О. Кузнецов различает жития Василия – полное, сокра- —450— щенное и краткое. Перемешав в своем перечне, автор их группирует в заключительном послесловии (29–33), причем принужден ссылаться на свой перечень. Систему его ссылок или приемы обозначения рукописей (проходящие чрез всю книгу) никак нельзя признать удачными. Он обозначает списки не теми цифрами, под которыми поставил их в перечне, а номерами разных библиотек, но при этом не указывает названия б-ки. А так как корректура книги ниже всякой критики и опечаток в цифрах чрезвычайно много, то пользование этой систематизацией до крайности трудно. Чтобы найти нужный надо пересматривать все цифры в количестве 41. Для наглядности укажем один пример. Списки сокращенного жития Василия Блаженного означены следующим образом: CCCLXIV, 1216, 41–XVII в. Краткое житие. 2. 619, 219, 808, 1914 и XLVIII–XVII в. (см. 30 стр.). Эти цифры надо понимать так: Сокращенное житие содержится в рукописях: Рум. Муз. 364 (в перечне автора 26), Увар. 1216 (– 6); Воскр. Нов. Иер. монастыря 43 (– 39). Цифра 41 – опечатка. Краткое житие читается в списках: Большак. собр. 1 (в перечне автора 23), Холмог. собора 2 (– 31), Моск. Арх. М. Ин. Д. 639 (– 29) (619 – опечатка), Хлудов, б-ки, собр. Озерского 239 (– 5), (219 – опечатка), Моск. Синод. Б-ки 808 (– 40) Ант. Сийского монастыря 1934 (– 32) (1914 – опечатка), Общ. Люб. Др. II. XLVIII (– 27). Трудно придумать более неудачную систему ссылок, которая отнимала бы у читателя столько времени и настолько затрудняла его. Чтобы найти нужные он обязан каждый раз пересматривать все сорок цифр, перелистывать 26 страниц. Вследствие обильных опечаток (в приведенном примере 4 опечатки на 10 цифр!), не найдя нужной цифры, перелистывать приходится по нескольку раз или просматривать за ломая голову, как могла произойти корректурная ошибка. И чего было бы проще ссылаться на своего перечня: и опечаток было бы —451— меньше (потому что цифры здесь мельче – одно- и двузначные), и читателю было бы яснее. Но этого мало. Под заглавием «Списки служб св. блаженному Василию» (стр. 98–121) о. Кузнецов дает перечень 114 списков, расположив их опять по библиотекам. Можно себе представить, чего стоит найти из 114 цифр кабаллистически обозначаемый список, да если к тому же случится опечатка!.. Обязанность автора делать все для облегчения читателя, а о. Кузнецов сделал, кажется, все от него зависящее, чтобы затруднить читателя. II. Издание текстов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25) Как Бог, по естеству благий и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего. 26) Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27) Искренно отрекшийся мирских вещей, и нелицемерно из любви служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти, и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28) Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно Божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 17.16), но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29) Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен; берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30) Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31) Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32) Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33) Чистый ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом. 34) Чиста душа, освободившаяся от страстей, и непрестанно возвеселяемая Божественною любовью. 35) Страсть достойна порицания, как неестественное движение души. 36) Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23.34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/624/...

26 . Не через одно только раздаяние имущества познается [благое] расположение любви, но куда более – через раздаяние слова Божия и телесное служение. 27 . Искренне отрекшийся от мирских вещей и нелицемерно по любви прислуживающий ближнему скоро освобождается от всякой страсти и становится причастником Божественной любви и Божественного ведения 314 . 28 . Стяжавший в себе Божественную любовь не утруждается, последуя Господу Богу своему ( Иер. 17:16 ), наподобие божественного Иеремии, но мужественно переносит всякую боль, хулу и поношение, не замышляя совсем никакого зла против кого-нибудь. 29 . Когда оскорблен или унижен ты в чем-нибудь, тогда остерегайся помыслов гнева, дабы они через печаль не отделили тебя от любви, переселив в область ненависти. 30 . Когда ты мучаешься от оскорбления или нечестия, то знай, что получил ты от этого великую пользу, ибо через нечестие Домостроительно изгнано из тебя тщеславие. 31 . Как воспоминание об огне не согревает тела, так и вера, без любви не производит в душе просвещенности ведения. 32 . Как свет солнца влечет к себе здравое око, так и ведение Бога 315 естественным образом привлекает к себе через любовь чистый ум 316 . 33 . Чист ум, отделившийся от неведения и просвещаемый Божиим светом. 34 . Чиста душа, освободившаяся от страстей и постоянно пребывающая в радости, [рождаемой] Божественной любовью. 35 . Достойная порицания страсть есть противоестественное движение души 317 . 36 . Бесстрастие есть мирное состояние души, [пребывая] в котором, она становится стойкой в отношении зла. 37 . Кто [собственным] рвением стяжал плоды любви, не откажется от нее, даже если бы он претерпел тысячи зол. И пусть тебя убедит в этом ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Спаситель, за убийц [Своих] молящийся Отцу и просящий у Него прощения, как неведующим, [что творят они] ( Лк. 23:34 ). 38 . Если свойством любви является долготерпение и доброта, то раздражающийся и лукавствующий, как это очевидно, становится чуждым любви. А чуждый любви чужд и Богу, поскольку Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

91 . В 588 г. Иерусалим был разрушен. Иудеи впали в идолопоклонство. Наступил религиозно-нравственный упадок, а пророк обличал иудеев как вестник суда Божия, призывая к покаянию и истине, ибо казни будут за отступление от Бога и нарушение заповедей Его, но все пребывали в нечестии и были глухи. А пророк предсказывал, что через семьдесят лет плена Господь вернет народ в Иерусалим ( Иер.25:11 ) и будет новый храм ( Иер.30:18 ), и придет Мессия ( Иер.33:1415 ), и завет новый будет ( Иер.31:3134 ). Но царь Седекия, младший сын Иосии, не слушался пророка. Нашествие на Иудею было гневом Божиим, и военный союз с Египтом не помог. Седекия был ослеплен и в цепях уведен в Вавилон. 92 . Предсказывал семидесятилетнее пленение, конец которому был положен указом персидского царя Кира в 538 г., сокрушившего Вавилонское государство ( Иер.25:11 ). Пророчествовал св. Иеремия о Спасителе, Его страданиях; о предательстве Иуды: и прияша тридесять сребреник, цену Цененнаго, егоже цениша от сынов Израилев, и даша на село скудельничо, якоже сказа мне Господь ( Мф.27:910 ); о заключении нового завета, вечного, духовного, когда в таинствах крещения и покаяния Бог прощает беззакония и грехи. 93 . Пророк возвещал о наказании мидийским царем царства Вавилонского и гибели языческих народов за их жестокость, идолослужение, ибо они, видя пророков Божиих и чудеса и познавая закон Творца, не обращались к истинному Богу. Царства языческие рушались от зла и гибли от самих же язычников: ассирияне уступили свое царство Вавилонскому, а Македонское – Римскому. 94 . Пророка Твоего, Иеремии, память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша. 95 . Пророк Варух, живший при Иеремии, был его учеником и писал свитки пророчеств Иеремии. Память его совершается 28 сентября/11 октября. 96 . Варух путешествовал в Вавилон и возвещал слово Божие о премудрости Создателя, покаянии, утешении, тайне Боговоплощения: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе. 97 . Мы согрешили пред Господом и не покорились Ему, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа ( Вар.1:1718 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

27. Об Иисусе Христе пророчествует и Иеремия: Се, дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду Восток праведный, и царствовати будет Царь и премудр будет и сотворит суд и правду на земли: во днех Его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя Ему, Имже нарекут Его: Господь праведен наш ( Иер. 23, 5–6 ). 28. Иисус Христос Спаситель наш, и истинный Бог , и совершенный Человек, и Единосущный Отцу по Божеству, единосущен нам по человечеству, как Сын Пресвятой Девы Марии. И Иисус Христос , Мессия, называется в Писании Семенем Жены ( Быт. 3, 15 ), Семенем Авраама ( Быт. 12, 2, 3 ), Исаака, Иакова, жезлом и цветом от корене Иессеова ( Ис. 11, 1–3 ), потомком Давидовым ( Иер. 23, 5, 6 ). 29. Христос Спаситель воплотился от Духа Свята и Марии Девы, и Пресвятая Матерь Его пребывала Девой до рождества и в рождестве, и об этом пророк Исаия возвещал: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил ( Ис. 7, 14 ), – через деву Еву пришла смерть, через Деву же Марию Неискусобрачную, Приснодеву, явилась Жизнь. 30. О Матери Господа нашего Иисуса Христа – Ее Приснодевстве, о восточных вратах храма, пророчествовал Иезекииль: И сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна ( Иез. 44, 1–3 ). И Пресвятая Богородица Дева Мария в чистом девстве до рожде ства, и в Рождестве Спасителя, и по рождестве. 31. В Иисусе Христе исповедуем два естества: Божеское и человеческое – одно Лицо, Ипостась Бога Слова. 32. Господь наш Иисус Христос в Своем служении роду человеческому, являя Свое всемогущество, возвестил волю Божию о спасении мира и дал закон веры и благочестия и, как Помазанник по человечеству от Бога елеем радости, паче причастник Своих ( Пс. 44, 8 ), явился в силе Духа Как величайший из пророков, ибо ветхозаветные пророки были только Его провозвестниками и слугами в Дому Божием. 33. О Христе Мессии, Законодателе, Моисею Бог изрек: Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедую Ему: и человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от Него ( Втор. 18, 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Он утверждает, что именно под влиянием талмудической эсхатологии объясняется существование распространенных среди многих христиан и усвоенных еще в древности представлений, например, об ангеле смерти, который является умирающему и подносит к его устам смертельную чашу (напр., в «Повествовании блаж. Феодоры о воздушных мытарствах» и в «Собеседованиях Григория Великого о загробной жизни») 24 , о пребывании души умершего в первое время после смерти вблизи умершего, пока тело еще не подверглось тлению, о возможности для неё воспринимать всё, что говорится об умершем (в житиях некоторых святых, напр., Макария Египетского ) 25 . Эти же верования легли в основу обычая причитаний при гробе умерших, обращения к ним во втором лице и представления об их странствиях в воздушном пространстве 26 . Сюда же относятся и мытарства. По мнению проф. Троицкого, житие Василия Нового находилось под влиянием прежде всего апокрифической книги Эноха, которая в своих представлениях о посмертном состоянии людей имеет большое сходство с Талмудом, и её представления об этом предмете, несомненно, происходят из одного с ним источника. С другой стороны, нужно иметь в виду также и то, что учение о мытарствах в общем смысле, без разделения на виды, встречается в творениях св. Ефрема Сирина , который находился под влиянием талмудической Агады 27 . Отметим, что такое же сильное влияние Талмуд оказал и на эсхатологию ислама 28 . 3 .3. Ну а как действует Бог на частном суде? Чтобы лучше понять характер Божественного приговора, надо вспомнить значение слов, обозначающих суд в греческом языке. В русском языке только и есть одно слово «Суд» . А вот в греческом, на котором в основном и писали восточные отцы, – целых два: krisis от krino – отделять добро от зла 29 , и dike – правосудие 30 . Так вот krisis – это суд благости Божией, приложимый к частному суду, а «dike» – окончательный суд после всеобщего воскресения 31 . Разницу между этими понятиями разъясняет свт. Василий Великий (+379). В беседе на седьмой псалом он обращается к Священному Писанию и находит там места, в которых слово суд означает испытание ( krisis) ( Пс. 25, 1, 2 ), т. е. жил ли человек по норме или заповеди Божией 32 , или осуждение (dike) ( Иер. 25, 31 ; 1Кор. 11, 31 ) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Но фараон, поскольку не были открыты род и время (появления) Освободителя, Который должен родиться у Евреев, начал губить многих младенцев, дабы со многими умер и Тот, погибель Которого казалась ему необходимой (Исх. 1:15). Однако же, как Саул по многим признакам мог узнать, что он не в состоянии преодолеть храбрость Давида, так и Ирод мог знать, что он не в силах противостоять могуществу сына Давидова. Но ненависть не только не терпит рассуждения и научения, а, напротив, спешит на грех и погибель. Такого рода люди суть дети сатаны, который думал, что он может убить Моисея, погубить Давида и возвести на крест сына Давидова. А Каин, его ученик, думал даже, что он может обмануть Бога, когда говорил: «разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9), и Гиезий (4 Цар. 5:25), и Искариот (Мф. 26:14–16, 25,49. Ин. 13:25–27 и др.) думали, что они могут обмануть: первый — Елисея, а второй — Господа нашего. Избиенные младенцы в двояком отношении сделались свидетелями избиенных праведников [др. чтение: «пророков»] и обвинителями убийц. Ибо как Христа, называвшего Себя Богом, единодушно изгнали и из родного города удалили (Лк. 4:28–30), также точно из-за Него избили неведущих и невинных младенцев, прежде чем они могли сделаться провозвестниками Его. «Глас слышен был в Раме Рахиль плакала о детях своих» (ср.: Мф. 2:18. Иер. 31:15). Вифлеем принадлежал потомству Иуды, сына Лии; итак, почему же Рахиль плакала о детях своих, «так как не было», то есть не было там, чтобы умереть за Христа? Плакала Рахиль потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего народа, а Рахиль — образ Церкви [святой Ефрем утверждает, что Христос родился от Лии, то есть под Ветхим Заветом, о чем и плакала Рахиль, не зная, что ей обещано большее]. Но «неплодная, — говорит (пророк), — родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа» (ср.: Ис. 54:1). Или (Рахиль плакала) потому, что колена Вениаминово и Иудино были смежны. Ибо написано: «умерла Рахиль (на расстоянии) одной стадии от входа в Ефрафу, то есть в Вифлеем» (ср.: Быт. 35:19); равно как и Моисей в своем благословении говорит о Вениамине: «между раменами его Он будет обитать» (ср.: Втор. 33:12), — ибо ковчег завета положен в Иерусалиме, составлявшем наследие Вениамина. И когда Самуил дал Саулу знамение, после того как помазал его в царя над Израилем, он сказал ему: «Вот, встретят тебя три мужа в Целцахе, у гробницы Рахили, в пределах Вениаминовых» (ср.: 1 Цар. 10:2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Главы эти составляют только подробнейшее раскрытие мыслей, содержащихся в Иер. 3:11–25 , в части той пророческой проповеди (2–6 гл.), которая воспроизводит сущность речей Иеремии, произнесенных в царствование Иосии. В гл. 32 содержится откровение Божие о возстановлении граждански-независимой жизни в стране, данное Иеремии в 10-й год царствования Седекии. Откровение, заключающееся в гл. 33, получено пророком в то же приблизительно время или несколько позднее (но не раньше). В частности, гл. 30 содержит в себе обещание, что после скорби, предстоящей народу в близком будущем, Господь в дальнейшем будущем заживит раны страдальца, помилует уведенных в плен и возвратит их в отечество. Так говорит пророк, имея в виду Израиля и Иуду вместе. Глава 31 начинается уверением Господа в вечной любви к Израилю (северному царству 10 колен) и обещанием возвратить его в отечество и вновь устроить здесь жизнь его ( Иер. 31:1–22 ). То же уверение дается затем и иудейскому царству ( Иер. 31:23–26 ). Наконец, как в начале речи (в главе Иер. 30 ), Господь обещает возсоздать и насадить весь народ, так что он «ктому не исторгнется и не потребится даже до века» ( Иер. 31:27–40 ). 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2. Так реч Гдь Бгъ Ісраилевъ, глагол: впиш вс словеса в книги, же глаголахъ к теб. 2. Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которыя Я говорил тебе, в книгу. 3. к се дніе грдтъ, реч Гдь, и возвращ преселенїе людей моихъ Ісраил и Іды, реч Гдь Вседержитель, и возвращ на землю, юже дахъ оцемъ ихъ, и владютъ ею. 3. Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею. Ст. 1–3. Последний из этих стихов кратко выражает сущность всего откровения, содержащегося в гл. 30 и 31. Господь обещает народ, переселенный в чужие страны, возвратить в его отечество. Слова, имеющие такой смысл, Господь повелевает записать в книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

и будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога ( Иез. 36:26–28 ). Мысль, выраженная здесь у пр. Иеремии словами: дам им путь ин, и сердце ино, боятися Мене вся дни, а выше словами: дая законы Моя в мысли их, и на серцах их напишу я, по снесению с указанными словами пр. Иезекииля, можно передать так: участники нового завета подвергнутся некоторому нравственно-духовному перерождению, будут о Христе нова тварь ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ), вместо прежнего греховного и злого сердца ( Иер. 7:24 ) у них будет сердце иное, или новое, вместо каменного плотяное, проникнутое новым духом ( Иез. 36:26 ), а вследствие этого и путь жизни их будет иной: прежде они делали только злое пред очами Божиими (30 ст.), а тогда они будут благоговеть пред Богом (боятися Мене вся дни), т. е. в заповедях Его ходить и суды (законы, определения) Его сохранять и творить ( Иез. 36:27 ). Ср. толкование на Иер. 31:33 . в) «И заключу с ними вечный завет, который не отвергну (не отвращу) после них, и вложу им в сердце страх предо Мною, чтобы они не отступали от Меня (40 ст.), и посещу их милостью Своею, чтобы благотворить им (еже ублажити) и поселю (насажду – φυτεσω) их в этой земле в безопасности (с верою, русск. – твердо – ср. выше – 37 ст.), от всего сердца Моего и от всей души Моей» (41 ст.). Здесь речь о том же новом евангельском завете, о котором пророк говорит выше (31:31–37). К сказанному там об этом завете здесь пророк присовокупляет только, что Господь по заключении нового завета дает обетование благотворить участникам сего завета от всего сердца и от всей души: посещу еже ублажити я, и насажду я в сей земли с верою, и со всем сердцем Моим и со всею душею Моею. Мысль этих слов такая: заключая ветхий завет, Господь обещал Свои милости избранному народу только под условием, если этот народ будет исполнять Его заповеди ( Исх. 19:5–6 ; Иер. 11:3–5 ). И хотя евреи дали тогда со своей стороны обещание исполнять это условие ( Исх. 19:8 ), но Господь, как всеведущий, знал, что они не исполнят этого обещания и потому предвидел, что вследствие нарушения условий завета со стороны евреев и обещанные с Его стороны милости не исполнятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

ст. 23. И не одно сие; но и мы сами, имеющие 133 начаток духа, и мы сами в себе воздыхаем, ожидая усыновления, избавлены телу нашему. ст. 24. Ибо спасение наше состоит в уповаемом (благе). Упование же видимого (добра) не есть уже упование; ибо, кто уже видит что, для чего ему того и ожидать? ст. 25. А когда мы надеемся на то, чего еще не видим; конечно и ожидаем (того), с терпением. 134 И таковою благою надеждою мы облегчаем себя и ободряем в подвигах. ст. 26. А также, и Дух способствует 135 нам в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем бы нам помолиться, как должно, но сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неисповедимыми. Зах.12:10 ст. 27. А испытующиий сердца, знает уже, что-то есть мудрование Духа 136 поскольку оный Дух Богоугодно ходатайствует о святых. ст. 28. И мы уверены, что любящим Бога, все 137 споспешествует во благо, яко по предуведению званным. 138 ст. 29. Поскольку, о коих 139 предуведал Бог , тех и предопределил сообразными быть примеру Сына Своего; с тем, чтоб быть Ему первородным во многих братиях. 140 ст. 30. А коих предеопределил, тех и призвал. Исх.33:12,17 ; Иер.1:5 Коих же призвал, тех и оправдал: а коих опрадал, тех и прославил. 141 ст. 31. Так, что же мы после сего скажем? Когда Бог за нас; то, кто 142 против нас? И конечно, сильным и надежным поборником по нас есть Бог! ст. 32. Тот ; который Своего Сына не пощадил, но за нас, всех предал (на смерть); уже ли с Ним и не все нам дарует? 143 ст. 33. Кто посягнет на избранных Божиих? Бог есть, оправдающий; кто ж есть осуждающий? Ис.50:8,9 За сим, чего больше искать тебе? – Помысли притом, кто здесь действует? ст. 34. Христос Иисус (ради нас) умерший, паче же и воскресший, Который и сидит одесную Бога, Который и ходатайствует о нас. 144 ст. 35. Кто нас разлучит от любви Божией? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? 145 ст. 36. Так как написано: что мы Тебя ради всегда готовы страдать до смерти: мы почитаем себя не иначе, как овцами, на заколение назначенными. Ис.43:25

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010