10:32–34 Третье предсказание страданий 10:32. Несмотря на ожидание грядущего Царства, ученики осознавали опасность похода в Иерусалим и столкновения с религиозными властями. Возможно, они хорошо знали еврейское предание о страшнойвойне, которая должна разразиться перед окончательным установлением Царства Мессии – войне, в которой иерусалимские вожди, как и римляне, выступят на стороне сил зла (ср. Свитки Мертвого моря).Впрочем, если ученики доверяли иерусалимским вождям, у них были основания опасаться римлян, стоявших гарнизоном в Иерусалиме. 10:33,34. Иисус говорит ученикам о еврейских религиозных властях и римлянах, которые казнят Его, как мятежника. О страданиях Сына Человеческого см. в коммент. к 9:31. 10:35–45 Первый да будет рабом 10:35–37. Иаков и Иоанн претендовали на роли ближайших помощников царя в земном царстве; эти их устремления отражают популярность представлений о Мессии и Царстве Божьем, которые Иисус неоднократно отвергал как неверные (см. коммент. к 8:31–38). 10:38. Иисус и в других местах говорит о кресте как о неминуемой чаше (14:23,24,36), возможно, в чем можно усмотреть аллюзию на чашу гнева или суда Господня в Ветхом Завете ( Пс. 74:9 ; Ис. 51:17–23 ; Иер. 25:15–29; 49:12 ; Пл. 4:21; Зах. 12:2 ). Крещение Иисуса в определенной мере служит прообразом Его смерти (см. коммент. кМк. 1:11; ср.: Лк. 12:50 ; Пс. 68:1,2,14,15 ). 10:39,40. Места по обе стороны от царя на престоле (особенно справа от него) были самыми престижными в любом царстве. Но Иисус, возможно, подразумевает тех, кто будет с Ним на кресте, справа и слева (15:27).Иаков позднее стал первым мучеником из Двенадцати ( Деян. 12:2 ), а Иоанн, согласно церковному преданию, дожил более чем до девяноста лет. 10:41,42. Евреи хорошо представляли, как устроена система власти у язычников: ближневосточные цари с древнейших времен претендовали на роль богов и были тиранами; греческие правители восприняли эту модель власти и воплотили ее на большей части Восточного Средиземноморья. Римский император и его наместники в провинциях (которые обычно презирали местное население), с их грубой силой и склонностью к тирании, принадлежали к той же категории властителей. Напоминание Иисуса о том, что стремление к власти свойственно «народам» (т. е. язычникам) равносильно предупреждению, что ученикам не следует вынашивать подобные стремления; еврейские учителя часто использовали языческие обычаи в качествеотрицательных примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Ибо каким образом после столь многих добродетелей имя Эфиоп может послужить к восхвалению? И действительно, если бы Писание говорило Хус, т. е. Эфиоп, то вопрос оказывался бы неразрешимым, потому что Хус родился от Хама. Но к имени Хузи, что значит Эфиоп мой невидимому заключается таинство: ибо тот, кто был некогда Эфиопом, обратился к покаянию (соответственно сказанному: «Эфиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс.67:32 ) и в другом месте: «Пред лицем Его падут Эфиопляне» ( Пс.71:9 ); он будет говорить вместе с невестою: «Я, дочь Иерусалима, черна, но» [или: и] «красива» ( Песн.1:4 ). И в книге пророка Иеремии мы читаем, что Авдимелех, евнух Эфиопский был угоден Богу ( Иер.38:7–11 ), и в Деянии Апостолов говорится, что Эфиоп, евнух царицы Кандакии имел такое прилежание к слову Божию, что читал в колеснице и приходил в Иерусалим для поклонения Богу в храме Его ( Деян.8:27–31 ). Посему такая вера увенчивается достойною наградою. К нему посылается евангелист Филипп, и он тотчас научается, получает крещение и спасается. И называется он не просто евнухом, а с прибавлением муж: «евнух муж Эфиоплянин». В самом деле, так как он был евнухом Христовым и сделался евнухом ради царства небесного, то и не утратил названия мужа. Естественно также и то, что Софония, сын Хузи, т. е. Эфиопа, в следующих книгах пишет о покаянии эфиопов, говоря: «Чрез реки Эфиопии, откуда Мне будут приносить жертвы». Это о происхождении Софонии, который пророчествовал в дни Иосии. Но как дни те, которые были просвещены Илиею, называются днями Илии, так и дни Иосии, который восстал к Господу (ибо слово Иосия значит восстание Господне) и был муж праведный; о похвальных деяниях его пишется в историях Царств и Паралипоменон ( 4Цар.21–23 ; 2Пар.33–35 ). А отцом его был Аммон и дедом – Манассия ( 4Цар.21:18–24 ). Мы читаем, что Манассия после многих преступлений и после плена в Вавилоне принес покаяние и, обратившись к лучшему, получил от Господа милосердное прощение. Посему и сына своего назвал именем соответственным ( π νιμον) вере своей, которою он веровал Богу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сокршаеши ты мн (=вульг.): первое слово основано на понимании существит. имен. (=молот), как причастия формы гифиль от глагола . Сосды бранны, слова, у 70 толковников поставленные в зависимость от глагола «сокрушаеши», после превращения этого глагола в существительное, будут занимать в стихе положение параллельное слову «молот» (см. русск. перевод). Иер. 51:24 24. И воздамъ Вавлн, и всмъ жителмъ Халдейскимъ вс ихъ, же сотвориша над Сїномъ пред очима вашима, глаголетъ Гдь. 24. И воздам Вавилону и жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. 24 . Ср. Иер. 51:6, 50:15, 29 . Иер. 51:25–26 25. Се азъ на т, горо смертоносна, глаголетъ Гдь, растлвающа всю землю, и простр рк мою на т и изверг т из каменей, и дамъ т в гор сожженю: 25. Вот, Я – на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою. 26. И не возмтъ теб камене во уголъ, и камене во снованїе, к потребишис во вки, глаголетъ Гдь. 26. И не возьмут из тебя камня для углов, и камня для основания, но вечно будешь запустением, говорит Господь. Ст. 25–26. «Горою» называется Вавилон как по господствующему положению, которое царь его занимал между всеми современными ему народами (ср. Иер. 27:6, 7 ), так особенно и по гордости, которую он обнаружил по отношению к этим народам (ср. Иер. 50:31, 32 ). Смертоносна, растлвающа всю землю – слова, в применении к Вавилону, значущия тоже, что «молот всей земли» ( Иер. 50:23 ). И изверг т из каменей (точнее: свергу тя от каменей=αταυλι σ π τν πετρν) и дамъ т в гор сожженю=Вавилон перестанет быть тем славным по своим постройкам городом, каким он был особенно при Навуходоносоре и его преемниках. Будучи сожжен, разрушен и разграблен, он никогда не заселится и не будет возобновлен с прежнею роскошью. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 51:27–33

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

«Народ (букв.) горький» – как полынь 49 для тех, кто, так сказать, вкусит общения с ним, – или (без метафоры) свирепый, лютый, как медведица, чад лишенная на селе, грозный и немилостивый (сн. Иер.50:42 ; Суд.18:25 ; 2Цар.17:8 ), язык безстуден лицем, иже не удивится лицу старчу, и юна не помилует ( Втор.28:50 ; Вар.4:5 ). «Быстрый (или бурный, в подл. созвучие с предыдущ.: hammar – wehannimhar), ходящий по широтам земли еже наследити селения не своя» (ст. 6), – народ неудержимый в своих хищничествах и в воинских успехах, который, «не довольствуясь своим, ходит туда и сюда» 50 по всему обширному пространству земли (непостижимо – обширной: «измерил ли ты широту земли? Поведай, если знаешь» – Иов.38:18 ), – и не для того, чтобы где-нибудь остановиться и обрабатывать землю, а единственно по страсти к завоеваниям, «чтобы жить хищением и мечом» 51 , чтобы только завладеть, как бы по наследственному праву, жилищами, которые не принадлежат ему – городами великими и добрыми, ихже не создал, домами полными всяких благ, ихже не наполни, потоками ископанными, ихже не ископал, виноградниками и маслинами, ихже не насадил ( Втор.8:10,11 ), чужой собственностью по всей земле. Обирайте, обирайте, аки виноград, останки израилевы; обратитеся, аки обиратель, на кошницу свою ( Иер.6:9 ). «Страшен он» – сам по себе, «и ужасен» – на всех способен наводить и наводит ужас по множеству своих побед, «по жестокости, по неукротимости во гневе, по неприступности сердца, по лютости в наказаниях» 52 , – главным же образом потому что не признает он никакого закона над собой и полагает, что только самому себе, никому иному, обязан своим превосходством пред народами: «от него самого закон его и величие его исходит». Закон его – правило, которым руководствуется в своем поведении (норма, mischphat) – исходит от него – от произволов его сердца, но не от лица Господня ( Пс.16:2 ); «обращает в закон, что приходит ему на мысль, хотя бы приказывал, чего не должно» 53 ; нет страха Божия пред очима его ( Пс.35:2 ). И величие – слава его, превосходство (как Быт.49:3 ; Ос.13:1,15 ; Иов.13:11 ; Пс.61:5 ) пред всеми другими народами – исходит от него же самого, от руки его высокой, как он говорит (сн. Втор.32:27 ; Авв.1:11 ), а не от того, что только Господь показывает в этой руке могущество Свое, как бы следовало говорить ( Авв.1:12 ). Подобно крокодилу, покоющемуся в водах, они говорят: моя река и я сотворил себя, – как Фараон ( Иез.29:3 ); или: кто есть, его же послушаю гласа, яко отпустити имам сыны Израилевы; не вем Господа, и Израиля не отпущу ( Исх.5:2 ). Не почивает на этих воителях дух страха Божия (сн. Ис.11:3 ): от того и людей, со всеми их договорами, они ставят ни во что ( Ис.33:8 ), от того весь их деспотизм, – не примирительны, не любовны, не милостивны, не кротки, наглы, напыщенны ( Рим.1:31 ; 2Тим.3:3,4 ). Отсюда и их обыкновенная речь о себе подобных: языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин ( Пс.11:5 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

Повторим: та же благодать, которая пробуждает в сердцах верных искреннее упование на Христа, научает " нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке " (Тит. 2:12). Ибо Богу угодно избавить нас не только от возмездия за наши грехи, но и от того жалкого состояния внутренней испорченности, в которое мы были ввергнуты грехом. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: " познайте Господа " , ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31:33-34). И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня (Иер. 32:40). И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим (Иер. 24:7). И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:26-27). Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10:16-17). Таково обетование Божие, в которое нам повелено верить: Он исцелит и очистит сердца наши, чтобы сделать нас послушными Себе, и уже делает это. Вера и послушание, которую проявляет христианин, никоим образом не есть его достижение, но дар Божий: Если кто скажет, что без благодати Божией нам, верующим, волящим, желающим, стремящимся, трудящимся, молящимся, бодрствующим, усердствующим, просящим, ищущим, стучащим, милосердие божественно даруется, а не исповедует, что мы веруем, волим, или все это, как нужно, можем делать, в нас происходит по излиянию и вдохновению Святого Духа, и либо к смирению, либо к послушанию человеческому присоединяет помощь благодати, а не соглашается, что является даром самой благодати то, что мы являемся послушными и смиренными, тот противится Апостолу, говорящему: Что ты имеешь, чего бы не получил? (1 Кор. 4:7); и: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь (1 Кор. 15:10) (II Аравсийский собор, кан. 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

«И сказал им (Спаситель): очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Иисус Христос пришел в Иерусалим со своими учениками на ежегодный праздник Пасхи. Много иудеев собиралось каждый год для того, чтобы помолиться в этот величайший и святейший изо всех иудейских праздников в Святом Граде – так называли Иерусалим, потому что в нем находился Храм Господень. Праздник этот был посвящен первой ветхозаветной Пасхе, когда Господь погубил всех первенцев у египтян, но прошел над домами еврейского народа. Перепуганный фараон вынужден был отпустить израильтян, и они спаслись бегством. Моисей и его народ перешли Красное море, а фараон и его колесницы, пытавшиеся преследовать их, утонули. Бог освободил народ Свой от рабства и вывел его в новую землю для свободной жизни. Когда Иисус Христос праздновал Свою последнюю пасхальную трапезу, Он придал новый смысл хлебу и вину, претворил их, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» . И, взяв чашу и благодарив, подал ученикам Своим со словами: « Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Ветхая и новая Пасха «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь «. ( Иер.31:31–32 ) «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность ихи на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: познайте Господа’, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более «. ( Иер.31:33–34 ) Первая Пасха: Господь спасает народ Свой и выводит их из египетского рабства на свободу в новую землю. (См. Исх.12:1–14,24–27 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

г) облегчения и освобождения от наших бедствий: Господи! Не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, ибо я немощен ( Пс.6:2–3 ). Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, призри на страдание мое и на изнеможение мое ( Пс.24:17–18 ). Господи! помилуй нас: на Тебя уповаем мы; будь спасением нашим во время тесное ( Ис.33:2 ); д) милосердия: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей ( Пс.50:3 ). Повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие ( Дан.9:18 ); е) прощения греха и избавления от оного: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай, Господи ( Пс.24:7 ). От всех беззаконий моих избавь меня ( Пс.38:9 ). От греха моего очисти меня, изгладь беззакония мои ( Пс.50:3–4 ). Прости нам грехи наши ради имени Твоего ( Пс.78:9 ); ж) руководства и наставления от Бога: Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою ( Пс.24:4–5 ). Дай мне уразуметь путь повелений Твоих ( Пс.118:27 ). Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды ( Пс.142:10 ); з) оживотворены: Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое, Господи Боже сил! восстанови нас ( Пс.79:19–20 ). Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему ( Пс.118:107 ). Скорбящие молятся а) об обращении к Богу: Ты наказал меня, – и я наказан; обрати меня, – и обращусь; ибо Ты Господь Бог мой ( Иер.31:18 ); б) о познании причины наших скорбей: Буду говорить в горести души моей; скажу Богу: объяви мне, за что Ты со мною борешься [по слав.: за что ми сице судил еси]? Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие и грех мой ( Иов.10:2 ; Иов.13:23 ); в) об исцелении от болезни: Исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены ( Пс.6:3 ). Исцели меня, Господи, и исцелен буду; ибо Ты –хвала моя ( Иер.17:14 ); г) об избавлении от врагов: Сказал Самуил Израилю: когда отцы ваши возопили ко Господу и сказали: согрешили мы, ибо оставили Господа, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить тебе, тогда Господь избавил вас, и вы жили безопасно ( 1Цар.12:10–11 ). Давид воспел: призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь ( 2Цар.22:4 ). Господи Боже мой, на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня ( Пс.7:2 ). Услышь, Боже, глас мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага; укрой меня от замысла коварных ( Пс.63:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010