Египет ( Иер.46 гл.; Иез. 32 и 38 гл.), земля Моавитская ( Иер.48 гл.), народ Аммонитский ( Иер.45:1–6 ), Эдом ( Иер.49:7–13 ), Дамаск и другие города будут разрушены ( Иер.49:23–39 ); Вавилон и Ассур будут наказаны, поражены и опустошены ( Иер.50 и 51 гл.); Ниневия будет разрушена вконец и совсем (см. кн.пр.Наума и Софонии). Таковы были мысли и слова еврейских пророков времени плена и непосредственно за ним следовавшего; таковы же были чувства и дела и пасомых пророками евреев. На реках вавилонских, там мы (евреи) сидели и плакали, воспоминая о Сионе, говорится в 136 псалме, по своему происхождению, несомненно, относящемся ко времени плена 304 , плакали, отказываясь от пения песен Сионских и с клятвой обещаясь не забывать Иерусалима в начале веселия своего. Дщи Вавилоня окаянная, взывали они при этом, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. Теперь-то именно народ сознательно стал благоговеть пред своим законом и пророками; теперь-то именно прежнее влечение к чувственному сближению с язычеством пропало совсем и законы об отделения евреев от всех людей были усилены Ездрой и Неемией (см. Ездр. 9:12–14 ; Неем.13:23–25 и др.). Правда, прошло два или три столетия после этого и вся религиозная ревность – чуткость евреев времён плена позабылась и погибла: евреи вошли в сношение с язычеством, заимствуя от него многое худое, и наоборот язычники заинтересовались иудейством, ухватились за него и еврейский прозелитизм достиг широких размеров; но нужно помнить, что 1) это было три или, по крайней мере, два века спустя после плена; 2) что тогда этому способствовало отсутствие пророков и, так сказать, изветшание еврейского народа. Еврейский народ подобно другим народам, как и каждый отдельный человек, должен был родиться, расти, крепнуть и стариться, чтобы умереть. Правда, и доселе; он ещё не умер, как умерли многие другие народы, позже его явившиеся на сцене жизни; доселе ещё он – вечный жид. Но на то есть особые причины: то – особые пути Провидения, положившего в старости этого народа жить ему вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Bussières M.-P. Introduction//SC. 512. P. 38. Bray G. L. Translator’s Introduction//Ambrosiaster’s Commentaries in XIII Epistulas Paulinas. Commentaries on Galatians — Philemon. P. XXI. Watson E. W. Souter’s Pseudo-Augustini Quaestiones Veteris et Novi Testamenti//Classical Review. 1909. Vol. 23. P. 236–237. Подобное мнение высказывается и Д. В. Зайцевым в ПЭ: Амвросиаст был выходцем с Востока и потому хорошо знал восточную экзегетическую традицию ( Зайцев Д. В. Амброзиастер//ПЭ. 2001. Т. 2. С. 105). Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. P. 40. Лысевич А., иер. Филологический и богословский анализ комментария Амвросиаста на Послание апостола Павла к Ефесянам. Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 2017. С. 50. Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad I Corinthios 14, 14//CSEL. 81/2. P. 153. Лысевич А. , иер. Филологический и богословский анализ комментария Амвросиаста на Послание апостола Павла к Ефесянам. Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 2017. С. 83. Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. P. 50–57. Morin G. Qui est l’Ambrosiaster? Solution nouvelle//Revue bénédictine. 1914. Vol. 31. P. 2. Souter A. A Study of Ambrosiaster. Cambridge, 1905. Р. 178. Lunn-Rockliffe S. A Pragmatic Approach to Poverty and Riches: Ambrosiaster’s Quaestio 124//Poverty in the Roman World/ed. M. Atkins, R. Osborne. Cambridge, 2006. P. 115–129. D ’ Alès A. L’Ambrosiaster et Zénon de Vérone//Gregorianum. 1929. Vol. 10. P. 405. Ambrosiaster. Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 64//CSEL. 50. P. 112–114. Souter A. A Study of Ambrosiaster. Cambridge, 1905. Р. 36–38, 180. Ambrosiaster. Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 101, 5//CSEL. 50. P. 196; Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad Ephesios 4, 12, 5//CSEL. 81/3. P. 100. Говорит, что в Египте верят в ангела Сакласа: Ambrosiaster. Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 3, 1//CSEL. 50. P. 21; Ibid. 106, 1//CSEL. 50. P. 234–235. Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad Romanos 1, 24//CSEL. 81/1. P. 46–49; Ambrosiaster. Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 114, 9–11//CSEL. 50. P. 261–262.

http://bogoslov.ru/article/6174563

Излагая бывшие им видения, они, подобно Даниилу, говорят о себе в первом лице ( Ис.6:1 ; Ис.8:1, 5 ; Ис.21:2, 6, 10 ; Иер.1:4 ; Иер.2:1 ; Иез.1:4 ), а в исторических рассказах выражаются в третьем ( Ис.1:1 ; Ис.2:1 ; Ис.7:3 ; Иер.1:1, 2 ; Иер.7:1 ; Иер.14:1 ; Иез.1 и т. п.). Причины такого явления заключаются по мнению экзегетов, в том, что в требующих живости изображения видениях первое лице гораздо уместнее третьего. Подобно противникам единства книги пророка Даниила, ее подлинность отвергают и те экзегеты, которые утверждают, что она не есть произведение современника Вавилонского плена, а написана неизвестным лицом в Палестине во время Антиоха Епифана и Маккавеев между 170 и 164 г. до Р. X. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, за ним следуют Спиноза, Бертольд, Ленгерке, Кнобель, Гитциг, Бунзен, Бахман, Эвальд, Нольдеке, Граф, Рим, Штаде, Кюнен, Корниль, Кениг, Мейнголад и в самое последнее время Делич. Единственным прямым основанием относить происхождение книги пророка Даниила к эпохе Антиоха Епифана являются Дан.8:23–25 и Дан.11:31 , рассматриваемые перечисленными учеными, начиная с неоплатоника Порфирия, не как пророчество об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме. Но подобное понимание данных мест встречает ничем не устранимое возражение в свидетельстве писателя 1-ой Маккавейской книги. Если книга Даниила написана при Антиохе Епифане, то почему же мнимый ее современник – автор Маккавейской книги счел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.2:49–62 ; 1Мак.1:39–54 = Дан.9:27 ; Дан.11:31–32 )? Относимая по указанным соображениям к эпохе Антиоха Епифана, книга Даниила считается вышеперечисленными лицами аллегорически легендарным воспроизведением истории этого царя и маккавейских времен. Под именем Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина выводится будто бы Антиох в различных обнаружениях своей ненависти к иудейству, а под именем Даниила и его друзей – преследуемые Епифаном иудеи. Неестественность подобных параллелей очевидна сама собою. Даниил с друзьями воспитывается при царском дворе, окружается почестями, иногда, впрочем, живет в отделении от дел правления; маккавейские же иудеи были, напротив, целью гонений Антиоха, безжалостно им преследовались. Даниил был другом почитавших его царей, относился к ним с уважением и сочувствием ( Дан.2:38 ; Дан.4:16 ); Маккавеи же называют Антиоха «изобретателем всех зол, нечестивым и преступнейшим из всех людей» ( 2Мак.7:31–37 ), предвозвещают ему страшный гнев Божий. Вавилонские и мидийские цари познали под руководством Даниила силу Всевышнего, прославили силу Его всеведения, всемогущества, Правосудия ( Дан.2:47 ; Дан.3:95 ; Дан.4:34 ; Дан.6:26–27 ), а Антиох задался целью уничтожить иудейскую религию, заменить ее языческою и ввиду этого требовал от иудеев отречения от обрядности, обрезания, принесения жертв Господу ( 1Мак.1:41–42 ; 1Мак.1:44–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такие изображения Пророки нередко употребляют для описания разрушения какого-нибудь царства ( Ис.24:23; 34:4 ; Иер.23:19; 20; 30:23, 24 . Иез.32:7 . Иоил. 2:31 ; Мф.24:29, 30 ; Апок.6:12 ). В ст. 11-м показывается причина гнева Божия и наказания Вавилонян – грехи их 4-х родов: 1) гордость, роскошь, сладострастие, которые почти неразлучны бывают с состоянием богатства, достоинства и благополучия; 2) бесчеловечие, жестокость в обращении с другими народами, угнетение покоренных народов (см. 14:12, 17; Иер.50:23; 51:7 ); 3) закоренелое суеверие, идолопоклонство ( Иер.50:38 ). Бог для того, между прочим, попустил и Иудеям подвергнуться плену Вавилонскому, чтобы чрез них познакомить Вавилонян с законом Божиим, истребить суеверие и водворить истинную религию. Пророк Иеремия говорит, что сколько мы пи старались уврачевать Вавилона, – от идолопоклонства привести к почитанию истинного Бога, но оп не хотел исцелиться (51:9). 4) А самый главный грех Вавилонян – слишком жестокое обращение их с Иудеями, разрушение Иерусалима, храма, осквернение святилища и священных сосудов. Это уже некоторым образом есть грех и против Бога ( Иер.50:7, 11; 51:24, 34, 35 ; Ис.47: 6, 10; 6 ). Из этого видно, что хотя Бог и наказывает грешников чрез людей; однако ж не хочет, чтобы орудия гнева Его со всею жестокостью терзали жертвы мщения Божия. Люди в наказании других должны соблюдать умеренность, милость, человеколюбие, или, по крайней мере, справедливость, уважение прав человечества (См. под. Ис.10:7 ). Вавилонская империя называется здесь вселенною в том же смысле, в каком после Римская монархия называлась вселенною (orbis terrarum Лк.2:1 ), – по обширности владений. Более подробное изложение, или изъяснения вышесказанного Ст. 13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающаго гнгва Его. Ст. 14. Тогда каждый, как преследуемая серна, и как покинутыя овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Ст. 15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. Ст. 16. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обезчещены. Здесь Пророк, описание разрушения Вавилона поясняя и увеличивая, представляет его под образом страшного землетрясения, во время которого людям, приведенным в ужас, кажется, что небо колеблется и хочет разрушиться. Изображение это вообще означает сильные волнения в мире, страшные перевороты в гражданском управлении, соединенные с ясным проявлением строгости правосудия Божия, так что как будто небо обрушилось и земля сдвинулась с своего места; в частности – в отношении к Вавилонской империи означает, что вся эта империя поколеблется бурею бедствий, возбужденною гневом Божиим, и разрушится; царь, правители, вельможи (которые здесь разумеются под именем неба) и весь народ, подчиненный им, придут в смятение; все разбегутся в разные стороны, но никто не избежит погибели. Вторая часть первого отделения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Из указанных отношений к библейскому тексту со стороны иудейских книжников вытекают многие важные следствия, из которых наиболее важны для нас следующие два. 1) Указанные корректуры по своему характеру свидетельствуют о крайнем ослаблении интеллектуальных сил в иудейском народе, представители которого не умеют понять самой простой метафоры и в своих толкованиях самым грубым образом уродуют прекрасные поэтические выражения библейских писателей. 2) Многочисленность и дерзость этих корректур свидетельствуют о значительном авторитете, окружавшем в глазах народа учителей закона, авторитете, по выражению их самих, превосходившем авторитет слова Божия. Но уже в самых тех источниках, в которых упрочивается произвольное чтение многих мест Ветхого Завета, дает себя заметить и реакция против подобного отношения к тексту со стороны иудейских толкователей. Напр. мидраш Когелет, объясняя слова Еккл.7:5 ; «лучше слушать брань мудрого, чем песню глупых», под глупыми разумеет «тургеманимов, в своем произвольном отношении к тексту доходивших до замещения библейского текста вымыслами собственной фантазии». Эта реакция в своем дальнейшем развитии вытеснила из памяти народной корректурные чтения и восстановила первоначальную чистоту текста на основании всегда хранившихся в синагогах древнейших списков, недосягаемых для произвола корректоров. Нынешняя масоретская Библия сохранила любопытные образцы так называемых контр-корректур или обратных корректур, которыми изгонялись из текста произвольные поправки соферимов. Вот что говорит об этом вавилонская гемара (Nedarim 37, 38): «галаха Моисея с Синая узаконяет некоторые поправки священного текста, чтение некоторых слов таких, которые не стоят в тексте и устранение из текста некоторых слов таких, которые находятся в нем; поправки должны быть сделаны Быт.18:5, 24, 55 ; Чис.31:2 ; Пс.68:26 , где стоит achar, a должно быть veachar и Пс.36:7 , где стоит mischpatecha, а должно быть umischpatecha; прибавки к тексту некоторых несуществующих ныне слов должны быть сделаны 2Цар.8:3 ; 2Цар.16:23 ; Иер.31:38 ; Иер.50:29 ; Руф.2:11 ; Руф.3:5, 17 ; наоборот устранение стоящих в тексте некоторых слов должно быть сделано 2Цар.5:18 ; Иер.32:11 ; Иер.51:3 ; Иез.48:16 ; Руф.3:12 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

57 . Ср. Иер. 51:39, 50:35–38 . И воевды ег, и ви ег. Последние два слова представляются переводом того же евр. , которое вслед затем по слав. переведено словами: и силны ег. За то слова: и воевды ег соответствуют еврейским , которые в Остр. слав. изд. вслед за лат. вульгатою были переведены: «воеводы его и правителя его». Иер. 51:58 58. Так глаголетъ Гдь Вседержитель: стна Вавлнска преширока, подкопана бдетъ, и врата ег выски огнемъ сожжены бдтъ, и бдтъ трдитис вотщ, и зыцы в начал погибнтъ. 58. Так говорит Господь Саваоф: толстыя стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокия ворота его будут сожжены огнем; и так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня. 58 . Стна Вавлнска в евр. тексте обозначается словом, имеющим форму множеств. числа (ср. русский перевод). Как сказано под стихом Иер. 51:44 , Вавилон действительно обнесен был двумя параллельными стенами, которых постройка (по памятникам клинообразного письма, см. Oppert, Expédition scientifique en Mésopotamie I, 227, 230) принадлежит отчасти ассир. царю Асаргаддону, отчасти вавилонскому Навуходоносору (может быть, отчасти также отцу последнего Набополассару). О толщине стен вавилонских можно судить на основании свидетельства Страбона (стр. 853 по изд. Ксиландра, Basiliæ 1571) по которому на стене можно было разъехаться двум четверкам лошадей. По Геродоту (I, 178), толщина стен равнялась 50 царским локтям, а царский локоть на три пальца длиннее обыкновенного. О высоте ворот можно судить по высоте стен (см. толков. Иер. 51:53 ). И так напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня (ср. Авв. 2:13 ). Постройка стен вавилонских производилась главным образом руками различных, покоренных ассирийскими и вавилонскими царями, народов, и если эти стены должны пасть, то для того-ли приложены труды стольких рук?... И зыцы в начал погибнтъ: ср. русск.: и племена мучили себя для огня. Последнее слово – перевод еврейск. , прочитанного 70-ю толковниками как . Погибнтъ=перевод греческ. λεφουσι, которое могло бы быть переведено совершенно согласно с значением соответствующего евр. чтения (букв. «изнемогают»): «изнемогут».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

14. Funk, Testament, 62–68 и passim. 15. Завещ. I, 28. 16. Против Funk " a, D. Testament., 82f. 17. Завещ. II, 8. 18. Красносельцев. Очерки из истории христианского храма, Каз. 1881, стр. 83. 19. Иуст. Апол. I, 67. Терт. Апол. 39. 20. Ефр. Песнь об елее. Дион. Ар. О небес. иер. 4, 12. Rahmani, testamentum. 157. 21. Клим. Ал. Педаг. II, 1. 22. Последнюю мысль в этих местах Климента видят Bigg Ch. The Christian Platonist of the Alexandria, Oxf. 1866, p. 102 и Соколов Агапы, 98. Противоположного взгляда держится Keating, The agapes, 79. 23. Pape W. Griechisch-deutsche Handwörterbuch, 3 Aif., Braunsch. 1880, S. 1132 24. Лк. 24, 41 25. Притч. 15, 17. 26. По переводу Корунского Н.: салат 27. Клим. Ал. Педаг. II, 1. 28. Клим. Ал. Стром. VI, 11. 29. Тертул. Апол. 39. 30. Тертул. О молитве 11. 31. См. выше, стр. 14. 32. «Завещание», Каноны Ипполита, см. ниже. 33. Мин. Фел. окт. 31. 34. Ориг. на кн. Иова 3. 35. Кипр. Письмо 63, к Цец. 36. Кипр. к Донату гл. 16. 37. Апостольские Постановления V, 7. Соколов Агапы 621. 38. Sibyl orac v. 497 Keating, The agape. 105. 39. Против взгляда Функа, считающего «Завещание» самым поздним из этих памятников. 40. По Соколову Агапы, 13, 5: «пусть идут под благословение». 41. «Завещание», II, 13. 42. Против Соколова, Агапы, 127 и д. 43. Кан. Ипп. 180, 181. Егип. кан. 50. 44. Кан. Ипп. 164–167. В Египетских канонах нет такого указания. 45. Кан. Ипп. 169. 46. Кан. Ипп. 170. Егип. кан. 50. 47. Кан. Ипп. 178, 179. Егип. кан. 50. 48. Кан. Ипп. 180, 181; Егип. кан. 50. 49. Кан. Ипп. 170, 172, 179. Егип. кан. 58, 50. 50. Кан. Ипп. 179. 51. Кан. Ипп. 171. 52. Егип. кан. 48. Кан. Ипп. 171. 53. Егип. кан. копт. ред. 48. Кан. Ипп. о чаше не говорят, а Егип. эфиоп. ред.: «чашу приносите одни». 54. Кан. Ипп. 171. 55. Кан. Ипп. 164–168. В Егип. кан. нет. 56. Египет. кан.: старым. 57. Егип. кан.: «прежде вечерней звезды» 58. Египет. кан.: «Если из (вдовам) невозможно (прийти на агапу) по жребию, который им выпал (по долгу службы?), то он дает им вина и поесть что-нибудь, и они станут есть дома, как хотят».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

За последние 30—40 лет появились признаки начала возрождения веры во Христа среди евреев. В целом ряде больших городов США появились миссионерские центры евреев-христиан, проповедующих среди своих братьев по крови веру в Господа Иисуса Христа. Очень интересно и поучительно познакомиться с их брошюрами и книгами на религиозную тему. Видно, что составители этих брошюр отчетливо понимают Священное Писание и ветхозаветную еврейскую религию. Ясно и убедительно они объясняют предсказания пророков о Мессии и о Его благодатном Царстве. Интересующиеся могут выписать такие миссионерские брошюры на английском языке по адресу: Ветн Sar Shalom Publicamuon 250 W. 57 St. N.Y., N.Y. 10023. Есть отделы этой миссионерской организации и в других больших городах США. Молим Бога помочь евреям увидеть своего Спасителя и начать служить Ему так усердно, как служили Богу их славные предки! Указатель Мессианских Пророчеств а) По содержанию Пророки писали о том, что Мессия будет иметь две природы: человеческую (Быт.3:15, Ис.7:14, Быт.22:18, Пс.39:7, Дан.7:13) и Божественную (Пс.2; Пс.44; Пс.109, Ис.9:6, Иер.23:5, Вар.3:36—38, Мих.5:2, Мал.3:1); что Он будет величайшим пророком (Втор.18:18); царем (Быт.49:10, 2Цар.7:13, Пс.2, Пс.131:11, Иез.37:24, Дан.7:13) первосвященником (Пс.109; Зах.6:12), помазанным Богом (Отцом) на эти служения (Пс.2; Пс.44; Ис.42; Ис.61:1—4, Дан.9:24—27), и будет добрым Пастырем (Иез.34:23—24, 37:24, Мих.5:3). Пророчества свидетельствовали также, что важным делом Мессии будет поражение дьявола и его силы (Быт.3:15, Чис.24:17), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов (Пс.39, Ис.35:5—7, 42:1—12, 50, 53, 61:1—4, Зах.3:8—9) и примирение с Богом (Быт. 49:10, Иер. 23и 31:34, Иез. 36:24—27, Дан. 9:24—27, Зах. 13:1); что Он освятит верующих (Зах. 6:12), установит Новый Завет в замен ветхого (Ис.42:2, 55, 59:20—21, Дан.9:24—27) и этот завет будет вечным (Иер.31:31, Ис.55:3). Пророки предсказали о призвании язычников в Царство Мессии (Пс. 71:10, Исаия 11:1—11, 43:16—28, 49и 65:1—3), о распространении веры, начиная с Иерусалима (Ис.2:2), о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество (Быт.22:18, Пс.131:11, Ис.11:1, 42:1—12, 54:1—5, Иез. 34, 37:24, Ам.9:11—12, Агг.2:6, Соф.3:9, Зах.9:9—11), и о духовной радости верующих (Ис.12:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Таким образом, мы видим, что не только пророки писали о Мессии и о новозаветных временах, но и вся религиозная жизнь еврейского народа в ветхозаветное время имела самое тесное отношение к делу Мессии. Этот факт указывает нам на полное духовное единство новозаветной Церкви с ветхозаветным Израилем. Поэтому все пророчества, в которых упоминаются имена Израиля, Иерусалима, Сиона и т. д. имеют свое полное и совершенное осуществление в благодатной Церкви Христовой. Указатель Мессианских Пророчеств а) По содержанию Пророки писали о том, что Мессия будет иметь две природы: человеческую (Быт. 3:15, Ис. 7:14, Быт. 22:18, Пс. 39:7, Дан 7:13) и Божескую (Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109, Ис. 9:6, Иер. 23:5, Вар. 3:36–38, Мих. 5:2, Мал. 3:1); что Он будет величайшим пророком (Вт. 18:18); царем (Быт 49:10, 2 Цар. 7:13, Пс. 2, Пс. 131:11, Иез. 37:24, Дан. 7:13) и первосвященником (Пс.109; Зах. 6:12), помазанным Богом (Отцом) на эти служения (Пс. 2; Пс.44; Ис. 42; Ис. 61:1–4, Дан. 9:24–27), и будет добрым Пастырем (Иез. 34:23–24, 37:24, Мих. 5:3). Пророчества свидетельствовали также, что важным делом Мессии будет поражение дьявола и его силы (Быт. 3:15; Числа 24:17), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов (Пс. 39, Исайя 35:5–7, 42:1-12, 50:4 и 53 глава и 61:1–4, Зах. 3:8–9) и примирение с Богом (Быт. 49:10, Иер. 23:5 и 31:34, Иез. 36:24–27, Дан. 9:24–27, Зах. 13:1); что Он освятит верующих (Зах. 6:12), установит Новый Завет в замен ветхого (Исайя 42:2, 55:3 и 59:20–21, Дан. 9:24–27) и этот завет будет вечным (Иер. 31:31, Ис. 55:3). Пророки предсказали о призвании язычников в Царство Мессии (Пс. 71:10, Исайя 11:1-11, 43:16–28, 49:6 и 65:1–3), о распространении веры, начиная с Иерусалима (Ис.2:2), о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество (Быт. 22:18, Пс. 131:11, Исайя 11:1, 42:1-12 и 54:1–5, Иез. 34:23 и 37:24, Амос 9:11–12, Агг. 2:6, Соф. 3:9, Зах. 9:9-11), и о духовной радости верующих (Ис. 12:3). Пророки раскрыли также многие частности в связи с пришествием Мессии, а именно: что Он произойдет от Авраама (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

III. В естественных науках израильтяне, кажется, не далеко возвышались над простейшими наблюдениями и эмпирическими познаниями. О Соломоне упоминается, что он говорил о растениях и животных всех видов, следов. занимался естествознанием ( 3Цар.5:13 ). О наблюдении над природою различных, даже чужеземных животных свидетельствуют книга Иова и Притчи Соломона, но так, что из всего этого нельзя вывести какое-либо точное представление об объеме и свойстве этих познаний. – Уже древние израильтяне были знакомы и с наиболее выдающимися созвездиями и их именами ( Иов.9:9; 26:13; 38:31 д.; Ам.5:8 ), но из этого нельзя еще заключать к познаниям в собственном смысле астрономическим, против которых говорит уже несовершенство их календаря. И если упомянутым у Исаии 38:8; 4Цар.20:11 указателем тени должны быть солнечные часы, 1048 то Ахаз, по всей вероятности, получил их из Вавилонии, откуда и еллины заимствовали свой гномон (указатель у солнечных часов) (Герод. 11, 109). – В математике их познания едва ли восходили выше простых, достаточных для обыкновенных потребностей жизни, четырех арифметических способов счисления (сравн. Лев.25:27,50 ), которым они могли научиться в Египте вместе с потребными при разделе земли элементами землемерного искусства. 1049 IV. Судя по частому упоминанию о враче ( Исх.15:26 ; Ис.3:7 ; Иер.8:22 ; Сир.10:11; 38:1 ; Мф.9:12 ; Мк.5:26 ; Лк.4:23 и др.), медициною израильтяне должны были особенно заниматься с древнего времени, и врачи умели лечить ( Исх.21:19 ; 4Цар.8:29 ; Иез.30:21 ) раны и внешние вереда перевязкою, елеем ( Ис.1:6 ; Лк.10:34 ), бальзамом ( Иер.46:11; 51:8 ), пластырями ( 4Цар.20:7 ) и мазями, приготовленными из трав ( Сир.38:8 ). Постановления о проказе показывают, что законодатель был довольно знаком с различными видами сыпей (сравн, § 114). И не только Моисей, но и другие израильтяне были в состоянии усвоить себе различные практические медицинские познания египтян, у которых исстари медицина так была развита, что для различных болезней имела особенных врачей. 1050 Но насколько успевали израильские врачи в этом искусстве, точных сведений нет. Из точных указаний В. и Н. Завета ясно только то, что были попытки к лечению даже внутренних болезней ( 4Цар.16:12 ; Лк.8:43 ), 1051 и что больные часто посещали целительные источники, которыми владела Палестина. 1052 Впрочем, из того, что освидетельствование прокаженного и объявление его чистым предоставляется законом священникам, никоим образом не следует, что священники преимущественно занимались врачебною наукою. 1053 То, что закон предоставляет им, нисколько не касается лечения проказы. – И об употреблении магических средств нельзя представить из Писания никакого доказательства. 1054 Глава вторая – Изящные искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010