23. И приблизился Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? 24. Может быть, найдется в этом городе пятьдесят праведников? неужели погубишь и не пощадишь места того для пятидесяти праведников, находящихся там? 25. Не может быть, чтобы Ты сделал такое дело, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? 26. Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, Я для них пощажу все место сие. 27. Авраам сказал в ответ: осмелюсь я теперь сказать Господу, несмотря на то, что я прах и пепел. 28. Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти? неужели за недостаток пяти Ты истребить весь город? Он сказал: не истреблю, ежели найду там сорок пять праведников. 29. Авраам, продолжая с ним речь, сказал: может быть, найдется там сорок праведников? Он сказал: не сделаю того и для сорока праведников. 30. После сего Авраам сказал: да не прогневается Господь мой, если я еще скажу, может быть, найдется там тридцать праведников? Он сказал: не сделаю того, если найду там и тридцать. 31. Авраам сказал: осмелюсь я еще сказать Господу: может быть, найдется там двадцать праведников? Он сказал: не истреблю и для двадцати. 32. Авраам сказал: да не прогневается Господь мой, если я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников? Он сказал: не истреблю и для десяти. 33. И отошел Господь по окончании разговора с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место. Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Онкелос думает, что Авраам стоял пред Богом в молитве. Действительно, стоять пред лицем Божиим иногда значит молиться (Иер. XV. 1). Но слово еще показывает, что писатель говорит здесь просто о продолжавшемся чувственном предстоянии Авраама Богу явившемуся. И приблизился Авраам. Или из благоговения стоял он до сего времени в некотором отдалении от Господа; или несколько времени колебался, открыть ли свои чувствования, между тем как Господь казался отходящим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

«Кериоф» – вероятно, тоже, что Ар-Моав, который здесь не упомянут. – «Восор» – город Моавитский, который не нужно смешивать ни с Боцрою идумейскою, ни с Бострою Хауранскою. Иер.48:26 .  Напойте его пьяным, ибо он воз­несся про­тив Го­с­по­да; и пусть Моав валяет­ся в блевотине своей, и сам будет по­смея­ни­ем. Напоить Моава нужно вином гнева Божия ( Иер 13.13, 25.15 ). Иер.48:27 .  Не был ли в по­смеянии у тебя Израиль? раз­ве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь о нем, качаешь головою? Если Иегова гневался на Израиля, то Моав не имел, во всяком случае, никакого права издеваться над избранным народом: сам он был нисколько не выше его. Иер.48:28 .  Оставьте города и живите на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру. Дикие голуби часто свивают себе гнезда над отвесными скалами, над пропастями. Во входе в пещеру – точнее, «по ту сторону пропасти», которая отделяет их от преследователей. Иер.48:29 .  Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, о его высокомерии и его надмен­ности, и кичливости его и пре­воз­ноше­нии сердца его. См. Ис 16.6 . Иер.48:31 .  Поэтому буду рыдать о Моаве и вопить о всем Моаве; будут воз­дыхать о мужах Кирхареса. См. Ис 16.7 . Иер.48:32 .  Буду плакать о тебе, виноградник Севамский, плачем Иазера; отрасли твои простирались за море, достигали до озера Иазера; опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград. Свободная передача Ис 16.8–9 . «Плачем Иазера» – т. е. как плачу об Иазере. Озеро Иазера – по евр. точнее: море Иазера. Может быть, Иеремия имеет здесь в виду большие пруды – Севамский и Иазерский, которые образовывались рекою Иазер (теперь называемой Сир), впадающей в Иордан, следы коих существуют и теперь. Иер.48:33 .  Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я по­ложу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости. Кармил – здесь имя нарицательное: «плодородный холм». Это название Моавитской равнины, отличавшейся своим плодородием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Священник : Про то, что заповедь о субботе есть заповедь Божия, но данная не всем людям, а лишь народу еврейскому, я уже говорил. А сказанное о субботе как завете вечном следует понимать в том смысле, что он не может быть упразднен или изменен людьми, но не Богом, ведь Спаситель, как мы видим, изменил его. Посему определение вечный имеет в виду ветхозаветную эпоху, с окончанием которой начинается Новый Завет , провозвещенный Самим Богом через пророков (см.: Иер.31:31–33 ). Слово «вечный» применяется в Ветхом Завете и к другим заповедям, например, о пасхальном агнце: как установление вечное празднуйте его ( Исх.12:14 ). Но даже и вы, субботники, не выполняете всё сказанное там, поскольку не вкушаете его ни с опресноками и горькими травами, ни стоя с жезлами в руках, как готовые тронуться в путь (см.: Исх.12:1–24 ; Чис.9:11 ). Не соблюдается у вас и устав вечный о неугасимом светильнике перед храмовой завесой (см.: Исх.27:20–21 ), ибо нет у вас ни светильников, ни завес, ни храмов. То же и с постановлением вечным о заклании жертвенных животных (см.: Лев.17:7 ). И немудрено: ведь для соблюдения этих «вечных» законов пришлось бы полностью вернуться к жизни ветхозаветной. Сектант : Есть множество библейских свидетельств о том, что празднование субботы было обязательно и для христиан. Вот лишь важнейшие из них. О Самом Спасителе читаем, что Он пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать ( Лк.4:16 ). И об апостоле язычников слышим, что Павел, по своему обыкновению, вошел в синагогу фессалоникийских иудеев и три субботы говорил с ними из Писаний ( Деян.17:2 ). И о спутницах Господа узнаём, что женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи... смотрели гроб... возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди ( Лк.23:55–56 ). А предрекая бедствия последних времен, Господь дает наказ: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ), из которого ясно, что заповедь о субботе сохраняла все свое значение. Но и апостол Павел возвещает, что для народа Божия еще остается субботство ( Евр.4:9 ), а поскольку народ этот – христиане всех веков и племен, то значит, соблюдение субботнего покоя обязательно и в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Тысячелетиями с этим никто не мог ничего поделать. Но вот приходит Христос и очищает «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Приходит Христос и совершает единственное, вечное, непреходящее жертвоприношение, кровь которого уничтожает грех. Страшными средствами было устроено дело спасения человечества! Для этого нужен был Крест, нужна была Кровь, нужен был крик Богочеловека: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Но действием несокрушимой силы Божьей беспросветный ужас Великой Пятницы преобразился в радостный взрыв Пасхальной ночи. И теперь как легко, как просто очищается наша совесть от мертвых дел! Имея веру, возненавидь грех и пожалуйся на него под епитрахилью у священника. И грех уничтожен, как будто ты его не делал. Так теперь решается самая главная проблема и трагедия человечества. Это не чудо ли? Да, прощение грехов в Церкви – величайшее чудо, подаренное нам Богом. Увы, большинству людей этого не нужно! Люди не желают избавиться от греха! Это уже иное «чудо» – со знаком минус. Чудо неверия и духовного бесчувствия... А ведь в этом – в прощении грехов – и заключаются смысл и главное значение Нового Завета. Об этом пророчествовал Иеремия: «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Поэтому и Спаситель строго предупреждал неверующих в Него фарисеев, чего они рискуют лишиться: «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Умереть в грехе – значит остаться с ним навсегда, пойти с ним в вечную жизнь. И это ужасно. Это самое страшное, что может произойти с человеком. И ежедневно, ежечасно тысячи людей уходят в вечную жизнь с грузом непрощенных грехов и неисцеленной совести. Братья и сестры, будем пользоваться тем даром, который подарил нам Господь. Будем чистить свое нутро, как хорошая хозяйка перед Пасхой вымывает и вычищает окна. Только заметили какую грязь, едва вспомнили что-то – будем бежать туда, к спасительной молитве исповедающего священника. Пока еще есть время, пока ноги ходят, пока открыты наши храмы, пока Бог еще терпит наши беззакония. Пока еще открыта дверь благодати Нового Завета, отворенная Кровью Иисуса Христа. Эта дверь может закрыться в любой момент – прежде всего, нашей смертью.

http://pravoslavie.ru/120578.html

Иоанн теперь слышит голос некоего высшего Ангела, который называет Новый Иерусалим скинией. Более конкретно, само выражение «скиния Бога с человеками» говорит об универсализме Нового Иерусалима. Ветхий Завет такого выражения не знает. Скиния, в которой обитает Бог на земле, – образ пребывания Бога с Израилем, а не с какими-то «человеками». Иначе говоря, в Откровении даже в таких на первый взгляд незаметных деталях преодолевается национальный характер ветхозаветной религии. Вера выходит на всемирные просторы всех «человеков». Но вспомним, что такое «скиния». Это слово – греческое. Оно означает шатер, походную палатку, но в библейском словаре оно уже давно утеряло смысл временного местожительства. Первоначально же скиния представляла собой ту палатку в пустыне, которая была обустроена как прообраз будущего храма. В этой палатке обитал Бог, сопровождая народ Израиля во время его странствия по пустыне. Со временем скиния стала символом присутствия, близости и помощи Божьей. Но слово скиния имеет и другой важный оттенок. По своему звучанию это греческое слово похоже на совсем другое по значению, еврейское слово шехина, слава Божья, сияние присутствия Божьего. Звуковое подобие (скиния-шехина) привело к тому, что люди не могли подумать об одном, не подумав о другом. Другими словами – сказать, что скиния, палатка Божья, будет среди людей, означало то же, что шехина Божья, слава Божья, будет с людьми. В Ветхом Завете шехина время от времени появляется как сияние, как светящееся облако, которое приходило и уходило. Так, например, мы читаем об облаке, которое наполнило святилище при освящении Соломонова храма: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ). В Новом Иерусалиме слава Божья не будет чем-то мимолетным; она будет постоянно пребывать с народом Божьим. «Они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Эта так называемая формула Союза повторяется на протяжении всего Ветхого Завета, но свое начало берет в книге Левит: «Поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:11–12 ). Тоже мы читаем у пророка Иеремии: «Я… буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ), у пророка Иезекииля: «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Иез.37:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«О какой скорби дней говорит Он? О скорби дней антихриста, – отвечает св. Иоанн Златоуст , – и лжепророков. Подлинно, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем, она недолго продолжится. Если и иудейская война ради избранных была сокращена, то тем более сократится это искушение ради них же. Поэтому-то Христос не сказал: после скорби, – но: (абие) по скорби дней тех солнце померкнет, – потому что все это случится почти одновременно». 868 В дни (в те дни – Мк.13:24 ) скорби для верующих от гонений антихриста, вдруг произойдут в видимом мире необычайные явления: в те дни солнце померкнет и луна не даст света своего. Здесь разумеются не обыкновенные солнечные и лунные затмения, которые никогда не бывают одновременно, а особенное чрезвычайное состояние небесных светил, переставших (навсегда) посылать свои лучи на землю. И звезды спадут с неба. Звезды в собственном смысле, а не те звезды, которые называются метеорами. Не они спадут с неба, так как это явление обычное и каждую ночь наблюдаемое, а вся совокупность звезд, целые громадные миры их спадут, т.е. отрешатся от той тверди небесной, к которой они, по библейскому и общежитейскому воззрению, прикреплены, и, падая, исчезнут из взора в мировом пространстве. И силы небесные поколеблются, т.е. поколеблются основные силы, поддерживающие естественное течение и состояние небесных тел; поколеблются устои неба ( Иов.38:33 ; Иер.31:35–36 ), действовавшие до сих пор однообразно устойчиво, выйдут из прежнего состояния и придут в состояние необычайно беспорядочное. Потрясение небесных сил будет основанием и причиною необычайных явлений и на земле: будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле – уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха 869 и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются ( Лк.21:25–26 ). Настолько будут необычайны перевороты на небе, шум и волнение моря, что люди, обладающие многовековым опытом, придут в недоумение пред этими явлениями, их постигнет туга 870 душевная и смертельный ужас, увеличивающийся от ожидания бедствий, грядущих на вселенную. Эта агония неба и земли с ясностью покажет им, что приблизился конец всего и время суда и мздовоздаяния для человечества. Тревожное предчувствие не обманет людей, «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». ( Лк.21:27 ). 871

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Павел готов был не только быть связанным, но и умереть за имя Христово ( Деян.21:13 ): как же Господь Павла станет отказываться от смерти? Сердце Павла не сокрушается: как же душа Христова смущается? «Душа Моя, – говорит Он, – теперь возмутилась» ( Ин.12:27 ). Все это я говорил при вас – свидетелях. Но это не убеждает тебя, и слова: «если возможно» еще соблазняют тебя? Да, говорит еретик. Вступим же, братья, в состязание с любителем состязаний, постараемся силой истины восстановить падших по немощи неверия. Если бы, говорят, Христос имел власть, то Он не сказал бы: «если возможно, да минует». Но поэтому осуждай и Бога, употребившего в законе одно выражение, которое очень далеко от Его власти. А именно, когда Бог говорил на горе Синае, во время тогдашнего великого и страшного явления, когда весь народ трепетал, слушая голос Бога Живого, – тогда Он, имеющий власть над всем, разделяющий всем все и подающий все, говорит Моисею: «Если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек» ( Втор.5:29 ). Бог говорит: «Если бы сердце их было у них таково». Кто же, Господи, силен больше Тебя, чтобы дать? Не Ты ли подаешь все, и особенно способствующее благочестию? Не Ты ли даруешь доброе сердце любящим Тебя, не Ты ли даруешь, как и Давид молится Тебе: «Сердце чистое создай во мне, Боже» ( Пс.50:12 )? Пророки просят у Тебя чистого сердца и прочих благих даров, равно как и чистоты сердца; а Ты изрекаешь свойственные человеку слова: «если бы сердце их было у них таково». Кто же может дать больше Тебя? Но, хотя Ты, как Благий, и сказал так, однако, блаженный Моисей не последовал этим словам Твоим, а возвестил достоинство Твое, явил власть Твою, показал могущество Твое. Он сказал народу во Второзаконии: «До сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать» ( Втор.29:4 ). 8. Видишь ли, что Бог дает и сердце, и глаза, и уши, и все? Как же Тот, Кто дает все, говорил: «кто даст» народу сему такое «сердце»? И как опять, если не Он дает сердце, говорил Он через Иезекииля: «И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, ...вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» ( Иез.11:19 ; Иер.31:33 )? Подобно тому, как там Сам Бог, Который может дать сердце благое, говорит: «кто даст», так и Единородный Сын Отца, наполняющий могуществом Своим вселенную и самовластно говорящий: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:18 ), также отвечает по-человечески и от лица немощной плоти говорит: «если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но «на природу, предупреждает преосв. Феофан, никогда не следует ссылаться или на нее опираться безусловно, – ибо она совмещает в себе смесь должного с недолжным. Почему, перерабатывая себя, надо не на природу смотреть, а на норму совершенства, предлагаемого христианством» 64 . Норма же христианского совершенства не имеет ничего общего с естественною любовью человека к самому себе, представляемой даже в самой возвышенной форме. По слову Апостола «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли, для Господа, живем; умираем ли, для Господа умираем» ( Рим. 14:7–8 ), а потому истинный христианин должен проникнутся такою нравственной настроенностью, чтобы всегда, при каждом частном поступке, вслед за пророком быть в состоянии сказать: «Божий есмь, Божий есмь» ( Иер. 24:5 ). 4 «Сверхчеловек Нитцше – полный и абсолютный эгоист». – к такому выводу приходит напр. Штейнер, один из выдающихся представителей теоритического индивидуализма в современной Германии, в своем интересном очерке об эгоизме в философии. (См. в «Вестник Европы» отзыв о книге Arthut Dix’a “Der Egoismus”. 1900 г. Январь, стр. 428–432. 22 Гюйо. История и критика современных английских учений о нравственности. Т. 1, СПБ. 1898 г., стр. 412. 31 В целом 18 стих читается так: «мы знаем, что всякий, Рожденный от Бога, не грешит: но Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается ему». 33 «Мерою любви к Богу Господь полагает всю нашу любовь, какую только способно питать наше сердце, а мерою любви к ближним полагает ту любовь, какою мы любим самих себя» (Никифор, Арх. Астраханский. Троицкое толкование Евангелие от Матфея на 12и дал.). 35 Также неудачна ссылка в защиту законности себялюбия на слова Ап. Павла в посл. К Ефесянам: «никто бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (5:29). Прекрасное изъяснение этих слов Ап. мы встречаем у св. Максима Исповедника : «Никто-же, говорит Апостол, свою плоть возненавиде», однако тем не менее умерщвляет ее и порабощает ( 1Кор. 9:27 ), не давая ей ничего, кроме пищи и одеяния ( 1Тим. 6:8 ), и их одних, только потому что они необходимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/u...

Стт.21–32. Незаконность лжепророков. Продолжая обличение, Иеремия разоблачает их ложную, пустую и незаконную миссию (23–24). Господь не посылал их и не говорил им. Они проповедуют свои собственные иллюзии, «обман своего сердца», ложные сны. Ложь не может быть откровением Яхве, если даже пророк называет Его имя. Пророк, родственный Ваалу, не имеет чести у Яхве. Сны лжепророков надо ясно отличать от слова Божия, как мякину от зерна (28). Истинное слово Господне подобно огню и молоту, разбивающему камень (29). Стт.33–40. О вечном поношении и бесславии, ожидающем лжепророков. Иер.31 . Пророчество о спасении и о Новом Завете В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращённая к израильтянам (стт.1–22) и иудеям (стт.23–26), к тем и другим (стт.27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, возвращении к обетованной земле и благополучной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит и заменит Ветхий Завет . Стт.15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст.15). Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено Ефремово, самое многочисленное из северных племён, и по имени этого колена всё 10-ти коленное северное царство называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юг от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на север от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, каким подвергались израильтяне во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач её был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена всему еврейскому народу, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, – говорит Господь, – и возвратятся они из земли неприятельской» (ст.16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть своё великое горе от лишения своих потомков и утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таково значение рассматриваемого пророчества Иеремии (стт.15–16) в ближайшем историческом смысле, в приложении к еврейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010