Церковь Николы Чюдотворца в селе Павлове за рекою за Тарою в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Черкасково. Дани водноряд три рубли дватцать восмь алтын четыре (Л. 353) деньги, десятильничих и заезда двенатцать алтын. И марта в 12 день те деньги взято. Платил преображенской поп Климант. Церковь Знамение Пречистые Богородицы в селе в Атросе в поместье князя Михаила Пронского. Дани дватцать два алтына четыре деньги, заезда два алтына. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Усекновение Честныя главы Иванна Предтечи в поместье Ивана Олферьева в сельце Шишковерде. Дани девятнатцать алтын три деньги, заезда восмь денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Успение Пречистые Богородицы в поместье князя Левонтья Шедякова в сельце Созонове. (Л. 353 об.) Дани четыре алтына три деньги, заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Рожество Пречистые Богородицы в вотчине Федора Волынсково в сельце Лопатницах. Дани дватцать пять алтын пять денег, заезда два алтына. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Николы Чюдотворца в сельце Лесунове в вотчине боярина князя Дмитрея Мамстрюковича Черкасково. Дани восмь алтын пять денег, заезда гривна. И февраля во 2 день те деньги взято. Платил боярина князя Дмитрея Мамстрюковича Черкасокого человек Иван Култашев. Церковь Воскресение Христово в вотчине Печерсково монастыря в селе в Шпилеве. Дани четыр (Л. 354) натцать алтын, заезда два алтына. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Пречистые Богородицы Казанские в вотчине Федора Мантынина. Дани восмь алтын четыре деньги, десятильничих и заезда восмь денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Пречистые Богородицы Казанские в вотчине Ивана Ондреева сына Матова в селе в Гляткове. Дани семь алтын з деньгою, десятильничих и заезда шесть денег. Церковь Всемилостиваго Спаса в селе на Долгом Поле в поместье Офонасья Жедринского. (Л. 354 об.) Дани дватцать один алтын четыре деньги, десятильничих и заезда три алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Русификаторския мероприятия гражданских властей вызвали острое недовольство среди поляков и литовцев, под влиянием которого русския власти вынуждены были изменить принятый строгий курс. Назначенный на генерал-губернаторский пост почти одновременно с архиеп. Макарием А. Л. Потапов первый принял меры к ослаблению исключительного положения, введенного Муравьевым и поддерживаемого Кауфманом. Покровительство и понуждение гражданских властей к переходам католиков в православие кончилось. В связи с смягчением правительственной политики, среди обращенных началось обратное движение к возвращению в католичество. Оно началось еще при митр. Иосифе. Уже в 1866 г. Император Александр II, принимая в Вильне новообращенных, сказал: «Рад видеть вас православными. Знайте, что раз принявшим православие я ни под каким видом не позволяю возвратиться в католичество», но и это не помогло. Возвращение в католичество продолжалось во все время служения архиеп. Макария, доставляя ему и епархиальным властям много забот и тяжелых переживаний. Во главе русской администрации в описываемое время стоял упомянутый выше генерал-губернатор Северо-Западного края А. Л. Потапов. Будучи помощником Муравьева, Потапов был противником его реформ, скрывая свои полонофильския убеждения. Имея поддержку в высших СПБ-ских сферах, Потапов начал смело проводить попытки примирения правительства в отношении польской аристократии, скомпрометтированной участием в мятеже и поддержкой возстания. Однако, попытки эти не могли успешно развиваться, пока был жив такой знаменитый поборник православия и защитник интересов русского населения, каким был митр. Иосиф. Свое вступление в управление (1868) Потапов ознаменовал арестом и высылкой в 24 часа, под конвоем жандармов, в СПБ, в распоряжение III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (заведывание государственной полицией и жандармерией), смотрителя Виленского духовного училища, молодого, даровитого и энергичного иеромонаха Смарагда Троицкого, за произнесение 14 апреля, в праздник св. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, проповеди в Свято-Духовском монастыре, которая, по мнению Потапова, могла не понравиться католикам. Высылка эта состоялась без ведома митр. Иосифа Семашко . Если Потапов не посчитался с таким выдающимся иерархом, пользовавшимся глубоким уважением в высших правительственных сферах, то можно представить, каково было отношение Потапова к рядовым архиереям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Источники: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994. Выписка из клировой ведомости. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. Историческая записка о жизни православного русского прихода в Марокко и о создании постоянного храма в Рабате. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. Грамота. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. Опись вещей, оставшихся после смерти А.Ф. Стефановского. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. Колупаев Ростислав (Игумен). Русские в Магрибе. -//Вече. - Мюнхен, 1998, N62. - с.191-210. Колупаев Ростислав, игумен. Через Море в Африку. -//Мир океанам. - М., 2002, N18. - с.113-118. Колупаев В.Е. Русские в Северной Африке 1919-1999 гг.: Диссертация на соискание ученой степени кандидат исторических наук. - М., 1999. Приказ за N 690, от 31.10.1921г., за подписью контр-адмирала М.А. Беренса. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. Сертификат, 1921.14.11, Бизерта. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. Удостоверение, 1921.14.11. - Воскресенский храм, Рабат, Марокко. Архив, Фонд не описан. СТРЕКАЛОВСКИЙ В.Н. С 1921 в Египте, в беженских лагерях, в результате эвакуации с юга России, осуществленной английскими военными кораблями. Художник, принимал участие в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами в Каире. Источники: Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). - Paris, Librairie des cinq continents, 18, rue de Lille (7-е.). Колупаев В.Е. Под солнцем Африки. -//Военно-исторический архив. - М., 2004, N 1 (49). - с.8. СУХОРЖЕВСКИЙ Н.С., полковник, военный-инженер Автор проекта и руководитель строительства русской церкви в честь святого Александра Невского в Бизерте. Храм строился на пожертвования, поступавшие из разных мест русской эмиграции, в 1937-1938, как памятник русского Черноморского флота, пришедшего на последнюю стоянку в порт Бизерты в Тунисе, где находилась французская военно-морская база на Средиземном море. Торжественное освящение храма состоялось 10 сентября 1938. Адрес храма: Eglise Russe, rue d " Espagne prolongee, Bizerte, Tunisie, N-Afrique.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Собор в Вашингтоне уникален и своей историей. Протоиерей Виктор Потапов: - Это единственный храм, основанный в Америке святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским. 11 сентября 49-го года он приехал в Вашингтон, чтобы хлопотать о своей застрявшей на одном филиппинском острове пастве, их там было 5 тысяч человек. И владыка Иоанн приехал в Вашингтон, ничтоже сумняшеся, выступил перед Конгрессом, и конгресс сделал исключение, пустили паству владыки Иоанна в Америку. Настоятель собора протоиерей Виктор Потапов - возможно, самый известный в России священник Зарубежной Церкви. Много лет на радиостанции «Голос Америки» он вел религиозную передачу на русском языке. Отец Виктор всегда был непримиримым противником Москвы. А теперь он горячий сторонник объединения. Протоиерей Виктор Потапов: - Я вспомнил слова владыки Василия Родзянко, который всегда нам говорил, что нужно причащаться вместе, а потом во всем остальном мы разберемся. И я думаю, что он был прав. Во время пребывания делегации из Москвы на могиле владыки Василия Родзянко была отслужена совместная панихида. Протоиерей Виктор Потапов: - Нет другого человека, который столько сделал для объединения церквей и для России, как человек, который похоронен на этом месте. Приснопамятный владыка Василий. Царствие ему Небесное. Для разных поколений наших соотечественников этот русский храм в столице США стал живой связью с Родиной. И в прежние времена, когда Россия была так далеко, и теперь, когда она ближе. Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова. Я буду отвечать на ваши вопросы. Можно ли в сегодняшней жизни жить по Евангелию? Что отличает евангельские заповеди от общечеловеческих ценностей? Поговорим об этом через неделю. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь! http://www.sedmitza.ru/text/536054.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

– Да вы, батюшка – поэт, – Андрей Иванович покачал головой. – Простите, времени у нас мало. Я бы хотел, чтобы вы поняли простую вещь. То, что называют материалистическим знанием – это не знание, а вера. Мы не можем проверить ни одну из современных гипотез сотворения мира. Мы принимаем ее на веру. У нас нет миллиардов лет на экспериментальную проверку. А модели, якобы повторяющие процессы, длившиеся в природе эти сотни миллиардов лет – условны. Их тоже нужно принять на веру. Так что вам нужно определиться, какую веру вы выберете. Веру в Бога или в бездушную материю, которая сама собой творит все из себя. Вы можете поверить в то, что кирпичи сами собой сложатся в Эрмитаж или хотя бы пятиэтажку, если их подогревать и облучать солнечной энергии миллиард лет? Вы, как строитель, можете в это поверить? Потапов немного помолчал, посмотрел на спины впереди идущих сотрудников и тихо проговорил: «Удивительное дело. Все, что вы говорили, я как будто бы уже слышал. Все мне знакомо, хотя я явно ни с кем об этом не говорил. Даже с Анной Сергеевной. Я благодарю вас за эту беседу и очень прошу найти время пообщаться со мной подольше». – Непременно. Только не раньше, чем через неделю. Сейчас много предстоит служб. Начнется Великий Пост. Приходите к нам на вечерние службы. Четыре дня будут читать канон Андрея Критского . Это великое свидетельство гениальности человека, способного на искреннее и глубокое покаяние. Послушайте его. Душа должна отозваться. Даже если вы не поймете слов. Послушайте скорбные песнопения. Это очень красивая служба. Подышите воздухом Церкви. Начните с этого свой путь к Богу. Я, кстати, могу вам подарить этот канон. Будете по книге следить за тем, что будут петь и читать. Потапов долго благодарил батюшку и решил непременно принять его приглашение. Они распрощались. Священник торопливо пошел к храму, а Потапов остановился рядом со ступеньками, ведущими вниз. Здесь, в просвете между кипарисами и черными мраморными памятниками, был виден новый могильный холмик, заваленный венками и охапками цветов. Потапов посмотрел по сторонам. Никого. Последний сотрудник скрылся за поворотом. Андрей Иванович поклонился могиле Анны Сергеевны.

http://pravoslavie.ru/69455.html

Но это доказывало, что не только в обществе 9 , а и в среде самих профессоров Академии были сторонники мысли о переводе ее в Москву. К числу сторонников этой мысли принадлежал и покойный В. Н. Потапов. Печатно он высказал свои мысли по этому делу в 1869 году, когда новый академический устав уже был опубликован и введен в действие в академиях С.-Петербургской и Киевской, но еще не введен был в остальных двух академиях. Мы разумеем статью Василия Никифоровича, помещенную, в форме письма в редакцию от 29 ноября 1869 года, в декабрьской книжке Православного обозрения за 1869 год и писанную в ответ на защищавшую мысль о том, что нет никакой надобности переводить Академию из Сергиева Посада, статью не подписавшего своего имени автора, помещенную в 46 Московских епархиальных ведомостей за тот же 1869 год. В. Н. Потапов, с свойственными ему последовательностью и остроумием, шаг за шагом разбивает доводы своего противника, хотя, конечно, не во всем можно и с ним соглашаться в решении вопроса о перемещении Академии в Москву 10 . – 4., Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии, с Прибавлениями духовного содержания как периодическое издание, как известно, имело более или менее значительные по времени перерывы в выходе книжек. Остановившись выходом в 1865 году, оно возобновилось было в 1871 году, но в следующем же 1872 году снова прекратилось, и затем только уже вследствие замечания ревизовавшего в 1875 году Академию преосвященного архиепископа Литовского (после митрополита Московского, скончавшегося в 1882 году) Макария, по изыскании некоторых новых средств, возобновлено было в 1879 году (выходить же стало с 1880 года). В январе 1879 года составлен был новый редакционный Комитет, в который, по избранию Совета Академии, вошел между прочими и В. Н. Потапов, именно как редактор переводной части здания. В то время по этой части решено было, с одной стороны, продолжать еще в начале шестидесятых годов предпринятый перевод творений св. Епифания Кипрского , а с другой – вновь начать переводить творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О ситуации в Зарубежной Церкви в США и о перспективах православия в современном мире размышляет ведущий православных передач «Голоса Америки» священник Виктор Потапов НГ-Религии 24.10.2001 О ситуации в Зарубежной Церкви в США и о перспективах православия в современном мире размышляет ведущий православных передач «Голоса Америки» священник Виктор Потапов Один из голосов «Голоса Америки из Вашингтона» в течение двадцати лет — именно с этим легендарным человеком состоялась наша встреча. Виктор Потапов является священником Русской Православной Церкви Заграницей, настоятелем храма в Иоанна Предтечи в Вашингтоне. Храм справил недавно свое 50-летие, расположен вдали от центра города. Чтобы до него добраться, нужно ехать прямо от Белого дома по 16 улице, миновать масонскую ложу, храм Муна, баптистскую церковь, кришнаитскую молельню, корейскую, буддистскую, проехать сквозь кварталы не самой благополучной Америки, где по улицам бродят отрешенные подростки разного цвета кожи, а на столбах висят надписи «Зона без наркотиков». Поворачиваешь за угол — и среди деревьев вырастает силуэт русской церкви в окружении «русских деревьев». По двору бегают дети, обливают друг друга водой. Разве что говорят эти дети по-английски — русский мальчик, литовская девочка… Русская Церковь Заграницей — осколок православия, «эмигрантское прибежище», о котором больше слышали, чем знают. Не так давно ее глава 92-летний митрополит Виталий ушел на покой. Нового главу пока не избрали. Митрополит был противником и обличителем Московской Патриархии — за соглашательство ее с безбожной властью, за непризнание мученического подвига мирян и служителей при «советах». РПЦЗ была своего рода негласным православным Ватиканом для многих верующих в советское время — отсюда шла проповедь, тоненькой струйкой просачивались книги — Евангелие, молитвенники, богословские труды. Железный занавес пал, но примирения между двумя православными Церквами нет и поныне. Остались обиды и недоумения. И вопросы. Надо отметить, что интервью было сделано до трагедии 11 сентября.

http://pravmir.ru/slishkom-dolgim-byl-pl...

Церковь Николы Чюдотворца на реке на Клязьме в Хлыновском уезде. Дани рубль пять алтын четыре (Л. 367 об.) деньги, десятильничих и заезда пять алтын две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь святого пророка Ильи в вотчине Спаса Еуфимьева монастыря в селе в Кожине. Дани рубль десять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда шесть алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Николы Чюдотворца на Фроловском погосте в Купленской волости. Дани рубль пять алтын пять денег, десятильничих и заезда пять алтын две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.   (Л. 369 В Гороховце церкви двойные Церковь Воскресение Христово в городе на посаде. Дани по грамоте вдвое два рубли дватцать один алтын четыре деньги, десятильничих и заезда двенатцать алтын. И декабря в 20 день те деньги взято. Платил села Лыскова крестьянин Любимко Григорьев. Церковь Вознесение Христово на Язвецком врашке. Дани вдвое два рубли одиннатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда десять алтын четыре деньги. Церковь Михаила архангела Купленской волости. Дани вдвое три рубли двенатцать алтын две деньги, десятильничих и заезда четырнатцать алтын. (Л. 369 об.) Церковь Рожество Пречистые Богородицы в Раменках на речке на Дедовке. Дани рубль дватцать семь алтын четыре деньги, десятильничих и заезда семь алтын. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы в селе в Купле. Дани рубль тритцать три алтына, десятильничих и заезда восмь алтын четыре деньги. И февраля в 11 день те деньги взято. Платил Федоров человек Челюскина Борис Пантелеев. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы в Гороховце на посаде соборная. Дани вдвое рубль дватцать алтын четыре деньги, десятильничих и заезда семь алтын.   (Л. 371 Город Ядрин Церковь Боголепное Преображение. Дани десять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда пять алтын четыре деньги. Церковь архангела Михаила. Дани рубль дватцать алтын, десятильничих и заезда шесть алтын четыре деньги.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

протоиерей Виктор Потапов ЖМП 10 октябрь 2011 /  15 декабря 2011 г. 01:00 Протоиерей Виктор Потапов: Евангелие есть жизнь в Боге Притча о сеятеле и другие притчи, изложенные в 13-ой главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах Евангелий от Марка и Луки, были произнесены Христом при таком большом стечении народа, что из-за чрезмерной людской тесноты Спаситель был вынужден проповедовать народу, стоявшему на берегу Галилейского озера, из лодки. Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством Евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди по-разному принимают Слово Божие, и как это слово по-разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного настроя. Евангелист Матфей так излагает эту притчу: «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»  (Мф. 13: 1-9). Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» - Иисус Христос; «семя» - слово Божие, а «земля», «почва» - сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим: 10: 17). Потому Христос всюду сеял слово Божие, - в селах, городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников - епископов и пресвитеров, которые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божьего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле - сеять в наши сердца слово Божие.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_vi...

«В решительном большинстве делегаты реагировали положительно на призывы к примирению, прозвучавшие в докладах. Особенно в сообщении митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, который напомнил нам, что вера и стремление к единству должны быть выше политики, что мы должны не судить людей, а прощать тех, кто проявил слабость в прошлом, и покрывать любовью»,- сказал Потапов. На первых рабочих заседаниях Собора прозвучали доклады «Духовно-историческое наследие Русской Зарубежной Церкви» протоиерея Николая Карыпова из Австралии, «Восстановление евхаристического общения и преодоление разделений церковной истории» члена Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом священника Николая Савченко из России и два выступления митрополита Амфилохия. Одно из них было посвящено отношению Сербской православной церкви к экуменизму (движению к единству христианский конфессий) и членству Сербской церкви в экуменическом Всемирном совете Церквей. Участие Московского Патриархата в работе этой организации некоторые представители Русской Зарубежной Церкви считают препятствием для примирения с Церковью в Отечестве. Митрополит Амфилохий — единственный делегат Собора, не принадлежащий к Зарубежной Церкви, он — ученик почитаемого сербского подвижника Иустина и выдающийся богослов, добавил Потапов. «После выступления митрополита Амфилохия все делегаты Собора встали и аплодировали. Это было излияние благодарности за его доклад и за ту любовь, которую он в нем выразил. Некоторые были даже со слезами на глазах», — отметил, со своей стороны, секретарь комиссии Русской зарубежной церкви по переговорам с Московским Патриархатом протоиерей Александр Лебедев. Отвечая на вопрос о противниках примирения, представитель Зарубежной Церкви сказал, что «некоторые говорят, что еще нельзя объединяться, некоторые высказывают мнение по поводу так называемого сергианства, но избегая крайностей и сохраняя уважение». «Однако пока еще никто не предлагал альтернативы тому, что предложили наши епископы»,- сообщил Потапов.

http://pravmir.ru/iv-vsezarubezhnyj-sobo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010