Навуходоносор прийдет и в Египет и поразит его; под ударами его склонится всякая крепость и сила египетская ( Иер.46:13–26 ), между тем как Израиль, хотя будет и в плену, получит свободу ( Иер.46:27,28 ). 2 . На землю филистимскую устремляется множество халдеев, так что филимстимляне теряют всякое мужество. Мечь Божий дотоле неуспокоится пока не совершит своего дела (гл. 47). 3 . Ни один из моавитских городов не избежит погибели, так как они надежду свою полагают на свои крепости и свои богатства ( Иер.48:1–20 ). Моав, живший доселе в безопасности и горделивом спокойствии, полагаясь на свою силу, теперь будет посрамлен, ибо настала его погибель ( Иер.48:11–10 ). Везде бедствия, со всех сторон слышны вопли ( Иер.48:17–25 ). Это за превозношение моавитян: то, чем они гордились, послужит им разрушением ( Иер.48:26–35 ). Поэтому, везде всеобщий плач и горе в Моаве ( Иер.48:36–39 ). Все это – суд воздаяния господня, от которого никто не избежит; но наконец и Моав обретет спасение ( Иер.48:40–49 ). 4 . Народу Аммонитскому 15 , завладевшему собственностью Израиля, объявляется опустошение и плен и никакая сила не поможет ему против этого. Но наконец и для Аммона наступить освобождение ( Иер.49:1–6 ). 5 . Мудрость Эдома посрамится, когда Господь посетит его, ибо Бог определил обратить Эдома в пустыню ( Иер.49:7–13 ). Эдом надеялся на защиту своих скал, но Господь коснется и их и свергнет Эдом с высоты его ( Иер.49:14–18 ). Эдом не может противостоять крепкой руке Божией, и с трепетом подчинится своему суду ( Иер.49:19–22 ). 6 . Дамаск, роскошный и гордый, подвергнется падению ( Иер.49:23–24 ); его слава и герои погибнут ( Иер.49:25–27 ). 7 . Против Кидара и Азора 16 Господь поылает халдеев; они устремляются на них и грабят их ( Иер.49:28–31 ); жившие доселе покойно и самоуверенно подвергаются опустошению ( Иер.49:32,33 ). 9 . Настанет время, когда и о Вавилоне скажут: он пал. Прежде Израиль за свои грехи впал в руки Вавилона, но вот он освободится, когда падет Вавилон, с которым сделают то, что он делал другим ( Иер.50:7–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Лк.1:32 и 33), и относить и Иисусу Христу. А обетование о непрекращении священства левитского относится, во-первых, к ветхозаветным священникам левитам, служение которых восстановится по возвращении Иудеев из плена Вавилонского ( Иер.33:11 ), а, во-вторых, к новозаветным священнослужащим, которых Господь Мессия поставит в Церкви Своей ( Еф.4:12 ) из среды нового Израиля вместо левитских священников (ср. Исх.66:21 ). Наконец, обетование о бесчисленном умножении царского семени Давида и священнослужащих левитов, как бесчисленны звезды и песок морской ( Иер.33:22 ), относится ко всем христианам, которых Господь Иисус Христос «сделал царям и священникам Богу и Отцу Своему (Ап.1:6 и 1, Петр.2:5 и 9). §14. Общий смысл пророческих речей Иеремии пророка Обличая Иудеев, пророк Иеремия настойчиво разъяснял им, что преступления их, особенно явное, официальное и государственное идолопоклонство при Манассии (15:1 и 4), нарушают по существу Синайский завет Бога с Евреями (гл.2:1–3,5;9;11:10 и др.). Несмотря на то, что Господь многократно через Своих пророков призывал Евреев к покаянию, они оставались упорно нераскаянными. Нарушителями завета явились главным образом цари и гражданские правители (22:1–23:1), священники (11:19–23; 22 и др.) и лже-пророки (23:9–40), а потом уже и весь народ. Кроме того, во времена Иеремии нечестие народов и гордое превозношение и насилие царей их достигли крайней степени, и суд Божий имел разразиться над народами и царями их страшными бедствиями войны; этот суд Божий, по пророчествам Иеремии, должен начаться «от дома Божия» (25:29 ср. 1Пет.2:17 ), т.е. с народа Божия, и распространиться на все народы западной Азии, Египта и всех приморских стран Средиземного моря (25:8–31). Совершитель этого суда Божия будет Вавилонский царь Навуходоносор; но и Вавилон и царь его по прошествии семидесяти лет сами погибнут от народа севера, все тогдашние народы земли должны испить из чаши вина ярости Господней. В частности, пророк Иеремия предсказывал бедствия войны, кроме Иудеи, следующим народами и странами: 1) Египту (46:2–26), 2) Филистимлянам (47), 3) Моаву (48), 4) Аммонитянам (49:1–6), 5) Едому (ст.7–22), 6) Дамаску или Сирийцам (ст.23–27), 7) Кидару и царствам Асорским в Аравии (ст.28–33), 8) Еламу (ст.34–39) и 9) наконец Вавилону (гл.50 и 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Иудейская эра от «сотворения мира» начинается 7 октября 3761 г. до Р.Х. Византийская и православная эра от «сотворения мира» – 21 марта 5508 г. до Р.Х. В Библии ( Быт.11:10 ) мы обнаруживаем датировку с отсчётом времени от всемирного потопа (такой же хронологии придерживались и шумерские летописцы, которые делили историю своей страны на два периода: до и после потопа); от пребывания Авраама в земле Ханаанской ( Быт.16:3 ); от момента исхода евреев из Египта ( Исх.16:1 ; 3Цар.6:1 ); от правления иудейских и израильских царей ( 3Цар.15:1,9,25,33 и др.); от пленения царя Иехонии ( Иер.52:31 ; Иезек.1:2); от разрушения Иерусалимского храма Навуходоносором в 586 году ( Иер.1:3 ; Иез.40:1 ). На основании этих и других событий хронологи построили множество систем летосчисления, не отвечающих, однако, требованиям абсолютной хронологии. В значительной степени это связано с тем, что у евреев (как и у других народов древности) не было единого, общепризнанного летосчисления, каким пользуемся мы, начиная своё летосчисление от Рождества Христова, поэтому хронология большинства библейских событий с трудом позволяет соотнести их с нашим отсчётом времени. К счастью ветхозаветная хронология имеет некоторые пересечения с ассиро­-вавилонской датировкой. Многие ассиро-вавилонские документы и памятники, относящиеся ко времени Еврейского царства, последовавшие после смерти Соломона, весьма многочисленны. Относящиеся к этому времени ветхозаветные документы всё чаще ссылаются на историческую связь народа Божия с соседними иностранными державами. Эти связи становятся всё более интенсивными после падения Израильского царства в 721 г. и особенно после разрушения Иерусалима в 586 г. Теперь библейская история синхронизируется с вавилонской: 37-й год пленения Иоакима соответствует 1-­му году Амель-Мардука ( 4Цар.25:27 ); 10-й год правления Седекии – 18-му году царствования Навуходоносора ( Иер.32:1 ). Несмотря на это следует честно признать, что хронология периода со времени разделения Еврейского царства после смерти Соломона и до разрушения Иерусалима Навуходоносором, нуждается ещё в обстоятельных исследованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Говоря далее о избрании Иеремии в пророка, сын Сирахов почти буквально повторяет сказанное о сем в кн. самого Иеремии ( Иер.49:9 , сн. Иер.1:5,10). Филон, приводя (de confus. ling. р. 40) из второй главы книги Иеремии слова: свят Израиль Господеви, начаток плодов Его, говорит, что это слова пр. Иеремии. Иосиф Флавий говорит, что Иеремия предсказал иудеям многие бедствия, каковы разрушение Иерусалима, отведение иудеев в плен и др., и все свои предсказания заключил в одну книгу (Antiq. lib. 10:1, 5 § 1). Книга Иеремии содержит именно такие предсказания. В Новом Завете Св. Ев. Матфея, по случаю избиения Иродом младенцев в Вифлееме, приводя слова из сей кн.: глас в Раме слышан бысть, плачь и, рыдание и вопль мног ( Мф. 2:18 сл. Иер. 31:15), называет их реченными Пророком Иеремиею. Во всех каталогах св. книг книга Иеремии упоминается вместе с прочими. За тем излишне и говорить, что св. отцы, когда ни касаются сей книги, признают ее Иеремииною. Таким образом, происхождение книги от Иеремии несомненно. (Только последняя глава Иеремии, но соображению 21, 64. LII, 32, оказывается прибавлением кого-либо из позднейших пророков). Но такою ли св. книга и произошла от Иеремии, какова теперь, – это вопрос, требующий еще исследования. Два затруднения встречаются в сем отношении: Одно следующее: перевод 70-ти и евр. текст значительно, по-видимому, разнятся между собою, и след. тот или другой из них, ила оба утратили часть своей неповрежденности и целости. Разность между ними, во-первых, – в порядке пророчеств от гл. 25, 15 и до конца книги пророчества против языческих народов, в еврейск. тексте занимающая последнее место в книге (46–51, как и в нашей Славянской Библии ), – по переводу 70-ти стоят после 25, 14, при том и тут в инаковом порядке, нежели в еврейском. Кроме сего, во-вторых, у 70-ти недостает не только многих слов и выражений, но и целых довольно обширных мест; напр. в 27 гл. от ст. 19 до конца нет в александрийском переводе; в 33 гл. также нет от 14 до конца; в 38 гл. от ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Во-вторых, как условие для получения благ Синайского завета, дан был в руководство закон на каменных скрижалях, т.е. требования закона предъявлялись от Законодателя Бога только внешне, без сообщения внутренней духовной силы для исполнения этих требований, и посему немощные Израильтяне «не пребыли в том завете и Господь пренебрег их», т.е. отверг (ст.32 ср. Евр.8:9 ). Законы, как условия для получения благ «нового завета», по обетованию Божию, будут «вложены в мысли верующих и написаны на сердцах их» ( Иер.31:33 ), и таким образом эти законы, сделавшись законами духа человеческого (через возрождение в таинстве крещения), сделаются вполне исполнимыми, и даже «всякий, рожденный от Бога, не будет делать греха» (1Ио.3:9), разрушающего заключенный Богом завет с ним. В-третьих, в ветхом завете ведение Бога достигалось внешним принудительным научением («познай Господа»), без внутреннего непосредственного убеждения в присутствии милостивого Господа в душе, и притом научением человеческим, т.е. всегда несовершенным и дающим место заблуждению признать ложь за истину. В «новом завете» верующие, «очищение сердцем через прощение грехов, сами узрят Бога» ( Матф.5:8 ), «все сами, от малого до большого, будут знать Господа; потому что Он простит беззакония их и грехов их уже не будет вспоминать более» ( Иер.31:34 ). Это исполнилось, по свидетельству апостола Иоанна Богослова (1Ио.2:20 и 27), в церкви Христовой, где истинно верующие получили «помазание от Святого-Христа, т.е. полноту даров Святого Духа (ср.Ио.16:13), и потому не имеют нужды кто бы учил их; но самое сие помазание учить их всему, и оно истинно и не ложно». §12. Гл.32:1–44: покупка пророком Иеремиею поля у анафофского родственника Изложение содержания. Нижеописанные (ст.6–44) откровения Божии и покупка пророком Иеремиею поля совершилась тогда, когда в 10 год царствования Седекии и в 18-й год Навуходоносора войска последнего, завладевши всею Иудеею, кругом обложили Иерусалим, а сам пророк сидел в темнице во дворе стражи при царском дворе, куда он заключен был царем Седекиею за то, что предсказывал взятие Халдеями Иерусалима и пленение самого Седекии (32:1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

31 По библейскому повествованию Ноев ковчег остановился в «горах Араратских». Но в том же Ветхом Завете колыбель послепотопного человечества относится к востоку от Месопотамии, а Арарат, как известно, лежит к северо-западу от нее. В кн. Бытие говорится, что потомство Ноя двинулось (очевидно, с места остановки ковчега) с востока на запад и нашло в земле Сеннар (т.е. Вавилонии второй половины II тысячелетия до н.э.) равнину, где и поселилось. На то, что Арарат здесь поставлен на место Армении, указывают не только Иосиф Флавий, но и Библия (Быт 8.4; Иер 51.27), клинописные источники и Моисей Хоренский. 32 Берос (Бероос) (ок. 350—280 гг. до н.э.) — вавилонский жрец, историк, написал для селевкидского царя Антиоха I Сотера (324—261 гг. до н.э.) историю Месопотамии на греческом языке на основе местной легендарной и исторической традиции. В древности его труд пользовался большим авторитетом. Труд сохранился частично и в цитатах более поздних историков. Послужил Иосифу Флавию одним из самых ценных источников. 33 По сирийскому преданию, ковчег остановился на хребте Джебель Чуди, сирийское Карду, недалеко от озера Ван. 34 Иероним из Кардии — современник Александра Македонского. Мнасей из города Патр жил примерно в середине II века до н.э. 35 Николай Дамасский (64 г. до н.э. — нач. I в. н.э.) — историк и философ, родом из Дамаска, был воспитателем детей Антония и Клеопатры, другом царя Ирода. Впоследствии пользовался расположением императора Августа. Писал трагедии, изложил всемирную историю, начиная с вавилонян и ассирийцев и до своего времени. Она состояла из 144 книг, сохранились ее значительные фрагменты. 36 Минийцев упоминает и пророк Иеремия (Иер 51.27), этот народ идентичен маннеям, или муннеям, ассирийских клинописных текстов. Он проживал к востоку от озера Ван. Моисей Хоренский упоминает манависитян, с которыми могли бы совпадать названные минийцы. О горе Барис не сохранилось, кроме приведенных здесь, никаких подробностей. 37 Ср. Лев 17.11 и Втор 12.23. Известно изречение Галена — «кровь — душа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

– Велика сила твоя, – признался, однажды, диавол преп. Макарию, тоже называемому Великим. – Что же это за сила? – спросил преподобный и услышал в ответ, – смирение 364 . Обратим, братья и сестры на это особое наше внимание и употребим все возможные для стяжания этой добродетели средства. Начав прежде всего с того, с чего начал и преп. Арсений: с избегания конфликтных ситуаций и молчания на наносимые нам обиды и несправедливые наговоры. Так действуя, мы постепенно сможем прийти в ту же меру, в какую пришел и преп. Арсений, молитвами которого да сподобит нас сего Господь! Аминь. 2002 г. О хитрости благочестивой (служба мучеников общая – зач. 36. Мф. 10:16 ) Седмица 3-я по Пятидесятнице (среда – 31 мая/13 июня, 2017 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ), – читаем мы всем известное наставление Господне в дни святых мучеников. И хотя это наставление известно всем, но далеко не все понимают его значение. Ведь с одной стороны, идет речь о хитрости, граничащей с изворотливостью и лестью, ибо из Писания известно, что змий хитрее всех зверей ( Быт. 3:1 ) и своею хитростью прельстил Еву ( 2Кор. 11:3 ), а с другой, говорится о таком простосердечии, которое легко может перейти в глупость, выражающуюся в том, чтобы добровольно отдаваться в руки ловцов, как тот глупый голубь, без сердца ( Ос. 7:11 ). Чтобы уразуметь смысл наставления надо принять во внимание, прежде всего то, что среди животных нельзя найти совершенную добродетель по свойству их природы. И Писание не требует от человека подражать им вполне, хотя некоторые черты их небесполезно позаимствовать и человеку для стяжания той или иной добродетели. К примеру, от овцы можно позаимствовать кроткий нрав ( Ис. 53:7 ), от вола – стойкость, 365 от льва – бесстрашие ( Притч. 28:1 ), от скакуна – быстроту ( Аввак. 1:8 ), от муравья – трудолюбие ( Притч. 6:6 ), а от пса – благодарность. 366 При этом неразумным будет заимствование от этих же животных их отрицательных черт. Ту же кровожадность у льва ( 1Петр. 5:8 ) или слабость у муравья ( Притч. 30:25 ), у коня – похотливость ( Иер. 5:8 ), а у вола – неукротимость ( Иер. 31:18 ), жадность у пса ( Ис. 56:11 ), и лютость у волка ( Быт. 49:27 ), наконец, коварство у змии ( Мф. 23:33 ) и несмысленность у голубя ( Ос. 7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Два года он царствовал с отцом, а отдельно один был царем 27 лет. Этот царь Езекия сжег медного змия и врачебную книгу Соломонову. «Три отрока», уведенные в плен вавилонский, были его дети; во дни его же царствования был и Товия. Манассия, сын Езекии ( 4Цар.21,1 ; 2Пар.33,1 ), царствовал – 55. Он был отведен в вавилонский плен и опять возвращен. Аммон, сын Манассии ( 4Цар.21,19 ; 2Пар.33, 21 ), лет- 2. Другие (русские хронографы) указывают лет-12. В его дни жил Мидас, царь фригийский, с ослиными ушами (Кедрин). Иосия, сын Аммона ( 4Цар. 22, 1 ; 2Пар.34,1 ) – 31. Иоахаз, сын Иосии ( 4Цар.23, 31 ; 2Пар.36, 2 ), царствовал три месяца, которые присчитываются к летам Иосиевым. Елиаким, или Иоаким, второй сын Иосии ( 4Цар.23,36 ; 2Пар. 36, 5 ), царствовал лет – 11. Во дни этого царя иудейского в первый раз Навуходоносор пошел на Иерусалим и пленил святого пророка Даниила с тремя отроками. Иехония, он же и Иоахим, сын Елиакимов ( 4Цар.24,8 ; 2Пар.36,9 ), царствовал 3 месяца и 10 дней, и это время присчитывается к последнему, одиннадцатому году царствования Елиакимова. Со смерти Елиакима (он же и Иоаким) и отведения в Вавилон плененного Иехонии начинается исчисление 70 лет вавилонского плена. Когда был отведен в Вавилон Елиаким с многочисленными пленниками, тогда святой пророк Иеремия писал к находящимся в вавилонском плену, возвещая им, что они пребудут там 70 лет ( Иер.29, 10 ). Русские же хронографы, как мы потом выясним, начинают исчисление этих 70 лет не со времени пленения Иехонии, но с пленения Седекии. Седекия, дядя Иехонии и сын Иосии, брат Иоахазов и Елиакимов ( 4Цар. 24, 18 ; 2Пар. 36, 11 ), царствовал лет – 11. И затем был отведен в плен в Вавилон. Последнее отведение в Вавилон и разорение Иерусалима В третий год после пленения и разорения Иерусалима сожжен был храм Соломонов. Георгий Кедрин говорит, что храм этот стоял 442 года. В Вавилоне израильтяне находились 70 лет. Сии 70 лет пленения людей израилевых и пребывания их в Вавилоне исчисляются неодинаково. Хронографы русские начинают исчисление с отведения в плен Седекии и окончательного разорения Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(Ст. 31). Верою Раав блудница не погибла, но слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что Евреи, действительно, овладеют землей Ханаанской, как сказал Бог Аврааму. Если же апостол упомянул о соглядатаях, которые были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав. 2:1. 6:16, 24). (Ст. 32). Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь недостанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд. 7:1, 7), и Вараке, верой своей победившего войско Сисара (Суд. 4:7), и Самсоне, который благодаря своей вере избил ослиной челюстью тысячу человек (Суд. 15:15), и Иеффае, который своей верой разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд. 11:33), и Давиде, который благодаря своей вере поразил Голиафа (1 Цар. 17:4), и Самуиле, который своей верой победил Филистимлян (1 Цар. 7:10), и о других пророках, (Ст. 33). кои чрез веру побеждали царства пророчеством, а не мечом (Дан. 3:27), и совершали правду, разумей посредством наказаний, которые они наводили на нечестивых (3 Цар. 18:40. 21:19 и др.), и получали обетования — (как) Илия, восхищенный на небо (4 Цар. 2:11), и заграждали уста львов — (как) Даниил (Дан. 6:22). (Ст. 34). Угашали силы огня — Анания и его сотоварищи (Дан. 3: 23), избегали острия меча — те, кого Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан. 3:1), также Урия (Иер. 26:23), и Илия (3 Цар. 19:3) и пророки; укреплялись от немощи — (как) Езекия царь (4 Цар. 20:1. Ис. 38:1), и Елисей; были крепки на войне — (как) Авраам, Лот, Моисей, Иисус; полки прогоняли чужих — Самсон, Варак, Давид и прочие, которые упомянуты выше. (Ст. 35). Получали жены из воскресения [т. е. или «после», или «вследствие воскресения»] мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3 Цар. 17:17, 22. 4 Цар. 4: 17). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе со своей матерью (2 Макк. 6:1. 7:1); и хотя они не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти [греч. и др.: «не приняв освобождения»], веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

После того отправляются в Мартириум, где и начинается бдение 12-ю паримиями, пред каждым чтением полагается псалом, а после – молитва с коленопреклонением. Состав паримий следующий: Пс. 117:24 : Сей день, егоже сотвори Господь и проч., Быт. 1:1–3:24 , Быт. 22:1–18 (о принесении Исаака в жертву), Исх. 12:1–24 (установление Пасхи), Ион. 1:1–4:11 , Исх. 14:24–15:21 (переход чрез Чермное море), Ис. 60:1–13 (ср. нашу 2-ю парим.), Иов. 38:1–28 (речь Господа к Иову), 4Цар. 2:1–22 (взятие Илии на небо), Иер. 31:31–34 (о Новом Завете, наша 11 парим.), Нав. 1:1–9 (увещание соблюдать закон), Иез. 37:1–14 (видение костей) и Дан. 3:1–90 . Первая паримия является рядовым чтением из Закона и вместе с тем говорит о начале домостроительства нашего спасения, большая часть остальных имеют в виду праздник Пасхи и событие Воскресения Христова, 9, 10 и 12, вероятно – крещение оглашенных, 6-ая паримия относится к пасхальному новому свету: в настоящее время в армянской церкви после нее полагается полное освещение всего храма; парижская рукопись предписывает даже стихословить данную паримию с припевом: «Се прииде Царь Славы света, просвещающий всю тварь». По-видимому, и освещение храма после 6 паримий, и припев названной рукописи, и отдаленное положение чтения из Ис. от настоящего иерусалимского момента возжжения нового огня, все это – переделка армянской церкви. Для песни из Исхода парижский лекционарий непонятным образом не указывает припева, тогда как она из древности в христианстве была пасхальной песнью 33 ; для песни из Даниила кроме обычного припева для ст. 34–67 («пойте и превозносите») он приводит еще два других припева для 10–27 и 27–34 ст., но, вероятно, тоже армянского происхождения: бодлеянская рукопись не указывает совершенно никаких припевов 34 . Последняя паримия должна быть кончена в полночь. Новозаветные чтения на пасхальном бдении следующие: Пс. 64:1 : Тебе подобает песнь Боже в Сионе: 1Кор. 15:1–11 : аллил. – Пс. 29:1 : Вознесу Тя Господи, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне; Мф. 28:1–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010