Захаров Г. Е. Везеготы и Кафолическая Церковь в первой половине V века. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 3 (28). С. 7–17. Захаров Г. Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание. ВДИ. 2010. N 2. С. 149–165. Захаров Г. Е. Омийство и становление королевской власти у везеготов. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2008. N 4 (29). С. 11–25. Захаров Г. Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство. Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М. 2010. С. 371–383. Захаров Г. Е. Послания Герминия Сирмийского: текст и историко-богословский комментарий. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2012. N 1 (44). С. 111–120. Захаров Г. Е. Сочинение епископа Авксентия Доросторского «О вере, жизни и кончине Ульфилы» как памятник латинской арианской традиции конца IV века. Вестник РГГУ. 2008. N 12/08 (Кентавр. N 5). С. 58–80. Захаров Г. Е. Тринитарные споры IV в. в свете неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского. Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2011. N 1 (38). С. 118–128. Захаров Г. Е. Церковь в системе общественной жизни балкано-дунайского региона в IV-V вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 2011. Илларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М. 1998. Колосовская Ю. К. Паннония в I-III вв. М. 1973. Колосовская Ю. К. Христианские общины позднеримского города на Дунае. Человек и общество в античном мире. М. 1998 C. 224–266. Копылов И. А. Арианская церковь в Вандальской Африке V-VI вв. по данным «Истории гонений» епископа Виктора из Виты: иерархия и особенности вероучения. Новый исторический вестник. 2006. N 2 (15). Копылов И. А. Церковь в системе организации власти и общества в Вандальской Африке (V-VI вв.): Автореферат кандидатской диссертации. М. 2006. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПБ. 1998. Лавров В. В. Епископ Ульфила и развитие готской литературы. Интеллектуальная элита античного мира. СПБ. 1995. С. 67–70. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V вв. СПБ. 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Архитектурная тема ц. ап. Павла получила развитие в Андреевском соборе в Кронштадте (1806-1817; снесен в 1932). Отталкиваясь от объемно-планировочной структуры ц. ап. Павла, З. добился большей гармонии в пропорциях, а также добавил высокую колокольню, завершенную изящной ротондой из колонн и острым шпилем. Кроме франц. прототипов на силуэт собора повлияли однобашенные церкви английского классицизма, в т. ч. постройки архит. К. Рена. Архитектура Андреевского собора оказала большое влияние на архитектуру мн. церквей в провинции. Его относительно точными копиями стали: Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе (ныне Днепропетровск; 1830-1835), выстроенный по проекту архит. Ф. Санковского (20-е гг. XIX в.) на основе захаровского проекта (ок. 1805-1806; чертежи не найдены); собор св. блгв. кн. Александра Невского в Ижевске (1816-1823), первоначально был спроектирован С. Е. Дудиным, учеником З. После того как проект был отвергнут, он взял за основу проект Андреевского собора, изменив лишь нек-рые детали (завершение колокольни). Влияние облика кронштадтского собора заметно в ряде проектов и построек А. И. Мельникова , наиболее известного ученика З., а также А. А. Михайлова (ц. св. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, 1811-1823). С Кронштадтом связано и последнее произведение З. в области церковной архитектуры - 4-ярусная, с 8-гранным шпилем деревянная колокольня Богоявленской ц. (1811; не сохр.). Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров: Жизнь и творчество. М., 1940; Пилявский В. И. А. Д. Захаров, зодчий. Л., 1944; Аркин Д. Е. Захаров и Воронихин. М., 1953; Никулина Н. И., Пушнина Л. Т. Каталог юбил. выставки произведений А. Д. Захарова, 1761-1811. М., 1961; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. Л., 1982; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983; Шуйский В. К. Андреян Захаров. Л., 1989; он же. Андреян Захаров//Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 39-57; Кириченко Е. И. Запечатленная история России. М., 2001; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/182717.html

Захаров, видя, что миссионер приводит доказательства, против которых ничего нельзя возразить, пришёл в страшное волнение и начал кричать: «Если Никон имел право исправлять книги, докажите мне это правилами святых отец!». Отец Ксенофонт начал приводить примеры того, как ещё в древнейшие времена обряды и установления в Церкви были отменяемы и заменяемы другими: подробно изложил, как сначала праздник Пасхи праздновали в некоторых христианских церквах одновременно с иудеями, основываясь притом на апостольском примере, и как этот апостольский обычай отменён потом Первым Никейским Собором; подробно также раскрыл, как соборне отменено было апостольское же правило о имении жен епископами. «Если, – сказал он в заключение, – даже апостольские обрядовые установления были отменяемы и изменяемы в Церкви, то патриарх Никон с своим Собором имел несомненное право исправить некоторые обрядовые действия в нашей церкви, несогласные с обрядами Церкви Греческой. А книги у нас правили много раз и до патриарха Никона , и исправления эти считались делом законным». Захаров, не зная, что возразить, опять громким, порывистым голосом сказал: «Укажите мне правила святых апостолов и Вселенских Соборов, какими бы именно позволялось Никону исправлять книги!». Отец Ксенофонт: «Если вы считаете приведённые мною примеры исправления Церковью обрядов недостаточными, то я укажу и ещё...» Захаров: «Не надо; укажите мне правила! Иначе я не желаю с вами беседовать!». И встал, чтобы уходить. Отец Ксенофонт: «Погодите; что же вы уходите? Разве не желаете ещё побеседовать?». Захаров: " О чём же?». Отец Ксенофонт: «О Церкви Христовой». Захаров: «Что мне об этом говорить! Я и так нахожусь в Церкви Христовой!». Отец Ксенофонт: «А вот ваши же книги доказывают, что вы находитесь в не Христовой церкви». Захаров в это время сильно рассердился и, размахивая руками, кричал: «Что мне тут об этом говорить! Я иду своей дорогой, никто мне не поперечит!». И, расталкивая народ, быстро ушёл с беседы, к общему удивлению самих старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskazy...

В заключение своего краткого жизнеописания епископ Петр отмечает много случаев исцелений – по молитвам старца – «от тяжелых и опасных болезней, в которых врачи не могли помочь больным» 227 . Третье из ранних жизнеописаний – «Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 по 1864 год» – было издано почти одновременно с публикациями епископа Петра и М.Ф. Мельницкого: первое издание – СПб., 1891 г., второе – 1892 г., третье – М., 1894 г. 228 . Составитель этого жития – Елисей Захарович Захаров – указал свое имя только в конце предисловия к первому изданию. Следующие издания выходили безымянно. В предисловии «От издателя» Е.З. Захаров рассказал об обстоятельствах возникновения его замысла и об источниках, которыми он пользовался. «7-го августа 1889 года, находясь по некоторым делам моим в г. Томске, я был живо заинтересован весьма распространенной молвой о проживавшем и скончавшемся здесь, в В-х верстах от города Томска на заимке, у купца Семена Феофановича Хромова, старце 80 лет, Феодоре Кузьмиче. Об этой личности ходят многие толки, свидетельствующие как о подвижнической жизни означенного старца Феодора Кузьмича, так и о том уважении и доброй памяти, которые сохранились о нем и поныне в местном населении» 229 . Е.З. Захаров посетил С.Ф. Хромова 8 августа 1889 г. и, по-видимому, получил от него одну из записок, в которой купец «изложил свои воспоминания о Феодоре Кузьмиче». Захаров прямо не говорит о передаче ему текста Хромова, но отмечает существование «записки» и то, что она «еще не была напечатана для ознакомления публики». Затем он упоминает о выходе в «Русской старине» за 1887 г. и январь 1892 г. «статей» о Феодоре Кузьмиче, «из которых видны общие черты его жизни» (в январском номере 1892 г. вышло жизнеописание М.Ф. Мельницкого). «Поэтому, – пишет Е.З. Захаров, – желая с своей стороны, насколько возможно, изобразить эту таинственную личность, мы предлагаем сказание о нем, составленное частию по означенным статьям журнала «Русская старина», а частью из тех воспоминаний о нем, которые имеются в записке Хромова и других» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. М.: Филология, 1997 Духанин Валерий . Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте святителя Игнатия, епископа Кавказского. Сергиев Посад: МДА, 2000. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995 Дьяченко Григорий , прот. Духовный мир: Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. М., 1900 Дягилев В.В. Хрестоматия по занимательной философии: Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов. М.: Издательский центр АЗ, 1996 Евфимий Зигабен . Толкование на Евангелие. СПб., 2000 Ельников А. Святитель-исповедник земли Крымской. Встреча (православный студенческий журнал МДАиС), 3, 1996 Есенин Сергей. Стихотворения и поэмы. Ярославль, 1988 Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 1. М.: Изд-во «Посад», 1993 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского . Месяц декабрь. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1993 Жуков Пафнутий, свящ. Откуда Бог ? – Новосибирск, 1999 Жукова М.Г. Старец Нектарий и маршал Жуков/Русский дом. 6, 1999 Жукова М.Г. Твой есмь аз/Русский дом, 5, 1998 Жукова М.Г. Маршал Жуков и солдаты. Русский дом, 5, 1998 Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям святых отцов как практическое руководство в духовной жизни. М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998 Захаров Александр, свящ. Бриллиантовая явь: Книга для наркоманов и их родителей, а также для тех, кто не хочет стать ни теми, ни другими. М.: Глагол, 2000. Захаров Александр, свящ. К кому нам идти. СПб., 1999 Захаров Александр, свящ. Печаль ваша в радость будет. М.: Глагол, 2002 Захаров Александр, свящ.; Волков Кирилл, проф. У порога вечности. СПб., 1999 Захарова В. Американский патерик: К выходу книги отца Дамаскина (Христенсена) «Не от мира сего»/Православная беседа, 1, 1998 Збарский И.Б. От России до России/Под «крышей» мавзолея. Тверь: Полина, 1998

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Сочинения: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М.: Московский рабочий, 1994. Источники: Епархиальное собрание. -//Церковный Вестник Западно Европейской Епархии. - Париж, 1933, N8-9. - с.25. Историческая записка о Воскресенской церкви в г. Рабате. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма, Рабат, Марокко. ЕГОРОВ АНАТОЛИЙ, протоиерей Настоятель Воскресенского храма в Рабате, Марокко с 1991 по 1998. Провел большие ремонтно-восстановительные работы в храме, надстроил ограду, провел благоустройство сада, ремонт дома, украсил храм новыми иконами, издавал Приходской бюллетень. Источники: Егоров Анатолий, протоиерей. Отчеты. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. Егоров Анатолий, протоиерей. Рапорт, 1995.25.3. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ, протоиерей Настоятель Воскресенского храма в Рабате. Марокко, с момента подчинения в непосредственное ведение Председателей ОВЦС МП, с 1972. Автор Исторической записки по истории храма. Сочинения: Захаров Николай, протоиерей. Воскресенский приход Московского патриархата в Марокко. - Журнал Московской патриархии. - М., 1978, N 4. - с.7. Захаров Николай, протоиерей. Историческая записка. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. Захаров Николай, протоиерей. Отчеты. - Отдел внешних церковных связей (сношений) Московского Патриархата. Архив. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко. ИГНАТЬЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, граф Род. 31.3.1904. В Марокко возглавлял крупную строительную фирму. Приглашался на официальные приемы в посольство СССР, как представитель русской общины. Был активным членом церковного совета Воскресенского храма в Рабате, состоял в юрисдикции МП, в период 1947-1959 отстаивал церковное имущество от нападок со стороны РПЦЗ. Похоронен на христианском кладбище в Рабате.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Светлый вечер: иеромонах Серафим Захаров. Об афонских старцах и старце Тихоне (Голенкове) В программе «Светлый вечер» иером. Серафим Захаров рассказывает об афонских старцах и старце Тихоне (Голенкове).   В программе «Светлый вечер» иером. Серафим Захаров рассказывает об афонских старцах и старце Тихоне (Голенкове ). Афонские монахи приложили немало усилий, чтобы собрать материалы о старце Тихоне, одном из самых известных русских старцев на Афоне. Ни для кого не секрет, что за тысячелетие русского монашества на Афоне никто, кроме старца Тихона, не получил прозвище - «русский». Старца Тихона называют Русским именно потому, что он явил на Святой Горе именно русскую святость. Старец, подобно Серафиму Саровскому, кормил прямо из рук дикого кабана.   На обед к старцу приходила боязливая лиса. Свирепая кабаниха около кельи Старца Тихона  рожала и выращивала кабанят, поскольку в непроходимых лесах Святой Горы это было самое безопасное от охотников место. Цраство Божие как бы осенило Келью Честного Креста, где перестали действовать земные законы. Не только близость к диким животным отличали отца Тихона. Его подвиг выразился в экстримальном  аскетизме: невиданном посте, непритворном смирении, неподражаемом нестяжании. Все эти качества в жизни  о. Тихона просияли особенно ярким светом, доселе невиданным на Афоне . И особенно интересно то, что старец был нашим современником. Это дает повод русским людям хорошенько призадуматься.     + Комментарии Всего комментариев: 5 2017/02/21, 19:23:28 Упокой, Господи, душу новопреставленного раба твоего Виталия и сотвори ему вечную память... Скорбит вся Россия... 2017/02/20, 09:52:57 Это самый настоящий елей для сердца!Слава Богу за все,Слава Богу за все ,Слава Богу за скорбь и за радость!Господи,укрепи нас немощных,дай сил выдержать все! 2017/02/20, 09:24:06 Какой вы, однако, святой, Слава Богу за все! Феодосия 2017/02/19, 16:13:31 Человек слепое орудие в руках Бжьих: говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2526

Немного об «устроителе» церкви. Г.Ф. Захаров родился в 1713 году. Женился на устюжанке А.В. Чирковой; через несколько лет они перебрались в Устюг и записались в Устюжское купеческое общество. Проживали они на улице Шашериной. Известны были в городе своей благотворительностью. Кроме постройки Спасо-Преображенской церкви на своей родине, Г.Ф. Захаров в Устюге внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с них обращались в пользу бедных и неимущих устюжан. В 1787-1788 гг. Захаровы построили на свои средства в Устюге двухэтажный каменный воспитательный дом, известный горожанам как захаровская богадельня, и на содержание вложили в сиротский суд 17200 рублей. Сыновья Григория Федоровича Иван и Лев имели половников в деревнях Спасо-Преображенского прихода. Интересно, что в деревнях этого прихода были также половники богатейшего устюжского купца Ивана Курочкина и его внука Николая (отмечены в 1804 г.). На церковном кладбище похоронены отец и брат Г.Ф.Захарова, и на могиле их положена вырезанная плита с надписью: «Под сим камнем погребены сея веси преставшияся рабы Божии Феодор Стефанов сын Захаров в 1718 году, апреля 10 дня, сын его Прохор в 1743г. ..А сей камень положен сея святые церкви строителем сыном его Великоустюгским купцом Григорием Федоровым сыном Захаровым.1782 года.» До наших дней дошли предания, вполне схожие с такими же преданиями о других церквях: о богатствах, оставшихся в церкви со старых времен. Рассказывают о подземных ходах и скрытых в них сокровищах. Рассказывают, что на церкви были купола из чистого золота, а когда церковь закрыли, купола были сброшены в воды Духова озера, и их будто бы можно и сейчас увидеть на дне озера в безветренную погоду. Будто бы один кладоискатель прошел под озером через подземный ход, выложенный кирпичом, и разобрал кирпичную стенку, а потом она снова оказалась заложенной. Насколько реальны эти легенды? Появились они, безусловно, не на пустом месте. Церковная летопись рассказывает о богатом убранстве храма.

http://sobory.ru/article/?object=15063

Учение о множественности составляет неотъемлемую часть оригенизма, но не православного вероучения. А «своего рода преображение» – может быть воспринято едва ли не как пародия и кощунственный фарс на тему о Страшном Втором Пришествии Христа Спасителя и жизни будущего века. Здесь наука уж точно не помогает воспринимать Божественное Откровение. Общий вывод протоиерей Михаил Захаров делает следующий: «Научные представления о мipe приближаются к христианским, наиболее ясно выраженным в богословии великих каппадокийцев. Это блестяще показал епископ Василий (Родзянко) в своей книге «Теория распада вселенной и вера Отцов " " 1382 . Этот вывод, во-первых, не доказан ни научно, ни богословски. И во-вторых – он является вполне ложным по своему существу, в особенности если под сближением или синтезом науки и религии иметь в виду тот способ профанирующего, «аллегорического» толкования Священного Писания, который предложил епископ Василий (Родзянко) и который пропагандируется протоиереем Михаилом Захаровым. В начале своего доклада «Творение и промысел Божий» протоиерей Михаил Захаров утверждает: «История сотворения изложена в первых двух главах книги Бытия. Она далека от научных представлений о происхождении нашего (выделено автором – прот. К.Б.) " 1383 . Здесь он явно указывает на то, что книга Бытия не описывает творение нашего . Этой антибиблейской мыслью о. Михаил завершает свою статью: «Очевидно, что рождение нашей (выделено автором – прот. К.Б.) вселенной – это и есть рождение другого, тленного для смертных, данного согрешившему человеку Промыслом Божиим вместо прежнего, обители богоносцев, в которую «вступит впоследствии человек Божий, когда, очистив ум и плоть, совершится богом». Таким образом, если справедлив вопрос, где кончается творение и начинается Промысл Божий , то, по-видимому, эту границу следует расположить по ту сторону момента рождения нашей вселенной. С момента же рождения нашей вселенной в действует Промысл Божий» 1384 . Протоиерей Михаил Захаров чёрным по белому здесь пишет, что наша вселенная никогда, с момента своего «рождения», не была подвержена акту творения – то есть не была сотворена ! Следует отметить, что в святоотеческой традиции не принято говорить о «рождении» вселенной, но лишь о ее «сотворении». Выражение «рожденна, не сотворенна» Православная Церковь относит не к а к Сыну Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

49. Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 196-197; со ссылкой на: ТФГАТО, ф. 164, оп. 1, д. 437, л. 85-97. 50. Курлов П. Г. Гибель императорской России. М: Захаров, 2002. С. 193-195. 51. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. Т. II, репринт. М: Феникс, 1992. С. 70, 76. 52. Курлов П. Г. Гибель императорской России. М: Захаров, 2002. С. 195-196. 53. Материалы Чрезвычайной Следственной Комиссии, приобретенные М. Л. Растроповичем на аукционе Сотбис (Лондон, 1995 г.); цит. по: Радзинский Э . Распутин: жизнь и смерть. М: Вагриус, 2001. С. 134. 54. Курлов П. Г. Гибель императорской России. М: Захаров, 2002. С. 196. 55. Бэттс Ричард (Фома) Пшеница и плевелы. М: Валаамское общество Америки в России. 1997. С. 72. 56. Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 196-197; со ссылкой на: ТФГАТО, ф. 164, оп. 1, д. 437, л. 85-97. 57. Степашкин В. А ., м.н.с. музея «Саровская пустынь». газета «Городской курьер» г. Саров - http://www.courier.sarov.ru/03/txt/9031104.htm . 58. Там же. 59. Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 196-197; со ссылкой на: ТФГАТО, ф. 164, оп. 1, д. 437, л. 85-97. 60. Платонов О. А. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. С. 174; со ссылкой на: ТФГАТО, ф. 164, оп. 1, д. 436. 61. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. Т. II, репринт. М: Феникс, 1992. С. 85 . 62. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Минск: Харвест, 2004. С. 459, 479 . 63. Герасимов А. В. На лезвии с террористами. М: Товарищество русских художников, 1991. С. 181-183. 64. Материалы Чрезвычайной Следственной Комиссии, приобретенные М. Л. Растроповичем на аукционе Сотбис (Лондон, 1995 г.); цит. по: Радзинский Э . Распутин: жизнь и смерть. М: Вагриус, 2001. С. 175.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/28/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010