23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

отражено в Типиконе Великой ц. В В. ч. с утра и до полудня совершалось поклонение св. копию - тому самому, к-рым, по преданию, было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копие находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: «Σμερον βασιλες τς ζως» -      ). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копию совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: «Ο απισθες πρ γνους νθρπων κα μ ργισθες» (              ) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце к-рой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего (μσος) гласа «Το δεπνου σου» (    ) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77). Богослужение В. ч. в православной Церкви с X в. В различных редакциях Студийского устава , к-рый имел широкое распространение в X-XII вв., службы В. ч. принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты - канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны - одни и те же в студийских памятниках и

http://pravenc.ru/text/150115.html

Иер. 48 -я глава, содержащая пророчество о моавитянах, падении их царства и обращении к Богу их остатка, отвергается критиками, потому что носит ясные следы богодухновенности. Внешним мотивом служит сходство ее с 15 и 16 главами Исайи, содержащими также пророчество о моавитянах. Этот мотив, конечно, не серьезен. С другой стороны, у пророка Иеремии естественно ожидать пророчества о моавитянах, как подробного раскрытия кратко высказанной им мысли о падении моавитского царства и подчинении его Вавилону ( Иер.25:21 ). Замечательно, что будущее бедствие моавитян в обеих речах (т. е. 25 и 48 глл.) Иеремии уподобляется «опьянению» их из чаши гнева Господня ( Иер.25 ­­ 48:26; ср. 13:13). Подобное же сходство с неоспоримо подлинными речами Иеремии видно и во многих словах, оборотах и образах рассматриваемого пророчества. Например, опустошение городов ( Иер.48 ­­ 4:29), плач моавитян (48­­ 25:36), «пустынное дерево» – ( Иер.48 ­­ 17:16); «винный сосуд» ( Иер.48 ­­ 13:12–14); «Царь Господь Саваоф» ( Иер.48 ­­ 46:18); дочь – жительница – ( Иер.48 ­­ 46:19); «негодный сосуд» ( Иер.48 ­­ 22:28). Также Иер.48 ­­ 8:8; 48­­ 9:24; 48­­ 6 и мн. др. Замечательно также упоминание об «орле», который «налетит за моавитскую землю» и опустошит ее ( Иер.48:40 ). Здесь очевидно разумеется Навуходоносор. Это символическое имя его, употребительное у Иеремии (49:22), даже без упоминания о Навуходоносоре, очень понятно было в век его, так как все народы Азии и Африки хорошо знали, что это за орел, ибо были в его когтях (ср. Иер.27:3–8 ). И пророк Иеремия чаще всего угрожает всем народам Навуходоносором (ср. 25:9; 27:6–7; 43:10–11; 44:30; 46:26; 49:22). Но более всех других отделов в книге пророка Иеремии подвергается единодушному критическому нападению речь его о падении Вавилона, заключающаяся в 50 и 51 главах. Содержание этих глав следующее. Пророк велит возвещать среди народов, что Вавилон и его боги пали ( Иер.50:1–5 ). Главной виной Вавилона Господь признает преступления его против Израиля: опустошение израильской земли, разрушение храма, гордость перед Израилем и его Богом (50:6–34). В наказание за эти преступления войска вавилонские будут избиты, а Вавилон будет опустошен, как Содом (50:35–40). Разрушение Вавилона будет совершено северным народом, народом жестоким, с многочисленными войсками, перед коими не устоят вавилоняне, придут в трепет, не защитятся (50:41–51:10). Из врагов пророк выделяет царей индийских, которые совершат над Вавилоном суд, как ранее Вавилоном Господь совершал Свои суды над другими народами (51:11–26). Кроме мидян пророк приглашает к войне против Вавилона войска минийские, аскеназские, араратские, перед коими оробеют и не защитятся вавилонские войска. И Вавилон и его боги падут, потому что таково определение Господне (51:27–38). Это пророчество Иеремия вписал в книгу, передал Сераии, уходившему в Вавилон, и наказал прочитать его в Вавилоне и опустить книгу на дно Евфрата, в знамение того, что Вавилон «погрузится и не встанет» ( Иер.51:59–64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

8) Главы 30–33 содержат группу утешительных речей, из которых первая речь (гл. 30, 31), по происхождению, относится ко времени Иосии. Глава 32 состоит из двух утешительных речей, произнесенных одна по случаю покупки Иеремиею поля в Анафофе, другая по случаю осады Иерусалима Навуходоносором. Глава 33 одна цельная утешительная речь. Небольшой отдел Иер. 34:1–7 можно разсматривать, как прибавление к предшествующим четырем главам: он содержит в себе только более точное известие о событии, которое повело ко взятию пророка Иеремии под стражу и которое кратко уже сообщено в Иер. 32:1–5 . Начиная с Иер. 34:8  следуют два прибавления ко всему собранию речей пророческих, начинающемуся со 2 гл. Первое из них, Иер. 34:8–22 , сообщает об освобождении иудеями рабов по случаю осады Иерусалима Навуходоносором и о возвращении себе тех же рабов тотчас после того, как осада была снята. Освобождение рабов в седьмой год их рабства было предписано законом Божиим; и поспешность, с которою по миновании опасности принудили рабов снова служить себе, свидетельствовала о глубокой нравственной испорченности народа, об его упорной непокорности воле Божией. Как противоположность, как живой укор этой непокорности, выводятся в 35 гл. рехабиты, сохранившие верность заповедям отца своего Рихава. II. Второй отдел первой части содержит в себе повествования о событиях из личной жизни пророка Иеремии и из истории народа иудейского: 1) до взятия Иерусалима халдеями 36–38 гл. и 2) после его разрушения 39–44 гл. Гл. 45, содержащая в себе обетования Варуху, может быть разсматриваема, как прибавление к целой I-й части. Б) Вторую часть книги составляют пророчества о судьбе иноплеменников, именно: 1) О Египте, Иер. 46:2–26 с прибавлением стихов Иер. 46:27, 28 . 2) О филистимлянах, 47 гл. 3) О Моаве, 48 гл. 4) Об Аммоне, Иер. 49:1–6 . 5) Об Эдоме, Иер. 49:7–22 . 6) О Дамаске, Иер. 49:23–27 . 7) О Кидаре (арабах), Иер. 49:28–33 . 8) Об Эламе (персах), Иер. 49:34–39 . 9) О Вавилоне, 50, 51 гл. 5. Текст св. книги пророка Иеремии и пособия к его толкованию

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Если, по мнению ариан, на тварность Христа указывает глагол κτζειν из Притч 8. 22 («Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих...»), то Афанасий Великий, основываясь на Иер 31. 22 (в LXX текст стоит в Иер 38. 22), а также опираясь на Пс 101. 19; 50. 12 и Еф 2. 15; 4. 24, показывает, что глагол «создавать» вовсе не заставляет делать вывод о «сотворенности» Сына, но лишь указывает на сотворенность Его «человечества, которому свойственно быть созданным» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. II 44-46; см.: Kannengiesser. 1972. P. 321-322). Иер 1. 5а (об избрании пророка еще во чреве матери) вместе с др. библейскими текстами используется в качестве доказательства догматического положения, согласно к-рому только через вочеловечение Логоса человек спасен от смерти ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. III 33; ср.: Idem. De decret. Nic. Syn. 8). С помощью Иер 1. 4, 11, 13 или Иер 38. 4 свт. Афанасий подчеркивает, что воплощение Логоса нельзя сравнивать с речением слова Богом пророку ( Kannengiesser. 1972. P. 323-324; Idem. 1974. P. 899). Для богословов каппадокийской школы характерны схожие подходы в интерпретации И. п. к. Свт. Василий Великий в монашеских правилах, в проповедях и толкованиях часто цитирует предостережение Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно...» ( Basil. Magn. Asc. fus. 9. 1; 24; 34. 2; Asc. br. 150, 169; De bapt. II 5. 2; 6. 1; In Isaiam proph. 5. 164 (Иер 48. 10)). Излюбленным также является плач пророка о непокорности народа и неприятии им даров Бога ( Basil. Magn. Ep. 8. 2; 46. 3; De Spirit. Sanct. 13//PG. 32. Col. 120-121; Asc. br. 75; Hom. in Ps. 7. 8; In Isaiam proph.//PG. 30. Col. 144, 153, 156, 348, 472, 564, 592 (Иер 2. 11-13, 21)). Слова Иеремии об «откормленных конях», к-рые «ржут на жену другого», должны, согласно Василию, напоминать о необходимости воздержанности ( Basil. Magn. Hom. 1. 9; Hom. in Ps. 44. 1; 48. 8 (Иер 5. 8)). Иеремия для святителя прежде всего пророк плача ( Basil. Magn. Hom. 4. 3). Словами: «...кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего» - свт.

http://pravenc.ru/text/293622.html

1111. Ракова – Покровская, мужская пустынь, ныне село Раково, Тверской губ., Зубцовского у., в 21 вер. к юго-вост. от Зубцова, при рч. Быванце. Существовала еще в 1547 г., когда владела землями совместно с Успенским-Иваницким м-рем. Она известна тем, что около 1724 г. служила гнездом раскола. Распространителями его были тогда игумен Иов, монах Иоасаф и уставщик Нифонт, по именам которых названы и самые секты. В 1764 г. упразднена, церковь обращена в приход, а здания проданы. “Ист. Росс. Иер.», V, 665; Покровский, “Ист.-статист. опис. Твер. губ.», I, 109; “Твер. губ. в.», 1854 г., 50 (грамота, в примеч.); 1859 г., 20 (упраздн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 477, 36; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 17 (Акты 1685 г. о Донских казак. и расколе на Дону; стр. 233, 235); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имела 38 душ крест.); 1863 г., IV, смесь, 53 (Извлеч. из следств. дела о Твер. архиеп. Феофилакте, 1733 – 35 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., 269 (дело о разводе стат. совет. Татищева с женою, которая уличалась в сожитии с игуменом м-ря Иосифом). 1112. Распятский – Ново – Рождественский, женский, ныне приходская церковь в гор. Серпухове, Московской губ. О нем известно только, что существовал в 1662 г., когда здесь была игуменьею старица Маремиана, и в 1764 г. упразднен с обращением в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 666; Ратшин, 283; Бакмейстер, “Топограф. извест.», 1771 г., 74; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 256, 76. 1113. Рдейская или Рденская и Ордейская, мужская пустынь, ныне погост Рдейский, Новгородской губ., Старорусского у., в 92 вер. к юго-зап. от Старой Руссы, при оз. Рдейском, в самой глуши, среди непроходимых болот и лесов, на границе Холмского у. Существовала в 1670 – 1688 г., когда здесь был игум. Спиридон Голохвастов. В книге Торопецкой приказной избы 1674 г. сказано: «Рдейские пустыни строителя старца Спиридона с братьею с озерка Рдейского и с реки Рудьи и с губы и с закулов оброку 3 алтына 2 денги“. В 1723 г. пустынь состояла приписною к Спасскому-Старорусс. м-рю. Упразднена в 1764 г. В 1775 г. отсюда было взято несколько образов и 4 колокола в Савво-Вишерский м-рь. “Ист. Росс. Иер.», III, 551; V, 669; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 403, 28; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 105, 130 (Книга Тороп. приказн. избы 1676 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 504 (дело 1723 г. по доносу иеромон. Евфимия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

961. Николаевская – Пищугова или Пищеговская, мужская пустынь, ныне село Пищугова Пустынь, Владимирской губ., Шуйского у., в 72 вер. к сев.-зап. от Шуи, при озере Пищугове. По преданию, основана в начале XVII ст. и несомненно существовала в 1655 г., когда здесь поставлена икона Иоанна Предтечи старцем Савватием, при строителе Изосиме. Упразднена в 1764 г. Здесь находится чудотв. икона св. Николая с мощами сего угодника. “Ист. Росс. Иер.», V, 553; Федоров, “Ист. собр. о граде Сужд.», 101; “Владимир. сборн.», 1857 г., 46; Борисов, “Опис. гор. Шуи и его окрест.», 207; “Влад. губ. вед.», 1853 г., 38 (образ Иоанна Предтечи, 1655 г.); 1854 г., 31 (Пустыни быв. Влад. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 717, 58; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имела 50 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне). 962. Николаевская – Плескова или Плесская, мужская пустынь, ныне погост Плесса с Подмонастырскою слободкою, Псковской губ., Новоржевского у., в 24 вер. от Новоржева, при впадении рч. Цвенки в Уду. В 1598 г. ей дана грамота ц. Борисом Годуновым на владение землями. В 1692 г. состояла приписною, к Новгородскому архиер. дому и в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 554; “Акты истор.», II, 347 (Тархан. грамота игум. Пимену Лжедимитрия 1605 г.); V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 406, 38; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 176 (Ц. гр. 1670 г. о невмешатель. воеводы в дела Духовн. вед.; здесь, между прочим, сказано «а Николской Плеской м-рь Пусторжевского уезду, а не Новгородского»); “Собр. государ. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 963. Николаевская – Сендегская в Подлесье, мужская пустынь, ныне погост Николаевский на Сендеге или Никола-Пустынь, Костромской губ., Кинешемского у., в 35 вер. к сев.-зап. от Кинешмы, в верхней части р. Сендеги. Несомненно существовала в XVII ст., так как в 1689 – 94 г. ею управлял строитель Савватий. В доношении Ипатиевского архим. Гавриила в 1721 г. значится: «В Сидоровской волости Николаевская пустыня, что на р. на Сендеге, в расстоянии от Костромы града 45 верст. В ней строитель иеромонах Сергий, да монахов 3 челов.; разночинцев служителей 12 челов.». Упразднена в 1764 г. “Ист. Р. Иер.», VI, 86; Строев, “Спис. иер. и наст.», 878, 28 (Николаев. пуст. в Подлесье), 884 (Сендегская пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (о недвижим. имуществах); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201, прилож., (состояние м-ря в 1721 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 80 (опись 1691 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2199 . Усть – Волмский или Устволомский – Рождество – Пречистенский (а не Троицкий, как в “Ист. Росс. Иерар.”), мужской, ныне погост Усть-Волмский, Новгородской губ., Крестецкого у., в 28 вер. к сев. от Крестцов, при впадении рч. Волмы в р. Мсту. Он уже существовал в 1495 г. и, как кажет­ся, основан Симоном, проявившим чу­деса в 1646–1682 год. Вел. Кн. Иван Васильевич в поход свой 1476 г. в Новгород стоял на усть-Волмы во Влукоме, но о м-ре ничего не говорится. Упразднен до издания штатов в 1764 г. Ныне здесь 2 церкви: дерев. Рожд. Бо­городицы, постр. в 1744 г., и камен. Иоанна Богослова, постр. в 1797 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 564 (с грамот.); Неволин, “Пя­тины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., 216; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 11; “Новгород. Сборн.”, IV, Отд. I, 121 (опи­сание прихода и монаст.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 127; Ключевский, “Жит. свят.”, 344; “Нов­город. писцов. кн.”, II, 119, 130, 282, 319, 350; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 30; “Полн. собр. лет.”, VI, 200 (поезд В. кн. 1476 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, I, 5, 9 (исповедлн. рос­пись 1690 г.; видно, что он уже имел прихо­жан); VIII, прилож., XII (в 1726 г. из м-ря взято в Новгород. архиер. дом: книг 2, рогатого скота и лошадей 12 голов). 2200 . Устьклешская, мужская пу­стынь, ныне деревня Монастырская, в приходе погоста Мало-Пинежского-Прео­браженского, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Горковской волости, в 289 вер. к сев.-сев.-зап. от Сольвычегодска и в 15 вер. от погоста вниз по р. Пинеге, близ впадения в нее рч. Клеши с левой стороны. Она упразднена в конце XVII ст. и церковное имущество пере­несено в Мало-Пинежский погост, а от пустыни остались одни развалины. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 580. 2201 . Усть – Святицкий – Спасский, мужской, ныне село Святицкое-Игумново, Вятской губ., Слободского у., в 38 вер. к юго-вост. от Слободского, близ впаде­ния рч. Святицы в р. Чепцу справа. Уже существовал в XVII ст., находился в Чепецком стане и в 1648–50 г. им управлял игум. Антоний Ашехмин. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 806, 8; “Кален­дарь Вят. губ.”, 1885 г., 192 (назван Троицким и совершенно неправильно приурочен к селу Бельскому Глазовского у.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010