10:32–34 Третье предсказание страданий 10:32. Несмотря на ожидание грядущего Царства, ученики осознавали опасность похода в Иерусалим и столкновения с религиозными властями. Возможно, они хорошо знали еврейское предание о страшнойвойне, которая должна разразиться перед окончательным установлением Царства Мессии – войне, в которой иерусалимские вожди, как и римляне, выступят на стороне сил зла (ср. Свитки Мертвого моря).Впрочем, если ученики доверяли иерусалимским вождям, у них были основания опасаться римлян, стоявших гарнизоном в Иерусалиме. 10:33,34. Иисус говорит ученикам о еврейских религиозных властях и римлянах, которые казнят Его, как мятежника. О страданиях Сына Человеческого см. в коммент. к 9:31. 10:35–45 Первый да будет рабом 10:35–37. Иаков и Иоанн претендовали на роли ближайших помощников царя в земном царстве; эти их устремления отражают популярность представлений о Мессии и Царстве Божьем, которые Иисус неоднократно отвергал как неверные (см. коммент. к 8:31–38). 10:38. Иисус и в других местах говорит о кресте как о неминуемой чаше (14:23,24,36), возможно, в чем можно усмотреть аллюзию на чашу гнева или суда Господня в Ветхом Завете ( Пс. 74:9 ; Ис. 51:17–23 ; Иер. 25:15–29; 49:12 ; Пл. 4:21; Зах. 12:2 ). Крещение Иисуса в определенной мере служит прообразом Его смерти (см. коммент. кМк. 1:11; ср.: Лк. 12:50 ; Пс. 68:1,2,14,15 ). 10:39,40. Места по обе стороны от царя на престоле (особенно справа от него) были самыми престижными в любом царстве. Но Иисус, возможно, подразумевает тех, кто будет с Ним на кресте, справа и слева (15:27).Иаков позднее стал первым мучеником из Двенадцати ( Деян. 12:2 ), а Иоанн, согласно церковному преданию, дожил более чем до девяноста лет. 10:41,42. Евреи хорошо представляли, как устроена система власти у язычников: ближневосточные цари с древнейших времен претендовали на роль богов и были тиранами; греческие правители восприняли эту модель власти и воплотили ее на большей части Восточного Средиземноморья. Римский император и его наместники в провинциях (которые обычно презирали местное население), с их грубой силой и склонностью к тирании, принадлежали к той же категории властителей. Напоминание Иисуса о том, что стремление к власти свойственно «народам» (т. е. язычникам) равносильно предупреждению, что ученикам не следует вынашивать подобные стремления; еврейские учителя часто использовали языческие обычаи в качествеотрицательных примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

38 Определение этого слова в известном словаре 1627 г. Павмы Берынды (“Сказания русского народа”., Сахарова 1849., т.2, стр. 18): “Било – молоток, которым струны натягивают и тыжь билцо албо пиорко, которым на струнах брянкают и дощка оголошенья молитв в обителех и на иные потребы”. 40 Казанский П.С. О призыве к богослуж[ению] в вост[очной] церкви [//Труды Первого археологического съезда в Москве в 1869. – М., 1871. – Т.1.] С.309. 41 [Белокуров С.А. Материалы для русской истории. – М., 1888. – С.1–80] Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады (1676 год). 46 Хождение в Иерусалим и Царь-град черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького 1648–1652/Сообщено арх. Леонидом [//Памятники древней письменности. Вып.35.] – СПб., 1882. – С.25. 50 Хождение в Иерусалим и Царь-град черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького 1648–1652/Сообщено арх. Леонидом [//Памятники древней письменности. Вып.35.] – СПб., 1882. – С.25. 51 [Серафим (Веснин С.А.)] Письма Святогорца [к друзьям своим о св. горе Афонской. – Ч.1–2.] – СПб., 1850. 53 Кондаков Н.П. Путешествие в Синай в 1881 году. [Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря.] – Одесса, 1881. – С.43. 54 Мелетий, иер. Путешествие во Иерусалим Саровские Общежительные пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. – М., 1789. С. 257. 55 Святогорец – иеросхимонах Серафим, в миру Семен Авдиевич Веснин (1814–1853). На Афоне с 1843 г. 56 [Серафим (Веснин С.А.)] Письма Святогорца к друзьям своим [о св. горе Афонской]. – Ч.2. – СПб., 1850. – С. 78–80, письмо 6. 57 Тока – одно из русских названий била, вероятно, от румынского и молдавского называния “тоакэ”, восходящего, в свою очередь, к арабскому корню (так же как французское “toquer”, обозначающее акт ударения в колокол). 58 “Новая скрижаль” – труд архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина (Краснопевкова) впервые был издан в 1803 г. 60 Город Пронск с 926 г. – сельское поселение, с 1958 г. – поселок городского типа, районный центр в Рязанской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

60. Исцеление Вартимея (10:46–52) (Мф 20:29–34; Лк 18:35–43) Это последнее чудесное исцеление в Мк; оно изложено, по-видимому, со слов очевидца (см. подробности в ст. 50, опущенные в Мф и Лк). 46. κπορευομνου ατο π εριχ ‘когда выходил Он из Иерихона’. Апостол Лука относит это происшествие ко времени до входа в город. Возможно, это связано тем, что у него на первый план выдвигается иерихонский эпизод с Закхеем, отсутствующий у других синоптиков. υς Τιμαου Βαρτιμαος ‘сын Тимеев Вартимей’. Против своего обыкновения, апостол Марк помещает толкование значения не после, а до имени (быть может, это глосса, поставленная переписчиком?). Упоминание имени слепца может значить, что Вартимея знали в Церкви. 47. Υ Δαυδ ‘Сын Давидов’. То, что Мессия — потомок Давида, было открыто в ВЗ (Ис 11:1–2; Иер 23:5–6; Иез 34:23–24). Титул “сын Давида” в применении к Мессии хотя и отсутствует в ВЗ, встречается в иудейских апокрифах и обычен в позднейшей раввинистической литературе. Если слова Вартимея воспринимались им самим (и, что еще важнее, толпой, идущей с Иисусом) в таком значении, можно сделать вывод, что Иисус на пути в Иерусалим более не запрещал открыто называть Себя Христом (ср. 8:30). Однако не исключено, что таковым было почтительное обращение ко всем людям, о которых было известно, что они возводят свой род к Давиду. 51. αββουν ‘Учитель (“Раввуни”)’. Еврейская форма обращения, встречается в НЗ только здесь и в Ин 20:16. Оно более почтительно, чем “Равви”, и означает ‘мой господин’. 61. Вход в Иерусалим (11:1–11) (Мф 21:1–11; Лк 19:28–38) В ст. 11:11–12 и 19–20 содержится указание на три последовательных дня; однако не может быть полной уверенности в том, что все, о чем рассказывается в 11:27–13:37, совершилось в третий из этих дней. Повествование о столкновениях с иерусалимскими вождями народа представляло собой сложившийся цикл устного предания, и, возможно, апостол Марк не счел нужным разделять этот цикл, но включил его целиком в то место своего текста, где известную хронологическую привязку имел самый первый эпизод. У апостола Иоанна подразумевается, что предыдущие пребывания Иисуса в Иерусалиме были достаточно длительными, и в Мк 14:49 мы находим подтверждение этому.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

De orat. Dom. 26). Мефодий Патарский часто прибегает к И. к. для аргументации своих идей. В его творении «О воскресении» стих Иов 3. 3 («Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек»!») вместе с др. библейскими текстами используется как свидетельство того, что все пророки и апостолы считали плоть тягостным бременем и причиной несчастий ( Method. Olymp. De resurrect. 1. 12-15). В «Пире 10 дев» на основании Иов 10. 8 и 38. 14 и со ссылкой на Иер 1. 5 сщмч. Мефодий доказывает греховность «отвращения от деторождения» ( Idem. Conv. decem virg. 2. 2). В патристике IV-VI вв. I. Катены. Исследователи выделяют 2 типа средневек. греч. катен на И. к. (см. указатель в: CPG. Vol. 4. P. 50-51). Посколько эти катены составлены в основном из толкований авторов IV-VI вв., они могли появиться между VII и XI вв. Самые ранние критически изданы: Die älteren griechischen Katenen zum Buch Hiob/Hrsg. U. Hagedorn, D. Hagedorn. B.; N. Y., 1994-2004. 4 Bde. (PTS; 40, 48, 53, 59). II. Греческие комментарии. Самым ранним полным толкованием на И. к. считается сочинение арианина Юлиана (сохр. в неск. рукописях под именами Оригена и Юлиана Галикарнасского), к-рое составлено между 357 и 365 гг. (изд.: Der Hiobkommentar des Arianers Julian/Hrsg. D. Hagedorn. B.; N. Y., 1973). Под именем Оригена сохранился также анонимный комментарий на лат. языке, явно переведенный с греческого и датируемый 2-й пол. IV в. (PG. 17. Col. 371-522). IV. Темы толкований в неэкзегетических сочинениях. Библейский образ Иова часто встречается в догматических сочинениях, полемических творениях и нравственных наставлениях христ. авторов. У греч. отцов И. к. часто используется в антиарианской полемике. Слова Иов 9. 8 («Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря») для свт. Афанасия I Великого - указание на «Слово Единого», Которым все было создано ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. 3. 9; Ps.-Athanas. Quaestiones ad Antiochum ducem. 137. 7//PG. 28. Col. 689). Согласно приписываемым свт.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum/ed. et trad. J. Lebon. Paris, Louvain, 1929–1938. (CSCO 93, 94; 101, 102; 111, 112; Scryptores Syri 45, 46; 50, 51; 58, 59). Давыденков О., иер. Христологическая система Севира Антиохийского… С. 19–20. Anastasii Sinaitae. Viae dux. Turnhout; Leuven, 1981. Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Си­на­ита «Путеводитель»: монография. СПб., 2018. 408 с. Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. II: Expositio fidei/Hrsgb. B. Kotter. Berlin; New York, 1973. S. XXII. Metallidis G. The Chalcedonian Christology of St. John Damascene: Philosophical Terminology and Theological Arguments. PhD Thesis. Durham, 2003. P. 120. См.: Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель»… С. 29–31. Viae dux. II, 3, 9-10. Путеводитель. С. 163. Viae dux. II, 1, 3. Путеводитель. С. 158. TLG: Fragmenta 37.6-7 (ex. Maximus Confessor Opp. ed. Combefis. Paris 1675. II p. Το γιωττου Κλμεντος πρεσβυτρου λεξανδρεας κ το Περ προνοας). Viae dux. II, 3, 1-2. Путеводитель. С. 162. Viae dux. II, 3, 10-11. Путеводитель. С. 163. TLG: Fragmenta 38.1. См.: Соколов В., свящ. Леонтий Византийский: его жизнь и литературные труды//Леонтий Византийский: сборник исследований. М., 2006. С. 291. Johannes Damascenus. Dialectica 41.11//Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. I: Institutio elementaris. Captica philosophica (Dialectica)/Hrsgb. B. Kotter. Berlin, 1969. S. 107. Рус. пер.: Иоанн Дамаскин, прп. Диалектика. С. 89. Viae dux. I, 2, 22-23; VIII, 2, 9-10; VIII, 2, 69-70; VIII, 5, 22; VIII, 5, 27; VIII, 5, 33; VIII, 5, 49; VIII, 5, 68-69; VIII, 5, 77; VIII, 5, 80-82; VIII, 5, 85-86; VIII, 5, 90; X.2, 21-22; X.2, 27; XIII, 6, 118; XIV, 1, 11; XIV, 1, 11; XX, 45. Viae dux. II, 3, 18-49. Путеводитель. С. 163–164. Viae dux. II, 3, 26; VIII, 5, 23-24. Путеводитель. С. 163, 232. Viae dux. VIII, 2, 45-46. Путеводитель. С. 225. Viae dux. II, 3, 23-24; VIII, 2, 7-8. Путеводитель. С. 163, 224.

http://bogoslov.ru/article/6195346

 А если Иисус молится и если не напрасно Он молится, так как Он молитвою достигает того, чего желает и чего, быть может, и не получил бы без молитвы, то кто же из нас решится пренебрегать молитвой? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там (Мк. 1:35); и Лука: Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников сказал Ему (Лк. 11:1); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь в молитве к Богу (Лк. 6:12); Иоанн же описывет Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ии. 17:1). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня (Ин. 11:42) — указывает на то, что молитва того всегда выслушивается, кто постоянно молится. Нужно ли поэтому для нашей цели называть всех, кто вследствие своей достойной молитвы получил от Бога много великих благ? Каждый из Священного Писания легко может выбрать много относящихся сюда примеров. Так, Анна, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставимого с Моисеем (Иер 15:1), с полным доверием молясь Богу (1 Цар. 1:9 и далее). Езе–кия в то время, как он внимал из уст Исаии слову о том, что он умрет, молился и благодаря этому вошел в родословие Спасителя (4 Цар. 20:1 и далее; ср. Ис. 38:19 и далее). Простым повелением коварного Амана народ Израильский должен был истребиться с лица земли; но тут услышана была соединенная с постом молитва Мардо–хея и Есфири (Есф. 4:1 и др.) и к празднику Моисея и [всего] народа присоединился радостный день Мардохея. (По–видимому, праздник Пурим, установленный в воспоминание о спасении иудеев от персидского избиения, приравнивается к Пасхе. — Прим. ред.). Приносила и Юдифь священную молитву Богу, и, таким образом, одна–единственная еврейская женщина навлекла позор на дом Навуходоносора (Иуд. 13:6—10). Были услышаны Анания, Азария и Мисаил и удостоены ниспослания им прохлаждавшегося и росою орошавшего ветра, не допустившего до них огненное пламя (Дан. 3:50). В вавилонском рву молитвой Даниила была заключена пасть львов (Дан. 6:22). Иона, находясь во чреве поглотившей его рыбы, не отчаивался в успехе своей молитвы и потому вышел оттуда и успешно завершил только что начатое пред тем посольство к нине–витянам (Иона 2:2 и далее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Емцою. Осно­ван в 1513 г. преп. Антонием Сийским чудотв., ушедшим сюда на уедине­ние из Пахомиевой-Кенской пустыни, Олонец. губ.; в 1520 г. преподобный, по неудовольствию на него крестьян, уда­лился к Двине на р. Сию, где основал нынешний Антониев-Сийский мон. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 724; Ратшин, 17; “Арханг. сборн.”, II, 175; “Словарь ист. о свят.”, 38; “Арханг. губ. вед.”, 1851 г., 18 (опис. Сийского мон. в Холмогор. у.); 1853 г., 6 (происхожд. слова Шелекса); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 156, 310; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 44; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, 10, 16 (христиан. в предел. Арх. губ.). 1833 . Николаевский – Шуйский, мужской, ныне погост Шуйский, Олонец­кой губ., Петрозаводского у., в 12 вер. к сев. – зап. от Петрозаводска, при рч. Шуе. Уже находился в запустении в 1582 г., когда были здесь церковные места св. Николая и теплая Иоанна Пред­течи, келья игумена Никифора да 9 мест келий, в коих жили черноризцы. Ныне здесь 2 церкви, возобновленные в 40 го­дах XIX ст. купцом Янковым. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., VI, 160; “Памят. кн. Олонец. губ. на 1858 г.”, 127; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 38. 1834 . Никола на Жабне, мужской, в гор. Калязине, Тверской губ., – там, где ныне соборная церковь . Существовал еще в XIII ст. до второго татарского погрома, и на развалинах его возник потом городок Калязин. Несомненно же существовал и в XV ст., когда кн. Борис Александрович пожаловал преп. Макарию, основателю Троицкого мон. в Калязине, м-рь Св. Николы на Жабне с землями и «что к нему исстари потягло». Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, Отд. I, 87; “Твер. губ. в.”, 1850 г., 11 (древние анти­минсы, найден. в Николаев. церкви); 1851 г., 44 (обновление Николаев. церкви); 1854 г., 4 (опис. уроч. Язвицы); 50 (грамота, в примеч.); “Архив ист. и практич. свед., относящ. до Росс.”, 1860–61 г., I, 6 (Записка о г. Калязине). 1835 . Никола – Сакма, женский, ны­не приходская церковь в погосте Сакме, Нижегородской губ., Сергачского у., в 40 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Енох (Иуд 14 — «Бывшие от века святые пророки»; Лк 1.70, Деян 3.21) Авраам (Быт 20.7 ср. Пс 105.14–15) Моисей (Втор 34.10; Чис 12.01–8; Ос. 12.13) Мариам (Исх 15.20) Елдад, Модад и семьдесят (Час 11.24–29) Девора (Суд 4.4) «Человек Божий» (Суд 13.6) Б. Эпоха монархии Самуил (1 Цар 3.1) Гад (2 Цар 22.5) Нафан (2 Цар 12.1) Ахия (3 Цар 11.29) Саул (1 Цар 10.10) Давид (1 Цар 16.13) Соломон (3 Цар 3.5) Асаф, Еман и Идефун (Ефан) (1 Пар 25.1) Иоиль прозорливец (2 Пар 9.29) В. Эпоха от разделения монархии до Ассирийского периода Самей (3 Цар 12.22) Ананий прозорливец (2 Пар 16.7) Иуй, сын Анания (3 Цар 16.1) Илия (3 Цар 17.1) Елисей (3 Цар 19.16) Михей, сын Иемвлая (3 Цар 22.8) Иозиил и Елиезер (2 Пар 20.14, 37) Захария (2 Пар 24.20) Неназванный пророк (3 Цар 20.13) Неназванный пророк (4 Цар 9.4) «Сыны пророческие» (3 Цар 19.10) Одед (2 Пар 28.9) Полный список упоминания ветхозаветных пророков в Священном Писании Имя пророка Цари, правившие в это время в Книги Ветхого и Нового Завета Израиле Вавилоне/Персии Самуил 71075- 1035 1      Цар 1.1–28.20; 1 Пар.9.19- 23, 11.1–3, 26.25–28, 29.29–30; (Samuel) 2      Пар 35.1–19; 2 Езд 1.1–22; Пс 98.5; Сир 46.16–23; Иер 15.1; 3 Езд 7.33–41; Деян 3.12–24, 13.16–20; Евр 11.32–40 ок. 1000- 960 Давид, Соломон 2 Цар7.1–17, 12.1–25; 3 Цар 1.1–46; 1 Пар 17.1–15, 29.29; 2 Пар 9.29, 29.25; Пс 50, Сир 47.1 (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000- 960 Давид, Соломон 1 Цар 22.5; 2 Цар 24.1–25; 1 Пар 21.1–30, 29.29; 2 Пар 29.25 ок.870- 850 Ахав, Охозия 3 Цар 17.1–4 Цар 2.18; 4 Цар 9.36–37, 10.10–17; 2 Пар 21.4–15; Сир 48.1–12; Мал 4.4- 6; 1 Мак 2.58; 3 Езд 7.36–39; Мф 11.12–15, 16.13–16, 17.1–13, 27.45–50; Мк 6.14–15, 8.27–29, 9.1–13, 15.34–37; Лк 1.13–17, 4.23–30, 9.7–9, 18–20, 28–36, 51- 56; Ин 1.19–27; Иак 5.16–18; Рим 11.1–5 (Elijah) Иосафат Елисей ок.850- 785 Иософат, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас 3 Цар 19.1 — 4 Цар 13.21; Сир 48.12–16; Лк 4.23–30 (Elisha) Иорам, Охозия, Гофолия, Амасия 810(?) — 750 Иоахаз, 4 Цар 11.1–15.7; 2 Пар 9.29; 3 Езд 1.38–40; Деян 2.16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Кладбища у евреев были двух родов: одни общие и называвшиеся гробами сынов людских ( Иер.26:23 ); другие – частные, принадлежавшие знаменитым фамилиям ( Быт.23:4–20,50 ; Суд.8:32;16:31 ; 2Цар.2:32 ; Ин.19:38–41 ). Простой народ хоронил своих покойников на общих кладбищах, в обыкновенных могилах; у людей знатных были родовые крипты, которые в Св. Писании называются то пещерами, то гробом вообще. Так, Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля ( Быт.23:19 ). Так, и патриарх Иаков погребен в той же пещере. О Гедеоне сказано, что он погребен во гробе Иоаса, отца своего ( Суд.8:32 ); Сампсон, Асаил и другие также погребены во гробах отцов своих ( Суд.16:31 ; 2Цар.2:32 ). Эти гробы, или погребальные пещеры, иногда искапывались в земле, иногда высекались в камнях, при подошвах и на уступах гор, смотря по местности. Спускались в пещеру по ступеням, как это видим в наших святых пещерах Киевской Лавры; за сходами находилась комната, или опочивальня; таких опочивален в одной пещере бывало от двух до семи. В стенах опочивален делались ниши, или углубления, наподобие ложа; на этих ложах полагались тела покойников. Когда первая опочивальня наполнялась телами, тогда еврей углублялся далее и строил новое покоище себе и будущим покойникам своего рода. Вход в погребальную пещеру иногда затворялся каменной дверью, иногда заставлялся камнем. Всечестное тело Пресвятой Девы Богоматери было погребено апостолами не на общем кладбище и не в обыкновенной могиле, а в особой пещере, принадлежавшей Ее святой фамилии. Эта пещера существует доныне. Многие великие и славные города пали, многие народы изменились со времени блаженного успения Пренепорочной Матери Господа, а смиренный вертеп, на краткое время приявший всечестное тело Владычицы нашей, доселе хранится Промыслом Божиим и благоговейно посещается благочестивыми поклонниками. Вот как описал святую пещеру и находящуюся в ней гробницу Богоматери наш благочестивый путешественник Василий Григорьевич Барский, видевший ее в 1826 году. «Снидохом к Гефсимании, яже стоит при потоце Кедрском, идеже иногда весь бяше, якоже чтется в Писании божественном, и людие жителствоваху в ней; ныне же токмо сады обретаются, и гроб Матере Божия, стоящ в земле глубоко в церкви, от нея же здания вне ничтоже зрится, токмо вход, имущь вниз степеней пятьдесят, идеже посреди степеней от обою страну суть гробы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Между тем, по поводу возведения Григория на кафедру Константинопольскую, возникли неудовольствия со стороны епископов, особенно Египетских и Македонских, которые говорили, что Константинопольского епископа должен поставлять Александрийский, а не Антиохийский. Св. Григорий многократно говорил в оправдание своё: «я пришёл не по своей воле, не по собственному вызову, как многие ныне вторгаются в председатели, – но призванный, принуждённый и покорный страху и Духу. Народ, кипя ревностью и гневом, несмотря на мой вопль и слёзы, возвёл меня на этот престол». Когда же несогласие между епископами не прекращалось, Григорий, став посреди Собора, сказал: «мужи и пастыри! я не лучше Ионы пророка, повергните и меня в море, только да умолкнут прения». Св. Григорий утвердился в своём намерении оставить Константинополь. Он просил у императора, как благодеяния, позволения удалиться из столицы, представляя причиной своего прошения телесную немощь, по которой царь согласился уволить его. Святитель начал уклоняться от собраний, под предлогом своей болезни, переменил даже своё жилище, оставив соединённый с церковью дом, в котором присутствовал Собор и который принадлежал епископу Константинопольскому. Лица, очень расположенные к святителю, видя, что он в самом деле решился оставить свою кафедру, со слезами на глазах умоляли его не покидать дело, которое он так хорошо начал, и пожертвовать благу Церкви своей жизнью; это чувствительно трогало его, но не могло переменить его решимости. Пред своим удалением из Константинополя св. Григорий произнёс в Главной или Великой церкви трогательное прощальное слово. «Любезные пастыри и сопастыри! некогда паства эта была малочисленна, даже, судя по видимому, эта была не паства, а малые следы и останки паствы, – без порядка, без надзора, без точных пределов; она не имела ни свободной пажити, ни ограждённого двора, скиталась в горах и вертепах и в пропастях земных ( Евр.11:38 ), рассеянная и разбросанная там и здесь. Всякий, помышляя о своём спасении, находил себе, по произволу, руководителя и пастыря. Она была подобна стаду, которое львове изнуриша, ( Иер.50:17 ), погубила буря или рассеял мрак. Такова была некогда паства сия, а ныне сделалась благоустроенной и расширенной. И если она ещё и не совершенна, то через постепенные приращения восходит к совершенству; и я предрекаю, что и будет восходить. Смотрите: языки противников стали кротки, и вооружавшиеся против Божества безмолвствуют предо мною. И это плоды Духа, и это плоды моего делания».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010