Многочисленные списки памятника дают несколько редакций, появление которых обусловлено определенными изменениями в общественно-политической и историко-культурной жизни Московского государства. «Повесть о Луке Колочском» была издана по списку второй половины XVII в. М. О. Скрипилем в сборнике «Русские повести XV–XVI веков». Л., 1958. Повесть вошла в издание Никоновской летописи (ПСРЛ. М., 1965. Т. XI. С. 221–223), Мазуринского летописца (ПСРЛ. М., 1968. Т. XXXI. С. 99–100), «Книги Степенной царского родословия» (ПСРЛ. СПб., 1908. Т. XXI. Ч. 2. С. 446–448). Текст «Повести о Луке Колочском» публикуется по списку: РГАДА, ф. 181 (МГАМИД), 11, «Летописец русский», вторая половина XVI в., лл. 222 об.–225 об. Исправления делаются по Никоновской летописи. О ИКОНЕ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ЧТО В МОЖАЙСКЕ НА КОЛОЧЕ В том же году в пятнадцати верстах от Можайска, в вотчине князя Андрея Дмитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, свершилось знамение на Колоче. Некий человек, по имени Лука, из простых людей, бедных земледельцев, на одном дереве в некоем месте нашел икону Пречистой Богородицы, на которой изображена она держащей на руках Младенца Господа Бога нашего Иисуса Христа. С одной стороны на створке той иконы написан образ Николы-чудотворца, а на другой – Ильи-пророка. Взял ее Лука, с верою поцеловал и поставил ее у поля своего на неприметном месте, на дереве. Но пришел другой человек и забрал ее у него. Лука же умолил его, дав ему хлеб овсяный, и снова вернул себе икону, и с нею возвратился в дом свой. А в доме его много лет лежал расслабленный больной. Лука показал ему икону и рассказал, как нашел ее. Человек больной удивился и просил Луку, чтобы он принес к нему ту икону, Лука же принес ее к нему. Больной приложился челом, глазами и устами к святой иконе Божьей Матери и тут же стал здравым, как будто никогда и не болел. И услышали эту весть от всех, там живущих, и стекались многие люди, приносили больных и недужных, и все выздоравливали. И начало приходить множество людей отовсюду, приносили недужных, и больные исцелялись. И бесчисленное множество чудес было, и начали все люди почитать Луку, как пророка Илью, за апостола его принимали в великой чести и славе. И Лука пошел с иконой из Колочи к Можайску. И когда приблизился он к городу, навстречу вышел князь Андрей Дмитриевич с боярами своими и весь город от мала до велика, и даже до младенцев. И были знамения и чудеса многие от иконы Божьей Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним словом, при всем многообразии иконографических изображений Богородицы их можно отнести к одному из указанных типов. Многообразие " русских " икон Божией Матери - свидетельство Ее особого заступничества - Когда почитание икон Богоматери распространилось на Руси? Почитание Божией Матери на Руси началось одновременно с принятием христианства и распространилось повсеместно. Многие чудотворные иконы Пресвятой Владычицы - это благодатные дары Русской земли. Это свидетельствует, прежде всего, об особом покрове Царицы Небесной над Русью. - Чем это почитание выражалось? - Где бы не обосновывались русские люди, всегда на новом месте прежде всего они строили храм, часовню или иное церковную постройку, в котором помещался какой-либо из чтимых образов Божией Матери. Богородичные иконы всегда были неотъемлемой принадлежностью и каждого христианского дома. И поэтому, когда наши предки в XVII веке пришли на эти земли, они не могли не призывать в помощь Пресвятую Богородицу и под Ее покровом осваивали Дальний Восток. Икона, о которой мы с Вами говорим, и была принесена казаками как символ своего упования на всемощное заступление Небесной Владычицы. Албазинская икона - богословие Воплощения в красках - Какое значение для Православия имеет Албазинская икона? - Албазинская икона Богородицы именуется еще " Слово плоть бысть " . Это наименование, взятое из Евангелия от Иоанна (Ин 1. 14), было дано не случайно - на нем изображено Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Слова, в пречистой утробе Всесвятой Девы. Перед этой иконой молятся о помощи в семейных нуждах, о даровании семейного счастья. Семьи, не имеющие детей, молятся Богородице перед этой иконой о даровании чадородия, а женщины, носящие во чреве - о благополучном разрешении от бремени. Данная икона относится к иконографическому типу " Оранта " , и свое второе наименование - " Албазинская " - она получила по названию Албазинского острога, в котором была прославлена многими чудесами. На Дальний Восток, в тогдашнюю столицу этого необъятного края городок Албазин она была принесена иеросхимонахом Троицкого Киренского монастыря Ермогеном - первым православным священником и миссионером в этих землях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Какими знаками мы сопровождаем молитвы? Что мы выражаем этими знаками? Какой самый важный из внешних знаков молитвы? Как совершается крестное знамение? Что мы выражаем сложением трех первых перстов? Что выражаем, делая на себе знак креста? Для чего мы делаем на себе крестное знамение не только при молитвах, но и при всех делах своих? 2. Место, время и порядок произнесения повседневных домашних молитв Бог находится везде, повсюду слышит и видит нас; потому и молиться Ему можно на всяком месте. Но у православных христиан есть обычай в своих домах отделять для молитвы определенное место, которое украшается святыми иконами. Икона – значит образ, изображение. Образами, или иконами называются изображения Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа Сына Божия, Матери Его Пресвятой Девы Марии, святых Ангелов и святых человеков. Эти изображения обыкновенно помещаются в переднем углу комнат, иногда в особых киотах, то есть рамках, божницах. Святые иконы служат нам для того, чтобы напоминать о Боге и Святых Его и помогать молиться со вниманием и благоговением. В честь Господа и Его Святых мы украшаем эти образа, смотря по своему усердию и достатку, и кроме того зажигаем пред ними лампады с елеем (то есть деревянным маслом) и восковые свечи. Свет, возжигаемый нами пред иконами, изображает свет нашей веры и теплоту нашей любви. От одного Бога мы можем получить все потребное для нашей жизни; Он ежеминутно подает нам Свои милости; Его великие дела мы постоянно видим. Значит, мы имеем постоянную потребность просить Бога, благодарить и славословить Его. Поэтому мы должны бы не переставая молиться Богу. Но много времени уходит у нас на заботы о земной жизни. Поэтому для молитвы мы отделяем каждый день определенное время: 1) по утру, когда встаем от сна; 2) в продолжение дня: при начале и по окончании своего дела, работы или ученья, перед принятием и после принятия пищи; 3) вечером, отходя ко сну. Молитвы должно произносить в том порядке, как они помещены в Молитвослове. Приступая к молитве, мы с благоговением становимся перед иконой, совершаем на себе крестное знамение (перекрестимся) и потом, стоя прямо, без торопливости, с полным вниманием произносим молитвы. При произнесении в молитве слов прошения и при конце её мы полагаем на себе крестное знамение и делаем поклон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Какими телодвижениями и знаками мы сопровождаем молитвы? Что мы выражаем этими знаками? Какой самый важный из внешних знаков молитвы? Как совершается крестное знамение? Что мы выражаем сложением трех первых пальцев? Что выражаем пригнутием двух других пальцев к ладони? Что показываем положением руки на чело, грудь и плечи? Что выражаем, делая на себе знак креста? 2. Место, время и порядок произнесения повседневных домашних молитв Бог находится везде, повсюду слышит и видит нас; потому и молиться Ему можно на всяком месте. Но у православных христиан есть обычай в своих домах отделять для молитвы определенное место, которое украшается святыми иконами. Икона значит образ, изображение. Образами, или иконами, называются изображения Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа Сына Божия, Матери Его Пресвятой Девы Марии, святых ангелов и святых людей. Эти изображения помещаются или в отдельной комнате, которая называется молельной, или в жилых комнатах в особых киотах, то есть рамках, божницах, большею частью в правом (главном) углу комнаты. Святые иконы мы употребляем для того, чтобы они напоминали нам о Боге и святых Его и помогали не развлекаться во время молитвы. В честь Господа и Его святых мы украшаем эти образа, смотря по своим средствам (то есть по своему достатку), фольгой, серебром, золотом, драгоценными камнями и кроме того зажигаем пред ними лампадки с деревянным маслом, иногда же – восковые свечи. Свет, зажигаемый нами пред иконами, напоминает, что Бог посылает нам учение, которым освещает наш ум, и что наша душа должна чувствовать горячую (сильную) любовь к Богу. Деревянное масло, которое смягчает боль, если помазать им рану, служит знаком милости и напоминает нам, что и мы с своей стороны должны быть милостивы; а чистый воск напоминает, что мы должны заботиться о чистоте души своей. От одного Бога мы можем получить все потребное для нашей жизни; Он ежеминутно дает нам свои милости; Его великие дела мы постоянно видим. Значит, мы имеем постоянную потребность просить Бога, благодарить и славословить Его. Поэтому мы должны бы не переставая молиться Богу. Но много времени уходит у нас на заботы о земной жизни. Потому для молитвы мы отделяем каждый день определенное время: 1) по утру, когда встаем от сна; 2) в продолжение дня: при начале и по окончании своего дела, работы или учения, пред принятием и после принятия пищи; 3) вечером, отходя ко сну.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кондак 5 Боготечная звезда, икона Твоя всечестная, Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческая к познанию велия Твоего милосердия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердая. О сем радующеся, благодарим Христа Бога, Тебе, Матерь Свою по плоти, и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа. Икос 5 Видим икону Твою, Владычице, яко воистину купину неопалимую, во огни несгорающую и присутствием своим жилища человеческая в пламени несгораемыми соделывающую; Тебе бо дадеся благодать свыше силу естества огненнаго укрощати, Огнь Божества во чреве Твоем неопально вместившей. Сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, темже от верных Неопалимая Купина наименовася, егоже мы чествуем благолепно и Тебе хвалебно вопием: Радуйся, Свеще Неугасимая, в молитвах Своих у Престола Господа присногорящая; радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая. Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаждающая; радуйся, в час скорби и недоумения помыслы душеполезныя нам низпосылающая. Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающего, на помощь к нам ускоряющая; радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая. Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Кондак 6 Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милости и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ради славословим Тя гласы песней духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи и ликом сил ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изображенную, моисейскую Неопалимую Купину таинственно пронареченную, от неяже дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недужныя врачуеши, скорбящия утешаеши и всем вся благая и душеполезная низпосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице: Радуйся, о Нейже радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род; радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею назирающая; радуйся, юдоль земную многоскорбную благодеянии Твоими посещающая. Радуйся, неисчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных. Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

http://ms.pravoslavie.ru/111447.html

28-29). Фигура Богоматери обращена ко Христу, Ее левая рука повернута ладонью к груди в жесте сокровенного моления, правой Она держит раскрытый свиток со славянским текстом молитвы в 11 строк. Читаются лишь отдельные буквы и фрагменты слов, но, судя по 1-му слову текста а также по некоторым обрывкам слов (МОЛЬБОУ, ПРОСЬТИ), здесь была заступническая молитва за мир, с которой Богородица обращается к Сыну. На изображениях Божией Матери и Спасителя сохранилось большое количество небольших кованых гвоздиков; имеются и гвоздевые отверстия, свидетельствующие о том, что в древности они имели накладные украшения из золоченой бронзовой или медной басмы. На образ Христа украшения были прикреплены единожды, а на образе Божией Матери они много раз перебивались. Видимо, в отличие от изображения Христа образ Богородицы пользовался особым почитанием. Возможно, его причиной было чудо 1192 г. Со временем образ был предан забвению. Это могло произойти после установки в соборе в XV-XVI вв. высокого иконостаса, заслонившего древнюю фреску. Мирожская икона Божией Матери «Воплощение». Письменные источники Сведения о почитании к.-л. Богородичного образа из Мирожского мон-ря в XIII-XV вв. отсутствуют, однако есть основания думать, что к кон. XIII ст. там появилась икона Божией Матери, которая в XVI в., при царе Иоанне IV, стала одной из самых чтимых святынь Пскова. В этот период было создано 2 текста о чудотворном образе из Мирожской обители: «Сказание, како и коим образом бысть знамение от образа Матере Господня святыя иконы честнаго его воплощения быша слезы, яко струи течаше из очей ея, в приснословущей обители у Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже есть над Мирожею рекою» и «Слово похвално Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии, сложено от божественных писаний». На этапы работы над ними и их датировку проливает свет текст, размещенный между «Сказанием…» и «Словом...» в рукописи сер. XVIII в. из хранилища Мирожского мон-ря (местонахождение неизв.; опубл.: Ляпустин.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Итак, сегодня Церковь , украшенная святыми и священными иконами, облеченная в тканный хитон вышнего богословия, справедливо блистает и превозносится, таинственно ликует и веселится. Так блистает и сияет Церковь Христова, украшенная ныне восстановлением святых икон, изображений и светильниками. Как смогла бы сегодня Невеста Церковь показаться своему Жениху и сказать: пойди и посмотри ( Ин.1:46 ), если бы иконоборцы обнажили ее от Солнца, освещающего ее и просветляющего, от Богочеловеческого лика ее Господа? Как бы смог всечестной сей и первый храм Афона, да и все святоименное государство Святой Горы лишиться утешения святыми чудотворными иконами Госпожи Богородицы «Достойно есть», «Вратарницы», «Скоропослушницы», «Кукузельской», «Троеручицы», «Сладкого лобзания», «Геронтиссы», «Одигитрии», «Акафистной иконы», «Страшного Предстательства» и «Млекопитательницы»? Поэтому сегодня мы присоединяемся ко всем похвалам, которые Церковь справедливо направляет своим верным чадам, боровшимся, претерпевшим муки и принесшим себя в жертву ради того, чтобы она не лишилась своего благолепия. «Исповедающим словом, усты, сердцем и умом, в писании же и на иконах плотское Бога Слова пришествие – вечная память» 110 . Но еще мы присоединяемся, не без душевной боли, к страшным анафемам на тех нераскаянных и кичливых людей, которые, возомнив о равнобожии, восхотели растлить вечное девство Церкви. Сеющий плевелы на церковном поле воздвиг новые гонения на истину. Это были паписты. Снова лик Господа Иисуса Христа и обожение людей уничижаются. Принижается и православное учение о Святой Троице. Речь не о различных обычаях или о единственно законном западном толковании Евангелия. Вопрос встает об искажении Евангелия догматом Filioque и папоцентричной экклесиологии, искажающих таинство Святой Троицы и троичную экклесиологию. В результате Христос смещается из центра Церкви, Святой Дух принижается, благодать объявляется тварной, а спасение ограничивается одним лишь юридическим оправданием и моральными усилиями человека, в которых нет места перспективе обожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

«Живой мертвец», в келье, как в гробе, погребенный, для оплакивания грехов своих – до самой смерти. – А что значит уединенный? «Внимающий самому себе и угождающий единому Богу!» – Но что значит безмолвный? «Удаляющийся от молвы, суетных дел и всякого празднословия». Относительно же самого меня: я грешный и непотребный раб, живу единственно здесь Божиею милостью под кровом Матери Божией, всегда больной и слабый, испрашивающий у истинных христиан святых молитв о моем недостоинстве. Прошу вас, молитесь о мне ради заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. О сем с любовью просит грешнейший всех, недостойный Георгий «Иисус Христос всех спасает! Блажен, кто сам себе внимает И слово Божие хранит: Тот сам себя лишь осуждает, Со всеми мирно говорит..». 22 октября 1831 года. 96. Глафире Петровне Господь затворников хранит, Пусть кто хочет об них мнит, Винит, судит, рассуждает. Спасется ж, кто себе внимает. Блажен, кто Богу угождает! Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу. Вам угодно было спросить меня, не грех ли в церкви смотреть по сторонам на людей? А не грех ли и разговаривать – этого не спросили; видно, вы еще это соблюдаете. Вы сами знаете, для чего собираются в церковь истинные христиане: единственно для того, чтобы усердно слушать, что читают и что поют, и прилежно внимать слову Божию, чтобы разуметь силу таинственного смотрения и единственно молиться о спасении своем и ближнего; знаете и то, что святые иконы, поставленные в храме Божием, суть живое напоминание об изображенных на них лицах, прославленных Самим Богом, молитвами которых умилостивляется Его праведный гнев на нас грешных, когда молимся ко Господу и воспоминаем имена святых угодников Божиих, да умилостивится Господь вспомоществующими нам их молитвами. Теперь видите, для чего истинные христиане со-бираются в церковь , в страхе и благоговении предстояще Самому присутствующему Гос-поду Иисусу Христу. Смотреть же по сторонам на людей и рассеиваться мыслями на предметы соблазнительные противно благочестию истинных христиан; это дело диавольское уклонять душу от божественного внимания в посторонние вещи. Истинные христиане, любящие Бога, не нарушают благочестия и не соизволяют внушениям лукавого духа; хотя он и нападает на них со своими мечтаниями злыми, однако не внимают тому непрестанно молящиеся Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

«Из послания святого апостола Павла к евреям»: «Имеяше убо первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется, святая. По вторей же завесе скиния глаголемая, святая святых, злату имущи кадилницу, и ковчег завета окован всюду златом: в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превышше же его херувими славы, осеняющии (очистилище) олтарь“ (9, 1–5). Святейший паириарх (Тарасий) сказал: «священные мужи, мы имели случай видеть, что в ветхом завете были божественные изображения, херувимы славы, осеняющие очистилище; оттуда заимствовал их и новый завет». Святой собор сказал: «да, владыко, это правда». Святейший патриарх (Тарасий) сказал: «если ветхий завет имел херувимов, осеняющих очистилище; то и мы будем иметь иконы Господа нашего Иисуса Христа. Святой Богородицы и святых его, осеняющие (очистилище) олтарь». Знатнейшие сановники сказали: «воистину это – учреждение Божие». Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «херувим, как прочитано, имел лице человеческое. Как же некоторые говорят: кто видел лице херувимское? хотя и говорится здесь о лице скульптурном». Святейший патриарх (Тарасий) скачал: «все святые, удостоившиеся видеть ангелов, видели их человекообразными, как мы читаем это в разных местах Писания; поэтому Бог, говоря Моисею: виждь и сотвориши Ми по всему, елика Аз покажу тебе на, горе ( Исх. 25, 9 ), имел в виду и херувимов. И потому Моисей, раб Божий, сотворил такие образы, какие видел; вместе с тем он сделал и херувимов такими, какими видел их. Константин, святейший епископ Константии кипрской, сказал: «а когда народ склонился к идолопоклонству; тогда Бог сказал Моисею: не сотвориши всякого подобия, да не послужиши им». Иоанн, почтеннейший пресвитер и представитель апостольских престолов востока, сказал: «важнее этого то, что и Иаков воздвиг в одном месте столп Богу; почему Бег и благословил его, обещая ему такие дары, которые выше всякого слова ( Быт. 28: 18: 22 ), и что в другом месте. Бог боролся с ним в человеческом образе и назвал его Израилем. Слово это переводится: ум, видящий Бога. Сам же Иаков сказал: видех Бога лицом к лицу, и спасеся душа моя ( Быт. 32, 30 ). Вот открывались не только разумные силы, но и Сам Бог, невидимый по естеству и бестелесный; и открывались в нашем образе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Разве вы не читали в Писаниях о медном змие, Которого повесил Моисей на дерево, который врачевал взирающих на него и поклоняющихся ему и который был прообразом Самого Христа Спасителя нашего, распятого на древе и свидетельствующего о Себе так: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин. 3:14 )? Разве не читали вы, порождения ехидны, в исторических преданиях, что сам Христос, Спаситель наш, оставив на полотне изображение Своего пречистого лица, послал к Авгарю, больному царю, желавшему видеть Иисуса и исцелиться от Него, каковой образ мы и называем Нерукотворным. Разве не читали вы в Божественных Писаниях, о треокаянные еретики, что Сам Христос, Спаситель наш, по словам апостола Павла, называется «сиянием славы и образом ипостаси Отца» ( Евр. 1:3 )? Разве не читали вы в Божественных Писаниях, что и сам человек называется образом Божиим, согласно слову Божию: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 )? Почему же вы Божии образы называете идолами? Неужели и человек, являющийся образом Божиим, есть идол? Я отвечу за вас. Правильно вы говорите это о себе, ибо неприлично назвать вас образами Божиими, но лучше идолами. Вы идолы, скверные иконоборцы, ибо имеете очи и не видите Бога, изображенного на Его святой иконе, не видите чудес, истекающих от святых икон Богородицы, изображенных самим святым Лукой и творящих премногие чудеса. Вы имеете уши и не слышите, что заповедует Писание: «Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ногу Его, ибо оно свято» ( Пс. 98:5 ). Подножием Святые Отцы считают святой Крест, которому вы не хотите кланяться. Вы имеете уши и не слышите, что говорит об образах святой Дамаскин и с ним Святые Отцы и весь Собор, что почесть, воздаваемая образу, направляется к изображенному на нем: кто почитает образ, почитает и изображенного на нем. Этим победил иконоборцев и святой Стефан, пострадавший за святые иконы, о котором повествуется в его житии следующее. Привели его к самому иконоборческому начальнику, Льву Исаврянину, который повелел ему попрать ногами икону Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010