Во иныя же среды и пятницы неподобает ясти мяса, ни на Рожество святыя Богородица, ни на иныи же на который праздник, опроче сих, иже написах. Се же написах все про среды и пятницы. Пишу же и се вам, детем моим, и да вси чада моя, порождении в купели, новосвящении, да держите жены от святыя соборньм и апостольския Церкве, занеже жена спасения ради человеческаго бысть. Ащеж их держите в блуд без благословения церковнаго, то что та в помощи есть, но молися им и нудиих, аще и стари суть, и младии, да венчаются в церкви. Си вся глагола вам, уча вас, чада моя, к послушанию дерзо тецете. Аще послушаете мене, пастуха душ ваших, – благодать Богу; аще ли ни – то мы вне греха есмы. Благодать Божия и благословение мое будет со всеми правоверными християны молитвами Пречистая и Пресвятыя Владычицы нашея Богородица и всех святых, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь». Правило митрополита Максима напечатано здесь по списку Рум. музеума. 238. Л. 416–419 (181). А варианты показаны по списку того же музеума 233. Л. 320–321 (178). 25 Указание богослужебных книг, сохранившихся от монгольского периода Сохранилось: 1) Евангелий – а) одиннадцать в Московской Синодальной библиотеке (Савв. Указател. С. 171–172. Изд. 2 (375); Горск. и Невостр. Описан. 1. 21–31 (254)); б) восемь в Новгородской Софийской (Куприан. Обозрен. в Изв. II Отд. Акад. наук. 4. С. 278–283 (312)); в) тринадцать в бывшей Толстовской (Описан. С. 2, 6, 43, 92,170,194, 212, 213, 226, 234, 360, 561 (297)); г) девять в Румянцевском музеуме (Восток. Опис. С. 172–180 (246)); д) четыре в бывшей библиотеке Царского (Строев. Опис. С. 28 (404)); е) три в библиотеке Воскресенского монастыря (Амфилох. Описан. в Извест. II Отд. Акад. наук. 7. 259–261 (235)); ж) четыре в библиотеке Кирилло-Белоезерского монастыря (Варлаам. Обозрен. в Чтен. Москов. истор. общ. 1860. 2. 5–10 (241)). У г. Срезневского в его Обозрении древн. памяти, русск. письма и языка (Извест. II Отд. Акад. наук. 10 (397)) перечислено до 25 Евангелий в период только 1250–1400 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

гор. Шуи, сочин. Борисова, напечат. 1851, стр. 436–438. 32 Описан. Пересл. Данилова Монастыря, напечат. 1834, стр. 35; Времен. Общ. Истор. и Древн. Росс. Книг. 24, стр. 65. 38 О всех Епископах Костром. и Галичских местные рукописи; оба издан. истор. Рос. Иерархии и Историч., описан. Троиц. Козловск. мон. напеч. 1849 г. стр. 47, 48. 42 Из Истор. Росс. Иерарх. 11, 290, видно, что вотчину инокини Марфы Иоанновны, кроме села Домнина, составляли 1631 года 48 деревень и починков, и что она перешла к ней во владение от деда ея Василья Михайловича Шестова, и отца ея Ивана Васильевича. 43 В описан. Ипатского монаст. 1832, на стр. 48, сказано, что Михаил Феодорович с своею родительницею имел здесь жительство с 1606 года. Опровергнем это словами грамоты о избрании сего государя, напечатанной в 1 томе госуд. грамот, где после сказания о занятии Москвы поляками по случаю присяги польскому королевичу Владиславу, на стр. 610, сказано: «и многих великих родов, блаженные памяти царя Феодора Иоанновича племянника Михаила Феодоровича Романова захватили в городе Китай и Кремль и держали их в неволи, а иных за крепкими приставы.» в Костромской уезд скоро возвращается»; когда же он был избран на царство, то о сем в той грамоте сказано: «а Михайло Феодорович в то время бысть в Костромском уезде, у себя в вотчине; избрание же на царский престол ему не ведуще, и в уме того себе не помышляюще». 44 В грамоте царя Михаила Феодоровича, данной 1619 года потомкам Сусанина, не упомянуто, каким образом он спас жизнь государя, только сказано: «как Мы Царь в прошлом 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромский уезд польские люди, и тестя его Богдашки Сабинина, Ивана Сусанина изымали и его пытали великими немерными пытками, где в те поры мы были, и он Иван, ведая про нас, тем польским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские люди замучили его до смерти.» Потомки Сусанина 1731 года в прошении, поданном в Костромской приказ, писали, что 121 года приходил из Москвы на Кострому царь Михаил Феодорович с матерью своею, и были в Костромском уезде в селе Домнине, что в эту бытность приходили польские люди, поймав многих языков, пытали и распрашивали про государя, и языки сказали, что государь в селе Домнине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

5 . Крест серебряный позлащенный со Святыми мощами. Надпись назади на нижней ветви: «Лета от бытия мира 7210, от воплощения же Бога Слова 1701, построил сей Св. крест Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Строитель Иеромонах Сергий, на славу Св. имени и на поклонение Православным Христианам, по своему обещанию». По настоящей описи крест сей описан так: «Крест серебряный позлащенный чеканный, в нем весу 2 фунта 36½ золотников, с мощами разных Святых». 6 . Крест серебряный резной позолочен с мощами разных Святых На задней стороне надпись: «Мощи Св. мучеников Андрея Стратилата, мощи Феодора Стратилата, мощи Меркурия, мощи Пр. Георгия Хозевита, мощи Св. Великомученика Пантелеимона, мощи Пр. Михаила Синацкаго, мощи великомученика Евстратия, мощи Мученика Агапия, мощи убиенных от Ирода, мощи Феодора Тирона, мощи Артемия». Крест этот по описи 1685 года значится в числе вещей, привезенных из Ферапонтова монастыря (по кончине Св. Патриарха Никона ). По описи 1698 года он описан так: «Крест напрестольной с мощами, серебреной, позолочен, резной, весу в нем фунт». По настоящей описи весу в нем 1 фунт 3 золотника. 7 . Крест серебряный позлащенный чеканный со Св. мощами На нижней ветви надпись: «Во славу Христа Бога сей честный крест Господень, изволением Великие Государыни, Благоверные Царевны и Великие Княжны Татьяны Михайловны, комнатною казною». В нем части Св. мощей Апостола и Евангелиста Луки, Апостола Филиппа и Архидиакона Стефана. Весу в нем 22½ золотника. 8 . Крест сандальный, обложен серебром чеканным золоченым Значится и по описи 1680 года. 9 . Крест хрустальный в описи 1698 года описан так: «Крест хрустальный, в средине вырезано Распятие на серебре, а по концам оправа серебреная вызолочена, в трех местах надпись чеканная, а внизу резная, черен серебрян вызолочен; жалованье Великие Царевны Татьяны Михайловны». Из наперстных крестов принадлежат к XVII столетию лишь два: 10 . Крест наперсный Святейшего Патриарха Никона (сей крест изображен на его портрете 1660 годов).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1751 Киев. епарх. ведом. за 1861 год, статья: «О состоянии православной церкви в Польше, по взятии преосвященного Виктора под арест, в Варшаву; стр. 372, 414. См. в особенности любопытные документы, напечатанные в Вилен. Арх. Сб. т. XI, 125 и послед. В указе от 2 декабря 1791 года 129) предписано в дни воскресные и праздничные обучать народ молитвам. 1752 Летопись Львов. братства Зубрыцкого, под 1648 г. (отд. оттиск, стр. 95), см. также и последующие годы. 1753 См. Ундольского, Очер. слав. рус. библ., 1871 г., стр. 75–134. Каратаев, Описан. слав. рус. книг, стр. 547. Строев, Описан. книг Толстого, 1829, 144, 471. Пекарский, Описан. слав. рус. книг 22, 30 и друг. 1754 См. стат. «о влиянии юго-западных церковных братств на церковное пение в России». Православ. Собесед. 1864 г., сентябрь. 1755 Особенно любопытны две южнорусские интермедии начала XVII века, напечатанные в журн. «Киев. Стар.», декабрь 1883 года. 1757 Весьма интересно письмо польского короля от 24 сент. 1700 г. епископу Шумлянскому, в котором король укоряет епископа в насильственном искоренении православной веры и высказывает ту мысль, что вера – дар Божий, и что нужно больше убеждать в вере, чем навязывать её; письмо помещено в Витеб. Старине, т. V, стр. 273 и 274. См. грамоту короля от 6 июля 1700 г. тому же Шумлянскому в свод. галиц. рус. лет. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.) стр. 3. 1759 В честь Меньшикова напечатаны были стихи и поднесены ему от русских г. Львова: см. Свод. галиц. рус. лет., id., стр. 37. 1761 В г. Бужске при церкви св. Николая еще в 1728 году существовало, кажется, православное братство; см. Свод. галиц. рус. лет. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.), стр. 108 и 109. О переделке церковных книг по требованиям римско-католической веры; см. стр. 112. Об обновлении униатских церковных братств во второй половине XVIII века Перемышл. епископом Онуфрием Шумлянским, см. стр. 173. 1763 Это собрание, обнимающее собою только памятники XI–XV в., составило объемистый VI том «Русской Ист. Б-ки» (СПБ. 1880). Нам известно, что покойный Ал. Ст. заготовлял и чуть ли уже не приготовил к печати продолжение того же собрания – памятники XVI–XVII в. Позволительно надеяться, что этот его труд, как и многое другое, без сомнения, хранящееся в бумагах Ал. Ст-ча, не останется неизвестным ученому миру и что найдется лицо, способное и готовое принять на себя разборку и приведение в известность оставшихся материалов – ради памяти почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 О Гурии Ступишине Госуд. Грам. 1, 587, 598; 11, 99; Археогр. акт. 11, 42; описан. Ипат. монаст. 1832, стр. 82. 19 О прочих Строителях в описан. Ипат. монаст. 1832, стр. 25. 75. Об Ипат. Стряпчих и Приставе, Юридич. акт. Стр. 284, 306, 333. Таков Строитель в нашей стороне в Унженском Макариевом монастыре из дворян старец Давид Хвостов, определенный в исходе XVI века царем Федором Иоанновичем; при нем там своим чередом были игумены. 23 В выдаче венечных памятей протоиереем Костромского собора царскою грамотою от 15 сентября 1585 года означены монастыри и церкви, коим было предоставлено право самим выдавать те памяти и собирать венечныя пошлины, но о Ипатском монастыре в этой грамоте ни слова; следовательно до марта 1602 года крестьянам Ипатского монастыря венечные памяти выдавались и пошлины взимались не сею обителью, а тем протоиереем или десятоначальниками. Достойно примечания, что 1585 года, по соборному уложению, взималось венечных пошлин с холостого по 10 денег, со вдовца по два алтына. Опис. Костром. Каф. Успенск. Собора 1855, стр. 199. Из этого видно, что чрез 17 лет при патриархе всея России Иове, платеж венечных пошлин увеличился более, чем вдвое. В печатном описан. Ипатск. монастыря 1832, стр. 61, к преимуществам оного отнесено: со времен архимандритов, архимандриты Ипатьевские были главными правителями всех монастырей, соборов и приходских церквей в тогдашней Костромской провинции и даже некоторых монастырей других епархий, как то: Переславского Горитского и Кириллова Белозерского, и председательствовали в десятильничем дворе. На эти преимущества в примечаниях 14 и 15 в числе городов, подчиненных Ипатскому архимандриту поименованы Макарьев на Унже, Галич, Чухлома и Солигалич; а о подчиненности монастырей Горитского и Кириллова несколько статей из грамоты поповским старостам, данной патриархом Адрианом от июля 1, 1698 года. Эта грамота ни мало не относилась исключительно к Ипатскому архимандриту, был циркуляр по всей Великороссии, писана на имя Ипатского архимандрита Паисия, потому что он на ту пору правил Костромскою десятиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Шамордино, 1908; Поселянин Е. Жизнеописания подвижников благочестия XIX века. СПб., 1897; Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад, 1916. Наследие: Собрание писем Оптинского старца скитоначальника иеромонаха Анатолия (Зерцалова) к монахиням. Сергиев Посад, 1914. Преподобный Анатолий Оптинский (в миру Александр Потапов, † 1922; память – 30 июля/12 августа) родился в 1855 году. Происходил из мещан города Калуги. С юных лет стремился к монашеству, но исполнению этого заветного его желания противилась мать. Только после ее кончины, уже в тридцатилетнем возрасте, 15 февраля 1885 года Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Поселился в скиту. Келейничал у преподобного Амвросия и у преподобного старца Иосифа (Литовкина ; см. примеч. 34 к гл. «Старец Нектарий»). Пострижен в мантию 3 июня 1895 года. В 1903 году, будучи еще иеродиаконом, принимал народ для духовного назидания. Рукоположен во иеромонаха 26 марта 1906 года. 4 июля 1908 года переведен из скита в монастырь на должность духовника приходящих богомольцев. Скончался 30 июля 1922 года. По некоторым сведениям, пришедшие арестовывать старца застали его лежащим в гробу. См. о нем: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 404–437. Оптинские старцы. Заря, 1990. С. 64–68. (Сборник статей, первоначально напечатанных в журнале «Православная Русь». 1990. 4–6.) Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков, † 1913; память – 1/14 апреля) родился 5 июля 1845 года. Происходил из оренбургских казаков. Окончил Полоцкий кадетский корпус, военное училище в Оренбурге и казачьи офицерские штабные курсы в Санкт–Петербурге. Участвовал в военных действиях в Туркестане. Имел чин полковника. Служил при штабе Казанского военного округа. Живя в миру, вел истинно христианский подвижнический образ жизни. Встречался со святым Иоанном Кронштадтским , пророчески указавшим П. И. Плиханкову путь его будущего служения. Побывал в Оптиной пустыни и получил от преподобного Амвросия повеление в три месяца окончить все дела в миру и принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Исследование В. Н. Потапова по метеорологии 48 таким образом еще раз свидетельствует о нем, как настоящем философе. Как философски настроенный, В. Н. Потапов и в изложении своих лекций и статей отличался сжатостью, величайшей точностью, строгой логичностью и основательностью. Во всем мера и ничего лишнего, – было всегдашним правилом и замечательной особенностью его в этом отношении. Истинным философом Василий Никифорович был и в жизни. Он был холостяком, и хорошо сознавая болезненность своего организма, был проникнут убеждением, что только истинно философская умеренность во всем может поддержать этот организм. И подлинно, это был вполне человек меры. В занятиях, при честном однако же исполнении своих обязанностей 49 , в пользовании благородными развлечениями 50 , в прогулках, в пище, питье и т. д. – во всем он наблюдал величайшую умеренность и соответственно тому вел строго правильный образ жизни. Без сомнения, этому-то и был он обязан тем, что дожил до 53-х с лишком лет. – Но все же наконец годами копившаяся болезненность (хроническое воспаление легких и порок сердца как следствие давней простуды), выражавшаяся в сильной одышке, разрешилась водянкой и параличом сердца, прекратившим жизнь больного после долгих страданий. Со времени переселения в Москву из Сергиева Посада, по выходе в отставку, В. Н-ч жил в гостинице («Бояр», близ Храма Христа Спасителя), и за последнее время при нем постоянно находилась только сиделка; но ближайшие родные, часто навещавшие его во время болезни и понимавшие опасность положения больного, видели близость его кончины. Вскоре же узнав о последней, они тотчас позаботились обо всем, относящемся до честного погребения тела его и известили других родных и знакомых как о кончине, так и о времени погребения его. 6-го февраля последовал вынос тела его из гостиницы в ближайшую приходскую церковь св. Илии Обыденного. 7-го числа в 9 ч. утра заупокойную литургию в этой церкви совершил преосвященнейший Виссарион, епископ Дмитровский, в сослужении о. архимандрита Андрониева монастыря Григория (товарища почившему по Академии), теперешнего редактора Душеполезного чтения, профессора Московской духовной академии, настоятеля Николаевской, в Толмачах, церкви священника Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Протоиерей Иоанн Потапов. Из духовного наследия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 1. Спасителю Богу На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века. Пс 144:2 Когда в ясную зимнюю ночь я смотрю на широко раскинувшийся надо мною безграничный свод неба с мириадами звезд и вслушиваюсь в торжественную тишину морозной ночи, моя душа радостно трепещет от соприкосновения с великой и чудной тайной творения Твоего, Господи. Вот она, твердь, и незыблемые законы, которым неуклонно следуют светила. Вот млечный путь: миллионы миров и солнц, что серебряной полосой охватили гигантский небосклон… Чистый снежный покров раскинулся у ног моих. Лес вокруг обступил меня, как бы вместе со мною священнотрепетно созерцая величие Твое. И небо и земля своей вещей тишиной говорят мне о чудных делах Твоих. Они свидетельствуют о могуществе творческой десницы Твоей. В эти мгновения я славословлю Тебя, Боже. …Пламенеет летний день. Бездонное синее небо. Прозрачные хлопья облаков столпились у горизонта. Поезд мчится среди полей, мелькают картины мирной трудовой жизни человека. Здесь и там виднеются фигуры людей, обрабатывающих землю в поте лица своего. По обширным пастбищам бродит скот. Земля готовит пищу падшему человеку. Когда я наблюдаю эту картину, я воспеваю милость Твою, Боже! …Служебная обстановка. Люди в водовороте забот текущего дня. Они волнуются, о чем-то толкуют. Спорят горячо и страстно о земных делах. В это время они далеки от вечности, они не помнят о душе своей, которая есть нетленная искра Твоя. Но и в эти моменты чувствуется дыхание Твоего небесного огня. Я вспоминаю благоразумного разбойника, в душе моей возникает образ великого Твоего апостола Павла и сонмы преподобных Твоих, призванных Тобою в минуты душевной борьбы, вырванных Твоей промыслительной Десницей из водоворота плотских страстей… За это я воздаю хвалу Тебе, долготерпеливый Боже! …Сотни и сотни тысяч книг, миллионы книг. В каждой книге либо новая схема мироздания, либо новая философская система и новые законы; либо призывы к новой жизни, либо протест и недовольство миром. И когда я созерцаю это беспокойство, эти взрывы мысли, эти запросы и требования, когда я, наконец, рассматриваю дела человеческие — гигантские сооружения, заводы, машины, что бороздят как землю, так и небо, шедевры творчества человеческого гения в звуках, в красках, в слове, в камне, в металле — я всюду ощущаю тоску, муку по Тебе, жажду истомленного сердца, вопль души к Тебе, Единому Источнику жизни.

http://pravmir.ru/protoierey-ioann-potap...

Медицинская экспертиза Афин II. Токсикологический отчет Отчет сделан на основании состояния биологических тканей тела Кортеса Муньоса Иосифа . Согласно токсилогического отчета анализы были сделаны на присутствие наркотиков, отравляющих веществ, алкоголя, слезоточивого газа и других ядов. Все результаты были отрицательными. Заключение: В биологических тканях вышеупомянутого умершего присутствие наркотиков или отравляющих веществ не подтверждено, так же как не подтверждено присутствие алкоголя. Афины, 25 ноября 1997 г. Химик-токсиколог Иоанна Лефкиду Суд по делу об убийстве брата Иосифа Муньоса-Кортеса, Хранителя Мироточивой Иверской Иконы Богоматери Судебный процесс в Афинах был назначен на 18 ноября 1998 г. Перед судом предстал румын Николай Чиару, обвиненный в совершенном 31 октября 1997 г. убийстве брата Иосифа. В качестве представителей общества «Дом Иконы» на суд из Вашингтона поехали протоиерей Виктор Потапов и матушка Мария Потапова и Мария (Шала) Рей. Судебное разбирательство продолжалось два дня – 18 и 23 ноября 1998 г. Ввиду отсутствия неопровержимых улик Чиару был оправдан и депортирован в Румынию. Был выявлен новый обвиняемый, также румын –Тундор Попа, который сейчас содержится в греческой тюрьме за другие правонарушеиия. Ведется новое разследование и ожидается, что позднее в этом году будет новый суд по делу об убийстве брата Иосифа. Вскоре после приезда из Греции, о. Виктор Потапов поделился с прихожанами своими впечатлениями. Мы провели в Греции две недели. Главной целью нашей миссии было присутствовать на судебном процессе по делу об убийстве брата Иосифа. Это была моя шестая поездка в Грецию. В первые пять раз я паломничал по Афону и потому не могу утверждать, что хорошо знал Грецию. В этот раз, благодаря тому, что мы находились преимущественно в Афинах, посетили святые места на двух островах и общались с рядом замечательных людей, я ближе познакомился с этой страной и полюбил ее прежде всего потому, что Греция – Святая Земля. В известном смысле она похожа на орошенную кровью новомучеников Россию. Греция явила немалый сонм мучеников, пострадавших за Христову веру в тяжелые века турецкого владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Но и при всем том как для науки, так и для Академии покойный сделал столь много, что его имя не может быть опущено вниманием в истории научного движения в нашем отечестве вообще и в истории Московской духовной академии в частности. Учено-литературные труды В. Н. Потапова частью напечатаны, а частью остаются еще в рукописном виде. Василий Никифорович чрезвычайно дорожил печатным словом, следуя преданиям школы доброго старого времени, и всегда ставил основным для себя правилом выпускать в печать только то, что со всех сторон обработано было им до возможного совершенства. Отсюда то, что осталось до нас от него в печати, отличается высокими достоинствами в различных отношениях. Все печатные учено-литературные труды В. Н. Потапова, имея каждый свою историю, могут быть разделены на следующие группы: 1., По Св. Писанию. Сюда относится его капитальное исследование О книге пророка Даниила, представляющее собой магистерскую диссертацию его, писанную на последнем курсе обучения в Академии, а напечатанную, после новой тщательной обработки, сперва в отдельном оттиске в 1868 году, а потом в Прибавлениях к Творениям св. Отцов за 1871 г. ч. XXIV 5 . Это историко-критическое исследование, имеющее целью защитить православное воззрение на книгу пророка Даниила от превратных о ней мнений рационалистически мысливших богословов Запада: Землера, Бертольда, Блека, Гитцига, Эвальда и других. Имея в виду таковую цель, В. Н. Потапов в своем исследовании, предпослав последнему 1) изложение содержания книги пророка Даниила, показывает 2) единство писателя ее, 3) подлинность происхождения ее от св. пророка Даниила, 4) достоверность ее содержания и наконец 5) рассматривает неканонические отделы книги. Исследование в высшей степени обстоятельное, вполне стоящее на уровне научного решения вопроса об избранной св. книге в области библиологии того времени, обнаруживающее в авторе и обширное знакомство с литературой предмета, русской и особенно иностранной, древней, новой и новейшей, и основательное знание языков: еврейского, греческого, латинского, немецкого и других, и не менее основательное знание истории того времени, к которому относится и которое имеет в виду означенная священная книга, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010