Умирают в отречении от Бога, потому что кровь ребенка, не омытая покаянием, превратится в огненную реку, которая отделит в вечности убийц от Бога. Ни одно животное, ни одно пресмыкающееся, ни змея, ни скорпион не уничтожает своих детей ради наслаждения. Человек эпохи цивилизации, просвещения и гуманизма превзошел в жестокости все существа, живущие на земле, стал безжалостнее змей и скорпионов. Пока убийство детей не будет объявлено самым большим злодеянием и поставлено вне закона, все призывы к миру и справедливости будут только маской на лице каннибала. В агиографической (житийной) литературе описан пример самого глубокого нравственного падения, случившегося с отшельником по имени Иаков. Он совершил в состоянии опьянения три греха: прелюбодеяние, убийство, а затем скрыл труп своей жертвы, лишив его христианского погребения. В этом житии описан также необычный подвиг покаяния, который возложил на себя падший подвижник, отвергнутый Богом прелюбодей и убийца. В течение 10 лет он молился в подземелье, в каморке, вырытой под полом дома, где жил священник — его духовный отец. Он не видел солнечного света, питался только хлебом и водой, и это подполье было настолько тесно и низко, что он не мог стать во весь рост, не мог лечь на пол, а сидел скорчась. Через десять лет было знамение, что он прощен. Супруги, обрекающие на убийство своего младенца, повторяют грех Иакова, вовсе не думая о каком-либо покаянии. Запланированное убийство ребенка, то, что в нашем лицемерном обществе называют гнусным по своей лжи, наукообразным термином “регулирование семьи” содержит в себе прелюбодеяние, т. к. голый секс — это разрушение и семьи, и личности; убийство, притом зверское и циничное, лишение человеческого существа простого предания земле. Имя первой женщины Ева означает “жизнь”. Имя женщины, совершающих детоубийства — ” смерть”. Эти матери становятся демонами своего собственного тела, т. е. ту, созданную Богом палату, в которой зарождается и развивается человеческая жизнь, они превратили в застенок, где палач четвертует их ребенка, их сына или дочь. Затем труп находит место на какой-нибудь свалке.

http://azbyka.ru/deti/kazn-nad-nerozhden...

На совещании, описанном у синоптиков, первосвященники принимают решение взять Иисуса хитростью и убить. Но тут же делают оговорку: только не в праздник. Как понимать ее? Если следовать дальнейшему повествованию синоптиков, Иисус был арестован в первый день опресноков ( Мк.14:12 ; ср. Мф.26:17 ; Лк.14:12 ) и распят на следующее утро. Однако, согласно Иоанну, Он был распят в пятницу перед Пасхой ( Ин.19:14, 31, 42 ). Об этом расхождении мы подробнее скажем в следующей главе. Сейчас лишь отметим, что, если следовать хронологии синоптиков, первосвященники в дальнейшем изменили своему намерению. Так понимает это место Иоанн Златоуст : «Сказав «только не в праздник», потом, найдя предателя, они не ждали времени, но совершили убийство в праздник». 145 Если же соединить данные синоптиков с данными Иоанна, то оговорка только не в праздник должна означать «до наступления праздника». 2. Вечеря в Вифании Рассказ о вечере в Вифании присутствует в трех Евангелиях – от Матфея, Марка и Иоанна. В центре повествования – женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечере. У Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой Лазаря; у Матфея и Марка остается безымянной. В Евангелии от Луки имеется повествование с похожим сюжетом: там женщина, которая была грешница, узнав, что Иисус возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром ( Лк.7:37–38 ). Этот сюжет был рассмотрен нами в книге «Притчи Иисуса». 146 В ней же мы указали, что в древних и современных толкованиях имеется несколько точек зрения на соотношение между этими рассказами: 1) все евангелисты описывают один и тот же случай, но разногласят в деталях; 2) один случай описан у синоптиков, другой у Иоанна; 3) один описан у Луки, другой – у Матфея, Марка и Иоанна; 4) в четырех Евангелиях речь идет о трех разных случаях : первом – у Луки, втором – у Матфея и Марка, третьем – у Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В нем части Св. мощей части: а) Животворящего древа, б) млеко Пресв. Богородицы, в) риза Пр. Богородицы, г) Камень горы Голгофы, идеже изошла кровь Христова, д) перст Евангелиста Иоанна Богослова, е) древо жезла Моисеева; части Св. мощей: ж) Св. Иоанна Златоустог о и Св. Григория Богослова , з) Апостола Андрея, и) Феодора Стратилата, Первомученика Стефана, к) Апостола Кодрата, л) Св. Иоанна Милостивого, м) Св. мученицы Марины, н) Св. Евангелиста Матфея, о) Св. Николая Чудотворца, и) Св. Спиридония, р) Св. Лазаря, с) Св. Кирика, т) Св. мученицы Татианы». В описи 1698 года крест сей описан так: «Во 189 (1681) 113 и году Государынь Царевен крестовый Дьяк Иван Корнилиев сын Шушерин пожаловал вкладу в дом Святого Живоносного Христова Воскресения крест серебряный золочен Корсунского дела. На кресте Распятие Господне, написано с чернью, а в нем двадцатерых мощи разных Святых; а в венце у Спасова образа четыре искорки алмазных, четыре яхонтовых красных; возглавие и в подножии два изумрудца зеленых, восемь искор яхонтовых червчатых, восемь зерен Кафимских. На ручках на спнях три лалика, по концам на закрепках три зерна бурмицких, а вокруг того креста обнизано жемчугом в одну нить; сияние серебреное золочено; весу в том кресте полтретья фунта без осми золотников». В описи 1704 года, касательно украшений сего креста, замечено: «Со вкладного креста Ивана Шушерина сняты два изумруда зеленых, восемь зерен яхонтовых, червчатых, восемь зерен Кафимских, три лалика, три зерна бурмицких». А по сказке Ризничего Иеродиакона Сосипатра выше писанные все камни из Соборной церкви украл чернец Иларион и продал на Москве, и за то в прошлых годах, по розыску из Поместного Приказу, учинена ему смертная казнь». Украшен вновь усердием Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны. По настоящей описи 1846 года, крест сей описан так: «Крест серебреной с сиянием, золочен, Корсунского дела; Распятие Господне писано чернью; в нем 20 разных частиц Св. мощей. В венце у Спасова образа четыре искры алмазных, да столько же яхонтовых красных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Леонид Михайлович Князев (1851-после 1923). Действительный статский советник на 1901 г. Губернатор Тобольска (1896–1901); Вологды (1901-1902); Костромы (1902–1905), Курляндской губернии (1905-1910). Иркутский генерал-губернатор (1910-1916). С 1916 г. член Государственного совета (неприсутствующий). См. Адрес-календарь Вологодской губернии на 1901 год. С.3; О.В. Теребов. Князев//Большая российская энциклопедия. Том 14. Москва, 2009. С. 349; Л.М. Князев. Докладная записка в Московский Политический Красный Крест//http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000072.pdf В рассказе Илария Шадрина «Не угодил» описан приезд архиерея 17 июля 1896 г. в Песошенский Успенский приход Вологодского уезда. (И.Г. Шадрин. Не угодил//Сильнее смерти и другие рассказы. СПб. 1914. См. Свящ. Н.В. Солодов. Повесть И. Г. Шадрина «Бурса»: источники и прототипы//Два века русской классики. 2021. 3. С. 172–189). Более правильная дата – 1900 г., как это можно восстановить из статьи: Senex. Два венка//ВЕВ. 1911. 10. С. 225-232. В ней описан приезд вл. Алексия в одну из Вохомских деревень 7 февраля 1900 г. Оба свидетельства относятся к одному и тому же приезду архиерея – и оба посещения после очень долгого перерыва. Однако статья в епархиальных ведомостях очевидца – более надежный источник, чем пересказ письма двадцатилетней давности. Кроме того, в начале февраля 1901 г. епископ Алексий праздновал сорокалетие своего служения в священном сане и едва ли мог оказаться 7 февраля на Вохме. Возможно, А.А. Ильинский, служивший в Покровской Боговаровской церкви. Вероятно, речь идет о Леониде Моисеевиче Бановиче (1880-1937), преподавшем музыку в Вологде с 1904 по 1907 г. В 1926 г. основал и до конца жизни возглавлял Первый симфонический оркестр гармонистов. Расстрелян на Бутовском полигоне. Павел Александрович Бесединский (13.10.1864 – после 1920) при Еловинской Космо-Дамиановской церкви Никольского уезда. Окончил Никольское духовное училище (1879), Вологодскую духовную семинарию (1885) по 1-му разряду. С. 01.01.1886 надзиратель Устюжского духовного училища. С декабря 1887 г. до 01.05.1888 псаломщик Вологодской градской Сретенской церкви. С 01.08.1889 по 20.03.1892 канцелярский чиновник Вологодского Окружного Суда. С 06.05.1897 – священник Верхотерманской Воскресенской церкви. С 11.12.1900 священник Благовещенской Емской церкви Вологодского уезда. С 13.08.1907 священник Воскресенской Шелыгинской церкви Вологодского уезда. С 25.04.1913 и.о. ключаря кафедрального Вологодского собора. (Клировая ведомость Шелыгинской Воскресенской церкви Вологодского уезда за 1908 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 48, т. 30. Д. 73. Л. 174 об. – 176 об.). Находился на этой должности во всяком случае до июля 1920 г. (Прот. А. Подстаницкий. Дневник протоиерея Александра Подстаницкого. Вологда, 2014. С. 19).

http://bogoslov.ru/article/6176126

21, 67; M. и В. Успенские. Лицевой месяц. импер. Василия II, м сентябрь, стр. 19, 35, 65. 63 Акты истор. изд. арх коммиссии т. I, 101, стр. 144; Акты юридич. изд. той же ком. 388, стр. 410; Сн. А. Дмитриевского . Богослуж., в русской церкви в XVI в. стр. 355–356; Христ. Чтен. 1889, ч. I, стр. 379–393 64 «Неосвященоу ни пети, ни чисти на анбоне или божествьнаго словесе людем почитати, аще священничьского постриженья на главе не имать, ни благословенииа от своего пастыря, по святым правилом, не прииал боудеть: аще прииал боудет, обаче же и таковоуму несть инако, како пети или чисти на анбоне, аще не облечеться в белыиа ризица. Малыиа же ризица глаголеться гречьскым языком диффера или фелонь». (Русск. истор. библ. т. VI, ст. 98–99) 67 Н. Суворов . Описан, вологод. кафедрал. Софиевск. собора М. 1863, стр. 136; дрот. К. Никольский . О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПБ. 1885, стр. 191. Одевались эти отроки в стихари и золоченые тапки или венцы, сделанные из заечины ( Н. Суворов . Описан, вологод. каф. Соф. собора, стр. 136 137). Нам думается, что мы не сделаем большой натяжки, если сопоставим эти стихари и шапки или венцы отроков с одеяниями и золотыми венцами (χρυσ στεφνια) певцов, называвшихся в Византии „ο δηρμται» (Mign. Patrol, curs, complet. t. 112, col. 1076–1077). 68 «Чиновник указ о звону и о чину в ноет великии и в пятдесятницу до недели всех святых», содержащийся в ркп. библиотеки СПБ. духовной Академии 127, написан до кончины патриарха Филарета Никитича (1633). Так, здесь замечено в чине православия: «Князю Георгию Владимирскому февраля в 4 день, а образ тогда имати от патриарха, а в соборе его нет. А празновати не велел в великий пост сим святым государь патриарх (л. 27)». Позднее прибавлено к этим словам: „Филарет Никитич». „После фомины недели с понеделника на вторник, читаем мы в том же Чиновнике, государь патриарх приказал пети (позднейшая поправка: поеть) панахиду болшую с митрополиты и со всеми черными властьми по новом исповеднике по Ермогене, патриархе московском и всеа Русии, и по архиморитех и игуменех, и по всем освященном соборе, и по всех православных християнех убиенных и поженных и в полон заведенных от безбожных Ляхов и Литвы, и тамо изнуженных и оскверненных и без покаяния нужне скончавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Живописцам предписывается «кроме всякого зазора и безчинства и с превеликим тщанием писати и воображати на иконах и на досках Господа нашего Иисуса Христа, и пречистую его Богоматерь, и святых небесных сил, и святых пророков, и апостол, и мученик, и святителей, и преподобных, и всех святых по образу, и по подобию, и по существу, смотря на образ древних живописцев, и знаменита с добрых образцов» (150—151). «Стоглав», таким образом, узаконивает весь иконографический набор русского иконописца, сложившийся к XVI в., и еще нище не говорит о новых аллегорических сюжетах, только что появившихся и бурно обсуждавшихся, видимо, и в кулуарах Собора, но явно не получивших всеобщего одобрения. Поэтому Собор закрепляет, уже вторично, сугубо средневековый метод работы живописцев — «по образу, и по подобию, и по существу» добрых древних образцов. Интересен последний член этой формулы, повторенный трижды в «Стоглаве». Думается, что этим «по существу» Собор предостерегал, с одной стороны, от чисто механического копирования (что нередко практиковалось на Руси) древних изображений и ориентировал художников на осмысленную работу с древними образцами, на стремление понять смысл и назначение каждого изображаемого элемента, а с другой — от «самосмышления» и писания Божества по «своим догадкам», что также бурно расцветало в 16–м столетии. «Существо» иконы, по мнению участников «Стоглава», полно и всесторонне выявили Иоанн Дамаскин и другие византийские мыслители VIII—IX вв. На их понимание и следовало ориентироваться русским живописцам. В частности, на известное утверждение, что «Христос бо Бог наш описан плотию, а божеством не описан» (153), то есть изображается только вочеловечившийся Иисус Христос. По сути, этим утверждением «Стоглав» отрицал возможность изображения Христа до его вочеловечивания и Бога Отца в человеческом образе, хотя иконы именно с такими изображениями были написаны для кремлевских храмов после пожара 1547 г. и против них–το и выступил дьяк Иван Висковатый. Особое внимание уделяет «Стоглав» мастерству и таланту живописцев, их обучению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Первые три века дана была благодать страдать за Христа, за исповедание Его Божества. Еще мальчиком в школе я слушал священника, который говорил нам, маленьким детям, о мучениках первых веков. Это был молодой и прекрасный священник с академическим образованием. Слушая его, я подумал: как жалко, что теперь гонения против христиан стали невозможны и нельзя стать мучеником за Христа. И что же? – Прошло несколько лет, и вдруг начинается гонение, которому не было равного в истории: по жестокости, по безумию, по уверенности, что они гонят зло. Семьдесят лет – и потом рухнуло это. Вот, была дана возможность страдать и умирать за Христа. Во всех лагерях ГУЛАГа были прежде всего христиане. В чем скандал между евреями и Христом? Они по ошибке ждали Мессию только для еврейского народа. И если этот Христос относится ко всем народам одинаково, Он не настоящий Мессия. А Христос пришел для всего мира. И первый Собор, который описан в Деяниях Апостолов 31 , говорит, как апостолы разорвали узкое восприятие «Христа как Мессии только для евреев». Очень хорошо описан этот случай в Евангелии, когда апостолы шли в Кесарии и женщина кричала: «Помилуй меня, моя дочь больна» 32 . Христос тогда уходил из Иерусалима, где все богословы и книжники говорили апостолам: «Он не может быть Мессией, Он пришел для всех народов, но Писание говорит, что Мессия обетованный есть тот, кто придет только для евреев». И Господь боролся с этим искушением апостолов косвенно через эту женщину: «Я не пришел к самарянам, Я пришел только к погибшим чадам Израиля» 33 . Но на самом деле Христос так не думал. В этой короткой истории запутано много – длительный спор о том, как понимать Мессию. И когда Он уже исцелил дочь ее, сказав женщине: «Велика твоя вера, будет тебе, как ты хочешь», тогда Он спросил: «А вы за кого принимаете Меня?» И Петр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» 34 . Страшно интересное и важное место Евангелия: только после того как апостолы исповедали Христа как Сына Бога живаго, Господь сказал: «ТЕПЕРЬ среди вас есть некоторые, которые увидят Царство, пришедшее в силе». И после этого Евангелие молчит: шесть дней они молча шли до Фавора. И уже на Фаворе, в нетварном Свете, они услышали голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, послушайте Его» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

810 Рукоп. 197, л. 364. Ссылка Даниила на свидетельства «от отческих» указывает на «отечник», или сборник слов и благочестивых изречений разных отцов и подвижников. В современном издании русском отечник называется: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» М. 1845 г. издан. Моск. Дух. Акад. Процитованное здесь Даниилом место находится и в современном издании «отечника. Достопамят. сказ. 3. 811 Рукоп. 197. л. 357. Старчество под названием, «Verba Seniorum» напечатано у Миня. Patr. Curs. complet, ser. lat. tom. LXXIII., pag. 855–1066. Старчество под названием «Древнего Патерика» переведено на русский язык при «Душеполезном Чтении» и издано редакциею его особою книгою. Древний Патерик. Москва. 1874 г. Об общем характере подвижнических сочинений, каковы – старчество, патерики и т. п. можно познакомиться из сочинения П. Казанского : История православного монашества на востоке. А для более подробного знакомства с сказаниями из старчества и из патериков может служить, прекрасным пособием исследование Петрова «О происхождении и составе Славяно-русского печатного пролога. См. также Описан. рукоп. Синод. библ. отд. II, 2, 267–283. 812 Рукоп. 197 л. 353–(не разборчиво). Это самое соображение есть и в Просветителе. Сл. IX, 425. 813 Рукоп. Моск. Д. Акад. 197. л. 360–361. Как вопрос, так и ответ заимствованы из творений св. Анастасия Синаита , патриарха Антиохийского. Подлинник см. Migne, Patr curs complet. ser. graec. tom. LXXXIX. J. Anastasii Sinaitae Quaestio X. p. 431–434. Перевод в процитованном Даниилом месте соответствует подлиннику, исключая двух незначительных пропусков, находящихся в цитате Даниила. Вопросы Анастасия Синайского сделались известными на Руси в глубокой древности. Они находятся в Изборнике вел. князя Святослава от (не разборчиво) года. Описан. рукописей Моск. Син. библиот. отд. II. кн. 2. 363–409. Но м. Даниил пользовался здесь вопросами и ответами Анастасия Синайского чрез сочинения Никона Черногорца. Книга преп. Никона, игумена Черныя горы, изданние Почаевской Лавры 1795 года, половина II, слово 41, л. 310. Почаевским изданием сочинений Никона Черногорца я пользуюсь и во всех других местах своего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Кроме того, 5 Казанских храмов столицы были разрушены советской властью. В их числе – хорошо памятный всем ценителям русской литературы храм на Большой Якиманке, «у Калужских ворот»: он неразрывно связан с детством Ивана Шмелева и много раз с любовью описан в разных главах его «Лета Господня». Описан – как ни один другой храм в истории русской литературы. Под сенью Казанской иконы прошло все детство писателя: «Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице Казанской, темная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь… Вижу лучики – лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко, за звездами – сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно…» (И. Шмелев. «Лето Господне»). «Ничего не страшно…» Так просто сказано! Да будет и нам всем не страшно под такой Защитой! Пресвятая Богородица, спаси нас. Архитектурный ансамбль монастыря Как ни знаменит был монастырь благодаря своей чудотворной иконе уже в XVI-XVIII веках, все-таки почти весь его архитектурный ансамбль, в виде, дошедшем до революции, был возведен в течение XIX века. До этого времени тут стоял лишь каменный собор конца XVI века, а также колокольня и Софийская надвратная церковь (обе – XVII века). Большинство же других сооружений оставались деревянными. К настоящему времени от этих наиболее старинных построек уцелела лишь Софийская церковь. Колокольня была безжалостно снесена в советское время; главный собор конца XVI века заменен новым в 1798 – 1808 гг., а в 1930-е годы также разрушен. Прежде чем мы приступим к описанию великолепного ансамбля в стиле классицизма, возникшего в XIX веке, стоит сказать пару слов про древнюю Софийскую церковь. Она первая из всего разоренного ансамбля была возрождена и освящена – еще в 1994 году. Эта самая маленькая действующая церковь не только Богородицкого монастыря, но и всей Казани. Второй ее этаж (собственно храм) – это, по сути, одна комнатка, несколько метров длины и ширины. На месте первого этажа когда-то была арка ворот, а сейчас обустроена келья. Снаружи Софийская церковь более всего интересна своими наличниками окон.

http://sobory.ru/article/?object=06242

Этот указ, изданный в 1762 году, положил начало очень медленному, но неуклонному процессу изменения отношений между помещиками и их крепостными. Находясь до этого в непрерывных походах, землевладельцы поручали хозяйственные функции управляющим, чаще всего немцам. Вернувшись в родные гнёзда, отставные офицеры сами стали входить в детали сельского производства и сельской жизни, лучше понимать своих подданных, обнаруживая, что они тоже люди, что Аристотель, видимо, ошибся, наделяя рабов душой низшего порядка. Во многих усадьбах начал формироваться даже патриархальный уклад, при котором помещик был отцом, а крепостные — его детьми. Такой пример как раз и описан Толстым: много лет спустя после смерти Николая Ростова землепашцы со вздохом вспоминали о нём: «Вот это был барин, так барин — сперва крестьянское, потом своё». В первую очередь заботился о крепостных и гоголевский Костанжогло. Патриархальный быт русской усадьбы восемнадцатого века ярко описан Аксаковым в «Семейной хронике» и в «Детских годах Багрова внука». Этот процесс сыграл не последнюю роль в том, что ровно через 99 лет после указа о вольности дворянства вышел манифест об отмене крепостного права. Демобилизация офицеров вызвала ещё один процесс, также работавший на освобождение крестьян. Не все осевшие в своих имениях дворяне заполняли досуг совершенствованием своей кухни и карточной игрой: многие стали выписывать из Европы книжные новинки, собирать библиотеки, заниматься самообразованием, в результате чего прониклись либеральными идеями французского Просвещения. Именно с них, а не с петровских питомцев, началась «Россия молодая». Они же составили и зародыш пришедшего в следующем поколении российского гражданского общества. Говорят, кто в молодости не либерал, тот подлец, кто в старости не консерватор, тот глупец. Это действительно так. У молодого человека главная потребность состоит в личном самоутверждении; входя в мир, он громко объявляет об этом: «Эй вы, небо, снимите шляпу, я иду!». «Я» для него в этот период есть «Я хочу», поэтому высшей его ценностью является собственная индивидуальная свобода. Становясь же к старости мудрым, человек начинает хотеть уже большего, чем простое самоутверждение — а именно укорениться в чём-то более масштабном и более надёжном, чем «Я» — если верующий, в Боге, если неверующий — в Государстве.

http://azbyka.ru/fiction/mysli-pered-zak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010