Прот. В. Потапов 11 января 2013, 09:43 Дорогие, Христос раждается! Быть может Вам будет интересно, как мы встречали Великий Праздник в Вашингтоне: С любовью во Христе, Прот. Виктор Потапов Антон Владимирович Сыроешкин 26 декабря 2012, 02:28 Дорогой отец Тихон! Возлюбленный о Господе наш пастырь. Примите мое письмо не как замечания, но как мольбу. Вы пишете о религиозности и благонадежности (безконфликтности) американцев, об искании истинной веры у китайцев. Но дорогой отец наместник, в России остался без милости и жалости единоплеменный Вам народ, измученный за 95 лет третьего ига и русско-советской войны. По расчетам Д.И. Менделеева нас должно быть свыше 600 миллионов, а оставшаяся пятая часть – итог тяжелейшей борьбы против надвигающегося антихристова царства. Отеческой милости, жалости просит у православных пастырей русские люди – верные чада Православной Церкви, просит весь русский народ, обкраденный правительством РФ, преданный безверной и иноверной культурной и научной элитой, убиваемый во чреве госмедициной. Прошу и аз грешный у Вас святых молитв и жалости и добрых слов ко всем русским людям, держащим последний рубеж у Богородичной канавки. Искренне Ваш, раб Божий Антоний Сергей 21 декабря 2012, 23:23 Спасибо,о.Тихон,за интересный рассказ.Очень поучительно для меня,т.к. я иногда осуждаю американцев за их голливуд,макдональдсы и т.д.А на самом деле среди них очень много замечательных людей и нам есть у них чему поучиться. Елена 21 декабря 2012, 17:45 Спаси Господи! иеромонах Иннокентий 21 декабря 2012, 16:00 Наличие в нашей Русской Церкви таких пастырей, как отец Тихон - великое утешение - Пастырь Добрый! Хорошо бы таких священников и архиереев побольше! Пошли, Господи, на жатву ДЕЛАТЕЛЕЙ Своих! Доколе карьеристы, сребролюбцы и властолюбцы будут терзать Тело Христово! Молюсь за тебя, отец Тихон и обнимаю тебя с братской христианской любовью! P.S. Я постоянно общаюсь со священниками из РПЦЗ в Америке и для них книга " Несвятые святые " это значимое событие, все они выражают признательность и восторг!

http://pravoslavie.ru/58254.html

Протоиерей Виктор Потапов – Наш настоятель отец Виктор Потапов говорит, что у американских прихожан перед русскими есть преимущество, поскольку они могут слушать службу на родном языке, а между русским и церковнославянским все-таки есть разница. – Но он тоже иногда во время службы читает какие-то вещи по-русски, чтобы люди лучше понимали. В молитвослове зачастую на одной странице есть славянский текст и русский перевод. Порой берешь какую-то молитву и вдруг начинаешь понимать смысл – это какое-то откровение. Ты думал что-то совсем другое, и вдруг – н а тебе, оказывается, все совсем не так. Поэтому язык, конечно, важен. Кстати, я нашего отца Виктора знаю еще с 1995 года, когда мы с мужем приезжали в Америку на время. Приходили в нашу церковь, когда она еще не была расписана. Были белые стены. Иконы висели, но росписи не было. А потом приехали в 2004-м году и уже увидели расписанный храм. Я тогда даже отца Виктора не сразу узнала. Думаю, надо же, какое совпадение: и тогда был отец Виктор, и сейчас у священника такое же имя. В 1990-е он был еще совсем молодым, не было седых волос, которые теперь появились. Конечно, в душе он остался таким же. Однажды я увидела его фотографии в церковном доме и сказала: «Надо же, я этого отца Виктора даже помню». У нас тогда была репетиция хора, и кто-то мне отвечает: «Так это же наш отец Виктор и есть!» ( смеется) Для меня это стало откровением. Возник такой смешной момент: я была просто уверена, что это другой человек. – У нас в церкви хор поет на балконе. Как служба выглядит с высоты? – У нас на балконе во время службы ничего не видно. Ты смотришь глаза в глаза регенту, и всё. Только те, кто находится у самых перил, могут видеть, что происходит внизу. Если ты поешь, служба идет очень быстро. А вот когда внизу – медленно. Но время от времени очень важно бывать на службе просто как прихожанину, не как хористу. Когда, например, я езжу в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле – конечно, там длинные монастырские богослужения. Но и ощущение там какое-то другое. На хорах у тебя определенная ответственность, ты не можешь отвлечься, вся голова у тебя занята тем, чтобы ничего не пропустить, вовремя перевернуть страницу, поменять нотные книги. Получается, что ты слишком занят во время службы, когда поешь.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/28/russka...

Царице Небесной угодно было прославить Свою икону не только в Нижегородском крае, но и в других местах нашего отечества, напр., в Москве, пред лицом благочестивейшего царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа. Спустя шесть или семь месяцев после освящения монастырского храма в Нижний Новгород прибыл из Москвы боярский сын Василий Потапов. В то время Нижегородская область не была еще самостоятельной епархией и состояла под ведением Московского патриарха, которому должна была платить церковную дань. За этой-то данью и прибыл Потапов, состоявший на службе у патриарха. Во время сбора дани он от многих слыхал о чудотворной Оранской иконе Божией Матери. Как человек религиозный и набожный, он поверил рассказам о чудесах, совершившихся при чудотворном образе Богоматери, и с радостью сообщил о всем слышанном патриарху Иоасафу. Благочестивый Иоасаф, со вниманием выслушав Потапова, тотчас послал грамоту к протоиерею нижегородского Архангельского собора Иосифу и архимандриту нижегородского Печерского монастыря Рафаилу, в которой повелевал составить и препроводить ему, патриарху, описание чудес, явленных св. чудотворной Оранской иконой Богоматери за все время ее существования. Они должны были узнать, кто получил исцеление, какого он звания, возраста, пола, какой страдал болезнью и сколько времени, когда получил исцеление и где: в пустыни, дома или на дороге. Кроме рассказов самих исцеленных, они должны были отобрать сведения от их родителей, родственников, соседей, знакомых и вообще от всех, кто что-либо знал о чудесах. Исполняя распоряжение патриарха, Рафаил и Иосиф четыре месяца вели расспросы о чудесах. В обитель были приглашены не только те, кто получил исцеления, но и многие окрестные жители. В числе их были архимандриты, протоиереи, игумены, иереи, диаконы, иноки и люди разных сословий. Расспрашивая о чудесах, явленных Оранским образом Богоматери, Иосиф и Рафаил подводили рассказывающих под присягу. При этом оказалось, что все единодушно подтвердили истину о чудесах, совершившихся в Оранской обители, и ни один не решился даже предположить, что какое-либо чудесное событие не было действительным чудом, а было просто случайностью. Показания очевидцев этих чудес и исцелений были тщательно записаны, скреплены подписями тех, кто был грамотен, и в таком виде отправлены в Москву к патриарху Иоасафу. По получении этих сведений патриарх представил их государю Михаилу Феодоровичу.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) В цитировавшейся нами выше Летописи скита уже упоминалось имя архимандрита Вениамина, будущего митрополита. Тогда, в 1916 году, он, будучи в Оптиной пустыни, многое записывал. 7 августа, в день, подробно описанный отцом Кириллом в Летописи, когда происходил крестный ход с чудотворной Калужской иконой Богоматери, отец Вениамин вместе с братией встречал святыню на лесной дороге. «Вдруг я вижу, – пишет отец Вениамин, – как из нашей толпы некоторые отделяются от процессии и спешно-спешно торопятся в правую сторону. Через некоторое время там уже собралась густая толпа народа, плотным кольцом кого-то или что-то окружавшая. Из простого любопытства – впрочем, меня в монастыре все интересовало, – я тоже направился туда: в чем дело? Чтобы оставить икону Богородицы, нужна была какая-то особая причина к этому. Протискавшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умиленной любовью и счастливыми улыбками смотрят на какого-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчесанной небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался немного. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка все точно светилось и радовалось... Так малые дети встречают родную мать. – Кто это? – спрашиваю я соседа. – Да батюшка отец Анатолий, – ласково ответил он, удивляясь, однако, моему неведению. Я знал о нем, но не пришлось еще встретить его лично; да и не было особой нужды в этом: не имел никаких вопросов к нему. А теперь явился вопрос о нем самом: что за чудо? Люди оставили даже икону и устремились к человеку. Почему? И ответ явился сам собою: святой человек тоже чудо Божие, как и икона, только – живое чудо. Святой есть тоже образ Божий, воплощенный в человеке. Как в иконе, так и во святых людях живет Сам Бог Своею благодатью. Когда Божия Матерь явилась с апостолами Петром и Иоанном святому Серафиму, то Она сказала им: “Сей – от роду нашего”. От того же роду был и батюшка отец Анатолий. Сколько радости, любви и ласки на всех окружающих проливалось от его лика в Оптинском лесу, на солнечной прогалине» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но смотрите: люди грешили, а Христос взял все грехи на себя и добровольно принял позорную смерть на кресте! Единственного безгрешного распяли за всех грешных. Ну и где же здесь правда, логика и здравый смысл?! А правда для нас, православных, в том, чтобы держать своё сердце чистым перед Богом; отдавать свою десятину церкви, " любить врагов своих, сокрушать врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими " , соблюдать заповеди и ВЕРИТЬ Богу! Вражина нападает - значит мы на верном пути, будем радоваться и веселиться - С нами Бог! Сергей 5 сентября 2012, 23:27 Инне К.: Иоанн Златоуст писал, что и Иуда (Искариот)тоже причастился, и с этим причастием в него вошел сатана. ...мы все меньше обращаем внимание на ДУХОВНУЮ СТОРОНУ жизни, что наше христианство сводится к исполнению лишь внешних церковных предписаний: праздник - поприсутствуем за богослужением, пост - как-нибудь попостимся, положено исповедаться, причаститься - и это сделаем, подадим и поминание, закажем и молебен, панихиду...(А.И.Осипов " Куда идет христианство " ). Мне кажется надо более точно разъяснять священнослужителям о правильной духовной жизни по творениям святых отцов. Всем радости в Духе Святом! В Потапов 5 сентября 2012, 22:11 Дорогой о. Владимир, Болеющие за Россию чада РПЦ за границей молятся с Вами о вразумлении всех. Помогай нам Бог. Прот. Виктор Потапов Вашингтон, США Марина 5 сентября 2012, 21:20 Никите Дубровину: Вы вот говорите, что церковным людям нужно публично покаяться, самобичевать, показать финансы и т.д. - а может быть наоборот ХВАТИТ ВСЕМ ОБЪЯСНЯТЬ! Открытость Православной Церкви должна касаться ее проповеди, а не ее финансов или внутрисемейных дрязг! Может потому и стала ситуация настолько критичной, что без конца все все пытаются объяснить. Почему мечети расписывают чистым золотом, и никто не хватается за сердце? Почему у нас не могут батюшки ездить на хороших машинах? Да пожертвовали им богатые люди, и пусть ездят себе на здоровье. Когда людей у Храма Христа Спасителя в очереди поили горячим чаем - недовольные возмущались, почему дескать мэрия это оплатила, пусть Церковь и платит... Куда мы вообще катимся в осуждении Церкви и ее служителей.

http://pravoslavie.ru/55477.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Известные певчие, знаменный распев, духовные стихи и русский лубок – об этом и об истории русской духовной музыки данная программа. Сергей Потапов, ведущий: Известные певчие, знаменный распев, духовные стихи и русский лубок – об этом и об истории русской духовной музыки сегодня. Как часто, увидев церковь на своём пути, мы произносим: «Красота-то какая!..» и понимаем, что только что нам был подан знак, указывающий путь к Богу, способ разговора с Ним. В возникшем в XV веке деревянном, а с середины XVII века – каменном храме Григория Неокесарийского на Полянке в Москве, воспринимаешь это особенно остро. Николай Белов, регент храма Григория Неокесарийского, преподаватель СГБУ: Это исконно русская православная музыка. Мало что сохранилось от столь древних времён, от времён самого начала существования древнерусской культуры, как знаменный распев. Епископ Иероним: Всё в Православии красиво. Не случайно возглашается: «Господь воцарися, в лепоту (в красоту) облечеся». И храм внешне украшен, и внутри он украшается церковным пением, службой диакона, иконами и всем чином, который установлен. У нас разнообразные песнопения используются, и в том числе много песнопений знаменного распева. Николай Белов, регент храма Григория Неокесарийского, преподаватель СГБУ: Знаменный распев это распев слова, и в первую очередь, это распетое богослужебное слово. В нём заложены естественные интонации церковно-славянской речи, и он наиболее приспособлен для передачи этой речи с помощью певческих мелодий, и с помощью певческих знаков, которые в русской традиции назывались «крюками». Епископ Иероним: Знаменный распев, наверное, наиболее отвечает той мысли, когда люди «едиными усты», единым сердцем славят Бога. Как некий единый голос, единый вопль с земли, возносится к небесному престолу Сергей Потапов, ведущий: Старое русское слово «чинность» как нельзя лучше подходит для определения одной из особенностей знаменного распева. Его свободное и одновременно твёрдое движение перекликалось с чинностью русских величальных песен. Ведь в начале, до появления крюков, знаменные распевы были таким же устным творчеством, как и всё в народной традиции. Как в деревнях дети слушали стариков и перенимали её – так и в монастырях иноки слушали и перенимали всё, что пели монахи – уже состоявшиеся певчие.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-duhovnoj-...

161 При нем, например, получил священническое место в приходе, имеющем более 2500 душ бывших униатов, Р., из дворян, не учившийся даже в духовном училище, а поступивший из послушников в иподиаконы к Виленскому кафедральному собору. 162 Обь осмотрительности, при определении даже во псаломщики, пр. Алексии можно судить по отказу, данному им священническому сыну, который, «прошедши разные грады для отыскания светской службы и нигде не утвердившись», представлялся ему неблагонадежным к поступлению на церковную службу. Архив Лит. арх. резолюция от 20 октября 1889 года. 164 В отчете о состоянии Литовской епархии за 1879 год пр. Александр отметил это явление. Архив св. Синода. 1879 год. Дело 1, т. 2. 166 В отчете пр. Евгения за 1871 указывалось, что даже псаломщики из окончивших курс семинарии не имели голосов, еще реже умели петь, а иногда с трудом и читали. Консистория, во поводу сего отчета, ограничилась только тем, что предписала благочинным принять зависящие от них меры к побуждению псаломщиков, не имеющих голоса, приискивать желающих из прихожан, одаренных лучшими головами, и обучать их пению, а не имеющих достаточных познаний – к оставлению занимаемых ими мест. 168 И теперь есть не мало священников в Литовской епархии, допускающих пострижение волос и бороды 171 Последующая судьба сего священника была печальная. В 1865 году он был переведен в Гродненский монастырь, а в следующем году, несмотря на просьбу пр. Игнатия об освобождении Скабаллановича, пр. Иосиф отказал на том основании, что он призван виновным военно-гражданской властью и был еще 30 лет тому назад прикосновен к политическому делу. Тогда Скабалланович подал прошение на имя Государя о возвращении его к Нарочскому приходу. По св. Синод, куда было, передано его прошение, отказал ему в просьбе, приняв во внимание всю его прежнюю службу. Пр. Макарий, хотя и соглашался дать ему место в приходе, во Потапов не согласился на это. Также было ему отказано и в проживании где-либо за штатом, за неимением возможности для духовного начальства иметь за ним строгий надзор, под каковым только условием Потапов соглашался на последнюю его просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Иконостасы в теплой церкви ставил в 1811 году столяр Иван Потапов Большой, но судя по выплаченной ему сумме - 17 рублей, он едва ли сам их изготавливал. Скорее всего, Потапов монтировал уже готовую конструкцию. В 1859 году эти иконостасы заменили сделанными в Петербурге по рисункам академика Г. Солнцева. Тогда же в северную столицу заказали образа для теплого храма. Заказы выполнил " иконописец двора его императорского величества " Г. Пошехонов. В холодной же церкви с 1825 года и до закрытия собора стоял иконостас работы вологодского цехового мастера - резчика И. М. Сиротина и белозерского посадского столяра И. Т. Дьяконова (Ригина). Иконы в холодный храм писал крепостной помещика Орлова иконописец Петр Иванов, отпущенный на заработки в Москву, В 1824-1826 годах ему было уплачено за написание икон 1350 рублей. Кроме икон, в интерьере церкви находились еще две картины, " Воскресение " и " Снятие со креста " , купленные в 1825 году в Санкт-Петербурге у академика живописи В. И. Мошкова - одного из первых русских художников-баталистов. Поскольку установку иконостасов завершили летом 1825 года, то службы в холодном соборе начались, вероятно, в 1826 году, хотя отделочные работы в интерьере продолжались и в дальнейшем. В 1835 году дворовый человек помещика Жандра И. А. Зимин расписывал " алтарь золотыми звездами и карниз под лепную работу " , за что и получил 120 рублей. Церковную утварь для собора приобретали в Москве через комиссионеров. В августе 1825 года закуплено церковных сосудов и других необходимых предметов на 1976 рублей, в том числе " паникадило медное белое трехъярусное " за 800 рублей .В 1829 году на фабрике купца Ф. Молчанова через посредство новоезер-ского иеромонаха Вениамина приобретено за 1120 рублей большое Евангелие в серебряном золоченом чеканной работы окладе, усыпанном бирюзой и яхонтами. Собор был обнесен вокруг палисадником и обсажен в 1824 году липами, привезенными с Уломской дачи. Предметом особой заботы церковного причта являлись колокола: их вес, благозвучие, чистота тона, На новую колокольню их поднимали летом 1812 года, но состав их неизвестен. Вероятней всего это был подбор еще со старой колокольни. В 1825 году на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде был приобретен колокол весом 25 пудов 18 фунтов. Доставил его в Кириллов волокославинский крестьянин А. Г. Хренов, а поднимал на колокольню М. А. Мезенцев. Покупка, привоз, подъем и подвеска данного колокола обошлись церковной казне в 140 рублей 17 копеек, Другой колокол весом 115 пудов 10 фунтов (1844 кг) был приобретен в 1849 году на заводе московского купца М. Г. Богданова 31. В конце XIX века он разбился, и на его место в 1895 году купили новый в 120 пудов, изготовленный на заводе Оловяшникова в Ярославле. Обливка этого колокола обошлась в 1442 рубля 91 копейку.

http://sobory.ru/article/?object=01106

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о неводе Притчу о закинутом в море неводе мы находим в 13-ой главе Евангелия от Матфея: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13: 47–50 ). «Невод» – символ евангельского учения, проповеди апостолов, этих «ловцов человеков». «Море» – вселенная. «Рыбы» – всякого рода человеческий род. Эта притча показывает, что невод – евангельская проповедь – соберёт воедино всех без различия людей: добрых и злых, праведников и грешников. «Когда невод наполнится»(образ конца времен), тогда находящиеся в нем будут разделены. Хорошие будут «собраны в сосуды», то есть будут приняты в Царство Небесное, а худые будут «выброшены вон», то есть останутся вне пределов Царства Христова. Между неводом и будущим судом Божиим такое сходство. Пока в море рыбы плавают вместе, трудно различить их качество, но как только невод наполняется и его вытаскивают на берег, рыбак без труда различает хороших от худых. Так и Церковь Христова на земле (Церковь воинствующая) состоит из самых разных людей: как из ревностных, живущих по заповедям Божиим христиан, так и из нерадивых и просто теплохладных людей, то есть христиан по имени только, а не по жизни. Пока они вместе, нелегко различить их по качеству их духовной жизни. Но последний нелицеприятный суд Божий в конце времен непременно откроет различие между праведниками и грешниками. О том, как это произойдёт, Господь Иисус Христос говорит с предельной ясностью в Своей беседе о Страшном Суде( Мф. 25: 31–46 ). В этой беседе Христос говорит, что Он праведников и грешников отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. В притче о неводе Христос также говорит об отделении добрых от худых. Но в отличие от притчи о неводе, в беседе о Страшном Суде Христос ясно указывает на то, что именно прежде всего на этом Суде с каждого спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему, то есть насколько мы были милосердны друг к другу. Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25: 35–36 ). Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи Спаситель ставит превыше всего. «Я милости хочу, а не жертвы», – говорит Бог устами пророка Осии ( Ос.6: 6 ; см. также Мф. 9: 13 и 12: 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

В подтверждение этих слов святителя профессор кафедры миссиологии ПСТГУ Алексей Смулов привел несколько примеров из жизни паствы. В одном случае прихожане попытались продать церковный дом, а вырученные деньги положить в банк на десять лет под проценты и жить «в достатке». В другом один катехизаторов, автор благочестивых брошюр о высоте духовного служения, при зарплате выше священнической в несколько раз завышал суммы счетов за печать этих брошюр, выписывал фиктивные счета. Однако, несмотря на обстоятельства, святитель не позволял себе впасть в уныние, парализующее волю, и сохранял оптимизм и работоспособность, обращаясь за помощью к Богу: «Пусть и целые церкви отпадают, катехизаторы уходят, священники гниют, — стоять и работать бодро, не обращая ни на что внимания, не давая себе падать, уходить в уныние, гнить бездеятельностью, — то и будет подчинение воле Божией» 3 . Он преодолевал посещавшее его порой желание уехать в Россию, потому что боялся нарушить волю Божию, которая привела его на Японскую землю. Переводчик Однако независимо от загруженности, неурядиц и проблем, владыка находил время для перевода Священного Писания и богослужебных книг, о чем ему прежде всего говорил святитель Иннокентий (Вениаминов), с которым они вместе коротали зиму в Николаевске на пути иеромонаха Николая в Японию. «За свою жизнь владыка перевел на японский язык все книги Нового Завета, частично Ветхий Завет, включая всю Псалтирь, все тексты, используемые на богослужении в качестве паремий, и весь корпус богослужебной литературы. Святитель с нуля составил японский словарь христианских терминов», — сообщил участникам конференции сотрудник посольства Японии в России и переводчик Алексей Потапов. Ему помогал всего один человек, молодой катехизатор, горящий желанием проповедовать, по образованию лингвист, Цугумаро (Павел) Накаи. Владыка познакомился с ним в Осоко и пригласил в Токио, заметив, что там для Павла есть работа. «А когда молодой человек приехал в Токио, владыка сказал: «Сам Бог выудил тебя как удочкой, тебе никуда не деться, как б ты ни трепыхался», — сообщил Алексей Потапов.

http://e-vestnik.ru/history/velikiy_neiz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010