С тех пор я ничего не слышал об этом китайце с русской душой и не знал, как же и когда завершился его земной путь. Об этом и спросил первым делом у Михаила Ильича. – Да вы чуть-чуть папу не застали, – сообщил он, – два месяца назад мы его похоронили, а в ноябре ему бы сто одиннадцать исполнилось. И до самого конца был в здравом уме. В последний день даже газету читал – интересовался, что в России происходит. Поющий аргумент Участник той встречи протоиерей Петр Перекрестов, нынешний настоятель храма, тоже удивил по-своему: тогда, восемь лет назад, в ходе разговора он очень критически отзывался о ситуации в России и Московском Патриархате, сейчас – активный сторонник восстановления единства, а делегацию из Москвы принимал как самых дорогих гостей. Еще одна знаковая в этом смысле фигура – протоиерей Виктор Потапов, с которым мы встречались в Вашингтоне. Он, пожалуй, самый известный в России священник Зарубежной Церкви, поскольку много лет ведет на «Голосе Америки» передачу для русской аудитории о религиозной жизни. Его оценки и мнения в отношении Москвы всегда были критичны и нелицеприятны. Хотя и кается, как истинный христианин, Петр Перекрестов в ошибочности своего прежнего пути, но, по сути, ни он, ни Виктор Потапов, ни многие другие деятели Зарубежной Церкви вовсе не меняли своего отношения к России. Изменилась Россия. Другой вопрос, что еще не все за рубежом заметили и поняли эти перемены, так же, как и позицию Московского Патриархата. И тут все в один голос говорят, что предпринятое кругосветное путешествие оказалось бесценно для того, чтобы многие предрассудки оказались отброшены. Множество, казалось бы, мелких деталей личного общения и совместной молитвенной практики дают такой эффект, который не достичь ни на каких переговорах. Когда, например, один из руководителей нашей делегации митрополит Онуфрий, произнеся на богослужении проповедь, вдруг непринужденно тут же повторял ее по-английски, собравшиеся в храме люди были в радостном шоке. Не только оттого, что так образованны, оказывается, наши архиереи, но и оттого, что столь заботливы по отношению к пастве, где не все свободно владеют русским языком.

http://pravoslavie.ru/5040.html

Пресса/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Пресса   Встреча с Православием Интернет-журнал Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English edition Аудио Видео Вышел 18-й номер журнала БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Отношения между Русской Православной и Русской Зарубежной церквями   Патриарх Московский и всея Руси Алексий П неоднократно призывал иерархов РПЦЗ к примирению и предлагал руководству РПЦЗ провести совместную встречу. Приглашение Патриарха посетить Москву было передано главе зарубежной церкви Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Восточно- Американскому и Нью-Йоркскому Лавру президентом России Владимиром Путиным 24 сентября 2003 года в ходе его визита в Нью-Йорк. далее... Русская православная церковь будет единой   Собор Русской православной церкви за границей, проходящий в Сан-Франциско, проголосовал за объединение с церквью в России. Единство РПЦ было нарушено после революции 1917 года. далее... Раскола Русской Зарубежной Церкви не будет, считает протоиерей Виктор Потапов Ольга Липич " Группа клириков, настроенных против восстановления евхаристического общения, в кулуарах выразили мнение, что не отойдут от Зарубежной церкви и последуют за архиереями. Это вселяет надежду, что наша Зарубежная церковь сохранится в том виде, в котором она сейчас есть " . далее...   Делегаты Всезарубежного Собора высказываются за церковное единство   Большинство делегатов 4-го Всезарубежного Собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в первый день обсуждения вопроса о восстановлении евхаристического (полного церковного) общения с Московским Патриархатом высказались за церковное единство, сообщил РИА " Новости " председатель редколлегии по изданию Деяний Собора протоиерей Виктор Потапов. далее... Преодоление разделения в Русской Православной Церкви укрепит Православие в мире Интервью личного секретаря Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра священника Серафима Гана РИА " Новости " Преодоление разделения укрепит Православие вообще и, в частности, русское Православие.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о зерне горчичном Притчу о зерне горчичном мы встречаем у трёх евангелистов: Матфея ( Мф.13:31–32 ), Марка ( Мк.4:30–32 ) и Луки ( Лк.13:19 ). Вот как ее передаёт евангелист Матфей: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13: 31–32 ). В этой притче нужно понимать, что Христос сравнивает Царство Небесное не с ничтожным по размеру зерном горчичным (у евреев того времени была поговорка: «Мал, как горчичное семечко»), а с конечным процессом его вырастания, когда оно превращается в большое густое дерево, в ветвях которого укрываются стаи птиц. Птицы – метафора, означающая народ Божий, который будет укрываться (спасаться) в имеющей быть основанной Церкви Христовой. На вид мертвое, ничтожно малое горчичное зерно, по слову притчи, «меньше всех семян» – символ тайны воскресения из мертвых. Обо всём этом мы скажем подробнее несколько позже. Иисус Христос сказал притчу о зерне горчичном сразу после притчи о плевелах. Это не случайно, ибо они взаимосвязаны. В притче о сеятеле сказано, что три части всех посеянных семян погибают, а всходит (спасается) только четвертая часть; притча о плевелах поясняет, что даже этой четвертой части посеянного угрожает большая опасность от плевел. Слушая эти притчи, ученики могли прийти в уныние от такого малого числа людей, которым может быть открыт путь к спасению. Потому Господь и предлагает им притчи о горчичном зерне и закваске. Зерно это, будучи меньше всех семян, когда всходит, делается больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. То же самое будет и с христианской проповедью. Хотя ученики Христовы, по человеческому разумению, были бессильны, но сокрытая в них сила была велика, и проповедь евангельская распространилась по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

615. Голубинский Д.Ф. Воспоминания о математических занятиях профессора протоиерея П[етра] С[пиридоновича] Делицина//ПрибТСО 34. 1863. Ч. 22. С. 696–713 (1-я пагин.). 616. Проф. Московской духовной академии, прот. Петр Спиридонович Делицин: Некролог//ПрибТСО 1863. 22. 5–6. С. 684–695 (1-я пагин.). И. Д. Мансветов 617. Смирнов С, прот. Проф. Московской духовной академии И.Д. Мансветов : [+ 16 декабря 1885 г.] (Некролог)//ПрибТСО 1886. 37. 1. С. 1–13 (5-я пагин.). Е.В. Амфитеатров 618. Славский В.М., свящ.; Соколов В.А. ; Субботин Н.И. ; Заозерский Н.А. ; Татарский И.А.; Тихомиров Н.И.; Казанский П.И. Памяти Е. В. Амфитеатрова : Некролог; Слова при погребении: [Проф. Московской духовной академии по кафедре словесности]//ПрибТСО 1888. 42. Кн. 3. С. 191–246 (1-я пагин.). Протоиерей С.К. Смирнов 619. [Корсунский И.Н.] Протоиерей С.К. Смирнов: [Некролог о ректоре и профессоре Московской духовной академии/Перечислены печатные труды]//ПрибТСО 1889. 43. Кн. 2. С. 678–738 (1-я пагин.). 620. К. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов, бывший ректор Московской духовной академии. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1889. 61 с. 621. Казанский П.И. Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Смирнов: Некролог; Речь при гробе//ПрибТСО 1889. 44. Кн. 3. С. 220–234 (1-я пагин.). 622. Орлов С. Речь при гробе проф. Московской духовной академии Александра Петровича Смирнова//ПрибТСО 1889. 44. Кн. 3. С. 235–239 (1-я пагин.). 623. Соколов В.А. Речь при гробе прот. С.К. Смирнова//ПрибТСО 1889. 44. Кн. 3. С. 214–219 (1-я пагин.). В.Н. Потапов 624. Корсунский И.Н. Профессор В.Н. Потапов: Некролог//ПрибТСО 1890. 46. Кн. 3. С. 142–176 (1-я пагин.). В. Д. Кудрявцев-Платонов 625. В.С. [== Соколов В.А. ] Памяти наставника нашего В.Д. Кудрявцева – Платонова января 1891г.]. [Некролог]//БВ 1892. С. 161–165 (2-я пагин.). 626. Антоний (Храповицкий) , архим., ректор академии; Беляев А. Д. , доц.; Борисовский П., студ.; Голубинский Д.Ф., проф.; Громогласов И. , студ.; Заозерский Н.А. , доц.; Мещерский В., студ.; Николин И. , студ.; Преображенский Ф., студент; Соколов В.А. , проф.; Соколов Π.П. доц.; Соколов Л. , студ.; Успенский И. [Памяти наставника нашего В.Д. Кудрявцева – Платонова. Речи, слова и стих при погребении]//БВ 1892. С. 166–214 (2-я пагин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Из записей расходов за 1811 год мы узнаем, что " колокольня кладена подрядчиком Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря штатным служителем Федором Васильевичем Матвеевским, и как оная колокольня так и теплая церковь изнутри и снаружи щекотурены (прим. - оштукатурены) по договору ценою за 1800 рублей " . Каменщики Спасо-Прилуцкого монастыря, находившегося недалеко от Вологды, издавна славились своим мастерством, и их приглашали на работы в другие волости и уезды, строили они и в Кирилло-Белозерском монастыре. На протяжении всего XIX века имена спасо-прилуцких мастеров встречаются неоднократно в связи с церковным строительством в Кирилловском уезде. Уже в декабре 1810 года Ф. В. Матвеевский получил задаток по договору 200 рублей. Разборкой же старой колокольни и спуском колоколов занимались кирилловские мещане Иван Потапов Меньшой и Матвей Башнин. В начале 1811 года работа по разборке деревянной колокольни было закончена, так как в феврале И. Потапов получил остаток договорных денег. О разборке стен и сводов теплой церкви, которая в отличие от колокольни была каменной, не упоминается. В основном работы по возведению колокольни закончили к концу 1811 года, поскольку уже в январе следующего года подрядчику, белозерскому купцу Родиону Локтеву, платили за кровельные работы на колокольне и приобретение бревна для устройства шпиля. Для его обивки у мещанина Якова Чухина был куплен в июне 1812 года ящик белого железа за 165 рублей. 20 июля того же года Ивану Сиротину уплачено за поднятие колоколов на колокольню, а в сентябре от теплой церкви и колокольни уже убрали строительные леса и мусор. По-видимому, последним завершающим штрихом в декорировке колокольни следует считать установку в 1827 году четырех алебастровых ваз на углах третьего яруса. Эти вазы делал кирилловский мещанин Григорий Панов и получил за них 86 рублей . В целом сооружение колокольни обошлось в 9209 рублей 49 копеек. Значительную часть этой суммы (7460 рублей) составили собранные в 1810-1812 годах добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=01106

25 Осмотр мощей святых угодников в Успенском кафедральном соборе г. Владимира происходил 12-го и 15-го февраля 1919 г. 26 Настоятелем Успенского кафедрального собора г. Владимира был в это время о. Михаил Сперанский, впоследствии примкнувший к обновленцам. 27 Потапов Александр Афанасьевич (1887–1971) – брат о. Иосифа Потапова, служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира в течении почти шестидесяти лет (с 1902). Когда собор был захвачен обновленцами, поступил на службу во Владимирской историко-археологический музей, откуда был назначен сторожем собора. В 1944 г. снова вступил в состав соборного причта и оставался в нем до дня кончины. 28 Рождество-Богородицкий монастырь основан в XII в. С 1774 г. Архиерейский дом. 23–24.01.1918 определением Священного Синода восстановлен как первоклассный необщежительный мужской монастырь. В 1918 г. архиерей и монахи были выселены из монастыря, осенью 1918 г. закрыли Крестовую церковь , в ней устроили танцевальный зал. В 1920 г. монастырь был занят частями ГубЧК. В настоящее время монастырь вновь открыт (см. Тимофеева Т. Как закрывали Рождественский монастырь: (Документальная хроника) – Владимирские ведомости. 1990. 30 нояб.). 29 Боголюбов монастырь во Владимире основан св. князем Андреем Боголюбским в XII в. В монастыре находилась чудотворная икона Боголюбской Божией матери (в настоящее время в Успенском Княгинином монастыре г. Владимира). После многих лет разрухи монастырь вновь открыт. 30 Потапов Иосиф Афанасьевич (25.03.1899–23.07.1981) – протоиерей. Родился в дер. Прокунино Судогодского уезда Владимирской губ. С 1916 г. келейник епископа Юрьевского Евгения Мерцалова, викария Владимирской епархии. С 1919 г. служил в Красной Армии. В июне 1920 г. был откомандирован в г. Владимир в одну из воинских частей. В январе 1922 (1921?) по болезни демобилизован из армии. 25.02.1922 рукоположен во диакона еп. Афанасием. 1922–1930 служил в Троицкой церкви г. Владимира. После перехода Троицкой церкви к обновленцам служил в Никитской церкви г. Владимира. 31.01.1931 арестован в г. Владимире, приговорен к трем годам ИТЛ. В 1934 г. освобожден. С июня 1934 г. служил в Успенском храме пос. Петушки Московской обл. 02.05.1936 арестован вместе с епископом Афанасием в г. Петушки. Приговорен к трем годам Ухтинских лагерей. В 1941–1945 гг. находился на фронте. После окончания Великой Отечественной войны служил в Никольском Кафедральном соборе г. Новгорода. В июне 1947 г. награжден саном протодиакона. 12.09.1947 г. рукоположен во иерея. В 1957 г. награжден саном протоиерея. В марте 1961 г. епископом Новгородским и Старорусским Сергием (Голубцовым) назначен духовником священнослужителей Старорусского благочиния. В 1969 г. назначен духовником Новгородской епархии (см. ЖМП. 1981. С. 29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Михаил Потокин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 7  голосов:  5.0 из  5) Интервью каналу «Россия-24» (8.07.2011) протоиерея Михаила Потокина, настоятеля храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе , председателя отдела по социальному служению Московской городской епархии День любви семьи и верности – это очень молодой, но уже любимый и долгожданный праздник. По всей стране проводят концерты, ярмарки, справляют свадьбы. И в этот день православные почитают память чудотворцев Петра и Февронии Муромских, покровителей супружеской верности и семейного счастья. «Есть люди, которые могут дать пример. И пример этот даже не в поступках, а в стремлении. Как раз такой пример описан в сказании о Петре и Февронии. Это некий подвиг взаимного жертвенного служения супругов», – пояснил в своем интервью председатель епархиальной комиссии Москвы по социальному служению, священник Михаил Потокин. – О. Михаил, здравствуйте! – Добрый день! – О. Михаил, давайте сначала напомним телезрителям историю этого праздника. Почему именно Петр и Феврония считаются идеальной супружеской парой? – Вы знаете, вообще, понятие идеального – оно очень искусственное. Идеального в этой жизни нет, мы с вами понимаем, о чем идет речь, но есть люди, которые могут дать пример, и пример этот часто даже не в поступках, а в стремлении. Так вот, такой пример, действительно, и супружеской верности, и любви в сказании о Петре и Февронии – он как раз описан. То есть это есть некий подвиг взаимного служения супругов, жертвенного такого служения. Житие мы, наверное, не будем пересказывать, но я хочу сказать, что вот этот пример он достоин того, чтобы можно было к нему стремиться, и главное, что он дает возможность понять смысл христианского брака, потому что часто думают, что он в каких-то обязательствах. Вообще-то говоря, сердце наше всегда ищет радости, во всех отношениях: в работе, в семье, где угодно. Оно так устроено. Редко, когда оно ищет печали, наверное, это особое состояние, мы его обсуждать не будем.

http://azbyka.ru/semya/protoierej-mihail...

В непосредственной связи с иконографией Святой Троицы находится вопрос об «изобразимости Божества» в 43-й главе соборных постановлений: «Да и о том святителем великое попечение и брежение имети, комуждо по своей области, чтобы гораздыя иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самомышления бы и своими догадками Божества не описывали. Христос бо Бог наш описан плотию, а Божеством не описан, якож рече святый Иоанн Дамаскин: не описуйте Божества, не лжите, слепии, просто бо, невидимо, незрително есть. Плоти же образ вообразуя, поклоняюся и верую и славлю Рождшую Господа Деву» . Текст, как видим, не отличается ясностью. По прямому его значению он относится как будто к Божеству Христа. Но Христос описуется по человечеству. Неописуемое же Божество Его никто описывать и не пытался. С начала спора об иконах только иконоборцы обвиняли православных в попытке изобразить Божество, то есть Божественную природу. Для православного же мышления вопрос об изобразимости или неизобразимости Божества никогда не ставился, как не имеющий смысла. Теперь же православный Собор своих же православных иконописцев с резкостью обвиняет в попытке изобразить Божество по самомышлению. Таким образом, из противопоставления описуемости плоти Христовой и неописуемости Божества скорее всего можно понять, что здесь имеется в виду какое-то другое изображение Божества, помимо воплощенного Сына Божия. Действительно, известно, что во время Стоглава уже существовало три изображения Святой Троицы: традиционная ветхозаветная Троица, так называемое Отечество — образ Бога Отца с Сыном в лоне и Духом Святым в виде голубя, а также новозаветная Троица: Отец и Сын на престолах с голубем между Ними. Но вопрос о содержании этих последних иконографических тем на Соборе прямо не ставился. В неясности соборного суждения некоторые исследователи видят «замалчивание точной иконографии Троицы» . Но, как мы видели, об иконографии ветхозаветной Троицы, по поводу которой был задан вопрос, ответ был ясным. «Замалчивание», таким образом, относится к сюжету, который Собор, по-видимому, затрудняется определить и который выпадает из основоположного для православного богословия евангельского историзма.

http://sedmitza.ru/lib/text/440359/

Это произведение показывает нам светлый мир детства глазами маленького мальчика Вани. В романе описан быт православной патриархальной семьи - описан со всеми подробностями, столь незаметными прежде и столь дорогими автору в его зрелые годы. Читая книгу, невольно погружаешься в мир старой Москвы с ее ярмарками, гуляниями, праздниками, церквами, золотыми куполами, всенародными постами и грандиозными зваными обедами. Может показаться, что здесь слишком много житейского, земного - чего стоят одни только описания традиционных русских блюд,- но в глазах ребенка всё это цельно и одухотворено, он всё хорошее в этом мире воспринимает как приношение Богу. Кроме того, именно в бытовых моментах мы видим теплоту и сердечность отношений героев, тот мир в душе, с которым они живут. Главы романа посвящены отдельным церковным событиям. Это Великий пост, Пасха, Троица, Преображение, Михайлов день... Русский уклад жизни описывается через церковный богослужебный год. Для маленького Вани это не просто череда постов и праздников - он знает, что каждый период этого годового круга будет прожит по-особенному, в соответствии с его предназначением, где житейское опять же соединится с духовным, домашние хлопоты - с благодарением Богу. Наступит Великий пост, и он с домочадцами отправится на Постный рынок за грибами - «лесной говядинкой», где будет кружиться народ, а у него самого закружится голова от гула и всевозможных запахов. Мальчик хорошо помнит, что примерно в середине Святой Четыредесятницы запасают лед на лето, после Воздвижения Креста Господня - рубят капусту, а в канун Покрова - мочат антоновку. «Овсяная солома, пареная, душистая, укладывается на дно кадушки, на нее - чтобы бочками не касались - кладутся золотистые антоновки, и опять, по рядку, солома, и опять яблоки... и заливается теплой водой на солод... Многие дни будут ходить по дому яблочные духи. И с какой же радостью я найду закатившееся под шкаф, ставшее духовитее и слаже антоновское " счастье " !..» Глазами ребенка мы видим и взаимоотношения детей и родителей, купечества и дворовых. Рядом с Ваней - самые близкие люди, отец и наставник Горкин. Им посвящены лучшие страницы произведения.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/01/nosi...

1551 Жудро, Ист. Могилев. Богояв. Брат., 1890 г., стр. 49; Вилен. Арх. Сб., т. II, 34; Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIV, стр. 337 и след. 1554 См. грамоту Петра Могилы в Могилев. губ. ведом. 1847 г., 49: в ней перечислены все грамоты, выданные патриархами братствам, см. также Вилен. Арх. Сб., т. II, 43. Эта грамота напечатана также в Истор. юрид. матер. Созонова, вып. XIII, стр. 229. 1555 Имеются доказательства, что типография при братском монастыре существовала и прежде привилегии Владислава IV. Так в сочин. Сопикова «Описан. Российск. Библиогр.» и у Каратаева «Описан. слав. рус. кн.» (стр. 333, 342 и 358) упоминается об изданиях «Служебника», в 1616 и 1617 г., и «Евангелия учительного» в 1619 г. Затем, быть может, братская типография слилась с типографией Спиридона Соболя, работавшего в Могилеве и выпустившего в 1636 г. «Букварь языка Славянского», а в 1637 г. – «Псалтирь» и «Апостол». В 1646 г. в Могилеве напечатан «Требник» (см. Каратаева, ibid., стр. 451, 457, 460 и 520). 1559 О пожертвованиях в пользу братства, см. в Истор. юридич. материалах Созонова, вып. IX, стр. 211–217, 275. Особенно богатый дар достался братству от Могилевского бургомистра Тимофея Гапоновича Козла, см, стр. 316, 317, 328, 331 и 334. 1560 См. этот акт в Вилен. Арх. Сб., т. II, 37 и 39 и в Могилев. губ. ведом., 1847 г., 39. Кроме мужского, братство вскоре основало и девичий монастырь («паненский»); он находился против мужского, через улицу, но отдельной церкви не имел. См. Жудро, Ист. Могилев. Богоявл. брат., 1890 г., стр. 55. О значении этого монастыря для Могилевского общества, см. Вил. Арх. Сб., т. II, стр. LXXVI. (Срав. Вил. Арх. Сб., 48). См. о роли монахинь в деле обучения девиц дворянского и городского сословия – Вил. Арх. Сб., II, 55. См. о предоставлении этому девичьему монастырю митрополитом Петром Могилой права производства и продажи просфор и свеч, – в Истор. юридич. материалах Созонова, вып. X, стр. 495. 1562 Образчиком такого избрания игумена в последующие годы может служить акт единогласного избрания в игумены от 3 декабря 1727 г. Сильвестра Царьградского. Акт с эпиграфом: vox populi – vox Dei. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIII, стр. 325.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010