Будучи председателем секции «Архитектура и энергия» в Союзе архитекторов СССР, В.В. Захаров опубликовал книгу «Энергоактивные здания», где вместе с ведущими отечественными специалистами в этой области (руководитель Н.П. Селиванов) описал актуальные до сегодняшнего дня решения энергоэффективности в строительстве. Во всем мире это направление с тех пор бурно развивалось, у нас же с начала 1990-х фактически остановилось. – Настоящий архитектор находится посередине между «физиками» и «лириками», – размышляет Захаров. – Он может соединять идеи тех и других в строениях и конструкциях. К сожалению, в российской промышленной архитектуре сегодня то же, что и в других отраслях производства: «рулят» не специалисты, а менеджеры, хорошо разбирающиеся только в финансовых потоках. Как в пословице: вместо трактористов одни гармонисты… Впрочем, сам Захаров без работы никогда не сидел: в своей жизни ему довелось проектировать жилые дома и спортивные комплексы, офисные здания и заводы по переработке мусора. Были у него даже и соприкосновения с «космосом». Вместе с космонавтом В.А. Джанибековым они еще в Ташкенте применили наработанные «космические» технологии в земных постройках. Интересно, что последние разработки Захарова в этой сфере – вращающиеся здания-модули – были предложены им для храмов и монастырей. – Джанибеков рассказывал мне, – говорит Виктор Владимирович, – что при вращении корабля на орбите наблюдаются некоторые интересные вещи. Например, выспаться можно в несколько раз быстрее… С Ахун-горы в «православное Сколково» Осторожно спрашиваю Виктора Васильевича, как он пришел к вере. – Мама была верующая, меня она крестила в детстве, – отвечает он просто. – Она водила меня иногда причащаться в храм на Ваганьковском кладбище. Потом, уже в МАРХИ, я получил дополнительный толчок к православной вере именно через красоту наших храмов и монастырей. А потом постепенно жизнь и размышления привели меня в Церковь. К храмам как архитектор он впервые обратился в 1988 году, приняв участие в конкурсе на строительство храма-памятника к 1000-летию принятия христианства на Руси. Тогда его проект не прошел. Но с той поры по проектам В.В. Захарова построено уже три храма, еще пять строится, а десять больших храмовых комплексов находятся в процессе проектирования и согласования.

http://pravoslavie.ru/44183.html

А.Г. Воробьева Начало Основание монастыря. Первые настоятельницы Разные пути вели к созданию на Руси монастырей – подвижничество одинокого праведника, воля святителя или благоверного князя, царское повеление, а иногда и угодное Богу горячее желание мирянина, человека малоизвестного. В XIX веке жил в Клину купец – Федор Осипович Захаров, до отмены крепостного права крепостной крестьянин. Историки до сих пор спорят, было ли благом для крестьян освобождение в той форме, в какой оно было проведено. Федор Захаров сомнений не имел: от благодарного сердца он задумал построить каменный храм в честь святого князя Александра Невского, небесного покровителя двух государей – Александра Второго, отменившего крепостное право, и Александра Третьего, «на молитвенную память будущим поколениям о царях, благодетелях русского народа» 1 . При храме он собирался устроить общежительный женский монастырь на двенадцать человек, чтобы здесь возносилась непрестанная молитва о них. Федор Захаров пожертвовал для этого купленное им нежилое сельцо Акатово (Акатьево), 268 десятин земли для хлебопашества, мельницу на реке Нудоли и некоторый капитал для содержания сестер и начала строительства. Но разрешение Святейшего Синода на это предприятие, полученное в 1889 году, уже не застало его в живых. Начало Акатовскому монастырю было положено в 1890 году указом митрополита Московского Иоанникия, которым назначалась начальница будущей общины – монахиня московского Алексеевского монастыря Евтихия. Ее заботами уже в первые месяцы существования общины была построена бревенчатая Троицкая церковь и собралось около семидесяти сестер. В следующем 1891 году в церковь были доставлены две иконы – Божией Матери Скоропослушницы, великомученика Пантелеймона – и часть святых мощей великомученика Пантелеймона, благословение Святой горы Афонской молодой обители. И очень скоро окрестное население полюбило службы в новой церкви: опытная в монашеской жизни и ревностная начальница много потрудилась для устроения церковного благолепия. В том же году было начато и строительство каменного Александро-Невского храма. По замыслу, это должен был быть большой пятиглавый собор в византийском стиле, но средств на его сооружение, несмотря на устройство собственных кирпичных заводов, не хватило. Так до 1917 года он и оставался недостроенным. Зато в короткие сроки, с 1902 по 1905 год, по желанию благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, был выстроен прекрасный Никольский храм, с приделом «во славу Царицы Небесной в иконе Ея Иверской», по образцу русских церквей XVII века 2 . Кирпич для строительства был употреблен монастырский – по-видимому, игумения отчаялась в получении средств для скорого завершения большого Александро-Невского собора. Два иконостаса с иконами соорудил на свои средства богатый крестьянин из деревни Загорье Клинского уезда, Никита Онисимович Волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

– Где сидит другой Владимир Евгеньевич Захаров и дает интервью. – Да, дает интервью. – А с Академией наук происходит что-нибудь хорошее. – Да, может быть, Захаров там лучше причесан. Поэтому существование Абсолюта безусловно, так же, как то, что во всех этих вселенных, если там действует антропный принцип, там есть такая же математика, как у нас. Другой математики быть не может. Но не знаю, такая же там музыка или нет, было бы интересно узнать. – Другая религия или такая же? – И религий существует огромное количество. Конечно, религия другая. Религия, как говорил еще отец Александр Мень , это слон, один человек держит слона за хобот, другой – за хвост, третий – за одну ногу, а всего слона в целом охватить люди не в состоянии. – Вы знали отца Александра Меня? – Увы, лично не знал. Но я знаю его учеников, например, отца Вячеслава Перевезенцева , настоятеля храма в Макарове, недалеко от Черноголовки, который меня крестил. Сам отец Александр приезжал к нам в Черноголовку несколько раз, рассказывал, читал лекции. Мень был замечательным человеком, очень гуманистичным. Конечно, на многое в моей жизни он сильно повлиял. – Как вы стали православным человеком? Ведь можно быть агностиком, можно быть атеистом. – Так как-то получилось под влиянием отца Александра Меня. Ведь самое главное, в мире есть около 3 тысяч разных форм религий. Что понимают под религией? Непосредственно Русскую Православную Церковь? Да, и то в ней множество толков. Либо всю совокупность этого как некоторое явление, как некоторый способ отношения человека к миру – вот это есть серьезный разговор, Да, несомненно, человек как-то относится к миру, и то, что он общается с кем-то высшим, это нормально. То, какими способами он это делает, может сильно различаться. Квакеры, например, прыгают. Кстати, в Америке один из моих ближайших друзей перешел в квакеры, он сам искусствовед и художник. Он был методистом, а перешел в секту квакеров. Это другая протестантская секта. Мой друг говорит, что там больше духа. Ну, ради Бога.

http://pravmir.ru/akademik-vladimir-zaha...

Захаров Г. Ю., иер . Епископ Ульфила — апостол готов//Церковный историк. 2023. 1 (11). С. 15–27. В статье иер. Герасима Захарова описывается жизнь и деятельность епископа Ульфилы, автора перевода Священного Писания на готский язык. По словам исследователя, результатом деятельности Ульфилы стало обращение в христианство подавляющего большинства вестготов. Вместе с тем Ульфила, бывший арианином и сторонником субординационизма, передал своему народу это еретическое учение. Согласно выводам автора статьи, успеху миссии Ульфилы среди вестготов способствовало несколько факторов, среди которых были многочисленность его учеников, сделанный им перевод Писания, близость к императору Валенту, заинтересованному в христианизации соседей-готов. Захаров Г. Е . Туринский собор в контексте взаимоотношений галльского и италийского епископата на рубеже IV и V вв.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 114. С. 11–25. Статья Г. Е. Захарова посвящена Туринскому собору 398 или 399 г., на котором италийские епископы предприняли попытку содействовать решению проблем церковной жизни Галлии, в частности, споров о митрополиях и митрополичьих правах. Автор статьи критикует концепцию американского историка Р. Мэтизена, который оценивает формат собора и его решения как неканонические. По словам автора, Туринский собор можно считать редким случаем горизонтального арбитража, в рамках которого имело место посредническое участие епископата одного церковного региона в разрешении конфликта в другом церковном регионе. Г. Е. Захаров приходит к выводу, что идея горизонтального арбитража, при произвольности выбора третейских судей и рекомендательности принятых решений, имела положительные стороны в экклезиологическом смысле, обусловленные фактическим уравниванием статуса епископов различных регионов. Такой подход позволял избежать опасности, свойственной иерархической модели — наделения первенствующей кафедры совершенно исключительным статусом и даже превращения её в стоящую над вселенским епископатом.

http://bogoslov.ru/article/6195038

Документ этот, кроме сказанного, важен в том ещё отношении, что он вводит читателя во внутреннюю жизнь общины необаптистов, достигшей в короткое время столь широкого развития на юге России, знакомит с главными деятелями её, с воззрениями их на цели и средства пропаганды баптизма в России, а также отчасти с догматическими положениями вероучения баптистов, даёт возможность предвидеть ту опасность, которою угрожает православной русской церкви и государственному строю России дальнейшее развитие баптизма в вашем отечестве. Будущий историк штунды – баптизма на юге России с особым вниманием остановится на нашем документе, как относящемся к одному из выдающихся событий в жизни южнорусских баптистов. Вот подлинный текст этого документа: „Съезд Конференции союза верующих крещёных христиан или так называемых необаптистов Южной России и Кавказа в селении Ново-Васильевке, состоявшийся 30-го апреля и 1-го мая 1884 года в молитвенном доме необаптистов. Съезд этот тем замечателен, что его можно считать первым самостоятельным русских крещеных братьев в нашем любезном отечестве (sic!) России, для обсуждения преимущественно русской миссии и других вопросов, касающихся устройства и блага наших общин, рассеянных в губерниях: Херсонской, Киевской, Екатеринославской, Таврической и на Кавказе. Союз конференции состоял из следующих депутатов, явившихся как представители и уполномоченные от разных церквей: из Таврической губернии, из села Ново-Васильевки, братья: Колодин Василий Романович, Стоянов Андрей Ананьевич, Четвериков Иван Григорьевич, Сергеев Осип Григорьевич, Сергеев Иван Осипович, Черемисин Митрофан Савельевич, Гущин Иван Петрович, Попов Иван Иванович, Головлёв Савелий Савельевич; из села Астрахани: Матфеев Устим Леонтьевич, Балахин Фёдор Прохорович, Ханин Минай Прокофьевич, Колосков Михаил Димитриевич, Балахин Максим Прохорович; из села Ново-Спасска (Шафкай): Четвериков Василий Прокофьевич, Иванов Андрей Дмитриевич; из села Тырмихафни – Алексеев Пётр Алексеевич; из Крыма: Колмиков Тимофей Ерофеевич, Харитонов Пётр Ильич; из Молочанской немецкой церкви: Теленберг Давид Абрамович, Исаак Иван Филиппович, Левин Андрей Андреевич, Мартын Семён Феодорович, Шульц Яков Яковлевич, Виллер Иван Иванович; Екатеринославской губернии из села Кичкаса (Эйнгале) – Андреянов Степан Иванович, из села Ново-Софиевки: Гошко Семён Климович, Перетяткин Павел Федорович; из Херсонской губернии; из деревни Основы: Ратушный Михаил Тимофеевич, Базарный Евфимий Иванович, из местечка Любомирки – Рябошапка Иван Григорьевич, из деревни Карловки – Хлыстун Тимофей Осипович; из Петербурга – Каргель Иван Вениаминович; гости: из Кичкаса – Дупленко Митрофан Антонович, из Ново-Софиевки – Войко Афанасий Матвеевич, из села Астрахани – Захаров Харитон Данилович, Захаров Зиновий Данилович, Фёдоров Андрей Савельевич, Захаров Тимофей Харитонович. Всего присутствовало, кроме некоторых членов Ново-Васильевской церкви, 33 депутата и 6 гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

  Монография представляет собой первое в современной отечественной историографии комплексное исследование такого важнейшего явления духовной и общественной жизни позднеантичного мира, как арианский кризис, на материале истории одного из регионов Римской империи – Иллирика. В ходе богословских споров IV в. был в полной мере раскрыт важнейший, в рамках христианской традиции, догмат о Пресвятой Троице. Кроме того, арианская смута оказала значимое влияние на процессы развития церковной организации, канонической традиции и взаимоотношения императорской власти и епископата. В связи с этим, настоящая монография может быть интересна достаточно широкому кругу читателей: специалистам по богословию патристической эпохи, каноническому праву, античной истории, медиевистике, византинистике, а также студентам, обучающимся по специальностям «Богословие» и «История».© Захаров Г. Е., 2012© Захаров Г. Е., 2014, с изменениями © Оформление. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. Введение В IV–V вв. исторические судьбы позднеантичного мира оказываются неразрывно связанными с христианством. Церковь превращается в этот период в важнейшую силу, определяющую духовный и социально-политический облик римского социума. Однако христианизация общественной жизни приводит и к постановке ряда сложнейших проблем, готовые решения которым невозможно было найти как в рамках античной, так и христианской традиции. Речь идет о принципах взаимоотношений церковной и императорской властей, о месте императора-христианина в жизни Церкви и епископата в жизни римских городов, и всей Империи в целом, о месте христианских ценностей в правовой традиции, социальной жизни и культуре Позднего Рима. Следует также подчеркнуть, что IV столетие – период, так называемых, тринитарных или арианских споров – занимает совершенно особое место и во внутри церковной истории, поскольку именно в эту эпоху, вследствие острой доктринальной полемики, осуществляется важнейший, за всю историю христианства, богословский синтез (новаторский и вместе с тем укорененный в церковном предании предшествующей эпохи), позволивший в полной мере раскрыть основополагающий в рамках христианской традиции догмат о Пресвятой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Захаров возразил: «Мы принадлежим к истинной Христовой Церкви; не для чего было и собирать нас сюда на беседу». Отец Ксенофонт: «Подождите так смело утверждать о себе; нужно беспристрастно разобрать, действительно ли все мы, находящиеся здесь, принадлежим к Христовой Церкви, все ли действительно православные христиане. Иисус Христос , создав на земле Церковь свою с иерархией и Таинствами, сказал, что она пребудет неодолённой до скончания века, то есть до самого второго и страшного пришествия Его на землю. Не будет такого времени, чтобы какое-либо гонение или какая сила могли прекратить хотя один какой чин из учреждённой Им иерархии, хотя бы одно из установленных Им Таинств. Это я несомненно могу доказать вам из целого ряда свидетельств Слова Божия и писаний святоотеческих; а теперь спрошу вас: не имея почти двести лет епископа, а значит и священства, могут ли старообрядцы составлять из себя ту Церковь , которую создал Господь Иисус Христос ? А если не могут, то имеют ли надежду получить вечное спасение?». Захаров: «Мы не виноваты, что у нас не было епископа; у нас Никон убил священство; он перепортил богослужебные книги». Отец Ксенофонт: «Какое же могло быть у вас ваше священство в то время, когда ещё и раскола не было, когда предки ваши находились ещё в единении с Церковью? Никакого вашего священства Никон истребить не мог. А что будто бы Никон перепортил богослужебные книги, так это вы говорите неправильно, клевещете на патриарха Никона : он не перепортил, а исправил их». Захаров: «Какое Никон имел право исправлять книги и обряды?». Отец Ксенофонт: «Никон был патриарх, то есть высшая духовная власть в Русской Церкви; а Церковь имеет неотъемлемое право производить по своему усмотрению, когда нужно, исправление чинов и обрядов церковных. Значит, патриарх Никон вправе был приступить к исправлению книг; да он и сделал это не сам собой, но по решению Собора. А что книги требовали исправления, это несомненно, – это засвидетельствовал и патриарх Иосиф». Тут он привёл свидетельство из предисловия к Кормчей книге Иосифовской печати, где говорится: «Воззри убо, аще не леностен еси, обрящеши ли вправе списанную книгу» и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskazy...

Ф. Захаров просит доказательств того. Пусть он и смотрит их газету «Слово правды» или журнал Усова «Старообрядец», в последнем, например, номере за 1906 год (июль, 7) Перетрухин пишет явно революционную статью по вопросу о смертной казни; там же какой-то «православный гражданин» дает революционный «урок нашим добрым пастырям». А недавнее самоубийство Рябушинского – редактора «Золотого руна»! И во главе всех таких изданий революционного содержания стоят такие видные представители старообрядчества, как Усов, Перетрухин, Рябушинский и подобные. 7) Ф. Захаров говорит, что они даже урядника и стражника считают властью Царской, следовательно и Божией. А пусть он скажет по правде: так ли смотрели даже на самого Царя Помазанника Божия старообрядцы, когда отделялись от Церкви? Не антихристом ли они его считают? Пусть он справится об этом в старообрядческих «Цветниках». 8) В конце письма Ф. Захаров говорит, что они «поминают своих прежних наставников от лет Князя Владимира, начиная первым Митрополитом Михаилом Киевским и Всероссийским, и по нем других, Макария Митрополита Московского и других, Святейших Патриархов Иова, Ермогена, Иосафа, Филарета и Иосифа Всероссийских, их вере подражают»... Только подражают ли им? Ибо как же подражают, если не имеют преемников сих Святителей даже доселе; да и сами те Святители никогда не учили, чтобы можно было спасаться без архиерейства и без Таинств. Вот пока и довольно. Все это постарайтесь передать и разъяснить Ф. Захарову и всем интересующимся. Может быть, если Бог поможет, и отец Варсонофий к Вам приедет в октябре на беседу. Тогда еще лучше все разъясните интересующимся сим делом. Посылаю Вам это письмо, потому что о. Виктор Осипович из Белебелки уже переведен и, может быть, выехал. 5 Ныне письмом снова именем Христа Спаса умоляю старообрядцев, чтобы оставили свое безблагодатное состояние, со всеми своими старыми обрядами воссоединились бы со Святой Церковью, чтобы наслаждаться той благостыней, которую мы имеем в Церкви, в Таинствах и в Святых мощах Угодников Христовых, чтобы не радовался враг нашего спасения нашему раздору, а, напротив, чтобы он погибал от злости, видя наш общерусский, якоже встарь, мир и единодушную ревность о славе Имени Христова, о спасении душевном.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

О реактивном расстройстве привязанностей Что такое реактивное расстройство привязанностей? Отчего оно бывает, каковы его признаки и что с этим делать? Семинар для приемных родителей, для родителей детей, которые пережили эмоциональную трамву, для тех, кто планирует стать приемным родителем, а также для тех, кто работает с детьми-сиротами провел Илья Захаров — научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО. Он рассказал о функциях мозга, влиянии депривации и травмы в раннем детском возрасте на его развитие и о том, как можно помочь детям страдающим от эмоциональных расстройств. Организатор семинара — Московская Библейская Церковь. Адаптация приемного ребенка: просто любить – недостаточно Идея встречи принадлежит Эльмире Кнутсен , маме четверых детей, двое из которых приемные. Ей хорошо известно, что такое депривация, и она считает, что в России об этом говорят слишком мало. Пять лет назад Эльмира усыновила первого ребенка – Дениса. И уже тогда по совету знакомой прочла книгу Нэнси Томас о реактивном расстройстве привязанностей. В ней развенчивался миф о том, что все проблемы усыновленных детей растворяются как дым, как только такой ребенок обретает любящую семью. «На деле оказалось, что просто любить – недостаточно, – говорит Эльмира Кнутсен. – Увы, как и у многих моих знакомых, наши проблемы и правда не растворились в любви. Я довольно долго искала людей, готовых говорить об этом как о проблеме, ведь большинство психологов отказываются даже видеть связь между депривацией и развитием мозга». Специалистов, занимающихся темой реактивного расстройства привязанностей, в России не просто мало, а по большому счету нет. И Илья Захаров, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, оказался для Эльмиры редкой находкой, одним из немногих, кто обсуждает эту тему в публичной среде. Как специалист по проблеме влияния средовых факторов на развитие детей, Захаров убежден, что говорить о расстройстве привязанностей в России необходимо. И это редко кому удается. Глубже всех погружен в тему Рифкат Мухамедрахимов (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ).

http://pravmir.ru/priemnyiy-rebenok-pros...

После окончания панихиды все направились к могиле-часовне Благословенного Старца, где несколькими священниками была отслужена краткая лития» 1099 . В этот день в монастыре раздавали листки с портретом старца 1100 . Томичи характеризовали этот портрет как «весьма распространенный не только в Сибири, но и в Европейской России» 1101 . Еще в конце 90-х гг. возник вопрос о строительстве храма над томской кельей старца. В марте 1898 г. только что вернувшийся из Томска человек писал в «Русском листке», что «одним высокопоставленным лицом пожертвована солидная сумма на устройство рядом с кельею трехпрестольного храма » 1102 . Однако и в 1912 г. – в момент выхода в свет книжки томского кружка – вопрос этот не был еще решен. Н.Я. Гурьев дает четкую характеристику замысла храма, но деликатно умалчивает о причине отказа или затяжки. Приведем это место полностью: «Несколько лет тому назад известный почитатель старца Феодора Козьмича Елисей Захарович Захаров обратился к городскому голове А.П. Корнакову с заявлением, в котором сообщает, что некоторые лица, пожелавшие остаться неизвестными, с благословения известного отца Иоанна Кронштадтского , решили ознаменовать день бракосочетания Их Императорских Величеств устройством трехпрестольного храма, во имя Козельщанской Божией Матери, Николая Чудотворца и Феодора Стратила, с домом трудолюбия, но при непременном условии, чтобы этот храм был построен на месте келии Феодора Козьмича. Г. Захаров о разрешении построить этот храм обращался к духовному ведомству. Духовная консистория уведомила его, что для получения разрешения требуется представление документа о приобретении места для возведения на нем храма с домом трудолюбия. Насколько нам известно, – пишет далее Н.Я. Гурьев, – велись переговоры с домовладелицей по поводу приобретения места, но дело до сих пор еще окончательно не решено…». «В деле постройки церкви и приобретения места принимал участие К.П. Победоносцев , который требовал от местного епископа Макария 1103 объяснения по поводу отказа Захарову в постройке церкви над кельей Феодора Козьмича». (В сноске: «Захаров из Москвы приезжал в Томск для покупки места, где келья старца» 1104 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010