Строительство было начато в конце 1800 г... Дело об освящении вновь построенной каменной церкви Воскресения Христова на Сонохте (ГАЯО, 230-1-5977): К 1803-1804 гг. в селе были вновь отстроены и освящены для продолжения Божественной службы два придела к церкви, первый, в честь Сретения Господня, второй, в честь Покрова Божьей Матери. К 1816 г. строительство новой каменной церкви было полностью закончено. Одним из обязательных этапов по приготовлению храма к освящению было составление описи его имущества. При ее составлении присутствовал депутат, священник Алексей, из церкви Никольской, что на Эдоме. 27 мая 1816 г. Воскресенский храм был освящен на новом антиминсе местным Благочинным г. Борисоглебска, протоиереем Соборной церкви Андреем Толбухиным. Вот как выглядела новая церковь: " Церковь во именование Воскресения Господа Бога нашего, Иисуса Христа, каменная, снаружи отбелена и местами вохрою раскрашена, а внутри отщекотурена, одноэтажная. На церкви пять глав, обиты по дереву железом и окрашены яркой медянкой с крестами на них деревянными и опаяны белой жестью, утверждены на " шеях " каменных, из коих в средней, пролетной, четыре окошка с оконницами стекольчатыми в деревянных рамах, а прочие, четыре, " шеи " , глухие. Кровля над церковью и алтарем, деревянная, окрашена красной мумией. В алтаре четыре, а в настоящей церкви, на полуденной и северной сторонами, в нижнем по два, а в верхнем ярусе по три, всего десять окошек. Всего имущества внутри описанной церкви на 6459 руб. Ризы, стихарь, Епатрахиль, Урарь, три воздуха золотные по штофной голубой земле с обшивкою по оплечьям, рукавам и подольниками по краям и с крестами, гасу серебряного, подложеные голубой китайкой, за все заплачено 1135 руб. Иконостас с царскими вратами и дверьми, столярные, в четыре отделяемые один от другого карнизами, ярусами с колоннами, полуколоннами и четверть колоннами, столпами и пилястрами, над царским вратами, стоимостью, 1500 руб. В первом нижнем ярусе, в среднем, на царских вратах в 4 клеймах, оправленных резьбою, изображены красками Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Над сими вратами, в круглом пролете, Дух Святый, в виде голубя в сиянии изображены. При царских вратах поставлены иконы: с правой стороны, Иоанна Предтечи, с левой, Пророка Моисея. От Средних царских врат до южной стены, местные иконы: Храмовая, Воскресения Христа, Архангела Михаила и Святого Пророка Илии. Над сими местными иконами, в трех же круглых клеймах резных, изображены красками

http://sobory.ru/article/?object=28266

В приделе Св. Иоанна Предтечи Господня местные иконы в серебреных же ризах с сребропозлащенными венцами. Храмовой образ Св. Иоанна Предтечи Господня, в золоченой рельефной в виде оклада дске. Внизу ея в клейме надпись: «Сей образ написася 1797 года, месяца Февруария 25 дня иждивением Коренного монастыря монахов ....(имена заглажены). В алтаре настоящей церкви запрестольный образ большого размера, на котором изображено распятие Господне с предстоящими. А в придельном алтаре образ Спасителя стоящего, а по сторонам его внизу группа коленопреклоненных апостолов, оклад серебреный, а на Спасителе риза и венец позолоченные, на полях большие камни жёлтого цвета в гнёздах, на нижнем поле вычеканена надпись: «Тщанием и усердием Александры и Марфы Веревкиных»; клеймо 1813 года. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, (мерою: в вышину 9, а в ширину 6 вершков), как известно, бывает ныне лишь временно на месте своего первоначального явления и в это время помещается в вышеупомянутом боковом, нарочно для сего устроенном в виде иконостаса месте. Заимствуем описание сей иконы и бывших на ней царских украшений, из старинной описи Курского Знаменского монастыря 1667 года. Образ местной осмилистовой, Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Знамения, Чудотворной иконы, по искони вечному нарицанию Курская, на полях написан образ Господа Саваофа со пророки. У того чудотворного образа Пречистой Богородицы украшения: венец золот чеканный, в венце в челе камень яхонт лазорев, по сторонам два камени яхонты ж красные; у товож чудотворного образа Пречистыя Богородицы в челе жемчугу 34 зерна бурмицких, а около венца жемчугу 63 зерна, да ожерелье жемчужное низано по атласу; усерязи золотые, а в них в гнёздах два камени небольшие бирюзы, около усерязей 16 жемчужных зерен; две рязы жемчужные, а в них во шти (в 6-ти) плетенках в каменья место 9 прокладец, серебренных позлочены, тощие; у товож образа 3. П. Б. у предвечного Младенца Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа венец золот чеканный. У товож образа Пресвятыя Богородицы поля обложены золотом резным с чернью, а около тех золотых пол, на краях, жемчугу 121 зерно; на придельных полях товож Чудотворного образа Пресвятой Богородицы около Господа Саваофа и пророков оклад серебряный резной позлачен, около тех резных пол, жемчугу 254 зерна, а около всего образа приделанных около края полях, оклад серебряный чеканный позлачен; а около тех от крайних пол со всех четырёх сторон по краям, жемчугу 80 зёрен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Как обыкновенно размещаются иконы в иконостасе? На царских дверях изображается Благовещение Пресв. Богородицы, с 4-мя Евангелистами по сторонам, а на северных и южных – Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил или архидиаконы Стефан и Филипп; по правую сторону царских дверей ставится икона Спасителя, а за нею храмовая, т. е. икона того святого, в честь которого устроен храм; по левую сторону – икона Божией Матери. Эти 3 иконы обыкновенно называются местными. Над царскими дверями – помещается Тайная вечеря. Если иконостас состоит из нескольких рядов, то во 2-м ряду помещаются изображения 12-ти главных христианских праздников, в 3-м – изображения св. апостолов, а в середине их икона Вседержителя Господа Иисуса Христа; в 4-м – изображения св. пророков, а в середине их икона Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем Иисусом Христом. В 5-м – изображение Бога Отца с ангелами и праотцами по сторонам. На верху иконостаса ставится крест, а по сторонам его, изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Таким образом, на иконостасе изображается вся история нашего спасения и все святые, которым мы молимся. С которого времени употребляются св. иконы? С самых первых времен христианства. Первую икону дал Сам Спаситель Иисус Христос . Она называется Нерукотворенным Образом . Этот образ чудесно явился на плате, когда Господь отер им лицо Свое. Такой чудесный образ был послан Иисусом Христом Авгарю, Едесскому князю, который во время тяжкой болезни своей просил Иисуса Христа придти исцелить его. Вторую икону, икону Пресв. Богородицы написал св. Евангелист Лука. Написав, он показал икону самой Богородице, и Она одобрила дело Евангелиста 4 . Что такое в храме притвор или трапезная? Притвор значит место, близкое к затвору, т.е. к дверям. Притвор иначе называется трапезною , потому что в древние времена после литургии для молящихся устраивалась здесь трапеза, так называемая «вечеря (т.е. обед) любви» христианской. И до сих пор в некоторых монастырях тут бывает трапеза для монахов. В древние времена притвор отделялся от самого храма стеною, и тут стояли оглашенные, кающиеся великие грешники и могли стоять иудеи и язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

ОТЕЧЕСТВО. Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный во младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе “Новозаветной Троицы”, – Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется “ Отечество” . Это и предыдущее изображения Святой Троицы, строго говоря, неканонические, хотя встречаются нередко. Иконы Спасителя Спас Нерукотвореный. Как мы уже говорили, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце ( убрусе ), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, или иначе “ Спас Нерукотвореный ” встречаются очень часто. На иконе “ Спас Нерукотвореный ” изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы. Существует празднование в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29 августа (16 по старому стилю). Спас Вседержитель. Другой наиболее распространенный образ Спасителя – это “ Спас Вседержитель ”. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже этот образ стали писать на иконах. Икона Спаса Вседержителя – это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит открытое, как правило, Евангелие, в котором написан евангельский текст. Чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”. Спас на престоле. На иконе “ Спас на престоле ” Господь Иисус Христос изображается так же, как и “Спас Вседержитель”, только в полный рост и сидящим на престоле. И если на иконе “Спас Вседержитель” Господь – Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе “Спас на престоле” Он уже его Судия. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит: “Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома”.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этом Св. Предании, ныне хранящемся в письменных памятниках, мы и находим все то, чего апостолы или вовсе не записали, или на что лишь кратко указали в своих писаниях. Так: «например, упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто из апостолов учил сему писанием; к востоку обращаться в молитве, какое писание (из апостольских) нас научило; слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых апостолов оставил нам письменно; ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол (в посланиях) или евангелии, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписанного (апостольского) учения. Благословляем также и воду крещения и елей помазания и самого крещаемого, по какому (апостольскому) писанию, не по преданию ли (апостольскому)» (91 прав. св. Вас. Вел.)? Также: «последующе преданию кафолической (апостольской) церкви со всякой достоверностью определяем: подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках», в домах и на путях честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другого способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочныя Владычицы нашей Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых, и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающий на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истапным по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется сиществу изображеннаго на ней. Тако бы утверждается учение святых отец наших, то есть предание кафолической (апостольской) церкви, от конец до конец земли приявшия евангелие» (опред. 7 Всел. Соб.). – Достаточно и приведенных из Св. Предания примеров, чтобы видеть, как Св. Писание и Св. Предание взаимно пополняют и уясняют одно другое; посему-то апостолы повелевали верующим хранить в совокупности Св. Писание и Св. Предание как один неразрывный полный и неповрежденный источник христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Здесь хочу обратить внимание на то, что в основном люди, которые прислали свои свидетельства исцеления от газетного изображения Шарбеля, судя по инициалам, … татары и башкиры, которые традиционно исповедуют ислам. Да и сама редакция приводит случаи, когда именно мусульмане якобы исцелялись в Ливане от мощей Шарбеля. В чем же здесь искушение? Чтобы это понять, обратимся к каноническому пониманию иконопочитания. Православные христиане, поклоняясь иконе, поклоняются не изделию рук человеческих, не произведению искусства, а первообразу. Иконы – не Бог, а “называемые Богом” ( 2Фес.2:4 ), они не заменяют Бога, а напоминают нам о Нем. Иконопочитание выражается в поклонении, воздаянии почестей, в обращении с молитвой не к самой иконе, а через нее к первообразу, т. е. к тому, кто на ней изображен: Господь Иисус Христос, Богородица, Ангелы и святые угодники. И “чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, – пишется в постановлении VII Вселенского собора от 787 г.,  – тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним, и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству”. Святые изображения существуют у христиан для напоминания о Боге, для нашего научения, для возбуждения религиозного чувства и для прославления Бога.  При этом изначально икона не служила посредником в исцелениях людей.  Только со временем Господь начал открывать новую благодать – получение исцеление после молитвы и почитания первообраза, изображённого на иконах.  Хотя исцеления могут быть и от молитв перед иконами и Господа Иисуса Христа, и ангелов и угодников, но все же в основном известные в России образы, называемыми чудотворными – это иконы Пресвятой Богородицы разного стиля написания – Владимирская, Смоленская, Казанская и т.д. Теперь обратимся к “методике”, которой должен следовать больной (заметьте, вне зависимости от вероисповедания), жаждущий получить излечение от лика Шарбеля.

http://sueverie.net/magicheskij-fenomen-...

Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие». Икона в доме       Итак, почитание икон – это поклонение первообразу. Взирая на икону, мы видим в ней Самого Спасителя, Божию Матерь или святых угодников. Стоит ли говорить, что этим священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание? Приходя в храм, православный люд   возжигает перед иконами свечи, лампады, лобызает священные изображения. Во время богослужения перед иконами воскуряется фимиам – ладан. Перед иконами молятся, совершают молебные пения, с ними совершают крестные ходы. Соответствующее отношение к иконам должно быть и в доме у православного христианина. На молитву принято становиться лицом на восток, алтарем на восток строятся православные храмы.

http://pravmir.ru/ikona-v-cerkvi-ikona-v...

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Законоучитель. Что еще вы видите в алтаре? Ученик. За Святым престолом стоит Святый крест Спасителя нашего, распятого за наши грехи. А на стене или у стены за престолом изображается Господь Вседержитель, Творец неба и земли или Спаситель сидящий на престоле – как Владыка всего мира. Законоучитель. Что изображает алтарь? Ученик. Небо, рай. Законоучитель. Кто может входить в алтарь? Ученик. Только лице священное или служащее при алтаре, напр. псаломщик или церковнослужитель; последние с особенного благословения Архиерейского. Да и эти лица при входе в алтарь всегда должны пред престолом Божиим, как бы пред Самим Богом сотворить земное поклонение с молитвою о своем недостоинстве. Законоучитель. А кто может касаться престола? Ученик. Только Архиерей, Священник и Диакон. Законоучитель. Значит, не всякий должен входить в алтарь? Ученик. Да, не всякий. Да мирянину во время Богослужения незачем там и быть. Молиться-то ему можно и должно посреди церкви или на клиросе, если он умеет петь и читать. Законоучитель. А зачем алтарь устрояется обыкновенно выше, чем где стоят миряне Богомольцы? Ученик. Затем, чтобы лучше было видеть богомольцам то, что в алтаре происходит, а также и за тем, что алтарь напоминает нам о небе, о Царстве Небесном. § 8. Урок восьмой. Об Иконостасе Законоучитель. Как называется стена со святыми иконами, отделяющая алтарь от храма, где стоят миряне? Ученик. Иконостасом. Законоучитель. Повторите все это слово за мною протяжно: И-ко-но-стас. Ученики повторяют. Законоучитель. Что такое Икона? Ученик. Это изображение святого лица: Господа Бога Иисуса Христа или Матери Божией и Угодников Божиих. Законоучитель. Зачем ставятся Св. иконы пред глазами всех молящихся? Ученик. Затем, чтобы люди, смотря на Святые иконы и вспоминая, что делал для нас Господь или как жили Богородица и Божии угодники, прославляли и благодарили Бога и старались сами подражать Святым. Законоучитель. Да, дети, для людей неграмотных Святый Иконостас есть как бы книга с лицами, а не с буквами. Ее может понимать всякий, кому только немного растолкуешь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Великие дванадесятые. Двенадцать из великих праздников называются дванадесятыми. Они установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы; поэтому одни из них называются Господними, а другие Богородичными. Дванадесятые праздники Господни и Богородичны, по течению церковного года, следующие: 1) день Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижения Креста Господня; 3) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 4) Рождества Христова; 5) Крещения Господня и купно Богоявления; 6) Сретения Господня; 7) Благовещения Пресвятой Богородицы; 8) Входа Господня в Иерусалим; 9) Вознесения Господня; 10) день Пятидесятницы; 11) Преображения Господня, и 12) Успения Пресвятой Богородицы. В 16 веке Никифор Каллист наименования дванадесятых праздников изложил в стихах. Высочайший праздник Христианства и кругом его дванадесятые изображаются, по древнему обычаю Прав. Церкви, все вместе на одной деке. Так изображаемы были главные праздники уже в 11 веке. В творениях Иоанна, митрополита евхаитского, есть стихи на изображение главных праздников Церкви. Иконы дванадесяти праздников бывают в каждом прав. храме. Примечание. Нельзя не заметить, что благочестивые Цари Русские с особенной заботливостью пеклись о том, чтобы во св. храмах находились иконы дванадесяти праздников. В 1627 году образа 12 праздников царской грамотой повелено было дать в Никольскую церковь Ныробского погоста в Пермской губернии. Великие не дванадесятые. Третьего разряда великие праздники суть: день Покрова Пресвятой Богородицы (14) 1 октября; Обрезания Господня (14) 1 января; рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня); день Петра и Павла 12 июля (29 июня) и Усекновение главы Предтечи 11 сентября (29 августа). Все вообще великие праздники, дванадесятые и не дванадесятые, отличаются в Церковном Уставе полным праздничным знаком красного креста в красном круге. ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ СРЕДНИЕ. Средние церковные праздники двоякого вида. Первого вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест в полукружии. Таковы дни: св. Иоанна Богослова 9 октября (26 сентября) и 21 (8) мая; св. Иоанна Златоустого 26 (13) ноября; св. Николая Мир Ликийских 19 (6) декабря; св. трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12 февраля (30 января); св. великомученика Георгия 6 мая (23 апреля), и другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010