Вопрос был рассмотрен всесторонне, и на основании Св. Писания, Свящ. Предания и рассудочных соображений отцы пришли к следующему определению: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди , служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а непризрачно вочеловечился, и служит на пользу нам… На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества», только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во святых церквях Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению делалось это обыкновенно и в древности, потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» (Деян. всел. соб. 592–594 стр.). Соборное определение подписано было всеми отцами при единодушных возгласах: «все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны и подписались. Это вера апостольская; это вера православная» (Деян. всел. соб. т. VII, 610 стр.), и скреплено царскою печатью и подписью императрицы и наследника престола. Собор был объявлен седьмым вселенским. Акты или соборные деяния разосланы были по церквям. Таким образом, вопрос был решен и смуте умов на время положен был конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Догмат иконопочитания Для Православной Церкви иконопочитание является догматом, утверждённым Седьмым Вселенским Собором в Никее (787 г.), то есть непререкаемым и обязательным для всех верующих правилом веры. В заключительном оросе (определении) Собора сказано: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздаётся изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней» 2 . За этот догмат и право почитать иконы и священные изображения многие православные люди претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свою жизнь и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (730–843). Так что иконопочитание, как и все догматы Церкви, говоря словами апостола Павла, «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ). Из ороса Собора следует, что священные изображения возводят ум верующего от образа к первообразу – к самому изображённому лицу (Христу, Богородице, ангелам и святым), и честь, воздаваемая иконе, относится не к её веществу и не к естеству изображённого на ней, а к ипостаси, то есть к личности (Божественной или тварной). Именно поэтому священные изображения должны размещаться в достойных местах и чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана) и возжжением свечей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Искусство всегда играло существенную роль в духовной судьбе Булгакова. В детстве его пленила красота богослужения. Возврату его к вере способствовало лицезрение мадонны Рафаэля. Метафизический испуг вызвали в нем картины Пикассо. В свой эмиграционный, богословский и священнический период он своими мыслями об иконе как творчестве, своим литургическим вдохновением определил возрождение иконописного искусства» (с. 4–6). Благодарю Е. M. Верещагина, П. Д. Сахарова, Д. Э. Харитоновича за помощь в составлении нижеследующего краткого комментария. И. Б. Роднянская (Этот комментарий И.Б.Роднянской помеченный дан нами для удобства чтения в конце каждой соответствующей страницы под основным комментарием о.Сергия) I. Догмат иконопочитания в его истории Иконопочитание узаконено в Церкви определением, принятым в VII деянии VII Вселенского собора. В этом определении, подтвердив учение шести первых Вселенских соборов, отцы установляют: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утверждаемые письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди , служит подтверждением, что Христос истинно, а не призрачно, вочеловечился, и служит на пользу нам. На таком основании определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как изображение честного животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) клеточек или из какого-нибудь другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих, на священных сосудах, на стенах и на дощечках, или на домах и дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они являются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним, и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, λατρεα, которое, по вере нашей, приличествует одному только божескому естеству честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Причину своего выступления Висковатый формулировал следующим образом: «И о том, Государь, была вся ревность моя, иже по человеческому смотрению образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистые Его Матере, и святых угодивших Ему образы сняли и в то место поставили свои мудрования, толкующие от приточ, и мне, Государь, мнит, что по своему разуму, а не по Божественному Писанию» . Свои сомнения Висковатый заключает обращением к митрополиту, прося его пастырского руководства: «И аз тебе, Государю моему, челом бию, высмотри сумнение мое все, и что не по Бозе, накажи мя в том» . Иконы, в которые входили сюжеты, смутившие Висковатого и вызвавшие его протест, представляли собою ряд новых символических композиций: Символ Веры, Троица в деяниях, Предвечный Совет и четырехчастная икона Благовещенского собора, которая и до сих пор находится в нем на том же месте и состоит из тем: «Почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне...», «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» и «Во гробе плотски...». Сюжеты, входившие в эти иконы, Висковатый называл одни «самомышлением», другие «латинским мудрованием». Это были: изображение Бога Отца, Христа «в Давидове образе», Христа молодым в доспехах, нагого Христа, закрываемого херувимскими крыльями, а также Духа Святого «особно стоящаго во птичьи незнаеме образе» и другие. Это были те сюжеты, мимо которых прошел Стоглавый Собор или туманностью своих выражений, или просто обходя их молчанием. В поданном им «Списке» Висковатый обосновывает и развивает свой взгляд на смутившую его иконографию. «И по тому его списку и ответы ему на Соборе митрополит говорил» . Большинство сюжетов, послуживших причиной спора, в наше время утеряли свою актуальность и в современной церковной практике не воспроизводятся. Однако они показательны для происходившего сдвига в русском церковном искусстве и определенного направления мышления, соответствующего тому упадку церковного сознания, от которого мы не избавились до сих пор. Спор начался с одного из самых важных положений Висковатого: «Не подобает невидимаго Божества воображати»; к иконе никогда такого требования не предъявлялось, и никогда до сих пор она на это не посягала. Теперь же иконописцы стали изображать невидимое Божество по видению пророка Даниила в иконе Символа Веры, как выражение его первого члена (то есть Бога Отца), а также в других композициях.

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? ( Ис. 40:18 ), также: род суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человчу ( Деян. 17:29 ); но истинно также и то, что тот же неописанный Бог явился Аврааму в образе человека ( Быт. 18:1–2, 22 ), Иакову в видении мужа утверждающегося в лествице ( Быт. 28:12–13 ), Моисею в купине и на горе ( Исх. 3:2, 4; 24:16, 18 ), Исаии на престоле высоце и превознесенне ( Ис. 6:1 ), Иезекиилю посред животных ( Иез. 1:5 ), Даниилу в облаках в образе ветхого денми ( Дан. 7:13 ). Особенным же образом он явился в вочеловечении, в котором Бог для всевозможного приближения к человекам, Сам низвел себя в образ смертного человека, и соделавшись существенно человеком жил на земле, обращался с человеками, чудодействовал, пострадал, умер ( был распят) , воскрес, вознесся на небо, и таким образом в божественной жизни своей толикое число оставил нам священных образцев, сколько совершил божественных дел;/столь священных предметов для благоговения, сколько в высокой тайне искупления находит для себя достопочтенного и Божественного/. Икона же святых суть изображения Другов Христовых – членов тела его. спрославленных с ним в царстве славы/или суть олицетворенные изображения добродетелей/. Посему где образ пресвятые Господоначальные Троицы, где образ Иисуса Христа Спасителя, там должны быть образы спасенных, и прославленных Христом. Идеже царево пришествие, там и чин предходит. Таким образом, Святые иконы, яко лице представления Бога и Святых Божиих с одной стороны служат для нас напоминанием о различных благодеяниях Божиих, или о подвигах Святых, и суть те же, что Священные книги и письмена, изображающие нам различные дела Божии и добродетели для свозбуждения нас к добродетели, с другой служат предметом нашего благоговения. Г. На каком же основании изображения, представляемые на веществе – на камне или древе, златые или серебряные – толикой сподобляются чести, что возжигаются пред ними светильники, курится фимиам, совершается служение, или поклонение? Все сие делается на том основании, что честь, как говорит святой Василий Великий , воздаваемая образу, восходит к первообразу; в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

24 . Богоносный Кирилл, предстоятель великой Александрии и великий учитель, также присоединяется к предшествующим и говорит с ними, утверждая касательно нашего предмета следующее: „как если бы кто увидел хорошо написанную картину, подивился бы виду царя и его украшениям и, при возможности наблюдать все это на картине, пожелал бы видеть самого царя, а картина ему сказала бы: видевший меня видел царя, – и затем: я в царе и царь во мне по внешнему виду, картина совершенно представляет вид царя, а царь удерживает вид картины. Так и Сын, когда говорит: видевый мене виде Отца и: Аз и Отец едино есма. Следуют ли иконоборцы этим словам или и да и нет, как подскажет им злой умысел действующего в них беса? Если они желают уверить нас, согласно словам учителя, они считают Сына единосущным Родившему, как образ —164— Отца, и исповедуют и чтут Его царем, воспринявшим наш облик, то согласно предложенному примеру пусть покланяются с нами покланяемой иконе Его, которая как бы говорит: видевший меня видел Царя всех Господа Иисуса Христа и Бога. Если же они этого не делают, то не считают Сына единосущным Отцу, лишают Его царства и явно выказывают себя чуждыми этого царства и нашей веры. 25 . С этими богомудрыми отцами пусть говорит глубокий богослов и божественный учитель Дионисий. „Как приготовляя картину, живописец постоянно смотрит на первообраз, не отвлекаясь ничем видимым и не рассеиваясь, удвояет так сказать того, кого изображает, и представляет истину в подобии, первообраз в образе, одного в другом, кроме различия по существу: так добролюбивым живописцам в уме постоянное и неуклонное созерцание чудной и тайной красоты дарует верное и богоподобное изображение.“ Признают ли это сыны противления и чтут ли этих богословов? Допускают ли они, что существуют и чувственные иконы-образы? Исповедуют ли они описуемым умножаемого (путем живописи)? Поклоняются ли они одному видимому в другом, разумея изображаемого и изображение, как мы славим Христа и честную икону Христа? Или же одно уничижают в другом, бесчестят Христа в иконе Его, а вместе бесчестят и священного учителя и тем убеждают нас, что они нисколько не причастны сокровенной красоте, гнусны, скверны и чужды божественного образа?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И мы, Преосвященный Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав твоего строителева челобитья, пожаловали, благословили, указали на то церковное строение камень, и кирпич, и известь и припасы готовить и строить церкви во имя распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы, а глав, сколько надлежит, построить на тех церквях по угожеству, а на главах кресты поставить четвероконечные, по преданию святых Апостолов и святых Богоносных Отцов, и по древнему обычаю таковы, каков крест златой на Москве, на соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, иже у Великого Государя на сенях, поставлен в давних летах Благоверными Великими Князьями, а каковы те кресты подобием, и им под сей нашей благословенной Архиерейской грамотой подлинное изображение. Да в тех же церквях в алтарях учинить помосты, выше церковных помостов двумя степенями, а степенем высота полтретья вершка, и от тех алтарных помостов от алтарных стен в церквях выпуски учинить до верхней степени полтретья аршина, да в алтарных же стенах в обеих церквях на срединах учинить царские врата, а на правых странах тех врат учинить южные, а на левых северные врата же, и святыя иконы поставить чинно подле царских врать: на правых странах вначале поставить образы Всемилостивого Спаса, подле тех образов поставить образы настоящие тех церквей, Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы; а на левых странах царских врат в обеих же церквях меж северными поставить образы Пресвятыя Богородицы с предвечным Сыном Божиим и прочих Святых образы поставить по чину же и по обычаю святых Восточных церквей. А как те церкви построены и ко освящению изготовлены будут, тогда о освящении тех церквей и о антиминсах бити челом нам, Преосвященному Архиепископу, а ради приятия от нас антиминсов быти к нам иеромонаху или иеродиакону, а не простолюдину;. и называтися, ради вышеописанной новопостроенной каменной распятской церкви, вышеупомянутой горе горою Голгофою и скитом Распятским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напоминаем, что в определении VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится: «…определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и Святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения» . Из соборного определения следует, что священные изображения должны Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых. Преподобный Феодор Студит († 826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, глубоко раскрыл соборное учение. Святой отец, в частности, говорил:

http://pravoslavie.ru/133133.html

Православная Церковь в своих иконах показывает Христа как Бого-Человека в славе Его. Икона не изображает божество; она указывает на причастие человека к Божественной жизни. Церковь сочетает в себе воедино две реальности: реальность Бога и реальность мира. Смысл существования церковного искусства заключается в наглядном свидетельстве об этих двух реальностях. Видение Церкви тем и отличается от видения мира, что в видимом она созерцает невидимое, во временном - вечное, которое открывается в богослужении, составляющей частью чего является икона. В изображениях Спасителя, Богоматери, святых и Священной истории иконописное предание Церкви строго хранит верность историческим данным; верность жизненной правде придает иконографии необычайную устойчивость, необходимую для сохранения живой и непосредственной связи с изображенным на иконе лицом. И Священное Писание, и священный образ появляются только после Пятидесятницы, после приобретения непосредственного опыта освящения Духом Святым. Церковь голосом своих Соборов и их святителей повелевает писать иконы так, как писали их древние иконописцы. Истинный образ самодостаточен как живое свидетельство об Истине. Если он несовершенен и несамодостаточен, то никакое надписание, освящение или символическое толкование не обеспечат ему связи с Первообразом. Икона Богоматери есть образ первого человека, осуществившего цель воплощения: обожение человека. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха, но исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости делают Ее исключительно почитаемой. Из всего рода человеческого она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества. Она, единственная, переступила грань, которая отделяет время от вечности. Она вместе с Христом правит судьбами мира. Молитвенное почитание Богородицы в православном богослужении занимает особое место. Кроме прямых богородичных праздников и дней, каждое богослужение содержит в себе бесчисленные молитвенные обращения к Богоматери, Ее имя непрестанно возглашается в храме наряду с именем Господа Иисуса Христа. Ее иконы предстоят и в иконостасе, и в разных местах храма, и в домах верующих.

http://pravicon.com/text-15

В. Твердым основанием, по которому мы на иконах изображаем Бога и Святых Божиих, служит для нас Священное Писание. Хотя справедливо, что Бог сам в себе или в отрешенном существе его бестелесен, невидим, неописан, не имеет ни образа ни подобия: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его? ( Ис. 40:18 ). Также: Род суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человчу ( Деян. 17:29 ); но справедливо также и то, что тот же неописанный Бог явился Аврааму в образе человека ( Быт. 18:1–2, 22 ), Иакову в видении мужа утверждающегося в лествице ( Быт. 28:12–13 ), Моисею в купине и на горе ( Исх. 3:2, 4; 24:16–18; 33:13, 21–23 ), Исаии на престоле высоце и превознесенне ( Ис. 6:1 ), Иезекиилю посред животных ( Иез. 1:5, 11 ), Даниилу в облаках в образе ветхого денми ( Дан. 7:13 ). Особенным же образом он явился в вочеловечении, в котором Бог для всевозможного приближения к человекам, жил на земли, сам низвел себя в образ смертного человека, и соделавшись существенно человеком, обращался с человеками, чудодействовал, пострадал, был распят, воскрес, вознесся на небо, и таким образом в Божественной жизни своей толикое же число оставил нам священных образов, сколько совершил Божественных дел; столько священных предметов для благоговения, сколько в высокой тайне искупления находит для себя досточтимого и Божественного. Икона же святых суть изображения Другов Христовых, членов тела Его, спрославленных с Ним в царстве славы (или суть олицетворенные изображения добродетелей). Посему, где образ Пресвятыя Богородицы, Господоначальные Троицы, где образ Иисуса Христа Спасителя, там должны быть образы спасенных и прославленных Христом. «Идеже бо Царево пришествие, тамо и чин приходит» (богоявленские песнопения). Таким образом Святые иконы, яко лице представления Бога и Святых Божиих с одной стороны служат для нас напоминанием о различных благодеяниях Божиих, или о подвигах Святых, и суть тоже, что священные книги и письмена 46 , изображающие нам различные дела Божии и добродетели для возбуждения нас к добродетели, с другой служат предметом нашего благоговения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010