Будучи святыней, иконописное изображение несет молящимся незримую благодать Божию. В истории Церкви есть иконы, которые прославились многими чудесами. Среди них: иконы Спасителя, Божией Матери (Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, Иерусалимская, «Споручница грешных», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Взыскание погибших» и другие). Немало прославленных икон святых угодников: Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона, Георгия Победоносца, Трифона Чудотворца и других. Существуют определенные канонические требования при создании икон. На иконах Господа нашего Спасителя должно быть: — надписание имени: IC XC; над каждой парой букв ставится титло (в церковнославянском языке — знак над сокращением слова); — крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную жертву; — на нимбе справа, слева и сверху три греческие буквы — O (омикрон), (омега) и N (ню), образующие слово «Сущий». Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий — одно из имен Божиих (см.: Исх 3, 14). Божия Матерь на иконах всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее непорочности: до рождества, в рождестве и по рождестве. Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывают на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу. Нимб (что в переводе с латыни значит облако ) без вписанного в него креста. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФИ (Феои — Бога). Монахиня Иулиания (Соколова; 1899-1981), оставившая богатое наследие, писала о теснейшей связи иконы с молитвой. Не только создатель иконы, но и воспринимающий ее должен быть человеком молитвы: «Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

http://pravoslavie.ru/105163.html

В XVI в. она была слегка стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новою широкою рамой, давшею возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена «Троица» псковского перевода, т.е. с тремя ангелами, посаженными за столом прямолично и в одну линию. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым, по псковскому обычаю, сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину». История иконы, издревле почитавшейся как чудотворная, остается неясной. Согласно устному преданию, образ явился в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма «на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда. В течение нескольких веков икона пребывала в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре (расположенном недалеко от Пскова и сейчас находящемся в руинах) и именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно, но, видимо, он существовал уже в XIV в. В 1766 г. обитель была упразднена, и чудотворный образ был передан в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в начале 1430-х годов преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром (ок. 1386-1481). Небольшой размер образа (460х315) предполагает его келейное назначение. Иконография образа традиционна и относится к распространенному типу «Христос Вседержитель» — изображение Христа по пояс (реже до плеч), с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В целом икона архаична и, как все подобные памятники, трудно поддается датировке (XIV-XV вв.). Из немногих известных на псковской земле чудотворных икон Спасителя единственная сохранившаяся до наших дней — Спас Великопустынский (Елеазаровский). 19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1251085...

" Вторая - написана в 1651 году, что видно из следующей на ней надписи: „Сей святый Нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа написан по вере всех православных христиан на моление и на спасение и на утверждение граду сему лета 7160 году, месяца Сентября в 16 день, а писал многогрешный и недостойный в человех усолья камскаго Федор Евтихиев сын Зубов " . Оклад старинный золоченый, с использованием разноцветных камней и жемчуга. По преданию, данная икона была местной в Спасской церкви над воротами Городища. В 1874 году великоустюжский купец Василий Дмитриевич Власов установил в церкви Всемилостивого Спаса новый резной иконостас, вызолоченный червонным золотом, потратив на это 1150 рублей. В 1919 году Спасская церковь отдана пожарному обществу, позднее переделана в клуб Дома крестьянина. В 1941 году помещение передано госпиталю. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. В первой половине XVII в. была построена деревянная церковь в честь иконы Нерукотворного образа Спаса. Церковь находилась в башне над входными городскими воротами. Главной святыней храма была икона Нерукотворного образа Спасителя, написанная иеромонахом Симеоном. В 1447 г. эта икона была помещена над воротами, которые вели на деревянный мост, соединявший два городовые укрепления: древнее небольшое, называвшееся " Городищем " , и более позднее, охватывавшее значительную часть посада и называвшееся " Большой осыпью " . В 1447 году, во время моровой язвы 1442-1448 годов, в г. Устюге были установлены крестные ходы из Великоустюжского Успенского собора в Спасовсеградскую церковь, которые совершались ежегодно, в среды и пятницы, начиная со второй седмицы Петрова поста до 16-го августа. На храмовой иконе было написано: " 1447 года, по случаю свирепствовавшей в городе Устюге моровой язвы на людей и скот, по обещнию устюжских граждан, писанием изображен Нерукотворенный Спасителев Образ; по обшествии с оным в крестном хождении вкруг града, и при усердных их в среды и пятки молебствиях Всемилостивому Спасу, язва прекратилась. Нерукотворенный Спасителев Образ поставлен был над градскими вратами того места, куда первоначально древнейшие Устюжане переселились с Гледена... " . Образ Спасителя долгое время находился в Воскресенском приделе Вознесенского собора. В связи с этим в 1823 (1822?) г. в одном корпусе с городскими присутственными местами была устроена новая церковь, иждивением купеческой сестры Марии Юринской и жителей Великого Устюга. Церковь была освящена 27 мая 1823 г. Размеры церкви составляли: длина 11 саж., ширина 4 саж. 1 арш. и высота 4 саж. Престол в честь Спаса Нерукотворного образа. В ней, кроме почитаемой, имелась и другая икона Нерукотворенного образа Спаса, написанная в 1651 г. усольцем Фед. Ев. Зубовым.

http://sobory.ru/article/?object=11670

«образы Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, так и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей.  Ибо, когда они предстают через изображение на иконах, взирающие на них побуждаются помнить и любить их прообразы…» Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. Сан Витале. Агнец. 6 в Христианская иконография начала складываться еще в доконстантиновскую эпоху, но наиболее активно она формировалась в период Вселенских соборов, когда параллельно шел поиск словесного и изобразительного языка для передачи тайны Боговоплощения. Можно наглядно проследить, как утверждение христологических догматов оказало существенное влияние на становление иконописного канона. Например, Трулльский собор (682) отменил прежде широко бытовавшие аллегорические и символические образы Спасителя в виде агнца, рыбки, доброго пастыря и проч., и утвердил т.н. исторический  тип Христа. В соборных правилах сказано: «Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира». Под влиянием богословия менялся и стиль иконописания: раннехристианская живопись с ее характерным античным иллюзионизмом, подчеркивающим телесность, постепенно уступала место более условному плоскостному письму, служившему выражением духовной красоты и богословского смысла. Именно во время иконоборческих споров икона был осознана как один из богословских языков, посредством которого Церкви свидетельствует об истине, ибо икона являет нам образ Христа и Его Церкви как преображенного, обоженного человечества.

http://pravmir.ru/chemu-nas-uchit-ikona/

Описание иконы Казанская Табынская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Село Табынское лежит в Стерлитамакском уезде, Уфимской губернии. Икона прославилась многими чудесами. Явилась она во второй половине XVI века иеродьякону монастыря, находившегося близ указанного села, на большом камне у подошвы горы, над источником, называвшимся «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первую половину XVIII века ее нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел. В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, многие тысячи народа собираются в село Табынское, а в следующее воскресенье икону носят на «Святые ключи». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Казанская Табынская Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Табынская " О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица. О, Мати наша Преблагая, всех нас при кресте Сына Твоего усын[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Казанская Табынская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Табынская " Тропарь, глас 4 Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честныя Твоея Табынския иконы, Владычице, яже паче лучей солнечных возсия, от Источника приснотекущаго, Христа, Бога [...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Казанская Табынская Акафист пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Табынская " Кондак 1 Взбранной Воеводе рода христианскаго и страны нашея известной Избавительнице, хвалебныя песни принесем вернии Деве владычице Богородице. Ты же яко имущая милосердие неизречен[...] Изображения иконы Казанская Табынская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

http://pravicon.com/icon-150

Собор Святой Софии в Киеве wikimedia.org Со временем, к XI-XII веку, сложились и изображения Божьей Матери «Оранта» с медальоном на груди, в котором изображен Младенец Христос. Этот тип иконографии получил название «Знамение». Он затрагивает тайну Боговоплощения, а потому, как пишет Ирина Языкова, «это наиболее богословски насыщенный иконографический тип. (…) В этой иконографии выражена тайна рождения Бога во плоти через зачатие во чреве Девы Марии. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек» Обоснованием этой иконографии служат слова из Ветхого и Нового Заветов – пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7:14); и – «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Когда пророчества сбылись: иконы Древней Руси Новгородская икона Божьей Матери «Знамение» (1130-1140, Новгородский музей) Почитаемая икона, находившаяся в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, очень плохо сохранилась и практически была написана заново. Это пример поясного варианта данной иконографии. Здесь интересен жест Богородицы – руки не распахнуты в традиционной позе моления, а подняты вверх так, что образуют подобие чаши, в которой располагается Младенец Христос. То есть здесь звучит тема Евхаристии, которая более очевидно и зримо отражается в иконах Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Икона «Курская Коренная» (XIII век, Нью-Йорк, США) К поясному варианту относится и эта икона. Здесь зримо показывается связь Ветхого и Нового Заветов, то есть тайна Боговоплощения, приход в мир Господа Иисуса Христа, родившегося от Девы, показывается как исполнение ветхозаветных пророчеств. Потому вокруг Божьей Матери со Спасом Эммануилом изображены пророки, держащие в руках свитки с пророчествами.

http://pravmir.ru/creative/znamenie-kogd...

Св. Герман, патриарх Цареграда, за иконы бесчестно был изгнан из патриаршего дома. Св. Никифор, патриарх цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и в крайней нужде. Св. Тарасий, константинопольский патриарх, при котором был седьмой св. Вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления и много разных бедствий. Св. Мефодий, патриарх цареградский, за иконы скончался в нищете и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за св. иконы: то какие муки должны были вынести клирики церковные, и сколь велико должно быть число сих мучеников? В житии св. Андрея Критского пишется: «многие, твердо держались предания св. отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими-нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми». §6. В каком смысле св. иконы почитаются Изложивши эти ясные свидетельства Ветхого и Нового Завета о св. иконах, упомянем наконец и о том, что все, сделанное в Ветхом Завете для почитания и хваления истинного Бога, все это народ Божий имел в чести и благоговейно хранил в дому Божием. Взирая на сие, евреи покланялись Творцу Богу и в Нем полагали всю надежду. Так поступаем и мы, христиане. Образа, которые мы поставляем в честь истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и всех святых, почитаем благоговейно; взирая на них, вспоминаем все смотрение Избавителя, нас ради соделанное, и воздавая Ему хвалу, покланяемся Ему и на Него полагаем всю надежду свою. И святых тоже благоговейно почитаем, потому что об них Иисус Христос сказал: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне ( Ин.7:22–23 ). Посему, когда взираем на иконы, изображающие Христа Господа, Пречистую Богородицу или святых: то мы как бы читаем историю Ветхого и Нового Завета, припоминаем таким образом их и возгораемся к ним большею любовию. Но мы покланяемся не доскам, но лицам тех, которые на них изображены; взирая телесными очами на иконы, сердечные очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем и любим священные изображения, как некогда народ ветхозаветный благочестиво почитал ковчег Моисеев, воздавая честь не древу и почитая не краски, но Того Самого, в честь и славу Которого ковчег был устроен. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Нередко изображался также Спаситель под видом агнца. Этот образ взят был из Ветхого Завета. Св. Иоанн креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29,36 ); ибо Господь прообразован был пасхальным агнцем иудеев ( Исх.12 ; Ис.53:7 ). Эти и другие символические священные изображения весьма древние (2 и 3 веков) ясно свидетельствуют о том, что первые христиане не только не отвращались от святых изображений, но старались и прикровенно употреблять их среди гонений от язычников; так они считали их согласными с верою христианскою; так они, жившие среди идолопоклонников и презревшие идолопоклонство, считали эти изображения отличными от идолов, хотя нельзя отвергать и того, что были христиане из язычников, восставшие против икон, потому что опасались, чтобы некоторые из простых христиан, подобно язычникам, не сочли самих изображений Божества и святых за богов. Потому-то и в первые века несравненно более встречается живописных священных изображений, нежели священных изваяний. Христианский писатель II-ro и начала III-ro столетия Тертулиан ясно говорит об изображениях Доброго Пастыря на чашах, употребляемых христианами 49 . Климент Александрийский , знаменитый наставник христианской школы в Александрии, процветавший во II-м столетии, советовал христианам употреблять и на печатях их образ рыбы 50 символ Христа. Святой Мефодий Патарский , живший в III-м веке и в начале четвертого (312), ясно свидетельствует об изображениях в его время ангелов и сил небесных: «устрояемые из золота изображения ангелов Его (то есть, Бога), начал и властей мы устрояем в честь и славу Его» 51 – говорит он. Поистине древние христиане, чтители св. икон, будут судить людей настоящего времени, именующих себя христианами и восстающих на иконы Пресв. Троицы и святых Божиих; те, несмотря на опасности и гонения, умели изготовлять и сохранять и чтить св. иконы, а сии, несмотря на многие свидетельства самого Бога за св. иконы, несмотря на примеры почитания св. икон предержащею властию, их отцами и предками, нарушают мир церкви и восстают на иконы Господа Бога и святых Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани. Читайте также — Иконография Рождества Христова Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне. — Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы . Христос Пантократор Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке . — В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно — синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная . Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное . — Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных. Явление Божией славы

http://pravmir.ru/ikona-iisusa-hrista/

По этой причине у нас на Руси изображения Христа под видом Ангела встретили возражения. Многие смотрели у нас в древности на такую композицию икон, как на новшество, которое не соответствовало церковному преданию. Протесты по сему поводу нашли себе выражение в следующих словах диака Висковатого: «и аз увидел, что иконы по человеческому образу Христа Бога нашего сняли, а которых письма есми не видал, те поставили, вельми ужасся есми и убоялся льсти и всякого злокознства…» «Возражения Висковатого против новых икон, – говорит проф. Флоровский, – определялись не только его „консерватизмом“ или костным пристрастием к „древним образцам“... Его беспокоил самый замысел новой иконописи. Он видел в ней некое отступление в Ветхий Завет , возвращение к „образам“ и „сеням“. Он исходил из Трулльского правила: „воображать по плотскому смотрению“ и напоминал: „не подобает почитати образ паче истины“. Поэтому его не успокаивал ответ, что Христа пишут в Ангельском образе „по Исаину пророчеству“... Ибо пророчества исполнились в Евангелии, и нужно писать Христа по Евангельской истине, – а не по пророческим предварениям, „да не умалится слава плотского образования Господа нашего Иисуса Христа“…». Очень характерно, что хотя Новгородская икона Св. Софии становится одной из самых распространенных в XVII в., споры о ней не прекращаются. Против нее резко возражал уже в конце XVII в. известный справщик, чудовский инок Евфимий, и по тем же основаниям, что были у Висковатого. Он требует историзма, возражает против «вымышленных подобий " … «но приличнее мнится святую Софию, рекше Мудрость, Воплощеннаго Христа Бога, якоже и пишется муж совершен, яков бе»... (Вопросы и ответы инока Евфимия, изданы Филимоновым в «Вестнике общества древнерусского искусства т. I») 334 . Возражения и споры по поводу Новгородской иконы Св. Софии были вызваны не только тем, что изображение ее Ангела явилось новшеством, не соответствующим 82 правилу VI Трулльского Собора, но тем еще обстоятельством, что в этом изображении видели влияние латинского запада, где в особенности в XV в. было очень распространенным изображение Христа, распятого на кресте, в виде белого Серафима. Проф. Флоровский свидетельствует, что «Новгородская икона Св. Софии принадлежит к числу тех новых символических композиций, которые становятся обычными в русской иконописи с средины XVI в. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи. Икона становится слишком часто своеобразной иллюстрацией к литературным текстам, иногда библейским, иногда житийным и апокрифическим. В этом новом литературном символизме очень сильны западные мотивы; прямое влияние западных (немецких и фламандских) гравюр, – говорит проф. Флоровский, – не подлежит спору – в XVII в. целые церкви расписывают по известной библии Пискатора... Из комбинации текстов и возникали, по большей части, русские символические иконы XVI в. Сюда же, – по его словам, – относятся и иконы Премудрости» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010