Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 31:27–40 Ст. 27–40. Сон, о котором пророк говорит в Иер. 31:26 , может быть, продолжался после кратковременного пробуждения; может быть, во время этого же продолжавшегося сна пророк и получил откровение, заключающееся в последних стихах главы. Может быть, это последнее откровение получено пророком и значительно позднее. Во всяком случае, содержание откровения тесно связано с содержанием предыдущих стихов, составляя продолжение этого последнего. Возстановление народного благоденствия, по возвращении из плена (ср. предыд. стт.) соединится с размножением народа. Народ перестанет грешить так много, как грешил прежде. И Господь возстановит с ним Свой завет: народ будет носить закон Божий в сердце своем, и Господь неизменно будет благоволить к Своему народу. Иерусалим станет святынею Господнею на веки. Иер. 31:27 27. Се дні е грд тъ , глаго летъ Гдь , и вс ю Ісра ил и І д с м члв че , и с м ско тское . 27. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. 28. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая; так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. 29. В те дни уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина; 30. Но кійждо своимъ грхомъ умретъ, и дшем кисла скоментс збы ег. 30. Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. 29, 30. То будущее время, когда каждый будет умирать за свое собственное беззаконие, пророк противополагает тому настоящему, когда говорят: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. Эту последнюю речь современников своих пророк не хочет, очевидно, опровергать, но представляет ее также истинною, как истинны и его собственные слова о будущем времени. Но какая истина заключалась в словах современников пророка Иеремии? – Эти слова не значили, будто дети страдают за своих отцов, будучи сами невинны. Дети не должны быть наказываемы смертию за отцов ( Втор. 24:16 ). Грехи отцов навлекают казнь на детей только тогда, когда дети подражают отцам грешникам, когда грех не есть единичное действие или привычка отдельного лица, но обычай целого семейства, общества, народа, когда дети развиваются нравственно под влиянием греховных общественных обычаев, когда, одним словом, грех укоренился в обществе и продолжается не короткое время, но в течение многих поколений. Если каждый будет умирать за свое собственное беззаконие: то это значит, что беззаконие перестанет быть общественным злом, народным грехом. Грехи станут единичными явлениями, исключениями из общего правила. Общий же уровень нравственного состояния народа в то будущее время определяется следующими словами пророка Исаии ( Ис. 60:21 ): народ весь будет праведный (ср. Иер. 31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер.23:27 .  Думают ли они довести народ Мой до забве­ния име­ни Моего по­сред­с­т­во­м снов сво­их, которые они пере­ска­зывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Имя Божие, т. е. истинное откровение Существа Божия. Это откровение дано в законе и словах истинных пророков. Иер.23:28 .  Пророк, который видел сон, пусть и рас­сказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Го­с­по­дь. Сон далеко не то же, что действительное откровение от Бога, потому что если даже иной сон посылается от Бога, как, напр., Иакову, то с другой стороны люди способны и простые сновидения – игру их собственной фантазии – принять за откровение от Бога. Иер.23:29 .  Слово Мое не подобно ли огню, говорит Го­с­по­дь, и не подобно ли молоту, раз­бива­ю­щему скалу? В настоящее время истинное слово Божие должно дышать гневом и возвещать погибель Иерусалиму. Иер.23:30 .  Посему, вот Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые крадут слова Мои друг у друга. Иер.23:31 .  Вот, Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые дей­с­т­ву­ют сво­им языком, а говорят: «Он сказал». Ложные пророки Иерусалимские заимствовали, напр., у Исаии утешительные его пророчества (гл. VII и VIII), которые сказаны были совершенно при других обстоятельствах и не имели в виду времени падения царства Иудейского. Другие сами измышляют пророчества, а третьи – свои сны выдают за прямые божественные откровения. Иер.23:33–40 . Пророк осуждает отношение народа к слову истинного пророка. Так как Иеремия принужден был возвещать большею частью горькое будущее народу, то в народе составилось такое мнение о пророке, что он ничего другого кроме тяжкой беды (по евр. massa) и не может возвещать. Поэтому при каждом появлении пророка Иеремии недовольный его пророчествами народ спрашивал его насмешливо, какое новое massa или тяжкую беду (в рус. пер. – бремя) он теперь возвестит? Пророк учит поэтому совсем не употреблять этого старинного обозначения пророчества – massa, а прямо спрашивать: что сказал Господь?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 52:31–34 3 1. И бысть в тридесть седмое лто преселенї Іахіна цр Ідина, в двадесть седмый день мсца вторагнадесть, вознес Евилмеродахъ црь Вавлнскїй в первое лто црства своег глав Іахіна цр Ідина, и извед его из храма, в немже стрежашес, и глагола ем блага. 31. В тридцать седьмой год после переселения Иоакима царя Иудейскаго, в двенадцатый месяц, в двадцать пятый день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год царствования своего, возвысил Иоакима, царя Иудейскаго, и вывел его из темничнаго дома. Иехонии. 3 2. И дад престолъ ег выше црей, же с нимъ, в Вавлн, 32. И беседовал с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; 33 . И измн ризы ег темничны, и дше хлбъ всегда пред лицемъ ег во вс дни живота своег. 33. И переменил темничныя одежды его, и он всегда у него обедал во все дни жизни своей. 34. И урокъ ем дашес всегда цр Вавлнска, даже до дне, в оньже умре, во вс дни живота ег. 34. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя изо дня в день до дня смерти его, во все дни жизни его. Ст. 31–34. Ср. 4Цар. 25:27–30 . Іахінъ – другая форма имени Иехонии (ср. Иер. 22:28, 24:1, 37:1 ), царя иудейского. Переселение этого царя в Вавилон совершилось за 11 лет до разрушения Иерусалима (ср. 4Цар. 24:15, 18 ): следовательно, тридесть седмое лто преселенї Іахіна есть 26-й год по разрушении Иерусалима. Этот год называется первым летом царства Евиль-Меродаха, сына и преемника Навуходоносора, и милость, оказанная им Иехонии, была оказана, вероятно, именно по случаю вступления его на престол. Вознес… глав Іахіна=вывел его из того унизительного положения, в каком он находился в темнице («из храма», точнее – из дома=ξ οας, в немже стрежашеся), улучшил его участь, поставив престол его «выше царей, иже с ним», т. е. предоставив ему право в торжественных случаях занимать первое место между такими же, как и он, и также, вероятно, освобожденными тогда из заключения, царями. дше хлбъ пред лицемъ ег=обедал за одним с Евиль-Меродахом столом. И урокъ=содержание (σνταξις, по нынешнему – пенсия) ем дашес…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

18–26 «С их детьми обращение было такое же, и предостережения те же (18–20), и они тоже не были уничтожены за свое непослушание (21–22). Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за их непослушание (23–24). Я попустил им их прегрешения против установлений Моих и небрежение к Моим законам (25). Я попустил им оскверниться жертвоприношениями первенцев их. Это все сделано, чтобы к ужасу своему они познали, что Я – Господь» (26). 27–38 «Ваши отцы хулили Меня, используя для поклонения чужим святыням всякое место возвышенное и всякое высокое дерево (27–28). А вы не продолжаете ли практику своих отцов (30)? Я не дам вам ответа на вопросы ваши (31). Вы желаете, конечно, как и другие языческие народы, поклоняться дереву и камню, но этого не будет (32). Я буду вашим Господином и выведу вас из чужих земель, отделю от вас мятежников и непокорных Мне. Тогда узнаете, что Я – Господь» (33–38). 39–44 «Служи пока идолам своим, Израиль, но ты еще вернешься ко Мне. Весь дом Израилев будет служить Мне на святой горе Моей (39–41). И узнаете, что Я – Господь, когда введу вас в землю Израилеву (42). Вы с отвращением будете вспоминать свои прошлые дела. И узнаете, что Я – Господь, когда буду поступать с вами ради имени Моего» (43–44). Примечания. 1 «В седьмом году» – в 591 г. до н. э. «Вопросить» – ср.: 8:1; 14:1. 9 «Ради имени Моего» – имя Господа есть отражение Личности Бога, а не просто отдельного Его атрибута. 25 «Попустил» – Бог допускает, чтобы они шли своим путем, даже если речь идет о такой гнусной практике, как жертвоприношение младенцев. 29 Здесь в оригинале игра слов: «бама» (bama) по–еврейски «высота». Слово начинается с того же слога, что и слово báim, которое означает «углы». 37 «И проведу вас под жезлом» – (ср.: Лев. 27:32 ; Иер. 33:13 ). Вызывает ассоциации с овцами, которых пастух отбирает, сортирует, используя посох. 20:45–49 Наказание огнем Это пророчество первое из четырех, предупреждающих о грядущих катастрофах, которые обрушатся на землю Израиля. В каждом последующем пророчестве раскрывается все больше деталей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

«И будет в посмех и сам». Потом Пророк выражается яснее. Иер.48:27 . И аще в посмех бысть тебе Израиль, аще в татстве твоем обретеся, яко воевал еси его? То есть, какую обиду сделал он тебе, что нападаешь на него? Разве нашел ты, что Израильтяне подкапывали у тебя стены, или обокрали тебя? За него, то есть за оказанную ему несправедливость, «переселишися инамо». Сказует же Пророк и о бегстве Моавитян. ( Иер.48:28 ). Оставили «грады», и пребыли «на камени живущии в Моаве», и стали, «яко же голуби гнездящиися в каменех, во устех скважни». Ибо, не устояв против нападения врагов, заняли пещеры на вершинах гор. Называет же Пророк Моава и обидчиком, и высокомерным, и горделивым. Я сам, говорит Пророк, был очевидцем этого. И объясняя, как действительный опыт обличил их в надменных речах, присовокупил: ( Иер.48:30 ). Не по довольству ли его так мышцы его? Не так делал. Прежде войны вел себя гордо, угрожал, что поступит доблестно; а как скоро увидел врагов, бежал. Слова: ( Иер.48:31 ) «кирады смущения», сирский толковник перевел так: головы их обстрижены и бороды их обриты. Таков бывает вид пленников. Извещает же пророческое слово о Моаве: Иер.48:31 . Возопийте над мужи стен 24 кирады смущения, то есть над мужами, которые прежде имели у себя стены и ограды, а теперь лишены прежнего благоденствия и окружены нечистотами. Иер.48:32 . Яко плачем Иазировым восплачуся о тебе. Пророк напомянул какое-то происшествие: выразил же чрезмерность плача. «Винограде» Севана 25 , «леторасли твоя проидоша море». Страна эта производила доброе вино и в большом количестве. Поэтому множество винограда уподобляет Пророк морю. Сказует же, что земля лишена винограда и виноградник разорен. ( Иер.48:33 ). Вино было в точилах твоих, говорит. Пророк, утром не истоптал его, не сделал того и вечером. Сирский толковник перевел это так: истаптывающие точило не говорят уже: иа, иа 26 . Пророк в других словах объясняет прежнее выражение: «кирады смущения». Иер.48:37 . Всяка глава на всяком месте острижена будет, и всяка брада оброснется, и всяка рука посечена будет, и на всяком чресле вретище» ( Иер.48:38 ). «И на всех храминах моавских, и на стогнах его плач». Пророк всеми этими выражениями показывает великость бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

рече «Господь. Кидар» был один из сынов Измаиловых, и сие открывает книга миротворения ( Быт.25:13 ). Во времена же Пророка, вероятно, племя Кидарово возобладало над другими племенами; почему Пророк и именует его царицей. «Двором» же называет весь стан Сарацинов; потому что они, как народ кочующий, жили в кущах. Дается же повеление ополчиться против них, расхитить овец и верблюдов, разграбить и кущи. И Кедем 27 был также сын Измаилов ( Быт.25:15 ); его племени дается повеление скрыться под землей; ибо сие значат слова ( Иер.49:30 ): «в пропастех сядите», чтобы избежать нападения врагов. Иер.49:31 . Востани, и вниди к людем упокоеным, живущым в прохладе, глаголет Господь: иже ни дверей ниже заворов имут, едини обитают. Победа для тебя не трудна, говорит Бог; не нужно ни приступа, ни осады, ни продолжительного времени; взять их и овладеть ими весьма легко. Показывает же, что наказание сие насылает Сам Он. Иер.49:32 . И развею я всяцем ветром, остриженных по лицу их, «и от всех окрестных их приведу на ня погибель», то есть, обратятся в бегство, устремясь во все стороны, и одни поселятся на восток, а другие поставят кущи на западе. Иер.49:33 . И будет двор в жилище струфам, «и пусть даже до века, не поживет тамо муж, ниже будет живяй в нем сын» земнородного. И события подтверждают слова сии; потому что жившие там, оставив совершенную пустыню, приближаются к местам обитаемым и укрепленным. Пророк предвозвещает также, что постигнет Елам ; извещает и о времени пророчества. Ибо сказал, что было оно вскоре по воцарении Седекии. ( Иер.49:35 ). Сие «глаголет Господь» сил: «се Аз сокрушу лук Еламль, начало силы их». Город Елам находится на конце Чермного моря. В древности было здесь знаменитое торжище, и ныне отплывающие к Индам отсюда начинают плавание. Иер.49:36 . И наведу на Елам четыре ветры от четырех стран небесных. «И не будет языка», который бы не пришел туда. Царь вавилонский, овладев Египтом, на возвратном пути напал на Елам; первоначально войско его собрано было из стран северных и восточных, а потом сошлись к нему во множестве островитяне, жившие на западе; а также присоединил он к себе и Египтян, и Ливиян, и Ефиопов, которые населяли южные страны. Сие предвозвестило пророческое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

4:25–27. Хотя Иисус говорит здесь о социально бесправных (вдовы) и изгоях общества (прокаженные), главное в Его словах то, что именно неевреи восприняли два великих знамения «Ветхого Завета. К населению Сидона и Сирии евреи относились с нескрываемым презрением. Мысль Иисуса ясна: Назарет не примет Его, а неевреи примут. 4:28,29. В еврейской Палестине закон не допускал расправы над кем-либо без суда; таким образом, столь враждебный настрой толпы был необычен, особенно если принять во внимание, что они пытались совер- шить самосуд в субботу (ст. 16). Хотя Назарет, в отличие от многих древних городов, стоял не на горе, он располагался в холмистой местности, и неподалеку от него были скалы с крутыми откосами. Избиение камнями начиналось с того, что преступника толкали вниз с горы, а потом забрасывали его камнями, размером с человеческую голову. Обычно целились в грудь, но на таком расстоянии точно попасть в цель было трудно. 4:30. Спасли Иисуса Господь (ср.: Иер. 36:26 ), успокоило ли толпу Его поведение, или жители города внезапно опомнились, осознав, что они делают со своим земляком, – неясно, но Иисус прошел сквозь толпу невредимым – Его час еще не наступил. 4:31–37 Проповедь в синагоге Капернаума К рассказу о враждебном приеме, оказанном Иисусу в доме молитвы и учения (4:14–30), примыкает описание столкновения Иисуса с одержимым в другой синагоге. Однако реакция жителей Капернаума, который во II в. н. э. стал религиозным центром иудео-христиан, совсем иная, чем в Назарете (4:14–30). См. коммент. к Мк. 1:21–28 . 4:31. Археологи нашли место, где располагалась «синагога Капернаума. 4:32. Большинство учителей толковали «закон, объясняя способы его надлежащего применения или сопоставляя его с правовой и повествовательной традициями; Иисус идет значительно дальше, трактуя закон с позиции власти. 4:33,34. Обычно одержимость бесами объяснялась колдовством, и заклинатели пытались подчинить потусторонние силы, обращаясь к ним по именам. Если, как полагают некоторые исследователи, в этом эпизоде бес пытается подчинить Иисуса, называя Его по имени (формула «знаю тебя» использовалась для подчинения духов в магических текстах), то эта уловка не возымела действия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:27–42 Жатва среди самарян 4:27. Еврейские каноны благочестия осуждали долгие беседы с женщинами (некоторые раввины добавляли к этому: даже с собственной женой!) – как из-за опасности впасть в искушение, так и из-за общественного мнения. Тот факт, что ученики Иисуса, хотя и изумились, но настолько доверяли своему учителю, что ни о чем Его не спросили, свидетельствует о их уважении к Нему, как, собственно, и подобало верным ученикам. (В некоторых позднейших еврейских преданиях рассказывается о раввинах, которые могли испепелитьвзглядом непочтительных учеников, но такие истории только подтверждают общий принцип: не следует бросать вызов своему учителю!) 4:28–30. В иудаизме свидетельство женщин не рассматривалось как достаточно убедительное, а уж свидетельство падшей женщины ни во что не ставилось; вероятно, такая же ситуация была и в среде «самарян. Вместе с тем, она свидетельствовала точно также, как Филипп (1:46). Тот факт, что она забыла 0Цели своего прихода сюда и оставила свой кувшин, позволяет полагать, что вода жизни, которую предложил ей Иисус, заменила ей воду из колодца Иакова. 4:31–33. Древние учителя говорили о материальной пище метафорически, как о пище духовной (см. коммент. к 6:32). В Ветхом Завете эта метафора иногда сопряжена с призванием человека на служение ( Иер. 15:16 ; ср.: Иез. 2:1–3 ). 4:34. Еврейские учителя рассматривали, с одной стороны, деяния Божьи как завершенные (Его творение мироздания – Быт. 2:2 ), и в то же время как продолжающиеся (Его деяния по поддержанию всего сущего, Своего творения; см. коммент. к Ин. 5:17 ). Иисус говорит здесь о деле, которое знаменует вершину всех Божественных свершений: дело Своего Отца Он завершит на кресте (19:30; ср.: 17:4). 4:35. «Возводить очи» – традиционное ветхозаветное выражение, хотя в позднем иврите оно встречается реже; часто оно означает просто «посмотреть». Основной урожай пшеницы созревал в период между серединой апреля и концом мая; ячмень, при созревании которого белеют нивы, убирали в марте. Некоторые исследователи считают, что здесь Иисус приводит еврейскую пословицу, в которой говорится о четырех месяцах между севом и жатвой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

25. Как Бог по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех людей, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания, милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего. 26. Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27. Искренно отрекшийся мipckux вещей, и нелицемерно из любви служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти, и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28. Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно Божественному Иеремии, «не утруждается, последуя Господу Богу своему» ( Иер. 17, 16 ); но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29. Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30. Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31. Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32. Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33. Чист ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом. 34. Чиста душа освободившаясь от страстей, и непрестанно возвеселяемая Божественной любовью. 35. Страсть достойна порицания, как не естественное движение души. 36. Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37. Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то ( Лук. 23, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010