517. Троицкий – Петропавловский , мужской, заштатный, в гор. Ельце, Орловской губ. Время основания монастыря неизвестно, хотя и указывают на XII ст., но это весьма сомнительно, потому что жизнь самого города, находившегося на Украйне, была весьма прерывчата от беспрестанных разорений. Но несомненно он уже существовал в XVII ст., так как в 1636–38 г. им управлял игум. Авраамий. К 1775 г. пришел в такую негодность по ветхости зданий, что иноки были переведены в Лебедянь, Тамбовской губ., где доныне существует под именем Елецкого-Троицкого. Спустя почти 60 лет, именно в 1836 г. монастырь возобновлен и сюда переведены иноки Петропавловского монастыря из гор. Брянска, Орловской губ., причем соборный храм построен в 1836 г. во имя ап. Петра и Павла. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 83; Ратшин, 432; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 124; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 172; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1845 г., 94 (надел. землею); 1851 г., 16 (разреш. постр. церковь ); “Тамбов. губ. в.”, 1855 г., 4 (опис. Троиц. Лебед. м-ря, стр. 15 в примеч.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 919, 13; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 273 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имел 29 двор. крест.); “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, 1859 г., XXV, Отд. 2, 33 (древн. икона Бож. Матери с надписью, что она перенесена в Елец в 1395 г., при переводе м-ря в Лебедянь поставлена в Елец. соборе, где и находится в настоящее время), 49 (уже существовал во время нашествия Тамерлана). 518. Троицкий – Преображенский – Велико – Будищский , женский, 2-го класса, при селе Чернечий-Яр, Полтавской губернии, Зеньковского уезда, в 50 вер. к юго-юго-вост. от Зенькова, и в 3 вер. к югу от местечка Великие-Будища, на урочище Писаревщина, в 3 вер. от старых зданий м-ря, близ границы Полтавского у. и правого берега р. Восклы. Под именем скита он был основан около урочища, где ныне осталась пещера на берегу реки Ворсклы, близ монастыря; этому скиту в 1672 г. гетман Самоилович дал село Чернечий Яр и 2 мельницы на реке Ворскле. В 1698 г. генеральный судья Василий Кочубей перенес его на настоящее место. В 1786 г. при издании штатов положен во 2-м классе. Наконец, в 1887 г. перемещен во вновь выстроенные здания в местности, именуемой „Писаревщина» и переименован в Троицкий-Велико-Будищский, в зданиях же м-ря предположено поместить в память 900 л. крещения Руси бездомных и беспомощных вдов, калек и детей сирот духовного ведомства. “Ист. Росс. Иер.”, III, 509; Ратшин, 442; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 1, 195; “Опис. монаст.”, 1817 г., 91; Арендаренко, “Опис. Полтав. губ.”, III, 108; “Памят. кн. Полтав. губ.”, 1865 г., Отд. I, 106; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 240; 1885 г., 196; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 933 (игум. Феофилла, 1855 – 1859 г.), 934 (игум. Серафима, 1840 – 1859 г.); “Церковн. ведом.”, 1889 г., 5, прибавл., 125 (к чествованию 900-летия крещения Руси). |
650. Богородицкий – Казанский, женский, упраздненный, в гор. Сызрани, Симбирской губ. О нем известно только, что он основан вскоре построения города, т. е. в конце XVII ст., и находился в самом центре. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 338; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1849 г., XXVIII, 473 (свед. о постр. гор. Сызрани). 651. Богородицкий – Казанский – Ломовский, женский, ныне Ломовская слобода, принадлежавшая в XVIII стол. барону Петру Павл. Шафирову, Пензенской губ., Мокшанского у., в 50 вер. к сев.-вост. от Мокшан, при рч. Ломовке, впадающей в р. Суру слева. Основан в 1579 г. по случаю явления на этом месте иконы Казанской Божией Матери и упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 391; IV, 319. 652. Богородицкий – Казанский – Нижнеломовский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Пензенской губ., Нижнеломовского у., в 2 вер. к зап. от Нижнего Ломова, расположен одною стороною по скату, а другою при подошве возвышенной горы. Основан в 1648 г. по случаю явления (в 1643 г.) иконы Божией Матери казаку Андр. Мих. Набокову. Кроме явленной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотвор. икона св. Иоанна Предтечи. “Ист. Росс. Иер.», V, 169 (с грамот.); Ратшин, 433; “Опис. монаст.», 1817 г., 13; Проценко, “М-ри в России», 27; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 94, 96, 98, 127; Рябинин, “Пензен. губ.», II, 444; “Памят. кн. Тамбов. губ. на 1864 г.», 92; “Извл. из отч. Об. Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 954, 1; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 573 душ. крест.); 1873 г., II, Отд. 2, 328 (кн. Долгорукий, об архим. Израиле); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 24 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 121 (архим. Иоасаф в 1725 г. переведен в Донец. Успен. м-рь Воронеж. губ.): VIII, 1728 г., 140, 141 (доношение духов. Декастрии о возведении в сан архимандрита игумена м-ря Сергия); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 38 (м-рю принадлежало село в 1660 г.). |
48-я глава, содержащая пророчество о Моавитянах, падении их царства и обращении к Богу их остатка, отвергается критиками 73 , потому что носит ясные следы богодухновенности. Внешним мотивом служит сходство ее с 15 и 16 главами Исаии, содержащими также пророчество о Моавитянах. Этот мотив, конечно, не серьезен. 74 С другой стороны, у пр. Иеремии естественно ожидать пророчества о Моавитянах, как подробного раскрытия кратко высказанной им мысли о падении моавитского царства и подчинении его Вавилону (25:21). Замечательно, что будущее бедствие Моавитян в обеих речах (т. е. 25 и 48 гл.) Иеремии уподобляется «опьянению» их из чаши гнева Господня ( Иер.25:27 =48:26, ср. 13:13). Подобное же сходство с неоспоримо подлинными речами Иеремии видно и во многих словах, оборотах и образах рассматриваемого пророчества. Напр. опустошение городов (48;8=4:29), плач Моавитян (48:32=25:36), «пустынное дерево» – (48:6=17:16); «винный сосуд» – (48:12=13:12–14); «Царь Господь Саваоф» – 48:15=46:18); дочь – жительница – – (48:18=46:19); «негодный сосуд» (48:38=22:28). Также 48:14=8:8; 48:16=9:24; 19=6:16 и мн, др. Замечательно также упоминание об «орле», который «налетел на моавитскую землю» и опустошил ее (48:40). Здесь, очевидно, разумеется Навуходоносор. Это символическое имя его, употребительное у Иеремии (49:22), даже без упоминания о Навуходоносоре, очень понятно было в век его, так как все народы Азии и Африки хорошо знали, что это за орел, ибо были в его когтях (ср. Иер.27:3 –8). И пророк Иеремия чаще всего угрожает всем народам Навуходоносором (ср. 25:9, 27:6–7, 43:10–11, 44:30, 46:26, 49:22). Но более всех других отделов в книге пр. Иеремии подвергается единодушному критическому нападению 75 речь его o падении Вавилона, заключающаяся в 50 и 51 главах. Содержание этих глав следующее. Пророк велит возвещать среди народов, что Вавилон и его боги пали (50:1–5). Главною виною Вавилона Господь признает преступления его против Израиля: опустошение израильской земли, разрушение храма, гордость перед Израилем и его Богом (50:6–34). В наказание за эти преступления войска вавилонские будут избиты, а Вавилон будет опустошен, как Содом (50:35–40). Разрушение Вавилона будет совершено северным народом, народом жестоким, с многочисленными войсками, пред коими не устоят Вавилоняне, придут в трепет, не защитятся (50:41–51:10). Из врагов пророк выделяет царей мидийских, которые совершат над Вавилоном суд, как ранее Вавилоном Господь совершал Свои суды над другими народами (51:11–26). Кроме Мидян пророк приглашает к войне против Вавилона войска Мидийские, Аскеназские, Араратские, пред коими оробеют и не защитятся вавилонские войска. И Вавилон и его боги падут, потому что таково определение Господне (51:27–58). Это пророчество Иеремия вписал в книгу, передал Сераии, уходившему в Вавилон, и наказал прочитать его в Вавилоне и опустить книгу на дно Евфрата, в знамение того, что Вавилон «погрузится и не встанет» (51:59–64). |
понедельника - воспоминание воскрешения Лазаря (см. Лазарева суббота ), к-рое в вост.-сир. традиции, вероятно, перенесено на этот день (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 143-152). В западно-сирийском обряде эти дни посвящены приближающимся Страстям Христовым; особо подчеркивается тема исполнения ветхозаветных пророчеств и прообразов Страстей (в частности, во вторник - жертвоприношения Авраама); песнопения повествуют также о том, как вожди иудеев задумали убить Христа. Необычный чин «восхождения на Небеса» (иначе - «чин светильников», или «чин 10 дев») совершается на ночной службе Вел. понедельника: священники и диаконы в полном облачении совершают торжественное шествие с крестом и Евангелием из северных дверей алтаря к юж. (или вокруг храма), при этом поются Пс 117 и особые песнопения. Затем в полной темноте поются Пс 50, ряд гимнов и читаются Иер 18. 18-22, Деян 3. 22-26, Евр 5. 12-14 и Мф 25. 1-13, возглашается ектения, священник подходит к алтарной завесе и трижды касается ее крестом. Завеса и двери отверзаются, возжигаются все светильники в храме, и процессия входит в алтарь (Ibid. P. 172-173). Многочисленные библейские чтения на дни Страстной седмицы характерны для практики Коптской Церкви (http://www.bombaxo.com/coptic.html [Электр. ресурс]). На латинском Западе богослужения первых 3 дней Страстной седмицы совершаются в целом по чину будних дней Великого поста. Чтения мессы по тридентскому чину (принятому в католич. Церкви до сер. XX в.): Ис 50. 5-10, Ин 12. 1-9 (Вел. понедельник); Иер 11. 18-20, Мк 14. 1 - 15. 46 (Вел. вторник); Ис 62-63, Ис 53, Лк 22. 1 - 23. 53 (Вел. среда); по совр. чину (см. ст. Novus ordo ): Ис 42. 1-7, Ин 12. 1-11(Вел. понедельник); Ис 49. 1-6, Ин 13. 21-33, 36-38 (Вел. вторник); Ис 50. 4-9, Мф 26. 14-25 (Вел. среда). В амвросианском обряде Евангелия мессы иные: Лк 21. 34-38, Ин 11. 47-54, Мф 26. 1-5 (соответственно в Вел. понедельник и Вел. среду); после реформ, последовавших за II Ватиканским Собором, ветхозаветные чтения мессы амвросианского обряда (ранее совпадавшие с рим.) заменены на чтения из книг Иова и Товита (к-рые ранее читались в Вел. понедельник и Вел. среду на часах в составе чина оглашения), а Евангелие Вел. понедельника заменено на Ин 12. 27-36 (Евангелие Вел. вторника оставлено без изменений, Вел. среды продлено за счет стихов 14-16). Византийская гимнография |
1914 . Покровский – Шухтовский, мужской, ныне погост Шухтов, Новгородской губ., Череповецкого у., в 50 вер. к сев.-зап. от Череповца, при рч. Шухтовке, впадающей в р. Андогу слева. Основан в 1603 г. преп. схимонахом Сергием, принявшим схиму в Воскресенском Череповец. мон. и скончавшимся в 1609 г. 19 мая, в каковой день и чтится его память. Мощи его находятся под спудом при Покровской церкви, которая построена в 1794 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 668; Ратшин, 404; “Словарь ист. о свят.”, 245; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 51; “Новгор. губ. в.”, 1853 г., 30 (ист. памятн.). Павлов, “Ист. описание святыни Новгор.”, 1848 г., 38. 1915 . Положения пояса Пресвятой Богородицы – Авраамиев Великой Пустыни, мужской, ныне село Великая Пустынь, иначе Илья Пророк в Пустыне, Костромской губ., Чухломского у., в 30 вер. к вост.-юго-вост. от Чухломы, при рч. Мелше. Основание ему положили в XIV ст. преп. Авраамий, Чухломский чудотв. По соборному постановлению 1681 г. отдан на содержание Галицкого архиер. дома и здесь назван просто Пустынь. В 1740 г. в числе других монастырей принадлежал к Синодальной области под настоящим названием. “Ист. Росс. Иер.”, 63; V, 590; “Акты истор.”, V, 75 (собор. постановл.); “Костр. губ. в.”, 1854 г., 2 (Авраамий); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 201, 375; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 870, 16; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 86 (Патриарш. гр. 1655 г. о высылке лошад. в Моск.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 196; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 254 душ. крест.). 1916 . Полонский – Григорьевский, мужской, ныне село Полонное, Волынской губ., Луцкого у., в 85 вер. к сев.-сев.-вост. от Луцка и в 15 вер. к югу от мест. Рафаловки, при р. Стыре. О нем упоминается в описании похождений Войшелека, сына Вел. кн. Литовского Миндовга и удельного кн. Новогрудского. Под 1262 г. в летописи записано: «И посем (т. е. по принятии крещения) иде Воишелк до Галича к Данилови князю и Василкови, хотя прияти мнишеский чин; тогда же Воишелк хрести Юрья Лвовича; тоже потом иде в Полонину ко Григорьеви в монастырь, и пострижеся во черньцы, и бысть в монастыри у Григорья 3 лета, оттоле же пойде во Святую Гору, прием благословение от Григорья. Григорий же бяшевт человек свят, акого же не бысть перед ним и ни по нем не будет». “Полн. собр. лет.”, II, 201; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 171, 226; “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; Батюшков, “Волынь”, 23. |
2243 . Яминский – Спасский, мужской, ныне церковь Воскресения Хр. близ села Эммауса, Тверской губ. и уезда, в 15 вер. к юго-вост. от Твери по Московскому шоссе, при р. Волге. Уже существовал в XVI ст., когда владел вотчинами в волости Захожье, Тверского у., и в Шеском уез. По описи 1629 г. он владел деревнею Ямниковою и несколькими пустошами; в м-ре было тогда 2 кельи, черный поп, 2 старца и 4 дьячка. О нем упоминается в грамоте царя Алексея Михаиловича 1655 г. при приписке Федоровского мон. в Твери к Иверскому Новгородскому и пожаловании последнему рыбных ловель по Волге. В грамоте, между прочим, говорится: «от Старицкого рубежа от Симеона Святого по Яминский монастырь, а от Яминского монастыря до устья Шоши реки рыбные ловли Боярина Бориса Ивановича Морозова...» Яминским он назывался, вероятно, потому, что жители села отправляли ямскую службу, т. е. здесь был ям. Впоследствии здесь был загородный архиерейский дом, ныне тоже несуществующий. Упразднен до издания штатов 1764 г. и в 1727 г. состоял приписным к архиер. дому. “Полн. собр. закон.”, 1655 г., I, 161; “Ист. Росс., Иер.”, VI, 835, 846; “Волга от Твери до Астр.” изд. Общ. «Самолет», 41; Покровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (опись 1629 г.); 1859 г., 22 (остатки м-рей); Жизневский, “Опис. Твер. музея”, 1888 г., 140, 621 (медн. иноч. пряжка); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 156 (перечисление деревень), 278 (влад. в Шеском у.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., XLIV, VII (ведом. о вотчинах архиер. дома). 2244 . Яриловичский, мужской скит, ныне село Скиток, Черниговской губ., Городнянского у., в 50 вер. к сев.-зап. от Городни и в 2 вер. к сев. от села Старых Яриловичей, на левом берегу р. Сажа, при оз. Волчугах. О нем известно только, что он существовал в XVIII ст. и был приписан к Черниговскому Ильинскому-Троицкому монастырю, иноки которого приезжали сюда для священнослужения. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 838. 2245 . Ястребский – Спасский – Прохорова – Вассианова пустынь в Сырниках, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях сел Заястребъя и Сырников, Владимирской губ., Судогодского у., в 17 вер. к юго-юго-вост. от Судогды, при рч. Ястребе, впадающей в р. Судогду справа. Основан преп. Прохором, скончавшимся в 1592 г. 8 июля; преемником его был священноинок Вассиан. М-рь находился на иждивении кн. Воротынских, дававших ему ругу до 1685 г. В 1700 г. в его владении числилось 38 двор. крестьян. “Ист. Росс. Иер.”, 840; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 228, 417; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 31 (пустыни быв. во Владим. губ.). В. Подробный алфавитный указатель |
властями Иверского м-ря принесено в дар игумену Пафнутьева м-ря: камка, куфтерь лазорева, дороги двоелишные, 10 золотых), 263, 90 (отписка 1657 г. о крестьянах Пафн. м-ря, окружавших село Щучье Иверск. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.», 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 103, 107, 109, 115 (перечень вотчин м-ря в Звенигор. уезде по писцов. книг. 1593 г., 1624 и 1715 г.). 1039. Пахомиева – Спасо – Преображенская – Кенская, мужская пустынь, ныне погост Кенский Монастырь, Олонецкой губ., Пудожского у., в 138 вер. к вост.-сев.-вост. от Пудожа, на самой границе с Каргопольским у., по левому берегу р. Кены. Основан игуменом Пахомием, вероятно, во второй полов. XV ст., так как в 1508 г. принял здесь иночество преп. Антоний Сийский. Упразднен же в 1764 г. Мощи преп. Пахомия почивают под спудом в основанной им церкви. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361; Ратшин, 16; Пушкарев, “Арханг. губ.», 36; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 15; “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 50 (Турчасово; об уходе преп. Антония Сийского); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 48, 144 (преп. Пахомий), 156, 310 (преп. Антоний Сийский); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1003, 13 (сказано, что основатель Пахомий был учеником Антония Сийского и управлял пустынью в 1515 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 6 двор.); “Акты юридич.», 92 (Купчая 1583 г. Прок. Ларионова на право выварки соли; старец Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 44; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 95 душ крест.); 1878 г., III, 10, 16 (христиан. в предел. Арх. губ.), 1, 98 (ист. свед. об Антон. Сийск. м-ре). 1040. Передольский – Покровский, мужской, ныне погост Передольский, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 34 вер. к юго-вост. от Луги, при р. Луге. В описи Передольского погоста 1581 г. говорится: «в погосте мон. Покровской пустъ на реке на Луге, воеван. А в нем церковь древена Покров Св. Богородицы, стоит без пенья, престол разорен, а свечи и книги поимали литовские люди. А звон в монастыре было клепало. Да в монастыре же 4 места келейных игуменьи сестрами, а кельи пожгли литовские люди». Отсюда видно, что первоначально он был женским. В 1628 г. в нем уже была церковь Покрова, обращенная в 1764 г. в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 466; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. III, 78; “Ист. статист. свед. о СПбург. епархии», вып. I, Отд. II, 16; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 31; “Известия Археол. Общ.», 1880 г., IX, 381 (остатки старины близ Передоль. пог.). |
Дубен. м-ре», Москва, 1860 г., было помещено в “Чтениях И. Общ. ист. и древ.», 1860 г., I, Отд. 1, 45; “Ист. Росс. Иер.» IV, 61; Ратшин, 518 (сведения не точны); “Словарь ист. о свят.», 241; Филарет, “Русские святые», 366, 484; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.», 5; “Ист. опис. Троице-Серг. лавры», 64, 145; “Церков.-истор. месяцесл. св. Троице-Серг. лав.», 4, 21; “Странник», Журн., 1877 г., 6, 245 (Память о Дубен. Успен. мон.); “Влад. губ. вед.», 1854 г., 31 (Пустыни, быв. во Владим. губ.); “Влад. епарх. вед.», 1873 г. 8 (упразд. мон. в Владим. епар.); “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», V, Отд. III, 25 (Успенский Дубенский мон.); Толстой, “Книга глаголемая описание о Россий. святых», 38, 120 (архиепископ Серапион); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 191; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XXXIX, 267 (архимандрит Иосиф Дубен. монастыря в 1697 г. делал опись Саратов. собора). 1314. Успенский – Иваницкий – Шегонин или Иванижский, Ванишский, а также Пречистая на Воинише, мужской, ныне село Иваниши, Тверской губ., Старицкого у., в 21 вер. к сев.-вост. от Старицы по дороге в Тверь, при рч. Иванише, верст. в 2 от правого берега р. Волги. Существовал в XVI ст., что видно из духовного завещания 1542 г. строителя м-ря Иоанна Поджогина и грамоты Вел. кн. Владимира Андреевича 1547 г. Упразднен в 1764 г. и церковь обращена в приход. По описи 1626 г. в нем камен. церковь Успения о 3 верхах с приделами Иоанна Богослова и св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», IV, 215; VI, 1002; “Твер. губ. в.», 1854 г., 50 (грамота); 1859 г., 20 (упраздн.), 23 (описание его по писц. кн.); Иером. Феофилакт Виноградский, “Опис. Никол. Малиц. м-ря», 26; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 470, 19; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 175 (вотчина в волости Суземье); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 349 (в 1700 г. имел 36 двор. крест.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 385 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 186 (игум. Иосиф Быков, 1761–66 г.); “Опис. докум. и дел архива св. |
Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день |
В ВЗ Бог предстаёт как пастырь Своего народа: Пс 22:1; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:9. О Давиде (или Мессии, происходящем из его рода) говорится как о пастыре в Пс 77:70–72; Иез 37:24; Мих 5:4. В Иер 2:8; 10:21; 12:10 звучит тема неверных пастырей, нерадеющих о Божьем стаде. Противопоставление неверных пастырей и Бога как истинного пастыря дано в Зах 11:4–9, а в Иез 34 это дополняется темой Давида (34:23) как пастыря, посланного Богом. В Ис 63:11 Моисей назван пастырем овец Божиих. В раввинистической литературе и у Филона Александрийского (Жизнь Моисея 1:60–62) встречается мысль, что Моисей сначала был испытан как пастырь овец и лишь затем послан в качестве пастыря к народу; Филон говорит, кроме того, что Бог есть пастырь Своего народа и ставит также пастырем Своего первородного Сына, или Слово (О земледелии 50–54). Наконец, образ Мессии-Пастыря обнаруживается в синоптических Евангелиях: Мк 6:34=Мф 9:36; Мф 18:12–14, ср. Лк 15:3–7; Мк 14:27=Мф 26:31; Мф 25:32, в Евр 13:20 и в 1 Пет 2:25; 5:4. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец — в противоположность вору, который отнимает у них жизнь. Выражение полагать жизнь ( yuc»n) характерно для Иоанна (10:11,15,17–18; 13:37–38; 15:13; 1 Ин 3:16). Предсказание о смерти см. Мк 8:31; 9:12,31; 10:33–34,38,45; 12:8 и параллельные места у других синоптиков. За овец (см. ещё 10:15) — предлог за ( у Иоанна всегда в таких случаях выражает цель смерти: отдам за жизнь мира (6:51), лучше нам, чтобы один человек умер за людей (11:50–51; 18:14), я душу мою положу за Тебя (13:37, слова Петра), если кто положит душу свою за друзей своих (15:13). Ст. 12 Наемник… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит — ср. с рассказом юного Давида о его недавнем пастушеском прошлом (я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его 1 Цар 17:34–36). И волк расхищает овец, и разгоняет их — ср. поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк 14:27, цитата из Зах 13:7) и прощальные слова Павла эфесянам в Деян 20:29 (по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада). |
| |