Вот и всё, что может сказать исследователь критического направления о происхождении этого величественного установления! О внешней стороны юбилей является здесь скопированным с другого установления; во внутренних своих основаниях, отличающих его от других ветхозаветных установлений, он лишён даже оригинальности. Задаваясь целью – объяснить зарождение мысли о юбилее, критика указывает прототип последнего в празднике Пятидесятницы; но эта параллель, основываемая на сходстве некоторых выражений 37 , объясняет только внешний вид установления юбилея, со стороны его следования в ряду годов; в этом отношении между 50-м днём, следовавшим за семью субботами, и 50-м годом, заканчивавшим собой семь субботних годов, соответствие есть, без сомнения; но это соответствие для своего объяснения вовсе не требует предположения о копировании или „искусственном” приспособлении одного установления к другому; оно объясняется единством выразившейся в них религиозной идеи, какова именно идея ветхозаветной субботы. Что для объяснения существа дела эта параллель ничего не даёт, это критика и со своей стороны ясно даёт заметить, оставляя её совершенно без внимания, когда идёт затем речь об особенностях юбилейного года. Насколько в этом последнем пункте состоятельно вышеприведённое критическое объяснение, авторитетное суждение об этом произнесено уже одним из исследователей критического же направления. „Предположение, – говорит он, – что существовал предшествовавшей 25-й главе Левит закон, назначавший общее освобождение еврейских рабов и возвращение земельной собственности на 7-й всегда год, висит в воздухе, так как даже во Втор. 15и в книге Иеремии ( Иер. 34:14 ) для освобождения рабов удерживается ещё 7-й год от начала их службы ( Исх. 21:2 ) и так как для возвращения земельной собственности 7-й год был бы слишком кратким и совершенно непрактичным сроком; отпущение же долгов в лето отпущения ( Втор. 15:1 ) никоим образом не составляет перехода к величественному образу, представляемому юбилейным годом” 38 . К этому краткому и сильному замечанию едва ли нужно что-либо прибавлять; попытка новой критической школы вывести логическим путём из предполагаемых ей предшествующих установлений высокое ветхозаветное установление явно не удалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

(Мф 20:17–19; Лк 18:31–34) 32. ναβανοντες ες εροσλυμα ‘восходя в Иерусалим’. Первое упоминание об Иерусалиме как конечной цели путешествия. Было принято говорить о восхождении (евр. ‘lh) в Иерусалим, в Храм или на праздник. ν προγων ατος ‘шел впереди их’. Образ Христа, идущего впереди испуганных учеников, должен был иметь особое значение для первых читателей Евангелия от Марка в Риме в дни жестокого Неронова гонения. κα θαμβοντο, ο δ κολουθοντες φοβοντο ‘а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе’. Глагол θαμβομαι означает ужас, смешанный с удивлением. То, что ученики удивлены и напуганы, вполне естественно — на их глазах Иисус идет навстречу явной и смертельной опасности. Как кажется, у θαμβοντο ‘ужасались’ отдельное подлежащее, не совпадающее с ο δ κολουθοντες ‘те, кто шли за Ним’ 36 . По-видимому, в качестве подлежащего θαμβοντο подразумеваются Двенадцать, а под “теми, кто шли за Ним” — большая группа учеников, включая женщин, упомянутых в 15:40–41. Двенадцать упомянуты во второй части ст. 32, потому что предсказание о Страстях и Воскресении обращено только к ним. 34. Подробности Страстей отсутствовали в предыдущих предсказаниях (8:31 и 9:31), но находят параллели в ВЗ: бичевание и оплевание в Ис 50:6, поругание и насмешки в Пс 21. 59. Просьба сыновей Зеведеевых (10:35–45) (Мф 20:20–28, также Лк 22:24–27) 38. τ ποτριον γ πνω ‘чашу, которую Я пью’. Очевидно, Иисус говорит о чаше гнева Божия против грешного человечества, которую надлежит пить Ему, не имеющему греха (14:36), см. Пс 74:9; Ис 51:17–23; Иер 25:15–28; 49:12; 51:7; Плач 4:21; Иез 23:31–34; Авв 2:16; Зах 12:2. Настоящее время глагола πνω ‘пью’ может значить, что Он уже пьет ее. τ βπτισμα γ βαπτζομαι ‘крещением, которым Я крещусь’. В небиблейском греческом языке βαπτζω ‘погружать в воду, орошать’ имеет переносное значение ‘наводнять’ (о бедах, несчастьях). Ближайшее значение этого глагола в Ис 21:4 у Семидесяти; та же метафора в Пс 68:2 (в переводе Аквилы здесь βαπτζω), 15; Ис 43:2; Иона 2:3–6. То же выражение в том же значении — назначенное Богом страдание, увенчивающееся смертью, видим в словах Иисуса в Лк 12:50.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Отрывок начиная со ст. 41 по ст. 50 показывает, каким образом в период, предшествовавший написанию Евангелий, сохранившиеся в устном предании разрозненные изречения Господа группировались для удобства запоминания по содержащимся в них ключевым словам. Евангелисты нередко присоединяли сложившиеся группы таких кратких изречений к концу более длинных речей, сказанных по определенному поводу, в данном случае — к концу капернаумской беседы о сми­рении. Можно предположить, например, что ст. 41 мог быть присоединен к ст. 38–40 по причине совпадения в них ключевого выражения ν νματι ‘во имя’. Аналогично совпадают ключевые слова в ст. 42, с одной стороны, и ст. 43–48, с другой: σκανδαλζειν ‘соблазнять’ и καλν στν ‘лучше (есть)’; ββληται ‘чтобы был брошен’ и βληθναι   ‘быть ввержену’; ст. 49 мог быть помещен после ст. 48, поскольку оба содержат слово πρ ‘огонь’; наконец, связываются по ключевым словам и ст. 49 (λισθσεται ‘осолится’) и ст. 50 (λας ‘соль’) 34 . 42. τν μικρν τοτων τν πιστευντων ες μ ‘из малых сих, верующих в Меня’. Малые сии — смиренные, ничем внешне не выдающиеся люди Церкви. То же ли самое имеет в виду апостол Павел, говоря о σθενες ‘немощных’ (Рим 14; 1 Кор 8 и 9)? 43. γενναν ‘геенну’. Название долины к югу от Иерусалима, евр. gê innm ‘долина Генном’, которая была местом принесения человеческих жертв Молоху (Иер 7:31; 19:5–6; 32:35) до того, как Иосия (4 Цар 23:10) сделал это невозможным. Впоследствии там сжигали отбросы. В иудейской апокалиптической литературе ее именем обозначалось место Божиего наказания. 49. Соль употреблялась в ветхозаветных жертвоприношениях (Лев 2:13; Иез 43:24). Если под πς ‘всякий’ понимается ученик Христов, который призван быть жертвой Богу (Рим 12:1), то, следовательно, есть нечто столь же важное для этой жертвы, сколь важной является соль для храмовых жертвоприношений. Это нечто обозначается словом πρ ‘огонь’, которое здесь употреблено в другом значении, нежели в ст. 48: оно означает огонь испытаний и искушений (ср. об огненном искушении в 1 Пет 1:7 и 4:12). О необходимости испытаний для верных учеников см. 8:34–37; Мф 5:10–12.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

1294. Надпись над «Плачем пророка Иеремии», глава 1. — Статья «Плач инока» заимствована в значительной степени из Плача, произнесенного Пророком, почему и самая форма, в которой изложен «Плач инока», соответствует форме, в которой изложен «Плач святого Иеремии». 1295. Такие древа были употреблены при строении храма Соломонова. Не гниющими древами считались кедр, сосна и кипарис. Поведание о построении храма Соломонова читается в третьей книге Царств. 1296. 2 Кор. 6. 10. 1297. Лк. 7. 38. 1298. Мф. 26. 75. 1299.  …видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни (3 Цар. 21. 21–29). 1300.  Входите во врата Его со славословием (Пс. 99. 4). 1301. Алеф, Беф и т. д. — буквы еврейского алфавита. Ими отделяются строфы, одна от другой, в «Плаче пророка Иеремии». 1302.  …что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу (Пс. 29. 10). 1303. Пс. 50. 5. 1304. Плач. 1. 3. 1305.  Кто соблюдет весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2. 10). 1306. Наставление 19 старца Серафима Саровского. 1307. Иак. 4. 7. 1308. Плач. 1. 5. 1309.  И отошло от дщери Сиона все ее великолепие (Плач. 1. 6). 1310. Плач. 1. 7. 1311. Лк. 8. 62; Плач. 1. 8. 1312.  …придет, как тать ночью (1 Сол. 5. 2). 1313. Втор. 23. 3; Плач. 1. 10. 1314.  …взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь (Плач. 1. 12). 1315. Плач. 1. 12. 1316. Плач. 1. 13; Иов. 1. 16. 1317. Плач. 1. 14. 1318.  …как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды. Об этом плачу (Плач. 1. 15). 1319. 2 Кор. 12. 7. 1320.  …Око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог (Плач. 1. 16). 1321. Ин. 12. 3. 1322. Ин. 1. 29. 1323. Плач. 1. 17. 1324. Пс. 117. 137; Плач. 1. 18. 1325. Притч. 5, 22. Пленицами — веревками; затязается — связывается. 1326.  Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы (Иер. 2. 19–21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4:6. Омывальницы. Археологи обнаружили бронзовую подставку XII в. до н. э., на которой, возможно, покоилась подобная «омывальница». Подставка была снабжена колесами и украшена фигурами мифических существ (см.: 3Цар. 7:29 ). 4:7. Светильники. В храме было десять золотых светильников (см.: 3Цар. 7:49 ), в отличие от единственного светильника в скинии ( Исх. 25:31–38 ). Они, вероятно, были цилиндрической формы, деревянные и покрыты листовым золотом. Помещенные внутри храма двумя рядами вдоль стен, они распространяли свет, который отражался от золотых предметов, подчеркивая и усиливая великолепие и славу, присущую храму Соломона и присутствию Бога (см.: Иер. 52:19 ; 2Пар. 13:11; 29:7 , где описывается это внутреннее убранство храма). Наряду со столами и жертвенником каждения эти светильники создавали впечатление, что это было место обитания Бога, «дом Яхве». 4:8. Столы. О назначении столов и хлебов предложения см. в коммент. к Лев. 24:5–9 . 4:8. Золотые чаши. Золотые чаши упоминаются и в 3Цар. 7:50 , а летописец уточняет, что их было 100 штук. Точное назначение их неизвестно, но, возможно, они использовались для черпания воды из омывальниц (ст. 6) или для сбора крови жертвенных животных (см.: Исх. 24:6,8; 27:3 ). 4:9–11. Расположение дворов. Эта характерная для финикийского архитектурного стиля трехчастная композиция представлена и в обнаруженном археологами храме в " Ain Dara, в Северо-Западной Сирии. Благодаря такой планировке, священные пределы, предназначенные для священнодействий, четко отделялись от той части храмового комплекса, к которому примыкали постройки мирского характера. 4:11. Тазы, лопатки и чаши. Список утвари завершается предметами, изготовленными Хирамом, которые использовались в процессе жертвоприношения и каждения. Лопатки для фимиама были найдены в Тель-Дане (см.: Лев. 16:12,13 ). В тазы выгребали пепел из жертвенника каждения, а в чаши собирали кровь жертвенных животных ( Исх. 38:3 ; Чис. 4:14 ). Все эти предметы предназначались для уборки после жертвоприношений. Тщательное удаление пепла и крови было необходимо для обеспечения ритуальной чистоты жертвенника и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Апост. пред.=CPG 1737. TLG 2115/55 (fr.). Апостольское предание/Перевод [с лат.] свящ. П.Бубуруза. – БТ 5, 1970, 283–296. Прот. Ноэта=CPG 1902. TLG 2015/2. Рус. пер.: Творения св. Ипполита, еп. Римского… Вып. II. Казань, 1899, 99–116 (Св.-Тр. Серг. Лавра, 1997 р ). Филос.=CPG 1899. TLG 2115/60 (по ненадежному изд. М.Марковича, текст предпочтительнее в прежнем изд. GCS ). О философских умозрениях, или Обличение всех ересей. Рус. пер. существует только для I, 1 – IV, 48 [Сочинения св. Ипполита… Т. 1. Пер. прот. П.Преображенского в Приложении к ПО [у Kern 1957 указан только 1871 г.]: 1871, 9, с. I-VI и 1–6=Пред. и I, 1–2; 1872, I полугодие, март, с. 7–38=1,2 – IV, 4; II полугодие, (июнь?), июль, дек., с. 39(?)-62=IV, 4 – IV, 31 (? – этот том с Прилож. оказался нам недоступным); 1876, 10, с. 63–78=IV, 32–48], а также IX, 18–28 ( ТК, пер. М.М. Елизаровой, 369–373). I, 18–20 переведены также Е.Д. Матусовой: Учебники платоновской философии. М.; Томск, 1995, 101–104. Ирин. ПЕ=CPG 1306. TLG 1447/1 (libri 1–2), 2–4, 7–8 (fr.). Ириней Лионский , Против ересей (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания). Рус. пер. прот. П.Преображенского в кн.: Сочинения св. Иринея, еп. Лионского. СПб., 1900 2 (М., 1996 р ). Иуст.= Сочинения св. Иустина, философа и мученика/Пер. прот. П.Преображенского . Отдел I. М., 1892 2 (М., 1995 р ). Апол. I=CPG 1073. TLG 645/1. Первая Апология (с. 31–104) Диал.=CPG 1076. TLG 645/3. Разговор с Трифоном-иудеем (с. 132–358) Quaest.= Ps.-Just. Quaestiones et responsiones ad orthodoxos. CPG 6285. TLG 646/9, 4089/16. Каллимах , Гимн Зевсу =TLG 533/15. Рус. пер. С.С. Аверинцева : Античные гимны. М., 1988, 143. Кипр.= св. Киприан Карфагенский . Творения/Пер. с лат. Т. 1–2. Киев, 1891 (М., 1999 п ). Ниже страницы указаны по переизданию. Письма=CPL 50. Творения, 407–687. Свид.=CPL 39. Творения, 89–190. Кир. Иер. Поуч.=CPG 3585 (2). TLG 2110/3. Иже во святых отца нашего Кирилла, архиеп. Иерусалимского, Огласительные и тайноводственные поучения/Пер. с греч.: 1) М., 1822 1 (М., 1900 п =Н.-Й., Джорданвиль, 1976 р , М., 1991 р ); 2) М., 1855 (1891 п , СПб., 1913 п ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В главах с 38 по 44 пророческая речь датируется временем полного переселения и разрушения Сиона в 586 году до Р.Х. В отрывке 45:1–49, 33 событийная канва опять резко возвращается к эпохе перед первым переселением в Вавилон. Пассаж 49:34–39 соотносится со вторым переселением при Иехонии в 597 году до Р.Х. Главы 50 и 51 отражают время мятежного заговора при Седекии в 590 году до Р.Х. В главе 52 описано освобождение из вавилонской темницы Иехонии, что произошло в 561 году до Р.Х. Из представленного материала следует, что хронологический порядок в изложении пророческих речей Иеремии полностью нарушен. Главы и некоторые отрывки располагаются в соответствии с тематической мотивацией автора или редактора. Иеремия обращался к иудейскому народу с проповедью в самые трудные времена общественных потрясений. В рассматриваемой книге содержатся внутренние свидетельства о многократном редактировании и дополнении текста. Интересная деталь относится к 52 главе. Она по содержанию тождественна отрывку из 4 Книги Царств 24:18–25, 30. Исходя из этого можно предположить, что это позднее добавление ради того, чтобы подчеркнуть исполнение проречённого пророком Иеремией. Освобождение Иехонии ( Иер.52:31 ) предвозвещает о начале новой эпохи, связанной с восстановлением Богом Своего народа. Следовательно, 52 глава вряд ли могла принадлежать пророку Иеремии, а скорее всего, её редактор предположительно имеет отношение к написанию 4 Книги Царств. Текстологической особенностью Книги пророка Иеремии является укороченность объёма текста Септуагинты по отношению к оригинальному Масоретскому тексту. Книга Иеремии в переводе Семидесяти короче Масоретского варианта на 1/8 от всего объёма текста. Помимо различия в объёме, в рассматриваемых текстах содержится отличие в порядке расположения глав: в Септуагинте главы с 44 по 51 находятся после 13 стиха 25 главы. В XX веке среди Кумранских рукописей были найдены свитки, свидетельствующие о существовании краткой версии оригинального текста Книги пророка Иеремии, с которого сделан перевод семидесяти, и пространного, ставшего прототипом для Масоретской редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конечном счёте мы можем утверждать, что библейские отсылки к птицам, показывающие нам их красоту, мудрость и дружбу, призывают нас к тишине и смирению перед своим Создателем. Дивная панорама зверей Среда обитания в Святой Земле Близ северной границы Святой Земли возвышается громадная гора Ермон, часть горной гряды, тянущейся через Ливан. Двигаясь южнее, мы попадаем в большую долину с крутыми склонами, где начинаются болотистые земли оз. Хуле, далее — прохладные воды Галилейского озера, затем река Иордан, солёное Мёртвое море и, наконец, переход по суше к Красному морю. И если мы запоминаем гору Ермон по её снегам, то дальнейшую часть пути — по жаркой пустыне с обрывами и скалами. С другой стороны, мы помним пышную растительность, питаемую свежей водой с больших гор в тёплых долинах с севера и юга Галилейского озера. Спускаясь ниже, река Иордан вступает в самые тёплые области. Её разливы образуют вдоль берегов густые заросли, называемые в Библии “гордостью Иордана”. Мы рассматриваем сейчас только узкую полосу от Ермона до Красного моря и не касаемся многих других областей, но и этого достаточно, чтобы представить богатство животного мира Святой Земли в библейские времена. И неудивительно, что люди Библии знали львов и барсов, медведей, гиен, шакалов и лисиц, крупных диких рогатых животных и ослов, оленей, антилоп, верблюдов, змей, ящериц, крокодилов. И мы увидим, что многие из них играли важную роль в мольбах, хвалах и поучениях на страницах Библии. Львы, возносящие прошения В Библии львы упоминаются более 135 раз. Когда разливается Иордан, львы выходят из зарослей (Иер 49:19; 50:44), живя и охотясь семейными группами, издавая грозное рычание; они вошли в еврейскую поэзию как символ грозного противника, Божиего суда и величия. Наум сравнивает короля Ассирии со львом, питающим свою семью похищенной добычею (Наум 2:11–12); Амос слышит голос Божий, как рычание льва, — и как может пророк пренебречь им (Ам 1:2; 3:3,8)? Рычание в ночи охотящегося льва представляется Псалмопевцу молитвой о пропитании, в полный голос обращённой к Богу (Пс 103:21), весь этот псалом — картина мириадов Божиих созданий, существование которых зависит от Него; о заботе Бога о голодных львах есть слова и в книге Иова (Иов 38:39–40).

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

(Гл. I). Благочестивый обычай молитвенного призывания Ангелов существовал еще Ветхозаветных Евреев ( Быт.48:17 ; Иов.5:1 ). В священных книгах Ветхого и Нового Заветов находятся многочисленные свидетельства о том, что св. Ангелы принимают самое близкое участие в жизни людей и различным образом проявляют свою заботу о благе и спасении человека. Так, они молятся за людей пред Богом ( Тов.12:12–13 ; Зах.1:12–13 ; Дан.10:12–13 ; Апок.8:3–4 ); охраняют и укрепляют их в опасностях ( Пс.90:11, 33:8 ; Евр.1:14 ; Исх.14:19–20, 23:20, 32:34 ; Суд.6:14 ; 3Цар.19:5 ; Дан.6:22 ; Тов.5:22, 5:4–9 ); дают благие советы и наставления ( Тов.6:11–18 ; Деян.8:26, 10:3–6 ; Мф.28:5–7 ); помогают благочестивым людям в борьбе со врагами ( Исх.14:19–20 ; Нав.5:14 ; Чис.22:22–35 ; 4Цар.6:17, 19:35 ; 2Мак.10:29–30, 11:8 ); избавляют их от несчастий и бедствий ( Быт.19:1–23 ; Тов.6:4–6, 8:3 ; Дан.3:49–50, 6:22 ; Мф.2:13 ; Деян.5:19, 12:7–11 ); утешают в скорбях ( Быт.16:7–12, 21:17–18 ; Суд.6:12–14 ; Тов.11:1–12 ; Лк.22 : 43; Деян.27:23–24 ) и оказывают многие другие благодеяния людям ( Быт.18:1–15, 22:11–12, 28:12 ; Дан.10:11 ; Лк.1:11–20, 26–38, 2:9–14 ; Мф.4:11 ; Лк.24:4–7 ; Деян.1:10–11 ; Мф.18:10 ; Лк.16:22 ; Апок.12:7; 7:2–3; 20:1–2 ) (475 а –480 б ). Вследствие этого вполне справедливо молитвенное призывание св. Ангелов и почитание их со стороны людей (480 б –481 а ). (Гл. II). Православный догмат о призывании святых угодников Божиих имет за себя следующие основания. Во-первых, св. Писание свидетельствует о добрых делах или заслугах святых ( Быт.26:3–5, 24 ; Исх.3:6 ; Исх.32:12–13 ; 3Цар.11:11–13 ; 4Цар.20:6 ; Дан.3:34–35 ; Пс.131:1–10 ; 3Цар.15:4–5 ) и их молитвах пред Богом ( Иер.15:1 ; 2Мак.15:12–16 ; Вар.3:4 ; 2Пет.1:13–15 ; Апок.5:8; 6:10 ; Лк.16:27–28 ), как о великих посредствах, чрез которые Бог оказывал бесчисленные благодеяния людям (481 б –486 а ). (Гл. III). Во-вторых, соборы православной церкви – вселенские и поместные – ясно утвердили православное учение о почитании святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010