Поскольку изображения Христа и угодников Божиих в церквях присутствовали с глубокой древности, на тех или иных Соборах обсуждалось не столько принятие или непринятие самого церковного искусства, сколько характер образов и способ их почитания. Так, с V–VI (Трулльского) Собора в 692 году было запрещено использовать ветхозаветный символ Агнца для изображения Иисуса Христа, а рекомендовалось изображать Спасителя в Его человеческом облике. Цель такой рекомендации: дабы созерцая смирение Бога-Слова, мы приводились к воспоминанию Его жизни во плоти, Его страданий и спасительной смерти и таким образом совершившегося искупления мира (см.: 82-е правило Трулльского Собора). Таким образом, VII Вселенский Собор, память которого мы совершаем ныне, не ввел чего-то нового в иконопочитание, но осмыслил то, что обсуждалось раньше, и уточнил формулировки. Из слов, сказанных на Соборе в защиту икон, обращает на себя внимание речь Иоанна Фессалоникийского: «Мы делаем иконы тех, кои были людьми и слугами Божиими и носили плоть. В телесном виде мы изображаем не бестелесные какие-либо существа. Если же мы делаем иконы Бога, то есть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми». После приведения библейских данных о херувимах в скинии и Иерусалимском храме Вселенский Собор доказывал цитатами из отцов психологическую естественность и ценность икон в религии и тем самым освятил труд самих живописцев: «искусство живописца есть занятие священное…», «святые отцы представляют живописца человеком, творящим благочестивое дело». Таким образом, как пишет церковный историк А.В. Карташев, VII Вселенский Собор защищает вместе с искусством и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его». Богословие VII Собора было своего рода глубоким и непререкаемым благословением науки и культуры. Греческое слово «икона» означает «образ». Человек живет в мире образов. Вся окружающая действительность, которую мы наблюдаем, отпечатывается в нашем сознании как набор образов. Когда некоторая реальность отражается в другом материале – создается ее образ. Картина, нарисованная по замыслу художника, – это ее образ. Память о другом человеке или прокручивание в уме каких-то событий – это воспоминание их образов. Слово, которым обозначается предмет, – это тоже образ. Мы понимаем предметы и события ровно настолько, насколько мы вмещаем в себя понятия о них и их образы. Поэтому и само Евангелие – это образ Христа и Его учеников, описанный в слове.

http://pravoslavie.ru/74632.html

Евхаристия понималась как единственная истинная икона Христа и Его человечества. Тема византийского иконопочитания и иконоборчества была рассмотрена с многочисленных исторических, богословских, социально-экономических, политических и художественных исторических точек зрения, а несколько ученых, таких как Джас Элснер, Чарльз Барбен и Мари-Хосе Мондзайн, также рассматривали иконоборческую полемику как дебаты, которые продвинули теоретическое и философское осмысление понятия образа/иконы. Действительно, спор между иконоборцами («иконоразрушителями»), которые выступали против использования икон, и иконофилами («любителями икон»), выступавшими за почитание религиозных образов и одержавшими победу в конечном итоге, носил интеллектуальный характер. Седьмой и последний Вселенский собор 787 г., проходивший в Никее, установил, что именно является иконой, а также богословские принципы иконопочитания. В его постановлениях подчеркивалось, что иконы являются «подобными изображению честного и животворящего Креста» и их необходимо «полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях – честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей». Икона (от греческого εκν, eikon – буквально «образ») в конечном итоге стала восприниматься как священный образ, не только как картина, живописное изображение или мозаика, но и как иные святые образы, сделанные в других художественных техниках и отображаемые на различных объектах, включая церковную утварь. Такое рассмотрение архитектурного убранства церкви и пространств выставления икон в ней не только на стенах храмовых сооружений, но и на церковной утвари, имеет решающее значение и часто упускается из виду. В то время как искусствоведы уделяли иконам значительное внимание, ученые, изучающие архитектуру, упоминают интеллектуальные дебаты о пространстве и архитектуре иконоборческого периода лишь вскользь.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Характерно, что кондак Торжества Православия обращен не к одному из Лиц Святой Троицы, а к Богоматери. Здесь выражается единство учения о Христе и учения о Его Матери. Воплощение второго Лица Святой Троицы есть основной догмат христианства. Но исповедание этой истины возможно лишь при условии исповедания Девы Марии как сущей, то есть истинной Богородицы, Матери Божией. Поэтому, так же как отрицание человеческого образа Бога логически приводит к отрицанию Богоматеринства, а вместе с тем и к отрицанию самого смысла спасения, так и наоборот: существование почитания иконы Христовой обусловливается значением Божией Матери, согласие Которой (буди Ми по глаголу твоему) было необходимым условием воплощения, Которая и является причиной того, что Бог стал видимым и описуемым. По толкованию св. Отцов, изображение Бого-Человека основано именно на изобразимости Его Матери. «Поскольку Христос происходит от неописуемого Отца, — говорит преподобный Феодор Студит, — Он, будучи неописуем, не может иметь искусственного изображения. В самом деле, какому равному образу могло бы быть уподоблено Божество, изображение Которого в богодухновенном Писании совершенно запрещено? поскольку же Христос рожден от описуемой Матери, естественно, Он имеет изображение, соответствующее материнскому образу. А если бы Он не имел (искусственного изображения), то и не был бы рожден от описуемой Матери; значит, имел бы только одно рождение — очевидно, от Отца. Но это является ниспровержением Его домостроительства» . Эта изобразимость Бого-Человека по плоти, воспринятой Им от Матери, противопоставляется Отцами Седьмого Вселенского Собора совершенной неизобразимости Бога Отца, непостижимого и невидимого. Отцы Собора повторяют капитальный аргумент папы св. Григория II из его письма к императору Льву Исавру: «Почему мы не описываем Отца Господа нашего Иисуса Христа? потому что мы не видели Его [...]. А если бы мы увидели и познали Его так же, как Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)» .

http://sedmitza.ru/lib/text/440347/

Надеюсь, что большинство читателей согласится, что художник поступил нечестиво, исказив лик Христа, чтобы достичь сомнительной выразительности. Однако задумаемся, благочестиво ли репродукциями икон, фресок, мозаик с ликами Христа, Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих украшать обложки православных книг и журналов, первые полосы газет, календари и прочие вещи? Надо ли в храме украшать лицевую сторону деревянного аналоя распятием Спасителя, если оно оказывается на уровне колен прихожан, подходящих поцеловать лежащую на нём икону? Хорошо ли в православном (более того, монастырском) магазине раскладывать иконы на полках, едва возвышающихся над полом, так что покупатели, рассматривая лики святых, Христа и Богоматери, вынуждены в буквальном смысле смотреть себе под ноги? Так ли должно выражаться наше иконопочитание и не переходит ли оно в свою противоположность? Догмат иконопочитания Для Православной Церкви иконопочитание является догматом, утвержденным Седьмым Вселенским Собором в Никее (787 г.), то есть непререкаемым и обязательным для всех верующих правилом веры. В заключительном оросе (определении) Собора сказано: «…определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» .

http://bogoslov.ru/article/3216841

Значение святых икон. Почему иконы так много значили для православных христиан? С ранних времен истории Церкви христиане создавали разные символические изображения в местах своих молитвенных собраний. На стенах римских катакомб видны изображения Пастуха, несущего овечку, и виноградных лоз, символически обозначающих Христа, пророка Даниила во рве со львами и др. Когда Церковь вышла из подполья, стали появляться исторические изображения, повествующие о событиях священной истории, а также изображения Христа, Божьей Матери и чтимых святых. И хотя в IV в. среди церковных деятелей находились противники таких изображений, говорившие, что Бога описать и изобразить невозможно, тем не менее почитание святых икон прочно вошло в церковную традицию. Следует сказать, что священные изображения в храмах имели также и просветительское значение, зримо напоминая молящимся о том, что читается и поется за богослужением. Мы не можем видеть Бога, не можем описать Его, изобразить Его, но в Иисусе Христе Бог вочеловечился, стал человеком, одним из нас, и об этом, как и о событиях Его земной жизни и служения, свидетельствуют священные изображения в росписи стен, мозаике и живописи на досках. Один православный церковный автор VII в. в связи с этим писал: «Я изображаю лик Христов и Его страдания и в храмах, и в домах. Я пишу на дереве, на холсте, на разных предметах, чтобы, видя эти изображения, я помнил то, что они изображают. Когда мы почитаем книги Священного Писания, мы не бумагу, не чернила, не обложку почитаем, а слово Божье. Почитая иконы, мы не дерево, не краски почитаем, а Господа Иисуса Христа, изображенного на них». Сопротивление иконоборчеству. Когда в 726 г. византийский император Лев Исаврянин издал закон, запрещающий почитание икон, был дан приказ убрать все иконы из храмов и других помещений. И хотя среди проводников данной политики были и некоторые епископы, это вызвало народные волнения. Начались беспорядки, и при их усмирении было немало убитых. В 754 г. император Константин Копроним созвал Собор, пригласив на него только тех епископов, которые были согласны с политикой иконоборчества. Собор высказался против почитания икон. Это определение проводилось в жизнь «огнем и мечом», так что много новых мучеников пострадало за это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

XV в., 1607, нач. XVII в., XVIII в.- все в СНХГ), на иконах Г. В. встречаются эпитеты Ελεημων (Милующий), ψυχοσωστΗС (Душеспаситель; 1-я пол. XIV в., Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Г. В. представлена в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321), в т. ч. с эпитетом Η χωρα των ζωντων (Селение живых). Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 4. § 1), предписывает изображать Г. В. в куполе с надписью из текстов или Второзакония (Втор 32. 39), или Книги прор. Исаии (Ис 45. 12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе др. «нарицательных имен, кои пишутся на иконах Иисуса Христа» (Ч. 4. Окончание. 7). Как и в визант. памятниках, изображения в куполе Г. В. в рус. искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: напр., в ц. Спаса на Ильине ул. в Новгороде (1378), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс 101. 20-21), в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в., разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис 6. 3). Поясные иконы Г. В. обычно являются средником Деисусного чина (напр., Высоцкий чин, 80-90-е гг. XIV в., ГТГ; Звенигородский чин, ок. 1400, ГТГ). С XV в. на рус. иконах Г. В. на страницах раскрытого Евангелия встречается текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV в., ГТГ). С XVI в. на рус. иконах встречается надпись: «Вседержитель» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ, музей П. Д. Корина). Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// Он же. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 61-63; Wessel K. Christusbild//RBK. 1966. Bd. 1. Lfg. 7. S. 1014-1020; Lucchesi Palli E. Christus-Pantokrator//LCI. Bd. 1. Sp. 392-394. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Во время ремонтных работ под Казанским храмом, в его правой части, реставраторы обнаружили подземные помещения. Было принято решение устроить в них церковь, посвященную новомученикам и исповедникам Казахстанским. В особых нишах установлены поклонный крест, иконы и ковчеги с частицами мощей почитаемых святых, в числе которых святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, великомученица Екатерина, новомученики Казахстанские, преподобный Иоанн Рыльский, преподобные Амвросий и Нектарий Оптинские, преподобные отцы Киево-Печерские, преподобные Иоф и Амфилохий Почаевские. В Казанском соборе хранятся две особые святыни — чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы XVII века, подаренный приходу исповедником веры и подвижником благочестия ХХ столетия митрополитом Иосифом (Черновым), и точная копия, «мера и подобие», Ватиканского списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чин освящения списка с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы совершил митрополит Александр в городе Казани у древнего образа 16 октября 2021 года. У северной стены Казанского собора в память мученического подвига иерея Парфения (Красивского), служившего в этом храме до дня своего страдания за Христа и убиенного безбожниками на его паперти, установлен мраморный памятный крест. Мемориальный знак создан из мрамора и представляет собой крест на трапециевидном постаменте. На передней стороне — барельефное изображение распятия Господа Иисуса Христа с предстоящими, внизу надпись церковно-славянским шрифтом: «На этом месте в 1919 году принял мученическую кончину священник Парфений Красивский. Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие, молите Бога о нас! В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иерей Парфений Красивский был причислен к лику святых»; на другой стороне — надпись, стих из 67 псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/6056645.ht...

Если мы молимся рассеянно, без любви и страха к Богу, одним только языком произносим молитвы, а умом и сердцем в то же время обращаемся к чему-либо постороннему, то такая молитва не только не привлекает к нам милости Божией, напротив, прогневляет Бога.Что напоминает нам о Боге и святых Его и помогает не развлекаться во время молитвы?Иконы, пред которыми мы обыкновенно молимся.Что такое иконы?Образ или изображения Господа Бога Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, Девы Марии, святых ангелов и святых человеков.Что сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится, или стыдится креститься?Такой человек не желает исповедывать веру свою в Бога, того постыдится Сам Иисус Христос на страшном суде Своем (Мк. 8, 38).Как нужно креститься?Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки, - большой, указательный и средний, - складываем вместе; два последние пальца, - безымянный и мизинец, - пригибаются к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на грудь, на правое и левое плечо.Что мы выражаем таким складыванием пальцев?Складыванием вместе первых трех пальцев мы выражаем веру в то, что Бог один по существу, но троичен по лицам. Два же пальца пригнутые показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества, Божеское и человеческое. Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верою в Иисуса Христа, распятого на кресте.Для чего осеняем крестом лоб, грудь и плечи?Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил. 2. Молитвы начальные По-русски: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. [ 1 ] Во имя - в честь, в славу. Аминь - истинно, правда.Кто разумеется под словами: Отца, и Сына, и Святаго Духа?Три лица Святой Троицы. Мы веруем, что Бог один, но в Нем три лица: 1-е лицо Св. Троицы есть Бог Отец, 2-е лицо - Бог Сын, 3-е лицо - Бог Дух Святый. Этим трем лицам Св. Троицы принадлежит одинаковая власть, честь и поклонение.Для чего сказано здесь: во имя, а не во имена?В знак того, что Бог, хотя в Нем и три лица, по существу Своему только один.Для чего прибавлено слово: Аминь?В знак того, что все, что в молитве читаем, истинно.Когда нужно произносить эту молитву?Перед всяким добрым делом, потому, что все делать должны мы в честь и славу трех лиц Святой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

Для древнерусского мыслителя создание религиозного изображения освящено божественным авторитетом: «...образы и подобна... Сам Бог повелел есть творити в славу свою, и того ради умом възводитися к Богу». Поэтому иконы следует почитать и поклоняться им, но – не обоготворять, как это было принято у эллинов с изображениями языческих богов (Слова 326) 667 . Со ссылкой на Ветхий Завет Иосиф показывает, что литые, деревянные и вышитые изображения имелись и в древнееврейском храме, хотя иудаизм не поощрял культовые изображения. Тем более их следует иметь в христианских церквах. Здесь он обращается к исторической традиции. Иосиф напоминает предание о Нерукотворном образе, повествующее о том, что Иисус Сам «на плащаници въобрази пречистый свои образ единемь точно прикосновением» и послал это изображение больному царю Авгару. Увидев это, ученики Христа стали писать Его изображение и завещали поступать так и потомкам (336). После смерти Христа апостолы, пишет преп. Иосиф, повелели евангелисту Луке «написати на иконе пречистый его образ» и поклоняться ему. Лукой, по преданию, была написана и первая икона Богородицы (334). С тех времен укрепилась традиция писания икон, и христиане должны ее неуклонно поддерживать, считает Иосиф. Идея традиции, предания, лежавшая в основе любой средневековой культуры, служила древнерусским мыслителям важным аргументом в защиту религиозных изображений. Апостолы, отцы и учители Церкви, пишет Иосиф, «предаша нам в святых церквах, и на северной и на западной и на всех стенах живописати всечестныа и святыа образы Бога же и Владыки и святых Его, и поклонятися и почитати» (343). Из многочисленных функций православного образа Иосиф выдвигает на первый план поклонную. Для него религиозное изображение прежде всего объект поклонения и почитания. Поклонение же в средневековой Руси служило главным выражением высокой степени достоинства объекта поклонения, его святости. Иосиф различал два вида поклонения – «телесное» и «мысленное»: «поклоняйся сим душею мыслене, и телом чювьствене», полагая, что истинное поклонение должно включать оба компонента. Сам акт поклонения осмысливается Иосифом как созерцание, реализующееся одновременно на двух уровнях, когда чувственное зрение направлено на икону, а духовное («зрительное ума») – на ее прообраз: «...тогда всем сердцемь твоим и умом помышлениемь да въздееши зрительное ума к святей единосущной и животворящей Троици, в мысли твоей, и в чистом сердци твоем... чювственеи же очи да въздееши к божественен и всечестьпей иконе святыя и единосущный и животворящиа Троица, или богочеловечьнаго образа Господа нашего Иисуса Христа или пречистыа Его Матери» (351).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух. Тропарь свв. отцам VII-ro Вселенского Собора, глас 8: Препрославен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истенней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне, слава Тебе. ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

http://pravicon.com/info-3116

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010