1072 » в тех местах, где о нем упоминается, несомненно, представляется чем-то нечистым; но это представление одинаково простиралось и на мясо и кожу жертвы за грех, которые в других жертвах отнюдь не считались нечистыми. Да и при жертве за грех, – если только кровь не вносилась в святилище, – мясо отнюдь не сжигалось, а съедалось священниками, как великая святыня ( Лев.6:23 ср. 19 и след.). По-видимому, требование сожжения вне стана обусловливалось специальным значением жертвы за грех . Несомненно, что экскременты и вообще считались у евреев вещью презренной и нечистой ( Иер.8:2, 9:21 ; Соф.1:17 ), особенно человеческие ( Ис.36:12 ; 4Цар.18:27 ). Но, с другой стороны, несомненно также, что презрение к навозу не простиралось до полного пренебрежения его полезными свойствами. Навоз употреблялся для удобрения полей (ср. Иер.15:33 ). Кроме того, как страна бедная лесом и, следовательно, дровяным топливом ( 3Цар.17:12 ; Ис.44:5 ), Палестина как, теперь пользуется, так и в древности пользовалась для топлива сухим навозом (ср. Иез.4:12–15 ). Особенно хорошим горючим материалом считается теперь на востоке сухой верблюжий помет (Riehm, I, 636. Smith, Dict. I, 460). У Неемии есть неоднократное упоминание о существовании в Иерусалиме «навозных ворот» ( ), – ср. 2:13; 3:13 сл.; 12:31. Происхождение этого названия неизвестно. Может быть, пред этими воротами находилось место свалки и сожжение нечистот (так думают одни). А возможно (другое мнение), что здесь было место свалки и сушки навоза для топлива, или даже – место торговли сушеным навозом (Vgl. Schenkel, IV, 225). Почему же не допустить, что обязательно сжигался, – во избежание другого употребления, – только навоз жертвы за грех, кровь которой вносилась в святилище, а остальной навоз при храме подвергался обычной участи навоза? 1074 Несколько аналогичный случай был позднее. Иосиф Флавий сообщает об Александре Ианнее, что против него устроили мятеж собственные его подданные во время богослужения праздника кущей. Когда он приступил к священнодействию, народ начал бросать в него лимонами. Иудеи имели обыкновение приносить на праздник кущей пальмовые и лимонные ветви. Александра, как родившегося от невольницы, народ считал недостойным первосвященнического сана и власти священнодействовать. Разгневанный Александр убил тогда до 6000 чел., а потом воздвиг ограду, отделяющую народ от священников, служащих, при жертвеннике (И. Флавий, Древн. кн. 13, гл. 13:5, стр. 337; по-греч. р. 460 C–D).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иез.33:2 ). Беспокойство все более и более овладевало Иорамом, как показывает его, неоднократно повторяемый, вопрос: «с миром ли?» (см. стихи 17, 19, 22). Роковая встреча с Ииуем произошла на бывшем участке Навуфея, что предвещало гибель обоим царям рода Ахавова (ср. 3Цар.21:19,23 ). Суровый ответ Ииуя (ст. 22) указывает на «любодейство» и «волхвования» Иезавели как на причину невозможности мира: названия эти, кроме собственного значения, в Ветхом Завете нередко означают идолослужение ( Иер.3:2–3 ; Иез.23:27 ; Мих.5:11 ), а первое из этих названий приложимо к Иезавели и введенному ею в Израиле культу Астарты – и в собственном смысле; с тем вместе обвинялся и Иорам за попустительство или даже содействие. В совершенном Ииуем убийстве Иорама первый вид, в согласии, быть может, с общим мнением народа, исполнение пророческого слова Илии об Ахаве и его доме ( 3Цар.21:19 и далее) – тем более, что он с сопровождавшим теперь сановником был очевидцем преступного вступления Ахава во владение виноградником Навуфея. Гибель постигла и Охозию иудейского, внука Ахава и Иезавели (ст. 27; ср. 2Пар.22:9 ); он был смертельно ранен на некоей возвышенности Гур (LXX: Γα, Vulg.: Gaver; Евсев. Γρ, Иероним: Ger, Onomast. 356) близ Ивлеама, города в Манассиином колене ( Нав.17:11 ; Суд.1:27 ) и умер в Мегиддо, погребен же по-царски в Иерусалиме ( 2Пар.22:9 ). Иезавель, узнавши о судьбе своих сына и внука и не видя спасения от меча Ииуя, решается, по крайней мере, умереть с достоинством: она совершает обычную у женщин Востока косметику, желая подействовать своей царской осанкой на Ииуя, затем она резко обличает Ииуя за убийство законного государя, называет дело Ииуя настоящим именем, а его самого – Замврием, напоминая неудачу и гибель последнего ( 3Цар.16:9 ). После этого она была позорно умерщвлена, и теперь сам свящ. писатель свидетельствует (ст. 26–27), что гибелью Иорама выполнено предсказание пророка Илии ( 3Цар.16:19 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 31). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Четвертая книга Царств. 399-532 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в наше время существуют различия в чине выноса и поклонения Св. Плащанице. В Московском Успенском соборе вынос Плащаницы совершается до начала вечерни Великой Пятницы самим архиереем. Преклоняя, брат, колени пред Спасителем твоим, изображенным на Св. Плащанице, лежащим во гробе за грехи твои, и лобызая язвы на руках и ногах Его, ты с сердечным содроганием и любовию говори: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя, помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Б. Откуда гора Голгофа получила свое название? Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа за стеной Иерусалима, с западной его стороны, находилось небольшое возвышение или холм, формы кругообразной. Расстояние от стены города до подошвы холма было около ста шагов и столько же от подошвы до его вершины, на которую подъем был крутой и трудный. Это холм есть всем теперь известная и вселенски знаменитая Голгофа, или лобное место. Здесь обыкновенно совершались казни над преступниками, коих возводили сюда и распинали. А в скале Голгофы находилось углубление вроде пещеры, куда сажали осужденных до совершения над ними смертной казни. С восточной стороны Голгофы находилась площадь, которую образовало пространство между ней и стеной Иерусалима и на которую собирался народ на зрелище казней. С западной были сады, из коих один принадлежал упоминаемому в Евангелии Иосифу Аримафейскому ( Мк.15:43 ). К северо-западной стороне Голгофы прилегала, так называемая в Св. Писании, долина трупов и пепла, ( Иер.31:40 ). Это была глубокая лощина, куда бросали и орудия казней, и тела казненных преступников. А с юго-западной стороны, недалеко от Голгофы, шла дорога в Иерусалим через ворота Судные, названные так как бы в ознаменование того, что ими пройдет некогда Судия, Который произнесет «суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Голгофа есть слово еврейское и, по объяснению евангелистов ( Ин.19:17 ; Мф.27:33 ), значит Краниево, или Лобное место. Когда, именно и почему стали место это называть таким именем, по различию мнений, решить трудно. Одни 16 думают, что название Голгофы произошло от ее сходства с черепом головы человеческой, на который она действительно и походила по своей кругообразной форме; другие – от того, что на ней и вокруг нее во множестве разбросаны были черепа и кости, казненных здесь преступников 17 . Св. Кирилл Иерусалимский 18 предполагает, что она так названа пророчески в предзнаменование того, что на ней пострадает за грехи всего мира Глава всего человечества – Иисус Христос. «Не пророчески ли, – говорит он, – кто-нибудь наименовал Голгофою то место, на котором истинная Глава – Христос претерпел крест, как говорит апостол: «И Он есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ) и еще: «Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Эта Глава пострадала на лобном месте. Как знаменательно это пророческое наименование!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Притом же далее ангелы называются их собственным именем (31 ст.), как это делается и в других местах евангелия (ср. Мф.13:41 . Ин.1:51 и др.). все эти соображения приводят к тому, чтобы понимать выражение „силы небесные – α δυνμεις τν ουρανν“ как указание на те космические силы, действием которых обусловливается упорядоченный строй всех физических и в особенности астрономических явлений. Они – эти силы сохраняют и поддерживают то правильное отношение небесных тел „in se et inter se“, которое дает возможность говорить о законах их движений 606 . Может быть неясное указание на эти именно силы мы находим в книге Иова, где Иегова вопрошает последнего: „знаешь ли ты уставы неба; можешь ли установить господство его на земле“ ( Иов.38:33 ). Можно думать, что эти же силы имеет в виду пророк Иеремия, когда говорит, что Господь дал „уставы луне и звездам“ и далее представляет эти уставы вечными, незыблемыми ( Иер.31:35–36 ). Если здесь об этих силах говорится, что они подвигнутся – σαλευϑσονται, то этим выражается та мысль, что силы небесные, уставы неба, действовавшие до сих пор однообразно, устойчиво, теперь поколеблются, выйдут из прежнего состояния упорядоченности и придут в состояние беспорядочное, неправильное, необычайное. Таким образом, здесь мы находим объяснение для всех указанных ранее явлений планетного мира. „Уставы неба“ нарушатся и вследствие этого отношение его к земле изменится. Солнце перестанет отправлять свое назначение – светить на землю и управлять днем; луна перестанет управлять ночью; неподвижные звезды придут в беспокойное и беспорядочное движение – спадут с неба 607 . Ев. Лука особенно ясно отмечает, что это возмущение, потрясение небесных сил будет именно основанием и причиной всех необычайных явлений и притом явлений не только на небе, но и на земле. Исчислив эти явления, он присоединяет: „силы бо (γρ – как и везде в причинных предложениях Мф.24:5 . Мф.24:21 . Мф.24:24 . Мф.24:27 ) небесныя подвигнутся“ ( Лк.21:26 ), указывая таким прибавлением, что в этом движении и колебании небесных сил заключается основание, причина всех необычайных явлений того времени, что последние суть следствие первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Итак, в первой группе обратим внимание на следующие нормы. Закон Моисеев предписывал не собирать урожай до конца, но оставлять определенную его часть для нуждающихся, упавшие же или забытые во время сбора колосья и плоды полагалось также оставлять для бедных и даже животных (Лев 19. 9–10; 23. 22; Втор 24. 19). Практически прямое указание на следование этой заповеди встречается в Книге Руфь (Руф 2. 2–3), повествующей о вхождении в среду Израиля переселенки-моавитянки. Согласно Закону, человеку также надлежит «без скорби в сердце» (не скупясь) давать взаймы своим обедневшим собратьям сообразно с их нуждой (Втор 15. 7–10; Лев 25. 35). Нормой Пятикнижия запрещается брать у обнищавших братьев различные материальные активы (золото, серебро или хлеб) в рост, пользуясь тем самым их бедственным положением для получения прибыли (Исх 22. 25; Лев 25. 36–37; Втор 23. 19–20). Запрещалось забирать у ближнего и последнее имущество под залог (Исх 22. 26–27). Синайское законодательство также налагало запрет на притеснение пришельцев, живущих в среде народа Божия (т. к. и сами израильтяне были некогда пришельцами в Египте). Напротив, полагалось относиться к ним так же, как к этническим евреям (Исх 22. 21; Лев 19. 33–34; Втор 34. 17–18; 27. 19). Караться должно было и притеснение вдов и сирот (Исх 22. 22; Втор 10. 18, 14. 29, 16. 12–12, 24. 17, 26. 13), т. к. Сам Господь — защитник этой категории населения (Пс 67. 6, 145. 9; Притч 15. 25). Здесь добавим, что тема необходимости особого попечения о вдовах, сиротах и людях, оставшихся в какой-то момент без покровительства, ярко выражена и у некоторых пророков, уделявших в своей проповеди особое внимание вопросам социальной справедливости (Ис 1. 17, 23; 10. 1–2; Иер 5. 28, 7. 6; Иез 22. 7; Зах 7. 9–10; Мал 3. 5). Подтверждением того, что подобные нормы, наряду с перечисленными выше, издревле считались неотъемлемой частью нравственного кодекса, служат и фрагменты Книги Иова (Иов 22. 6–9, 24. 2–4, 21; 29. 12–13, 15–16; 31. 16–18). Книга Левит запрещает налагать на продавшегося в рабство брата тяжелую рабскую работу. Ее норма предписывает удержание такого человека в рабстве до юбилейного года, после чего он должен был быть отпущен на свободу (Лев 25. 39–41, 43). Тем самым в юбилейный год обедневший и продавшийся в рабство иудей мог досрочно выйти из зависимости, даже если и не отработал положенных 6-ти полных лет, как это было принято (Исх 21. 2). При этом хозяину полагалось из своего имущества дать этому человеку средства к существованию (Втор 15. 12–15).

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

4), Рабсак этой ссылкой хотел набросить тень на искренность религиозности Езекии, его преданности Иегове ( 2Пар.32:7 ), поколебать его авторитет в глазах народа, которому высоты те были всегда дороги. В ст. 23–24 указывается на полную несоизмеримость сил ассирийских и иудейских, особенно конницы; последняя со времен Соломона ( 3Цар.4:27 сл.) была у евреев ( Ис.2:7 ), но, сравнительно с ассирийской конницей и колесницами, являлась ничтожной. Упоминание Рабсака, ст. 25, о том, что он – орудие в руках Иеговы, хотя и напоминает речь пророка Исаии ( Ис.10:5 сл.), но нельзя предположить, будто бы ассирийский полководец (если он не был евреем) был знаком с этим пророчеством или что он приписывал ассирийские победы помощи Иеговы (срав. стих 35). Желая расположить жителей Иерусалима к сдаче и полной покорности Сеннахириму, Рабсак, с одной стороны, указывает народу грозящую или уже наступившую крайность голода (ст. 27, ср. ( 4Цар.6:25 ) и далее), с другой – рисует картину благополучия в случае сдачи Иерусалима, хотя вместе намекает, что ассирийский царь, по обычаю, переселит часть жителей Иудейского царства в другую страну (ст. 31–32); заканчивается речь кощунственным апофеозом силы и могущества Ассирии, пред которой блекнет слава, в ничтожество обращается могущество богов всех народов: в доказательство этого ссылается на неоспоримые факты падения разных городов и царств (стихи 33–35). Об Емафе, Ивве (Авве) и Сепарваиме см. комментарии к ( 4Цар.17:24 ). Арпад (ст. 34) (LXX: Αρφδ, Vulg.: Arphad, слав.: «Арфад» в клинообразных надписях Arpadda) упоминается в Библии всегда в соединении с Емафом ( 4Цар.19:13 ; Ис.10:9,36:19,37:13 ; Иер.99:23 ) и потому, вероятно, лежал в северной Сирии, близ Шафа, и ему, может быть, соответствует теперешний Телл-Ерфад, к северу от Дамаска, близ Кархемыша, в 7 часах от Алеппо (Onomast. 133. Палест. Сборн. вып. 37, ст. 169). Ена (евр. Гена, LXX: Ανα, слав.: «Ана»), и в ( 4Цар.19:13 ; Ис.37:13 ) упомянутая в соединении с Иввою, вероятно, подобно последней, лежала в Месопотамии, на Евфрате, может быть тождественна с нынешней Ана (Onomast.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4) Внешние обряды. а) Пост. Против замечаний Меркса относительно поста должно сделать следующие возражения: α) Меркс ложно думает, что древние пророки безусловно порицали пост. Он ссылается на места из книг пр. Иеремии (14:12), Исаии (58:6) и Захарии (18:19); но у них осуждается только внешний пост, без внутреннего расположения, без добрых дел. О таком посте пророки, действительно, говорят, что было бы лучше, если бы его и не было совсем: он не имеет никакого значения перед Иеговой. Но пост искренний как выражение искреннего раскаяния во грехах и смирения пред Богом, пророки нигде в своих книгах не порицают. Из книги же Иоиля мы видим, что этот пророк призывает жителей страны иудейской к посту, понимаемому в истинном, высоком смысле. Иоиль полагает пост не только в воздержании от пищи, но соединяет его с глубоким сокрушением сердца. „И теперь, – говорит пророк, – изрек Иегова: обратитесь ко Мне всем сердцем своим, – в посте, плаче и сетовании; итак, терзайте сердце ваше, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу, Богу вашему“ ( Иоил.2:12–13 ). Ясно, что Иоиль требует такого поста, какого нельзя порицать. β) Меркс справедливо думает, что обычай поститься у евреев особенно распространился после плена. Кроме поста в день очищения, предписанного законом Моисеевым ( Лев.16:29 и сл., 23:27; ср. Деян.27:9 ), иудеи после плена стали поститься также в четвертый, пятый, седьмой и десятый месяцы; а в более позднее время некоторые из них (фарисеи) постились два раза в неделю: в пятый день, в который Моисей взошел на гору Синай, и во второй, в который он сошел с неё 32 . Однако, было бы неосновательно думать, что в допленное время евреи никогда не налагали на себя поста, кроме поста в день очищения. Напротив, из истории известно, что во времена общественных бедствий они нередко назначали всеобщий пост. Так уже в период от смерти Иисуса Навина до Судей, во время войны с коленом Вениаминовым, когда вениамитяне поразили израильтян, „все сыны израилевы и весь народ пришли в Вефиль, и плакали, и сидели там пред Господом и постились в тот день до вечера“ ( Суд.20:26 ) 33 . Точно также евреи, когда погребали Саула и его сыновей, павших в битве с филистимлянами, постились семь дней ( 1Цар.31:13 ). Иосафат, при нападении на царство Иудейское моавитян и аммонитян, „объявил пост по всей Иудее“ ( 2Пар.20:3 ). Наконец, известно, что в пятый год царствования Иоакима, в 9-й месяц, когда халдеи напали на Иерусалим, был установлен пост ( Иер.36:9 , ср. Bap.1:5). Таким образом, мы видим, что и в допленное время евреи, при общественных бедствиях, часто назначали пост. Поэтому нет ничего удивительного, что и живший до плена пр. Иоиль, при страшном бедствии, постигшем царство Иудейское, также повелевает объявить всеобщий пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

На 1-е место (21. 1-11) вынесены законы о правах рабов-евреев, что может быть связано как с актуальностью данной темы для Др. Израиля (ср.: Иер 34. 8-22), так и с контекстом дарования законов: поскольку Израиль был освобожден из егип. рабства, то должен проявить милосердие к рабам. Далее рассматриваются различные преступления (от более тяжких к менее тяжким): напр., против личности, к-рые карались смертью (Исх 21. 12-17); телесные повреждения, в т. ч. причиненные животными (21. 18-32); вред, нанесенный домашнему скоту (включая его кражу; 21. 33 - 22. 4) и порча урожая (22. 5-6); регламентируются имущественные споры и говорится о праве заемщиков (22. 7-15); сообщается об ответственности за соблазнение необрученной девушки, включая компенсацию ее родителям (22. 16-17). Вторая часть сборника (22. 18 - 23. 19) содержит нравственные и обрядовые наставления, к-рые, как и 10 заповедей, непосредственно обращены к слушающему. Сначала идут предписания предавать смерти тех, кто преступили особо значимые для евр. общества табу: ворожею (колдунью), скотоложника и того, кто поклоняется чужим богам (22. 18-20). Далее следуют наставления о необходимости оказывать милость пришельцам (переселенцам), вдовам и сиротам (22. 21-27). Дальнейшие наставления в отличие от законов, изложенных в 1-й части сборника, не предусматривают юридических санкций за их нарушение; предполагается, что нарушителя постигнет не людское, а Божие возмездие. К ним относится повеление: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси», а также запрет есть мясо растерзанного зверя (22. 28-31). Далее следуют предписания о справедливости и правосудии (23. 1-9) и обрядовые предписания (23. 14-19), к-рые почти полностью повторяются в 34. 18-26 с небольшими отличиями. В 23. 14-17 описывается древнейший культовый календарь Израиля. Упомянуты лишь 3 праздника (тесно связанные с земледельческим годом) - праздники опресноков, жатвы и сбора плодов, при этом пасха не упоминается. Завершают этот раздел строгие предписания во время странствия по пустыне слушать глас Ангела Божия и держаться отдельно от общества и культа хананеян и др.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

…откормив грудью Непомилованную . Период грудного кормления – три года. Когда дитя отрывается от груди, родители устраивают праздник (ср. Быт 21:8). Это и понятно, ведь только оторвавшись от груди матери, только перестав быть младенцем, ребенок начинает жить автономно. … Лоамми. . После дочери опять рождается сын: слово  народ – мужского рода. Суровость наказания, растущая с каждым именем, в этом последнем имени достигает своего апогея – YHWH отказывается считать израильтян Своим народом: вы не Мой народ . Народ Израиля, царство северных десяти колен – больше не народ Божий. Люди, служащие иным богам и совершающие, таким образом, духовное прелюбодеяние, уже не могут считаться народом YHWH. Во время исхода из Египта Бог называл евреев , Амми ( Мой народ – Исх 3:7,10; 5:1; 7:4,16; 8:1. Ср. Лев 26:12. Втор 27:9. Иер 7:23; 11:4; 31:33. Иез 11:20; 14:11. Зах 8:8); теперь бóльшая часть этого народа – десять северных колен – перестали быть Его собственным народом. Осия первым из пророков для изображения Синайского завета использует образ брачного союза, для него служение иным богам, идолопоклонство – измена Богу, подобная супружеской измене. Вот как комментирует имя Ло-амми Стефано Виргулин: «Бог декларирует конец завета, не желая более демонстрировать милосердие израильскому народу» . …не буду вашим Богом. Буквально выражение -  означает «не буду вам» или «не буду для вас». Муж предназначен для жены, а жена – для мужа. Изменив мужу, жена не может рассчитывать на продолжение с ним интимных отношений: брак разрушен этой изменой. Закон повелевает убивать прелюбодейку (Лев 20:10. Втор 22:22). Однако, Бог долготерпелив и медлит привести приговор в исполнение, поэтому в книге Осии еще прозвучит призыв к Израилю покаяться, возвратиться к Богу. И более того – прозвучит божественное обещание полного и вечного восстановления разрушенных отношений. Вполне возможно, что в этом -  ( не буду ) содержится намек на Синайское откровение имени: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ( – буквально: “Я буду тем, кем буду”)» (Исх 3:14a). Откровение имени устанавливает личные отношения. Без знания имени, без того, чтобы звать друг друга по имени, личные отношения невозможны. Общесемитские наименования божества Эль, Элохим, Элоах не предполагают личностных отношений, тогда как имя YHWH, открытое только Израилю, возводит его отношения с Богом на совершенно иной качественный уровень. Истолковывая Синайское богоявление, протоиерей Геннадий Фаст пишет: «Возлюбивший дает возлюбленной Своей имя Свое… Священная тетраграмма… становится из уст Самого Бога Его именем. Не одним из имен, которым назвали Его люди, а именем Его собственным, которое Он сообщил людям» . На Синае звучит  эхие , Я буду ; у Осии –   ло эхие , Я не буду . То есть – не буду вашим . Не буду для вас Тем, Кем стал когда-то на Синае. Таким образом, откровение, от-крытие становится у Осии чем-то противоположным – сокровением, за-крытием, если можно так сказать.

http://bogoslov.ru/article/4408559

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010