках, передаются на иконах с помощью пламенеющей киновари и мерцаюшего золота, тончайшей орнаментики, пышных цветов, расшитых золотом драпировок, богато украшенных палат. Это наиболее ярко проявилось в одной из самых драгоценных по живописи икон - образе из Голутвинской церкви. Однако этот вариант иконографии со временем практически вышел из употребления, на смену ему пришли иконы упрощенной иконографии, хотя в целом и повторяющие чудотворный образ из Алексеевского мон-ря, напр. икона XIX в. (ЦМиАР; см.: О Тебе радуется. 1995. С. 65. Кат. 54). Из московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах Из московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах происходит несохранившаяся чудотворная икона «Н. Ц.» (празд. 31 дек.). По преданию, она принесена с Афона болящему прихожанину этого храма надворному советнику А. В. Малевскому-Малевичу в 1865 г. Вскоре он почувствовал облегчение. После этого слава иконы как чудотворной стала распространяться. С этой иконы для Успенской ц. на Могильцах был сделан список (8×63/4 вершка), к-рый поместили в Никольский придел ( Ловцов. 1899. С. 33-35). Иконография этого образа существенно отличалась от чудотворной иконы Алексеевского монастыря. По описанию Ф. М. Ловцова, Богородица была изображена восседающей на престоле, правой рукой Она поддерживала Младенца, стоящего на цветке, к-рый вырастал из-под ног Богоматери. Христос был представлен в венце, над Богоматерью венец держали ангелы. У Младенца в правой руке была держава, у Богородицы - жезл с цветами лилии. Точное повторение этого чудотворного образа представляет собой икона сер. XIX в. (ЦМиАР; см.: О Тебе радуется. 1995. С. 64. Кат. 53). Образцом для икон этого типа послужили иконы, восходящие к афонским гравюрам, или сами вышеуказанные гравюры ( Papastratos.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Местная икона Сошествие Святаго Духа, больших размеров в дорогостоящей ризе. Также находились прекрасные иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого преподобного Серафима Саровского и святителя Феодосия, Иверская Божия Матерь, огромная икона, высокохудожественной работы Плащаница, рукоделия сестер обители. Из старинных икон в соборе находились Казанская Божия Матерь, святитель Николай, великомученик Димитрий, Феодоровская Божия Матерь, Нерукотворенный Спаситель, Знамение Божией Матери. Вот чем славился собор. Под собором было огромное и сухое помещение, где на зиму хранился картофель и другие овощи, а также находился другой церковный инвентарь, как-то: носилки для икон, чан для водоосвящения и другой церковный инвентарь. На паперти и на хорах собора было четыре помещения, в которых хранились дорогостоящие облачения для священнослужителей, а также прекрасные пелены, ковры, иконы, богослужебные книги и другие богослужебные принадлежности – а всего этого было огромное количество. В собор вели три двери. Третья церковь теплая, однопрестольная, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иконостас пятиярусный с древними иконами. Более замечательные – это местная Успение, Нерукотворенный Спас, Неувядаемый Цвет и больших размеров другая Успение, без ризы. Церковь отоплялась тремя печами. Четвертая церковь находилась вне ограды монастыря на монастырском кладбище и была посвящена Иоанну Крестителю. Там служили очень редко, и особых достопримеча­тельностей в ней не было. У Святых ворот обители была часовня, в которой находилось резное изображение во весь рост святителя и чудотворца Николая, в серебряной ризе, с мечом в руке. Эту икону но­сили по приходу четыре раза в году. Еще в часовне находилось резное изображение во весь рост Спасителя, сидящего в темнице. Это изображение было у верующих в большом почете. Впоследствии я его видал в краеведческом музее города Мологи. Вторая часовня находилась на территории скотного двора, размером примерно 21/2 метра на 3, с иконостасом. Но иконы были литографические, на жести. Пола не было. В центре находилась могила, на которой лежала треснутая каменная плита с надписью, которую никто не мог прочитать, за исключением слов «игумен Корнилий», а остальное не разобрать. На северной и южной стенах висели очень древние иконы: Знамение Божией Матери и две преподобного Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

После Октябрьской революции на территории Кадомского женского монастыря сохранились следующие здания: 1. Ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». 2. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В настоящее время занимает Кадомский швейный техникум. 3. Келейный корпус – двухэтажное кирпичное здание. 4. Хлебопекарный корпус, где на первом этаже размещалась хлебопекарня, на втором – келии сестер. В настоящее время в этом корпусе располагается Кадомский районный ОВД. 5. Сиротовоспитательное учебное заведение. Ныне здание детско-юношеской спортивной школы. Монастырь вновь открыт 17 апреля 1997 г. Настоятельницей была монахиня Любовь (Доронина) на плечи, которой легла забота о восстановлении обители после долгих лет запустения. В том же году в храме был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Затем был восстановлен и освящен южный придел во имя преподобного Серафима Саровского. 24 декабря 2004 г. состоялось освящение главного придела храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая». С 2005 по 2012 гг. стараниями игуменьи Евгении (Свиридовской) были возвращены здания и приобретено много земель для обители, велись активные строительные и ремонтные работы. В настоящее время строительницей монастыря является монахиня Иустина (Свиряева), которая продолжает начатое дело по восстановлению духовной жизни в обители. Огромный вклад в восстановлении монастыря и возрождении духовной жизни внес духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов), который и по сей день несет свое послушание в обители Пресвятой Богородицы. Святыни обители: 1. Икона Божией Матери именуемая «Неувядаемый цвет» Икона эта досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой. Отец этой госпожи был военный человек. Жил долгое время в Грузии. Когда он прибыл оттуда на жительство в город Кадом, то привез с собой и эту икону. Он и все его родные оказывали ей особое почитание, считая ее чудотворной. Госпожа Богданова рассказывала, что её отец однажды совсем было утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мной (надо заметить, что он всегда возил ее с собой), спаси меня!», и выброшен был на берег, тогда как его товарищи утонули.

http://sobory.ru/article/?object=10016

Только вокруг колодца по всей лужайке такое благоухание разливается... Известие об этом разнеслось так скоро, что куда ваш телеграф. Явное чудо! Пошли слухи об исцелениях от этой воды. К колодцу потянулись паломники, поклониться чудноявленному образу Богоматери и взять из колодца святой водички, да не из окрестных только деревень, а издалека, так что на этой лужайке всегда можно было видеть скопление людей. Мой приятель офицер, человек, видавший много видов за войну, тот самый, что был с своей невестой Катей вместе с нами весной у прозорливой старушки, разсказывает: «Я был в это время в тех краях. Потянуло и меня лицезреть это чудесное явление и, если удостоюсь, увидать и образ Царицы Небесной, поклониться ему. Особенно тянула меня моя Катя, которая видела в этом явлении какой-то особый знак Промысла Божия или какое-то особое откровение. «Царица Небесная в эту годину Сама сошла к нам, и, чтобы мы не вышли к Ней навстречу с земным поклоном, какие тогда мы будем русские, православные люди!» Собралась нас группа в несколько человек, и мы пришли к колодчику утром, когда солнышко было еще не высоко. Как водится, шли мы и гадали: удостоимся мы видеть это чудо? Но икона, как будто, ожидала нас. Первой побежала к колодцу Катя и так и ахнула, в восхищении остановившись над ним. Какая красота! На ровном песчаном дне было прекрасное отображение иконы Божией Матери, ну точь в точь, как Она пишется на иконе, именуемой «Цвет Неувядаемый». Сочетание, игра красок – поразительныя. Царица Небесная и Богомладенец в коронах. Одеяние Ея – красное, в роскошных цветах, Богомладенец в светлом одеянии, Владычица в правой руке держит великолепнейшую, большую красную розу, Спаситель в правой руке держит скипетр, а в левой державу. Лик Богородицы такой скорбный, скорбный, а лик Спасителя, наоборот, очень строгий. Под ними живописнейшая, тяжелая гирлянда из красных роз. «Да вы вглядитесь, удивленно-восторженно вскрикивает Катя, икона-то ведь не руками человеческими написана, а самоизображающаяся на песке, как на экране.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010