л. 185, оборот), и ручается за Восточные Апостольские Патриаршие престолы, что как Церковь , так и Восточные престолы Патриаршие не одолеют и врата адовы (л. 173, оборот). Раскольники же не послушались любимой ими самими Книги о Правой Вере, отступили от Восточных Патриархов и от всех Русских Святителей и от Греческой Церкви, а потому на основании Книги о Правой Вере и Кирилловой книги их безошибочно можно назвать антихристовыми предтечами, как отступников от Церкви Божией. 3) Я говорил, что Православная Церковь не похуляет и не запрещает древних обрядов. А Ф. Захаров приводит против этого из разных наших книг порицательные выражения и соборные клятвы на старые обряды. В разъяснение сего прилагаю изданную Святейшим Синодом книжку о сем: в ней голос архипастырей Церкви Православной. 4) Я говорил, что старообрядцы, оставшись без архиерейства, с самого начала разделились, а теперь со свободой еще больше разделяются на множество сект и толков и никак не могут согласиться, а на соборах своих еще больше разделяются. А. Ф. Захаров говорит, что они не имеют многих архиереев, но имеют Одного Великого Архиерея, который и восполняет им все. Но пусть он справится в дониконовских книгах: так ли они веровали. Он там найдет многое множество свидетельств, что без архиерейства и без Таинств спасаться нельзя, сие слово и завет Самого Единого Великого Архиерея Христа Спаса, Которому и веровали твердо дониконовские книги патриаршие. А их старообрядцы не послушали и теперь говорят одно с лютеранами и прочими еретиками-сектантами, обходящимися без архиерейства и без Таинств. 5) В новое подтверждение своего мнения Ф. Захаров приводит слова Христовы: Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, и идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. А пусть он прочитает в книге о Правой Вере на 69 листе, там в толкование сих слов Христовых говорится, что апостолы, архиереи и иереи и верующие с ними – вот посреди кого Христос, вот с кем Он во веки веков. 6) Я говорил, что в революционную пору старообрядцы явное сочувствие проявили революционерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

1806-звездный год в творчестве А. Захарова. 2 апреля принят его проект Андреевского собора в Кронштадте, а 3 июня – проект Адмиралтейства в Петербурге [Гримм Г.Г. Архитектор Андреян Захаров. - М., 1940] . Любимый Захаровский прием завершения композиции сооружений башней со шпилем, придающей им особую выразительность, воплощен и в проекте Екатеринославского собора. Казалось бы, все ясно. Его проект одобрен, собор впоследствии построен. Зачем сейчас доказывать, что автором Днепропетровского собора действительно был Захаров? Зачем сравнивать Преображенский собор с другими сооружениями великого мастера, в первую очередь с Андреевским собором? Отметим, что такое сравнение дает положительный результат. Оба храма имеют близкие по разрешению планы и пространственную композицию, оба соединены стилистически, даже некоторые физические размеры их совпадают. Но несмотря на сходство Преображенский собор в какой-то мере лишен той изысканной элегентности и остроты звучания, которые присущи другим произведениям Захарова. Настораживают некоторая сухость, графичность фасадов, упрощение форм колокольни. В чем дело? Ответ найдем в истории. Итак, проект А. Захарова одобрен 1806 г. 1809 из казны отпущен на строительство 69 550 руб., создан комитет, который в 1810-1811 г.г. закупал строительные материалы [ЗООИД. - 1848. - Т. 2] . 27 августа 1811 г. А. Захаров умер, так и не увидев не только Преображенского, но и Андреевского собора и лучшего произведения – Адмиралтейства в законченном виде. Война 1812 года прервала подготовительные работы к строительству собора. В 1818-1828 гг. составляются новые сметы. 22 мая 1830 года собор был заложен во второй раз на том же месте, что и в первый раз. 29 июня 1835 г. возведен собор освящен. В первоначальном виде собор простоял до 1936 г. " когда рухнул его шпиль. До Второй мировой войны в соборе был музей антирелигиозной пропаганды, а по войне – склад бумаги издательства газеты „Заря”. Отсутствие ремонта, заброшенность храма привели к порче и потере отдельных элементов и конструкций. В частности, во время какого-то ремонта под стропила крыши поставили подпорки так, что они опирались на шелиги сводов. Давление стропил и вибрация крыши привели к появлению щелей в сводах.

http://sobory.ru/article/?object=05280

После 1905 года работы по строительству храма были приостановлены. Вызвано это было, в первую очередь, революционными событиями 1905-1907 годов, взбудоражившими весь Форпост. Пожертвования на строительство почти прекратились, что привело к вынужденной консервации уже выстроенной части храма. Стали раздаваться голоса о невозможности завершить постройку и о том, что нужно соорудить временный молитвенный дом, способный вместить хотя бы большую часть верующих посёлка, выросшего к тому времени до 520 дворов. Лишь только отступили смутные времена, был поставлен вопрос, на что употребить уже собранные средства: на строительство молитвенного дома или на завершение постройки храма. Жители посёлка поддержали предложение о постройке храма. Храм строился в честь Святителя Николая Чудотворца, что было выражением горячей любви всех местных жителей к этому святому угоднику. О наименовании двух боковых приделов долгое время шли споры. По предложению Астраханского епископа Георгия один из них решено было назвать в честь Преподобного Серафима Саровского, чудотворца, недавно прославленного святого, очень почитаемого владыкой. Второй же придел по приговору Форпостинского сельского общества – жителей Архиерейской земли 24 апреля 1911 года по случаю 50-летия служения владыки Георгия в священном сане, решено было назвать в честь Великомученика и Победоносца Георгия – небесного покровителя Астраханского архипастыря. Владыка Георгий очень внимательно относился к построению Никольского храма в Архиерейском посёлке, и, когда строительство замедлилось, он очень болезненно отнёсся к этому. Благодаря его старанию в течение 1911-1912 годов из сумм экономического Архиерейского домоуправления было изыскано 20 000 рублей. По мысли архипастыря, нужно было не дожидаться отделки всего храма, а, достроив стены до надлежащей высоты, сделать деревянные своды потолка, устроить полы, окна, печи и, поставив иконостас, освятить храм в таком виде. Увлекаемые примером своего архиерея, ратующего за скорейшее освящение храма, известные астраханские благотворители Губин, Захаров, Куликов, Рябиков решили приложить все усилия, чтобы поддержать инициативу владыки Георгия. Особенно старался избранный на место церковного старосты Семён Иванович Захаров. Благодаря его усилиям в ближайшее время храм был покрыт, но неожиданная кончина архиепископа Георгия в июне 1912 года опять отсрочила время освящёния Никольского храма.

http://sobory.ru/article/?object=39253

Мария (Левестам)). В ц. Владимирской иконы Божией Матери Н. написан с непокрытой головой, вместе с др. оптинскими святыми, предстоящими Спасителю, в алтарной части (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе во имя прп. Амвросия Оптинского, в вост. части свода, Н. (в мантии, без клобука) вместе с прмч. Исаакием замыкает левую группу оптинских святых, молящихся Божией Матери (2015, мон. Мария, А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами в 2015 г.: Н. стоит в 3-м ряду в левой группе. В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на столбе помещено поколенное прямоличное изображение преподобноисповедника с крестом и свитком в руках (2010, А. А. Патраков). В традиц. изводе Н. представлен вместе с др. оптинскими старцами на юж. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Захаров). В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» изображение Н. завершает вверху левую группу святых. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и передан в Оптину пуст. Затем иконография разрабатывалась к прославлению Оптинских старцев Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. мон-ря, 1996), игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Д. М. Ермолаевым (впосл. игум. Иларион) (икона из Введенского собора мон-ря, 1997). Неск. подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в иконостасе Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Икона из ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова) отличается по деталям иконографии: преподобные представлены в овальных клобуках с воскрилиями древнего типа на фоне Иоанно-Предтеченского скита, особенности изображения Н.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Два десятка волонтеров ведут работы по консервации пытаются спасти от разрушения старинную часовню во имя Николая Чудотворца. Заброшенная деревня Мелойгуба Кондопожского района – посуху к ней не проехать, дорога размыта, переправы сломаны, и добраться сюда можно лишь по воде. Ещё полвека назад в деревне было семь домов. Сейчас из уцелевших построек лишь дом на берегу и часовня конца XVII века. Все эти годы за ними присматривал житель соседней деревни Александр Захаров – закрывал протечки, вставлял в окна рамы со стеклами, старался уберечь постройки от снега, дождей и пожаров. «Один раз тут – не знаю в каком году уже – остров горел. Я тут ходил по берегу, чтобы огонь не перекинулся сюда», – рассказал житель деревни Уница Александр Захаров. Сейчас Александр помогает волонтерам. Экспедиция общественного движения «Общее дело» – уже второй год приезжает в Мелойгубу. Везут с собой инструменты, стройматериалы. Живут в уцелевшем доме и в палатках. Люди разных профессий – специально берут отпуск, чтобы работать на очистке и консервации часовни. «Здесь, наверное, человек 20. Или даже больше 20-ти, и у нас нет стола, за которым мы можем есть. Поэтому делаю стол из подручных материалов. Чтобы уже потом можно было перейти к основной работе», – отметил волонтер Леонид Смирнов. Андрей Орехов приехал из Новосибирска. Профессиональный строитель, занимается деревом. Уже вторую экспедицию руководит всей технической частью работ. «В моем лексиконе есть слово «Отечество». Я считаю, это история нашего Отечества, и чтобы она не погибла, я трачу свое время. Очень приятно слышать, что вы сделали «на пять с плюсом». Что не всегда реставрационные фирмы делают на таком уровне качества. Для меня это самое лучшее», – подчеркнул заместитель командира экспедиции по технической части Андрей Орехов. Одновременно с консервацией волонтеры ведут обмеры часовни. Эти данные помогут специалистам при составлении проекта будущей реставрации. За лето им удается законсервировать около трёх десятков сооружений.

http://sobory.ru/article/?object=11338

Светлана Боброва Автор сценария: Павел Фаттахутдинов Оператор: Анатолий Алексеев Производство: ООО «Кинотехнологии» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За жизнеутверждающий портрет наших современников, живущих по зову совести ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ РОДИНЫ? ( Россия, Москва, 2019) Режиссёр: Сергей Босенко Автор сценария: Ирина Семашко Оператор: Константин Мироманов Производство : ООО «Студия «РискЕФильм» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За проникновенный рассказ о судьбе поистине уникального человека ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ Я НЕ ЗНАЮ БУКВУ «ДВА» ( Россия, Москва, 2020) Автор сценария и режиссёр: Олеся Корепанова Оператор: Павел Шиповалов Производство: ООО «Кинокомпания «ФильмОКей» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За раскрытие неизвестных страниц трагической истории Албанской Православной Церкви ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ПРАВОСЛАВИЕ В АЛБАНИИ (Россия, Москва, 2019) Автор: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Ведущий: митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Режиссёр: Мария Вилкасте Оператор: Константин Голенчик Производство: ООО Студия «Неофит»   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За создание фильма о трагическом переплетении судьбы России и судьбы великого писателя ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ « БЕЛАЯ ГВАРДИЯ». РОЖДЕНИЕ РОМАНА ( Россия, Москва – Беларусь, Минск, 2019) Режиссёр: Кирилл Захаров Авторы сценария: Наталья Репина, Кирилл Захаров Оператор: Марк Келим   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За создание фильма о Поэте и Гражданине ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ МЕЖДУ РОДИНОЙ И НЕБОМ ( Украина, Киев, 2019) Режиссёр: Денис Галушка Авторы сценария: Денис Галушка, Сергей Галушка Оператор: Сергей Галушка Производство: Студия «Fotoword» при поддержке Чичибабин-центра, Харьков   СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ За создание фильма о подвиге врачей, спасающих жизни новорожденных ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ НЕ В СРОК (Россия, Москва, 2020) Автор сценария и режиссёр: Наталья Лобко Операторы: Михаил Вихров, Ваге Тертерян

http://fest.radonezh.ru/2020/11/29/proto...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Вознесение Господне ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Вознесение Господне В нынешний день, братья и сестры, вся полнота Святой Христовой Православной Церкви торжественно совершает воспоминание славного и дивного события, которое произошло в 40 день после Воскресения Христа Спасителя нашего. Именно в этот день Господь, взяв Своих учеников, взошел с ними на вершину Елеонской горы и, преподавая им Свое благословение, стал удаляться от них, возносясь на небо (но не Своим Божеством, а Своим человечеством, потому что как Бог Он всегда пребывал на Престоле Своего Бога Отца). И в этот самый момент апостолам явились Ангелы, которые возвестили им о том, что ныне возносится Христос на небо, но наступит время, когда Он придет на землю судить род человеческий. Всякий православный праздник совершается, прежде всего, для того, чтобы возносить наше сердце и сознание от земли на небо. Но сегодняшний день особенный, ибо поистине небо соединилось с землей, и земля соединяется с небом. Мы с вами, братья и сестры, еще пребываем на этой земле, и эта земля нам весьма и весьма дорога по очень многим причинам: потому, что на этой земле воплотился Христос, на этой земле Он проповедовал вечно живое слово евангельской истины, на этой земле Господь умер за нас, был погребен и Воскрес, с этой земли Он вознесся, на эту землю снизошел Дух Святой — Тот Самый Утешитель, Которого Христос послал от Отца Своего. И поэтому, конечно, эта земля и близка, и дорога нам, хотя, совершая свой земной путь, каждый из нас подчас забывает о том, что ради нас, ради каждого человека приходил на эту землю Господь; забываем, что не земля является нашим истинным отеческим домом, а то небо, в которое вознесся наш Спаситель. Апостол и евангелист Лука повествует, что ученики, возвращаясь с Елеонской горы после расставания со своим Божественным Учителем, шли с радостью. Казалось бы, горевать и сожалеть нужно было от того, что Господь покинул их! Чему было радоваться? Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, в тех словах, с которыми Господь до Своего славного Вознесения обращался к Своим ученикам.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/vzn-002pr...

Те же иконографические черты повторяются на большинстве изображений И., включенных в настенные росписи Оптиной пуст.: св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров), Казанской ц. (в руках крест и четки; 2004, мон. Мария (Левестан)), алтаря Владимирской ц. (с непокрытой головой; 2005, инок Алипий (Подковырин)), ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков). На св. воротах мон-ря преподобномученик изображен вместе с исп. Никоном Оптинским (Ю. Н. Захаров, 2006, техника альсекко). И. изображается в правой части композиции на иконах «Собор Оптинских старцев» 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Введенский собор Оптиной пуст.), 1996 г. (Т. А. Мушкетова (Смирнова), Владимирская ц. мон-ря), 1997 г. (игум. Ипатий (Хвостенко) и Димитрий (Ермолаев), Казанская ц. мон-ря). Подобные иконы писались в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. монастыря, 2006) и в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Образ И. встречается среди изображений оптинских старцев, нарисованных пером мон. Марией (Добромысловой) (50-60-е гг. XX в., Оптина пуст.). Существуют совр. живописные и графические портреты святого, созданные на основе его фотографий (Оптина пуст., частные собрания). Лит.: Оптина Пустынь: [Буклет]/Оптина пуст. [Козельск], 1997. С. 26. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/674772.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Валерий Захаров: проповедь в Неделю о блудном сыне Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г. Одну из подготовительных к Великому посту недель Святая Церковь именует Неделей о блудном сыне . В этот день за Божественной литургией нашему благочестивому вниманию была предложена притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Слушая эту притчу, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он, истребовав часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силы, чтобы с покаянием вернуться к отцу. Можно только представить себе этого старца, как он с радостным чувством, со слезами на глазах, увидев издалека фигуру своего заблудшего сына и узнав свою родную плоть, оставляет все и бежит навстречу сыну. И какая совершается трогательная встреча: отец обнимает сына, склоняет свою старческую голову на его плечо и ни слова не дает сказать сыну в оправдание — для него это уже не нужно. Он радуется возвращению младшего сына и хочет поделиться радостью со своим первенцем. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была велия!

http://zavet.ru/a/rss_1015232174.html

Протоиерей Михаил пишет: «Язык Библии должен быть понятен всем поколениям людей. Вряд ли во времена Моисея, когда была написана книга Бытия, могла быть понята инфляционная теория происхождения вселенной. Чтобы соответствовать любой эпохе, язык Библии должен быть аллегоричен, а её тексты должны толковаться в зависимости от уровня знаний конкретной исторической эпохи» 1367 . Это – чистая спекуляция. Библию не следует, по выражению К. Льюиса, использовать как «вешалку для развешивания собственных мыслей». Мы убеждены в том, что Слово Божие содержит истину, которая не зависит от «уровня знаний конкретной исторической эпохи». Не научный «уровень знаний» помогает нам верно толковать Слово Божие, но причастность к церковной традиции, к духовному наследию Святых Отцов, продолжающих эстафету пророков и апостолов, стремление к тому, чтобы иметь ум Христов ( 1Кор.2:16 ), приобщаясь к мистической полноте и глубине Предания Церкви. «Язык Библии должен быть аллегоричен» – но не в приземлённом профанном смысле, который предлагает протоиерей Михаил Захаров, а в смысле церковном, который унаследовали нам Святые Отцы. При этом вводить новые профанные «аллегории» – дело духовно небезопасное. Оно чревато искажениями смысла, доходящими до кощунства и прямой хулы на Творца. Аллегорический смысл библейских текстов следует воспринимать не от учёных или от модернистствующих богословов, а от Святых Отцов. При этом, повторимся, страницы Шестоднева единодушно воспринимаются церковными учителями не аллегорически, а буквально . Любопытный пример откровенно профанирующего толкования Священного Писания, предложенного протоиереем Василием Зеньковским 1368 , приводит сам протоиерей Михаил Захаров. Правда, он его выставляет достойным образцом и не без похвалы называет «весьма изощрённо-аллегорическим толкованием священного Писания» 1369 . Протоиерей Василий Зеньковский «великолепно справился с этой задачей, задачей конкретной исторической эпохи конца XIX–haчaлa XX вв. Он толкует этапы сотворения как этапы эволюции мipa земного в соответствии с эволюционной теорией Дарвина. Для «школьного» богословия того времени это было неплохо " 1370 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010