Из сих чудес особенно замечательны исцеление от немоты 18-летнего ученика живописца Неволина и дочери крестьянина Ксении Кайсиной, не владевшей ни руками, ни ногами. 21 ноября Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» в г. Серпухове Московской губернии. Этот образ находится в Серпуховском Владычнем женском монастыре. О происхождении его сохранилось следующее известие. Живший в XIV столетии прп. Варлаам, ученик св. митрополита Алексия, однажды удостоен был видения образа, на котором было изображено введение во храм Пресвятой Девы. Святитель Алексей отдал тогда же распоряжение написать икону в таком виде, как она явилась прп. Варлааму. Образ был написан и поставлен в основанном св. Варлаамом Серпуховском Владычнем монастыре, в каменном храме Введения Богоматери. Написан он в 1377 году и с этих пор, вот уже более 500 лет, чествуется как чудотворный. И доныне благодать Божия не престаёт подавать от иконы различные исцеления всем притекающим с верой под молитвенный покров Божией Матери. Икона прекрасно сохранилась. Уцелел также и древний оклад её. В 1860 году благочестивые почитатели Серпуховского образа повесили на него бриллиантовое ожерелье, а над ликом Богоматери вделали наперсный бриллиантовый крест с изумрудами и короной наверху. В середине же креста на изумруде вырезано Распятие Господа Иисуса Христа «с предстоящими». Молитва пред иконой, именуемой «Введение во храм Пресвятой Богородицы» К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне. Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго. Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от Мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

2) Крест – знамя (знак) христианства. На кресте Господь Иисус Христос спас нас Своими страданиями от греха и вечной смерти. Антиминс 3) Евангелие – священная книга, в кохорой содержится повствование о жизни и учении Спасииеля нашего Иисуса Христа. 4) Дарохранительница – сосуд в виде гробницы или небольшого храма, в котором хранятся запасные Св. Дары – Тело и Кровь Господни – для причащения больных, а тот ковчег, в котором Св. Дары носятся на дом для причащения больных – называехся дароносицей. В левой стороне алтаря находится другой стол, покрытый одеждами. Этот стол называется жертвенником. Наставление о том, как должно прикладываться к Животворящему Кресту, святому Евангелию и св. иконам Дети! У нас есть благочестивый обычай во время службы и по окончании ее прикладываться (т.е целовать) к св. Кресту, Евангелию и иконам. Целованием мы показываем свою любовь к Богу, Его Пречистой Матери и угодникам. Пред целованием правильно, не спешно перекреститесь, сделайте глубокий поклон и затем прикладывайтесь (целуйте), но не в уста Господа и святых Его, а в руку или ногу, с чувством глубокого смирения и недостоинства. При этом, целуя святый крест или на евангелии изображение воскресшего Господа, говорите про себя: «Господи! помилуй меня грешного(ую), прикладываясь к икон Божией Матери говорите про себя: «Пресвятая Богородице! спаси нас»! а целуя икону святого говорите: «святителю отче (напр. Николае), или преподобне отче (напр. Сергие), или святый(ая) мучениче (напр. Трифоне, Варваро...) моли Бога о нас». Приближаясь для целования св. Креста, Евангелия или иконы, подходите спокойно, благоговейно. Наставление о том, как должны христиане входить в храм и вести себя во время Богослужения Дети! Входите в храм тихо, спокойно, не топайте и не стучите обувью. А войдя в храм, правильно, не спеша, перекреститесь и сделайте глубокий поклон, чииая молитву: «Боже, очисти мя грешного(ую), или «Боже, милостив будь мне грешному(ой). Затем, ставши на свое место, внимательно слушайте, что читается и поется, осеняя себя крестным знамением и делая большие и малые поклоны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ФИЛЬМ «ПАСХА» Статьи о Пасхе В воскресенье (вероятно, 8-го апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых и покинул гроб. После этого Ангел, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба. Первыми свидетелями этого события были воины, стерегшие гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мертвых Иисуса Христа, но они были очевидцами того факта, что, когда Ангел отвалил камень, гроб уже был пустым. Испугавшись Ангела, воины бежали. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: «Радуйтесь! » Кроме Марии Магдалины, Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время. Из них некоторые даже удостоились осязать Его тело и убедиться, что Он не призрак. В течение сорока дней Иисус Христос несколько раз беседовал со Своими учениками, давая им последние наставления. В сороковой день Иисус Христос, в виду всех Своих учеников, вознесся на небо с Елеонской горы. Как мы верим, Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то есть имеет с Ним одну власть. Вторично Он придет на землю перед концом мира, чтобы судить живых и мертвых, после чего начнется Его славное и вечное Царство, в котором праведники будут сиять, как солнце. О внешнем виде Господа Иисуса Христа Святые апостолы, писавшие о жизни и учении Господа Иисуса Христа, ничего не упоминали о Его внешнем виде. Для них главным было запечатлеть Его духовный облик и учение. В восточной церкви существует предание о «Нерукотворном образе» Спасителя. Согласно ему, посланный Эдесским царем Авгарем художник несколько раз безуспешно пытался зарисовать лик Спасителя. Когда Христос, подозвав художника, приложил его полотно к Своему лицу, на полотне отпечатлелся Его лик. Получив от своего художника это изображение, царь Авгарь исцелился от проказы. С тех пор это чудотворное изображение Спасителя было хорошо известно в восточной церкви и с него делались копии-иконы. Об оригинальном Нерукотворном образе упоминают древний армянский историк Моисей Хоренский, греческий историк Еваргий и св. Иоанн Дамаскин.

http://pravmir.ru/xristos/

  Древности монастыря 1. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, без мощей. На нем в верху чернилами изображен осмиконечный крест, под крестом - Адамова глава, а по сторонам копие и трость с губою, над крестом надписано: „Царе Славы, " под сими словами: „Ника " . Под изображением креста чернилами же написано: „Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя Святаго и Славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна честнаго и славнаго его рождества, Преосвященным Давидом Ростовским и Ярославским и Устюжским при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче всея России и при Митрополите Антонии Московском и всея России. В лето 7807..... (9751) месяца Июня 24, в день среду " . 2. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами, зашитыми на верху; под мощами чернилами изображен осмиконечный крест с копием и тростию с губой по сторонам, как и на первом антиминсе. По сторонам мощей и креста чернилами же написано: „Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Одигитрия явления иконы Смоленския. Священа бысть церковь сия в лето 7150-го индикта десятаго месяца Ноемврия в 14 день на память Святаго Апостола Филиппа при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России и при Преосвященном Варлааме Ростовском и Ярославском. 3. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами, зашитыми на верху; под мощами чернилом изображен шестиконечный крест с копием и тростию с губой по сторонам. По сторонам мощей и изображения креста чернилами же написано: „освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви иже во святых отец наших триех Вселенских великих учителей и Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго. Священа бысть церковь сия в лето 7180 года индикта 10, месяца Июля 27 день на память святаго великомученика Пантелеймона при благоверном и благочостивом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великая и малыя и белыя России Самодержца и при верной государыне царице и великой княгине Наталье Кириловне и при благоверном государе цесаревиче и великом князе Феодоре Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Петре Алексеевиче и при священном митрополите нашем Ионе Ростовском и Ярославском.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Из содержащихся в IX главе возражений одни заимствованы из Беллярмина. Другие же и их решения имеют соответствующее содержание и в полемической литературе прежнего времени. Так, второе возражение этой главы есть повторение прежних возражений против божественной основы св. изображений и напоминает возражения других противолютеранских сборников. Напр.: «глаголют еретицы, яко церковь Божия иконы имеет не по Божию повелению, но от скверных язык предания», (сборник свящ. Наседки, гл. I) или: «мнози глаголют иконоборцы в своих писанииях, яко церковь Божия не от Бога имать св. иконы, но от поганых» (слово об иконах в «Кирилловой книге», л. 145). Находимое в решении этого возражения в «Камне веры» указание на предание, как основание иконопочитания, встречаем и в словах об иконах Иоанна Дамаскина (слово 1-е, л.л. 99–100; слово 2-е, л. 133), в слове об иконах в «Кирилловой книге» (л.л. 148–150) и в сборнике свящ. Наседки (гл. 1). Решение третьего возражения, будто в первенствующей церкви не было св. изображений, находим в слове первом Иоанна Дамаскина (л. 101), в сборнике Наседки (гл. 1) и в слове об иконах «Кирилловой книги» (л.л. 151–153). Доказав на основании исторических данных, тожественных с находящимися в «Камне веры», существование св. изображений в первые века христианской церкви, свящ. Наседка замечает «Виждь иконоборче, яко от многих ти свидетельств неложных приведох писания, яко святыя иконы быша в древнем законе от Божия повеления. Такожде и в новом законе от самого во плоти явльшагося Господа нашего Иисуса Христа начало прияша. Во дни святых апостолов и учеников, якоже св. Дионисий, ученик ап. Павла пишет. Тако инии апостоли тии наследницы их быша пред шестосотым летом. От начала веры един по единому кождо посем идяху, якоже показахом». Пятое возражение и его решение, хотя менее подробное, чем в «Камне веры», мы находим и в «Рожнеце духовном» (л. 230). Это же возражение есть и в первом слове об иконах св. Иоанна Дамаскина . Решается оно так, что пастыри церкви чрез учение и наставление должны отвращать народ от боготворения икон (л.л. 109–124). Краткое решение девятого возражения «Камня веры» находим и в «Рожнеце духовном» (л. 231).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Православная Церковь и сейчас твердо держится постановления VII Вселенского Собора 787 г.: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди , служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился и служит на пользу нам... На таком основании мы... со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы честные и святые иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения честного и животворящего Креста... будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более, взирающие на эти иконы, возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах. приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству» («Деяния Вселенских соборов», Казань, т. 7). На том же Вселенском соборе было постановлено: «обзывающим священные иконы идолами – анафема». Таким образом, все, кто отвергает иконопочитание, уподобляются иконоборцам, которых еще в древние времена осудила и отлучила Единая Христова Церковь . Здесь уместно привести пример из жития святого преподобномученика Стефана Нового, которому пришлось вести борьбу с иконоборцами. Однажды царь вызвал к себе святого Стефана и потребовал отчета, говоря: «Каким отеческим преданиям не повинуемся мы, что называешь нас еретиками?» Стефан ответил: «Написание святых икон – преданное и заповедное с древних времен богоносными отцами. Вы же злочестиво извергли их из храмов, назвали их идолами, попрали ногами и истребили огнем». «Разве мы, попирая образы, попираем Христа?» – возразил царь. Тогда преподобный Стефан взял в руки монету с изображением царя и, показав царю, спросил словами Христа: «Чей образ сей?» Царь удивился его непониманию и ответил: «Чей же, как не царский?» Тогда святой сказал : «Что ожидает того, кто бесчестно повергнет на землю царское изображение и станет топтать его ногами? не подвергнется ли он казни?» Предстоящие ответили: «Да, великой казни подлежит таковой». Тогда преподобный Стефан тяжело вздохнул и сказал: «О, великая слепота и безумие! Если за образ царя земного человек будет подвержен мучениям, то какой казни подлежите вы, поправшие образы Сына Божия и пренепорочной Матери Его, не убоявшиеся предать их огню?» Сказав это, плюнул на монету, бросил ее на землю и стал топтать ногами (Св. Дм. Ростовский. Житие св. Стефана. Жития святых, декабрь). О кресте

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

– Как же не жалеть о почитающих творения по той причине, что зрячие кланяются не видящим и одаренные слухом не слышащим? – Тварь никогда не спасет твари. Но собор разъяснил, что св. Афанасий в данном месте имел в виду язычников и против них направлял свою речь; христиане никогда не служили твари вместо Единого всех Бога, как обвиняли их иконоборцы. Оказалось также, что иконоборцы часто приводили свято-отеческие слова отрывочно, – без связи их с предшествующею им и последующею за ними речью, – отчего в этих словах мог получаться желательный для них смысл. Наконец, некоторые из приведенных иконоборческим собором выражений оказались совершенно подложными. Как скоро оказалось, что основания, какие приводил лжевселенский собор в оправдание своих вероопределений, ложны и недостаточны, для всех само собою стало понятным, что и самые вероопределения его, утвержденные на таких основаниях, ложны, и поэтому отцы собора скоро перешли к окончательной выработке собственного соборного вероопределения. В этом окончательном вероопределении отцы собора нашли нужным сначала упомянуть о поводе к созванию собора и о предпринятых им трудах, затем – привести дословно весь Символ Веры и опровержение всех тех ересей, которые уже были опровергнуты шестью предшествующими Вселенскими Соборами и, наконец, на вечные времена утвердить догмат иконопочитания: – Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображение честного и животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок, или мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во св. церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа или Непорочной нашей Владычицы Св. Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще, при помощи икон, они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразных 6555 , приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое по вере нашей приличествует одному только Божественному естеству. Взирающие на сии иконы возбуждаются приносить иконам фимиам и ставить свечи в честь их, как делалось это в древности, потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси 6556 изображенного на ней. Осмеливающиеся же думать или учить иначе, если это будут епископы или клирики, должны быть низлагаемы, если же будут иноки или миряне, должны быть отлучаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Флп.2:5–7 . «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Объясн. Эти слова апостола позволяют нам спросить отрицателей священных изображений: достоин ли поклонения во Христе образ раба, вид человека, воспринятые Им для нашего спасения, или достоин поклонения в Нём только образ Божий, Божественное естество? Если достопоклоняем и вид человека – Христа, то, конечно, не иначе может совершаться поклонение этому виду, как только пред священным изображением Христа: Ин.1:14:14:9 ; Кол.2:9 . Если Сам Господь к изображению кесаря отнёсся почтительно: Мф.22:20–21 , и если мы чтим изображения (фотографии) своих близких людей, то можно ли не благоговеть перед изображением Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа? Гал.3:1 ; Лк.10:23 . Откр.9:20 .«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить». Объясн. Эти слова безрассудно прилагаются к православным, чтущим святые иконы: они чтут не бесов и не идолов, изображённых в виде разных животных и пресмыкающихся: Рим.1:23 , но Господа, Которому поклоняются в тех видимых образах, в которых Он, по Своему благоволению, действительно являлся людям: Ис.6:5 ; Дан.7:9–14 ; Лк.3:22 . Услышания молитв православные надеются не от дерева, на котором начертана икона, но от Всевидящего и вездесущего Божества. Быт.18:1–2 ; Срав. 32:29–30 . «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр (свой), во время зноя дневного. Он возвёл очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр, и поклонился до земли». Объясн. Здесь повествуется о богоявлениях совершенно сходных: является «муж», имя его «чудно», говорят о нём как о видении Бога. При этих богоявлениях Авраам и Иаков удостоены были приблизиться и лицом к лицу видеть Ангела Завета: Деян.7:35:38 ; Мал.3:1 ; однако при этом Господа Бога они не более видели, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда он беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:23 . Вполне видеть Господа Богочеловека явилась для людей возможность только в Новом Завете: Ин.1:14–18:10:30 . Если мы о смертных и грешных людях сохраняем память чрез портреты и фотографии, то как же не запечатлевать на священных изображениях нашего Искупителя Господа и свят. угодников Божиих, для памятования об их великом служении роду человеческому? ср. Мф.22:20–21 ; Рим.2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, уясняют друг друга. Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению свв. отцов и преданию кафолической Церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и светлые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικην προσκνησιν), не тем, истинным по нашей вере служением (λατρεαν), которое приличествует одному только Божественному естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и св. Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение свв. отец наших, т.е. предание кафолической Церкви, от конец до конец земли, приявшей Евангелие. Осмеливающиеся же иначе думать или учить, или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение, или отвергать что-нибудь из священного Церкви, Евангелие, или изображение креста, или иконное живописание, или св. останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической Церкви преданий, или давать пространное употребление священным сосудам или святым монастырям, постановляем, если это будут епископы или клирики, извергать из сана, если же монахи или миряне - отлучать от общения».

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

III. Сакральный аспект Догмат о почитании икон восходит к постановлению (оросу) 7 Вселенского Собора, собравшегося 24 сентября 787 года в Никее: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мелких камней или всякого другого соответствующего цели вещества, будь то иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей, Пресвятой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще они бывают нам видимы через изображение на иконе, тем чаще, созерцая их, мы подвизаемся вспоминать и любить первообраз, чествовать их лобзанием и почитательным поклонением... через приношение фимиама и поставление свечей согласно благочестивому обычаю древних. Ибо честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней... Итак, мы определяем, чтобы осмелившиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания, или выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо, что освящено Церковью, будь то Евангелие, или изображение Креста, или иконная живопись, или святые останки мучеников, а равно дерзавшие давать обычное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, — определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы». 7 Вселенский Собор постановил, что икона содержит и проповедует ту же истину, что и Евангелие, и является, так же как и Евангелие и Святой Крест, одним из видов Божественного Откровения и нашего общения с Богом, формой, в которой совершается сочетание действия Божественного и действия человеческого. «И священный образ, и Евангелие, — пишет исследователь иконы Л.А. Успенский, — помимо своего прямого смысла, являют отражение горнего мира. И тот, и другое выражают точные и конкретные факты и истины, а не человеческие идеи или представления... Таким образом, через богослужение и икону Священное Писание живет в Церкви, в каждом отдельном ее члене. Поэтому единство литургических слова и образа имеет капитальное значение: эти два способа выражения служат друг для друга как бы взаимной проверкой, живя одной жизнью, имея одно и то же церковное созидательное действие. Отказ от одной из этих форм выражения Откровения влечет за собой упадок другой» .

http://bogoslov.ru/article/648168

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010