Указ скоро последовал, и в конце декабря 1859 года подписана была духовною цензурою к выпуску в свет первая, январская 1860 года, книжка нового журнала. В составлении статей для журнала, кроме самих редакторов, принимали участие, конечно, по приглашению последних, с самых первых лет издания его, многие весьма известные церковно-общественные деятели того и нынешнего времени, каковы покойные протоиереи: Н. И. Потапов (1865 г.), С. Г. Терновский (1868 г.), И.Н. Рождественский (1894 г.), А.И. Невоструев (1872 г.), Д.И. Кастальский (1891 г.), Д.В. Разумовский (1889 г.), Η А. Руднев (1876 г.), И. М. Богословский -Платонов (1870 г.), Пл. И. Капустин (1890 г.), В.М. Сперанский (1878 г.) и др. – доселе здравствующие: М.С. Боголюбский, Π. А. Смирнов и др.; профессоры Московской духовной академии: А.В. Горский, П.С. Казанский (1878 г.), С.К. Смирнов, В.Д. Кудрядцев-Платонов (1891 г.), Н.И. Субботин , Д. Ф. Голубинский , В.Н. Потапов (1890 г.), П.И. Горский-Платонов , Д.Ф. Касицын и др.; принимали участие даже преосвященные архиереи, каковы: Афанасий (Соколов), архиепископ Казанский (1868 г.), Иосиф (Богословский), архиепископ Воронежский (1892 г.), Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский (1866 г.), Евсевий (Орлинский) , архиепископ Могилевский (1883 г.), Леонид (Краснопевков) , архиепископ Ярославский (1876 г.) и другие. Принимали участие и не состоявшие тогда в духовном ведомстве лица, как например: упомянутый раньше И. М. Снегирев , покойный граф М.В. Толстой (1896 г.), нынешний обер-прокурор Св. Синода Κ.П. Победоносцев и др. 64 . Наконец, живое сочувствие и содействие журналу оказывал и даже статьями своими участие принимал в нем сам митрополит Филарет Московский 65 . Он внимательно следил за статьями журнала, которые приносимы были ему на одобрение предварительно печатания их, защищал журнал от нападений противников 66 и т. д. Но, можно смело сказать, никто ни из редакторов, ни из сотрудников, если брать каждого из них в отдельности, даже и в первые годы издания журнала, не говоря о последующих (1867 и дальн.), не потрудился для него столько своими статьями, сколько Василий Петрович Нечаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о богатом и Лазаре Притча о богатом и Лазаре даёт нам пример крайне неразумного использования материальных благ и приоткрывает завесу над некоторыми тайнами загробной участи человека. Эту притчу мы встречаем в Евангелии от Луки: «Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16: 19–31 ). С первого прочтения этой притчи не совсем ясно за что богач попал в ад. За то ли, что он был в жизни богат? Мы знаем из Евангелия, что богатство, хотя бывает соблазнительным и далеко не всегда полезным для духовной жизни, но всё же не все богатые были осуждены. Богатый сборщик податей Закхей, несмотря на своё богатство, тем не менее всем своим семейством был спасён ( Лк. 19: 1–19 ). Мы помним про богатство Иосифа Аримафейского, ученика Христова, в гробнице которого был погребён Спаситель ( Мф. 27: 57–60 ). Также один из «начальников» и вождей израильского народа фарисей Никодим вряд ли был бедным человеком. Это он ведь принёс для помазания тела Иисуса Христа сто литров дорогих ароматных масел ( Ин. 19: 39 ). Мы помним, что один молодой богатый юноша не был осуждён Христом за своё богатство, по-видимому, не мешавшее ему оставаться верующим, благочестивым человеком, от юности сохранять все заповеди Божий, а узнавши о Христе, прийти и поклониться Ему как Учителю. Христос вовсе не осудил жизненного пути богатого юноши, но указал ему на путь совершеннейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

И можем сказать, без преувеличений, что все были умилены до слез всем виденным и слышанным» 1348 . Выразителями этих чувств всей Литовской паствы в отношении к своему новому архипастырю были в тот же день главный начальник северо-западного края А.Л. Потапов, городской голова и представитель Виленского учебного округа. Потапов, при прощании с преосв. Макарием, обратился к нему от лица всех, между прочим, с следующими, знаменательными в устах говорившего, словами: «Еще раз повторяю: мы счастливы вашим назначением, хотим назидаться и пользоваться вашими поучениями. В каждом вашем слове, в каждом взгляде вашем мы почерпаем уверенность и силу служить правде и процветанию православия» 1349 . В следующее воскресенье 19 января, преосв. Макарий совершил Божественную Литургию в Виленском Пречистенском соборе, при чем пред молебном, по случаю пожертвования Государем Императором драгоценного образа Казанской Божией Матери Пречистенскому собору, произнес слово. В этом слове преосв. Макарий, указывая на достойный подражания пример Государя Императора, побуждал своих новых пасомых, чтобы они, каждый по мере своих сил и средств, кто чем может, содействовали восстановлению, поддержанию и украшению православных храмов в местном крае, потому что, говорил он, – «нужда в храмах православных, в их поддержании, обновлении, украшении, в снабжении их самыми необходимыми принадлежностями для богослужения, все еще здесь – нужда вопиющая, как ни много уже сделано для неё и доселе делается» 1350 . Через два дня после того, 21 января, во вторник, преосв. Макарий посетил Мариинскую женскую общину, во вновь устроенной церкви, в которой сам читал акафист Покрову Пресвятые Богородицы, а затем внимательно осмотрел обитель и детский приют при ней. Это посещение его Мариинской обители имело заменить собою предположенное было сначала торжественное архиерейское служение 26 января, которое было затем отменено, по случаю скорого отъезда преосв. Макария в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде 1351 . На другой день после того, 22 января, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Прп. Анатолий (Потапов) с. 406] Когда будете чаще пребывать в молитве, и печаль свою во всем возлагать на Господа Бога, и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит… душу. Прп. Антоний Оптинский с. 157] Если ты видишь какие-нибудь слабости в матери, то ты не должна судить ее, а молиться Богу о ней. Прп. Макарий Оптинский с. 221] Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается. Прп. Нектарий Оптинский с. 413] Матерь Божию Пречистую как можно чаще призывай – и спасешься. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 260] При разговоре с другими осторожность в словах не мешает иметь и молитву Иисусову на уме держать в то же время можно. Прп. Иларион Оптинский с. 173] Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их [детей – ред.] от плевел, насеваемых супостатом посреди пшеницы. Прп. Макарий Оптинский с. 136] Как пред Богом молитва не останется тщетною, так и пред Богородицею и пред преподобным угодником Их – Пафнутием [Боровским – ред.] чудотворцем не будет тщетною. Много… может моление Матернее [Богородицы – ред.] ко благосердию Владыки и много может молитва праведного. Прп. Антоний Оптинский с. 76] Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной – и все будет хорошо. Прп. Исаакий Оптинский с. 303] Не в силах будучи сами противиться оным [помыслам – ред.], должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Прп. Макарий Оптинский с. 48] Положим начало своему исправлению и будем друг об друге Бога молить, дабы помог нам день ото дня возрастать и достигать в меру возраста Христова. Прп. Антоний Оптинский с. 245] Положитесь на Промысл Божий и усердно молитесь, Господь вас не оставит, и ко всему относитесь равнодушно. Прп. Анатолий (Потапов) с. 405] Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения. Прп. Иларион Оптинский с. 166] Погрязая в волнах [страстях – ред.], вопийте к Спасителю: «Спаси мя, погибаю!» – и, конечно, услышит вопль и стенание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тунгусы ехали к нему издалека и как-то очень уважительно звали профессора на родном языке. Да и русских мужиков со старческими катарактами Лука тоже не бросал в беде. Между прочим, вернул зрение одному старику из дальнего стана, который перед тем пятнадцать лет был «темен». Еще один дом: Потапов Иван, 65 лет, тоже возил когда-то Луку в церковь . Вспоминает разговор, который профессор вел с каким-то попутчиком. Лука беспокоился о больном, у которого он утром удалил большой отрезок кишки. Операция получилась сложная, таких сложных, по словам Луки, делать ему до сих пор не приходилось. От себя Иван Потапов добавляет, что больного того он знал, мужик этот после операции уехал к себе в деревню в полном здравии. Другой раз Иван зашел в больницу и на столе у Луки увидел стеклянную банку с «человеческим мясом». Профессор объяснил: в банке опухоль, которая разрослась и погубила бы человека, если бы врач не удалил ее вовремя. Какие же именно операции делал Войно-Ясенецкий в Туруханске? От своего гида – больничной санитарки – узнал я, что оборудование в больнице в двадцатые годы было самое примитивное: инструменты, например, перед операцией кипятили в самоваре. В Москве, вернувшись с Енисея, получил я письмо от хирурга Фаддея Ильича Накладова: в 1925 году в качестве студента-практиканта Накладов несколько месяцев работал в Туруханске под руководством профессора Войно-Ясенецкого. На его глазах знаменитый хирург несколько раз оперировал больных с язвой желудка, а также совершал уникальные онкологические операции. Одажды убрал у крестьянина опухоль правой глазницы и гайморовой полости. Для этого пришлось удалить больному всю правую половину верхней челюсти. «Он говорил мне, – пишет Накладов, – что намерен разработать технику операций на сердце. Разговор этот был у нас в тот период, когда не только в практике, но и в литературе такие вопросы еще не возникали». И еще: «Его техникой как хирурга я искренне восхищался. Он это заметил и в одно прекрасное время сказал мне: «Хирургом нужно родиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Ирина 14 сентября 2016, 17:17 Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Торжество Православия и Крестовоздвижение. Господи, Слава Тебе. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас. Валерия 14 сентября 2016, 09:50 Это войдет в историю. Очень качественный, красивый фоторепортаж! Татиана 13 сентября 2016, 15:02 Спаси Господи нашего дорогого Владыку Тихона, что он решил возвести этот замечательный Храм! Это лучшая память о его духовнике архимандрите Иоанне Крестьянкине, скончавшемся в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских 10 лет назад. Храни Вас Отец Небесный, дорогой Владыко,крепкого здоровья и помощи Божьей во всех Ваших благодатных трудах! Маргарита 13 сентября 2016, 14:36 Сердце радуется за дорогой наш Сретенский монастырь!!! Как всегда Владыка Тихон делает САМЫМ ЛУЧШИМ ОБРАЗОМ!!! Радостно посмотреть фотографии, т.к. не можешь приехать. Спасибо ВСЕМ, кто принимает участие в строительстве Храма!!! Наталья 13 сентября 2016, 10:56 Сердце радуется) когда же мы сможем собраться в этом храме и вместе вознести нашу молитву) протоиерей виктор потапов 13 сентября 2016, 05:56 Радуюсь вместе со всем вами, дорогие братья и сестры! Прот. Виктор Потапов Вашингтон Иван 13 сентября 2016, 00:39 Слава Богу за все. Мужики строители молодцы. Роман 12 сентября 2016, 23:09 Слава Богу!И низкий поклон мужикам строителям. Надя 12 сентября 2016, 21:08 Спасибо большое, Н, я специально зашла посмотреть комментарии)) Не знаю, как не замечала раньше! Людмила 12 сентября 2016, 19:13 СЛАВА Сердечно поздравляю всех нас,православных!У нас есть ХРАМ,который будет освящать Москву душами Святых,молитвенно общаясь с ними в Нем.Мы так любимы и обласканы нашими новомучениками и мучениками,которые пекутся о нашем спасении и помогают,помогают,помогают обрести веру покаянием в Святом Хранилище душ человеческих.СПАСИ всех нас,ХРИСТОС! Помощи Божией наставнику и братьям Сретенской обители,низкий поклон за ваши святые молитвы о нас.Богородица помогает так,что даже мусульмане начинают верить в Нее.

http://pravoslavie.ru/96885.html

San Nicola nella critica storica.Bari, 1987. P. 261-266, 311-319. 4. Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века. СПб., 1881 (на обложке - 1882). С.19-22. 5. Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце//Ученые записки высшей школы г. Одессы. Отдел гуманитарно-общественных наук. Т. 2. Одесса, 1922. С. 123-127. См. также: Виноградов А. Ю. Греческая житийная традиция свт. Николая. Проблемы и перспективы//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С.102-106. 6. Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI-nepbaя пол. XIV в. Л., 1987. С. 169; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 215; Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С.119-120. 7. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989 (репринт: М., 1871). С. 218, 453-459. 8. Там же. С.219. Г. Подскальски довольно подробно пересказал эту редакцию жития в своей монографии (С. 218-219). 9. Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце. С. 127-129. 10. Крутова М. С. . Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. С.132. См. также: Бугаевский А. В. Проблема создания нового обобщающего труда о святителе Николае Мирликийском//Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. См. также: Виноградов А. Ю. Святой Николай между агиографией и археологией//Добрый кормчий... С.36-55. 11. См., например: Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 62 (со ссылкой на работу Vita S. Barthelemy). 12. «Хожение» игумена Даниила в Святую землю в начале XII в. СПб., 2007. С. 22. 13. Сводку таких древнейших свидетельств см.: Murjanoff M. Zur Geschichte der Verehrung des heiligen Nikolaus.//Archiv für Liturgiewissenschaft.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о невидимо растущем семени Продолжая объяснять значение Царства Божия на земле, то есть Церкви, общества верующих в Него и творящих Его волю, Христос произносит притчу о невидимо растущем семени. Эту притчу сохранил для нас евангелист Марк: «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и, как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк. 4: 26–29 ). По мнению митрополита Антония Храповицкого , под «человеком, бросившим семя в землю», нужно понимать не Бога, как в предыдущих двух притчах, а всякого человека, насаждающего доброе семя (т.е. учение Христово и подвиги благочестия) в своем сердце и в общественной жизни. Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский считает, что приточный человек есть Сам Бог, Который нашего ради спасения стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, от которого пришел нас избавить. По-видимому, оба толкования вполне приемлемы и одинаково назидательны. Посеявший семя, то есть проповедник Евангелия, бросающий семена веры в души людей, не может уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут собраны в Царство Небесное. Иначе говоря, ответственный за посеянное семя не в состоянии следить за дальнейшим возрастанием благодатной жизни в себе и в других, как хозяин не в состоянии каждую минуту следить за постепенным произрастанием засеянной нивы. Всякое беспокойство со стороны земледельца во время пребывания семени в земле излишне. Этим Господь хотел уверить апостолов и прочих проповедников Благой Вести быть спокойными и не волноваться о том, что станется с проповеданным им учением Христа. По слову св. Иоанна Златоуста : «Успех проповеди зависел не от апостолов, но от предшествующей им благодати. Хотя их дело было ходить и проповедовать, но убеждение производил Сам Бог, действующий в апостолах. Так и ап. Лука сказал, что Господь отверз сердце их»( Деян.16: 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Заявления и ходатайства о возвращении Чернавчицкого костела католикам не только не уважены, но, напротив, подавшие мне поэтому предмету прошение, бывшие прихожане означенного костела, за противозаконные домогательства и подачу прошения скопом преданы мною уголовному суду. Видя в православии и православном духовенстве Северо-западного края одну из прочнейших опор успеха русского дела, я всегда радуюсь случаю оказать мое содействие, как успеху господствующей церкви, так и улучшению быта её пастырей». В другом своем отзыве к преосвященному Макарию Потапов дает уже более обстоятельный ответ на остальные пункты, изложенные в отношениях к нему преосвященного Макария, и на которые он не ответил в первом своем отзыве к нему. «От 17 октября 1869 г. за 14278, – пишет Потапов, – мною сообщено было Вашему Высокопреосвященству, что по всем делам, упомянутым в отношении Вашем от 6 октября того же года за 7944, разрешение и дальнейшее направление которых зависит от губернской власти, мною предложено губернаторам принять все возможные меры к скорейшему окончанию оных и о последующем меня уведомить. В дополнении к вышеозначенному моему отзыву за 14278, по получении сведений, доставленных мне Виленским и Гродненским губернаторами, имею честь сообщить Вашему Высокопреосвященству следующее: 1) работы по устройству Роснянской церкви с колокольнею и помещениями для причта в бывшем Мариинском монастыре совершенно окончены в 1870 году. 2) Остринская церковь еще не устроена потому, что потребовалось составление новой сметы, каковая определилась в сумме довольно большой, в счет коей отпущено уже 3.000 рублей; работы по этой церкви будут мною разрешены, если ее положено оставить самостоятельною приходскою, о чем сведения затребованы от Виленского губернатора 16-го сего мая за 5164. 3) На починку Бытейской церкви предположено испросить особый кредит, смета же необходимым исправлениям не была составлена во время, за смертью архитектора, на которого возложено было это поручение. 4) В виду вызываемого настоящим положением Государственного Казначейства сокращения церковно-строительных расходов, к устройству церквей в Вязыне, Носилове, Лотыголе, Маркове и Быстрицах никаких распоряжений делаемо не было и, по совещании с преосвященным Иосифом, епископом Ковенским, дело это на некоторое время отложено. 5) На устройство Турейской церкви утверждена смета в сумме 11.838 р. 78 к. и работы по ней разрешены к производству предложением моим от 29 минувшего апреля, за 4460. 6) Исправление Шумской церкви совершенно окончено, по Островецкой же церкви составлена дополнительная смета, находящаяся ныне в рассмотрении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Т. 3. 12. С. 411–434 (2-я пагин.) Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Вилейским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история со смотрителем Вилейского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14-е апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающей иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру, должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, несмотря на все это, преосв. Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Мака- —412— рия с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или, вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Вилейском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какой преосв. Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности. „Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь!“ – писал архиепископ Макарий Потапову. – „При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Вилейской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010