Выг. пуст. стр. 55–57 – с судным делом о разорении Палеостровского монастыря – «Од. Губ. Вед.» 1842, 1–14), наш автор верит ему безусловно; а где случайно и неумышленно, в интимном рассказе, раскольничий писатель проговаривается относительно безобразий раскольничьего быта – он, по мнению г. Нильского, недостоверен! Не гораздо ли естественнее предположить, что раскольник лжет, когда хвалит самого себя, нежели когда он рассказывает о самом себе нехорошие вещи? 2) Что касается того, насколько страх существовавших в этот период времени гонений на раскольников имел влияние на обуздание плотских вожделений выговских аскетов, то на этот предмет мы имеем свидетельство истории выговской пустыни, приведенное и у г. Нильского (опять не в том месте, где ему быть следовало) о том, как однажды гонимые «седяще в запоре и к смерти готовящеся (огненной) были не без искушения и греха», в грехопадении были повинны. «Ах наше бедное житье, восклицает выговский историограф: седяще в запоре, к смерти готовящеся, а страсти плотские и дьявол ратуют... все люди стали молодые, а жили в одном месте» и пр. (см. Сем. жизнь 58–59). 3) К этому же времени относится весьма любопытный рассказ палеостровского игумена Кирилла о своего рода умыкании жен, каким занимались выговские «аскеты» и притом не простые скитальцы, а люди близкие к будущим киновиархам Выгореции, каков был Емельян Повенецкий: выходя из лесов «великим скопом», с оружием в руках они насилием уводили жен в свои «воровские станы» (см. Братья Денисовы, стр. 79). 4) Митрополит тобольский Игнатий рассказывает о знаменитом диаконе Игнатии, как этот «страстотерпец», по выражению Денисова, собрал вокруг себя множество мужей, жен и девиц и по наружности сохраняя вид строгого подвижника, тайно заповедовал им без всякого зазрения жить блудно, говоря, что это не грех, а любовь (Игн. тобол. посл. Ш-е, гл. 29 и 30, сн. Макария Ист. раск. стр. 252). Об этом рассказе также не упоминается в книге г. Нильского. Относительно жизни выговцев со времени основания монастыря приведем 1) свидетельства указа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вам остается только поддерживать этот дух, и это не трудно будет для Вас, пока остаются на службе при академии такие почтенные деятели, как В. Д. Кудрявцев, Н. И. Субботин 1482 и другие, им подобные. Призывая Вам Божие благословение и благодатную помощь великого Угодника Божия, преподобного Сергия, в ваших трудах на поприще служения высшему духовному образованию, с братскою о Христе любовью пребываю»… 22 ч. получено было мною еще 13 писем. Вот некоторые из них. Помощник Управляющего Канцелярией Св. Синода, С. В. Керский 1483 от 20-го ч. писал, между прочим: «…Нынешний год начался для меня несчастливо. 3 января, идя по улице в гололедицу, я поскользнулся, упал и переломил у себя правое бедро. Около 6-ти недель лежал я почти неподвижно в постели, потом стал сначала на костылях ходить, а теперь вот хожу при помощи палочки. Учусь ходить без палочки, но пока без большого успеха, так как нога моя еще не совсем окрепла и укрепляется медленно. Впрочем, на службу в Синод уже выхожу и делами занимаюсь. —51— Из дел, обсуждавшихся в нынешнюю синодальную сессию, позволяю себе представить вниманию Вашему о следующих. 1) Пересмотрен и исправлен чин монашеского пострижения. 2) По обсуждении одобрен проект Игн. Кл. Зинченко о пользе поднять значение протоиереев соборных в уездных городах, дать им право надзора, по всему уезду, за деятельностью священников, и даже Благочинных, за богослужением в церквах, за школами, и т. д., с назначением в жалованье первому не менее 600 р. в год из местных епархиальных средств. Пока проект обсуждался Синодалами лишь в кельях Митрополита Московского; 1484 дальнейшая судьба его неизвестна. Но думаю, что следовало бы послать его на предварительное заключение всех Епархиальных преосвященных. – Другие синодские дела не представляют выдающегося ничего, или же они опубликованы в Церковных Ведомостях, а потому умалчиваю о них. По поводу желания Вашего Высокопреосвященства получать чрез меня сведения о синодских делах, наиболее интересных, ответствую, что я всегда готов послужить Вам, чем и сколько могу, и впредь».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В могилу вместе с телами полагали иногда различные знаки достоинства умерших или предметы их благоговейного чествования. Сами могилы украшались памятниками и крестами и усыпались цветами 3 . Богослужебные действия Богослужебныя действия. Главные составные части утреннего и вечернего богослужения были теже самые, которые и теперь входят в состав сего богослужения; но в подробностях почти каждая местная церковь следовала своему уставу. С IV века богослужебные действия, при участии св. Василия В., Иоанна Златоуста и других отцов Церкви, стали получать более определенный вид. Карфагенский собор (в Vbeke) определил однообразный порядок богослужения для всех африканских церквей. А преп. Савва освященный (532 г.), на основании преданий, составил устав, который потом дополнен был другими отцами (напр. св. Софронием иерусалимским , св. Иоанном Дамаскиным ). Главными составными частями богослужения были, как и ныне, чтение и пение. Чтение назначалось из св. писания ветхого и нового завета ( Деян. 15, 21; 13, 27 ; Рим. 15, 4 . Солун. 5, 27). Новый Завет , еще в начале II века, разделен был на Евангелие и Апостол (Игн. посл. к Филадельф. гл. 5). Евангелие везде читалось только епископом, пресвитером и диаконом (пост. ап. кн. 2. гл. 25, 27). Порядок чтения при богослужении сперва зависел от воли предстоятеля церкви, а с IV века назначены были уже определенные чтения для воскресных и праздничных дней. Окончательно же определен порядок чтения при богослужении в IX веке. – Кроме св. писания при богослужении читались молитвы, написанные отцами Церкви; напр. св. Ефремом Сириянином (Господи и Владыко живота моего... Нескверная, неблазная, нетленная...), Василием великим и Иоанном Златоустым (молитвы на литургии; некоторые молитвы к причащению; молитвы на вечерни пятидесятницы и пр.), Кириллом александрийским (последование часов во св. и великий пяток) и пр. Пение вошло в состав богослужения при Апостолах (Матв. 26, 30. Деян. 16, 25 . Колос. 3, 16 . Эфес. 5, 19). Пели сперва ветхозаветные, а потом и новозаветные песни, составленные отцами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Чрез непродолжительное время оставил он земной мир, и я в числе прочих имел утешение проводить его гроб до могилы. Вечный покой, царство ему небесное! Учителем латинского языка был у нас Иван Никитич Цветковский, человек доброй души, но по давности нахождения на службе ослабевшей в педагогическом деле, почему мало интересовал нас своими уроками. Был требователен, когда начали изучать спряжение глаголов с их формациями, а в особенности пред нашим отъездом домой на каникулярное время, угрожая не пощадить «маменькиных на нас портков», как он выражался, — причем делал оговорку, что пощада возможна для тех учеников, родители которых привезут овсеца для его лошадей. Припасши при своем одиночестве некоторый капитал от репетиций, Иван Никитич обзавелся парою борзых лошадок и красивой колясочкой, на которых катался в послеобеденное время. По переходе нашем в 3 класс, начальник монастыря и вместе смотритель училища, игумен Григорий, вышел в отставку, и на его место, на должность смотрителя, поступил недавно выпущенный пред тем кандидат Киевской духовной Академии Игн. Петр. М — ч. Мы и его не часто видели, и то только, когда он из уроков в 4 классе, во время перемен, выходил в училищный коридор проходиться. Мы не могли не любоваться его осанкой: корпусом своим был полон, росту выше среднего, лоб широкий и выпуклый, глаза большие и тоже выпуклые, на длинных щеках — бакенбарды довольно волосистые, голос густой, поступь важная, на плечах плащ, из-под плаща выглядывает черный фрак с блестящими серебряными пуговицами в орлах. В непродолжительном времени начальник наш принял священный сан с титуломуездного протоиерея и первенствующего члена Богуславского дух.правления, помещавшегося в монастырском домике, в нескольких шагах от училища. С принятием священного сана смотритель нашего училища выглядел еще лучше: ряса на нем была шелковая — цвета светлого, кафтан атласный, препоясанный красным бархатным поясом, расшитым золотом; шляпа шелковая, низкая, с короткими полями. Весь костюм о. смотрителя сшит был, как говорится, по последней моде.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

IV. Ц е р к о в н ы е м о л и т в ы. а) Святоотеческие свидетельства об общих молитвах христиан. 1 . Св. Игнатий Богоносец (†107 г.), ученик св. ап. Иоанна Богослова, говорит: «В общем собрании должна быть у вас одна общая молитва; в согласной и стройной любви вашей воспевайте вы Христа Иисуса и все составляйте один хор, чтобы, исполняясь в единомыслии веселием Божиим, петь единомысленное единым гласом. Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной. Один Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа. Никто да не обольщается: кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих ( Мф.18:19 ) имеет великую силу, то сколько сильнее молитва целой Церкви? Потому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя, ибо написано: «Бог гордым противится» ( Притч.3:34 ; Иак.4:6 ; 1Пет.5:5 ). Составляйте же из себя все до одного хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Ибо если вы вместе, то низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела» (св. Игн. Богон. «Посл. к магнез.» гл. III, VI и VII; «К римл.» гл. II; «Смирн.» rл.VIII; «К ефес.» гл. IV, V и 13). 2 . Св. Иустин философ (†166 г.), рассказывая в апологиях своих, или защитительных речах о христианах, так выражается о молитве Церкви Христовой: «Мы ведем просвещенного (крещением) к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы о всех, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться исполнителями заповеди для получения вечного спасения. Тут мы приветствуем друг друга лобзанием любви. Тут песни свои поют христиане в торжестве души и не имеют нужды увеличивать торжества сего звуком орудий мертвых; язык их – цитра благозвучная и жертва их – жертва духа, который поет и славит Господа и молит Его одними чувствами сердца» (Иуст. фил. «1 аполог, гл. LXVII и 2 апол.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—135— 1886 г. гию и пообедавши с своими викарными, выедет в С.-Петербург. Зачем у Вас взяли вашего викарного? Он, кажется, был хороший человек. Для повышения? А Вам другого дадут? Или Вы одни справитесь, если Вас не будут требовать в Синод? Проситься туда, думаю, Вы не будете. Это, может быть, полезно Палладиям, а не всем. Амвросий Харьковский пока отлягивался, не знаю, что дальше будет». 9 числа утром приехал ко мне на перепутье из Петербурга член-­ревизор Учебного Комитета, Игн. Климент. Зинченко 3407 , отправлявшийся на ревизию в Пензу и Оренбург. Он передал мне поклон от Управляющего Канцелярией Св. Синода, Вл. Карл. Саблера, и вместе с поклоном совет представить на вакансию Викария Желтиковского о. архимандрита Гавриила. Я принял этот добрый совет к сведению и не замедлил воспользоваться им. В одном поезде с г. Зинченком отправлялся в Константинополь и на Афон помощник Управляющего Канцелярией Св. Синода, С.В. Керский, но этот не рассудил посетить меня. 10-го числа получено было мною два письма: одно из Осташкова, другое из Ярославля. Из Осташкова писал от 6-го числа, архимандрит Ниловой пустыни Арсений: «По вашему архипастырскому благословению мною исполнено благочестивое желание Андрея Феодоровича Ковалевского. При соборном служении молебна с акафистом 2­ сего ноября было совершено освящение двух икон Преподобного Нила Чудотворца, затем (также с молитвою) была отрезана небольшая часть от собственной нетленной схимы Угодника Божия, и в бумажке с ватой приложена к св. иконе большого размера. Эти св. иконы 5­ сего ноября отправлены по почте двумя ценными посылками на 25 руб. и в них вложены по два экземпляра книжек службы и акафиста Угоднику Божию. При этом того­ же числа отправлено почтительное письмо —136— 1886 г. к Андрею Феодоровичу с искренним пожеланием душевного спасения и телесного здравия». Из Ярославля от 8­-го числа писал преосвященный архиепископ Ионафан, в ответ на мое письмо от 29-го октября: «После долговременного молчания мне весьма приятно было получить братское послание ваше от 29­-го октября. Благодарю Вас за него. Поручение ваше исполняется. 3-го сего ноября писал священнику села Бабурина Иоанну Успенскому о высылке ко мне писем высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, если таковые у него имеются, с предложением условий, выраженных в послании Вашем. По получении таковых писем не замедлю пересылкой их Вашему Высокопреосвященству. Нашлась и в моей библиотеке книжица, посвященная памяти Высокопреосвященного Филарета, бывшего архиепископа Ярославского, составленная покойным секретарем Мироном Никольским 3408 , на основании документов, хранящихся в Ярославской Консистории. Может быть, она будет пригодна. Книжицу сию при сем имею честь препроводить Вам на благоусмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

111. Какия предостережения святых наставников важны для всех, кто проходить опыт творения Иисусовой Молитвы? 1 . Святит. Симеон Солунский преподает и узаконяет архиереям, монахам, священникам и мирским людям всякого звания, выполнять, как свое дыхание и жизнь, эту святую Молитву Иисусову в уме и устах на каждый час и время (Бл. Филофей Синайск.). Да будет известно и то, что не только в пустыне, но в великих лаврах среди городов, были учители и многочисленные делатели сего умного священнодействия. (Схимон. Василий, предисл. кн. св. Григор. Син.). 2 . Неверно, что приступать к умному деланию можно лишь после очищения себя от страстей. Нельзя разделять эти два дела. Начиная первое – умную молитву, уничтожаешь в себе и страсти. Умное делание научает видеть свое духовное состояние. «Я же верую, что в один час или минуту может человек примирить свою совесть с Богом, людьми и вещами, как учит великий учитель пр. Симеон Н. Богосл.: ибо жало совести умное делание не уничтожает» (схимон. Василий). Запрещается касаться умного делания только в том случае, если охваченный страстью хочет оставаться в своем страстном устроении. «При сем внутри происходить глубокий разладь, прогоняющий всякую мирность сердца» (Ел. Феофан Затв.). Таким образом не молитва новоначальных, а только молитва созерцательная невозможна без предварительного очищения от страстей : " Если скажем, что не имеем греха, прелщасм себя. Если грехи наши исповедуем, то Он будучи верен и праведен, оставить нам, и очистить нас от всякой неправды« ( 1Uoah. I, 8, 9 ). 3 . Никто не может самовластно войти во второе состояние молитвы, созерцательное, если не посетит кого Бог и благодатно Своей введет в него. Если же кто без света благодати дерзнет восходить на такия видения, пусть знает, что он воображает мечтание, а не видения удостоен. (Св. Григорий Синаит ). 4 . Святые Отцы предостерегают занимающихся Иисусовой молитвой от прелести (Еп. Игн. Брянч. т. I, стр. 128). В прелести происходить ложное наслаждение молитвою. Достигшие истинного преуспеяния не видят своего совершенства и почитают себя ничем. Самообольщение приходить, когда желают общения со Всевышним без предочищения покаянием. Прелесть есть пристрастное уклонение души ко лжи на основании самомнения, которое есть самооболыцение. «Вообще одна причина прелести – гордость» (Св. Григорий Синаит ). Ум гордого не может сосредоточиться на самовоззрении, от которого рождается покаяние и умиление.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поистине невозможно. (Кал. Игн. гл. 15-я)». Относительно избрания наставника духовного преп. Исаия отшельник пишет: «Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, а на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностью, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих» 11 . Св. Иоанн Лествичник советует: «если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую лечебницу, то будь в ней как бы мимоходом; а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих, и когда от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее если найдешь между ними то, чего и должно искать, то есть врачевство против душевной надменности, тогда уже и приступи к ним и продайся на злате смирения, на хартии послушания (Сл. 4-е, § 94-й). – С радостию и страхом приступим к доброму сему подвигу: не будем бояться врагов наших, ибо они взирают на лицо нашей души, хотя сами и невидимы, и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда сии коварные яростнее вооружаются против нас, зная, что мы устрашились. Итак, вооружимся против них благодушно, ибо с мужественным борцом никто бороться не смеет» (Сл. 1-е, § 22-й). Таковы советы святых Отцов подвижников, желающим отречься от мира и, в тишине монашеской жизни, стремиться к духовному совершенству и несомненно верному спасению души. Из этих изречений и советов мы видим, что желающий вступить в монастырь должен: 1) Прежде всего, много и усердно молиться Богу и просить Его помощи в этом деле. 2) Испытать себя: твердо ли решается на терпение всего прискорбного, до самой смерти? 3) Просить Бога от всей души, чтобы Он указал ему Обитель, как место подвига, и отца духовного – наставника и руководителя в жизни монашеской. 4) Спрашивать и узнавать, собирать необходимые о сем сведения от других людей, и 5) найдя искомое, предать себя в совершенное послушание своему наставнику, ибо эта добродетель – искреннее послушание – есть главная, необходимейшая и приносящая наилучшие плоды в жизни монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Александр - Галине И. 9 октября 2020, 11:28 Простите, но вы ошибаетесь Галина. Ваши слова: " Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине " (XVI–XVII вв.). А почему отец Иоанн затрагивает Киевскую митрополию в этот период? Как вы понимаете? И тогда я напишу в чем вы ошибаетесь? Опишите своё видение. Галина И. 8 октября 2020, 21:29 Владимир 8 октября 2020, 08:34. Владимир, отец Андрей в предисловии к статье отмечает: " Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине " (XVI–XVII вв.). Так что эти " критерии истинной Церкви " , выделенные прп. Иоанном Вишенским, не являются полными и исчерпывающими, а носят частный характер. В совр. богословских книгах указаны разл.критерии Православной Церкви по Свящ.-му Писанию и св.отцам. Мне кажется, наиболее подробно эту тему рассматривает прот. Вадим Леонов в своем учебном пособии " Основы православной антропологии " ,ч.III,3.1. " Понятие о Церкви и ее предназначении " . Владимир 8 октября 2020, 08:34 Галина, полностью согласен с Вами и могу к Вами сказанному добавить еще десяток признаков, объясняющих почему секта Торопа не истинная церковь. Но этих критериев нет в статье, Вашего признака тоже нет. Поэтому, надо признать, что перечисленные в статье критерии явно недостаточны. Дух Святой анафематствовал чрез апостола Павла даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое евангельской и апостольской проповеди. Галина И. 7 октября 2020, 20:19 Владимир 7 октября 2020. Простите, но ложность культа Виссариона ясна. " Христос- глава Церкви,и Он же Спаситель тела " (Еф.5,23). " Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание..., новозаветная Церковь, есть Господь наш Иисус Христос " (Свт. Игн. (Брянч.-в). Торопа объявил себя " Иисусом Христом " . Это страшная ересь, дух. слепота. Отсюда- полнейшее несоответствие данной секты истинной Церкви по всем критериям. О чем речь, если у тела вставная, поддельная глава? " Если скажут вам: " вот,Он в пустыне " ,-не выходите; " вот, Он в потаенных комнатах " ,-не верьте;ибо,как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого " (Мф.24:26-27).Гипноз.

http://pravoslavie.ru/134371.html

Для них, впрочем, пожалуй, это и так, но не так это для Бога. Как вы могли убедиться из примера, Господь подлинно, когда Ему угодно, не даёт преподобному Своему видеть истление ( Пс.15:10 ), хранит нетленным тело его, чтобы научить нас презирать земное и стремиться к небесному, и делает так, что и кости святых процветают от места их ( Сир.46:14 ). А отсюда и научимся не слушать бредней людей неверующих и будем чтить мощи святых как сосуды благодати Христовой. Будем прибегать к ним, как и доселе прибегали, чтобы при них приносить молитвы Угодникам Божиим. Лобызая святые останки их, будем возноситься мыслью к жизни святых и будем подражать их крепкой вере и пламенной любви к Богу. Ибо, скажем в заключение словами Златоуста: «Для того Бог и оставил нам мощи святых, чтоб как бы рукою привести нас к той ревности, какая была в них» (Похв. сл. Игн. Богоносцу. Хр. Чт. 1835г. ч. 3-я). Аминь. 13-й день 14. Диаволу не одолеть Церкви Христовой (Слово об обновлении храма Воскресения Христова, иже во Иерусалиме. Чет. Мин. сент. 13) Господь сказал: «Созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). Что значат эти слова Господни? То, «что никакие враждебные силы, даже силы ада и сатаны не возмогут победить основанной Христом Церкви, ... что никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят её» (Мих. Толк. на Мф. стр.297); «что церковь Христова будет существовать до скончания мира, что она будет стоять на земле твёрдо и никакие нападения врага – диавола, со всеми его соучастниками, не разрушат ее». (Евсев. Поуч. о вере, ч.2-я, стр. 273). Правда ли же всё это? Правда ли, что никакие нападения врага – дьявола, со всеми его соучастниками, не разрушат Церкви Христовой и никакие злые советы, ухищрения и действия тайных сил не победят её? Конечно правда, братие, ибо с одной стороны вы сами знаете, что скорее прейдут небо и земля, чем прейдут словеса Господни; а с другой, правда и потому, что дьявол показал уже своё бессилие в борьбе с Церковью Христовой и поражение от Христа потерпел.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010