Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией Источник Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Виленским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история с смотрителем Виленского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14 апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающею иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, не смотря на все это, преосвященный Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Макария с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Виленском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какою преосвященный Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности. «Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! – писал архиепископ Макарий Потапову, – При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Виленской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ответил отец Виктор и на вопросы о Всезарубежных съездах молодежи, летних православных детских лагерях. Например, в окормляемом им лагере отдыхает около 250 детей, многие из которых не говорят по-русски. Малоимущим детям пребывание в лагере помогает оплатить сестричество. Для ребят старшего возраста проводятся беседы на современные темы, волнующие их, в том числе о семейных ценностях, об отношениях юношей и девушек и даже о вреде абортов. Поскольку в лагеря приезжают и невоцерковленные дети, здесь они впервые получают опыт общения с православным священником. Как один из инициаторов объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, отец Виктор поделится своими воспоминаниями о непростых перипетиях на пути к воссоединению Церквей, непосредственным участником которых он был. «Думаю, что обмен опытом социального служения укрепит единство нашей Церкви – в России и заграницей, – сказал протоиерей Виктор Потапов. – Два года назад я был в делегации Зарубежной Церкви, которая привезла в Россию Курскую икону Божией Матери, дежурил у этой иконы и видел, с какой верой люди подходили к ней. Но я был совершенно потрясен тем, что мой нынешний приезд в Россию, первый же день моего пребывания в Москве совпал с принесением Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Я не планировал этого, но оказался на службе, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II встречали Пояс. В этот день мне удалось два раза приложиться к величайшей Святыне. На днях было закрытие выставки, посвященной Святой горе Афон, в Историческом музее. С Афона привезли две тонны земли. Было представлено огромное количество старинных фотографий Русского Афона. Так что моя поездка в Россию началась с принесения в Москву Пояса Божией Матери, а завершилась закрытием этой выставки. Это было потрясающе, потому что Россия всегда почиталась домом Пресвятой Богородицы. И ни в одной другой стране нет такого глубокого искреннего почитания Богородицы. Только в Москве к Святыне сподобились приложиться около миллиона верующих.

http://pravmir.ru/protoierej-viktor-pota...

Миссией фонда является и работа с молодежью, имеющей русские корни и оторванной от России, вследствие чего молодые люди забывают русский язык и теряют свою культуру. Оказывается помощь студентам семинарий и нуждающимся священникам Православной Церкви на Западе. По словам отца Виктора, ему повезло, т.к. уже 30 лет он работает в сфере религиозной журналистики, а большинству священников, чтобы прокормить свои семьи, приходится совмещать служение Богу с работой в светских учреждениях. Многие из них не могут оплатить для себя даже медицинскую страховку. На примере своего прихода (который является единственным русским приходом в Вашингтоне) отец Виктор рассказал о благотворительной деятельности, о ежемесячном сборе средств для помощи нуждающимся. Все собранные деньги целиком идут на конкретную цель, поэтому денег в фонде никогда нет. На Масленицу приглашают элитную публику, способную купить дорогие билеты. Собранные средства также идут на благотворительные программы, например, на поддержку семьи о. Даниила Сысоева, на помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, монахиням в Иерусалиме, людям, пострадавшим от ураганов в Гаити, от землетрясений и цунами в Японии и других катаклизмов. В августе 2010 года, когда в российских городах люди задыхались от смога, Попечительский фонд о нуждах Русской Православной Церкви Заграницей провел сбор средств в пользу пострадавшим от лесных пожаров в России. 1 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех верных чад Русской Православной Церкви оказать помощь жертвам лесных пожаров в России, и протоиерей Виктор Потапов не смог остаться безучастным – он призвал прихожан Зарубежной Церкви, какой бы национальности они ни были, помочь в сборе средств для соотечественников, оставшихся без крова и все потерявших. Батюшка напомнил прихожанам: «Апостол Павел повелевает нам: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Благодаря личному участию американцев Фонду удалось тогда собрать достаточно большие средства и оказать посильную помощь пострадавшим россиянам.

http://pravmir.ru/protoierej-viktor-pota...

Опыт раздвоенности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28576.html 19 апреля 2006 Протоиерей Виктор Потапов Опыт раздвоенности Христиане недостаточно ценят самое главное – церковное единство Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии В Сан-Франциско с 6 по 14 мая текущего года будет проходить IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ожидается, что в ходе заседаний Собора будет окончательно определена официальная позиция РПЦЗ по вопросу о сближении с Московским Патриархатом (МП). Заметим, что сближение Церквей считают своевременным не только представители МП, но и российские государственные деятели. Так, президент РФ Владимир Путин не раз во время встреч с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и с Предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) говорил о том, что воссоединение Церквей – " дело государственной важности " . В Московском Патриархате главной задачей процесса сближения считают не только установление евхаристического общения (возможности совместно совершать литургию и причащаться), но и установление полного административного единства. Среди иерархов и духовенства РПЦЗ этот сценарий вызывает споры, равно как и вопрос о сохранении Зарубежной Церковью собственности. Кроме того, в сознании ряда представителей РПЦЗ за годы разделения Церкви прочно укоренился стереотип, согласно которому Московский Патриархат являлся " пособником сталинского режима " . Несмотря на однозначно сформулированное в " Социальной концепции РПЦ " положение, согласно которому Церковь может отказать власти в поддержке, " если власть принуждает верующих к отступлению от веры " , преодоление стереотипа остается затруднительным. Своим мнением относительно перспектив восстановления церковного единства и роли IV Всезарубежного Собора в этом процессе с читателями " НГР " делятся известные деятели РПЦЗ – протоиереи Виктор Потапов и Игорь Шитиков. " Мы все чада Русской Церкви. Будем же уклоняться от соблазнов явного и тайного зла, воюющего на нас... Об этом молимся мы – пастыри на Архиерейском Соборе юбилейного года, понимая всю ответственность за Церковь. Молимся о полном нашем единомыслии, в котором заключаются сила и правда Церкви " .

http://religare.ru/2_28576_1_21.html

- Но это и необыкновенно красиво! Эти высокие горы, которые находятся в облаках, горные реки, узкий серпантин дороги… Это соединение с природой… - И огромное количество башен с обеих сторон. Древние ингушские башни, очень высокие, каменные. Ингушетия, кстати, во всех исторических книгах называется «страна башен». И вот посреди этой ингушской страны башен находится христианский храм Хабаярды. Я должен подробнее остановиться на этом храме, у него очень любопытная история. Есть сведения, что его, возможно,  построили грузины. До сих пор на стенах храма видны изображения Христа, его ктитора, кто заказал строительство этого храма. И потом уже, позже, когда в Ингушетию пришел ислам – его не разрушили, не превратили в мечеть, что обычно делали.  В нем проводили советы старейшин, и он очень хорошо сохранился до наших дней. Заканчивая нашу беседу, должен отметить, что эти места для меня особенно памятны. В 1999 г., работая на телевидении, на программе «Русский дом» я был отправлен в командировку в «горячую точку». Весной 1999 г., в Ингушетии на границе с Чечней, как раз перед Пасхой были захвачены трое священнослужителей: отец Петр Макаров, отец Петр Сухоносов и отец Сергий Потапов. Многие радиослушатели Радонежа знают протоиерея Петра Сухоносова. На Кавказе его почитают как новомученика, страстотерпца. Петр Сухоносов, старенький священник, очень молитвенный, был захвачен боевиками и вскоре погиб. Мы со съемочной группой, вдвоем с оператором -  это было, когда 1-я Чеченская война закончилась, а 2-я должна была вскоре начаться. В  промежутке между этими двумя войнами там был хаос и разгул бандитизма, что говорить…Шастали туда – обратно вооруженные банды, был захват заложников, убийства. Мы, на свой страх и риск, вместе с 4-м священником из Ставрополя поехали в Ингушетию, искать информацию по горячим следам о захваченных пленных. Мы остановились  в городе  Сунже – раньше это была станица Орджоникидзевская. Местные жители нас предупредили: «Не высовывайтесь, а то вас самих могут похитить!».  Я помню, мы несколько дней и ночей провели в комнате отца Петра Макарова. Двоих священников освободили, это были отец Петр Макаров и отец Сергий Потапов. Мы с ними встретились в больнице, где они были на реабилитации после пыток. Третий священник, отец Петр Сухоносов, погиб,   и тело его не было найдено.

http://radonezh.ru/text/kavkaz-neizvestn...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о сокровище, скрытом в поле Если притча о закваске говорила о сокровенном, преображающем действии евангельской проповеди и благодати Божией на отдельные личности, следующая за ней притча о сокровище, скрытом в поле рассказывает о воодушевлении и радости, которые непременно испытывает человек, когда его сердца касается Божественная благодать. Эту притчу нам сохранил один только Матфей: «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13: 44 ). Притча о сокровище, скрытом в поле показывает величайшую, ни с чем не сравнимую ценность благодати Царствия Божия, ради которой следует пожертвовать всеми земными благами, чтобы приобрести это сокровище. В древности был обычай прятать свои сокровища во время войны или в период народных бедствий в тайном месте, чтобы потом можно было их найти. Нередко бывало, что кто-нибудь другой находил это место и пользовался кладом, как собственным. О таком обретении клада и говорит Христос в Своей притче. В притче о сокровище мы читаем о том, что человек, обрабатывавший, пахавший поле, находит скрытое в нем сокровище. Он радуется находке, но хранит ее в тайне, и, надеясь воспользоваться ею, тщательно опять скрывает ее на поле, чтобы кто-нибудь другой не нашёл клад, и идет продаёт всё, что имеет, и покупает поле. Теперь он хозяин поля и имеет право на сокровище. Под «сокровищем» Христос имеет в виду Евангелие и нравственную жизнь, которую оно проповедует и которая поддерживается благодатью Божией, пребывающей в Церкви. Евангелие есть подлинное сокровище, в сравнении с которым все земные блага ничтожны. Евангелие лучше золота и серебра, дороже всего мира. Человек может приобрести весь мир, но без нравственной жизни по Евангелию он ничто. И наоборот, богат тот, кто следует Евангелию, хотя во всём остальном он беден. Притча о сокровище, скрытом в поле, говорит об одном из видов духовного опыта или путей в Царство Божие – о неожиданном откровении Божией благодати, ведущем к Богу. Примером внезапно находящих сокровище, которое было сокрыто от них, могут служить язычники, впервые услышавшие проповедь апостолов об Иисусе Христе и через эту проповедь познавшие, что исполнение воли Божией есть единственное средство для вступления в Царство Небесное. Озаренные проповедью апостолов, многие язычники бросали всё, что раньше привязывало их к земной жизни, и этой ценой приобретали себе величайшее сокровище во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о пшенице и плевелах В притче о сеятеле и семени речь шла о том, как люди по-разному принимают Слово Божие и как это слово по-разному воздействует на людей. В следующей притче о пшенице и плевелах Христос говорит о том, что в четвертой части семени, павшей на добрую землю, враг человеческого спасения делает все возможное, чтобы испортить то, что вырастает на этой доброй почве. Притча о пшенице и плевелах чрезвычайна актуальна для наших дней, когда люди задаются вопросом о происхождении зла в мире, недоумевают о соблазнах, расколах и отпадениях, которые встречают в самой Церкви. Где искать истоки церковных соблазнов? В чем их причина? Наконец, кто их вдохновитель? Ответы на эти и другие смежные вопросы мы получим в притче о пшенице и плевелах. Вот как излагает эту притчу евангелист Матфей: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? откуда же плевелы? Он же сказал им: враг человеческий сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал им: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13: 25–30 ). Сказав эту притчу, Христос разъясняет апостолам и нам, что «посеявший доброе семя» есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; «враг Его» – диавол, сеятель плевел; «поле» – мир, по которому распространится Его вселенская Церковь ; «доброе семя» – сыны Царства, чада Церкви, в которых благодатное семя слова Божия пустило корни, проникло в сердце, сделало их Божией пшеницей, готовой для собирания в небесную житницу, то есть для царствия Божия; «плевелы» – сыны лукавого, то есть всякие лжеучители, соблазнители, через которых сатана делает своё лукавое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Церковь Обретение Честные главы Иванна Предтечи села Чернухи. Дани в двое рубль четырнатцать алтын, десятльничих и заезда пять алтын две деньги. Церковь Преображение Господне в вотчине Благовещенского монастыря в селе Спаском. Дани по грамоте вдвое три рубля дватцать восмь алтын две деньги, десятильничих два алтына. И февраля в 18 день те деньги взято. Платил того ж монастыря стряпчей Яков Павлов. (Л. 366) Церковь Николы Чюдотворца в вотчине Благовещенского монастыря села Грилиц. Дани по грамоте вдвое девять алтын две деньги, десятильничих восмь денег. И февраля в 18 день те деньги взято. Платил того ж монастыря стряпчей Яков Павлов. Церковь Успение Пречистые Богородицы на Юркиных горах на берегу на Волге. Дани по грамоте вдвое восмь алтын четыре деньги, десятильничих и заезда два алтына. Церковь Николы Чюдотворца в Мещерских горах. Дани по грамоте вдвое рубль тритцать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда две гривны. И ноября в 17 день те деньги взято. Платил Печерского монастыря слуга Герасим Нежданов. (Л. 366 об.) Церковь Преображение Спасово в вотчине боярина князя Юрья Якшеевича Сулешова в селе Силбилеях. Дани по жаловальной грамоте вдвое рубль осьмнатцать алтын, десятильничих и заезда десять алтын. И июня в 2 день те деньги взято. Платил тое ж церкви поп Иван. Церковь Покров Пречистые Богородицы в вотчине Льва да Дорофея Шиповых в селе Папулове. Дани вдвое два рубли двенатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда девятнатцать алтын пять денег. И марта в 8 день те деньги взято. Платил Льва Шипова человек Орефька Денисьев.   (Л. 367) Гороховец Церковь Николы Чюдотворца в селе Красном в вотчине князя Ивана Буйносова Ростовского. Дани девятнатцать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда два алтына три деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Василия Кесарейского в вотчине Спаса Еуфимьева монастыря Суздальского, над озерком над игумновым. Дани двенатцать алтын пять денег, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Высшее начальство вообще не должно скоро приискивать объяснение действий подчиненных и останавливаться на одном 1266 . Поучителен теперь пример в северо-западном крае. Потапов, в сущности, благонамеренный человек, но взял себе способ объяснения фактов, внушенный польской интригой, и все событья представляются ему в ином свете. Конечно, с интересом Вы прочтете сообщенную Александром Васильевичем статью в Православном обозрении из воспоминаний митрополита Филарета 1267 . В то же время —696— помещена записка в Русском архиве о крамолах против России, освещающая последние годы царствования Александра 1-го. Все, о чем говорится в этой записке только кратко, в подробности есть в Юрьевском монастыре в бумагах Фотия. В Московской семинарии двое наших студентов спорили пробными лекциями на место наставника по латинскому языку, один первого пятка, другой первого десятка Последнего спросили: potens, как начало? – potior. Contineo – какого спряжения? – второго. И то он получил пять голосов в свою пользу. Из всех, державших экзамен у нас студентов, ни один не мог перевести безошибочно предложенную ему книгу латинскую. О tempora – о mores!, о ресога, о boves! В Вифанской семинарии состязался с нашим студентом о кафедре св. писания наставник по сему классу из Владимирской семинарии – Яхонтов. Наш студент одержал верх, впрочем, имел против себя пять голосов, зато Яхонтов получил только три. 1868 г. сентября 26-го. Увидав за обедом Федора Петровича Корнилова 1268 , я подошел к нему, чтобы попросить передать книжки для Петра Петровича, его брата, которому в Солоникове обещал. Был у него в гостинице. Он передал мне, что Петр Петрович описал ему все подробности посещения Солоникова, и то, что Вы рекомендовали мне его сына, как не нигилиста. Завел я речь о западном крае по поводу отчета брата их Ивана Петровича Корнилова, высказал ему известия, сообщенные мне Стру­ковым, не называя его имени. «Потапов с ума сходит», сказал он, – «А нам что до того?» – «У нас дело обрусения портится. Вот не удалось послужить брату моему». Спрашивал меня о Минкевиче 1269 – где он? Я отвечал, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Хачик. Грачик. Гамлет», – читал Андрей Иванович высеченные на плитах имена. Стало жарко. По шее и по спине потекли струйки пота. День выдался солнечным. Надо же – конец февраля, а на дворе 18 градусов тепла! С обеих сторон огромными букетами стояли покрытые белыми цветами деревья. Это расцвела черешня и алыча. Подул ветерок, и несколько лепестков упало на лицо Потапова. Он подозвал шедшего рядом с ним распорядителя, и попросил подготовить ему смену. Оставив гроб, Потапов подошел к Елене – дочери Анны Сергеевны. Та шла низко опустив голову, часто вытирала платком глаза. Говорить не хотелось. Потапов тихонько пожал ей руку и молча пошел рядом. Прошли мимо выкрашенного серебрянкой солдата – памятника воинам Отечественной войны . За ним вырос целый город огороженных железными решетками и мраморными стенами пантеонов. Один памятник был исполнен в виде часовни с позолоченным крестом. Андрей Иванович подумал, что это настоящая часовня, но в толпе кто-то довольно громко сообщил, что это памятник дочери местного богатея, умершей от передозировки наркотиков. С шоссе свернули на главную аллею кладбища. И здесь, оттеснив скромные советского изготовления памятники из цемента с мраморной крошкой, высился могильный новострой: портики, колоннады, скамейки с сидящими на них скульптурными изображениями усопших, огромные – в прежние времена немыслимых размеров площадки, покрытые полированными мраморными плитами. Пройдя сквозь строй нововозведенных свидетельств прижизненного небедного жития, процессия остановилась на небольшой площадке. От нее во все стороны начинались узкие заасфальтированные дорожки. Гроб с покойницей поставили на принесенный заранее стол. Народ, шедший в первых рядах, топтался на месте, стараясь остаться подальше от гроба, но очень скоро был притиснут задними рядами к нему почти вплотную. Пришедших проводить Анну Сергеевну в последний путь оказалось намного больше, чем в церкви. Пришли и не желавшие быть в храме баптисты с иеговистами. Были лица, незнакомые Андрею Ивановичу.

http://pravoslavie.ru/69455.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010