Игн. бог. Посл. к Полик. с. 193–194. Каз. 1855. Терт. Пис. к жен. 2: тв. ч. 2 с. 223. Спб. 1847. Прот. Марк. кн. 5 гл. 18 и О единобр. гл. 5: тв. с. 333. 390. Венец. 1701. Пост. ап. кн. 6 гл. 8 с. 134–135. Лейпц. 1853. Св. Амвр. мед. Пис. 42: тв. т. 2 ч. 1 с. 1124. Пар. 1845. Св. Епиф. О ерес. 67 гл. 6: тв. т. 1 с. 714. Кельн, 1682. 717 Св. Амвр. мед. Пис. 19: тв. т. 2 ч. 1 с. 984. Пар. 1845. Клим. ал. Стром. кн. 3. 4: тв. с. 462. 524. Пар. 1741. Зенон. веронск. О вере, надежд. и любв. гл. 4. 719 Св. Амвр. мед. Об Авраам. кн. 1 гл. 7: тв. т. 1 ч. 1 с. 443. Пар. 1845. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 48: ч. 3 с. 147. 148. Спб. 1853. Сос. на п. к кор. 12 с. 207. Спб. 1858. 721 Апостольское прав. 26: «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы». Собора неокесарийского прав. 1: «Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина». Собора трулльского прав. 6: «Понеже речено в апостольских правилах, яко из произведенных в клир безбрачных токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». Книг. прав. с. 13. 133. 68. Спб. 1843. 724 Свицер. Сокров. церк. т. 1 с. 986. Амст. 1728. К этому лютеране присовокупляют, что послание св. Иакова, в котором говорится о елеопомазании, – не каноническое. Но это неправда: ибо каноническое достоинство этого послания не подлежит сомнению. Ориг. Бес. на Иисус. Нав. 7 : тв. т. 2 с. 412. Пар. 1733. Соб. лаод. прав. 60, Соб. карф. прав. 33 и св. Амф. Посл. к Селевку: кн. прав. с. 160. 182. 348. Спб. 1843. Св. Афан. вел. Кратк. обзор. свящ. пис. кн. 6: хр. чт. 1842 г. ч. 1 с. 157–158. Св. Иннок. Пис. к епископ. Екзуперию: тв. св. Льва в. т. 2 с. 47. Лион, 1700. Пр. Иерон. Пис. к Павлину: тв. т. 4 ч. 2 с. 574. Пар. 1706. Бл. Авг. Хрис. наук. кн. 2 гл. 8 с. 84. К. 1835. Св. Иоан. дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иулиана), что усладительнее сего духовного зрелища, на котором присутствуют твои сочлены и братия? Но ты хочешь дать пищу и телу своему? – Вот здесь, под смоковницею или виноградным деревом, ты можешь, по окончании собрания, дать покой и телу, не подвергая себя упрекам совести. Когда ты видишь мученика вблизи, подле себя, как бы сидящим вместе с тобою за трапезою, то не попустишь, чтобы твое наслаждение перешло в преступление. Созерцая его очами веры, как наилучшего своего наставника и отца, ты умеришь смех свой, избегнешь неблагопристойностей, укротишь все порочные порывы плоти, – чего не возможешь сделать в оном предместии. Почему так? потому что завтрашний день там соберется множество пляшущих, а смотря на таких людей, часто и скромный человек невольно склоняется к подражанию их бесстыдству; особенно же потому, что среди их находится диавол, а они точно тут бывает, вызываемый гнусными песнями, бесстыдными речами и демонскими ликованиями. А ты отрекся от всего подобного, и обручил себя служению Христову в тот день, в который удостоен святых таинств». Св. Злат. Слов. похв. св. муч. Иулиану: хр. чт. 1834 г. ч. 4 с. 138–139. 77 Бл. Авг. О жизп. инок. гл. 28 чл. 36: тв т. 6 с. 364. Антв. 1701. В видах уничтожить это-то злоупотребление останками святынь и обнародован Феодосием великим закон, указываемый в свою пользу лютеранами: «Никому не переносить тела с одного места на другое, никому не тревожить мученика, никому тем не торговать». Феодос. вел. Кодекс. кн. 9, ст. 17 о гробах, зак. 7. 80 Муч. св. Игн. богон. гл. 6 и Муч. св. Полик. смирн. гл. 18: твор. муж. ап. врем. т. 2 с. 161. 202. Амст. 1724. Евсев. Церк. ист. с. 425. Спб. 1848. Св. Злат. Похв. Слов. св. муч. Иувент. и Максиму: хр. чт. 1842 г. ч. 3 с. 336. 81 Св. Злат. Похв. слов. св. Игнат. богон.: хр. чт. 1835 г. ч. 3 с. 253. 254. 255. Св. Григ. дв. Пис. к Феодору и к Брунихильде: хр. чт. 1838 г. ч. 1 с. 301. 1845 г. ч. 2 с. 385. Пис. к Димитр., Андр. и Рихареду: воскр. чт. XV, 227–228. 82 Св. Амвр. мед. Увещ. к дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Пиония 2, 1; 3, 6) и что Диоклетиан начал гонения 303 г. в день 23 февраля. Впрочем, упоминание о «великой субботе» можно рассматривать как литературно-символическую дань Ин. 19, 31 , если принимать во внимание общую установку Муч. Полик. Такой позиции придерживается Г.Бушманн (с. 20). По близкому мнению двух франкоязычных ученых, эпитет «великая» (μγα) добавлен к слову «суббота» с аналогичной целью, однако Муч. Пиония , явно параллельные Муч. Полик ., противоречат такому предположению. Еще одна позиция предложена П.Бриндамуром, который, ссылаясь на PGL 1220 (текст Епифания, IV в.), считает, что «великая суббота» может означать и в Муч. Полик. просто «воскресение», а поскольку 23 февраля 167 г. как раз приходилось на воскресение, это якобы снимает все трудности. Однако, как правильно возразил Б.Дехандшуттер 1102 , такое выражение не встречается в значении «воскресения» ранее IV века. Кроме того, добавим от себя, в Муч. Пиония речь идет явно о субботе (см. 2, 1, где сказано «с наступлением субботы» без эпитета «великая»). Новый литературный жанр. «Мученичество согласно Евангелию» Муч. Полик. открывает собой новый род христианской литературы. Автор намеренно проводит параллели между смертью мученика и страстями Христа (1, 2) (ср. уже Деян.8:59–60 ; Ирин. Лион. ПЕ III, 18, 5; Евс. ЦИ III, 32, 3): мученик предан ближними, которые сравниваются с Иудой (6, 2), арестован человеком по имени Ирод (там же), везут его на осле (8, 1); автор не забывает и о похожих деталях: день и час смерти (21, 1), отказ Поликарпа от пригвождения (13, 1), исполнитель казни, который приканчивает мученика кинжалом (16, 1). Смелость мучеников питается надеждой избежать вечного наказания чрез быстротечную муку (2, 3), но также и присутствием Спасителя, Который делает их нечувствительными к пыткам (2, 3–4). Это присутствие Господа сопровождается чудесами, явленными в мученичестве Поликарпа: за три дня он предвидит, каким образом умрет (7, 2); небесный голос, ободряющий его, слышим христианами (9, 1); огонь не касается его тела (15, 2) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

614 Так читается и во всех рукописях текста LXX толковников. Но в еврейском тексте и в Вульгате стоит: по числу сынов Израильских. Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха (17:17), находится уже у Филона (О потомках Каина 25; De plantatione 14). Святой Иустин (Диал. 131) отвергает чтение еврейского текста как поврежденное иудеями. 619 Вохер напрасно прибавляет «как вы, зная будущее», разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какой Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 620 Буквально: скипетров. Слово скипетр здесь употреблено в значении колена, как и в Третьей книге Царств (11:31.35). Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 629 Слов «как бы львом (ς λων)» нет ни в еврейском тексте, ни в греческом переводе LXX толковников. 643 Буквально: место (τπος). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения (см. ниже гл. XLI; также Игн. Ант. Полик. 1; Игн. Ант. Смирн. 6; Полик. Филип. 11 ). 644 Святой Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством. 645 Под этим именем у Климента подразумеваются и собственно так называемые пресвитеры, ими поставляемые для совершения священнодействий и разделяющие с ними дело пасения стада Христова. Ниже Климент говорит о тех же пастырях Церкви, называя их пресвитерами. 648 Излагая это событие из книги Чисел (гл. 17), Климент прибавляет некоторые подробности, умолчанные в Священном Писании, но заимствованные, вероятно, из иудейского предания. 650 Буквально: о епископском имени (π το νματος); это слово означает также звание, достоинство. 651 Т.е., епископов (в обширнейшем смысле) и диаконов. Замечательно, что Климент говорит об апостолах вообще и называет их нашими, не выставляя особенного авторитета апостола Петра и какого-либо преимущества Церкви. 652 πινομ, по мнению Гильгенфельда, означает здесь прибавление к закону; т.е., апостолы, кроме того, что, первых из обращенных поставляли во епископы и диаконы, сделали еще дальнейшее распоряжение, чтобы по смерти ими поставленных лиц должность их опять замещалась другими достойными. В следующем предложении «чтобы, когда они почиют» подлежащее относится не к апостолам, а к преемникам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В виду тревожного состояния Мало-Азийских церквей святой Игнатий возвышает свой голос: он дает верным теоретические наставления, чтобы они могли различать лжеучителей и противодействовать им. Против пагубного лжеучения докетов и иудаистов, разрушающих истинную веру и Церковь , святой Игнатий ясно и настойчиво излагает начала истинного Богопознания, которое для него дано в лице исторического Христа. Иисус Христос занимает центральное место в мыслях и чувствах Антиохийского епископа. Все его желания сводятся к одному: «Его хочу, за нас умершего, Его ищу, за нас воскресшего» ( Рим. 6 ). «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня – только бы достигнуть мне Христа» ( Рим. 5 ). Со всею ревностью он восклицает против еретиков: «какую пользу приносят мне те, которые меня хвалят, а Господа моего поносят». Против всяких ссылок на «древнее» ( ρχεια) Ветхого Завета у него один ответ: «для меня древнее – Иисус Христос» (Филад. 8). Всякое почтение он воздает пророкам потому только, что они предвозвещали Христа, всякая честь епископам потому, что они живут νγνμη Χριστου . Один епископ, один учитель Иисус Христос. Он наша жизнь – как можем мы жить без Него (Магн. 9:2)? С точки зрения центрального значения исторической личности Господа должно рассматривать все изречения Игнатия, так как и для него самого отсюда вытекает все его христианское познание. Здесь имеет свой корень его священный гнев против лжеучителей и его жажда мученичества. В кратких чертах учение Игнатия о Лице Иисуса Христа сводится к следующим положениям: Христос есть Бог – «Бог наш», «Бог мой» (Ефес, – proem.; 18:2; Рим, – proem.3:3; 6:3; Полик. 8:3), единый Сын Отца (Рим. – proem.) и Господь (Полик. 1:2). Прежде веков Он был у Отца (Магн. 6:1) и в конце дней явился во плоти, как Откровение единого Бога Отца (Магн. 8:2; Рим. 8:2 ). Все новозаветное спасение основывается на том, что Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни ( Еф. 19:3 ). Воплотившийся – совершенный человек (Смирн. 4:2). Игнатий особенно усиленно выдвигает реальность всей земной деятельности Иисуса Христа и отдельных частей ее часто употребляемым термином ληθως (Смирн. 1 и 6; Трал. 9:1; Полик. 3:2). Совершив Свое земное дело, Он опять пребывает у Отца ( Рим. 3:3 ). Но и по Своем Воскресении Он, хотя духовно и соединен со Отцем, пребывает во плоти (Смирн. 3:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, и все, что он говорил согласовывалось с Писанием. По милости Божией ко мне, я тогда внимательно это слушал и записывал не на бумаге, а в сердце. И по благодати Божией, я все время как следует пережевываю и могу перед Богом засвидетельствовать, что, если бы этот блаженный апостольский старец услышал что-либо подобное, он возопил бы, заткнул уши и по обычаю своему воскликнул: “Боже милостивый! На какое время сохранил Ты меня, чтобы такое мне выносить!» 111 Год рождения Поликарпа, после полувекового спора, теперь принято считать 69 или 70, а годом его мученической кончины 155. С какого времени Поликарп начал общаться с ап. Иоанном нам неизвестно, но на момент смерти Иоанна Поликарпу шел уже 31 год, поэтому совершенно возможно, что Иоанн Богослов поставил его епископом Смирны, как об этом свидетельствуют Ириней (ПЕ. III, 3: 4 ) и Тертуллиан (Прескрипц., 32). Когда Игнатий Богоносец , отправленный на казнь в Рим, был на остановке в Смирне, то, встретившись с Поликарпом, как-то особо к нему проникся. Не известно были ли они знакомы до этого момента. Возможно, Поликарп видел Игнатия, когда тот приезжал для бесед с Иоанном и там они могли познакомиться. Но на момент встречи Игнатия и Поликарпа, последнему шел уже 37 год, а Игнатий был намного его старше. В Послании к Поликарпу, Игнатий дает ему очень высокую характеристику. Называет его человеком непорочным, с которым бы желал всегда наслаждаться совместной радостью о Боге (Полик.1). Провидя будущее величие, которое Бог предназначил для Поликарпа, Игнатий говорит своему молодому соепископу: «Как нужны ветры кормчим, или пристань – обуреваемому, так нужен ты настоящему времени – для того, чтобы [помочь] достигнуть Бога» (Полик.2). Ему Игнатий поручает написать послания ближайшим Церквам, так как сам Игнатий, по причине внезапного отплытия из Троады в Неаполь не успевает их написать (Полик. 8). Через 45 лет, Поликарп действительно становится одним из главных духовных лидеров христианства в Асии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1195 Букв. «быть причастным чему-либо». В LHH предлагается перевод, to touch с возможным вариантом to receive a part of. < M(L). > 1203 Это выражение дало повод P.Kleism’y утверждать, что центурион объявил тело общественной (государственной) собственностью и отобрал его именем закона, дабы не отдать его христианам. Такое толкование представляется наилучшим, если греческое выражение считать калькой с латинского «технического выражения» in medio ponere (делать общим достоянием, см. Glare 1982, р. 1401, s.v. 11b). Однако место было непонятно уже в древности: в других рукописях добавлено «посредине костра». < L. > 1208 Выражение неясно. Следует полагать, что среди 12 мучеников, пострадавших в Смирне, многие были из Филадельфии. < Ω. > < ω. > 1213 «Маркиона» М, Camelot: «Маркиана» L, Ltft; «Марка» BPSA. Маркион был составителем письма, а Эварест (20, 2) – переписчиком. 1221 Шестой месяц македонского года, начинался 22 февраля по римскому календарю. Таким образом, ниже только рукопись М дает правильное чтение. О дате Муч. Полик. см. Предисловие. 1225 Луций Стаций Квадрат был ординарным консулом в 142 г., а проконсулат его приходился на 155 г. (Buschmann 1998, 367, Anm. 19). < MP. > < ML. > < P, Ltft. > < L. Ср. > 1232 По-видимому, следом за Муч. Полик. следовало житие св. Поликарпа, составленное Пионием и входившее в Corpus Polycarpianum, однако в его нынешней форме нет описания этого откровения. 1235 Ср. Полик. 7, 1 («первенец Сатаны» в пер. Преображенского) – о приверженцах учения докетов. Ср. Ирин. Лион. ПЕ III, 3, 4 и Евс. ЦИ IV, 14, 7. 1236 Ни в дошедших сочинениях Иринея, ни у Евсевия ничего не сказано об атом эпизоде. По-видимому, автору приписки были доступны другие, неизвестные нам, творения Иринея. Читать далее Источник: Писания мужей апостольских : [сборник]/[предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. протоиер. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева и др.]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 670 с. (Творения святых отцов и учителей церкви). ISBN 5-94625-059-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

325 Uob. XIX, 25–26 . Об этом месте книги Иова, приводимом, впрочем, у Климента довольно неточно, по тексту 70 толк., блаж. Иероним замечает: «… никто так открыто не говорит после (пришествия) Христа о воскресении, как он (Иов) до Христа». Орр. Т II, р. 438, ed. Vallars. 329 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковников. Но в еврейском тексте и в вульгате стоит: «… по числу сынов Израильских». Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха XVII, 17, – находится уже у Филона (de post. Caïni § 25. De piant. Noë § 14). Св. Иустин (dial. c. Tryph. c. 131) отвергает чтение еврейского текста, как поврежденное иудеями. 334 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 335 Буквально: скипетров. Слово скипетр здесь употреблено в значении колена, как и в 3-й кн. Царств 11:31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 358 Буквально: место (τπος). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLIV, также Игн. к Полик. гл. I, к Смирн. гл. VI., Полик. к Филипп гл. XI. 360 Под этим именем у Климента подразумеваются и собственно, так называемые, пресвитеры, ими поставляемые для совершения священнодействий и разделяющие с ними дело пасения стада Христова. Ниже Климент говорит о тех же пастырях церкви, называя их пресвитерами. 361 Исаии 60:17. Впрочем, Климент изменяет чтение 70 толковников приспособительно к своей мысли, вместо князей (ρχοντας) называя диаконов. 363 Излагая это событие из кн. Числ. гл. 17, Климент прибавляет некоторые подробности, умолчанные в Св. Писании, но заимствованные, вероятно, из иудейского предания. 365 Буквально: О епископском имени (π το νματος); это слово означает также звание, достоинство. 366 Т. е. епископов (в обширнейшем смысле) и диаконов. Замечательно, что Климент говорит об апостолах вообще и называет их нашими, не выставляя особенного авторитета ап. Петра и какого-либо преимущества римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Глава XL Будем соблюдать порядок в церкви, Богом установленный. Будучи убеждены в этом и проникая в глубины божественного ведения, мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы. Также где и чрез кого должно быть это совершаемо, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, чтобы все совершалось свято и благоугодно, и было приятно воле Его. Итак, приятны Ему и блаженны те, которые в установленные времена приносят жертвы свои; ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа. Буквально: место (οο !!!!Перекрестная ссылка). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLI, также Игн. к Полик. гл. I, к Смирн. гл. VI, Полик. к Филипп, гл. XI. Глава XLI Продолжение. Каждый из вас, братья, благодари Бога за свое собственное положение, храня добрую совесть и с благоговением не преступая определенного правила служения своего. Не повсюду, братья, приносятся жертвы непрерывные, или обетные, или жертвы за грех, и жертвы повинности, но только в Иерусалиме, и там не на всяком месте совершается приношение, а пред храмом на жертвеннике, после того как жертва будет осмотрена первосвященником и вышеназванными служителями. Те же, кои делают что-либо вопреки Его воле, наказываются смертию. Видите, братья, чем большего сподобились мы ведения тем большей подлежим опасности. Св. Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством. Глава XLII Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами. Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотою Духа Святого пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: " поставлю епископов их в правде и диаконов в вере " (Ис. 60, 17)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

29. Апол. 1, 66–67. 30. Acta apostolica apocrypha, Lipsius et Bannet II, 1, 193. Соколов. Агапы, 80. 31.  Соколов. Агапы, 57. 32. Апол. 1:13, 14. 33.  Лукиан, О смерти Перегрина 12. 34. «Учение 12 апостолов» гл. 9, 10, 11, 14. 35. Уч. 12 ап., 13. 36.  Bingham I. Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum liber XIII in lat. coment. H. Grischovius, ed. 2, Halae Magdeb. 1754, p. 282. 37. Даже в Риме в половине III b. христиан было 30–50 тыс. ( Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christenthums in der ersten 3 Jahrhunderten, 2 A. 2 B. Leipz. 1906. S. 211–212). Средний же размер епископии II–III можно полагать в 1000–2000 человек. (Мищенко Ф. Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III вв., Киев 1908, стр. 17) Киприан, епископ такого города как Карфаген, знает по имени своих пасомых. (Письмо 33, по др. изд. 41). Бывали епископии и в 12 дворов. ( Harnack A. Die Quellen der sogennanten apostolischen Kirchenordung. Texte und Untersuchunget, II, 5, Leipz. 1886. S. 7. Canones ecclesiastici, c. 16). 38.  Игн. Богоносец. Филад. 2, 4. Ср. Еф 20. Маг. 7, 1 Клим. 40. 39.  Игн. Богоносец. Трал. 7. 40. Уч. 12 ап., 8. 41.  Климент. 1 Кор 40. 42.  Смирнов. Богосл. до IV b., 19. 43.  Поликарп, 12. 44.  Игнатий Богоносец. Еф 10. 45.  Поликарп. 12. 46.  Поликарп. 7. Смирнов. Богосл. до IV b., 21. 47.  Игнатий Богоносец. Рим. 2. 48.  Игн. Б. Еф 4. 49.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. 50.  Блж. Феодорит. Hist. eccles. II, 24. Здесь блж. Феодорит говорит, что когда еп. Леонтий изменил в арианском духе славословие (малое), то пресвитеры Флавиан (по Никите Хониату впоследствии епископ Антиохийский) и Диодор (впосл. еп. Тарсийский), прервав общение с епископом, стали собираться в особые храмы и там петь псалмы антифонно. «Они первые, разделив хор на две половины, установили антифонное пение псалмов Давидовых, и это началось в Антиохии». Известие это примирял с Сократовым еще Никита Хониат путем предположения, что эти пресвитеры только перевели с сирского на греческий антифонные песни, введенные св. Игнатием. ( Филарет (Гумилевский) арх. Черниг.). Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, Черниг. 1864, стр. 51.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010